Средства тушения пожара обж 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

    В тёплые весенние дни в Истринском районе Московской области ребятишки поджигали старую прошлогоднюю траву. Вдруг подул ветер, и огонь стал стремительно приближаться к садовым домикам. Садоводы не растерялись: кто лопатой, кто веником принялись сбивать и затаптывать кромку огня. Им удалось сдержать продвижение огня и выиграть драгоценные минуты. Подбежавшие на помощь соседи организовали цепочку от пруда до огня и, передавая друг другу вёдра с водой, погасили опасное пламя возле самых домиков.

Лучше всего, конечно, воспользоваться огнетушителем. Для этого надо знать, как с ним обращаться. Наиболее распространены огнетушители порошковые, углекислотные и химические пенные. На корпусе каждого огнетушителя написана или нарисована инструкция по его использованию. Заранее изучи работу огнетушителя. Во время пожара ты можешь растеряться, а промедление будет стоить жизни. Знай, что огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому является эффективным средством пожаротушения.

Применяя огнетушители, помни, что они работают недолго (около минуты) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением.

При отказе ПК или его отсутствии нужно использовать все другие доступные средства тушения: песок, землю, всё, что может уменьшить доступ кислорода к огню. Все описанные действия можно производить после вызова пожарных и если нет угрозы для твоей жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №1

городского округа Кинешма Ивановской области

155800 Ивановская область, г. Кинешма, ул. Ломоносова, д.20

Тел/факс (49331) 5-11-74 Тел. 5-15-30 5-10-99

Конспект урока по ОБЖ

-Обобщить знания о причинах возникновения и поражающих факторах пожара;

-Систематизировать знания о безопасных действиях при пожаре и средствах пожаротушения;

-получить знания о профилактике возникновения пожаров в зданиях;

- воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности;

-обучить действиям в случае возникновения пожара в здании;

-обучить умению оказания первой медицинской помощи пострадавшему при пожаре;

-развивать коммуникативные умения и навыки совместной деятельности.

Оборудование.

I .Организационный момент.

Наш урок мы начнём с разгадывания кроссвордов. ( за каждый правильный ответ ученик получает жетон). Каждому ряду раздаются кроссворды /

Вопросы по горизонтали:

1.Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар (костёр)

2.Опасный бытовой прибор (утюг)

3.Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём (ожог)

4.Длинное вспомогательное средство с поперечными перекладинами, используемое спасателями для эвакуации людей из высотных зданий (лестница)

5.Первичное средство пожаротушения (огнетушитель)

Ключевое слово: огонь

Вопросы по вертикали:

1.У человека она повышается при болезни, а в лесу при пожаре (температура)

2.Реально существующая в доме опасность. Идёт по проводам. (Электричество)

3.Как называется газ, выделенный при неполном сгорании топлива (угарный)

4.Вредный компонент огня (дым)

5.Изделие из ваты и марли для защиты органов дыхания (повязка)

Ключевое слово: пламя

Вопросы по вертикали:

1.Лежат они в коробке, в шкафу или на полочке.

Кто с ними играет, тот беду накликает (спички)

2.Химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом (горение)

3.Что является следствием неумелых действий людей в чрезвычайной ситуации (жертвы)

4.Маленькая удаленькая, а большую беду принесла (искра)

5.Высвобождение большого количества энергии за небольшой промежуток времени (взрыв)

Ключевое слово: пожар

Ребята, что вы можете сказать о ключевых словах этого кроссворда и о самих кроссвордах? ( ребята получают жетоны)

Давайте сформулируем нашу тему урока и определим цели.

Что такое пожар?

( неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей)

II .Основная часть урока

1.Вступительное слово учителя.

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории человечества он был спутником человека и верно служил ему. Огонь с нами и в праздники, и будни, он согревает и кормит нас. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если ему дать волю, то добро превращается в зло. По причине неосторожности с огнём исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Сталкиваются две силы – человек и огонь. Зачастую огонь является причиной возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Давайте попробуем потушить этот огонь. ( На доске приклеенные языки пламени) Ученики подходят по очереди, берут язычки пламени. На обратной стороне – вопрос, нужно дать ответ. ( За правильный ответ-жетон)

1.Какой номер пожарной службы и почему?

2.Что нужно делать , когда уходить из квартиры, чтобы не допустить пожара?

(Выключить свет, отключить электроприборы, газ)

3.Можно ли бить оконные стёкла в очаге возгорания? (Нельзя, т.к. поступающий воздух усиливает горение)

5.Назовите причины пожара.

(Непотушенная сигарета, игра со спичками, не отключенные электроприборы(чайник, утюг, плитка), утечка газа)

6.От чего люди гибнут на пожаре? ( от дыма огня, ядовитых газов, потери сознания)

Языков пламени больше не осталось. Общими усилиями мы потушили пожар.

3.Индивидуальная работа.

Каждая пара получает распечатку рассказа. Все предложения в рассказе пронумерованы.

Прочитать рассказ. Отметить предложения, где говорится о нарушении противопожарной безопасности. Дописать рассказ одним предложением.

(В это время три ученика получают другие карточки в которых по 3 вопроса. Нужно письменно ответить на них)

Я пришёл в гости к Косте.

У его родителей отличная квартира, и у Кости есть отдельная комната.

В прихожей был ремонт.

Пап приятеля решил установить там новый красивый светильник.

А пока он временно прикрутил патрон с лампачкой прямо к торчавшим из стены проводам.

В гостиной была красивая новая мебель, новые кресла, диван, мебельная стенка.

Только старый громоздкий телевизор еле помещался в стенке, но показывал вполне прилично.

Мы посмотрели мультики и решили поиграть в шашки, пока до следующего фильма оставался целый час.

Не выключая телевизор, мы пошли в комнату Кости

Костя зашёл в кухню, повил чайник на газ – решил угостить меня чаем с пирогом, который испекла его мама, и мы начали играть.

Я очень увлёкся шашками после того, как Костя победил всех в классном турнире.

Это задело моё самолюбие, и я решил поучиться играть в шашки.

Всю неделю я тренировался с папой и вот решил проверить свои успехи

Чтобы не ошибиться, я долго обдумывал ходы.

Ведь папа говорил, что шашки – это игра для головы, а не для рук.

Игра получилась напряжённой.

Я чувствовал, что совсем не уступаю Косте.

Он это тоже понимал.

Мы забыли про фильм о телевизору и про чайник на кухне.

Стало смеркаться.

Вокруг мы почувствовали запах газа.

Костя Вспомнил про чайник на плите.

Мы побежали на кухню.

Там запах газа был уже очень сильным

Костя протянул руку к выключателю, чтобы включить свет.

(Ответы: предложения: 5,7,9, 10,19,25. Но я остановил его, т.к. нельзя включать свет при утечке газа)

- Какие правильные действия должны предпринять ребята? ( Выключить газ, открыть для проветривания окна и двери)

4.Физкультминутка.

Представьте, что мы с трудом вышли из очага, охваченного пожаром, нам плохо: кружится голова, тошнит. Мы должны больше получить кислорода. Для этого делаем сильный вдох, а выдох, через рот и так несколько раз. Далее, потереть виски и кончики ушей.

5.Фронтальный опрос.

Участвуют все ученики класса.

Неисправность газового оборудования

Неисправность печного оборудования

Нарушение правил эксплуатации газового оборудования

Нарушение правил эксплуатации печного оборудования

Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями

Нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ

Шалости с огнём, горючими и взрывоопасными веществами.

Нарушения правил безопасного поведения в здании( Брошенный окурок, непотушенная сигарета, спичка)

Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

Кто может объяснить правила пользование огнетушителем? (Демонстрация огнетушителя)

6.Ситуации.

1. Неожиданно в комнате загорелся телевизор. Ваши действия. (Выключить телевизор из розетки. Можно накрыть одеялом. Нельзя тушить водой, если телевизор включен в сеть).

2. Вспыхнуло масло на сковородке. (Сковородку плотно закрыть крышкой, и выключить плиту. Нельзя заливать горящее масло водой, т.к. бурное вскипание произойдёт, разбрызгивание горящего масла, образуются ожоги рук, лица и множество очагов горения.

3. У пострадавшего сильное артериальное кровотечение (Наложить жгут выше раны на ткань и положить записку с датой и временем наложения жгута, рану перевязать и дать обезболивающее средство)

5. У пострадавшего ожог руки (Охладить обожженную поверхность, наложить стерильную повязку).

Загорелось содержимое мусорного ведра, мусорной корзины, или горят газеты в почтовом ящике в подъезде (сообщить взрослым или залить огонь водой)

7.Составить пословицу

Расставить книги на полке так, чтобы на корешках можно было прочитать пословицу

элементарные навыки борьбы с огнем, науч ить учащихся пользоваться огнетушителями.

Оборудование: интерактивная доска, наглядный материал, огнетушитель

2. Назовите правила безопасного поведения при разру шении здания ?

С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожара , стали созд авать средства

пожаротушения. В России история пожарного дела начинается с 12 века, первые

пожарные команды были вооружены самым и простыми средствами – топорами, лопатами,

ведрами и баграми, бочками с водой. Все это размешалос ь на конных экипажах. Сегодня

пожарные части оснащены современным обору дованием, производительными средствами

Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами пожарот у шения.

Самыми распространенными средствами пожаротушения являются :

ВОДА – она является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она имеется

везде. Применение воды особенно эффективно при ту шении твердых горючих материало в

(каких ? ) – дерево, бумага, ткань, резина. Огнетушащие свойства воды у величиваются

если она попадает в очаг возгорания в виде распыленных стру й по давлением.

Воду также успешно использ у ют для локализации очага загорания, когда пожар быстро

ликвидировать не удается. В этом с л у чае водой обливают все горючие вещества,

материалы, конструкции и установки расположенные по близости от очага горения.

А можно ли тушить водой электроус тановки ? Почему ? Вода –это хороши

электропроводник и можно получить электрически удар. Так же нельзя тушить водой

щелочи и щелочные металлы , так как при попадании на них воды она ре зко закипает и

выплескивается совместно с щелочью в окру жающую среду, что увеличивает площадь

Следующее средство – это земля. Ее применяют для небольших очагов горения

например: костер, трава. Землей забрасывают очаг горения , что затрудняет досту п

Предназначено для изолирования очага горения от досту па возд у ха. Он п рименяется при

небольшом очаге горения. Горящий предмет следует быстро накрыть кошмой ( шерстяной

Это эффективное средство для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, горючих

жидкостей ( бензин, керосин). При тушении горючих жидкостей в небольших емкостях

нужно тушить пеной так , чтобы она стекала по стенкам емкости и заполняла весь

горящий поверхностный слой жидкости ограничивая досту п возд у ха. Если горит

жидкость на полу, то ну жно начинать с краев т ушение, постепенно покрывая пеной всю

Каждое общественное здание по пожарной безопасности в свое й комплектации должно

иметь пожарный щит , на котором расположены первичные средства пожаротушения к

которым относится – лопата, топор, лом, багор, ведро, ящик с песком, огнетушитель.

Пожарный щит располагается в доступном месте и окрашивается в крас ный сигнальный

С помощью этих инстру ментов можно открыть закрыт у ю дверь, засыпать небольшой очаг

песком или водой, отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив

Вы, наверное, все видели дверцу в стене или навесной красный ящик с надписью ПК.

Очень простой комплект в обращении, но очень эффективен в борьбе с огнем. Он сос тоит

из пожарного крана, пожарного рукава ( шла нга), ствола, с помощью которого вода

направляется точно в очаг. Все элементы комплекта должны находиться в собра нном

состоянии. При подготовке комплекта лучше действовать вдвоем. Необходимо открыть

дверцу пожарного комплекта, взять ствол и растянуть ру кав на всю длин у, избегая

закручивания и перегибов. По готовности к тушению 2 человек откры вает кран

Огнетушители предназначены для туше ния н ебольшого очага пожара в труднодоступных

местах. Время действия его ограничено до 1 мину ты , поэтом у де йствия человека должны

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ: жидкостные, пенные, углекислотные,

ПО ОБЪЕМУ КОРПУСА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ : ручные ( до 5л), промышленные ( от 5

до 10 л), стационарные или передвижные ( свыше 10 литров).

Мы с вами рассмотрим приведение действие огнетушителя порошкового ОП – 1 .

Для приведения в действие руч ных порошко вых огнетушителей необходимо поднести

огнетушитель к очагу пожара, встряхну ть его, затем выдернуть клин или чеку, резко до

упора нажать рукой на пробойник (кнопка с иглой) и отпу стить его. Время выдержки

огнетушителя от момента нажатия на пробойник до начала подачи огнетушащего

порошка в огонь, учитывая при этом направление ветра. Для прекращения подачи стру и

Допускается многократное пользование и прерывистое действие.

Струю огнетушащего порошка направлять под углом 20 - 30 °С к горящей поверхности.

Помимо того, что нужно знать правила приведения огнету шителя в действие нужно еще

знать правила тушения самого возгорания с помощью огнету шителя и в этом нам поможет

Перед тушением возгорания определить класс пожара и использовать наиболее

пригодный для его тушения огнетушитель (в соответствии с этикеткой огнетушителя).

Очаг пожара тушить с наветренной стороны, начиная с его переднего края постепенно

Начинать тушение разлившихся легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с

передней кромки, направляя стру ю порошка на горящую поверхн ость, а не на пламя;

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по ОБЖ "ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ" 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разработал :Руководитель ОБЖ

эл. адр. Galuciaaa @ mail . ru

Цель: Рассказать учащимся о первичных средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борьбы с огнем, научить учащихся пользоваться огнетушителями.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, наглядный материал, огнетушитель

2. Проверка домашнего задания

1. Что может быть причиной разрушения здания?

2. Назовите правила безопасного поведения при разрушении здания?

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожара , стали создавать средства пожаротушения. В России история пожарного дела начинается с 12 века, первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами – топорами, лопатами, ведрами и баграми, бочками с водой. Все это размешалось на конных экипажах. Сегодня пожарные части оснащены современным оборудованием, производительными средствами пожаротушения. (СЛАЙД 1).

Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Самыми распространенными средствами пожаротушения являются:

ВОДА – она является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она имеется везде. Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов (каких ?) – дерево, бумага, ткань, резина. Огнетушащие свойства воды увеличиваются если она попадает в очаг возгорания в виде распыленных струй по давлением.

Воду также успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки расположенные по близости от очага горения.

А можно ли тушить водой электроустановки? Почему? Вода –это хороши электропроводник и можно получить электрически удар. Так же нельзя тушить водой щелочи и щелочные металлы , так как при попадании на них воды она резко закипает и выплескивается совместно с щелочью в окружающую среду, что увеличивает площадь пожара.

Следующее средство – это земля. Ее применяют для небольших очагов горения например: костер, трава. Землей забрасывают очаг горения , что затрудняет доступ кислорода и прекращает его горение.

АСБЕСТОВОЕ ОДЕЯЛО ИЛИ КОШМА

Предназначено для изолирования очага горения от доступа воздуха. Он применяется при небольшом очаге горения. Горящий предмет следует быстро накрыть кошмой ( шерстяной тканью), стремясь изолировать его от воздуха.

Это эффективное средство для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей ( бензин, керосин). При тушении горючих жидкостей в небольших емкостях нужно тушить пеной так , чтобы она стекала по стенкам емкости и заполняла весь горящий поверхностный слой жидкости ограничивая доступ воздуха. Если горит жидкость на полу, то нужно начинать с краев тушение, постепенно покрывая пеной всю горящую поверхность.

Каждое общественное здание по пожарной безопасности в своей комплектации должно иметь пожарный щит, на котором расположены первичные средства пожаротушения к которым относится – лопата, топор, лом, багор, ведро, ящик с песком, огнетушитель.

Пожарный щит располагается в доступном месте и окрашивается в красный сигнальный цвет как и весь инвентарь на нем.

С помощью этих инструментов можно открыть закрытую дверь, засыпать небольшой очаг песком или водой, отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив распространение огня на другие предметы (СЛАЙД 2).

Вы, наверное, все видели дверцу в стене или навесной красный ящик с надписью ПК. Очень простой комплект в обращении, но очень эффективен в борьбе с огнем. Он состоит из пожарного крана, пожарного рукава ( шланга), ствола, с помощью которого вода направляется точно в очаг. Все элементы комплекта должны находиться в собранном состоянии. При подготовке комплекта лучше действовать вдвоем. Необходимо открыть дверцу пожарного комплекта, взять ствол и растянуть рукав на всю длину, избегая закручивания и перегибов. По готовности к тушению 2 человек открывает кран (СЛАЙД2).

Огнетушители предназначены для тушения небольшого очага пожара в труднодоступных местах. Время действия его ограничено до 1 минуты , поэтому действия человека должны быть четкими и направленными.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ: жидкостные, пенные, углекислотные, аэрозольные, порошковые и комбинированные.

ПО ОБЪЕМУ КОРПУСА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ : ручные ( до 5л), промышленные ( от 5 до 10 л), стационарные или передвижные ( свыше 10 литров).

Струю огнетушащего порошка направлять под углом 20-30 °С к горящей поверхности.

Помимо того, что нужно знать правила приведения огнетушителя в действие нужно еще знать правила тушения самого возгорания с помощью огнетушителя и в этом нам поможет памятка ( ПАМЯТКА РАЗДАЕТСЯ ДЕТЯМ).

Читайте также: