Строение клетки эндоплазматическая сеть комплекс гольджи лизосомы клеточные включения конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Классификация органоидов. Эндоплазматическая сеть

Мы про­дол­жа­ем изу­чать ор­га­но­и­ды клет­ки.

Все ор­га­но­и­ды де­лят­ся на мем­бран­ные и немем­бран­ные.

Немем­бран­ные ор­га­но­и­ды мы рас­смот­ре­ли на преды­ду­щем за­ня­тии, на­пом­ним, что к ним от­но­сят­ся ри­бо­со­мы, кле­точ­ный центр и ор­га­но­и­ды дви­же­ния.

Среди мем­бран­ных ор­га­но­и­дов раз­ли­ча­ют од­но­мем­бран­ные и дву­мем­бран­ные.

В этой части курса мы рас­смот­рим од­но­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды: эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть, ап­па­рат Голь­д­жи и ли­зо­со­мы.

Кроме этого, мы рас­смот­рим вклю­че­ния – непо­сто­ян­ные об­ра­зо­ва­ния клет­ки, ко­то­рые воз­ни­ка­ют и ис­че­за­ют в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти клет­ки.

Эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

Одним из самых важ­ных от­кры­тий, сде­лан­ных с по­мо­щью элек­трон­но­го мик­ро­ско­па, было об­на­ру­же­ние слож­ной си­сте­мы мем­бран, про­ни­зы­ва­ю­щей ци­то­плаз­му всех эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток. Эта сеть мем­бран в даль­ней­шем по­лу­чи­ла на­зва­ние ЭПС (эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети) (рис. 1) или ЭПР (эн­до­плаз­ма­ти­че­ско­го ре­ти­ку­лу­ма). ЭПС пред­став­ля­ет си­сте­му тру­бо­чек и по­ло­стей, про­ни­зы­ва­ю­щей ци­то­плаз­му клет­ки.



Рис. 1. Эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

Слева – среди дру­гих ор­га­но­и­дов клет­ки. Спра­ва – от­дель­но вы­де­лен­ная

Мем­бра­ны ЭПС (рис. 2) имеют такое же стро­е­ние, как и кле­точ­ная или плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на (плаз­ма­лем­ма). ЭПС за­ни­ма­ет до 50% объ­е­ма клет­ки. Она нигде не об­ры­ва­ет­ся и не от­кры­ва­ет­ся в ци­то­плаз­му.

Раз­ли­ча­ют глад­кую ЭПС и ше­ро­хо­ва­тую, или гра­ну­ляр­ную ЭПС (рис. 2). На внут­рен­них мем­бра­нах ше­ро­хо­ва­той ЭПС рас­по­ла­га­ют­ся ри­бо­со­мы – здесь идет син­тез бел­ков.


Ше­ро­хо­ва­тая ЭПС (слева) несет на мем­бра­нах ри­бо­со­мы и от­ве­ча­ет за син­тез белка в клет­ке. Глад­кая ЭПС (спра­ва) не со­дер­жит ри­бо­сом и от­ве­ча­ет за син­тез уг­ле­во­дов и ли­пи­дов.

На по­верх­но­сти глад­кой ЭПС (рис. 2) идет син­тез уг­ле­во­дов и ли­пи­дов. Ве­ще­ства, син­те­зи­ро­ван­ные на мем­бра­нах ЭПС, пе­ре­но­сят­ся в тру­боч­ки и затем транс­пор­ти­ру­ют­ся к ме­стам на­зна­че­ния, где де­по­ни­ру­ют­ся или ис­поль­зу­ют­ся в био­хи­ми­че­ских про­цес­сах.

Ше­ро­хо­ва­тая ЭПС лучше раз­ви­та в клет­ках, ко­то­рые син­те­зи­ру­ют белки для нужд ор­га­низ­ма, на­при­мер, бел­ко­вые гор­мо­ны эн­до­крин­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка. А глад­кая ЭПС – в тех клет­ках, ко­то­рые син­те­зи­ру­ют са­ха­ра и ли­пи­ды.

В глад­кой ЭПС на­кап­ли­ва­ют­ся ионы каль­ция (важ­ные для ре­гу­ля­ции всей функ­ций кле­ток и це­ло­го ор­га­низ­ма).

2. Комплекс (аппарат) Гольджи

Струк­ту­ру, из­вест­ную се­год­ня как ком­плекс или ап­па­рат Голь­д­жи (АГ) (рис. 3), впер­вые об­на­ру­жил в 1898 году ита­льян­ский уче­ный Ка­мил­ло Голь­д­жи (Ис­точ­ник).

По­дроб­но изу­чить стро­е­ние ком­плек­са Голь­д­жи уда­лось зна­чи­тель­но позже с по­мо­щью элек­трон­но­го мик­ро­ско­па. Эта струк­ту­ра со­дер­жит­ся прак­ти­че­ски во всех эу­ка­ри­о­ти­че­ских клет­ках, и пред­став­ля­ет собой стоп­ку упло­щен­ных мем­бран­ных ме­шоч­ков, т. н. ци­стерн, и свя­зан­ную с ними си­сте­му пу­зырь­ков, на­зы­ва­е­мых пу­зырь­ка­ми Голь­д­жи.



Рис. 3. Ком­плекс Голь­д­жи

Слева – в клет­ке, среди дру­гих ор­га­но­и­дов.

Спра­ва – ком­плекс Голь­д­жи с от­де­ля­ю­щи­ми­ся от него мем­бран­ны­ми пу­зырь­ка­ми

Во внут­ри­кле­точ­ных ци­стер­нах на­кап­ли­ва­ют­ся ве­ще­ства, син­те­зи­ро­ван­ные клет­кой, т. е. белки, уг­ле­во­ды, ли­пи­ды.

В этих же ци­стер­нах ве­ще­ства, по­сту­пив­шие из ЭПС, пре­тер­пе­ва­ют даль­ней­шие био­хи­ми­че­ские пре­вра­ще­ния, упа­ко­вы­ва­ют­ся в мем­бран­ные пу­зырь­ки и до­став­ля­ют­ся к тем ме­стам клет­ки, где они необ­хо­ди­мы. Они участ­ву­ют в до­строй­ке кле­точ­ной мем­бра­ны или вы­де­ля­ют­ся на­ру­жу (сек­ре­ти­ру­ют­ся) из клет­ки.

Ком­плекс Голь­д­жи по­стро­ен из мем­бран и рас­по­ло­жен рядом с ЭПС, но не со­об­ща­ет­ся с её ка­на­ла­ми.

Все ве­ще­ства, син­те­зи­ро­ван­ные на мем­бра­нах ЭПС (рис. 2), пе­ре­но­сят­ся в ком­плекс Голь­д­жи в мем­бран­ных пу­зырь­ках, ко­то­рые от­поч­ко­вы­ва­ют­ся от ЭПС и сли­ва­ют­ся затем с ком­плек­сом Голь­д­жи, где они пре­тер­пе­ва­ют даль­ней­шие из­ме­не­ния.

Одна из функ­ций ком­плек­са Голь­д­жи – сбор­ка мем­бран. Ве­ще­ства, из ко­то­рых со­сто­ят мем­бра­ны – белки и ли­пи­ды, как вы уже зна­е­те, – по­сту­па­ют в ком­плекс Голь­д­жи из ЭПС.

В по­ло­стях ком­плек­са со­би­ра­ют­ся участ­ки мем­бран, из ко­то­рых об­ра­зу­ют­ся осо­бые мем­бран­ные пу­зырь­ки (рис. 4), они пе­ре­дви­га­ют­ся по ци­то­плаз­ме в те места, где необ­хо­ди­ма до­строй­ка мем­бра­ны.


Рис. 4. Син­тез мем­бран в клет­ке ком­плек­сом Голь­д­жи (см. видео)

В ком­плек­се Голь­д­жи син­те­зи­ру­ют­ся прак­ти­че­ски все по­ли­са­ха­ри­ды, необ­хо­ди­мые для по­стро­е­ния кле­точ­ной стен­ки кле­ток рас­те­ний и гри­бов. Здесь они упа­ко­вы­ва­ют­ся в мем­бран­ные пу­зырь­ки, до­став­ля­ют­ся к кле­точ­ной стен­ке и сли­ва­ют­ся с ней.

Таким об­ра­зом, ос­нов­ные функ­ция ком­плек­са (ап­па­ра­та) Голь­д­жи – хи­ми­че­ское пре­вра­ще­ние син­те­зи­ро­ван­ных в ЭПС ве­ществ, син­тез по­ли­са­ха­ри­дов, упа­ков­ка и транс­порт ор­га­ни­че­ских ве­ществ в клет­ке, фор­ми­ро­ва­ние ли­зо­со­мы.

3. Лизосомы

Ли­зо­со­мы (рис. 5) об­на­ру­же­ны у боль­шин­ства эу­ка­ри­о­ти­че­ских ор­га­низ­мов, но осо­бен­но много их в клет­ках, ко­то­рые спо­соб­ны к фа­го­ци­то­зу. Они пред­став­ля­ют собой од­но­мем­бран­ные ме­шоч­ки, на­пол­нен­ные гид­ро­ли­ти­че­ски­ми или пи­ще­ва­ри­тель­ны­ми фер­мен­та­ми, та­ки­ми как ли­па­зы, про­те­азы и нук­ле­азы, т. е. фер­мен­ты, ко­то­рые рас­щеп­ля­ют жиры, белки и нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты.


Рис. 5. Ли­зо­со­ма – мем­бран­ный пу­зы­рек, со­дер­жа­щий гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты

Со­дер­жи­мое ли­зо­сом имеет кис­лую ре­ак­цию – для их фер­мен­тов ха­рак­те­рен низ­кий оп­ти­мум pH. Мем­бра­ны ли­зо­со­мы изо­ли­ру­ют гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты, не давая им раз­ру­шать дру­гие ком­по­нен­ты клет­ки. В клет­ках жи­вот­ных ли­зо­со­мы имеют округ­лую форму, их диа­метр – от 0,2 до 0,4 мик­рон.

В рас­ти­тель­ных клет­ках функ­цию ли­зо­сом вы­пол­ня­ют круп­ные ва­ку­о­ли. В неко­то­рых рас­ти­тель­ных клет­ках, осо­бен­но по­ги­ба­ю­щих, можно за­ме­тить неболь­шие тель­ца, на­по­ми­на­ю­щие ли­зо­со­мы.

4. Клеточные включения

Скоп­ле­ние ве­ществ, ко­то­рые клет­ка де­по­ни­ру­ет, ис­поль­зу­ет для своих нужд, или хра­нит для вы­де­ле­ния вовне, на­зы­ва­юткле­точ­ны­ми вклю­че­ни­я­ми.

Среди них зерна крах­ма­ла (за­пас­ной уг­ле­вод рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния) или гли­ко­ге­на (за­пас­ной уг­ле­вод жи­вот­но­го про­ис­хож­де­ния), капли жира, а также гра­ну­лы бел­ков.

Эти за­пас­ные пи­та­тель­ные ве­ще­ства рас­по­ла­га­ют­ся в ци­то­плаз­ме сво­бод­но и не от­де­ле­ны от неё мем­бра­ной.

Функ­ции ЭПС

Одна из самых важ­ных функ­ций ЭПС – син­тез ли­пи­дов. По­это­му ЭПС обыч­но пред­став­ле­на в тех клет­ках, где ин­тен­сив­но про­ис­хо­дит этот про­цесс.

ЭПС пред­став­ле­на в клет­ках коры над­по­чеч­ни­ков и в по­ло­вых же­ле­зах, по­сколь­ку здесь син­те­зи­ру­ют­ся сте­ро­и­ды, а сте­ро­и­ды – гор­мо­ны ли­пид­ной при­ро­ды. К сте­ро­и­дам от­но­сит­ся муж­ской гор­мон те­сто­сте­рон, и жен­ский гор­мон эст­ра­диол.

Ещё одна функ­ция ЭПС – уча­стие в про­цес­сах де­ток­си­ка­ции. В клет­ках пе­че­ни ше­ро­хо­ва­тая и глад­кая ЭПС участ­ву­ют в про­цес­сах обез­вре­жи­ва­ния вред­ных ве­ществ, по­сту­па­ю­щих в ор­га­низм. ЭПС уда­ля­ет яды из на­ше­го ор­га­низ­ма.

В мы­шеч­ных клет­ках при­сут­ству­ют осо­бые формы ЭПС – сар­ко­плаз­ма­ти­че­ский ре­ти­ку­лум. Сар­ко­плаз­ма­ти­че­ский ре­ти­ку­лум – один из видов эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети, ко­то­рый при­сут­ству­ет в по­пе­реч­но­по­ло­са­той мы­шеч­ной ткани. Его ос­нов­ной функ­ци­ей яв­ля­ет­ся хра­не­ние ионов каль­ция, и вве­де­ние их в сар­ко­плаз­му – среду мио­фиб­рилл.

Сек­ре­тор­ная функ­ция ком­плек­са Голь­д­жи

Функ­ци­ей ком­плек­са Голь­д­жи яв­ля­ет­ся транс­порт и хи­ми­че­ская мо­ди­фи­ка­ция ве­ществ. Осо­бен­но хо­ро­шо это видно в сек­ре­тор­ных клет­ках.

В ка­че­стве при­ме­ра можно при­ве­сти клет­ки под­же­лу­доч­ной же­ле­зы, син­те­зи­ру­ю­щие фер­мен­ты пан­кре­а­ти­че­ско­го сока, ко­то­рый затем вы­хо­дит в про­ток же­ле­зы, от­кры­ва­ю­щий­ся в две­на­дца­ти­перст­ную же­ле­зу.

Ис­ход­ным суб­стра­том для фер­мен­тов слу­жат белки, по­сту­па­ю­щие в ком­плекс Голь­д­жи из ЭПС. Здесь с ними про­ис­хо­дят био­хи­ми­че­ские пре­вра­ще­ния, они кон­цен­три­ру­ют­ся, упа­ко­вы­ва­ют­ся в мем­бран­ные пу­зырь­ки и пе­ре­ме­ща­ют­ся к плаз­ма­ти­че­ской мем­бране сек­ре­тор­ной клет­ки. Затем они вы­де­ля­ют­ся на­ру­жу по­сред­ством эк­зо­ци­то­за.

Фер­мен­ты под­же­лу­доч­ной же­ле­зы сек­ре­ти­ру­ют­ся в неак­тив­ной форме, чтобы они не раз­ру­ша­ли клет­ку, в ко­то­рой об­ра­зу­ют­ся. Неак­тив­ная форма фер­мен­та на­зы­ва­ет­ся про­фер­мен­том или эн­зи­мо­ге­ном. На­при­мер, фер­мент трип­син, об­ра­зу­ет­ся в неак­тив­ной форме в виде трип­си­но­ге­на в под­же­лу­доч­ной же­ле­зе и пе­ре­хо­дит в свою ак­тив­ную форму – трип­син в ки­шеч­ни­ке.

Ком­плек­сом Голь­д­жи син­те­зи­ру­ет­ся также важ­ный гли­ко­про­те­ин – муцин. Муцин син­те­зи­ру­ет­ся бо­ка­ло­вид­ны­ми клет­ка­ми эпи­те­лия, сли­зи­стой обо­лоч­ки же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та и ды­ха­тель­ных путей. Муцин слу­жит ба­рье­ром, за­щи­ща­ю­щим рас­по­ло­жен­ные под ним эпи­те­ли­аль­ные клет­ки от раз­ных по­вре­жде­ний, в первую оче­редь, ме­ха­ни­че­ских.

В же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те эта слизь за­щи­ща­ет неж­ную по­верх­ность эпи­те­ли­аль­ных кле­ток от дей­ствия гру­бо­го комка пищи. В ды­ха­тель­ных путях и же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те муцин за­щи­ща­ет наш ор­га­низм от про­ник­но­ве­ния па­то­ге­нов – бак­те­рий и ви­ру­сов.

В клет­ках кон­чи­ка корня рас­те­ний ком­плекс Голь­д­жи сек­ре­ти­ру­ет му­ко­по­ли­са­ха­рид­ную слизь, ко­то­рая об­лег­ча­ет про­дви­же­ние корня в почве.

В же­ле­зах на ли­стьях на­се­ко­мо­яд­ных рас­те­ний, ро­сян­ки и жи­рян­ки (рис. 6), ап­па­рат Голь­д­жи про­из­во­дит клей­кую слизь и фер­мен­ты, с по­мо­щью ко­то­рых эти рас­те­ния ловят и пе­ре­ва­ри­ва­ют до­бы­чу.


Рис. 6. Клей­кие ли­стья на­се­ко­мо­яд­ных рас­те­ний

В клет­ках рас­те­ний ком­плекс Голь­д­жи также участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии смол, ка­ме­дей и вос­ков.

Ав­то­лиз

Ав­то­лиз – это са­мо­раз­ру­ше­ние кле­ток, воз­ни­ка­ю­щее вслед­ствие вы­сво­бож­де­ния со­дер­жи­мо­го ли­зо­сом внут­ри клет­ки.


Рис. 7. Ре­з­орб­ция хво­ста ля­гуш­ки бла­го­да­ря ав­то­ли­зу в ходе он­то­ге­не­за

Ав­то­лиз про­ис­хо­дит в мы­шеч­ной ткани, оста­ю­щей­ся долго без ра­бо­ты.

Кроме этого, ав­то­лиз на­блю­да­ет­ся у кле­ток после ги­бе­ли, по­это­му вы могли на­блю­дать, как про­дук­ты пи­та­ния сами пор­тят­ся, если они не были за­мо­ро­же­ны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока №1

Цель: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения и функционировании эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосомах, клеточных включениях.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление изученного).

Вид урока: урок беседа с элементами самостоятельной групповой работы

Образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением.

Развивающая - продолжить формировать умения находить эти органоиды на таблице, умения устанавливать причинно- следственные связи

Воспитательная - создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация изобразительных пособий - рисунок учителя на доске и таблицы, дидактические карточки ), частично – поисковый (работа в группах).

Средства обучения: учебник (А.А. Каменский, Е.А. Крискунов,


1. Организационный момент

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок биологии?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения на весь урок. Теперь давайте отметим отсутствующих. (Если отсутствует большое количество ребят, пытаюсь узнать у присутствующих, в чем причина этого).

2. Изучение новой темы

Ребята, какую тему мы с вами изучаем? Какие вопросы из строение клетки мы изучили? ( мембрану, ядро, цитоплазму, клеточный центр, рибосомы).

Мы продолжаем изучать строение клетки. Тема сегодняшнего урока:

Давайте вспомним : «Что вам известно по данной теме? Что такое ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы? (Вспоминают материал). Что вам известно о клеточных включениях ? (скопления веществ, которые клетка или использует для своих нужд, или выделает во внешнюю среду)

Что хотели бы узнать о них? Чему сегодня на уроке можно научиться?

Запись на доске:

1. Особенности строения органоидов

2. Функции органоидов

3. Что относят к клеточным включениям?

4. Какова роль их в клетке?

И так, в клетке появились сомнительные объекты под названием ЭПС, Комплекс Гольджи, Лизосомы, Клеточные включения , деятельность которых мало нам известна. Для выяснения данных сомнительных объектов я предлагаю провести биологическое расследование. Для этого давайте создадим 4 опергруппы, которые проведут данные расследования.

Сомнительный объект (органоид)

Особые приметы деятельность объекта

(особенности строения ,функции)

Работа каждой группы заключается в следующем:

1. Проводит расследование.

2. Ведут протокол следствия (протокол - оформление конспекта в виде схем, таблиц, написания определений, свободным текстом ).

3. Представить свое расследование, озвучить, представить протокол.

В каждой группе вы выберете себе старшего следователя, который будет руководить группой. И в течение следствия внимательно следите за работой каждого оперативника вашей группы. Так как в конце урока вы должны поставить оценку тем оперативникам, которые внесли наибольший КПУ в работу вашей группы.

Начинаем работать самостоятельно в группах. Желаю всем успеха!(работают 12 минут)

И так начинаем слушать ваши биологические расследования.

Работа оперативников сложная, связана с работой мозга. Давайте выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения (наклоны и повороты головы, дыхание через нос 3 раза).

К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее определение

a) носитель наследственной информации

b) оболочка клетки

c) система внутренних систем и канальцев

d) временные образования в клетках

e)внутреннее полужидкое содержимое клетки

i )места синтеза белков.

Ответ : 1-b; 2-e; 3-a; 4-i; 5-f; 6-c; 7-

Вычеркни лишнее слово (5 минут):

-цитоплазма - рибосомы - клеточная – ЭПС;

-митохондрии - митохондрии мембрана – Комплекс;

- рибосомы - ЭПС - цитоплазма Гольджи;

-лизосомы - включения - ядро – лизосомы;

Игра в домино (2 минуты)

Ваша задача: Составить цепочку, используя все доминошки. Первую доминошку выставляет учитель.

Части и Обеспечивает

Органоиды Цитоплазма связь между Синтез
Клетки органоидами белка

Рибосомы Э П С Синтез Регулирует
Органических поступление
Веществ ионов в клетку
Хранит

Клеточная наследственную Ядро Комплекс
мембрана информацию Гольджи

Накопление Расщепление
выведение Лизосомы органических Клеточные
веществ веществ включения

Объекты наши задержаны. Какую информацию мы о них узнали (строение, функции). Каким образом мы это все выяснили? Какую деятельность они выполняют вредную или полезную? Будем ли мы их считать сомнительными? (Нет)

Будем ли мы возбуждать против них уголовное дело? (Нет)

А теперь подведем итог работы наших групп. Обсудите этот вопрос в группе. Какие оперативники внесли наибольший КПУ в расследовании.

Пусть руководители групп объявят оценки.

Комбинированный урок с применением мультимедиа компонентов, позволяющих более полно раскрыть суть нового материала. В 9 классе тема строения клетки так подробно раскрывается впервые, поэтому целесообразно применить как можно больше различных методов и средств обучения, чтобы за сложностью материала не потерять познавательный интерес и внимание учеников.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 59.5 КБ
prezentatsiya_1.ppt 162 КБ
prezentatsiya_2.ppt 1.55 МБ
slayd_i.ppt 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Гарькуша Наталья Владимировна

МОУ гимназия № 48

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

РФ, Самарская обл.

Тип урока (мероприятия, занятия)

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Сформировать знания о строении клетки, развивать умения распознавать клеточные органоиды, характеризовать их строение и функции.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Формирование и закрепление знаний о строении органоидов клетки, формирование умения сопоставлять строение и выполняемые функции, развитие навыков самоконтроля, поддержание познавательной активности учеников.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Элементы личностно ориентированной и развивающей педагогических технологий, методы контроля, самоконтроля, наглядного обучения.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

По ходу урока ученики должны

- получить знания о строении клетки эукариот,

-научиться распознавать клеточные структуры на иллюстрациях, таблицах, картинках,

-уметь соотносить особенности строения и выполняемые функции, -актуализировать имеющиеся знания о ядре и ядерных структурах.

Необходимое оборудование и материалы

Ноутбук, проектор, экран/ интерактивная доска, готовые мультимедиа материалы.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Список учебной и дополнительной литературы

-Поурочные планы по учебнику, автор-составитель Е.Ю. Щелчкова;

- Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т . 1-3. М.: Мир, 1993.

- С.Г. Мамонтов Биология для поступающих в вузы: Справ. издание.- М.: Высш. школа 1991

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Подробное описание всех этапов урока

3. Изучение новой темы.

А) Классификация органоидов по наличию или отсутствию мембран ( мембранные и немембранные, одномембранные и двумембранные);

Б) Знакомство с месторасположением, строением и выполняемыми функциями основных органоидов клетки (презентация 2), учитель демонстрирует очередной органоид, совместно с учениками выясняет особенности строения и выполняемые этой структурой функции (важно, чтобы ученики уяснили себе соответствие функции и строения);

В) По ходу знакомства с клеточными структурами учениками заполняется таблица:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для учащихся первого курса по теме "Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы". Комбинированный урок с использованием приемов ИКТ.

Тип урока: комбинированный с использованием приемов ИКТ

Обучающая: формировать понятия о строении органелл клетки, особенности их работы и значение для жизни клетки;

Развивающая: способствовать развитию навыков анализа и объяснения связи между строением органелл и выполняемыми ими функциями;

Воспитательная: способствовать формированию навыков самопроверки, развитию умений самоанализа и результативности своей деятельности.

Методическая: проверить эффективность использования навыков самостоятельной работы при изучении новой темы.

Межпредметные связи: химия 10 класс.

Организационный момент. (1мин) (слайд 1)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, раздает рабочие листы и настраивает на продуктивную работу.

Мотивационно-установочный этап урока. Целеполагание. (3 мин)

Задача: способствовать определению учащимися задач урока.

Преподаватель:

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать строение клетки. О каких клеточных структурах шла речь на прошлом уроке? (клеточный центр и рибосомы). К какой группе органоидов относятся клеточный центр и рибосомы по своему строению? (к группе немембранных структур клетки). Сегодняшний урок мы посвятим изучению мембранных органоидов клетки.

Тема нашего урока сегодня: Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. (слайд 2)

Исходя из темы урока и опираясь на ключевые слова (на доске), предлагаю вам сформулировать задачи сегодняшнего урока.

Задачи урока: (слайд 3)

ОПРЕДЕЛИТЬ особенности их строения.

УЗНАТЬ, какие функции выполняют эти органеллы в клетке.

Этап актуализации знаний. (3мин) (слайд 4)

Что общего у гнилого яблока и головастика? Процесс гниения фруктов и процесс превращения головастика в лягушку связан с одним и тем же феноменом – автолизом. Руководят им уникальные структуры клеток – лизосомы. Крошечные лизосомы размером от 0,2 до 0,4 мкм разрушают не только другие органоиды, но даже целые ткани и органы. (слайд 5) Они содержат от 40 до 60 разных ферментов, под действием которых ткани буквально плавятся на глазах. О структуре и функциях наших внутренних биохимических лабораторий: лизосом, аппарата Гольджи и эндоплазматической сети, – вы узнаете в нашем уроке.

На экране предлагаются изображения ранее изученных органелл клетки. (слайд 6). Определите их название и запишите ответ на рабочих листах. Проверка выполнения задания. (слайд 7).

Этап усвоения новых знаний. (25 мин)

Преподаватель: (слайд 8)

Из них постарайтесь составить определение объекта, обсудите его с соседом по парте (работа в парах). (Эндоплазматическая сеть – система каналов и полостей, бывает гладкая и шероховатая. Её функция в клетке – синтез углеводов и липидов). На выполнение этого задания 3 минуты.

Название органоида

Эндоплазматическая сеть

Шероховатая

Преподаватель: Следующая органелла клетки, о которой сегодня пойдет речь, это Комплекс Гольджи. Знакомимся поближе.

Текст: «Комплекс Гольджи – это система внутриклеточных мембранных структур: цистерн, пузырьков, вакуолей, в которых накапливаются вещества, синтезированные на мембранах ЭПС.

А сейчас переверните текст и выполните задание на определение верного и неверного утверждения (рабочий лист, задание 4). На выполнение этого задания 3 минуты.

Внимательно прочитайте предложенные высказывания и вопросы и выпишите номера верных утверждений.

Комплекс Гольджи - это система внутриклеточных структур: палочек, колбочек, трубочек.

Вещества доставляются в комплекс Гольджи в мембранных пузырьках.

В комплексе Гольджи вещества претерпевают дальнейшие возрастные изменения.

В растительных клетках в комплексе Гольджи расщепляются углеводы клеточной оболочки.

Одна из функций комплекса Гольджи – образование лизосом.

Поменяйтесь листами с соседом по парте. Проверим выполнение задания. (слайд 11). По ошибкам вернитесь к тексту и исправьте их.

Преподаватель:

В учебнике на стр.67-68 найдите текст о лизосомах и ознакомьтесь с ним самостоятельно.

Выполните задание 5 в рабочем листе. На выполнение задания 3 минуты.

К терминам из левой колонки подберите определение или суждение из правой колонки.

3. Пищеварительная вакуоль

А. Слияние лизосомы с фагоцитарным пузырьком.

Б. Небольшие мембранные пузырьки, содержащие набор пищеварительных ферментов.

В. Процесс расщепления внутренних органоидов клетки или разрушение отдельных органов.

Г. Вторичные лизосомы протистов.

Этап закрепления изученного материала. (8 мин)

Задача: осмысление содержания усвоенного материала.

Преподаватель:

Задачи урока: (слайд 14)

ОПРЕДЕЛИТЬ особенности их строения.

УЗНАТЬ, какие функции выполняют эти органеллы в клетке.

Предлагаю еще раз вспомнить этот материал. (слайды 15, 16, 17). Для закрепления полученных знаний выполняйте задание 5 в рабочем листе.

Найдите один правильный ответ в каждом вопросе.

1. Мембраны и каналы шероховатой эндоплазматической сети осуществляют синтез и транспорт:

а) белков б) липидов в) углеводов г) нуклеиновых кислот.

2. Мембраны и каналы гладкой эндоплазматической сети осуществляют синтез и транспорт:

а) липидов б) белков и липидов в) углеводов и липидов г) нуклеиновых кислот

3. В цистернах и пузырьках комплекса Гольджи осуществляется:

а) синтез белков

б) накопление и превращение веществ, синтезированных на мембранах ЭПС

в) синтез углеводов, белков и липидов.

г) накопление и превращение веществ, синтезированных в ядре клетки.

4.Лизосомы формируются на:

а) каналах гладкой ЭПС

б) каналах шероховатой ЭПС

в) цистернах комплекса Гольджи

г) внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.

5. Пищеварительные ферменты, которые содержаться в лизосомах, синтезируются:

а) каналами гладкой ЭПС

б) рибосомами шероховатой ЭПС

в) в цистернах комплекса Гольджи

г) их производят сами лизосомы.

6. Лизосомы обеспечивают в клетке расщепление:

а) белков, липидов и углеводов

б) пищевых частиц и удаление отмирающих частей клетки

в) пищевых частиц, удаление отмирающих частей клетки и целых клеток

г) белков, липидов и углеводов, пищевых частиц, удаление отмирающих частей клеток и органов.

Ответы: 1 – а, 2 – в, 3- б, 4 – в, 5 – в, 6 - г

Домашнее задание. (1 мин) (слайд 19)

§ 15, вопрос 8 с.69 письменно.

Подведение итогов учебной деятельности. (2 мин) (слайд 20)

Сбор рабочих листов. Оценивание учащихся.

8. Рефлексия (2 мин) (слайд 21)

Читайте также: