Строение атома конспект урока 8 класс рудзитис

Обновлено: 03.07.2024

4. Программно - методическое обеспечение: программа: 0.Рудзитис Г.Е. (для базового уровня), учебник: 0.Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. - М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

  • дидактическая : изучить строение атома, состав атомных ядер, изотопы;
  • психологическая : развивать логическое мышление, способность к рефлексии и познавательный интерес;
  • воспитательная : формировать умение работать с книгой через групповую работу, культуру общения в микрогруппе.

7. Технология: деятельностный подход.

8. Оборудование: опорные конспекты, заполняемые учащимися по ходу урока, учебник, тетрадь.

Настроить ребят на познание нового.

Что изучает химия?

Вещества и их превращения

Сформулировать тему урока и цель урока

Для того чтобы выяснить, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, прочитайте информацию на листе №1(см. приложение №1).Форма работы - фронтальная беседа.

Что вы узнали из информации?

Смысл, каких слов вам не понятен?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Найдите в информации в состав чего входят протоны, электроны и нейтроны?

Сформулируйте тему урока (запись на доске темы)

Каковы цели сегодняшнего урока? (запись на доске)

Атом состоит из протонов и нейтронов. В ядре есть протоны и число их равно электронам.

Протоны, электроны, нейтроны, изотопы.

О протонах, нейтронах, электронах, изотопах

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. (запись в тетрадь)

  1. Узнать из каких частиц состоит атом.
  2. Как определять состав атомных ядер.
  3. В чем отличие строения атомов и изотопов.

Вспомнить пройденный материал необходимый для изучения нового

Прочитайте, что у вас получилось

На доске появляются опорные слова:

  • Атом
  • Химический элемент
  • Ar
  • Валентность
  • Простое вещество
  • Сложное вещество

Составьте рассказ из получившихся слов

Учащиеся читают полученный рассказ

Учащиеся составляют рассказ

Изучить новый материал

Вспомним цель урока.

Что нужно узнать на сегодняшнем уроке?

Чтобы решить эту проблему вы будите работать парами по инструкции (см. приложение №2)

Что у вас получилось?

По полученному тексту составьте схему строения атома.

Проверим получившиеся схемы. Как вы считаете, какая из схем более полно и точно отражает строение атома?

Более полная схема остается на доске.

Что нужно еще узнать?

Что, значит, определить состав атомных ядер?

Как можно определить число протонов? Как нейтронов?

Давайте составим алгоритм, т.е. порядок действия, который позволит определить состав атомных ядер? Я дам вам подсказки, а вы расставьте их в нужном порядке. Работа групповая.

Какие последовательности у вас получились? У какого другая? Какая более правильная?

На доске получаем последовательность:

  1. N→ см ПСХЭ
  2. N=Z= число 1 1 P
  3. Число 1 0 n = Ar - 1 1 P

Используя алгоритм, выполните задания. (задания записаны на переносной доске)

Чем отличаются по составу атомные ядра?

Что у них одинаково?

Какую проблему мы не решили?

Составьте схему, что такое изотоп.

Изотопы водорода имеют названия протий, дейтерий, тритий.

Что хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Все проблемы решили?

Из каких частиц состоит атом?

Заполняют опорный конспект (3 мин)

Читают по цепочке полученный текст и уточняют его.

На листах маркером пишут получившиеся схемы (работают по 4 человека)

Как определить состав атомных ядер?

Т.е. определить, сколько протонов и нейтронов в атоме.

Определите состав атомных ядер у элементов с порядковым номером 16, 35, 40, 18.

Какой состав имеют атомные ядра?

1 1 H, 2 1 H, 3 1 H

число протонов и заряд ядра.

Что же такое изотоп?

Закрепить полученные знания

Выполним самостоятельную работу по вариантам (задание записано на переносной доске).

Из смеси изотопов: 28 14 Si, 64 29 Cu, 18 8 O, 23 11 Na, 11 5 B, 37 17 CL, 27 14 Si, 26 14 Si 16 8 O 63 29 Cu, 35 17 CL 17 8 O, 22 11 Na , 10 5 B. Выпишите изотопы:

На листочках напишите, чему вы научились на уроке. Задайте вопрос, что вам непонятно.

Пар.37; упр2,4; с.137.

Запись в дневниках

  1. . Благодаря открытию радиоактивности ученые убедились , что в состав атомов входят
    электроны и положительно заряженные частицы - протоны .
  2. . Элементы встали в ряд

В ядрах их растет заряд

Значит столько в нем протонов ,

А в округе - электронов.

3 . Есть в ядре еще нейтроны

Что заряд иметь не склонны

Ну а то, что в массе - дробь

В том виновен изотоп.

Используя информацию листа 1 и текст учебника (с. 125 ) , вставьте пропущенные слова в тексте.

Цель: создать условия для формирования знаний о строении атома.

образовательные:

изучить строение атома и атомного ядра;

ознакомить учащихся с историей открытия атома;

научить пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома;

развивающие:

развивать внимание, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы;

развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

воспитывать интерес к предмету;

воспитывать чувство прекрасного, красоты окружающего мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование : ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Методы обучения : беседа, рассказ учителя, решение задач, работа с видео материалом.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и работа в паре.

Орг. Момент ( проверка готовности класса, учеников к уроку)

Сегодня у нас открытый урок, и на нашем уроке будут присутствовать гости. Давайте же сначала вспомним, что же мы уже знаем, чему научились на прошлом уроке?

У вас на столе у каждого имеется Оценочный лист, по ходу урока , вы будете самостоятельно записывать туда баллы, за выполненные задания, а в конце урока по оценочному листу выставим оценку за работу на уроке. Подпишите оценочные листы.

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Актуализация знаний

Что такое период? (горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно)

Что такое группа?

Группы делятся на …? (главные и побочные)

Запишите массы атомов: магния 24, кальция 40, кремния 28, железа 56, серы 32.

Прежде чем перейти к новой теме мы напишем Химический диктант в тетради. Диктант по вариантам.

Найди элемент по адресу, укажи его порядковый номер. (использовать ПСХЭ Д.И.Менделеева),

2период, 5группа главная (азот)

2период, 3группа главная (бор)

3период, 2группа главная (магний)

5период, 2группа побочная (кадмий)

2период, 7группа главная (фтор)

4период, 3группа побочная (скандий)

4период, 6группа побочная (хром)

4 период,4группа главная (германий)

4период, 4группа побочная (титан)

7период, 1группа главная (франций)

Теперь обменялись с соседом по парте, и сделаем взаимопроверку.

Правильные ответы на слайде. Результаты диктанта, занести в оценочный лист. СЛАЙД 5

Тема нашего урока строение атома.

Сегодня мы вами должны изучить строение атома и атомного ядра, познакомиться с историей открытия атома; научиться пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома.

Сегодня мы поговорим о строении атома. Наш век не случайно называют атомным ( атомные корабли, атомные электростанции, атомные бомбы ). К атомизму мы привыкаем с детства и не удивляемся тому, что все окружающие нас тела состоят из мельчайших частичек. Противоестественно не понимать величия атомистической идеи и не оценивать тех трудностей, которые удалось преодолеть человеческому уму на длительном пути её утверждения. Именно поэтому вы, как современные люди, должны знать об особенностях строения атома, иметь представление об элементарных частицах атома. Кроме того, строение атома вы будете так же изучать на уроках физики.

Неслучайно эпиграфом нашего урока выбраны именно эти слова

Объяснение нового материала

Этим ученые похожи на детей. Вспомните себя, наверное, многие разбирали, ломали игрушки только для того, чтобы узнать из чего она состоит. Ломать сегодня мы ничего не будем, но посмотрим на хорошо знакомую нам игрушку – матрёшку

СЛАЙД 7 (учитель демонстрирует матрешку, открывая игрушку ещё и ещё …). Из чего состоит очередная матрёшка? Из более мелких матрёшек.

Химия – наука о веществах, из чего состоит вещество, где и что является началом всех начал? Это главный и первый вопрос.

Именно решению этой проблемы посвятим мы этот урок.

Изучение нового метариала

Сейчас вы просмотрите ролик, и заполните Учебный лист которые я вам выдала. Будьте внимательны! (Один на парту)

СЛАЙД 8 ВИДЕО

Просмотр мультика( 2минуты)

СЛАЙД 9 Заполнение

Обсуждеие , проверяем и исправлем у кого не так.

Учебный лист Приложение 2

Вставить пропущенные слова:

___молекула____мельчайшая частица вещества, которая сохраняет все его химические свойства. Все молекулы состоят из _атомов_.

О существовании атомов догадались еще древние ___греки____.

Греческое слово атомос означает __неделимый___.

В конце 19 века физик Эрнест Резерфорд установил, что атомы устроены так же как наша ____солнечная система________.

Ядро атома образуют ____протоны_____ и ____нейтроны_____

Результаты учебного листа, занесите в оценочный лист

Отметим себе, что порядковый номер элемента, это не просто номер по порядку, а он имеет физический смысл.

t1632755984aa.jpg

Если число электронов и число протонов равно порядковому номеру, то каким будет заряд ядра? (нейтральным)

t1632755984ab.jpg

Давайте отметим, что атом – электронейтральная частица.

Значит число нейтронов чему будет ровняться? Как его можно определить?(Атомная маса минус число протонов, а протоны это порядковый номер)

Давайте попробуем посчитать количество протонов, электронов и нейтронов в атоме гелия.

t1632755984ac.jpg

Физкультминутка-релаксация

предлагаю совершить путешествие в космическое пространство.

Займите удобное положение. Ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятна волна расслабления, охватывающая вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.

Представьте, что вы находитесь внутри космического корабля и до старта остались считанные секунды. Что вас там окружает? Какие предметы вы видите вокруг себя? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, какие вы? Как вы выглядите? Какое у вас настроение? Волнуетесь ли вы перед стартом? Вдохните энергию этого места, поселите покой в душе.

Попробуйте найти Землю - мы знаем, что она третья планета от Солнца. Какого она цвета? Размера? Понаблюдайте за ее движением вокруг Солнца. Не правда ли, Земля - она самая прекрасная планета?

Мы обязательно будем путешествовать еще. Ну а теперь возвращаемся в класс. Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами ног, рук. Сделайте глубокий вздох.

Закрепление изученного(Визуализация.)

Что вы чувствовали во время путешествия? Как оно прошло?

Какие образы запомнились?

На что была похожа Солнечная система?

Какие слова были написаны по краю Солнечной системы? (строение атома)

Какие основные элементы входят в состав атома? Из чего состоит ядро атома?( ядро-протон, нейтрон, летают електроны)

А теперь зарисуйте образ, который вам пришел во время релаксации.

( Рисуют, играет музыка, учитель наблюдает работу каждого, подходя к столам, ободряет учеников в ходе работы ).

СЛАЙД 13 Работа с образоном учителя.

Теперь посмотрите на мой рисунок. Что на нем изображено? Проверьте, все ли надписи вы сделали правильно? Дополните свои образоны. И выставьте себе баллы в оценочный лист за ваш рисунок

СЛАЙД 14 если сами решают, то самостоятельно, если нет, к доске

Теперь самостоятельно распишите схему строения атома кислорода,никеля,натрия,алюминия.

Выставьте себе баллы за это задание в оценочный лист.

Рефлексия: Что сегодня вы на уроке изучали? Что делали? Что запомнилось? В каких моментах было сложно?

Подведение итогов, высталение оценок ,ДЗ

В оставшееся время можно предложить ученикам загадки:

Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять.

По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.

(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И.Менделеева).

Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.

Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу. А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!

Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок в 8 классе по теме:

2015 – 2016 учебный год

рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента, научить школьников описывать состав атомных ядер.

2.Развивающие:

сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме; развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление; углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;

3.Воспитательная:

развить познавательный интерес к устройству окружающего мира

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.

2. Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.

3. Показать, что этимологическое начало понятия "атом" ("неделимый") не соответствует действительности - атом делим.

4. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: физика, история

Основные понятия (впервые вводимые):

1. Заряд ядра атома.

2. Электрон, протон, нейтрон.

Проверка усвоения изученного.

Что такое период? (горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно) Сколько периодов? Какие периоды бывают?

Что такое группа? Группы делятся на …?

Запишите массы атомов: магния, кальция, кремния, железа, серы.

Прежде чем перейти к новой теме мы напишем Химический диктант.

Найди элемент по адресу, укажи его порядковый номер. (использовать ПСХЭ Д.И.Менделеева),

2период, 5группа главная (азот)

2период, 3группа главная (бор)

3период, 2группа главная (магний)

5период, 2группа побочная (кадмий)

2период, 7группа главная (фтор)

4период, 3группа побочная (скандий)

4период, 6группа побочная (хром)

4 период,4группа главная (германий)

4период, 4группа побочная (титан)

7период, 1группа главная (франций)

2. Объяснение нового материала

Этим ученые похожи на детей. Вспомните себя, наверное, многие разбирали, ломали игрушки только для того, чтобы узнать из чего она состоит. Ломать сегодня мы ничего не будем, но посмотрим на хорошо знакомую нам игрушку – матрёшку (учитель демонстрирует матрешку, открывая игрушку ещё и ещё …). Из чего состоит очередная матрёшка? Из более мелких матрёшек.

Химия – наука о веществах, из чего состоит вещество, где и что является началом всех начал? Это главный и первый вопрос.

Именно решению этой проблемы посвятим мы этот урок.

Большую матрёшку ВЕЩЕСТВО

из чего состоит? из более мелких

что дальше? АТОМЫ

ТЕМА УРОКА: СТРОЕНИЕ АТОМА

Философы (мыслители) – люди, которые наблюдали, созерцали окружающий мир.

Как вы думаете какие наблюдения, какие явления природы навели философов на эту мысль?

( Вода состоит из маленьких капелек: дождь, брызги морских волн, испаряются и становятся невидимыми. Огонь – из мельчайших неделимых искр, камень дробиться до крупинок песка.)

Главная мысль этих наблюдений: крупное состоит из мелкого , мелкое из мельчайшего .

Демокрит считал, что атомы, как семена растений. Одни круглые, другие – пирамидальные, плоские, треугольные. Поэтому и состоящий из них мир неисчерпаемо богат в своих свойствах и качествах.

Атомы воды – гладкие, скользкие, круглые и поэтому вода растекается и не имеет формы.

Даже у огня учил Аристотель, есть свои атомы – они острые, колючие, поэтому огонь и жжется.

Обращаю ваше внимание, уже в то далекое время философы предполагали, что от строения зависят свойства вещества.

Как же узнать, как изучить строение объекта, если мы его не видим?

Если непосредственное наблюдение за объектом невозможно, все приписываемые ему свойства устанавливают на основании косвенных опытов.

Аналогично, судят о свойствах, какого – либо предмета, находящегося в закрытом ящике, коробке. На основании наблюдений за поведением этого ящика или коробки в различных условиях делают выводы о свойствах предметов, заключенных в них.

Предлагается проделать опыты:

- на партах учащихся различные по размеру закрытые коробочки с разным содержимым

( металлическими скрепками, горох, конфеты Чупа-чупс. и т. д.);

- учащиеся проделывают с ними разные манипуляции: трясут, пробуют удержать на ребре ладони, испытывают на действие магнита и т. д.

Вывод: нужны опыты, нужен эксперимент.

Прежде, чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопрос:

- Как вы представляете себе строение атома?

В 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд исследовав строение и состав атома на основе радиоактивности, которая доказала сложность строения атома, предложил ядерную (планетарную) модель атома.

Цели урока:

обучающие:

  • сформировать знания о строении атома, познакомить с планетарной моделью атома по Резерфорду;
  • дать понятия отрицательного и положительного иона;
  • научить изображать атом и ион химического элемента.

развивающие:

  • развить интерес учащихся к предмету с помощью различных составляющих;
  • расширение кругозора в области исторических знаний об изучении электрических зарядов;
  • развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.
  • сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы.

воспитательные:

  • воспитать умения и навыки коллективной работы;
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование(демонстрационное) мультимедийный компьютерный класс.

Лабораторное оборудование (для практической работы) полиэтиленовые пленки (2 шт.), бумажная полоска; пластмассовая линейка, комочек ваты.

Раздаточный материал: таблица Менделеева.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

План урока:

1. Актуализация знаний и мотивация деятельности

Показ слайда по изученной теме, вопрос по рисунку.

Отвечают на вопросы учителя после просмотра слайда

2. Работа в группах. Выполнение практической работы

Объяснение цели выполнения работы, совместный анализ результатов деятельности.

Выполнение практической работы, демонстрация опыта, ответы на вопросы.

3. Открытие нового знания

Обеспечить усвоения новых знаний

Формулируют цель. Участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, делают выводы, делают краткие записи в тетради.

Создать атмосферу и обеспечить выполнение

Выполняют под счет ученика

4. Первичное закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала при разборе задач, вопросов.

Решают задачи в группах и отвечают на вопросы учителя.

5. Самостоятельная работа за компьютерами

Контроль за выполнением теста

Учащиеся выполняют тест за компьютерами

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Анализ и оценка успешности работы на уроке.

Записывают д/з, считают жетоны и работают со своим листом самооценки, чтобы определить отметку за урок по критериям учителя.

Ход урока

Организационный момент.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь; предела для знания нет.

ФИРДОУСИ (Персидский и таджикский поэт)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об электризации тел и выясним, почему при взаимодействии одно тело заряжается положительно, другое – отрицательно.

Не забывайте, для того, чтобы получить сегодня хорошую оценку, набирайте жетоны за правильные ответы.

1 слайд: Объясните, что вы видите на картинке?

Работа в группах:

Каждое задание проделывает группа учащихся и дают ответы на вопросы.

1. Изучение зависимости силы взаимодействия заряженных тел от абсолютного значения зарядов и расстояния между ними

Приборы и материалы: полиэтиленовые пленки (2 шт.), бумажная полоска.

Порядок выполнения работы

1. Положите две полиэтиленовые пленки рядом на стол (параллельно друг другу) и проведите по ним один раз рукой. Поднимите пленки за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием.

2. Повторите опыт с этими же пленками, натерев их рукой. Как изменилась сила взаимодействия пленок?

3. Проделайте аналогичные опыты с полиэтиленовой пленкой и бумажной полоской. Для их электризации положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и потрите их рукой (первый раз – слегка, второй раз – сильнее). Каждый раз разводите полоски и, медленно поднося друг к другу, наблюдайте за их взаимодействием.

4. Ответьте на вопросы:

  • По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел?
  • Как взаимодействуют заряженные полиэтилен с полиэтиленом и полиэтилен с бумагой?
  • На оба ли заряженных тела действует электрическая сила?
  • От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел?
  • Как зависит сила взаимодействия заряженных тел от значения зарядов и расстояния между ними?

2. Наблюдение парения заряженной пушинки в электрическом поле

Приборы и материалы: пластмассовая линейка, комочек ваты.

Порядок выполнения работы

1. Положите пластмассовую линейку на стол и натрите ее бумагой.

2. Распушите очень маленький комочек ваты и положите его на линейку.

3. Поднимите наэлектризованную линейку и легонько сдуйте с нее пушинку вверх.

4. Поместите быстро линейку снова к пушинке и наблюдайте за ее движением в электрическом поле заряженной линейки. (Если пушинка прилипнет к линейке, сдуйте ее и снова повторите опыт.)

5. Ответьте на вопросы:

  • Какие силы действуют на пушинку во время ее парения?
  • Почему пушинка не падает в электрическом поле?

Комментарий учителя (после разбора опыта).

Этот опыт показывает возможность уравновешивания силы тяжести, действующей на тело, силой электрического поля

2 слайд:

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
  2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?
  3. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

Открытие нового знания

Что такое физическое тело? (Ответ учащихся - это предметы, которые нас окружают.)

Что такое вещество? (Ответ учащихся - это то, из чего состоит физическое тело.)

Любое вещество состоит из молекул, молекулы из атомов.

О чем сегодня мы говорим на уроке? (версии учащихся)Постановка цели.

4 слайд: (из истории)

Нас интересует строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” - “неделимый”.

В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома.

В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.

5 слайд: Ученые Джозеф Томсон и Эрнест Резерфорд предложили свои модели строения атома. Кто же был прав?

Запишите в тетрадь: Резерфорд – планетарная модель атома.

8 слайд: Атом состоит: из положительно заряженного ядра, в котором протоны – положительные частицы, нейтроны – без заряда (имеют только массу), вокруг ядра движутся отрицательные электроны. Сколько положительных частиц в атоме, столько и отрицательных, поэтому атом в целом нейтрален.

Зарисуйте в тетрадь схему.

Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов, которую создал Менделеев. Порядковый номер химического элемента показывает электрический заряд ядра атома.

Положите перед собой листочки с таблицей Менделеева.

Рассмотрим химический элемент водород:

Какой у него порядковый номер?

Ученик: (предполагаемый ответ)у него первый порядковый номер,

Чему равен заряд ядра?

Ученик: (предполагаемый ответ) Заряд ядра равен 1

Сколько в атоме протонов, электронов?

Ученик: (предполагаемый ответ) число протонов в ядре 1, но т.к. атом нейтрален, то и на оболочках 1 отрицательный электрон.

9 слайд: Атом - электрически нейтральная частица, суммарный положительный заряд ядра равен суммарному отрицательному заряду электронов. Общее число протонов и нейтронов в ядре выражается массовым числом:

А – атомная масса, Z – число электронов, N – число нейтронов

(Аналогично, для гелия, железа.)

10 слайд:

Собрать, сколько надо, частиц всех сортов,

И атом - пожалуйста - вот он, готов!

Но в общее дело их вклады неравны.

Так кто же из этих частиц самый главный –

Пузатый протон, флегматичный нейтрон,

А может быть, юркий малец электрон?

Итак, какая задача стоит перед нами?

Выяснить, какие частицы в атоме главные?

Изменяем число электронов

Если при электризации тело получает положительный заряд, это значит, что от атома отделился отрицательный электрон. Какой заряд данной частицы? (ответы учащихся).

11 слайд: Если при электризации тело получает отрицательный заряд, это значит, что к атому присоединился отрицательный электрон. Как станет называться частица? (отрицательным ионом).

12 слайд: Какой сделаем вывод? Запишите его в тетрадь:

(Частица, которая получилась при отдаче (потере) электрона, называется положительным ионом.

Частица, которая получилась при принятии (присоединении) электрона, называется отрицательным ионом.)

Вывод: вид атома не изменился.

13 слайд: Изменим число нейтронов в атоме.

Запишите в тетрадь:

Атомы одного вида, но имеющие разные числа нейтронов (разные массы), называются изотопами.

Сделайте вывод. (вид атома не изменился).

14 слайд: Изменим число протонов в атоме.

Вывод: (вид атома изменился). Получили новый химический элемент.

Запишите в тетрадь:

Вывод: Главная характеристика химического элемента не число электронов, а заряд ядра.

Динамическая пауза

Пока занимались мы, тихо, но прытко

В класс к нам пробралась сеньора ошибка.

Чтоб убралась она без оглядки

Сделать придется физическую зарядку.

Правильно – вверх, неверно – вперед,

Ответ посчитаем - ошибка уйдет.

Первичное закрепление изученного материала. (карточки на столах)

Упражнение 1. (устно)

В ядре атома бора 10 частиц. Вокруг ядра движутся 5 электронов. Сколько в ядре протонов и сколько нейтронов?

(Учащиеся получают жетоны)

Упражнение 2. (в группе)

Изобразить атом лития

Вопросы: От атома отделили один электрон, как будет называться данная частица? (изобразить).

(За верно выполненное задание получает жетон)

Упражнение 3. (в группе)

Изобразить атом бериллия

К атому присоединился один электрон, как будет называться данная частица? (изобразить)

Читайте также: