Стилистические возможности грамматики конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

8 класс Русский язык Факультатив Урок № 13

Тема: Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя

прилагательное, глагол.

Цели урока: познакомить со стилистическими возможностями грамматики: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Форма урока: лекция.

1. Организационный момент.

2. Объяснение новой темы (лекция):

Стилистическое использование имени существительного

Отвлеченные (абстрактные) имена существительные обычно употребляются только в форме единственного числа: бурная радость, глубокая печаль, чтение книги.

Некоторые отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение: Скоро начнется новый рабочий день – день труда и учебы, творческих радостей и поисков (М. Катерли). Я откровенно рассказал ему все мои печали (М. Г.).

Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа при обозначении различных сортов или видов вещества: высококачественные стали, отечественные табаки, смазочные масла. Множественное число у слов с вещественным значением имеет окраску научной и профессиональной речи.

В таких примерах, как зыбучие пески, сплошные снега, вещественные существительные обозначают пространство, занятое большим количеством вещества.

Собственные существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения типа людей: С Александра I [русские самодержцы] почувствовали себя Хлестаковыми на престоле, не имеющими чем уплатить по трактирному счету (В. О. Ключевский); Молчалиных тихоньствующих сонм… (Е. Евтушенко).

В некоторых случаях форма единственного числа имен существительных употребляется в значении множественного:

1) при обозначении класса предметов: Дуб – дерево светолюбивое;

2) в собирательном, обобщенном значении: В здешних реках водится щука; И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов);

3) если речь идет об одинаковых предметах, принадлежащих группе лиц (предметов): Пять воинов награждены орденом Славы; За этот год пять человек защитили кандидатскую диссертацию; Все повернули голову в сторону двери.

Стилистическое использование имени прилагательного

Особого внимания требует употребление кратких форм имен прилагательных.

Обычно краткие прилагательные употребляются в роли именной части составного именного сказуемого: ср. широкое платье широкое – платье широко, старая шутка – шутка стара, суровый климат – климат суров.

Обычно краткие прилагательные обозначают временный признак, а полные – постоянный: Сегодня она зла на всех – Во дворе злая собака.

Некоторые краткие формы отличаются от полных своим значением: Погода была плохая. – Больная совсем плоха; Человек, глухой от рождения – Отец глух к моим просьбам.

В целом краткие прилагательные тяготеют к книжным стилям речи.

Формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных также обладают экспрессивными возможностями, поскольку указывают на интенсивность проявления признака: более надежный способ, белее снега; новейшие достижения, благороднейшая цель, наилучший результат.

Простые и составные формы сравнительной и превосходной степени тяготеют к различным сферам употребления.

Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
  4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
  5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель : В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово. (Фронтальный опрос).

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

hello_html_1c30914c.jpg

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

hello_html_m4e7ec4df.jpg

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Точная передача деловой

Воздействие на мысли и чувства

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель : Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель : Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель : А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

С расширением функций русского языка все актуальнее становится задача более глубокого овладения его словарными и грамматическими богатствами и более совершенного использования их в конкретных актах речевого общения. Уже недостаточно владеть только навыками правильного произношения и написания слов и употребления допустимых в языке грамматических форм и синтаксических конструкций. На современном этапе важно

  • показать учащимся информационные возможности языка,
  • раскрыть перед ними синонимические богатства его уровней,
  • сообщить им определенную сумму теоретических сведений по стилистике и культуре речи,
  • привить основные навыки стилистически грамотной организации речи (с учетом содержания, цели, адресата и условий высказывания).

Эти сложные задачи не могут быть решены на каком-то одном этапе обучения и силами лишь одного учителя русского языка. Однако главной фигурой в организации и проведении такой трудоемкой работы остается учитель - словесник.

Представленный материал может быть помощником в решении указанных задач. В данной работе, выполненной на основе анализа “Сборника упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи” под редакцией профессора В.Д. Бондалетова, последовательно рассмотрены стилистические ресурсы разных категорий простых и сложных предложений, а также сложных синтаксических целых, абзаца с целью показать стилистические возможности отдельно взятых, изолированных синтаксических явлений.

Изложенные теоретические сведения могут быть использованы при выполнении упражнений по отработке навыков стилистического анализа конкретных синтаксических категорий, что позволяет облегчить лингвостилистический анализ текста в целом, а также способствует включению этих синтаксических категорий в речь учащихся.

Однако следует помнить, что тот или иной стиль создается не одной деталью, а совокупностью языковых средств (лексико-фразеологических и грамматических), образующих своеобразный ансамбль.

Результаты работы (материалы) представлены в виде таблицы.

Передают доверительность разговора автора с читателем, усиливают эффект причастности читателя к описываемым событиям.

Это свойство делает их одним из ярких стилистических средств русского языка.

Выражают мысль точнее, конкретнее.

Важное по смыслу слово в эмоциональной речи выносится в начало предложения и произносится с сильным логическим ударением.

Служит средством создания более яркого, образного описания.

В народно – песенном жанре с помощью инверсии достигается плавность, напевность речи.

Для публицистического стиля характерно употребление однородных членов, как правило, распространенных, сопровождаемых повторяющимися словами, тоже усиливающими экспрессию.

При художественной однородности возможно объединение слов, выражающих далекие друг от друга понятия, которые сближаются на основе объективной ассоциации или субъективного авторского восприятия.

Такая однородность вносит в повествование экспрессию, создает впечатление приподнятости, торжественности.

Включение в однородный ряд явно несовместимых понятий служит средством создания комического эффекта.

Создают плавные, спокойные описания в художественном стиле.

В научной и деловой речи сложносочиненные предложения, выражающие условно – временные, причинно – следственные и другие отношения, точно и однозначно передают тип смысловых отношений, придают изложению строгий, деловой характер.

БСП с противительным значением выразительны, лаконичны, часто служат для создания контраста, являясь ярким образным средством: отрицание в первой части усиливает утверждение во второй.

В причастном обороте акцентируется значение признаков предмета, он выполняет изобразительную функцию.

В художественном и публицистическом стилях обособленные определения придают речи эмоциональность, выразительность.

В научной и деловой речи используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

В художественном стиле лаконичные деепричастные конструкции со значением образа действия характеризуют главное действие, рисуют его в деталях, ярче подчеркивают динамику событий.

Деепричастия на – учи, – ючи имеют окраску народно – поэтической речи.

Предложения с деепричастными оборотами произносятся ускоренно и напряженно, создают живые, динамичные описания.

За счет четкого интонационного членения и сходной грамматической структуры частей достигается логичность и стройность изложения, музыкальность и ритмичность звучания.

В художественной прозе период используется в описаниях (придает живописность), в повествованиях (плавность).

Нарастающая сила напряжения при переходе от одной части периода к другой обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на читателя.

В публицистическом стиле период соответствует назначению убеждающего рассуждения.

Распознать ее помогают языковые средства, придающие речи разговорный характер и усиливающие эмоциональность: междометия, частицы, а также эмоционально – оценочные выражения, слова, принадлежащие действующему лицу.

2. Рекомендации для использования теоретических материалов

Теоретические материалы, размещенные в таблице, могут быть использованы в различных видах деятельности учащихся на уроке (как анализ, так и синтез) совместно с учителем, а также самостоятельно.

Аналитическая деятельность предполагает наличие исходного текста, который и требуется проанализировать. Наряду с исследованием разных языковых ярусов, пользуясь материалами таблицы, учащиеся могут выделить и назвать особенности синтаксических конструкций, которые служат выражением оттенков семантики текста. Кроме того, представленные материалы дают ученикам возможность создания собственного высказывания на лингвистическую тему, что также служит развитию связной речи школьников.

В другом случае на уроке создается определенная речевая ситуация, предшествующая постановке речевой задачи – созданию собственного высказывания (текста) на заданную тему. После отбора лексических, морфологических средств нужного тематического направления можно воспользоваться материалами предлагаемой таблицы, оценив возможности разных синтаксических конструкций как наиболее удачных форм выражения тех или иных значений, стилистических решений. Данные знания актуализируются в связи с созданием учащимися собственного как устного, так и письменного высказывания (текста) на свободную тему.

Например, при изучении темы “Главные члены предложения” в 5-м классе учащимся необходимо, на наш взгляд, владеть не только знаниями о способах выражения подлежащего и сказуемого, но и о месте подлежащего по отношению к сказуемому при создании текстов разных типов: описания и повествования.

Таким образом, наша работа не является исчерпывающей, а открывает огромные возможности для создания методической поддержки изучения в школе курса русского языка в данном направлении.

План-конспект занятия по стилистике (7 класс)

Цели: • формирование понятия семантических и стилистических синонимов; • формирование умения правильно использовать их в речи; • привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями; • обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

План-конспект занятия по русскому языку по теме

(с. Ижевское Спасского района Рязанской области)

Цели :

· формирование понятия семантических и стилистических синонимов;

· формирование умения правильно использовать их в речи;

· привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями;

· обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

Ход занятия :

I .Мобилизующий этап.

· Вступительное слово учителя .

Здравствуйте, дети! Сегодня наше очередное занятие по стилистике. Сейчас в гости к нам придёт Королева Стилистика, а вы, ребята, понаблюдайте за её действиями, чтобы потом узнать, чем мы будем заниматься сегодня.

· Ребята, опишите действия Оли, используя глаголы.

Что делала Оля? (танцевала, вальсировала, кружилась).

· Какие понятия с точки зрения русского языка вы называли? (синонимы)

(их виды, использование в речи).

Synonymos - (с греческого – одноимённый) – это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи

II .Самоопределение учащихся на основе антиципации.

· Вспомните, что называется синонимами? (открываю запись на доске)

Чтобы убедиться в том, что вы умеете подбирать синонимы к словам, поиграем (раздать карточки).

Получивший карточку, внимательно слушает ведущего, я называю слово, а тот, у кого такая же карточка, отвечает мне синонимом. Если затрудняется, помогать могут все.

Карточки со словами : ходить, контроль, громкий, радоваться, внезапно, безграничный, смелый, возражать, давно, опыт, пленять, удивительный, сырой.

Итог : Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять.

III .Обнаружение учащимися недостаточности имеющихся знаний.

· Чем? (1)Оттенками лексического значения.

Синонимы, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются семантические. (открыть)

(2) Следующее отличие синонимов – употреблением в речи. Например: украсть (н) – похитить (кн.), спереть (прост., грубое).

Эти синонимы отличаются стилистической окраской, т.е. употреблением в разных стилях и называются стилистические.

IV . Закрепление новых понятий.

· Теперь наша задача – различить семантические и стилистические синонимы.

Запишем ряд синонимов, определим их вид, стилистическую принадлежность.

Родина (н.) – Отчизна (кн., выс.), Отечество(кн., выс,);

тревога (н.) – волнение (н.), смятение (кн.), беспокойство (разг.);

устать – изнемочь - вымотаться;

лицо – облик – харя.

· Я убедилась в том, что вы понимаете, как различить семантические и стилистические синонимы, в случае затруднения обращайтесь к словарю, но если стилистические синонимы употребляются в разных стилях, то нужно быть осторожным при их употреблении.

Вывод: прежде чем слово употребить, подумай о его принадлежности к определённому стилю.

· Теперь хочу убедиться в вашей самостоятельности рассуждений. На карточке написаны предложения с пропущенными словами. На место пропуска вставь нужное слово и объясни свой выбор: (карточки желающим)

1.В результате наводнения многие остались без ….. .

2.Тургенев часто посещал убогое ….. бедняка.

1.Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой.

2.Взял с собой ружьё, …… попадётся заяц.

(может быть, авось)

1…….- травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.

2. На ужин мы с удовольствием уплетали …….

V .Использование синонимов в речи.

· Эти упражнения убедили нас в том, что использовать синонимы в речи нужно осторожно.

· А когда мы используем синонимы в речи?

1)При повторении одних и тех же слов. (открываю)

Перед вами текст (№1)

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, - сказал он.

- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

- Я сказал всё, что хотел сказать, - сказал он.

- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

- согласился, спросил, поинтересовался, пришёл к выводу, убеждал, утверждал, настаивал, заметил, ответил.

2.Когда ещё вы используете синонимы в речи? При лексическом толковании слова.

Например: антракт - перерыв

« К ветеринару в наше село пришёл Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…

- Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенный, - хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй ! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

- Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

- Пожженный он, дедушкин заяц. – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

-Вам известно содержание рассказа? Нам он интересен тем, что Паустовский пишет о Мещерском крае, о нашей родной земле. Именно в его произведениях мы встречаем описание наших лесов, рек, озёр – земли, где мы родились и выросли.

(Заяц спас деда Лариона Малявина от огня в лесу, а дед в свою очередь вылечил у ветеринара обгоревшие лапы зайца. Вот так они в беде породнились).

- Какова его основная мысль?

- Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово. (анализ подчёркнутых слов).

Вывод: Автор – мастер слова. У него всё продумано до мелочей, каждое слово играет определённую роль, оно выбрано не случайно, а целенаправленно. Это мы и доказали.

И ещё пришли к выводу, что к слову нужно относиться внимательно.

- Что нужно иметь в виду?

Может быть, вам приходилось встретить брошенного котёнка и ухаживать за ним, а может быть, помочь раненому воробью, расскажите от этом в сочинении-миниатюре, использовав эмоционально окрашенные слова.

- Заканчивается время нашего занятия. Но тема так и не дописана. Дополните её.

- Какие новые понятия вы сегодня узнали?

- Какое впечатление осталось?

- На занятии нас интересует один вопрос: а как лучше сказать? Этим мы и занимались сегодня, используя семантические и стилистические синонимы.

Читайте также: