Конспект по изо 1 класс осенние листья

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пудеян Елена Луспароновна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ№3 с.Чалтырь Мясниковского района, Ростовской области

Задачи урока:

1) воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе;

2) развитие графических умений и навыков;

3) восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, простых по форме;

4) расширение знаний о разнообразии художественных материалов.

Оборудование и необходимые материалы:

для учителя- мультимедийное оборудование, натурный материал (листья),

для учащихся- акварель, бумага, карандаши, резинка, стакан-непроливайка, палитра, губки, кисти, презентация "Красота осенних листьев".

План проведения урока:

Организационный момент.

Введение в тему. Постановка целей и задач занятия.

Актуализация опорных знаний обучающихся.

Изучение новой темы.

Практическая работа.

Коллективный анализ творческих работ обучающихся.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.


1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.


II. Введение в урок.

Учитель :Отгадайте загадки и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить

Пусты поля, Слайд2.Загадки

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (осенью)

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла … (осенняя пора )

Какое сейчас время года?

Ученики: Осень.

Учитель : по каким признакам вы можете определить, что сейчас осень?

Ученики: Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д.
Учитель: Молодцы! Вы назвали много признаков осени.
– Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Осень! Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.

Как красива Осень
В пёстром сарафане! Слайд 3.Картина
В чистом небе – просинь,
Клён горит, как пламя.
Над водой – берёзка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
(Т.Шорыгина.)

III. Эмоциональная зарядка

– Учитель :

А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень").
– Какое настроение создала у вас эта музыка ?

Ученики: С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное.

Учитель : Вы правы ребята.

– Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость.

– Как вы думаете, удалось ли композитору с помощью музыки передать красоту осенней природы.

Ученики: Да
Учитель: У композитора – звуки, у поэта – слово у художника краски,. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Послушайте стихотворение Ивана Бунина.

Лес точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный, Слайд 4.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

О чём это стихотворение?

Ученики : Это стихотворение о лесе.
Учитель: А почему поэт говорит, что лес расписной, золотой, багряный?

Ученики: Это осенний лес. Деревья стоят разноцветные. Листья на деревьях красные, жёлтые, зелёные. Багряный – насыщенный красный цвет

- Кто же расписал терем-лес? (Правильно, осень-художница.)

- что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-жёлтый; багряный – тёмно-красный.)

Слайды 5-6 Картины художников

Учитель :А как передает осеннюю красоту художник? ( красками )

Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени

– Какие цвета осенней листвы вы видите? Слайды 7-10

Ученики: Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.

Учитель: Как называется это явление природы?

Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся! Слайд11,12

Что за желтый снегопад?

Это просто . (Листопад)

Вы видели, как падают листья с деревьев?

Ученики: Да

IV.Физкультминутка .

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Руки вверх.)

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели (Махи руками.)

И на землю тихо сели. (Приседание.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встать на носочки, махи руками над головой.)

Закружились, полетели. (Покружиться.)

И на землю снова сели. (Сесть за парты.)

– Что напоминает вам земля, устланная опавшими листьями?


VII. Подготовка к работе с акварелью

Просмотрев, даже такое незначительное количество слайдов, становиться очевидным: почему осень в разные времена вдохновляла писателей, поэтов, музыкантов и, конечно, художников, на создание прекрасных произведений, передающих многообразие цветов осенней палитры. Хороша природа в это время года: и небо, и лес, как единое целое, и отражение леса в воде, и каждое дерево в отдельности неповторимо и прекрасно, и земля устланная ковром из многих разных – разных листьев, и каждый лист с любого дерева интересен и хорош по- своему. Так и хочется эту красоту запечатлеть.

– Прежде чем мы приступим к раскрашиванию кленовых листьев, давайте подготовим краски и инструменты к работе.

У Черного Ивашки –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметочку кладет. (Карандаш) Слайд13

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточки и краски)

- Карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой без сильного нажима.

-Смочить кисточку в воде.

-Смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть.

-Никогда нельзя пачкать краски грязной (т.е. в другой краске) кисточкой, для получения другого оттенка или цвета используют палитру.

VIII. Самостоятельная работа учащихся, работа с акварелью

– Обратите внимание, какое у кого расположение листа. (Вертикальное, горизонтальное.)

Посмотрите, ребята, какое у нас грустное дерево. (Изображение обнажённого дерева вывешивается на доске.) Почему оно загрустило?

Я предлагаю вам стать волшебниками и вернуть нашему озябшему деревцу потерянный осенний наряд. Для этого нарисуем на каждом листе бумаги один осенний листочек. Можно изображать листья с любого дерева, потому что наше дерево волшебное.

Учитель :Итак, приступим к работе:

1. Смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз.

2. Обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду.

Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – коснёмся бумаги.

Ученики : Краска расползается.
Учитель: Такая техника называется "по – сырому". Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. И пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому.
– Расскажите, как вы получили такие интересные цвета.

Итак посмотрим на цветовой круг и повторим как можно получить переходные цвета. Слайд15

Ученики :Жёлтый цвет при встрече с красным превратился в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый и т.д..

Учитель :Такой переход цветов мы наблюдаем и в природе на осенних листиках.
– Ребята, не забудьте нарисовать прожилки.

– Закрашиваем свой листик, не торопимся. Цвет можно создавать на палитре.

Слайд16,17-рисунок карандашом

Слайд16,17-рисунок карандашом

Слайд18 -21 И так можно получить отпечатки осенних листьев.

Выставка и анализ работ.

- Дерево вновь обрело свой красочный наряд. Вы хорошо потрудились!

- Почему люди часто называют осень художницей?

- какие листья вам нравятся больше: те, которые раскрасила осень; те, которые нарисовал художник, или те, которые нарисовали вы? Почему?

На голом дереве закрепляются закрепляются работы. Отмечаем, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям.

– Чем на уроке мы с вами занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

Осень на опушке краски разводила, Слайд 22

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Жил резной кленовый лист,

Утром слушал птичий свист,

Шелестел на ветке клёна

И всё лето был зелёным,

Лист мечтал, что сможет сам

Взвиться к синим небесам.

Время шло и по приметам

Наступило Бабье лето.

Наш листочек стал цветной -

Прилетел осенний ветер,

Издали его приметил,

Закружил и оторвал.

"Я летаю!"- лист сказал.

А потом над старым садом

В хороводе с листопадом,

Покружив ещё немножко,

Залетел в моё окошко.

Я его узнала сразу,

Отнесла скитальца в вазу.

Он теперь всегда со мной.

3. Актуализация опорных знаний обучающихся.

- Какова цветовая гамма осени? (преобладает теплая цветовая гамма, в целом контрастная по цвету)

- В какие цвета осень перекрасила листья? (ответы детей)

Листья с разных деревьев имеют особенную красивую форму и окраску.

- Сейчас я вам буду загадывать загадки про деревья. Если у вас встретятся листья с этих деревьев, поднимите их вверх.

Загадки про деревья.

На лесной опушке

В этот гладкий коробок

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

-Листья каких ещё деревьев вы видите перед собой? (Ребята поднимают листья и называют их)

Изучение новой темы.

На основе мультимедийной презентации и образцов работ ребята знакомятся с нетрадиционными техниками рисования.

-Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (молоток, игла). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые

Инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

Где носом поведет,

Там заметку кладет. ( Карандаш )

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. ( Кисточки и краски )

Если ей работу дашь-

Зря трудился карандаш. ( Резинка ) Слайд№4

- А также другие инструменты художника:

-тряпочки для промокания кистей и уборки рабочего места.

-Что еще надо знать?

Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных они подразделяются на круглые и плоские. Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета.

Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

плотная бумага или картон

акварельные краски или восковые мелки

гуашевая краска черного цвета или тушь

любое жидкое моющее средство (шампунь)

Раскрасьте лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Не жалейте восковые мелки, они должны покрыть бумагу толстым слоем! Единственный цвет, который нельзя использовать – черный.

В том случае, если у вас нет восковых мелков используйте акварельную краску. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина.

В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуня, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью (жидкое мыло способствует равномерному нанесению краски). Дайте краске хорошенько просохнуть.

Ну а теперь самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Тиснение листьев – это один из способов печатания.

Печатание с помощью растений – один из древнейших приёмов.

Практическая работа.

Коллективный анализ творческих работ обучающихся.

После завершения практической работы оформляется экспресс-выставка из детских рисунков. Проводится обсуждение полученных результатов. Ребята определяют лучшие на их взгляд работы, дают оценку собственной работе на занятии.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

- Ребята, вспомните начало нашего занятия. Какие задачи мы перед собой ставили?

- Все ли у нас получилось?

- Какая из нетрадиционных техник рисования вам понравилась больше?

- Что нового вы сегодня узнали ?

Я думаю, сегодняшнее занятие поможет вам в будущем самостоятельно выполнять подобные работы дома, научить этому друзей и порадовать своими рисунками окружающих

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по изобразительной деятельности в 1 классе

Вид художественной деятельности: рисование с натуры.

Цель: учить изображать осенние листья простой формы.

Задачи: учить изображать листья берёзы, передавая форму, пропорции, цвет; развивать художественное восприятие, развивать наблюдательность, логическое мышление; прививать любовь к природе, интерес к изобразительной деятельности.

1. Организационная часть (1-3 мин);

3. Самостоятельная работа учащихся (20 мин);

4. Анализ ученических работ (4 мин);

5. Подведение итогов урока (4мин).

1.Приветствие учащихся. Учет отсутствующих в журнале.

А) У: Послушайте отрывок из стихотворения и назовите тему урока.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

У: Правильно, ребята, осень. Как вы можете охарактеризовать осень? Почему?

У: Ребята, наша задача сегодня научиться изображать осенние листья.

В) Изучение натуры.

У: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим лист березы. Какую форму напоминает форма листа? Как располагается черенок? Как расположены боковые прожилки? Какого цвета листочек?

Г) Показ способов изображения.

Определяем формат листа (вертикально). В середине листа намечаем линию – центральная прожилка. Намечаем высоту и длину листа. Уточняем форму листа. От центра к краю центральной прожилки намечаем прожилки плавной линией. От каждой прожилки еще намечаем прожилки плавной линией. Показываем у внешнего края зубчики. Все вспомогательные линии стираем. Прокрашиваем.

Д) Закрепление последовательности выполнения работы.

У: Ребята, давайте вспомним с чего мы начинаем работу?

3. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель ходит по рядам, смотрит на начатие работы детей. При виде работы с ошибками, детально устраняет, показывает детям, разъясняет, если ошибка общая.

4. Анализ ученических работ.

5. Подведение итогов урока.

Несколько работы проанализировали, похвали за достоинство рисунка, указали на ошибки.

У: Ребята, что мы сегодня с вами узнали? С творчеством какого художника познакомились? Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

находить и рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья).

рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы.

-развивающие:

развивать умение мыслить творчески, создавать что–то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах;

развивать чувство прекрасного, наблюдательность, внимание, логическое мышление, память, навыки самостоятельной и коллективной работы, речь, мышление, способность наблюдать и делать выводы,

-воспитательные:

воспитывать эстетическое восприятие деталей природы, прививать познавательный интерес к искусству, любовь к природе.

Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы:

Объяснительно - иллюстративный методы словесной и наглядной передачи информации, частично-поисковый метод, практическая работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проек­тор, экран или интерактивная доска.

Материалы: листья из бумаги (у каждого ученика)

Инструменты: кисти, краски акварельные, клей, салфетка, стаканчики с водой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства проводится в первом классе по любой программе. Тема урока "Осенние листья". Цели и задачи урока:научить детей рисовать кленовый лист,учить анализировать и правильно передавать форму, строение предмета;развивать и совершенствовать умения передавать в рисунке пропорции предмета;воспитывать эстетику при выборе цветовой гаммы при работе с гуашью. Обязательной составляющей урока является инструктаж по технике безопасности при работе с красками,гуашью.

Предварительная работа: экскурсия с целью сбора, описания характеристик (размер, форма, цвет, осевая симметричность и т.п.) и зарисовки с натуры более простых по форме осенних листьев (липа, береза, дуб и т.д.)

В структуру урока включены разные виды работы, знакомство с художниками и их творчеством. Детям предлагаются проблемные вопросы, практическая работа. урок подчинен развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, воспитанию любви к предмету, природе, развитию эстетичекого вкуса.

Предмет: изобразительное искусство

Цель – научить рисовать кленовый лист.

учить анализировать и правильно передавать форму, строение предмета;

развивать и совершенствовать умения передавать в рисунке пропорции предмета;

воспитывать эстетику при выборе цветовой гаммы при работе с гуашью.

Продолжительность – 30 минут.

Участники занятия: дети 6-7 лет.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, бумага для рисования (2 листа), карандаш, кисти № 1, 3, ножницы, гуашь, сангина, сухие кленовые листья, дерево без листьев, нарисованное на ватмане.

Предварительная работа: экскурсия с целью сбора, описания характеристик (размер, форма, цвет, осевая симметричность и т.п.) и зарисовки с натуры более простых по форме осенних листьев (липа, береза, дуб и т.д.)

Ход занятия.

Организационный момент:

Под тихие звуки осеннего леса:

… Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Демонстрируются картины известных художников (Поленова, Левитана, Агеева, Авгрышева и др.), изображающие осеннюю пору. (слайды 4,5) 2 мин

Далее детям сообщается тема и цель сегодняшнего занятия. 2 мин

Основная часть:

Рассматривается кленовый лист (слайды 7,8), на что он похож, почему (слайд 9), чем отличается от листьев других деревьев (слайд 10).

Выводы : кленовый лист похож на звезду, т.к. имеет пять отростков, он симметричен, как все листья, но имеет очень длинный черенок, равный длине самого листа, края каждого отростка похожи на королевскую корону (слайд 11).

Проанализировав все характеристики кленового листа, детям предлагается изучить два способа его изображения. 2 мин

Прежде, чем начать работу, проводится инструктаж по ТБ:

а) Если острые предметы

Вам попались на глаза,

Постарайтесь их поглубже

В самого себя воткнуть.

Это самый лучший способ

Что опасные предметы

Надо прятать от детей.

б) Если руки на уроке

Вы испачкали гуашью

И стесняетесь о стену

Пальцы вытереть свои,

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

А теперь начнем рисовать! 1 мин

Способ 1: по схеме

а) проводим на листе бумаги плавную линию и делим ее точкой пополам (слайд 12);

б) от данной точки в стороны под небольшим углом вверх проводим две короткие линии и получаем фигуру, похожую на птичий след (слайд 13);

в)по середине, между основной и боковыми линиями проводим

г) На конце каждой из пяти линий рисуем корону в три зубца (слайд 15);

Динамическая пауза. (слайд 17). 2мин

Мы хорошо поработали, теперь как следует отдохнем.

Присядем, обхватив руками колени и наклонив голову, и представим себя маленьким кленовым семечком. Вот семечко начинает прорастать, разворачиваться (распрямляемся), росток тянется к солнышку (встаем, вытягиваем шею), вырастают веточки (поднимаем руки), ветер колышет молодые деревца (наклонямся в разные стороны), под ветром шуршат листья (трясем кистями рук), наступила осень, листья опадают и летают по ветру (кружимся).

А какие нам известны жидкие материалы? (гуашь, акварель и др.)

Я предлагаю использовать гуашь, так как она более плотная и меньше растекается.

а) при данном способе раскрашивания мы сначала толстой кистью загрунтовываем поверхность листа сильно водянистым раствором гуаши подходящего цвета (слайд 18);

б) затем, не давая листу высохнуть, тонкой кистью густой гуашью этого же цвета прорисовываем края и прожилки (слайд 19); Готово! (слайд 20).

Вот наш кленовый лист готов, давайте дадим ему просохнуть, и продолжим работу, совместив ее с гимнастикой для пальцев. 3 мин

Д ля тех, кому рисовать лист по схеме показалось сложно, есть более простой способ.

Способ 2: по шаблону - Кленовый лист похож не только на звездочку, но и на человеческую ладонь с широко разведенными пальцами (слайд 21);

а)кладем ладонь на середину листа бумаги, широко разводим пальчики и рисуем вокруг каждого пальчика корону из трех зубцов (слайд 22);

г) рисуем в нижней части будущего листа дополнительные зубцы и соединяем их с черенком (слайд 25);

3. Заключительная часть: мы убедились, что способны создать даже такой сложный по форме лист, как кленовый. Изучили два способа его изображения. Какие способы больше понравились? Было сложно? В какой момент испытывали наибольшие трудности? Но у нас получилось?

А сейчас я подарю вам осенние листочки. Те, кому понравилось сегодня рисовать, приклеят по 1 листочку на крону дерева. А те, кому было неинтересно, приклеят свои листочки под деревом, как будто они опали от скуки.

Читайте также: