Среда водных растворов электролитов конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование исследовательской компетенции учащихся в ходе изучения среды водных растворов.

сформировать представления о среде водных растворов, её типах, индикаторах;

сформировать на практике умения учащихся определять среду водных растворов электролитов при помощи индикаторов;

выявить в ходе химического эксперимента наиболее оптимальный индикатор для определения среды водного раствора;

установить взаимосвязь между средой раствора и значением водородного показателя;

выявить зависимость окраски сока некоторых растений от среды раствора;

изучить показатели рН некоторых растворов;

расширить экологический кругозор учащихся.

Планируемые результаты

г отовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

с формированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

с формированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; составлять план решения проблемы (выполнения опыта, проведения исследования); фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

познавательные: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении опытов и исследовательских задач по изучению свойств и распознаванию веществ;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации.

Организационный момент – 1 мин.

Среда водных растворов электролитов, типы среды – 10 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Рефлексивно-оценочный этап – 5 мин.

Оборудование: инструкционные карточки для учащихся; листы учета знаний, штативы с пробирками; стеклянные палочки, медиа-проектор.

Реактивы: в пронумерованных пробирках растворы кислоты и щелочи; индикаторы (лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальный); растворы (чай, кофе, молоко, силикатный клей, жидкое мыло, столовый уксус, растворы питьевой соды и моющего средства) и соки (яблочный, томатный, картофельный, капустный, виноградный, луковый, апельсиновый, лимонный).

План-конспект

Далее предлагаем учащимся сформулировать цель урока. Выясняем их мнение о причинах изучения электролитов и предположения о содержании урока. Учащиеся предлагают план решения познавательной задачи – изучения среды водных растворов:

среда водных растворов;

рН среды растворов;

практическое применение индикаторов и рН.

Для того чтобы рассмотреть среду растворов электролитов, учащимся предлагается выполнить следующее задание.

Ответьте на вопросы:

К какому классу относятся вещества, формулы которых: HCl , H 2 SO 4 , HNO 3 , H 2 S ?

Какие катионы образуются в растворе при диссоциации данного класса соединений?

Составьте уравнение диссоциации азотной кислоты:

HNO 3 → _________________________

Как вы думаете, какой будет среда водного раствора кислот?

Постройте логическую цепочку для соединений, выраженных формулами: NaOH , Ca ( OH ) 2 , KOH , Ba ( OH ) 2 .

Составьте уравнение диссоциации гидроксида бария:

Ba ( OH ) 2 → _______________________

Как вы думаете, какой будет среда водного раствора щелочей?

К какому классу относятся следующие вещества: сульфат калия, хлорида бария, нитрат кальция?

При растворении в воде данных соединений образуются частицы, характеризующие кислотный или щелочной характер раствора?

Составьте уравнение диссоциации нитрата кальция:

Ca ( NO 3 ) 2 → _______________________

Составьте схему классификации водных растворов:

Среда водных растворов

____________ ______________ ______________

Проводим инструктаж на рабочем месте перед проведением лабораторного опыта. Напоминаем учащимся общие правила работы; правила работы с растворами кислот и щелочей.

Инструкция для учащихся:

В 3 пробирки с дистиллированной водой внесите по несколько капель растворов лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина. Отметьте окраску индикаторов в нейтральной среде.

В 3 пробирки налейте по 2 – 3 мл раствора соляной кислоты. В каждую из них внесите по несколько капель тех же индикаторов. Отметьте окраску индикаторов.

Отметьте название индикатора, который наиболее удобно использовать для определения кислой среды водного раствора.

В 3 пробирки налейте по 2 – 3 мл раствора гидроксида натрия. В каждую из них внесите по несколько капель растворов индикаторов. Отметьте окраску индикаторов.

Отметьте название индикатора, который наиболее удобно использовать для определения щелочной среды водного раствора.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа.

ВложениеРазмер
urok_po_himii.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии, 8 класс

Тема: Среда водных растворов электролитов.

Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа.

1. Формирование представлений о типах среды водных растворов (кислая, нейтральная, щелочная).

2. Изучение окраски индикаторов в разных средах, выявление в ходе химического эксперимента наиболее оптимальный индикатор для определения кислой и щелочной среды растворов.

3. Проведение анализа зависимости между средой раствора и значением водородного показателя.

4. Формирование навыков работы с универсальным индикатором.

5.Умение выполнять элементарные химические исследования с соблюдением правил техники безопасности.

1.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

1. Нахождение и использование различных ресурсов для поиска информации по теме.

2.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

3.Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

3.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

1. Формирование мышления о единстве вселенной, умений применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике .

2.Тип урока: урок-исследование (приобретение новых знаний, практических умений и навыков).

4.Методы и методические приемы:

1) информационно-развивающие (беседа с элементами рассказа);

2) репродуктивные (самосознание, самоопределение), работа с данной информацией;

3) творчески-воспроизводящие (саморегуляция), создание выводных понятий;

4) учебно-поисковые (самовыражение, самоутверждение), выполнение лабораторного опыта в группах, обсуждение результатов и их объяснение во время презентации групповой работы у доски.

5.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная техника, интернет.

6.Оборудование: презентация, инструкция по выполнению работы, штатив для пробирок, пробирки, химические стаканчики, универсальная индикаторная бумага.

Реактивы: вода из разных источников, индикаторы, соляная кислота, гидроксид натрия, сок краснокачанной капусты, раствор лимонного сока, раствор уксусной кислоты, раствор мыла, нашатырный спирт, приобретенный в аптеке.

Парфюмерная продукция, косметические средства, моющие средства.

Формирование УДД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.Ориентировочно-мотивационный. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация

Приветствие. Создает комфортную ситуацию для начала урока. Класс поделен на группы (4-5 человек).

Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам познать самих себя.

Самым оптимальным и емким способом познания является исследование. Сегодня я предлагаю нам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками серьезной лаборатории, маститыми учеными-химиками.

И я начну урок словами Чеховской поэтессы Александры Бирюковой:

У родника я стану на колени,

Низко – низко поклонюсь воде.

Создатель наш. Ты – великий гений.

Чудо какое подарил земле!

Давление человека на природу постоянно возрастает. Мы больше выступаем в роли потребителя: много берем и мало отдаем, что приводит к нарушению баланса в природе, т. е. к возникновению экологических проблем.

Сегодня урок - исследование.

Как вы думаете, в Чехове имеются экологические проблемы? Какие? .

Проблема : Как определить наличие невидимых частиц в растворе?

Выделяют существенную информацию. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.

Осуществляют актуализацию личного опыта.

Выполнение лабораторного опыта 1.

Проанализируйте качество питьевой воды из разных районов города, выполнив лабораторный опыт №1.

Работают в группах, на основе внешних признаков делается вывод о чистоте образцов воды и заполняется третий столбик таблицы.

Проанализируйте их, оцените их экологическое состояние (работа в группах в течение 2 минут). На основе внешних признаков делается вывод о возможной чистоте или загрязнении водоемов.

Фронтальное подведение итогов.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная техника, интернет.

Оборудование: презентация, рабочая карта для каждого ученика, штатив для пробирок, пробирки, химические стаканчики, универсальная индикаторная бумага.

Реактивы: вода из разных источников, индикаторы, соляная кислота, гидроксид натрия, сок краснокачанной капусты, раствор лимонного сока, раствор уксусной кислоты, раствор мыла, нашатырный спирт, приобретенный в аптеке.

1 . Умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1. Умение анализировать, сравнивать, определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Осмысление (получение новой информации, соотнесение с имеющимися знаниями).

1. Подобрать наиболее оптимальный индикатор для каждой среды раствора.

Каждый из них по-разному изменяет окраску в зависимости от среды раствора, поэтому наша с вами задача – подобрать наиболее оптимальный индикатор для каждой среды раствора.

С этой целью выполните лабораторный опыт №2 . При проведении эксперимента не забывайте о правилах техники безопасности.

Работа выполняется в группах по вариантам. Вооружившись новыми знаниями, вы можете изучить среду раствора наших образцов, выполнив опыт 3, 4.

1.Умение самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

III. Совместное открытие знаний. Осмысление (получение новой информации, соотнесение с имеющимися знаниями).

Цель нашего сегодняшнего исследования: изучить некоторые способы качественного анализа водных растворов, т.е. содержание в них разных частиц.

Полемика: Какими способами можно воспользоваться? (Можно проводить химические реакции , доказывающие наличие в растворе тех или иных частиц). А можно воспользоваться специальными веществами – индикаторами.

Вопрос для размышления (проблема):

Вы знакомы с индикаторами из курса биологии, физики.

(В природе мы можем найти самые разные индикаторы. Хамелеон – изменяет свой цвет, в зависимости от цвета окружающей среды; листья летом зеленые, но чуть начинает понижаться температура, уменьшается продолжительность дня, и листья, изменяют свой цвет. Осьминоги тоже изменяют свой цвет в зависимости от цвета воды, а вот кувшинки будут расти только в чистой воде.)

(Ответ: В химии много разных веществ, растворов. Индикаторы, наверное, по разному будут изменять окраску.

По определению при диссоциации любой кислоты в растворе образуются в качестве катионов только положительно заряженные водорода, а в качестве анионов – различные кислотные остатки.

При диссоциации любого основания в растворе образуются в качестве катионов различные ионы металлов, а в качестве анионов только гидроксид-ионы.

Возможно, есть какая – то связь между действием индикаторов и теми ионами, которые имеются в растворе.)

Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

1.Среда раствора не сильнокислая, или не сильно щелочная, поэтому индикаторы не могут уловить разницу.

2.Среда нейтральная, поэтому окраска индикаторов не изменяется.

Действительно, диапазон характеристики среды раствора очень широк: от сильнокислой до сильнощелочной. Он выражается в единицах от 0 до 14, которые называются рН (рэ-аш) – водородным показателем.

Водородный показатель – величина, характеризующая содержанием катионов водорода в растворе.

С научной точки зрения рН – это отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода в растворе. Пока здесь для вас очень много непонятных слов, но в 11 классе мы вернемся к изучению этой величины и будем рассматривать ее более подробно с позиции тех знаний, которые Вы к тому времени будете иметь.

Если концентрация катионов водорода в растворе 10 -6 моль/л, то значение рН равно 6.

По аналогии Вы мне, наверняка, рассчитаете, чему равно значение водородного показателя, если концентрация катионов водорода 10 -8 моль/л; 10 -7 моль/л?

Т.е. чем меньше катионов водорода в растворе, тем выше водородный показатель.

Используя полученные сведения, выявите взаимосвязь меду значением рН и средой раствора. Выводы оформите.

При рН > 7 среда раствора щелочная

При рН = 7 среда раствора нейтральная

Для определения значения рН и более точного определения среды раствора существуют разные методы: кислотно-основное титрование, измерением электродвижущей силы (ЭДС), а можно с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Для этого достаточно поместить бумагу в исследуемый раствор и сравнить получившуюся окраску с цветной шкалой. У вас цветная шкала имеется на странице рабочей карты.

Учитель проводит демонстрационный эксперимент с раствором кислоты (серной кислоты)

Изучите более точно значение рН Ваших образцов воды, выполнив лабораторный опыт № 4.

Инструкция для опыта № 4:

В образец воды в химическом стаканчике опустите универсальную индикаторную бумагу.

Сравните полученную на ней окраску с цветной шкалой рН.

Вопрос для размышления : Какова среда раствора выданного Вам образца?

Обязательно стоит уточнить тип среды по силе (слабо-, сильно-)

Ну а теперь Вы можете сделать вывод об экологическом состоянии Выданных Вам образцов воды?

(Нет. Потому что мы не знаем экологических норм, не знаем, с чем сравнить наши образцы).

Сравнить уровень кислотности выданных образцов Вы можете с условной шкалой значений рН некоторых растворов.

  1. Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?

(Все слабо- и сильно кислые растворы (кофе, лимонный, яблочный, томатный сок, Кока-кола) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за излишний кислотности).

  1. Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?

(И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект по химии на тему:

Разработала: Марушенко Е.А., учитель химии- биологии.

Цель: Познакомить учащихся со средой водных растворов.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Развивающая: развивать умение учащихся на основе теоретических знаний; сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь; развивать умение работы с книгой.

Оборудование и реактивы: мел, доска, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, листы для проверочной работы.

2) Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс. 2013, 112с.

вы так р ешили? - Подводит детей к вы воду, ч то сред у мо жно о ценить по тому, что или кто в ней на ходится.

Предлагает научиться сегодня на уроке определять среду … раствор ов электролит ов (дописывает тем у на

ПОФ . Друг другу в пара х по очер еди п роговорите, что такое кислоты и ч то такое основания с точ ки

ФОФ. Демонстрация рез ультатов. Уч еники проговар ивают о пределения, учитель попутно делает за пись на

( объясняет, используя схем у на стр. 151) Чему равна рН конкретного раствора, определяют с помощью ещё

одного индикатор а – у ниверсального ( магнитом на до ску). Обычно его нанося т на специальную бумагу для

удобства. К такому индикатору при лагается цветная шк ала, где каждому ц вету соот ветствует своё значе ние

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов.

Вид урока: Комбинированный урок

Цели урока: 1. Повторить изученный материал из курса химии 8,9 классов.

2. Систематизировать знания по курсу химии, дать и закрепить понятия о электролитов и неэлектролитов, о электролитической диссоциации. Знать среду водных растворов, определение водородного показателя рН.

3. Развивать у учащихся память, мышление, умение объяснять механизм электролитической диссоциации веществ.

4. Воспитывать к ответственному отношению к изучению материала, запоминанию.

1. Организационный период. Приветствие с учащимися.

2. Ориентировочно-мотивационный момент. Сообщаю цель, задачи урока, его план, основные понятия, которые должные запомнить учащиеся.

3. Проверка домашнего задания. Написать уравнение реакции и уравнять с помощью метода электронного баланса (к доске пойдет один ученик)

4. Повторение изученного материала. Учащимся задаются вопросы:

1. Что такое скорость химической реакции?(ответ: изменение концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени).

2. Перечислите основных факторов, влияющих на скорость химической реакции?

3. Что такое химическое равновесие? (ответ: состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции.)

4. Что такое катализаторы?

5. Что такое ингибиторы?

6. Существуют какие оксиды серы? На доске написать.

Актуализация знаний: Химическая разминка

1. Найти антонимов следующих понятий: электролиты-

1. Металл, который входит в состав крови?

2. Какой металл обладает бактерицидными свойствами, а какой неметалл?

3. Единственный жидкий металл?

4. Какие элементы входят в состав костей?

- в твердом кристаллическом состоянии ионные соединения не проводят электрический ток, т.к. ионы в этом случае не свободны, а жестко фиксированы в узлах кристаллической решетки. В растворах же дипольные молекулы воды окружают кристалл, связь между ионами ослабевает, происходит переход ионов из кристалла в раствор, образуются гидратированные ионы, и кристаллическая решетка разрушается.

Сухая соль, сахар – не проводят эл. Ток.

Растворитель + растворенное в-во _-- раствор проводит эл. Ток, п.ч. в растворе появились заряженные частицы – ионы. ион- “идущий” положительно заряженные – катионы, отрицательно заряженные – анионы.

Определение: процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.

Для объяснения особенностей водных растворов электролитов в 1??7 г. шведский ученый С. Аррениус предложтл ТЭД.

Самостоятельное задание: Дайте определения кислот, солей и оснований в свете ТЭД.

Но это теория не могла описать поведение веществ в неводных растворов, возникла другая теория, которая могла объяснять поведение веществ в неводных растворов, протолитическая теория кислот и оснований, предложенная датским физикохимиком И. Бренстедом и анг. Химиком Т. Лоури.(192?-1929 гг). Согласно этой теории, кислоты – это вещества, молекулы или ионы, отщепляющие в данной раекции протоны? основания – вещества, молекулы или ионы присоединяющие протоны. Кислоты и основания получили общее название – протолиты.

Новое понятие: степень электролитической диссоциации. Работа с учебниками. Стр. 66.

6. Закрепление изученного материала: написать на доске электролитическую дисссоциацию кислот, солей и оснований.

7. Домашнее задание: изучить самостоятельно водородный показатель (рН) раствора. Стр. 66 учебника.

Читайте также: