Способы поиска в интернете конспект

Обновлено: 06.07.2024

Код ОГЭ по информатике: 2.4.1. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов

Поиск информации (информационный поиск) — это информационный процесс, цель которого — получение информации из информационного объекта или из хранилища информационных объектов. Поиск информации является разновидностью процесса обработки информации. Для ускорения информационного поиска создают и используют информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковая система (ИПС) — система, выполняющая функции хранения больших объёмов информации, быстрого поиска требуемой информации и её вывода в удобном для человека виде.

Информационно-поисковые системы позволяют добавлять, удалять и изменять хранимую информацию. Существуют информационно-поисковые системы двух видов:

  • документальные (в результате поиска выдаётся документ);
  • справочные (в результате поиска информация предъявляется или сообщается).

Справочные ИПС, в свою очередь, делятся на:

  • фактографические (в результате поиска предъявляется искомая информация, факт);
  • адресные (в результате поиска предъявляется адрес, где информация хранится).

Документальные и фактографические ИПС. Документальными ИПС являются книжные фонды, открытые для доступа в читальных залах библиотек или в магазинах. Однотипные информационные объекты (книги) стоят на стеллажах чаще всего в порядке отраслей знаний (философия, математика, физика и т. п.). Читатель (покупатель), проходя вдоль стеллажей, ищет сначала названия отраслей знаний, а затем книги в разделах.

В словарях однотипные информационные объекты (слова и связанные с ними описания) расположены в алфавитном порядке, что существенно ускоряет поиск нужного слова или словосочетания. В энциклопедиях в аналогичном порядке расположены другие однотипные информационные объекты — статьи с описанием понятий. По такому же принципу организованы алфавитные книжки для записи телефонов и адресов, а также список учеников класса в классном журнале.

В другом порядке — хронологическом — организованы фактографические ИПС, которые называются расписаниями. Имеются в виду расписания занятий, расписания движения поездов, самолётов и т. п.

Адресные ИПС в документах. Адресные ИПС распространены гораздо шире документальных и фактографических. Каждый бумажный документ, исключая словари и энциклопедии, имеет собственную адресную ИПС в виде оглавления (содержания). В оглавлении записаны названия разделов документа и указаны их адреса — номера страниц, на которых эти названия находятся.

Поиск информации в документе состоит из трёх этапов:

  • поиск в оглавлении подходящего названия раздела с адресом (номером страницы);
  • поиск в документе страницы по адресу (номеру);
  • поиск информации в разделе.

Адресные ИПС в хранилищах информационных объектов. В хранилищах бумажных документов (библиотеках, архивах) создаются адресные ИПС, которые называются каталогами.

Традиционные каталоги содержат бумажные карточки с описаниями документов и их адресов в хранилище (номер хранилища, номер стеллажа и т. д.). Адрес документа в хранилище называется шифром. Аналогичным образом организуется хранение и адресация звуко-, кино- и видеозаписей.

Поиск информации в хранилище информационных объектов состоит также из трёх этапов:

  • поиск в каталоге карточки подходящего информационного объекта с адресом (шифром);
  • поиск в хранилище информационного объекта по адресу (шифру);
  • поиск информации в информационном объекте.

Оценка результатов поиска информации. Поиск информации в информационных объектах или в хранилищах информационных объектов редко бывает однократным. Результат поиска всегда оценивается с точки зрения полноты требуемой информации. Если информации недостаточно, поиск других источников информации проводят снова и снова, пока результат не станет удовлетворительным.

Поиск внутри компьютера

Для запуска процесса поиска в поле поиска вводят символы из имени файла или его содержимого. В области просмотра появляется список файлов и папок, которые отвечают запросу. В строке каждого файла указан реальный путь к нему.

Список с результатами поиска анализируется пользователем самостоятельно. Одно можно сказать точно: если файл на самом деле находится в компьютере, то его имя непременно окажется в списке результатов поиска.

Чтобы просмотреть файл в содержащей его папке, по строке файла щёлкают левой, потом правой клавишей мыши, а затем в контекстном меню щёлкают по пункту Расположение файла. В области просмотра открывается папка, содержащая файл.

Поиск в Интернете

Существует несколько сайтов, которые представляют в Интернете поисковые системы (поисковые машины), в том числе русскоязычные:


Поисковые системы представляют собой адресные информационно-поисковые системы. Они обычно включают два компонента:

  • базу рефератов электронных документов, которые размещены на серверах Интернета, вместе с гиперссылками на эти документы;
  • поисковый механизм, который позволяет автоматически по запросу найти информацию в этой базе данных (базе рефератов).

Процедура поиска информации. Для проведения автоматического поиска вводят текстовый запрос в поле поиска поисковой системы.


По умолчанию поисковые системы настроены на поиск в Интернете веб-страниц, которые содержат ключевые слова. Иногда требуется сузить область поиска, чтобы, например, найти новостную страницу или страницу-словарь, либо изменить объект поиска, чтобы, например, найти картинку, музыку, видео.


Для выбора объекта и области поиска поисковые системы в Интернете предлагают меню. После ввода данных щёлкают по кнопке Найти (или аналогичной). Через некоторое время окно браузера обновляется и в нём появляются результаты поиска в виде списка гиперссылок на документы. Этот список может содержать тысячи гиперссылок. По первой двадцатке списка всегда видно, точным ли был запрос. Иногда запрос следует уточнить и запустить поисковую систему ещё раз. В любом случае для получения ответа достаточно просмотреть первую сотню документов, обращаясь к ним с помощью гиперссылок из списка.

Поисковые каталоги. Многие поисковые системы на своих веб-страницах имеют поисковые каталоги, которые построены в виде меню, пунктами которого являются разделы каталога. Принцип построения поисковых каталогов аналогичен принципу построения дерева папок в компьютере. Выбор пункта каталога открывает новое меню, в котором также делают выбор. И так до тех пор, пока на экран не будет выведен список ссылок, входящих в конечный пункт каталога. В процессе поиска следует только правильно определяться с выбором пунктов каталога.

Сохранение информации из Интернета. Просмотр веб-страниц может сопровождаться сохранением информации с этих страниц.

Именно так в Интернете можно собрать информацию для подготовки реферата практически на любую тему.


Изучение способов поиска информации.

Задачи:

Научить искать информацию средствами Интернет, дать представление о методах поиска.

развитие познавательных интересов, навыков работы в сети Интернет и на компьютере.

развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать стихами

В современной нашей формации

Не прожить нам без информации.

Информацию я встречу, даже если не хочу,

В школе, дома, на прогулке ее везде я получу.

Даже если ты не хочешь ее в школе добывать,

Информация – подруга, информация – сестра,

Без тебя нам будет туго, а с тобою жизнь светла!

Информация повсюду в общем доступе лежит,

Стать всезнайкой очень просто – только руку протяни.

О чем это стихотворение ?

О том что мы получаем каждый день огромное количество информации.

Что является источником информации ?

Люди, книги, телевидение, Интернет.

Одним из источников информации вы назвали Интернет. какие возможности нам предоставляет Интернет.

3. Постановка целей и задач урока.

Интернет в целом и Всемирная паутина в частности предоставляют пользователю доступ к серверам и Веб- страницам, на котором хранится огромное количество информации. Как не потеряться в этом информационном океане и получить нужную информацию?

Нужно научиться искать информацию в интернете?

Какие же вопросы нам необходимо рассмотреть чтобы грамотно искать нужную нам информацию?

Что искать в Интернете

Какими способами можно найти нужную информацию

Какие преимущества и недостатки поисковых систем

4. Изучение нового материала.

презентация по информатике Поиск информации в Интернете

Существуют три способа поиска информации в Интернете.

Указание адреса страницы.

Передвижение по гиперссылкам.

Обращение к поисковому серверу.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Мы знаем что каждая Веб – страница в сети имеет свой уникальный адрес и зная его можно достаточно быстро добраться до интересующей нас информации

Какие преимущества и недостатки можете выделить?

Преимущества: Быстрота поиска.

Недостатки: нужно знать точный адрес.

Следующий способ поиска – это передвижение по гиперссылкам.

Вспомним. Что мы понимаем под словом гиперссылка?

Это часть документа, ссылающийся на другой элемент в самом документе, или на другой веб- страницу.

Как вы считаете удобно искать таким способом?

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы только близкие по смыслу текущему документу. Если текущий документ посвящен например только музыке, то используя гиперссылки этого документа, вряд ли можно будет попасть на сайт, посвященный спорту

Третий способ поиска – это обращение к поисковой системе

Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат постоянно обновляемую информацию о местонахождении и файлов на сотнях миллионов серверов Интернета.

Какие поисковые системы вы знаете?

Яндекс, Rambler, Google и.т.д.

Все поисковые системы делятся на две категории.

1. Поиск осуществляется по каталогам

2. поиск осуществляется по набору ключевых слов

1. В базе данных поисковой системы Web – сайты группируются в иерархические тематические каталоги, которые являются аналогами тематического каталога в библиотеке. В каталог информация заносится по инициативе человека.

Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям Поиск информации в каталоге сводится к выбору определенного каталога, после чего пользователю будет представлен список ссылок на Интернет – адреса наиболее посещаемых и содержательных Web – сайтов. Каждая ссылка содержит короткий комментарий к содержанию документа. Наиболее полный многоуровневый иерархический тематический каталог русскоязычных Интернет – ресурсов имеет поисковая система Яху.

1. Исключаются ссылки на случайные документы, не имеющие отношения к указанной теме.

2. Обеспечивается хорошее качество подборки документов.

Весь материал - в архиве.


-75%

Цель: понимать основные принципы организации поиска информации в Интернете.

  • формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
  • использовать поиск и отбор информации в практической деятельности и повседневной жизни;
    развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу;
  • воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике, коллективизма и взаимовыручки.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический, поисковый.

  • Компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет.
  • Презентация к уроку
  • Тест для учащихся
  • Карточки с заданиями для групп
  • Логические операторы
  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Приёмы поиска информации в сети Интернет – 18 мин.
  3. Служба World Wide Web (WWW)
  4. Информационно-поисковые системы
  5. Поисковые каталоги.
  6. Поисковые системы.
  7. Формирование запросов на поиск информации.
  8. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 15 мин.
  9. Выполнение теста – 5 мин.
  10. Подведение итогов урока – 5 мин.

1. Организационный момент.

2. Приёмы поиска информации в сети Интернет

Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, найти нужную информацию среди сотен миллиардов Web-страниц и сотен миллионов файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат постоянно обновляемую информацию о местонахождении Web-страниц и файлов на сотнях миллионов серверов Интернета.

Прежде, чем рассматривать информационно-поисковые системы, нам надо разобраться с вопросами — что мы можем искать и где, а после — как организовать такой поиск.

Хранения информации обычно завершается поиском конкретной информации для дальнейшего использования. Поиск органически связан с процедурой хранения, поэтому он не всегда выделяется отдельно.

Служба World Wide Web (WWW)

Это самая популярная служба современного Интернета. Именно её нередко отождествляют с Интернетом в целом, хотя на самом деле это лишь одна из его многочисленных служб.

Основатель сети Тим Бернес-Ли дал такое определение.

WWW — это сеть серверов, распределённая гетерогенная информационная мультимедиа-система коллективного пользования.

Из определения понятно, какую огромную роль в современном обществе имеет компьютерная информационная среда. Среда WWW не имеет централизованной структуры. Все, кто желает разместить в Интернете свои материалы, не противоречащие законодательству, могут это сделать. Отдельный документ World Wide Web называют Web-страницей. Обычно это комбинированный документ, который может содержать текст, графические иллюстрации, мультимедийные и другие объекты. Отличительной особенностью среды WWW является наличие средств перехода от одного документа к другому, тематически с ним связанному, без явного указания адреса. Связь между документами осуществляется при помощи гипертекстовых ссылок. Огромное число гипертекстовых электронных документов, хранящихся на серверах WWW, образует своеобразное гиперпространство документов, между которыми возможно перемещение.

  • имя протокола для доступа к службе Интернет;
  • имя сервера, на котором хранится ресурс и работает сервер-программа службы Интернет;
  • полное имя файла, который хранится на сервере.

Для функционирования службы Интернет, необходимо серверное и клиентское программное обеспечение. Работу службы World Wide Web обеспечивают серверные программные средства — Web-серверы, и клиентские программы — Web-браузеры.

Информационные службы определяют технологию хранения, передачи информационных объектов и, соответственно, алгоритмы поиска.

Web-документы хранятся на Web-серверах, файлы и файловые архивы — на файловых серверах. В связи с этим, набор информационных объектов, доступных с помощью каждого сервиса, может рассматриваться как отдельное информационно-поисковое пространство.

Теперь, зная, что мы можем искать и где, обратимся к вопросу – как организовать такой поиск.

В настоящее время для поиска конкретной информации существуют так называемые информационно-поисковые системы или, как принято выражаться на языке Интернет, поисковые службы. Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Принцип работы таких систем прост: пользователь должен объяснить системе, что ему необходимо получить, а задача поисковой службы состоит в том, чтобы найти и выдать список гиперссылок на страницы, на которых упоминаются соответствующие сведения.

  • по способу организации и пополнения базы данных о документах в сети на поисковые каталоги и поисковые машины;
  • по глубине охвата ресурса на глобальные и локальные.

Особенности поисковых каталогов

Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Принципы работы с каталогами достаточно просты. Как правило, главная страница Web-сайта каталога содержит в себе список категорий, или рубрик, каждая из которых представлена гиперссылкой.

Работа с поисковыми каталогами интуитивно проста. В них поиск информации практически всегда завершается более или менее плодотворно. Однако за этой простотой скрывается высочайшая сложность создания и ведения каталога.

Важнейшей характеристикой каталогов является объем базы данных, т.е. количество представленных документов. Для глобальных каталогов данная величина составляет примерно 1-2 миллиона документов, что составляет порядка 0,1-0,2% от общего пространства WWW, и степень охвата общего объема ресурсов WWW непрерывно уменьшается из-за лавинообразного увеличения информационных ресурсов в Глобальной сети. Поэтому использование каталогов не может дать результатов, обладающих высокой полнотой.

По сравнению с поисковыми машинами скорость увеличения баз данных каталогов достаточно мала. Дело в том, что поисковые каталоги создаются вручную, коллективом высококвалифицированных редакторов, которых называют также модераторами. Однако это может рассматриваться и как преимущество поисковых систем, поскольку ручной отбор позволяет повысить точность поиска и распределение материалов по соответствующим рубрикам.

Другой характеристикой каталогов является количество категорий или рубрик в каталоге. Естественно, чем выше это значение, тем большей точностью характеризуются результаты поиска. Для глобальных каталогов это значение в настоящее время составляет несколько десятков тысяч.

Особенности поисковых машин

В поисковых машинах каталоги Web-ресурсов создаются автоматически специальными программами, называемыми поисковыми роботами или поисковыми указателями (а также “червяками”, “пауками”, “траулерами”, “автоматами”, “агентами” и т.п.). Из процесса наполнения базы данных поисковой системы исключается человеческий фактор. При этом падает качество ссылок, предоставляемых системой по результатам поиска, но одновременно увеличивается их количество.

Программа Поисковый робот осуществляет просмотр Сети с целью выявления новых документов для включения их в базу данных поисковой машины — индекс. Процесс занесения информации о документе в индекс называется индексированием.

  1. Сбор первичной базы данных.
  2. Индексация базы данных.
  3. Создание результирующего списка ссылок.

Формирование запросов на поиск информации

Осуществляя поиск информации в Интернете, мы вправе надеяться на полноту, точность и актуальность результатов поиска, к тому же результаты мы хотим получить как можно быстрее.

  • делать оправданный выбор информационно-поисковой службы;
  • учитывать особенности информационно-поисковой системы;
  • грамотно формулировать запросы на поиск информации.

Формирование запроса — это процесс выражения информационной потребности с помощью ключевых слов и комбинирования этих ключевых слов с помощью средств информационно-поискового языка системы.

На качество запроса оказывают воздействие три фактора: знание пользователем особенностей естественного языка, умение учитывать языковые особенности документов и знание структуры и особенностей информационно-поискового языка.

Структуры и особенности информационно-поискового языка

Для повышения точности результатов поиска, как уже было отмечено, важно грамотно формулировать запросы на поиск информации. Информационно-поисковые языки предоставляют пользователю большое число операторов, т.е. служебных слов, которые используются для комбинирования ключевых слов запроса. Каждая поисковая машина имеет свой состав операторов, однако обычно эти операторы объединены в группы, общие для большинства систем.

Операторы поисковых систем

При использовании языков запроса приходится учитывать, что они сильно отличаются в различных поисковых машин. Это становится большой проблемой при использовании сложных запросов в метапоисковых системах.

В поисковых системах обычно имеются три оператора: “логическое И”, “логическое ИЛИ” и “логическое НЕ”. Оператор “логическое И” указывается между ключевыми словами, если необходимо выдать документы, содержащие все искомые слова. “Логическое ИЛИ” используется при необходимости поиска документов, содержащих хотя бы одно из ключевых слов, связанных этим оператором. Оператор “логическое НЕ” необходим для исключения из списка документов, в которых присутствует слово, предваренное в запросе этим оператором.

Простая ситуация поясняет изложенное выше. Запрос “автобус и трамвай” или “автобус трамвай” выдаст только документы, в которых одновременно встречаются слова и автобус, и трамвай.

Запрос “автобус или трамвай” выдаст три типа документов: в документе есть только слово автобус, в документе есть только слово трамвай, в документе есть слова автобус и трамвай.

Символ “!”, в Яндексе, например, означает закрепление регистра. Если вы ищите название села “Остров”, а не географическое понятие “остров”, следует написать “!Остров”. При поиске информации о фильме “Остров” запрос лучше оформить в виде цитаты: “фильм Остров”.

Большинство поисковых машин в настоящее время предоставляют возможность использовать так называемые операторы расстояния, которые задают ограничения на удаленность вхождений ключевых слов друг от друга в тексте документа. Как правило, выделяют три оператора этой группы: оператор поиска фразы, позволяющий находить точные вхождения указанной последовательности слов (фраза задаётся в кавычках), оператор, с помощью которого задаётся расстояние в словах, и оператор, задающий расстояние в предложениях.

  • учета особенностей естественного языка;
  • выбора части документа, по которой осуществляется поиск;
  • отбора для поиска страниц, написанных на определенном языке;
  • ограничения поиска определенным типом файла;
  • поиска текста в заголовках страниц;
  • выбора подмножества документов.

Состав этих групп сильно зависит от поисковой машины.

Работа в группах по поиску информации в Интернет – 15 мин.

Группам учащихся выдает задание Приложение 2.

Выполнение теста – 5 мин.

Подведение итогов урока – 5 мин.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я научился…
  • Я приобрел…
  • Я понял, что…
  • Было интересно…

1. Параграф 3.5. Ответить на вопросы после параграфа.

2. Выполнить письменно. Предложен список различных поисковых систем. Распределите их в две колонки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей, ведущих занятия по информатике в 8 классах.

План - конспект урока

Ф. И. О. учителя:

Класс: 8 класс.

Дата проведения (по плану):

Дата проведения (фактическая):

Цели урока: Освоить технологии поиска информации в глобальной сети.

выработать умения работы с поисковыми системами и запросами.

развивать навыки общения и культуры пользователя сети Интернет;

развивать информационную и алгоритмическую культуру;

развивать аналитические умения.

воспитывать познавательный интерес к предмету;

воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

воспитывать сетевую этику.

Тип урока: практикум.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный, сравнительный, беседа.

Оборудование: компьютер, доска.

Организационный момент. (5 мин)

Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих, дает указания по подготовке к уроку.

Проверка домашнего задания. (10 мин)

Актуализация опорных знаний. (3 мин)

Георг Зиммель

Какие возможности нам предоставляет глобальная компьютерная сеть Интернет?

Повторение изученного материала. (10 мин)

(Учащиеся записывают число, тему урока в своих тетрадях. На компьютерах и проекторе транслируется презентация.)

Тема нашего сегодняшнего урока:

Поиск информации в интернете, может осуществляться при помощи нескольких способов:

Это структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталоги бывают: общими; специализированными (тематическими).

Это набор слов, по которым посетители приходят на ту или иную страницу набирая ключевые слова в строке поисковой системы.

Язык запросов поисковой системы.

Это искусственный язык, на котором делаются запросы к базам данных и другим информационным системам, особенно к информационно-поисковым системам.

Для эффективного поиска в сети Интернет, через поисковые системы, используются различные команды-операторы, задающие условия поиска. В этом случае, будет отображаться список документов, которые полностью удовлетворяют условиям поиска.

В таблице приведён перечень наиболее популярных операторов (команд) из языка поисковых запросов компании Google.



5) Физкультминутка. (2 мин)

6) Практическая работа. (10 мин)

7) Подведение итогов занятия, постановка домашнего задания. (5 мин)

Ответьте на вопросы:

Перечислите и опишите три основных способа поиска информации в интернете.

Каким образом поисковый сервер осуществляет поиск информации в интернете7

Как сортируют результат поиска?

Что необходимо указать в адресной строке браузера для обращения к поисковому серверу?

Домашнее задание: учить конспект (п. 5), выполнить задание с карточки.

Задание. В таблице даны вопросы, с помощью любой поисковой системы найти ответ и скопировать адрес Web-страницы в соответствующую колонку.

Для этого, выделите адрес открытой Web-страницы в адресной строке Web-браузера – копировать, щелкните курсор в соответствующей ячейке таблицы в данном документе – вставить.

В каком году и кем была создана поисковая система Yandex?

Кто является основателем ОС Linux?

Чем известен Чарльз Беббидж?

Что такое катет? Как его найти?


-75%

Читайте также: