Строение вещества молекулы и атомы физика 7 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе.

ВложениеРазмер
"Строение вещества. Молекулы. 60 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики в 7 классе

Тема: Строение вещества. Молекулы.

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок повторение пройденного материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

Оборудование : Тарелка с водой, подсолнечное масло, 3 пробирки с водой, одна из которых с подкрашенной водой, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.

1.Растекание капли масла по поверхности воды.

2. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

1. Организационный этап. 1 мин.

2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.

3. Этап повторения знаний. 8 мин.

4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.

5. Этап обобщения и закрепления изученного материала. (компьютерные модели) 13 мин.

6. Рефлексия. 2 мин.

7. Заключительный этап. 2 мин.

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В едином миге – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

I. Организационный этап.

II. Этап постановки целей и задач урока.

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;

*если открыть флакон с духами, то …;

*если нагреть лед, то …;

*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;

*если капнуть каплю масла на воду, то … ;

*если опустить термометр в горячую воду, то …

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.

III. Этап получения новых знаний.

Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем окружающие нас предметы: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик : Только кажутся?

Учитель : Тогда скажите, из чего они состоят?

Ученик: Из отдельных частичек.

Учитель: А что удерживает их друг возле друга?

Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?

Учитель : Почему вы так думаете?

Ученик: Потому что они легче сжимаются.

Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?

Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.Все тела состоят из отдельных частичек.

2.Между этими частичками существует притяжение.

3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

IV. Этап исследовательской работы учащихся.

Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.

Исследовательская работа №1.

В первой пробирке окрашенная жидкость. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другую пробирку с чистой водой. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в трех пробирках при помощи цветовой шкалы и запишите результат и свои наблюдения в тетради.

Исследовательская работа №2.

Капнем каплю растительного масла на поверхность воды. Проследим за ее поведением. Оценим размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах.

Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.

V. Этап обобщения и закрепления нового материала.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод:

Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.

Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются?

Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?

Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.

Учитель: Как эти частицы называются?

Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?

Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.

Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?

Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.

1.Молекулы состоят из атомов.

2.Молекулы различных веществ различны.

Работа в группах

1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?

2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?

3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед каждым из вас находится рисунок, с помощью которого вы должны отметить ваше настроение к концу урока.

VII. Заключительный этап.

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Домашнее задание: § 5,6, ответить на вопросы после параграфов.

Творческое задание: Выполнить исследовательскую работу дома с родителями .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Строение вещества. Молекулы

Презентация к уроку по физике в 7 классе по теме "Строение вещества. Молекулы".

Тест "Строение вещества. Молекулы", 7 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 7 класса по теме "Строение вещества. Молекулы".


конспект урока по теме "Строение вещества. Молекулы"

Строение вещества. Молекулы.

Конспект урока физики в 7 классе "Строение вещества. Молекулы"

Конспект позволяет подготовить урок с использование цифровых образовательных ресурсов, виртуальных опытов и "живого" эксперимента.


Цели урока. Формирование ключевых компетентностей учащихся.

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;

- выбирать условия проведения наблюдения или эксперимента;

- выступать устно и письменно о результатах наблюдения.

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

I. Организационный момент.

Объяснение ученикам целей и задач урока.

II. Выявление имеющихся знаний и умений учащихся.

Учитель выявляет опорные знания учащихся.

1) – Как объяснить тот факт, что кусок мела можно разломить пополам или даже на более мелкие части?

2) – Уголь оставляет след на поверхности, с которой он соприкасался. Доказательством какого положения служит наблюдаемое явление?

3) – Расскажите, как можно наблюдать на опыте растворение краски в большом количестве воды?

4) – Почему трудно наблюдать частицы краски, растворённые в жидкости?

5) – Для окраски помещений широко используют краскораспылители, которые создают тонкий слой покрытия. Какие знания о строении вещества используются для экономии лакокрасочных материалов?

6) – Что вы можете рассказать о строении вещества?

7) – Что можно сказать о расположении частиц вещества?

8) – При охлаждении тело сжалось. Как изменилось расположение частиц вещества?

9) – Где используется тот факт, что между частицами вещества имеются промежутки?

III. Подготовка учащихся к теме урока.

Актуализация усвоенных знаний.

  1. – Что вы знаете о строении вещества?
  2. – Сформулировать известное положение о строении вещества.
  3. – Что явилось основанием для данного положения?
  4. – Какое значение для человека имеет знание этого положения?

- Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на вопрос, почему лёд, вода, пар обладают разными свойствами?

Ставится цель урока.

- Чтобы изучить свойства частиц, из которых состоит вещество, необходимо ответить на вопросы: что это за частицы и какова их структура?

IV. Работа над изучаемым материалом.

Вводится понятие “молекула”.

Учитель раскрывает основные изучаемые положения:

- существование предела делимости вещества;

- молекула – мельчайшая частица вещества.

Далее учитель делает заключение о размерах молекул и способах их определения.

Затем, учитель проводит моделирование вещества и сопоставление модели с действительностью. Для этого учитель обосновывает то, что молекулы – сложные соединения, а затем подчёркивает, что молекулы одного и того же вещества одинаковы (диапозитивы).

Раскрывается значение модели строения вещества для изучения физики.

V. Повторение материала.

- Почему маленькая крупинка краски может изменить цвет большого количества вещества?

- Почему стальной шарик, свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце?

  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооружённым глазом. (Нет)
  2. Объём газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
  3. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)
  4. Атомы состоят из молекул? (Нет)
  5. Плёнка масла, растекаясь по поверхности воды может занять любую площадь. (Нет)
  1. Объём тела при нагревании уменьшается. (Нет)
  2. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
  3. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)
  4. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)
  5. Объём жидкости прн охлаждении уменьшается, т.к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)

VI. Задание на дом.

- Выполнить экспериментальное задание по учебнику.

- Отчёт о выполненной работе сделать в тетради по плану:

1. выполнить рисунок опыта;

2. выделить основные этапы опыта и описать их;

3. продумать, как видоизменить опыт, чтобы изучаемое явление можно было лучше видеть;

4. как фиксировать результаты в опыте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)

Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому.


конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила

конспект к открытому уроку.

план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В разработке для решения обозна.


Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС.


Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 7 кл Раздел 2. Урок 1. Строение вещества. Молекулы.doc

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 1. Строение вещества. Молекулы

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 1. Строение вещества. Молекулы.

- сформировать у учащихся понятие о дискретности вещества;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания;

- развивать умения наблюдать, выдвигать гипотезы, обосновывать свои суждения;

- способствовать воспитанию терпимого отношения к мнению других.

3. Изменение объёма и формы воздушного шарика при сдавливании.

4. Растяжение резинового жгута.

5. Расширение стального шара при нагревании.

6. Расширение подкрашенной воды при нагревании.

7. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

8. Растворение марганцовки в мензурке с водой и наблюдение за изменением цвета раствора при изменении его концентрации.

9. Изготовление модели молекул из пластилина.

II . Постановка учебной задачи.

В своей жизни мы очень часто сталкиваемся с различными физическими явлениями. И нашего жизненного опыта вполне хватает, чтобы объяснить эти явления. Каждый из вас может предположить, чем закончится данный опыт и закончить фразу:

– если термометр поставить в сосуд с горячей водой, то уровень спирта в термометре …

– если кусочек льда опустить в сосуд с кипящей водой, то лед …

– если развязать нить воздушного шара, то …

Вы легко справились с заданиями. Но так ли легко будет ответить на вопросы:

– почему спирт стал занимать больше места при нагревании термометра;

– почему вещества плавятся при нагревании;

– или вы собрались сконструировать аэроплан. Какой материал лучше выбрать для этого? Какими свойствами материала вы будете руководствоваться?

Подобные вопросы вызывают определенные сомнения. И это происходит потому, что нам не хватает сведений о строении веществ.

Именно об этом и пойдет сегодня речь.

Мы с вами поставим ряд опытов, чтобы понять какое же строение имеют различные вещества.

Запись темы урока ( слайд 1 ).

III . Новый материал.

1. Опытное обоснование дискретного строения вещества.

Слайд 2. Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, наблюдая, как вода дробится на мелкие брызги, что кажущийся сплошным песок, состоит из маленьких песчинок, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частичек, между которыми есть промежутки.

Сегодня нам предстоит проделать тот же путь, какой проделывают настоящие учёные: от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя гипотезу на опытах, мы возведём её в ранг закона. В этом и состоит метод научного познания.

Займёмся поисками научных доказательств.

Демонстрация 1 .

Возьмем кусочек мела.

Можно ли его разделить на части?

А еще на более мелкие?

Достаточно провести пальцем по мелу и на нем остается след. Что это? (Это частицы мела).

Опыт показывает, что мел состоит из отдельных частиц.

Демонстрация 2 .

Возьмем воздушный шарик. Приложим к нему усилие. Что вы наблюдаете? (Изменяется объём и форма воздушного шарика под действием приложенного усилия.) Число частиц в шарике не изменилось, а объем и форма изменились. Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения этого опыта? Как объяснить опыт на основе этой гипотезы?

Демонстрация 3 .

Растяжение резинового шнура. (Аналогично предыдущему).

Демонстрация 4 .

Расширение стального шара при нагревании

Демонстрация 5 .

Расширение подкрашенной воды при нагревании.

Демонстрация 6.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Вывод : Все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.

– Если все вещества состоят из отдельных частиц, почему же они кажутся нам сплошными? Ваша гипотеза.

Демонстрация 7 .

Растворение марганцовки в мензурке с водой и наблюдение за изменением цвета раствора при изменении его концентрации.

Вывод (запись в тетрадях):

Все вещества состоят из отдельных частиц

Между частицами есть промежутки.

Эти частицы очень малы, а их число в веществе огромно.

2. Молекулы и атомы.

Запись в тетрадях: Молекула – мельчайшая частица данного вещества.

Попытаемся представить себе размеры молекул:

1. Если бы молекулу увеличить до размеров яблока, то яблоко бы увеличилось до размеров Земли.

2. Если бы на Земле проживало бы столько же людей, сколько молекул содержится в 1 см 3 воздуха, то на каждый её квадратный метр приходилось бы 50 тыс. человек.

Молекулы состоят из более мелких частиц – атомов . Примеры.

Для изображения строения молекул используют модели. Атомы изображают в виде шариков.

Моделирование молекул из пластилина.

Нас окружают тела, состоящие из различных веществ. Молекулы различных веществ различны. Они различаются размерами, массой, строением.

Молекулы одного и того же вещества одинаковы . Пример.

Из-за малых размеров молекулы невидимы невооружённым глазом. Но они невидимы и в обычный оптический микроскоп, который использует свет. Наиболее крупные молекулы удалось сфотографировать с помощью электронного микроскопа, который использует пучок электронов (увеличение достигает несколько сот тысяч). Рассмотрите рис. 20 на стр. 19 учебника.

IV . Закрепление.

– Что вы узнали о строении вещества?

– Почему не видны частицы, из которых состоят вещества?

– Как объяснить высыхание белья после стирки?

– Вы делаете уроки, а из кухни доносится запах жареной картошки. Как это могло произойти? Можно было бы объяснить распространение запахов, если бы не было промежутков между молекулами?

– Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо?

V. Домашнее задание:

1) §§ 7, 8 – пересказ по вопросам к параграфам;

2) Принести калькулятор.

Выбранный для просмотра документ 7 кл Раздел 2. Урок 1. Строение вещества. Молекулы.ppt

7 класс Урок 1. Строение вещества  Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ №.

Описание презентации по отдельным слайдам:

7 класс Урок 1. Строение вещества  Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ №.

7 класс Урок 1. Строение вещества  Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

Строение вещества Найти одно научное доказательство для меня значит больше, ч.

Строение вещества Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством. Демокрит Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.)

Опыты Все вещества состоят из отдельных частиц Между частицами есть промежутк.

Опыты Все вещества состоят из отдельных частиц Между частицами есть промежутки. Эти частицы очень малы, а их число в веществе огромно.

Молекула Молекула – мельчайшая частица данного вещества. Земля (12 742 км) Яб.

Молекула Молекула – мельчайшая частица данного вещества. Земля (12 742 км) Яблоко (12 см) Молекула воды (0,000 000 3 мм)

Молекула Молекула – мельчайшая частица данного вещества. 1 см 271018 50 тыс.

Молекула Молекула – мельчайшая частица данного вещества. 1 см 271018 50 тыс. 1 кв. м

Модели молекул Модель молекулы воды Модель молекулы водорода Модель молекулы.

Модели молекул Модель молекулы воды Модель молекулы водорода Модель молекулы кислорода Атом водорода Атом кислорода О Н Н2О Н2 О2 Молекулы состоят из атомов. Молекула

Молекулы различных веществ различны. Молекула О Н С Атом водорода Атом кислор.

Молекулы различных веществ различны. Молекула О Н С Атом водорода Атом кислорода Атом углерода Модель молекулы спирта (этанола) Модель молекулы сахара О Н Н Модель молекулы воды

Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Молекула

Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Молекула

Молекула Оптический микроскоп Электронный микроскоп Молекула – мельчайшая час.

Молекула Оптический микроскоп Электронный микроскоп Молекула – мельчайшая частица данного вещества. Атомы лития Атомы углерода

Домашнее задание § 7, 8 – пересказ по вопросам к параграфам устно. Принести к.

Домашнее задание § 7, 8 – пересказ по вопросам к параграфам устно. Принести калькулятор.

Урок по физике в 7 классе по теме “ Строение вещества. Молекулы и атомы” на основе системно – деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС ООО, с приложением технологической карты урока (Приложение 4)

Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала.

  • развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
    создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,
  • сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон

  • Сингл Релли Робин – подумать – обсудить – сделать – записать;
  • Зум Ин – первичная проверка знаний;
  • Генеративные (вовлечение в процессе познания);
  • Конструктивные (построение новых знаний);
  • Фасилитирующие (развитие собственного мышления);
  • Билетик на выход (рефлексия учебных действий);
  • Тэйк Оф – Тач Даун (для получения информации о качестве выполнения заданий классом) /встать – сесть/.
    Организационный момент (1 мин);
  1. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
  2. Этап получения новых знания (8 мин);
  3. Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);
  4. Этап обобщения и закрепления нового материала (13 мин);
  5. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);
  6. Рефлексия (2 мин).

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

II. Целеполагание и мотивация

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.

Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?

Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее “устройство” тел.

Как вы думаете, какая тема урока “ожидает” нас сегодня?

Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы

1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?

2. Какими размерами и массами определяются частицы вещества?

3. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?

4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока “Строение вещества. Молекулы и атомы” (слайд № 3)

III. Первичное усвоение новых знаний

Вы не поверите, но вопросами внутреннего “устройства” тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит (слайд № 4), держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части? (Действенные генеративные вопросы)

Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится “неделимый”. Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.

Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 “Строение вещества” (Приложение1). Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Есть два способа: прямое (слайд № 5) и экспериментальное (слайд № 6). Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не в каждой физической лаборатории есть такое оборудование, поэтому воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул.

Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.


А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу. (Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. /В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом/

Почему же так происходит? (Действенные конструктивные вопросы)

Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла d=1,6*10 -9 м=1,6 нм (нанометр).

Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили. (слайд № 11)

Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы (слайд № 12), молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы (слайд № 13). На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…

IV. Первичная проверка понимания

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами? (Действенные фасильтирующие вопросы)

Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу. (Сингал Релли Робин)

Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием. (Тэйк – Оф – Тач Даун). Спасибо!

V. Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения

Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик. (Зум Ин)

Подумали, обсудили в парах. (Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что он сам думает, как он сам ответил)

VII. Подведение итогов урока

“Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей”. Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.

Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания: (Приложение 2) рефлексия учебных знаний. (слайд № 15-16)

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.(слайд № 17) На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– параграфы 7-8; вопросы;

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: “Что тебе понравилось на уроке?”. Рефлексия учебных действий (Приложение 3).

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) под ред. А.Г. Асмолова. – 2 е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Технология подготовки урока в современной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).

3. Разумовский В.Г., Майер В.В. Проблемы ФГОС и научной грамотности школьников или новый стандарт образования в действии: обучение и воспитание творчески мыслящей личности на уроках физики. // Физика в школе. – 2012. - №5.

4. Найденов А.М. Новые образовательные стандарты как средство развития учащихся. // Физика в школе. – 2012. - №5

5. Фещенко Т.С., Чурилов В.И. Учимся работать по новым стандартам. Новое качество работы учителя – новые успехи ученика. // Физика. Все для учителя. – 2012. - №6.

6. Я. И. Перельман. Занимательная физика: книга 1. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

7. А.В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: “Дрофа”, 2008.

Читайте также: