От диктатуры якобинцев к директории итоги французской революции конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: история

Учебник «Всеобщая история. История нового времени, 7 класс, Дмитриева О. В., 2016 г.;

Уровень обучения - базовый

Количество часов – 1 час.

Цель: дать характеристику и оценку деятельности якобинцев, выяснить значение французской революции и появление на политической арене Наполеона Бонапарта.

образовательные: углубление и систематизация полученных знаний;

развивающие: развитие умений рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в беседе, выделять главное, давать характеристики историческим деятелям и процессам, оперировать понятиями и терминами;

воспитательные: воспитание негативного отношения к террору и насилию как средствам решения проблем, продолжить воспитание гуманизма.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах и группах; воспитание интереса к истории как науки.

Предметные: развитие умений работать с учебником, дидактическим материалом овладение понятиями.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся обратной связи.

Основные термины и понятия: террор, гильотина, термидор, брюмер, директория.

Исторические деятели: М. Робеспьер, Гильотен, Ж. Дантон, Ж.П. Марат, Ш. Корде, Н. Бонапарт Оборудование:

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок новой темы.

1. На пути к революционному террору.

3. Революция и культура.

4. Конец якобинской диктатуры.

Содержание урока:

I . Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

1) Установить последовательность событии начиная с самого раннего (работают два ученика по карточкам).

1. Взятие Бастилии

2.Созыв Генеральных Штатов

5.Приход к власти жирондистов

6.Провозглашение конституционной монархии

7.Принятие Декларации прав человека и гражданина

8.Провозглашение Франции республикой

2) Работа по карте:

А. Показать на карте территорию Франции

Б. С какими государствами воевала Французская республика в период революционных потрясении

В. Ключевые сражения

3) Фронтальный опрос:

1.Каковы причины революции? Повод?

2.Кто такие якобинцы, жирондисты, роялисты, санкюлоты?

III . Актуализация деятельности учащихся.

IV . Объяснение нового материала

1. События во Франции проходили в стремительной последовательности, одни партии сменяли других, войны, неурожай, тяжелое экономическое положение требовало к установлению в стране жесткой диктатуры. И эта жесткая диктатура как нельзя кстати соотносилась с якобинцами. Ими была принята новая конституция, она провозглашала: всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года), право на труд, образование и социальную справедливость. Основная цель якобинской политики для населения – это всеобщее счастье. Далее ученики на с. 199 отвечают на вопрос: какие меры были предприняты якобинцами для стабилизации ситуации в стране.

Запись даты и понятия в тетради: 17 сентября 1793 г. - Принятие Конвентом революционного террора (применение физического насилия против врагов революции).

3. Рассматривая этот вопрос ученикам предстоит записать понятия ранее ими не встречавшихся и пояснить им, что данные понятия до настоящего времени употребляются в культуре французского народа. Основные изменения:

-дехристианизация и культ мучеников свободы

- официальный стиль в искусстве – неоклассицизм. Что он воспевал? (ответ учеников)

- новые имена, новые названия, новый календарь (термидор, брюмер…)

4. После свержения якобинцев власть под свой контроль взяла директория (5 директоров). Но наиболее выдающейся личностью в Директории бал Наполеон Бонапарт. Наполеон одна из личностей, которая вызывает как похвальные так и негативные отношения. Кто этот человек, заставивший говорить о себе весь мир?

IV . Закрепление изученного материала.

Закрепление проводится в форме фронтального опроса учеников:

1. К кому после казни короля перешла власть?

2. Почему жирондисты потеряли авторитет?

3. Дайте оценку деятельности якобинцев. Почему они не смогли удержаться у власти?

4. Кто пришел к власти после термидорианского переворота?

5. Каковы итоги революции?

V . Рефлексия.

На листе самооценки или в тетради закончите фразы:

-Что нового я узнал …

-У меня получилось …

-С какими трудностями я сегодня столкнулся …

-Что еще вам хотелось бы узнать…

VI . Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель дает ученикам возможность подвести итоги урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение.

Задачи: выявить причины падения якобинской диктатуры; охарактеризовать политику Директории; дать оценку историческим личностям эпохи революции;

развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать текст, выделять главное, характеризовать причинно-следственные связи;

воспитывать неприятие жестокости, насилия.

Конспект урока истории в 7 классе

Дата: 18.03.2019

Учитель: Огиенко Яна Викторовна

Цель урока: охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение.

Задачи: выявить причины падения якобинской диктатуры; охарактеризовать политику Директории; дать оценку историческим личностям эпохи революции;

развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать текст, выделять главное, характеризовать причинно-следственные связи;

воспитывать неприятие жестокости, насилия.

Тип урока: комбинированный.

Дидактический материал: учебник Всеобщая история. История Нового времени: 1500 – 1800.,А. Я. Юдовская.

1.Организационная часть. Приветствие класса

На сегодняшнем уроке мы завершим изучение Великой Французской революции. Выясним, что происходило во Франции после установления диктатуры якобинцев, и каким образом к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Но чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним основные события революции с 1789 – 1793 годов.

II. Проверка домашнего задания:

Диктант по терминам: революция, гильотина, Бастилия, абсолютизм, сословия, просветители, буржуа.

Учащимся предлагается охарактеризовать события. Учитель корректирует ответы.

14 июля 1789 года – штурм Бастилии. На улицы Парижа вышли толпы народа. Они штурмом взяли знаменитую тюрьму Бастилию – символ королевской власти. В Бастилии было всего 7 узников, а при штурме погибло около 100 человек. Тюрьма была разрушена до основания, так начиналась революция.

26 августа 1789 года – принятие Декларации прав человека и гражданина. Декларация провозгласила основы правового государства.

2 июня 1793 года устанавливается диктатура якобинцев. Высшим законодательным органом является Конвент, которому подчиняются Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, работают суды – революционные трибуналы. Назовите лидеров якобинцев.

Максимильян Робеспьер. В родном городе слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый, полный прогрессивных идей. Постарайтесь дать свою характеристику этому человеку на основе изображения.

Учитель. Робеспьер был невысокого роста, невзрачный, с беспокойным взглядом из-под очков. От него так и веяло болезненностью. Глаза серые, пустые, ничего не выражающие.

II. Актуализация опорных знаний.

С каждой минутой хор становился всё тише, падала новая голова. Наконец, замолк последний голос.

Комиссары – посланники Конвента, недрогнувшей рукой наводили порядок в городах Франции. В Лионе за 1 раз было расстреляно 210 человек. Когда считали трупы, обнаружили 2 лишних. Тут вспомнили, что 2 человека безуспешно пытались доказать, что они не приговорённые, а полицейские. Но их никто не слышал.

Ш. Новая тема

План урока на интерактивной доске:

1. Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.

2. Политика Директории 1795-1799 годы.

3. Переворот 18 брюмера 1799 года.

4. Значение Великой французской революции.

Записывают план урока в тетрадь

1.) Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.

Среди самих якобинцев происходит раскол. Выделяются группы умеренных или ещё их называли “снисходительные” и группа “бешеных”.

Умеренных возглавлял Жорж Дантон. По образованию адвокат, блестящий оратор. Умеренные выступают за отмену террора, за соглашение между разными партиями.

Во главе “бешеных” стоял священник Жак Ру, Эбер. Бешеные выступали за отмену собственности, призывали народ к новому восстанию против умеренных.

По приказу Робеспьера руководители “бешеных” были арестованы, их головы снесены “народной бритвой”. Робеспьер прилюдно обнимал Дантона и вопрошал “Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?”, но уже поползли слухи о том, что готовится арест и Дантона. Жена и друзья Дантона умоляли его бежать. Дантон удивлённо поднимал брови и говорил : “Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?”

Вскоре Дантон был арестован. На суде держался уверенно, гордо. На эшафоте произнёс фразу, обращаясь к палачу: “Покажи мою голову народу, она стоит того”.

После казни Дантона тяжёлый маховик террора продолжал раскручиваться. Продолжались аресты, казни, никто не был застрахован в том, что он останется жив.

Как-то во время обеда Робеспьер снял камзол, а другой депутат обыскал его карманы и обнаружил список 40 человек, которых надо казнить. Депутат увидел и свою фамилию. Депутатам – якобинцам приходилось выбирать: действовать или умирать.

27 июля (9 термидора) 1794 года на заседании Конвента Робеспьер пытался зачитать списки новых обвиняемых. Но его заглушил шум депутатов. Робеспьер сел на одно пустующее место и произнёс: “Добродетельные люди, к вам обращаюсь я!” И тут кто-то заметил “Ты сел на место зарезанного тобой Дантона”. Робеспьер вскочил как ошпаренный. Его арестовали и объявили вне суда. Перед казнью он пытался покончить жизнь самоубийством. Не вышло, поранил себе нижнюю челюсть. Наутро 24 июля Робеспьера привели на эшафот. Нижняя челюсть Робеспьера была перевязана грязной тряпкой. Палач сорвал её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту – крик толпы: “Да здравствует Республика!”

2.) Политика Директории 1795-1799 годы

В это время выделятся своими победами и авторитетом молодой генерал Наполеон Бонапарт.

Как-то один из заслуженных, уже пожилых генерал заметил: “Вы слишком молоды, чтобы командовать армией”. Наполеон тут же парировал: “Да, но на полях сражений быстро стареешь. А я направляюсь именно туда”.

3. Переворот 18 брюмера 1799 года.

Наполеону ничего не стоило совершить очередной переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Власть бескровно передаётся от Директории 3 консулам.




Через год Наполеон становится первым консулом, а в 1804 году императором.


Наполеон заключает “ Мы довели до конца роман революции. Теперь надо посмотреть, что в ней есть реального”.

4. Значение Великой французской революции.

Учитель: Запишем, значение революции:

Были разрушены старый феодальный уклад и абсолютизм;

Открылся путь развитию капитализма;

Церковь отделена от государства (религия стала личным выбором человека);

Революция провозгласила принципы всеобщей свободы и равенства;

Революция пробудила у французов чувство патриотизма и личной свободы.

Учитель подводит детей к выводу, что революция расчистила дорогу для развития капитализма, провозгласила принципы свободы и равенства, которые признаются в современном мире. Но революция имела жестокие уроки, она показала, какой ценой решаются проблемы с помощью террора.

IV. Закрепление

1. “Покажи мою голову народу, она стоит того!”. (Ж.Дантон)

2. “На полях сражений быстро стареешь. А я направляюсь именно туда”.(Людовик XVI)

3. “Я умираю невиновным и прощаю своим врагам”. (Наполеон)

4. : “Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?” (Ж.Дантон).

Давайте сделаем вывод: что же реального было в Великой французской революции. Какое она имела значение?

V. Домашнее задание:

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Урок знакомит с причинами падения якобинской диктатуры. Рассматриваются положения новой Конституции Франции 1795 года и политика Директории – нового правительства Франции. Описывается процесс роста влияния Наполеона Бонапарта и его приход к власти в результате переворота 18 брюмера 1799 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Причины падения якобинской диктатуры

Утрата поддержки населения якобинцами

Падение якобинской диктатуры

Установление власти Директории

Внешняя политика Директории

Переворот 18 брюмера

К началу 1794 года французская армия одержала ряд побед на фронтах. Внутри страны удалось подавить мятеж в Ванде́е и иных землях. Опасность контрреволюции уменьшилась. Но вместе с этим обострились внутренние противоречия среди якобинцев.

Пока революция находилась в опасности, якобинский террор был оправдан. Жесткие меры имели поддержку в народе. Общие проблемы объединяли различные политические группы. Но как только ситуация наладилась, на первый план вышли все прежние разногласия.

Сегодня на уроке вы узнаете о причинах падения якобинской диктатуры. Рассмотрите политику нового правительства Франции – Директо́рии, переворот 18 брюмера 1799 года. Определите значение Великой французской революции.

Причины падения якобинской диктатуры.

После побед на фронтах и подавления мятежей народные низы стали требовать дальнейшего углубления реформ. Буржуазия выступала против этого. Ситуация в стране накалилась. В свою очередь для якобинцев любое из этих движений было опасно, так как требования сторон выходили за рамки якобинских устремлений.

Следующими стали якобинцы, выступавшие за ограничение собственности. Жак-Рене Эбе́р и его сторонники были обвинены в желании реставрировать монархию. В марте 1794 года они были казнены по приговору революционного трибунала.

· за соглашение между борющимися группировками;

· выступали за ограничение революционной диктатуры;

· требовали возврата конституционных порядков, прекращения террора;

· их идеалами являлись свобода и собственность.

Но и после этих казней террор не ослабел. В обществе царили страх и настороженность. Даже самые послушные исполнители приказов якобинцев не могли чувствовать себя в безопасности.

Утрата поддержки населения якобинцами.

Крестьяне, получившие землю, считали, что революция закончилась. Не получившие – разочаровались в якобинцах.

Городские низы были возмущены расправой над своими лидерами, тяжелым материальным положением.

В конечном счете, все устали от постоянных казней. От жизни в атмосфере террора. Народ стал отождествлять республику и Робеспьера, который вызывал всеобщую ненависть.

Казнь Робеспьера и падение якобинской диктатуры.

Британский историк Томас Карле́йль так описал эти события.

Всего было казнено около 100 человек. В основном сторонников Робеспьера и членов Парижской коммуны, которую сразу же устранили. Якобинская диктатура пала.

Установление власти Директории.

Новых людей, пришедших к власти во Франции, стали называть термидориа́нцами. Они выступали за республику, в которой будут гарантированы права собственников и свобода предпринимательства.

Стремясь заручиться поддержкой народа, термидорианцы

· начали преследование якобинцев и их сторонников;

· в Конвент были возвращены уцелевшие жирондисты;

Согласно конституции, законодательная власть передавалась двухпалатному Законодательному корпусу. Его нижней палатой был Совет пятисот. Верхней – Совет старейшин. Исполнительная власть – Исполнительной Директории в составе пяти директоров. Отсюда пошло и общее название правительства Франции периода 1795–1799 годов – Директо́рия. Судебная власть – Верховному суду.

Внешняя политика Директории.

В то время как внутри Франции, даже с установлением режима Директории, не утихали политические распри, на фронтах революционная армия одерживала одну победу за другой. В 1795 году к миру были принуждены Пруссия и Испания. В зависимую республику была превращена Голландия.

Росло влияние армии и генералов. Но более всего своим военным талантом выделялся Наполеон Бонапа́рт. В 1795 году он успешно подавил мятеж сторонников монархии в Париже, за что получил признание Директории и вскоре был назначен командующим Итальянской армией.

Целью похода в Италию было объявлено освобождение этих земель от австрийского господства. Но в войне Директория видела, прежде всего, способ отвлечь собственное население от внутренних неурядиц. Помимо того, успешная война позволяла Франции получить контрибуции – деньги, так необходимые новому правительству.

Но состояние войск, порученных Наполеону, было удручающим. Армия плохо снабжалась. Солдаты не получали жалованье. Этих людей было нужно одеть, накормить и дисциплинировать. В короткие сроки Наполеон смог сделать армию боеспособной. И, самое главное, генералу удалось возродить революционный энтузиазм солдат.

В то же время моральное состояние сил противника было очень низким. Солдаты не желали воевать. Местное население ненавидело австрийцев. В итоге всю северную Италию охватил революционный подъем. Наполеона стали считать освободителем. В 1796 году французская армия заняла Пьемо́нт, Милан, Папскую область.

В 1797 году Наполеон принудил Австрию к миру. Согласно статьям Кампо́-Форми́йского мира за Францией закреплялись земли на левом берегу Рейна и Австрийские Нидерланды. В Италии был образован ряд зависимых от Франции республик.

В Италии Наполеон проявил себя как умелый администратор и дипломат:

· на захваченных землях отменялись феодальные повинности и абсолютизм;

· церковь лишалась своих привилегий;

· вводились законы, обеспечивающие права и свободы личности;

· огромная контрибуция, возложенная на Италию, по требованию Наполеона взымалась в основном с самых богатых.

В конце 1797 года Наполеон вернулся в Париж. Его встречали как триумфатора. Победы Бонапарта увеличили авторитет армии. В ней стали видеть силу, способную решить внутренние проблемы Франции.

Но к этому времени у Франции еще оставался опасный противник – Англия. Желая нарушить ее связи с Индией (самой богатой британской колонией), Наполеон убедил Директорию в необходимости захвата Египта – вассального государства в составе Турции. Эта экспедиция была выгодна французской буржуазии. Контролируя Египет, Франция получала доступ в Красное море. Из него – ко всем рынкам Азии. Кроме того, захват Египта позволял упрочить положение Франции в Северной Африке.

В это же время англичанам удалось разгромить французский флот при Абукире, отрезав армию Наполеона в Египте от Франции. Привлечь на свою сторону Турцию. Но французы продолжили экспедицию. Им удалось захватить весь Египет, совершить успешный поход в Сирию. Тем не менее, нанести Англии решающий удар не вышло. Без флота это было невозможно.

Понимавший истинное положение дел, Бонапарт в 1799 году вернулся во Францию.

Переворот 18 брюмера.

В Италии русско-австрийские войска под командованием русского полководца Суворова отвоевали земли, захваченные Наполеоном. Возникла угроза их вторжения во Францию.

Потом он заставил Совет старейшин подписать декрет о передаче власти во Франции трем консулам. Через год Наполеон стал первым консулом, в руках которого сосредоточилась вся полнота власти.

С этими событиями принято связывать окончание Великой французской революции.

· Великая французская революция уничтожила Старый порядок в лице абсолютизма, феодальных пережитков, сословного деления общества;

· в ходе революции на первый план вышла буржуазия, полностью разрушив старое общественное устройство и государство;

· революция создала условия для развития капитализма во Франции: были отменены внутренние таможни, цеховая система, введена единая система мер и весов. Установившееся господство частной собственности ускорило процесс промышленного переворота;

· Великая французская революция провозгласила принципы всеобщей свободы и равенства. Декларация прав человека и гражданина – один из важнейших документов революции – заложил основы для формирования правового государства;

· революция оказала огромное влияние на развитие общества, стала поворотным событием в мировой истории. Революционные идеи повлияли на дальнейшее развитие не только Европы, но и всего человечества;

· революция преподала жестокий урок всем людям. Показала опасность применения тактики террора, даже если с его помощью пытаются достичь благих целей.


Атака повстанцев из Вандеи на город Нант 29 июня 1793 г. Гравюра начала XIX в.


В период якобинской диктатуры были приняты декреты об общинных землях и порядке их раздела; об окончательном упразднении феодальных прав; о предоставлении неимущим крестьянам права приобретать на льготных условиях земли эмигрантов; о признании спекуляции уголовным преступлением, за которое полагалась смертная казнь с конфискацией имущества.

Якобинцы провели реформу календаря. Месяцы получили названия по явлениям природы или видам сельскохозяйственных работ, например: вандемьер — месяц сбора винограда, брюмер — месяц туманов, термидор — жаркий месяц. Теперь 22 сентября 1793 г. считалось 1 вандемьера II года Республики.

2. Якобинский террор


Аллегория диктатуры в период правления Максимилиана Робеспьера


Казнь королевы Марии-Антуанетты в 1793 г. Гравюра конца XVIII в.


Разрушение Лиона. Гравюра XVIII в.

11 июня 1794 г. Конвент утвердил декрет о Революционном трибунале. В нём содержалось понятие враг народа, которое было настолько широким, что под него могло попасть едва ли не большинство французов.

3. Термидорианский переворот. Директория

Великая французская революция


В этой обстановке была разработана новая Конституция, которая предусматривала отмену всеобщего избирательного права и более сложную систему выборов. На смену Конвенту приходил Законодательный корпус, состоящий из Совета старейшин и Совета пятисот. Исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти директоров. Особыми статьями новая Конституция закрепляла имущественные права нуворишей.


А.-Ж. Гро. Наполеон на Аркольском мосту

4. Брюмер

Установившийся в результате термидорианского переворота режим не мог быть прочным уже в силу разнородности политических с ил, на которые он пытался опереться. Выборы 1797 г. принесли успех монархистам. Обновлённый Законодательный корпус, большинство в котором принадлежало теперь противникам Директории, поощрял возвращение из эмиграции священников и дворян. Началось обновление состава самой Директории. В сентябре 1797 г. более 150 депутатов были обвинены в государственной измене и затем отправлены на каторгу в Гвиану — французскую колонию в Южной Америке. От своих постов были отстранены также двое из пяти директоров. Важнейшим следствием переворота стало превращение армии в активную политическую силу. Директория удерживалась у власти с помощью армии, благодаря чему генералы стали приобретать самостоятельное политическое значение. Наиболее ярким примером является выдвижение Бонапарта.


Ж.-О. Энгр. Наполеон — первый консул Франции


Ф. Бушо. Переворот 18 брюмера


Три консула

После следующих выборов Директория снова нарушила Конституцию, стараясь не допустить к власти неугодных ей деятелей. По принятому в мае 1798 г. закону не были утверждены более 100 новоизбранных депутатов. Новый переворот содействовал дальнейшей дискредитации не только Директории, но и республиканского режима в целом. Резко активизировались бывшие якобинцы и другие старые революционеры, в Париже начали возрождаться политические клубы. В то же время набирали силу настроения в пользу восстановления королевской власти. Франция вновь оказалась на пороге гражданской войны.

В такой обстановке 16 октября 1799 г. в Париж из Египта вернулся Бонапарт. Он был назначен военным комендантом Парижа и в сотрудничестве со своими политическими союзниками приступил к подготовке государственного переворота.

Вопросы и задания

1. Чем объяснить, что надежды на революцию без крови и слёз оказались несбыточными? 2. Как вы думаете, был ли неизбежен террор в ходе революции? Свою позицию обоснуйте. 3. Почему среди своих мероприятий якобинцы уделили особое внимание аграрному вопросу? 4. В чём причины падения якобинской диктатуры? 5. Какие надежды народа Великая французская революция оправдала, а какие ожидания так и остались неисполненными? 6. Осенью 1792 г. на парижской площади Карусель была установлена специальная машина для отрубания голов — гильотина, названная по имени её изобретателя доктора Гильотена. Как вы думаете, можно ли считать гильотину мрачным символом французской революции? Свою позицию обоснуйте. 7. Характеризуя период Директории, историки высказывают различные точки зрения. Они называют этот период временем контрреволюции, другие — реакцией. Некоторые учёные рассматривают его как завершающий этап Французской революции. Какая из точек зрения вам кажется наиболее убедительной? Обоснуйте свою позицию.

Изучаем источник

Из воспоминаний Наполеона Бонапарта

Какие основания были у Бонапарта так написать о своём решении вернуться во Францию?

Читайте также: