Стили речи 5 класс конспект урока по ладыженской с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение 1 Типы речи 5 кл.doc

жЁлтый лИсток именное

путЕшЕСТвовать по РоССиИ глагольное

мой рОвеСНик именное

шеФствОвать над мАлышами глагольное

вкусный шОкОлаД именное

вОстОргатЬся пЕЙзажЕм глагольное

прЕкраСНый сОюз именное

тОржествеННая оБстАновка именное

ОбвИнить в прЕдательстве глагольное

иСкуССтво Древней Греции именное

удИвительная кАртина именное

быстро вырАстать глагольное

1. Раздел лингвистики, изучающий словосочетания, предложения и их строение.

Вид предложения по эмоциональной окраске.

3. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки знаков препинания.

Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое?

Слова, связанные по смыслу, грамматически и интонационно.

Слова, связанные по смыслу и грамматически.

Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия и отвечающая на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ?

КАКОЙ ?

ЧТО ДАЛЬШЕ ПРОИЗОШЛО ?

ПОЧЕМУ ?

ТИП РЕЧИ ПРИЗНАКИ ВОПРОС КОЛ-ВО ФОТО

ТИП РЕЧИ ПРИЗНАКИ ВОПРОС КОЛ-ВО ФОТО

ТИП РЕЧИ ПРИЗНАКИ ВОПРОС КОЛ-ВО ФОТО

Говориться о признаках предмета.

Сообщается о последовательности событий или действий.

что-либо, выявляются причины событий.

Говориться о признаках предмета.

Сообщается о последовательности событий или действий.

что-либо, выявляются причины событий.

Выбранный для просмотра документ Приложение ТЕКСТЫ.doc

(Тексты взяты из учебника для 5 класса под редакцией В.В.Репкина)

1. Живая метель

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

3. Странное имя

1. Живая метель

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

3. Странное имя

1. Живая метель

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

3. Странное имя

3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые об­разовательные результаты:

-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;

- уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.

Метапредметные:

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.

Межпредметные связи: литература, биология.

Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями; лист достижений;

материально-технические: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

1. Этап мотивации

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока заполните лист достижений.

Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.

На доске запись:

-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).

Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.


2. Формулирование темы и цели урока

(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.)

Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности).

Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова?

(В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль).

Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-объяснение нового материала

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.

Стиль – это …. ? В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль: 1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

Стили речи Разговорный Книжные научный официально- деловой публицистический художественный

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ"

Данная презентация содержит материал к урокам музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского.Тема:"Музыка и изобразительное искусство".


Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол" Дается строение фенола, его свойства.

Презентация по биологии 7 класса по теме: "Класс млекопитающие"

В презентации представлено краткое описание отрядов млекопитающихся и фотографии животных.

Презентация по биологии 6 класса "Класс двудольные, семейство сложноцветные"

Представители семейства,формула цветка.

Презентация по биологии 6 класса "Класс двудольные, семейство пасленовые"


Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"

Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов.


Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы. Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный) 3. Заполнение таблицы Название стиля речи Где употребляется данный стиль С какой целью употребляется данный стиль речи Особые слова, которые присущи только этому стилю речи Разговорный стиль в жизни люди делятся своими мыслями и чувствами разговорная лексика, эмоциональная речь

Художественный стиль в художественной литературе Писатели передают образность и эмоциональность произведения Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др. Публицистический В СМИ Передача информации Публицистическая лексика Научный стиль В науке, в школе научные статьи, тексты в учебниках Термины, определения Официально-деловой стиль Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

Общение граждан с учреждениями Слова в прямом значении

Читайте также: