Средства разведки и разминирования конспект

Обновлено: 05.07.2024

Разминирование проводится на площадях, где проведена Техническая разведка и точно установлено наличие мин или взрывоопасных предметов. Разминирование ведется ячейковым способом.

75. Работа командира отряда разминирования.

Командир отряда разминирования за 1-2 дня до начала выполнения задач по разминированию проводит с командирами групп разведку выделенного участка, во время которой ставит им задачу и одновременно:

· указывает участки группам, исходное положение, маршруты движения к участку;

· намечает безопасную полосу, вспомогательные проходы и дает указания о порядке и времени их проделывания;

· дает указания о способе и порядке выполнения задач, обращая внимание на особенности участка;

· определяет порядок проведения Контроля качества выполнения задач;

· указывает время и порядок проведения подрывных работ;

· устанавливает сигналы начала, перерывов и окончания выполнения задач;

· проверяет знание мер безопасности.

Командир отряда разминирования в соответствии с принятым решением по организации разминирования накануне дня выполнения задач организует подготовку всего участка и зоны разминирования. Проверяется, и обозначаются полоса безопасности, вспомогательный проход и проходы между группами и секциями. Все проходы делаются шириной не менее 2 метров.

Работа командира группы.

Командиры групп накануне дня выполнения задач на местности ставят задачи командирам секций, указывая:

· границы участка группы и участков секций;

· особенности участков, способы разминирования и применяемые средства разведки;

· места исходных положений;

· время подрывных работ;

· метод Контроля качества выполнения задач;

· место контрольного пункта;

· места отдыха во время перерывов;

· место медицинского пункта.

Работа командира секции.

Командир секции для выполнения поставленной задачи выводит саперов к назначенному участку и ставит им задачу:

· указывает границы участка секции, исходного положения, места проходов, контрольного пункта, место отдыха, место медицинского пункта, место туалета;

· порядок и способы выполнения поставленной задачи;

· сигналы начала перерывов и окончания выполнения задач;

· проверяет исправность средств разведки, знание задач, порядка ее выполнения и мер предосторожности.

Поиск взрывоопасных предметов.

Поиск взрывоопасных предметов выполняется ячейковым способом. Командир секции закрепляет каждого сапера за полосой местности шириной и глубиной не менее 25 м, а также указывает ее границы. По возможности, привязав их к ясно видимым местным предметам – ориентирам (отдельным деревьям, кустам и пр.). На базовой (исходной) линии границы ячеек обозначаются вехами.

На левом или правом углу своих ячеек саперы устанавливают личные указатели, на которых написаны их фамилии и номера ячеек. Указатели сохраняются на своих местах до сдачи участка секции командиру группы.

Установив личные указатели, саперы по команде приступают к проделыванию проходов шириной до 1 м. Границы прохода слева и справа обозначаются вехами и маркировочной лентой.

После выхода к вспомогательному проходу саперы по проделанному проходу возвращаются на базовую (исходную) линию, и приступают к проделыванию следующего прохода. После окончания поиска во втором проходе, в том же порядке производится поиск в третьей и последующих полосах до окончания поиска на всей территории ячейки.

При обнаружении мин или ВОП саперы докладывают командирам секций после чего проходы закрываются. Уничтожение выявленных мин (ВОП) производится в установленное время, как правило, в конце рабочего дня.

Командиры групп разминирования и секций в течение всего времени безотлучно находятся на месте выполнения задач группами (секциями), непосредственно руководят саперами, контролируют соблюдение поиска, мер безопасности и проверяют качество выполнения поставленных задач.

Раздел 11: Порядок и последовательность обезвреживания мин и ВОП,

которые находятся в боевом (взведённом) состоянии.

Введение

Все обнаруженные ВОП по степени их опасности делятся на две категории:

- первая- боеприпасы, которые не могут самопроизвольно сработать

и допускают возможность транспортировки в соответствии с правилами перевозки ВОП;

- вторая категория включает в себя ВОП, по техническим данным или физическому состоянию исключающие возможность транспортировки их, т. е. чувствительные к механическим воздействиям, а также ВОП со взрывателями неизвестной конструкции (без маркировки).

К первой категории относятся ВОП, снаряженные взрывателем известной конструкции, не переведённым в боевое положение, либо без взрывателя. При обнаружении таких ВОП следует подозревать их установку в качестве мин- ловушек (сюрпризов) и все свои действия с ними необходимо соизмерять с требованиями данного раздела.

Ко второй категории относят все остальные обнаруженные ВОП, не распознанные как 1-я категория, вплоть до момента, когда можно уверенно доказать обратное.

80. Все обнаруженные ВОП следует уничтожать на месте обнаружения.

Эвакуация ВОП с мест обнаружения применяется только к боеприпасам первой категории и является процедурой повышенного риска, что предполагает создание и строгое соблюдение соответствующих обстановке специфических мер защиты и предосторожности.




81. При обнаружении ВОП стандартные действия следующие:

  • обозначить предмет в соответствии со Стандартами обозначения, определёнными настоящим Наставлением;
  • аккуратно обкопать ВОП на необходимую глубину для его идентификации, используя при этом неметаллический инструмент (пластиковый рыхлитель грунта, лопатку, скребок и т. п.);
  • произвести дистанционный сдвиг предмета с места установки с соблюдением мер безопасности и предосторожности для определения варианта его установки (необезвреживаемость, неизвлекаемость) и определения процедуры дальнейших действий с ним. Данная операция выполняется только в случаях, когда уничтожение ВОП на месте не представляется возможным, либо комплекс защитных мер превышает затраты на восстановление возможного ущерба от подрыва на месте. Рекомендуемая методика проведения данной процедуры описана в приложении 1 к разделу 11 данного Наставления.

Обезвреживание взрывателей в невзорвавшемся боеприпасе (ВОП) производится только после определения типа взрывателя, его состояния и способа установки.

При невозможности уничтожения взрывоопасных предметов в день обнаружения, обеспечивается их круглосуточная охрана.

Определение наиболее целесообразных способов уничтожения или обезвреживания взрывоопасных предметов в каждом конкретном случае определяется инспектором по безопасности и качеству (руководителем) работ. В случае если уничтожение ВОП на месте нанесёт какой-нибудь ущерб близлежащим зданиям, сооружениям, коммуникациям, - решение по их подрыву принимается комиссией с привлечением представителей руководителя проекта, представителей местных органов власти или самоуправления. Время, порядок обезвреживания и уничтожения взрывоопасных предметов устанавливаются руководителем отряда (группы) по согласованию с вышеуказанными должностными лицами.

Подрывные площадки должны находиться на удалении не менее 2,5 км от жилых, промышленных зданий и сооружений, линий электропередач и связи, а также железнодорожных веток и аэропортов.

Противотанковые и противопехотные мины подрываются одиночными зарядами ВВ с использованием электрического способа взрывания.

Противотанковые мины уничтожаются взрывами 400-г шашек тротила, осторожно располагаемых на корпусе мины.

Противопехотные мины нажимного действия уничтожаются 200-г. шашками, укладываемыми рядом с минами.

Противопехотные выпрыгивающие мины уничтожаются взрывами 400-г шашек тротила, уложенных в непосредственной близости возле взрывателя.

Одиночные снаряды, миномётные мины, гранаты и снаряды подрываются сосредоточенными зарядами, располагаемыми на взрывателе.

Реактивные снаряды подрываются зарядами ВВ, уложенными в головной части.

Команды саперов (пиротехников) комплектуются из наиболее подготовленных специалистов, прошедших соответствующую подготовку и имеющих квалификацию необходимого уровня.

Приложение 1 к разделу 11.

А) Средства, используемые для дистанционного извлечения ВОП с места обнаружения: фал, канат, шнур капроновый или иные неметаллические средства для извлечения, длиной не менее 50 м и обладающие усилием на разрыв не менее 500 кг/с.

Б) Средства для эвакуации ВОП : волокуша, кузовок, гамак.

В) Средства для остропки ВОП: удавка, самозатягивающаяся петля или другие неметаллические приспособления, позволяющие надёжно зафиксировать и переместить объект.

Процедура извлечения.

Извлечение ВОП производится из-за укрытия при помощи вышеперечисленных средств с соблюдением следующих правил:

· фал или канат разматывается из безопасного места к месту нахождения ВОП. При подходе к предмету на расстояние 3-4-х метров шнур укладывается зигзагообразно с целью не допустить случайного сдвига предмета.

· натягивание и сдвиг ВОП производится плавно, без рывков.

На случай преждевременного взрыва на пути перемещения взрывоопасного предмета делается обвалование или устраиваются защитные стенки.

Для загрузки волокуши взрывоопасным предметом рядом с ним отрывается ровик для волокуши, после чего в нее дистанционно с помощью веревки и петли натаскивается удаляемый взрывоопасный предмет. Наблюдение за загрузкой волокуши и её перемещением производится так же, как и загрузка , из-за укрытий с помощью перископа с нескольких позиций в зависимости от расстояния до места уничтожения взрывоопасного предмета.

Подрывание взрывоопасных предметов, обнаруженных в населенных пунктах и вблизи отдельно стоящих сооружений (линии связи, жилых, общественных и производственных зданий, железных дорог, мостов и т.п.), может быть выполнено двумя способами:

Первый способ: подрывание взрывоопасных пред­метов на месте их нахождения с принятием мер по предотвращению разлета осколков и повреждения сооружений.

Второй способ: подрывание взрывоопасных предметов после удаления их на безопасное расстояние от объектов, которым будет угрожать опасность.

При подрывании по первому способу принимаются меры против разлета осколков от подрываемого предмета и действия взрывной волны (обвалование участка работ, установка щитов из бревен и т. п.).

В исключительных случаях, когда допустимо перемещение взрывоопасных предметов в целях уничтожения на безопасном расстоянии по второму спосо­бу, их извлечение и удаление производится посредством подъемного крана, лебёдки, или троса длиной не менее 100 м., (удавкой, петлей) и с помощью волокуши.

Перевозка ВОП.

Перевозка извлеченных взрывоопасных предметов к месту их уничтожения производится на специально оборудованном автомобиле.

Подъём должен производиться плавно, без толчков, рывков и ударов. Во время извлечения взрывоопасного предмета, вблизи места работ разрешается находиться только лицам, непосредственно участвующим в данной процедуре.

Раздел 12. Минно-розыскные собаки.

84. Введение.

Использование минно-розыскных собак (МРС) является эффективным средством гуманитарного разминирования особенно небольших участков местности, а также минных полей с минимальным содержанием мин в металлическом корпусе. Минно-розыскные собаки с успехом используются для розыска отдельных мин и зарядов ВВ.

Разведка минных полей и разминирование с использованием минно-розыскных собак является комбинированным методом, сущность которого заключается в совместной работе кинологических расчетов и саперов. Основной рабочей единицей является кинологический расчет.

При применении минно-розыскных собак эффективность (скорость) разминирования увеличивается в 5 раз.

Для выполнения задач по гуманитарному разминированию все кинологические расчеты должны быть подготовлены по специальной программе.

Основные ограничения:

· нецелесообразно использование минно-розыскных собак для разминирования минных полей с большой плотностью минирования, особенно при наличии в них противопехотных мин;

· нельзя использовать минно-розыскных собак на минных полях с минами натяжного действия, на участках с проволочными препятствиями на минных полях установленных в густой растительности, участках покрытых водой. В исключительных случаях в этих условиях могут работать только кинологические расчеты прошедшие специальную подготовку;

· минно-розыскные собаки не допускаются к работе без ежедневной оценки здоровья и работоспособности, а также проведения контрольного упражнения.

Основные задачи.

При гуманитарном разминировании минно-розыскные собаки используются для выполнения следующих задач:

· проверки, разведка и уточнение территорий предположительно содержащих мины или взрывоопасные предметы;

· разминирование местности с небольшим количеством мин;

· разминирование местности, где невозможно использование миноискателей;

· разминирование железнодорожных путей и автомобильных дорог;

· для подтверждения Контроля качества разминирования;

· обеспечение расчистки полосы (оборудования прохода) для эвакуации раненого в результате подрыва (если кинологический расчет прошел специальную подготовку).

Нормативные показатели.

а) Точность – обнаружение собакой 35-95% взрывчатых веществ на контрольной площади.

б) Территория считается разминированной, когда она проверена как минимум двумя собаками.

в) Качество разминирования проверяется одним из следующих методов:

· проверкой более чем двумя собаками;

г) Собаки в состоянии за день проверить район площадью до 2000м 2 ,за 15 минут - 100м 2 или 3-5 км дороги. Нормы могут отличаться в зависимости от конкретных условий работы.

д) Время работы собаки в день 6-8 часов, с перерывом 15 мин в течении каждого часа работы. Наилучший режим работы – 40 мин. работы и 30 мин. отдыха.

Минно-розыскные собаки используются в интервале температур - 20 о С +40 о С

е) Идеальные условия обнаружения ВОП:

· глубина залегания ВОП до 0,5 м;

· расстояние 10-20 м до ВОП по ветру;

· расстояние 25-30 м до ВОП против ветра при его скорости 15-20 км в час;

87. Общие меры безопасности:

· для ухода, содержания и работы с минно-розыскными собаками допускаются только закрепленные за ними инструктора;

· запрещается оставлять собак без привязи и без присмотра;

· запрещается приближаться к собаке ближе 3-х метров, раздражать ее, пытаться накормить, приласкать;

· запрещается применять минно-розыскных собак на минных полях, где обнаружены мины с растяжками (если собака этому специально не обучена);

· запрещается применять минно-розыскных собак на местности с густой и высокой растительностью (если собака этому специально не обучена);

· работы по гуманитарному разминированию начинать только при условии наличия санитара и медицинского транспорта;

· минимальное расстояние от места работы до жилых зон, транспортных средств, медицинского обеспечения должно соответствовать Международным стандартам и Техническим инструкциям;

· территория, которая подлежит разминированию, должна быть ограждена, как указано в данном Наставлении.

Для разведки минно-взрывных заграждений применяются переносные индукционные миноискатели ИМП-2 и комплекты разминирования КР-Е.

Переносной индукционный миноискатель ИМП-2 предназначен для поиска и обнаружения в грунте и в воде мин с металлическими корпусами и мин с пластмассовыми корпусами, содержащими металлические детали.
^

Тактико-технические характеристики

Дальность обнаружения, см:

Глубина обнаружения мин, установленных в грунт, см:

Глубина разведываемого брода, м. ………………………………………………. не более 1.

Темп поиска мин, м2/ч:

Время непрерывной работы, ч:

могут использоваться батареи типа 3336 (2 шт.)..……………………………………. 30–40.

Масса в укладочном ящике, кг. …………………………………………………………..8.

Масса в рабочем положении (с 8 РЦ83), кг. ………………………………………….не более 2.

Минимальное расстояние между работающими миноискателями, м …………………………. 6

Порядок подготовки к работе. Развернуть миноискатель ИМП-2. Тумблер ПИТАНИЕ установить в положение ВЫКЛ., ручку регулятора – в левое положение (минимальная чувствительность). Держать датчик миноискателя не ближе 0,5 м от грунта и не ближе 1 м от металлических предметов.

При установлении тумблера ПИТАНИЕ в положение ВКЛ. должны быть звуковой сигнал двух–четырех тоновых последовательностей продолжительностью 3–4 с (процесс автокомпенсации), затем короткие щелчки с периодичностью 3 с; если нет щелчков – заменить источники питания.

Проверить чувствительность следующим образом: через 3–4 с после процесса автокомпенсации поднести пробник заостренным концом к центру датчика на расстояние 20–30 см (несколько раз) – должен быть сигнал обнаружения.

Установить предельную чувствительность для данного типа грунта обследуемой местности, для чего установить ручку регулятора в такое максимально правое положение, при котором приближение датчика к грунту до касания не приводит к звуковому сигналу.

При работе датчик миноискателя перемещается вправо-влево со скоростью 0,1–1 м/с параллельно поверхности земли, на расстоянии до 5 см от нее. После каждого взмаха датчик перемещается вперед на расстояние до 20 см. Факт обнаружения мины сопровождается подачей звукового сигнала. Частота сигнала Пропорциональна размерам и массе металлических частей мины и обратно пропорциональна расстоянию от мины до датчика поискового элемента (если объект поиска большой или близко – будет высокий звук, если объект поиска маленький или далеко – низкий звук).

Для уточнения местоположения обнаруженной мины необходимо: остановиться; приподнять датчик так, чтобы тон звукового сигнала стал ниже; не изменяя высоты, перемещать датчик и найти такое его положение, где высота тона сигнала будет максимальной (объект поиска – под центром датчика).

Примечания: 1. Во избежание снижения чувствительности не располагать длительно (более 20 с) датчик включенного миноискателя вблизи металлических предметов.

2. Если возникла рас компенсация (непрерывный звуковой сигнал высокого тона), установить тумблер ПИТАНИЕ в положение ВЫКЛ., а через 2–3 с – в положение ВКЛ.

В состав комплекта разминирования КР-Е входят 4 сборных щупа, 3 кошки со шнурами длиной 30 м, 32 флажка для обозначения обнаруженных мин, 4 чехла для флажков и чехлов, 2 катушки с черно-белой лентой в чехлах, ножницы для резки колючей проволоки и ящик.

При ведении боевых действий в вооруженных конфликтах войскам требуется преодолевать установленные подразделениями незаконных вооруженных формирований (НВФ) минные поля, фугасы в исходном районе и на путях выдвижения и развертывания, а также все виды минно-взрывных заграждений перед передним краем и в глубине обороны позиций подразделений НВФ.

Для минирования автомобильных дорог применяются управляемые и неуправляемые фугасы различных типов, а также противотанковые и противопехотные мины (рис. 61). При этом участки дорог, проходящие по карнизу (полке), на крутых поворотах и спусках (подъемах), дорожные сооружения (мосты, тоннели) разрушаются заранее или готовятся к подрыву. Подступы к ним и места, пригодные для стоянок или разворота техники, привалов и ночевок, десантирования и посадки вертолетов, тропы, ведущие к водоисточникам, минируются.

Рис. 61. Схема минирования автомобильных дорог:

1 – фугасы (мины); 2 – растяжка; 3 – линия управления; 4 – пункт управления
При минировании асфальтированных дорог используются места с нарушенным покрытием. Мины и фугасы устанавливаются е выбоины на дороге и маскируются щебнем или бросаются в лужи, заполненные водой колеи, ставятся на обочинах и местах возможного объезда разбитого участка дороги.

Чаще всего одиночные противотанковые мины и фугасы устанавливаются в таких местах, где подрыв техники вызвал бы длительную остановку движения, обеспечил поражение личного состава и техники из засад.

На горных дорогах устанавливаются фугасы в кроны растущих у дороги деревьев или на каменистых склонах у дороги или тропы. В этих случаях фугасы или гранаты типа Ф-1 устанавливаются со взрывателем МУВ и запалом МД-2 (рис. 62 и 63).

Рис. 62. Комбинированный фугас на дороге:

Рис. 63. Минирование тропы:

1 - растяжка; 2 - взрыватель МУВ; 3 – граната Ф-1
В общевойсковых подразделениях ведение разведки местности и объектов на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов возлагается на нештатные инженерно-саперные отделения из расчета по одному на каждую мотострелковую (танковую) роту, артиллерийскую батарею. Кроме того, весь личный состав подразделений и воинских частей обязан знать инженерные боеприпасы, применяемые подразделениями НВФ, демаскирующие признаки минирования, меры предосторожности и безопасности при действиях в районах возможной установки мин, фугасов и наличия других взрывоопасных предметов.

Состав и оснащение нештатных инженерно-саперных отделений зависят от вида, способов и масштабов применения НВФ минно-взрывных заграждений, наличия сил, средств и времени, других данных обстановки.

^ Разведка местности на наличие взрывоопасных предметов проводится методами проделывания проходов или ячейковым способом до занятия районов войсками. Разведка методом проделывания проходов начинается с проделывания главных и вспомогательных проходов на назначенном участке местности, района населенного пункта. Проходы шириной 6–8 м проделывают через каждые 800–1000 м, максимально используя имеющиеся на местности дороги. После этого параллельно и перпендикулярно им на расстояниях 150–180 м проделывают вспомогательные проходы шириной 3–4 м.

Проделывание главного прохода осуществляется в таком порядке: 1-й–5-й номера, двигаясь уступом вправо (влево) на дистанциях 10–15 м, проверяют миноискателями полосы местности шириной 1,5–2 м каждая и обозначают обнаруженные взрывоопасные предметы флажками из комплектов разминирования КР-Е. На местности, покрытой травой или кустарником, разведываемую полосу предварительно протраливает 1-й номер кошкой из укрытия (БТР). По возможности трава и кустарник сжигаются.

Командир отделения (старший расчета) совместно с одним из номеров расчета обозначает границы прохода вехами (флажками) через каждые 25–30 м. Все проходы номеруются. Указки с номерами проходов устанавливаются на пересечении проходов.

При обнаружении первого взрывоопасного предмета немедленно докладывается по команде и доводится до сведения всех, ведущих разведку на данном участке.

^ Разведка дорог (рис. 64) на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов в зависимости от условий обстановки Может осуществляться одним (от роты) или несколькими нештатными инженерно-саперными отделениями (от батальона, батареи).

Рис. 64. Построение боевого порядка инженерно-саперного отделения при разминировании в залесенной местности вручную (вариант):

1 – бронетехника колонны; 2 - БТР (БМП) с РП-377Д (Б); 3 – номера расчета инженерно-саперного отделения;
4 – расчет минно-взрывной группы; 5 – непосредственное боевое охранение
При разминировании дороги с полосами безопасности движения по обеим сторонам дороги шириной 6–8 м каждая выделяется три нештатных инженерно-саперных отделения (от батальона, батареи). Одно отделение производит разведку и разминирование дорожного полотна, а два других – разведку и разминирование полос безопасности с обеих сторон дороги.

Обнаруженные мины удаляют кошкой или уничтожают накладными подрывными зарядами. Невзорвавшиеся артиллерийские или минометные боеприпасы стаскивают кошкой или уничтожают на месте накладными зарядами.

^ Разведку мостов, водопропускных труб и других дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов целесообразно вести в такой последовательности: сначала обследуют подступы к мосту с помощью щупов и миноискателей; затем нештатные саперы визуально осматривают опоры и пролетное строение моста на наличие зарядов, проводов управления и радиоприемных устройств, особое внимание при этом обращается на демаскирующие признаки минирования; после этого дорожные сооружения и подходы к ним проверяются с помощью искателей мин с неконтактными взрывателями, миноискателей, щупов, а при необходимости – специальных приборов и инструментов.

При разведке дорог и дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов личный состав нештатных инженерно-саперных отделений должен твердо знать основные демаскирующие признаки их минирования. К ним относятся: свежие следы земляных работ на проезжей части, обочинах, кюветах, насыпях и выемках, подпорных стенках и полках; нарушение целостности Дорожного покрытия; наличие на дороге насыпного грунта, отдельных камней и мусора; проседание грунта в отдельных местах, нарушение однородности и плотности его; следы искусственного Уплотнения грунта; отличие цвета отдельных мест полотна дороги от общего фона; наличие выемок, имеющих правильные геометрические очертания; наличие металлических штырей, торчащих из полотна дороги.

^ Разведка зданий на наличие мин, фугасов и других взрывных Устройств начинается с подходов к ним, подъездов, подвальных Помещений, лестничных клеток и маршей, чердаков, лифтовых Шахт и коммуникаций. После этого проверяются помещения. На Подходах к зданиям в радиусе до 50 м ведется поиск и обезвреживание противотанковых, противопехотных мин, мин-ловушек и других взрывоопасных предметов с помощью щупов и миноискателей. Для проверки на минирование подходов и разминирования дорожек и тропинок, ведущих к небольшому зданию, привлекаются одно нештатное инженерно-саперное отделение, а к крупным зданиям или объекту – несколько отделений.

После проверки на минирование подходов проводится наружный осмотр стен, проемов и других конструкций по всему периметру здания. Особое внимание уделяется обнаружению следов земляных работ у фундаментов. Внутренние помещения здания должны проверяться на наличие мин, мин-сюрпризов, мин-ловушек и других взрывных устройств и взрывоопасных предметов. При этом особое внимание должно уделяться поиску и обезвреживанию мин-ловушек и мин-сюрпризов, установленных на разгрузочное, натяжное, обрывное или комбинированное действие, а также на неизвлекаемость.

Последовательность действий нештатных инженерно-саперных отделений при проверке зданий на минирование по окончании наружного осмотра следующая: открывание с безопасного расстояния закрытых дверей и окон с помощью веревок с кошкой (открывающихся наружу) или шестов (открывающихся внутрь); осмотр и проверка на минирование подъездов, подвалов, лестничных клеток, чердаков, коридоров, труб, люков, вентиляционных каналов. После этого приступают к осмотру комнат, в которых должны тщательно проверяться на минирование полы, потолки, капитальные стены, подоконники, ниши под ними и за батареями центрального отопления или печи и дымоходы, санузлы, вентиляционные трубы, осветительные приборы, мебель и другие предметы домашнего обихода. При этом деревянные полы должны проверяться на отсутствие следов их вскрытия и последующей установки досок на место. Дверцы мебели и печей следует открывать с помощью шнура с кошкой или шеста с крюком. Сдвигать мебель для проверки стен за ней следует также с помощью кошки или шеста.
^

НЕВЗРЫВНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Невзрывные заграждения по назначению подразделяются на противотанковые и противопехотные. К противотанковым относятся рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы, барьеры, завалы, к противопехотным – проволочные сети, заборы, проволока внаброс.

^ Проволочные сети на высоких кольях (рис. 65) устраиваются из трех–пяти рядов кольев, забитых в шахматном порядке и оплетенных колючей проволокой.

Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (9 групп по 2 человека) забивает колья в грунт (кувалдами, колотушками, ручными бабами) на глубину 0,5–0,7 м; 3-й рас чет (15–20 групп по 3–4 человека) оплетает колья колючей проволокой (наружные ряды пятью нитями – две по диагонали и три горизонтально; внутренние и промежутки между рядами тремя нитями – две по диагонали и одна сверху). Вначале оплетают первый ряд кольев (ближайший к противнику), затем промежуток, второй ряд и т. д. При оплетке 2 человека разматывают моток колючей проволоки, а один-два человека прибивают ее к кольям скобами со слабиной (со стороны, противоположной противнику).

Время на устройство 100 м проволочной сети в три ряда инженерно-саперным отделением – 12–14ч. Материалы: колючая проволока –- 10 мотков, колья – 100 шт., металлические скобы – 25 кг

Рис. 66. Проволочная сеть на низких кольях
На устройство !00 м сети шириной б м требуется 12 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 20 мотков, колья длиной 70 см – 350 шт., металлические скобы – 15 кг

Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (5 групп по 2 человека) забивает колья в грунт; 3-й расчет (8 групп по 3 человека) оплетает колья проволокой. Каждый ряд проволочной сети и промежутки между рядами оплетают в две нити. Проволоку прикрепляют скобами к торцам кольев. Сначала протягивают и прибивают к кольям первого ряда первую нить со слабиной, затем вторую, устраивая петли, далее оплетают промежуток между первым и вторым рядами, после чего второй ряд и т. д.

^ Проволочные заборы (рис. 67) устраиваются из одного ряда кольев, оплетенных пятью нитями колючей проволоки, усиленных оттяжками с дополнительными двумя-тремя горизонтальными нитями на них.

Рис. 67. Обычный (а) и усиленный (и) проволочные заборы

Время на устройство 100 м обычного проволочного забора инженерно-саперным отделением – 4 ч. Материалы: колючая проволока – 2 мотка, колышки – 34 шт., металлические скобы – 4 кг. Время на устройство 100 м усиленного проволочного забора инженерно-саперным отделением – 5 ч. Материалы: колючая проволока – 5 мотков, колышки – 68 шт., металлические скобы – 5 кг

Рис. 68. Заграждение из проволочных спиралей

^ Проволочные рогатки. Три крестовины из заостренных по концам кольев скрепляют продольной жердью и оплетают колючей проволокой. Рогатки скрепляют между собой проволокой и прикрепляют к земле кольями.

На устройство одной рогатки требуется 0,4 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 7 кг, одна жердь длиной 3,5 м, шесть Жердей длиной 1,5 м.

^ Проволочные ежи. Три заостренных кола скрепляют посередине проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой и прикрепляют к земле кольями.

На устройство одного проволочного ежа требуется 0,1 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 2,5 кг, три кола длиной 1,5 м.

^ Проволока внаброс. Применяют при ограниченном времени, а также при отсутствии кольев или невозможности их забивки в грунт. Устанавливают в траве, на болотистых участках, лесосеках, в Местах, покрытых камнями и валунами.

Организация устройства: одновременно в полосе шириной –6 м разматывают спиралями три и более мотков колючей проволоки, которую крепят между собой и к земле кольями, рогульками, камнями. На каждый моток назначают трех человек: двое разматывают проволоку, а третий перегибает ее, образуя петли и оплетая встречающиеся камни, пни, кусты и т. п.

Для устройства 100 м заграждений требуется 1 чел.-дн. Материал: колючая проволока – 3–4 мотка.

Три заостренных кола диаметром 5–6 см скрепляют посередине проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой для удобства сбрасывания и укладывают на брустверы траншеи.

Для изготовления одного ежа требуется 0,05 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 1 кг, три кола длиной 60 см.
^

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Преодоление водных преград может осуществляться на штатных или местных плавающих средствах, с использованием местных материалов, вброд и по льду. При использовании штатных плавающих средств могут оборудоваться десантные (на боевых машинах), паромные и мостовые переправы.

Десантные переправы на штатных плавающих средствах могут оборудоваться при следующих скоростях течения:

более 2,5 м/с – для десантных лодок;

до 2,5 м/с - для ПТ-76, БМД, БМП-3, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-50, БРДМ-2;

до 1,2 м/с - для БМП-1, БМП-2;

до 0,7 м/с - для МТ-ЛБ, ГТ-СМ.

Десантные, паромные и мостовые переправы с использованием плавающих транспортеров, самоходных паромов и понтонных парков оборудуют и содержат инженерные войска.

При отсутствии или недостатке переправочных средств инженерных войск используются местные плавающие средства (лодки, баржи, катера, паромы, бочки, автомобильные камеры, различные поплавки) и местные материалы (бревна, брусья, доски, хворост, тростник, камыш, солома), с применением которых могут оборудоваться десантные и паромные переправы. Из местных плавающих средств и материалов готовятся паромы, плоты, плотики, поплавки.

Для изготовления поплавков применяют хворост, тростник, камыш и солому. Оболочкой поплавков служат плащ-палатки, брезент, промасленные и прорезиненные ткани, полимерные пленки и др.

Г рузоподъемность плавающих средств (лодок, паромов, катеров, барж) определяют пробной загрузкой их людьми или техникой вблизи берега; высота надводного борта в предельно загруженном состоянии должна быть не менее 0,5 м для барж и 0,3 м для лодок, паромов и катеров. Ориентировочное количество солдат, переправляемых в лодке, определяют по условной площади лодки (произведение длины лодки на ее максимальную ширину) – на 1 м 2 один солдат.

Грузоподъемность (в кг) бочек (бидонов) принимают равной 0,7 их вместимости (в литрах) для металлических и 0,6 вместимости для деревянных. Грузоподъемность 1 кг сухой соломы (камыша) равна 3 кг, мокрой соломы – 1,5 кг. Грузоподъемность бревен определяют по табл. 13.
Таблица 13

Комплект средств разведки и разминирования КР предназначается для обнаружения, обозначения и снятия с места установки противотанковых, противопехотных мин и мин-ловушек (рис. 50).

Рис. 50

Рис. 50

. Комплект средств разведки и разминирования КР.

В комплект средств разведки и разминирования входят (шт.):

1. сборные щупы — 6.

2. кошки с веревками длиной 30 м — 3.

4. чехлы для флажков — 6.

5. катушка с черно-белой лентой 100 м — 2.

6. чехлы для катушек — 2.

7. ножницы для резки колючей проволоки — 1.

Ящик укладочный — 1.

Похожие книги из библиотеки

Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой

Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой

Ракетные танки

Ракетные танки

Появление ракетного оружия в 30-е гг. в СССР сразу привлекло внимание конструкторов боевых бронированных машин, были сделаны первые попытки установить ракеты на танки. В 50 - 60-е гг. началось массовое применение ракетного оружия во всех родах и видах Вооруженных Сил Советского Союза, в том числе и в танковых войсках. Были созданы первые серийные ракетные танки. 70 - 90-е гг. стали наиболее плодотворными для развития танкового ракетного вооружения. Практически все отечественные танки стали обладать управляемыми ракетам".

Один из наиболее полных справочников по советским разработкам танкового ракетного оружия.

Израильские танки в бою

Израильские танки в бою

Новая книга ведущего специалиста восстанавливает подлинную историю боевого применения трофейной бронетехники, а также отечественных самоходок, созданных на шасси немецких танков.

Книга содержит много таблиц. Рекомендуется просматривать читалками, поддерживающими отображение таблиц: CoolReader 2 и 3, AlReader.

Для разведки минно-взрывных заграждений применяются переносные индукционные миноискатели ИМП-2 и комплекты разминирования КР-Е.

Переносной индукционный миноискатель ИМП-2 предназначен для поиска и обнаружения в грунте и в воде мин с металлическими корпусами и мин с пластмассовыми корпусами, содержащими металлические детали.
^

Тактико-технические характеристики

Дальность обнаружения, см:

Глубина обнаружения мин, установленных в грунт, см:

Глубина разведываемого брода, м. ………………………………………………. не более 1.

Темп поиска мин, м2/ч:

Время непрерывной работы, ч:

могут использоваться батареи типа 3336 (2 шт.)..……………………………………. 30–40.

Масса в укладочном ящике, кг. …………………………………………………………..8.

Масса в рабочем положении (с 8 РЦ83), кг. ………………………………………….не более 2.

Минимальное расстояние между работающими миноискателями, м …………………………. 6

Порядок подготовки к работе. Развернуть миноискатель ИМП-2. Тумблер ПИТАНИЕ установить в положение ВЫКЛ., ручку регулятора – в левое положение (минимальная чувствительность). Держать датчик миноискателя не ближе 0,5 м от грунта и не ближе 1 м от металлических предметов.

При установлении тумблера ПИТАНИЕ в положение ВКЛ. должны быть звуковой сигнал двух–четырех тоновых последовательностей продолжительностью 3–4 с (процесс автокомпенсации), затем короткие щелчки с периодичностью 3 с; если нет щелчков – заменить источники питания.

Проверить чувствительность следующим образом: через 3–4 с после процесса автокомпенсации поднести пробник заостренным концом к центру датчика на расстояние 20–30 см (несколько раз) – должен быть сигнал обнаружения.

Установить предельную чувствительность для данного типа грунта обследуемой местности, для чего установить ручку регулятора в такое максимально правое положение, при котором приближение датчика к грунту до касания не приводит к звуковому сигналу.

При работе датчик миноискателя перемещается вправо-влево со скоростью 0,1–1 м/с параллельно поверхности земли, на расстоянии до 5 см от нее. После каждого взмаха датчик перемещается вперед на расстояние до 20 см. Факт обнаружения мины сопровождается подачей звукового сигнала. Частота сигнала Пропорциональна размерам и массе металлических частей мины и обратно пропорциональна расстоянию от мины до датчика поискового элемента (если объект поиска большой или близко – будет высокий звук, если объект поиска маленький или далеко – низкий звук).

Для уточнения местоположения обнаруженной мины необходимо: остановиться; приподнять датчик так, чтобы тон звукового сигнала стал ниже; не изменяя высоты, перемещать датчик и найти такое его положение, где высота тона сигнала будет максимальной (объект поиска – под центром датчика).

Примечания: 1. Во избежание снижения чувствительности не располагать длительно (более 20 с) датчик включенного миноискателя вблизи металлических предметов.

2. Если возникла рас компенсация (непрерывный звуковой сигнал высокого тона), установить тумблер ПИТАНИЕ в положение ВЫКЛ., а через 2–3 с – в положение ВКЛ.

В состав комплекта разминирования КР-Е входят 4 сборных щупа, 3 кошки со шнурами длиной 30 м, 32 флажка для обозначения обнаруженных мин, 4 чехла для флажков и чехлов, 2 катушки с черно-белой лентой в чехлах, ножницы для резки колючей проволоки и ящик.

При ведении боевых действий в вооруженных конфликтах войскам требуется преодолевать установленные подразделениями незаконных вооруженных формирований (НВФ) минные поля, фугасы в исходном районе и на путях выдвижения и развертывания, а также все виды минно-взрывных заграждений перед передним краем и в глубине обороны позиций подразделений НВФ.

Для минирования автомобильных дорог применяются управляемые и неуправляемые фугасы различных типов, а также противотанковые и противопехотные мины (рис. 61). При этом участки дорог, проходящие по карнизу (полке), на крутых поворотах и спусках (подъемах), дорожные сооружения (мосты, тоннели) разрушаются заранее или готовятся к подрыву. Подступы к ним и места, пригодные для стоянок или разворота техники, привалов и ночевок, десантирования и посадки вертолетов, тропы, ведущие к водоисточникам, минируются.

Рис. 61. Схема минирования автомобильных дорог:

1 – фугасы (мины); 2 – растяжка; 3 – линия управления; 4 – пункт управления
При минировании асфальтированных дорог используются места с нарушенным покрытием. Мины и фугасы устанавливаются е выбоины на дороге и маскируются щебнем или бросаются в лужи, заполненные водой колеи, ставятся на обочинах и местах возможного объезда разбитого участка дороги.

Чаще всего одиночные противотанковые мины и фугасы устанавливаются в таких местах, где подрыв техники вызвал бы длительную остановку движения, обеспечил поражение личного состава и техники из засад.

На горных дорогах устанавливаются фугасы в кроны растущих у дороги деревьев или на каменистых склонах у дороги или тропы. В этих случаях фугасы или гранаты типа Ф-1 устанавливаются со взрывателем МУВ и запалом МД-2 (рис. 62 и 63).

Рис. 62. Комбинированный фугас на дороге:

Рис. 63. Минирование тропы:

1 - растяжка; 2 - взрыватель МУВ; 3 – граната Ф-1
В общевойсковых подразделениях ведение разведки местности и объектов на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов возлагается на нештатные инженерно-саперные отделения из расчета по одному на каждую мотострелковую (танковую) роту, артиллерийскую батарею. Кроме того, весь личный состав подразделений и воинских частей обязан знать инженерные боеприпасы, применяемые подразделениями НВФ, демаскирующие признаки минирования, меры предосторожности и безопасности при действиях в районах возможной установки мин, фугасов и наличия других взрывоопасных предметов.

Состав и оснащение нештатных инженерно-саперных отделений зависят от вида, способов и масштабов применения НВФ минно-взрывных заграждений, наличия сил, средств и времени, других данных обстановки.

^ Разведка местности на наличие взрывоопасных предметов проводится методами проделывания проходов или ячейковым способом до занятия районов войсками. Разведка методом проделывания проходов начинается с проделывания главных и вспомогательных проходов на назначенном участке местности, района населенного пункта. Проходы шириной 6–8 м проделывают через каждые 800–1000 м, максимально используя имеющиеся на местности дороги. После этого параллельно и перпендикулярно им на расстояниях 150–180 м проделывают вспомогательные проходы шириной 3–4 м.

Проделывание главного прохода осуществляется в таком порядке: 1-й–5-й номера, двигаясь уступом вправо (влево) на дистанциях 10–15 м, проверяют миноискателями полосы местности шириной 1,5–2 м каждая и обозначают обнаруженные взрывоопасные предметы флажками из комплектов разминирования КР-Е. На местности, покрытой травой или кустарником, разведываемую полосу предварительно протраливает 1-й номер кошкой из укрытия (БТР). По возможности трава и кустарник сжигаются.

Командир отделения (старший расчета) совместно с одним из номеров расчета обозначает границы прохода вехами (флажками) через каждые 25–30 м. Все проходы номеруются. Указки с номерами проходов устанавливаются на пересечении проходов.

При обнаружении первого взрывоопасного предмета немедленно докладывается по команде и доводится до сведения всех, ведущих разведку на данном участке.

^ Разведка дорог (рис. 64) на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов в зависимости от условий обстановки Может осуществляться одним (от роты) или несколькими нештатными инженерно-саперными отделениями (от батальона, батареи).

Рис. 64. Построение боевого порядка инженерно-саперного отделения при разминировании в залесенной местности вручную (вариант):

1 – бронетехника колонны; 2 - БТР (БМП) с РП-377Д (Б); 3 – номера расчета инженерно-саперного отделения;
4 – расчет минно-взрывной группы; 5 – непосредственное боевое охранение
При разминировании дороги с полосами безопасности движения по обеим сторонам дороги шириной 6–8 м каждая выделяется три нештатных инженерно-саперных отделения (от батальона, батареи). Одно отделение производит разведку и разминирование дорожного полотна, а два других – разведку и разминирование полос безопасности с обеих сторон дороги.

Обнаруженные мины удаляют кошкой или уничтожают накладными подрывными зарядами. Невзорвавшиеся артиллерийские или минометные боеприпасы стаскивают кошкой или уничтожают на месте накладными зарядами.

^ Разведку мостов, водопропускных труб и других дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов целесообразно вести в такой последовательности: сначала обследуют подступы к мосту с помощью щупов и миноискателей; затем нештатные саперы визуально осматривают опоры и пролетное строение моста на наличие зарядов, проводов управления и радиоприемных устройств, особое внимание при этом обращается на демаскирующие признаки минирования; после этого дорожные сооружения и подходы к ним проверяются с помощью искателей мин с неконтактными взрывателями, миноискателей, щупов, а при необходимости – специальных приборов и инструментов.

При разведке дорог и дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов личный состав нештатных инженерно-саперных отделений должен твердо знать основные демаскирующие признаки их минирования. К ним относятся: свежие следы земляных работ на проезжей части, обочинах, кюветах, насыпях и выемках, подпорных стенках и полках; нарушение целостности Дорожного покрытия; наличие на дороге насыпного грунта, отдельных камней и мусора; проседание грунта в отдельных местах, нарушение однородности и плотности его; следы искусственного Уплотнения грунта; отличие цвета отдельных мест полотна дороги от общего фона; наличие выемок, имеющих правильные геометрические очертания; наличие металлических штырей, торчащих из полотна дороги.

^ Разведка зданий на наличие мин, фугасов и других взрывных Устройств начинается с подходов к ним, подъездов, подвальных Помещений, лестничных клеток и маршей, чердаков, лифтовых Шахт и коммуникаций. После этого проверяются помещения. На Подходах к зданиям в радиусе до 50 м ведется поиск и обезвреживание противотанковых, противопехотных мин, мин-ловушек и других взрывоопасных предметов с помощью щупов и миноискателей. Для проверки на минирование подходов и разминирования дорожек и тропинок, ведущих к небольшому зданию, привлекаются одно нештатное инженерно-саперное отделение, а к крупным зданиям или объекту – несколько отделений.

После проверки на минирование подходов проводится наружный осмотр стен, проемов и других конструкций по всему периметру здания. Особое внимание уделяется обнаружению следов земляных работ у фундаментов. Внутренние помещения здания должны проверяться на наличие мин, мин-сюрпризов, мин-ловушек и других взрывных устройств и взрывоопасных предметов. При этом особое внимание должно уделяться поиску и обезвреживанию мин-ловушек и мин-сюрпризов, установленных на разгрузочное, натяжное, обрывное или комбинированное действие, а также на неизвлекаемость.

Последовательность действий нештатных инженерно-саперных отделений при проверке зданий на минирование по окончании наружного осмотра следующая: открывание с безопасного расстояния закрытых дверей и окон с помощью веревок с кошкой (открывающихся наружу) или шестов (открывающихся внутрь); осмотр и проверка на минирование подъездов, подвалов, лестничных клеток, чердаков, коридоров, труб, люков, вентиляционных каналов. После этого приступают к осмотру комнат, в которых должны тщательно проверяться на минирование полы, потолки, капитальные стены, подоконники, ниши под ними и за батареями центрального отопления или печи и дымоходы, санузлы, вентиляционные трубы, осветительные приборы, мебель и другие предметы домашнего обихода. При этом деревянные полы должны проверяться на отсутствие следов их вскрытия и последующей установки досок на место. Дверцы мебели и печей следует открывать с помощью шнура с кошкой или шеста с крюком. Сдвигать мебель для проверки стен за ней следует также с помощью кошки или шеста.
^

НЕВЗРЫВНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Невзрывные заграждения по назначению подразделяются на противотанковые и противопехотные. К противотанковым относятся рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы, барьеры, завалы, к противопехотным – проволочные сети, заборы, проволока внаброс.

^ Проволочные сети на высоких кольях (рис. 65) устраиваются из трех–пяти рядов кольев, забитых в шахматном порядке и оплетенных колючей проволокой.

Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (9 групп по 2 человека) забивает колья в грунт (кувалдами, колотушками, ручными бабами) на глубину 0,5–0,7 м; 3-й рас чет (15–20 групп по 3–4 человека) оплетает колья колючей проволокой (наружные ряды пятью нитями – две по диагонали и три горизонтально; внутренние и промежутки между рядами тремя нитями – две по диагонали и одна сверху). Вначале оплетают первый ряд кольев (ближайший к противнику), затем промежуток, второй ряд и т. д. При оплетке 2 человека разматывают моток колючей проволоки, а один-два человека прибивают ее к кольям скобами со слабиной (со стороны, противоположной противнику).

Время на устройство 100 м проволочной сети в три ряда инженерно-саперным отделением – 12–14ч. Материалы: колючая проволока –- 10 мотков, колья – 100 шт., металлические скобы – 25 кг

Рис. 66. Проволочная сеть на низких кольях
На устройство !00 м сети шириной б м требуется 12 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 20 мотков, колья длиной 70 см – 350 шт., металлические скобы – 15 кг

Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (5 групп по 2 человека) забивает колья в грунт; 3-й расчет (8 групп по 3 человека) оплетает колья проволокой. Каждый ряд проволочной сети и промежутки между рядами оплетают в две нити. Проволоку прикрепляют скобами к торцам кольев. Сначала протягивают и прибивают к кольям первого ряда первую нить со слабиной, затем вторую, устраивая петли, далее оплетают промежуток между первым и вторым рядами, после чего второй ряд и т. д.

^ Проволочные заборы (рис. 67) устраиваются из одного ряда кольев, оплетенных пятью нитями колючей проволоки, усиленных оттяжками с дополнительными двумя-тремя горизонтальными нитями на них.

Рис. 67. Обычный (а) и усиленный (и) проволочные заборы

Время на устройство 100 м обычного проволочного забора инженерно-саперным отделением – 4 ч. Материалы: колючая проволока – 2 мотка, колышки – 34 шт., металлические скобы – 4 кг. Время на устройство 100 м усиленного проволочного забора инженерно-саперным отделением – 5 ч. Материалы: колючая проволока – 5 мотков, колышки – 68 шт., металлические скобы – 5 кг

Рис. 68. Заграждение из проволочных спиралей

^ Проволочные рогатки. Три крестовины из заостренных по концам кольев скрепляют продольной жердью и оплетают колючей проволокой. Рогатки скрепляют между собой проволокой и прикрепляют к земле кольями.

На устройство одной рогатки требуется 0,4 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 7 кг, одна жердь длиной 3,5 м, шесть Жердей длиной 1,5 м.

^ Проволочные ежи. Три заостренных кола скрепляют посередине проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой и прикрепляют к земле кольями.

На устройство одного проволочного ежа требуется 0,1 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 2,5 кг, три кола длиной 1,5 м.

^ Проволока внаброс. Применяют при ограниченном времени, а также при отсутствии кольев или невозможности их забивки в грунт. Устанавливают в траве, на болотистых участках, лесосеках, в Местах, покрытых камнями и валунами.

Организация устройства: одновременно в полосе шириной –6 м разматывают спиралями три и более мотков колючей проволоки, которую крепят между собой и к земле кольями, рогульками, камнями. На каждый моток назначают трех человек: двое разматывают проволоку, а третий перегибает ее, образуя петли и оплетая встречающиеся камни, пни, кусты и т. п.

Для устройства 100 м заграждений требуется 1 чел.-дн. Материал: колючая проволока – 3–4 мотка.

Три заостренных кола диаметром 5–6 см скрепляют посередине проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой для удобства сбрасывания и укладывают на брустверы траншеи.

Для изготовления одного ежа требуется 0,05 чел.-дн. Материалы: колючая проволока – 1 кг, три кола длиной 60 см.
^

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Преодоление водных преград может осуществляться на штатных или местных плавающих средствах, с использованием местных материалов, вброд и по льду. При использовании штатных плавающих средств могут оборудоваться десантные (на боевых машинах), паромные и мостовые переправы.

Десантные переправы на штатных плавающих средствах могут оборудоваться при следующих скоростях течения:

более 2,5 м/с – для десантных лодок;

до 2,5 м/с - для ПТ-76, БМД, БМП-3, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-50, БРДМ-2;

до 1,2 м/с - для БМП-1, БМП-2;

до 0,7 м/с - для МТ-ЛБ, ГТ-СМ.

Десантные, паромные и мостовые переправы с использованием плавающих транспортеров, самоходных паромов и понтонных парков оборудуют и содержат инженерные войска.

При отсутствии или недостатке переправочных средств инженерных войск используются местные плавающие средства (лодки, баржи, катера, паромы, бочки, автомобильные камеры, различные поплавки) и местные материалы (бревна, брусья, доски, хворост, тростник, камыш, солома), с применением которых могут оборудоваться десантные и паромные переправы. Из местных плавающих средств и материалов готовятся паромы, плоты, плотики, поплавки.

Для изготовления поплавков применяют хворост, тростник, камыш и солому. Оболочкой поплавков служат плащ-палатки, брезент, промасленные и прорезиненные ткани, полимерные пленки и др.

Г рузоподъемность плавающих средств (лодок, паромов, катеров, барж) определяют пробной загрузкой их людьми или техникой вблизи берега; высота надводного борта в предельно загруженном состоянии должна быть не менее 0,5 м для барж и 0,3 м для лодок, паромов и катеров. Ориентировочное количество солдат, переправляемых в лодке, определяют по условной площади лодки (произведение длины лодки на ее максимальную ширину) – на 1 м 2 один солдат.

Грузоподъемность (в кг) бочек (бидонов) принимают равной 0,7 их вместимости (в литрах) для металлических и 0,6 вместимости для деревянных. Грузоподъемность 1 кг сухой соломы (камыша) равна 3 кг, мокрой соломы – 1,5 кг. Грузоподъемность бревен определяют по табл. 13.
Таблица 13

Читайте также: