Строение вещества молекулы броуновское движение конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

7 класс. Урок 5. Строение вещества. Молекулы.

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

Цель: Дать представление о дискретности вещества, первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.

Демонстрации: Модели молекул воды и кислорода. Модель броуновского движения. Мензурка, стакан с водой. Краситель. Пульверизатор. Мячик. Металлический шар с кольцом. Штуцер, кусок шланга и кипяток. Таблица Менделеева. Смешивание спирта и воды. Камушки и речной песок.

1. Организационный момент

2. Повторение материала

Что называют веществом? (все то, из чего состоят физические тела)

Что такое материя? (все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и т.д.))

Что значит измерить какую-либо величину? (сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу)

Каковы единицы длины, времени, массы в СИ?

Как определяется цена деления шкалы измерительного прибора?

3. Новый материал

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Представление о размерах молекул. Опытные доказательства движения молекул – броуновское движение.

Мудрец говорит своему ученику

Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая.

Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.

Наполнился? – спросил он.

Наполнился, – ответил ученик.

После этого поверх камней мудрец насыпал песок.

Снова наполнился?

А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.

Объяснить происходящее несложно. Между камнями есть промежутки, куда помещаются песчинки, а между песчинками есть промежутки, куда просачивается вода. Но есть ли промежутки между частицами воды? И существуют ли частицы, еще более мелкие, чем частицы воды?

Задолго до нашей эры народы Древнего Востока накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерений земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.

Но людей перестало устраивать только наблюдение и описание различных природных явлений. Они стали стремиться объяснить, почему явления происходят так, а не иначе. Например, почему газ легко сжать, а твердое тело и жидкость – очень трудно. Для того чтобы ответить на эти вопросы, и многие другие, надо знать строение вещества. Изучив строение веществ, можно объяснить их свойства, а также создать новые материалы.

Так еще древнегреческий ученый Демокрит предположил, что все вещества состоят из мельчайших частичек.

Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Рассмотрим некоторые из них.

Поставим ряд опытов, чтобы понять, какое же строение имеют различные вещества.

Возьмем кусочек мела. Можно ли его разделить на части? Да, безусловно, можно. А еще на более мелкие части? Можно. В итоге, мел можно превратить в пыль и от этого он не потеряет свои свойства. Существует ли предел деления?

В этом сосуде подкрашенная жидкость. Можно ли разделить ее на более мелкие порции? Возьмем второй стакан и отольем немного жидкости. Что находится в стакане? Частицы жидкости. А можно ли жидкость разделить на более мелкие порции? Можно. Возьмем еще один стакан и отольем туда еще часть жидкости. Наконец, жидкость можно разделить на необычайно маленькие порции, распыляя ее из пульверизатора.

Можно сделать вывод: любое вещество состоит из частиц.

А каково расположение частиц в веществе, соприкасаются они друг с другом или находятся на некотором расстоянии друг от друга?

Для ответа на этот вопрос проведем следующие эксперименты.

Возьмем мячик, если приложить усилия, можно заметно сжать его. При этом число частиц в шарике остается тем же самым, но форма и объем шарика изменяются.

Или возьмем полоску резины от камеры и попробуем ее растянуть.

Из этих экспериментов можно сделать вывод, что: между частицами вещества есть промежутки, которые либо уменьшаются, либо увеличиваются в зависимости от приложенного усилия.

Еще один интересный вопрос:

Как ведут себя частицы в веществе, находятся в движении или покое?

И снова проведем эксперимент.

Возьмем стакан с чистой водой и капнем в него немного красителя. Мы наблюдаем, что постепенно вся вода окрашивается.

Какой напрашивается ответ на поставленный нами вопрос о поведении частиц?

Вывод: частицы в веществе находятся в постоянном движении.

В ходе проведенных экспериментов мы убедились, что вещества состоят из частиц. Но мы с вами видим различные предметы – это и стол, и доска, и стеклянный сосуд, цельными. Мы утверждаем, что все они состоят из частиц, но почему же мы не видим эти частицы?

Оказывается, частицы, из которых состоят тела, очень малы, и увидеть их можно только при помощи специальных электронных микроскопов. Поэтому все тела, которые мы видим, воспринимаются нами цельными.

В ходе проведенных экспериментов мы с вами пришли к следующим выводам:

Все вещества состоят из частиц.

Между частицами имеются промежутки.

Частицы находятся в постоянном хаотичном движении.

Частицы имеют очень малый размер.

А теперь выясним, как зависит расстояние между частицами от температуры вещества. Для этого снова обратимся к эксперименту.

Возьмем металлический шарик, который в обычных условиях проходит через кольцо. Нагреем шарик. Попробуем вновь поместить его в кольцо. Мы видим, что шарик застревает в кольце.

Можно сделать вывод о том, что объем шарика увеличился. Это доказывает, что: промежутки между частицами могут изменяться: увеличиваться при увеличении температуры и уменьшаться при понижении температуры. Происходит это за счет увеличения скорости движения частиц (изменение амплитуды раскачивания).

На этом принципе основано действие самого обыкновенного термометра, столбик которого состоит из подкрашенного спиртового раствора. При повышении температуры раствор начинает увеличиваться в объеме, промежутки между частицами увеличиваются, и столбик движется вверх, показывая все более высокую температуру (продемонстрировать).

Вот поэтому нельзя заполнять чайник или кастрюлю доверху водой для кипячения, так как вода расширится и прольется.

Где мы на практике можем использовать свойство расширения тел?

Например, чтобы легко одеть шланг на штуцер, достаточно подержать шланг немного в горячей воде или на солнышке, и он легко оденется на штуцер. Или, например, тугую капроновую крышку подержать в горячей воде и она легко оденется на горлышко банки.

Мельчайшие частицы, из которых состоят тела, были названы молекулами (в переводе с латинского "маленькая масса").

Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

Из-за очень малых размеров молекулы невидимы невооруженным взглядом или в обычные микроскопы. Но при помощи электронного микроскопа удалось сфотографировать наиболее крупные из них. На рисунке 20 учебника показано расположение молекул белка. Молекулы разных веществ отличаются друг от друга размерами, но молекулы одного и того же вещества одинаковы. Нельзя, например, отличить воду, полученную из сока или молока, от воды, полученной путем перегонки морской воды, т.к. молекулы воды одинаковы.

Но молекулы – не самые маленькие частицы, они состоят из атомов. Атомы в свою очередь делятся еще на более мелкие частицы.

Например, наименьшая частица воды – это молекула воды. Она состоит из трех атомов: Двух атомов водорода и одного атома кислорода.

В ходе урока мы выяснили, что тела состоят из вещества, вещество состоит из молекул, молекулы – из атомов, строение атомов мы изучим позже. А также узнали, какими свойствами обладают молекулы и атомы.

4. Закрепление материала

Из чего состоят тела?

Из чего состоят вещества?

Как меняется объем тела при изменении расстояния между частицами?

Что такое молекула?

Из чего состоят молекулы вещества?

Почему не видны частицы, из которых состоят тела?

Как зависит объем тела от температуры?

Задачи по данной теме:

Задачи №46–50, 52–54, 72–74, 78–80 (А.В. Перышкин, сборник задач по физике)

5. Домашнее задание

Планируемые результаты обучения

Личностные: сформировать познавательный интерес к предмету, убежденность в познаваемости природы, самостоятельность в приобретении практических умений при работе с электронным приложением.

Частные предметные: понимать, что такое молекула, броуновское движение, объяснять броуновское движение, использовать знания о дискретности вещества в повседневной жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по физике в 7 классе

учитель Тамарова Ирина Сергеевна
Тема урока: Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

Цель урока: Изучение сущности процесса диффузии, наблюдение явления диффузии в природе, технике и быту.

Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ , вследствие движения молекул;
- сформировать представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;
- представление о значении диффузии для неживой и живой природы.
Развивающие:
- учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка;
- развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе формулировать логические выводы;
- развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- формирование умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе;
- воспитывать умение видеть физику вокруг себя, в различных областях жизнедеятельности.
Планируемые результаты: уметь описывать и объяснять явление диффузии, видеть проявление этого явления в окружающем нас мире.

Оборудование кабинета к уроку: чашки Петри, перманганат калия, пинцеты, пластиковые стаканы, кофе, холодная и тёплая вода.

Современному человеку нельзя обойтись без знаний основ физики, чтобы иметь правильное представление об окружающем нас мире. Сегодня мы продолжим изучать законы природы.

Повторение изученного материала.
Михаил Васильевич Ломоносов в 1745 году разграничил понятия атом и молекула.
Что такое молекула? (Молекула – наименьшая частица вещества)
Из чего состоят молекулы? (Молекулы состоят из атомов)
Опишите опыт, с помощью которого можно оценить размеры молекул?
Из каких частиц состоит молекула воды?
Можно ли утверждать, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разные – различные по размерам и форме?
Справедливо ли утверждение о том, что при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах?
Можно ли говорить, что при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами?

В начале урока мы наблюдали процесс диффузии в газах. А возможна ли диффузия в жидкостях?
На ваших столах стоят чашки Петри с водой. Бросьте несколько кристалликов перманганата калия в воду. Не забываем про технику безопасности: избегайте контакта кожи и слизистых оболочек с кристаллами перманганата калия.

- Что вы наблюдаете?

- Быстро ли растворяются кристаллики марганцовки? Почему?

- Благодаря чему происходит растворение кристалликов марганцовки в воде?

- Возможен ли процесс диффузии в твердых телах?

Приведу вам пример. Если отшлифованные пластины свинца и золота положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.

-Какой вывод можно сделать по приведенному примеру?

Диффузия в твёрдых телах происходит чрезвычайно медленно.

- Как вы думаете, почему?

Давайте посмотрим как протекает диффузия в твёрдых телах в природе.

-Какой вывод можно сделать по результатам рассмотрения диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?

Молекулы веществ находящихся в любом агрегатном состоянии, непрерывно двигаются, т.е. диффузия происходит и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах.

- А что можно сказать о скорости протекания диффузии в различных агрегатных состояниях вещества?

Молекулы газов свободны, так как расстояние между молекулами много больше размеров молекул, двигаются с большими скоростями. Молекулы жидкостей расположены так же беспорядочно, как и в газах, но значительно плотнее друг к другу и поэтому взаимодействуют друг с другом сильнее, чем в газах. Каждая молекула, находясь в окружении соседних молекул, как бы топчется на одном месте и медленно перемещается внутри жидкости. Молекулы твердых веществ расположены в строгом порядке, образовывая пространственную решетку, чем обеспечивается сохранение формы и объема твердого тела. Частицы твердого тела совершают колебания около положения равновесия, которое остается неизменным очень продолжительное время. Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

Таким образом, мы познакомились с одной из закономерностей диффузии:

Диффузия протекает в веществах, находящихся в различных агрегатных состояниях, но с разной скоростью. Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

Слайд 6
Как вы думаете, в каких средах диффузия происходит быстрее? От чего еще зависит скорость диффузии? Проведём ещё один опыт:

В два одинаковых стакана налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. Помните о технике безопасности.

Бросьте в стаканы несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаете, что происходит.

Имеет ли здесь место явление диффузии? Почему?

Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в стакане с холодной водой и с теплой водой?

Скорость диффузии увеличивается с ростом температуры, так как молекулы взаимодействующих тел начинают двигаться быстрее.

Процесс диффузии ускоряется с увеличением температуры. Таким образом, явление диффузии протекает по-разному при разной температуре: чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия.

Диффузия в промышленности.

Ребята, а где мы встречаемся с процессом диффузии в повседневной жизни?
Засолка и засахаривание, смешивание различных ингредиентов при приготовлении пищи, склеивание поверхностей.

Подведение итогов. Рефлексия.

Тест Распечатан на листах для каждого ( 5 мин)

1. Какое из приведенных ниже утверждений верно?

А) только газы состоят из молекул

Б) только жидкости состоят из молекул

В) все тела состоят из молекул

2. В каких телах диффузия, при одинаковых температурах, происходит быстрее?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом уроке мы узнаем, из чего состоят вещества, чем одно вещество отличается от другого.

Известно, что физические тела состоят из вещества. Например, стакан изготовлен из стекла, чайник – из металла, мяч – из резины.

Это одно и то же вещество: лед – твердое тело, вода – жидкость, пар – газообразное состояние воды, но внешне они разные. Вода течет, лед сохраняет свою форму, пар постепенно распространяется по всему помещению. Одно и то же тело может быть твердым, жидким и газообразным и иметь разные свойства. Почему? Как устроено вещество? Этот вопрос интересовал людей очень давно. Еще 2500 лет назад древнегреческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта гипотеза превратилась в XVIII веке.

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

Дать представление о дискретности вещества, дать первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул

Кратковременная самостоятельная работа.

Какие из перечисленных слов означают вещество, а какие - физическое тело:

а) ртуть, ртутный термометр;

б) лед, ледяная сосулька;

в) роса, капля росы?

Какие из перечисленных слов означают физическое явление, физическую величину, вещество, прибор:

Перечислите измерительные приборы, с помощью которых можно измерить:

б) продолжительность полета;

в) температуру воздуха;

г) объем жидкости.

Запишите число 2000 в стандартном виде.

Выразите 25 мм в метрах. Запишите ответ в стандартном виде.

Какие явления изучают в физике?

Перечислите известные вам физические термины и понятия.

Изучение нового материала

В этом уроке мы узнаем, из чего состоят вещества, чем одно вещество отличается от другого.

Известно, что физические тела состоят из вещества. Например, стакан изготовлен из стекла, чайник – из металла, мяч – из резины.

Это одно и то же вещество: лед – твердое тело, вода – жидкость, пар – газообразное состояние воды, но внешне они разные. Вода течет, лед сохраняет свою форму, пар постепенно распространяется по всему помещению. Одно и то же тело может быть твердым, жидким и газообразным и иметь разные свойства. Почему? Как устроено вещество? Этот вопрос интересовал людей очень давно. Еще 2500 лет назад древнегреческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта гипотеза превратилась в XVIII веке.

Чтобы раскрыть суть теории о строении вещества, поставим опыты.

После обсуждения мы пришли к выводу, что можно, но существует предел деления вещества. Дробить пылинку можно до получения молекулы, которая является мельчайшей частицей вещества. Очень важно запомнить, что молекула сохраняет все физические и химические свойства вещества.

Откройте тетради. Запишите тему сегодняшнего урока. И определение. Молекула- мельчайшая частица данного вещества.

В свою очередь, молекула состоит из атомов, не делящихся при химических превращениях. Молекула может состоять из одинаковых или различных атомов, например, молекула воды (Н2О), молекула гемоглобина (1400 атомов), молекула белка (тысячи атомов).

Используя знания из курса биологии, географии, или опираясь на ваш жизненный опыт кто-нибудь может рассказать о значении воды в жизни человека, о роли гемоглобина и белков в организме человека.

Для ответа на этот вопрос посмотрите на таблицу Менделеева.

Хочу обратить внимание на то, что есть тела, состоящие из атомов, например, алмаз. У них нет отдельных молекул.

Но вы спросите, если все тела состоят из отдельных частиц, почему они нам кажутся сплошными?

Дело в том, что эти частицы очень малы, увидеть их невооруженным глазом невозможно. Чтобы убедиться в этом, поставим еще один опыт.

Опыт. Растворение кристаллов марганцовки в воде. (см стр. 19)

! Растворение происходит до тех пор, пока не останется мельчайшая частица, сохраняющая свойства вещества.

О делимости также свидетельствует распространение запахов.

Демонстрационные опыты

Распространение запаха духов.

В: Как же расположены частицы в этих телах? Вплотную или между ними существуют промежутки?

Делаем вывод: все тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки.

О: Изменение объема свидетельствует о том, что между молекулами имеются промежутки.

Предлагаю провести опыты, подтверждающие этот вывод. В учебнике на стр. 17-18 представлены опыты с шаром и кольцом и нагреванием воды в колбе. Также, ярким примером в быту является ртутный термометр. При нагревании объем тела увеличивается, при охлаждении – уменьшается.

Но мы с вами для большей наглядности проделаем следующие опыты, которые доказывают наличие промежутков между частицами.

Демонстрационные опыты

Смешиваем по 20 мл воды и спирта

Результат: смеси оказывается меньше

стакана гороха смешиваем с стакана манной крупы

Результат: объем смеси полученной в стакане получится меньше стакана

Вывод: При смешивании частицы одной из них займут свободные промежутки между частицами другой.

Опыт, подтверждающий не только то, что вещества состоят из отдельных молекул, но и находятся в непрерывном хаотическом движении, был проделан Р. Броуном. В 1827 году Броун открыл движение пыльцевых зёрен в жидкости (позднее названное его именем). Исследуя пыльцу под микроскопом, он установил, что в растительном соке плавающие пыльцевые зёрна двигаются совершенно хаотически зигзагообразно во все стороны. Демонстрация модели броуновского движения.

Причины хаотического движения броуновской частицы - это следствие того, что среда, в которой находится частица, состоит из молекул. Молекулы, непрерывно и хаотично двигаясь, сталкиваются с частицей и толкают ее то в одну, то в другую сторону.

Закрепление изученного материала:

Давайте порешаем задачи.

Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет очень заметно похудела. Священники в панике: Кто-то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло?

Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло?

Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки. Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?

Какой же длины Октябрьская железная дорога?

На вопрос: “Какой длины Октябрьская железная дорога?” — кто-то ответил:

— Шестьсот сорок километров в среднем; летом метров на триста длиннее, чем зимой.

Неожиданный ответ этот не так нелеп, как может показаться. Если длиной железной дороги называть длину сплошного рельсового пути, то он и в самом деле должен быть летом длиннее, чем зимой. Не забудем, что от нагревания рельсы удлиняются — на каждый градус Цельсия более чем на одну 100000-ю своей длины. В знойные летние дни температура рельса может доходить до 30 — 40° и выше; иногда рельс нагревается солнцем так сильно, что обжигает руку. В зимние морозы рельсы охлаждаются до — 25° и ниже. Если остановиться на разнице в 55° между летней и зимней температурой, то, умножив общую длину пути 640 км на 0,00001 и на 55, получим около 1/3 км. Выходит, что и в самом деле рельсовый путь между Москвой и Ленинградом летом на треть километра, т. е. примерно метров на триста, длиннее, нежели зимой.

Изменяется здесь, конечно, не длина дороги, а только сумма длин всех рельсов. Это не одно и то же, потому что рельсы железнодорожного пути не примыкают друг к другу вплотную: между их стыками оставляются небольшие промежутки — запас для свободного удлинения рельсов при нагревании.

Домашнее задание

§7-8, вопросы к параграфу. Подготовиться к лабораторной работе №2. Прочитать дополнительный материал на стр. 172 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из главных отличий современного урока от традиционного состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода

состоит в следующем:

ученик принимает проблемную ситуацию;

вместе выявляют проблему;

учитель управляет поисковой деятельностью;

ученик осуществляет самостоятельный поиск;

Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала.

Задачи:

образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент (1 мин);

Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);

Этап получения новых знания (8 мин);

Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);

Этап обобщения и закрепления нового материала (13 мин);

Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);

Рефлексия (2 мин).

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

II. Целеполагание и мотивация

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.

Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?

Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы

1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?

2. Какими размерами и массами определяются частицы вещества?

3. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?

4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?

III. Первичное усвоение новых знаний

Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.


А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. /В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом/

Почему же так происходит? (Действенные конструктивные вопросы)


Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6 нм (нанометр).

Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили. (слайд № 11)

Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы (слайд № 12), молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы (слайд № 13). На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…

IV. Первичная проверка понимания

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами? (Действенные фасильтирующие вопросы)

Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин)

Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием. (Тэйк – Оф – Тач Даун). Спасибо!

V. Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения.

VI. Первичное закрепление новых знаний: Видео вопрос «Тепловое расширение твердого тела

Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик. (Зум Ин)

Подумали, обсудили в парах.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что он сам думает, как он сам ответил)

VII. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока.

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

IX. Рефлексия

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!

Главной методической целью урока при системно-деятельностном обучении является создание условий для проявления познавательной активности учеников. В связи с чем изменяется и характер деятельности учителя и характер деятельности ученика:

1. При проведении организационного момента прозвучало не только приветствие, проведена проверка готовности к уроку, но и было обращено внимание на создание эмоционального настроя учащихся;

2. На этапе урока целеполагание и мотивация учащиеся формулируют

тему урока и цели урока самостоятельно;

4. На этапе урока первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты.

5. При первичном закреплении учащиеся подводят итог урока.

6. Этап урока информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению проводится.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Меня удивило…

Читайте также: