Старый замок конспект урока по музыке 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока:

Словарь урока:

  • Сюита
  • М. П. Мусоргский
  • В. А. Гартман
  • Трубадур
  • Менестрель
  • Виола
  • Арфа

Ход урока

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культу ре прошлого.

Тема нашего урока СТАРЫЙ ЗАМОК. Так называе тся одна из десяти п ьес фортепианной

созданная в 1874 году в память о дру ге М усоргского художнике и архитекторе В. А.

В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена

посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков,

акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов

художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию му зыкальной

картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же

пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии

композитора. Идея создать фортепианну ю сюи ту возникла в дни выстав ки. Но

окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме

всего за три недели. В сюиту вошли 10 фортепианных пьес:

одобрение среди его соратников. Оп у бликованы они были лишь через пять лет после

смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского - Корсакова.

Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состояще е из самостоятельных пьес,

Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает

• А что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневе ковье?

Средневековье – это время замков, рыцарей, прекрасных дам, тру бадуров и менестрелей.

Трубадуры были желанными участниками праздников, ту рниров, гостями одиноких

замков. Они пели о любви, весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцаре й.

Часто трубадуру аккомпанировал на виоле или гитаре с опровождающи й его менестрель.

архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставле нные работы продавались,

поэтому сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том чис ле и

Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размере нного, однообразного

аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое нас троение.

Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется

грустью, потом первая тема возвра щается, постепенно з атихая, бу дто погружаясь в сон.

• Как вы думаете, что хотел композитор сказать неожиданным, громким финалом?

чтобы дома передать свои впечатления на бумаге в рису нке.

Нарисуйте дома к му зыке М. П. М ус оргского рисунок. Каким вы увидели это «Старый

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока:

М. П. Мусоргский. Прогулка.

Плакат с музыкальными терминами.

М. П. Мусоргский. Старый замок.

Словарь урока:

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?


Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Старй замок". Счастье в сирени живёт.

Содержимое разработки

13 урок. 4 класс.

Цель: закрепить на уроке понятия о различных видах музыки – вокальной и инструментальной.

учить анализировать музыкальные произведения, сравнивая их между собой; выделять основные характеристики вокального и инструментального жанров;

закреплять знания о русских композиторах – классиках и музыкальных жанрах;

развивать образное мышление учащихся, слуховую память, навыки слушания музыкальных произведений.

повышать общий уровень культуры учащихся; прививать интерес к классической музыке, чувство любви к Родине и осознание национальной значимости нашего народа в мировой культуре.

Тип урока: урок закрепления знаний;

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор

Аудио – видео материал : записи

Музыкальный словарь: сюита, романс

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

- Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Какая была тема? (ответы учащихся)

- Музыкальные произведения какого композитора мы слушали? (П.И. Чайковского)

- На тему какого стиля были написаны его вариации? (рококо)

- Какой это был жанр – вокальный или инструментальный?

3. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний.

Итак, какие же черты инструментальной музыки мы можем выделить?

1) инструментальная музыка не требует знания языков, поэтому воспринимаема в любом уголке мира.

2) инструментальная музыка исполняется на музыкальных инструментах без участия голоса.

- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел! Это же соловей! Давайте о нём споём распевочку!

Песни пел среди ветвей:

Из сирени трели – песенки

Не зря он к нам прилетел! Хочет нам соловей сегодня поведать о том, где он побывал.

Звучит трель соловья

А побывал он вблизи старого замка, который был построен ещё в Средневековье! СЛАЙД

Соловей нам может рассказать на нём на языке музыки! Вслушайтесь!

Какое настроение передаёт музыка? (ответы учащихся)

Какие образы возникли у вас ? Что изображает музыка?

Скажите, это вокальный или инструментальный жанр?

Какой музыкальный инструмент звучал?

Актуальна ли эта музыка в наши дни? Где она может исполняться?

СЛАЙД Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом (записываем обозначение термина в тетрадь).

Звучит трель соловья

О! Я снова слышу голос соловья! И он нам снова хочет о чём - то рассказать!

СЛАЙД: текст песни

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

А теперь ответьте на вопросы:

Звучала инструментальная или вокальная музыка? (вокальная)

Главную партию исполнял инструмент или голос? (голос)

Кто именно исполнял вокальную партию? (певица, солистка)

Какой у неё был голос ? ( высокий женский голос - сопрано)

Каков был характер музыки? Темп? (лиричный, спокойный, напевный ; медленный темп)

Могла бы эта музыка звучать без голоса? При каких обстоятельствах? ( да, если бы мелодию играл музыкальный инструмент)

Какие музыкальные инструменты могли бы дополнить звучание инструментальной версии? Выберите наиболее подходящий вариант на слайде

СЛАЙД : Ведущая мелодия в исполнении фортепиано

Давайте прослушаем ещё раз это музыкальное произведение, но только в другой версии.

Звучит инструментальная версия романса.

Что изменилось? (ответы учащихся)

Изменился ли характер музыки? Темп?

Какой вывод мы можем сделать? В чём отличие инструментальной музыки от вокальной?

Читайте также: