Создание декоративно прикладных изделий из металла 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

порученную работ у, культуру общения, а ккуратность, тр удолюбие.

 Практическая – изготовление художест венной открытки.

Метод обучения: иллюстрированный р ассказ, демонстрация приемов работы , практическая

Оборудование и ма териалы: образцы тонколисто вого металла, скотч, ша риковая ручка с

нерабочим стержне м, рабочие доски, загот овки фольги, ножницы, эс кизы рисунков, мерительны е

инструменты, компь ютер с м \ м пр оектором, заране е изготовленные рам ки.

– Ребята, сегодня мы п ознакомимся с одн им из видов х удожественной обработки мет алла –

тиснением по фол ьге. Видов х у дожественн ой обработки много и некоторые из них вы зна ете или

слышали о них. Напри мер – чеканка ( слайд 1 ), лит ье ( слайд 2 ), ковка ( слайд 3 ), моз аика с

металлическим конт уром, ажурные изде лия из проволоки ( слайд 4 ) и другие виды обработк и.

Сегодня на уроке мы н е только познако мимся со свойства ми фольги, но и изготов им с вами

– Кто мне скажет, чт о такое тиснение? ( Один из ви дов обработки металла. )

– Назовите виды х удожественной обр аботки? ( Ч еканка, литье и т.д . )

– Фольга – это т онколистовой метал л. Что еще отн осится к тонколистовом у металлу? Правильно –

жесть. Жесть ( слайд 5 ) – тонкий листово й металл, толщин ой до 0,5 мм. Какая бы вает жесть?

Бывает белая и черна я. Белая отличае тся от черной тем, чт о ее покрывают т онким слоем олова. А

что изготавливают из жести? ( Б анки, крышки, труб ы и т.д. )

– А кто из вас любит ш околад? А вед ь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщ иной до 0,01

мм. металл. Назы вается он – стан иоль. ( слайд 6 ) Из золотой станиоли изготавливают сусальное

золото , которым пок рывают купола церкве й. ( слайд 7 )

– Сегодня же нас интересует фольга – тонки, тол щиной до 0,2 мм л истовой металл. Применя ется

в радио и электропромыш ленности, для упаковки продуктов, изготовл ения крышек, банок для

– Фольга ( слайд 8 ) (от латинского – folium – лист) п олучила широкое распространение в XIX веке,

когда ее стали произ водить в больших кол ичествах на заводах. Д о это го она была очень дорогой и

применялась редко, поскольку металл плющи ли вручную молотками. Ее использовали для

упаковки дорогих прод уктов, а так же в тех нических и декоративных ц елях. Широком у

распространению фольги, в декоративно – прикладном иск усстве в конц е XIX, начале XX веков,

способствовала мод а на металлические окл ады для икон. ( слайд 9 ) Д ля окладов

использовализолото, с еребро, медь, латунь. Ими покрывал и иконы почти целиком, ос тавляя

В настоящее время для фольги использ уют тонкий листовой алюм иний, медь лат унь и прочие

мягкие металлы. Ре льефами из фольги украшают фотоальбомы, рам ки для фотографий,

шкатулки, точеные б люда и многое др угое. Рельефное тиснени е выполняют специальны м

Кто мне скажет что т акое – жесть? Что изготавлива ют из жести? Чем отлич ается белая жесть от

черной? Что такое – фольга? Для чего ее применяют? Чем покрыв ают купола церквей? К ак

Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественн ую открытку.

Заготовками д ля работы нам пос лужат банки из– под напитков, с которы ми мы обычно, что

делаем? Правильно – выбрас ываем. Рабочая доск а из древесины об тянутой толстой мате рией

или мягкой резиной. Давильником на м послужит ст арая шариковая р учка с использованной пасто й.

Все необходимое д ля работы имеется н а ваших столах.

Перед началом работы н ам необходимо вспомнить правила безопаснос ти ( слайд 10 ) п ри работе с

ножницами и тон колистовым металлом. Фо льга хоть и тонкий, но все же металл и о е го края можно

порезаться. Катег орически запрещено испо льзовать банки от аэ розолей и бытовых отра вляющих

веществ – дихло фоса, карбофоса, лака д ля волос и том у подобного . Ни в коем сл учае их нельзя

Как вы думаете, поче му нельзя разбирать б анки от аэрозолей и почем у их нельзя бросать в огонь?

Теперь прист упим к выполнению п рактической час ти нашего урока – изготовлен ию открытки.

Сейчас я объясню ва м последовательность изготовления о ткрытки, а затем вы приступите к

самостоятельной рабо те. Работ у начинают с эскиза изделия и прор аботки рис у нка для тиснения.

Это значит, что пе ред началом работы вы должны, четко пр едставлять какое из делие вы хотели

бы сделать и какой б удет рисунок. На сегодн яшнее занятие я при готовил для вас эск из изделия

( приложение 1 ) и р исунок ( приложени е 2 ) с которым вы будете работать. Вс ю последовательн ость

выполнения операци й вы увидите на экране ( презентац ия ). Так же у вас на рабочих местах

находятся технолог ические карты ( п риложение 3 ) в которых описана последовательн ость

– готовый рис унок с помощью скотча зак репляют на заготовке с лицевой стороны;

– с помощью нажда чной бумаги проявляют рис унок на внутренней сторон е заготовки;

– применяя давильн ики различной тол щины, производим тис нен ие (можно также нанести фон

И так инстр уме нты гот овы, заготовки и рис унки под рукой – приступаем к ра боте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная – научить детей приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов.

Развивающая – развивать кругозор, эстетический вкус, творческое мышление, интерес к предмету.

Воспитательная – воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу, культуру общения, аккуратность, трудолюбие.

Практическая – изготовление рельефного изображения.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: рассказ с использованием наглядных пособий, демонстрация приемов работы, практическая работа.

Оборудование и материалы: образцы тонколистового металла, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, рабочие доски, заготовки фольги, ножницы, эскизы рисунков, измерительные инструменты.

1. Организационная часть

Ручное тиснение по фольге – это процесс получения на фольге рельефного изображения путем продавливания отдельных участков ее поверхности с помощью простых инструментов, которые называются давилки. Кроме фольги можно использовать и другие виды тонколистового металла. Тиснение – один из видов художественной обработки, кроме него существуют такие способы, как чеканка, литье, басма.

hello_html_14eac84f.jpg

1.Кто мне скажет, что такое тиснение? (Один из видов обработки металла.)

2.Назовите виды художественной обработки? (Чеканка, литье и т.д. )

3.Что такое давилки? (Инструменты для тиснения по фольге)

2. Теоретическая часть

-Что еще относится к тонколистовому металлу? Правильно – жесть. Жесть - листовая сталь толщиной 0,10—0,36 мм с нанесёнными защитными покрытиями из олова или специальными покрытиями, например лаком, цинком, хромом и другими. Наибольшее распространение в мире имеет жесть, покрытая слоем олова (белая, или лужёная, жесть). Жесть без защитного покрытия из олова называется нелужёной, или чёрной.

Применение жести: Изготовление консервных банок. Тара для лакокрасочных материалов. Тара для нефтехимических продуктов.Хозяйственные изделия — ведра, банки, крышки, терки и пр. Аэрозольные баллоны с различным содержимым.Художественно оформленная тара из жести, применяемая для хранения пищевых или косметических продуктов.Информационные указатели, начиная от дверных табличек, и заканчивая дорожными знаками. В строительстве — кровельные элементы, системы вентиляций, трубы, козырьки и пр.Несущие конструкции миниатюрных моделей транспортных средств и техники, в том числе радиоуправляемые.

-Кто изобрел фольгу? В действительности мнения кардинально расходятся. Первая фольга была золотой, ее еще называют сусальным золотом. Появилась она очень давно, еще у древних греков и египтян. Это связано с тем, что золото – самый пластичный и ковкий металл, то есть расплющить его в тончайший лист не составляет особого труда. Использовали ее для декорирования ювелирных изделий и позолоты. В Японии мастера ковали и растягивали кусочек золота, пока он не превращался в листик фольги. Когда листики становятся совсем тоненькими, не толще 0,001 мм, фольгу опять отбивают между слоями бумаги. Это искусство существует только в Японии уже много веков. Золотую фольгу можно даже есть. В пищевой промышленности это добавка Е175, используется для украшения различных блюд, например, мороженого. Сейчас золотая фольга ценится не только за свою художественную ценность, но и за высокую электропроводность и устойчивость к коррозии. А это важные качества для электротехники. Кто изобрел фольгу? Собственно, алюминиевый продукт имеет долгую и противоречивую историю. Прародителем его была оловянная фольга, станиоль, которую широко использовали до ХХ века при изготовлении зеркал, при упаковке продуктов и в стоматологии. Но станиоль была токсична и имела неприятный оловянный запах, поэтому в пищевой промышленности не прижилась.

1909 году молодой инженер из Цюриха, Роберт Виктор Неер, наблюдал за международной гонкой аэростатов и случайно подслушал спор болельщиков о том, какое из воздушных суден дольше продержится в воздухе. Нееру пришло в голову, что для лучшего результата стоило бы покрыть воздушный шар из шелка тонким слоем алюминиевой фольги. К сожалению, воздушный шар, сконструированный по проекту Неера, летать не смог. Но машина для производства тончайших полос алюминия, то есть фольги, уже была построена. После нескольких проб и ошибок, не без помощи коллег (Эдвина Лауберта и Альфреда Грюма), Нееру все-таки удалось добиться успеха. Патент на производство алюминиевой фольги был получен 27 октября 1910 года.

Кто мне скажет что такое – жесть?

Что изготавливают из жести?

Чем отличается белая жесть от черной?

Что такое – фольга? Для чего ее применяют?

Чем покрывают купола церквей?

Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественную открытку.

Заготовками для работы нам рулоны фольги. Рабочая доска из древесины обтянутой толстой материей или мягкой резиной. Все необходимое для работы имеется на ваших столах.

Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться.

hello_html_11ce6bb0.jpg

Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению рельефного изображения. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовил для вас эскиз изделия и рисунок,с которым вы будете работать. Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты, в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем:

1.готовый рисунок с помощью скотча закрепляют на заготовке с лицевой стороны;

2.давилкой выдавливают контуры рисунка;

3.с помощью наждачной бумаги проявляют рисунок на внутренней стороне заготовки;

4.применяя давилки различной толщины, производим тиснение (можно также нанести фон рисунка в виде точек, кругов, черточек и т.п.);

5.закрепляем изображение в рамке и лакируем.

Для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, повращаем глазами по часовой стрелке и против;

Для шеи: наклон головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну сторону и в другую;

Для плечевого пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;

Для кистей рук: круговые движения руками, сгибание – разгибание пальцев в кулак;

Для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад и наклон вперед с касанием пальцами рук носков обуви;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о ДПИ, осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; эффективное сотрудничество.

Метапредметные УУД:

Личностные УУД: формирование мотивации изучения темы, познавательного интереса, эстетических чувств, воспитания трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; развитие готовности к самостоятельным действиям; проявление технико-технологического и экологического мышления; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Познавательные: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, развитие логического мышления, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно вести поиск информации, рефлексия, волевая регуляция.

Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей; выбор различных источников информации: энциклопедий, Интернет-ресурсов и других баз данных для решения коммуникативных задач.

Цели ученика: изучить историю декоративно-прикладного искусства по металлу, виды художественной обработки по металлу (тиснение по металлу, чеканка, вырубка, филигрань), технологию художественной обработки.

Изучить дополнительные сведения об инструментах, бережном отношении к традиционным ремеслам, культуре, природе.

Цели для учителя:

Развивающие: Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи, мышления учащихся. Способствовать развитию логического мышления, самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование).

Воспитательные:

Формирование эстетического вкуса, бережного отношения к произведениям ДПИ, способствовать воспитанию аккуратности, расширения кругозора.

Методы стимулирования и познавательной деятельности: стимулирование и мотивации интереса к учению.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устного контроля и самоконтроля.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративные.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; системно-деятельностный подход; метод развивающего критического мышления; информационно-коммуникационные.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап: Организационный момент (3 мин)

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

- Вы готовы к нашему уроку?

- Организует начало учебной деятельности;

- Проверяет готовность обучающихся к уроку;

- Создает эмоциональный настрой на совместную работу;

Метод обучения: иллюстрированный рассказ, демонстрация приемов работы, практическая работа.

Оборудование и материалы: образцы тонколистового металла, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, рабочие доски, заготовки фольги, ножницы, эскизы рисунков, мерительные инструменты, компьютер с м\м проектором, заранее изготовленные рамки.

I. Организационная часть

– Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из видов художественной обработки металла – тиснением по фольге. Видов художественной обработки много и некоторые из них вы знаете или слышали о них. Например – чеканка (слайд 1), литье (слайд 2), ковка (слайд 3), мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки (слайд 4) и другие виды обработки. Сегодня на уроке мы не только познакомимся со свойствами фольги, но и изготовим с вами методом тиснения – художественную открытку.

– Кто мне скажет, что такое тиснение? (Один из видов обработки металла.)

– Назовите виды художественной обработки? (Чеканка, литье и т.д.)

II. Теоретическая часть

Фольга – это тонколистовой металл. Что еще относится к тонколистовому металлу? Правильно – жесть. Жесть (слайд 5) – тонкий листовой металл, толщиной до 0,5 мм. Какая бывает жесть? Бывает белая и черная. Белая отличается от черной тем, что ее покрывают тонким слоем олова. А что изготавливают из жести? (Банки, крышки, трубы и т.д.)

– А кто из вас любит шоколад? А ведь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщиной до 0,01 мм. металл. Называется он – станиоль. (слайд 6) Из золотой станиоли изготавливают сусальное золото, которым покрывают купола церквей. (слайд 7)

– Сегодня же нас интересует фольга – тонки, толщиной до 0,2 мм листовой металл. Применяется в радио и электропромышленности, для упаковки продуктов, изготовления крышек, банок для напитков и т.п.

Фольга (слайд 8) (от латинского – folium – лист) получила широкое распространение в XIX веке, когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продуктов, а так же в технических и декоративных целях. Широкому распространению фольги, в декоративно– прикладном искусстве в конце XIX, начале XX веков, способствовала мода на металлические оклады для икон. (слайд 9) Для окладов использовализолото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов.

В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое. Рельефное тиснение выполняют специальным инструментом – давильником.

Кто мне скажет что такое – жесть? Что изготавливают из жести? Чем отличается белая жесть от черной? Что такое – фольга? Для чего ее применяют? Чем покрывают купола церквей? Как называется инструмент для рельефного тиснения?

III. Практическая часть

Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественную открытку.

Заготовками для работы нам послужат банки из– под напитков, с которыми мы обычно, что делаем? Правильно – выбрасываем. Рабочая доска из древесины обтянутой толстой материей или мягкой резиной. Давильником нам послужит старая шариковая ручка с использованной пастой. Все необходимое для работы имеется на ваших столах.

Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности (слайд 10) при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Категорически запрещено использовать банки от аэрозолей и бытовых отравляющих веществ – дихлофоса, карбофоса, лака для волос и тому подобного. Ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь!

Как вы думаете, почему нельзя разбирать банки от аэрозолей и почему их нельзя бросать в огонь?

Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению открытки. Сейчас я объясню вам последовательность изготовления открытки, а затем вы приступите к самостоятельной работе. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовил для вас эскиз изделия (приложение 1) и рисунок (приложение 2) с которым вы будете работать. Всю последовательность выполнения операций вы увидите на экране (презентация). Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты (приложение 3) в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем:

– готовый рисунок с помощью скотча закрепляют на заготовке с лицевой стороны;

– шариковой ручкой выдавливают контуры рисунка;

– с помощью наждачной бумаги проявляют рисунок на внутренней стороне заготовки;

– применяя давильники различной толщины, производим тиснение (можно также нанести фон рисунка в виде точек, кругов, черточек и тп);

– закрепляем открытку в рамке и лакируем.

И так инструменты готовы, заготовки и рисунки под рукой – приступаем к работе.

Физкультминутка:

– Ребята, вы наверное немного устали? Давайте с вами прервемся и сделаем небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих рабочих мест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – сформировать у учащихся умение создавать изделие в технике пропильного металла.

обучающие – научить технологическим приемам художественной обработки металла, изготовлению изделия в технике пропильного металла;

развивающие – продолжить развитие политехнического кругозора учащихся;

воспитывающие – воспитывать точность, акккуратность, ответственность при индивидуальной работе над частью общего изделия;

профориентационные – продолжить знакомство учащихся с техническими профессиями мастеров художественной обработки металла

Тип урока: комбинированный урок

1)организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

  • перцептивные методы – словесные (лекция учителя), наглядные (использование интерактивных плакатов), практические (демонстрация технологических приемов художественной обработки металла);
  • логические методы – аналитические;
  • управление учением – практическая работа под руководством учителя; самостоятельная работа обучающихся: с информационными материалами на карточках, с учебником, письменная работа в рабочих тетрадях;

2)стимулирование и мотивация учения:

3)контроль и самоконтроль в обучении:

  • устный контроль – индивидуальный и фронтальный опрос.

Форма проведения урока: урок - практикум с мультимедийным сопровождением

Дидактические средства:

Объект работы: составные части светильника в технике пропильного металла

1. Организационный момент

Приветствие учителя, отчет дежурного (дата, отчет об отсутствующих)

а) Что такое чеканка? (Чеканка – вид художественной обработки листового металла.) Инструменты для выполнения чеканки. Этапы технологии выполнения чеканного изделия.?

б) Назовите инструменты для выполнения чеканки. ( Инструменты для выполнения чеканки – это чеканы, они бывают деревянные и металлические)

в) Расскажите, из каких этапов состоит технология выполнения чеканки на резиновой подкладке? (

3.Формирование новых знаний

•Тема урока записывается на доске.

б)) Объяснение нового материала учителем по плану:

  • Материалы для просечных работ:
  • Инструменты для просечных работ
  • Технология просечных работ

( по ходу объяснения демонстрирую интерактивный плакат)

Перед началом резания и просекания листовой металл необходимо очистить от грязи и ржавчины, затем подвергнуть отжигу для снятия внутрикристаллического напряжения, которое обычно возникает в процессе обработки на прокатном стане. Правку металла проводят по необходимости, следя за тем, чтобы на листовом металле не образовались различные выбоины, вмятины от ударов молотка. Разметка готового рисунка представляет собой одну из ответственных операций, т. к. от точности линий рисунка зависит красота будущего изделия. Разметку рисунка на листовом металле можно выполнить разными способами:

1.На заготовку кладем копировальную бумагу, сверху – рисунок. Твердым карандашом или авторучкой рисунок переводим на металл. После перевода рисунок закрепляем прозрачным лаком.

2.Прикрепляем бумагу к металлическому листу пластилином. Переводим рисунок с помощью чекана-канфарника или кернера. Боек инструмента ставится на линию и наносится точный, но не сильный удар для получения небольшой вмятины-точки. Закончив кернение, соединяем точки с помощью стальной чертилки до образования контуров рисунка на заготовке.

3.Металл обезжириваем раствором пищевой соды, наносим тонкий слой белой гуашевой краски. После высыхания краски переводим рисунок и закрепляем быстросохнущим лаком или клеем.

4.На рисунке, выполненном на прочной бумаге, при помощи ножа-косяка удаляется фон. Таким образом, получается шаблон для перевода рисунка на лист металла. Линии контура можно выполнять карандашом или стальной чертилкой, обводя контуры шаблона. Правильность рисунка на заготовке проверяется при помощи этого шаблона по мере просекания изделия, что является одним из достоинств этого способа. Этот способ мы и применим для выполнения нашего изделия.

5. Просекают листовой металл на торце массивного березового кряжа. Но не всегда бывает под рукой такой материал. Поэтому для этих целей мы используем кусок ДСП, облицованный березовым шпоном (от старых школьных парт), который укладывается на ровном и прочном основании. Просекание листового метала сечками выполняется в следующей последовательности:

а) Устанавливаем кончик лезвия сечки на контур рисунка, придаем сечке вертикальное положение и ударяем по торцу молотком. Сила удара должна быть достаточной, чтобы металл был рассечен с первой попытки. По мере просекания сечку передвигаем дальше и убедившись, что лезвие установлено точно, продолжаем работу. Для сложных контуров удобно использовать сечки с полукруглым лезвием. Прямые или слегка скругленные линии просекаем полукруглыми сечками, имеющим широкие лезвия, а мелкие проемы со сложными кривыми линиями – узкими сечками. Следует помнить, что нельзя полностью выравнивать вогнутость металла, т. к. она придает изделию определенную рельефность и объемность элементов орнамента.

б) На краях просечного металла образуются заусенцы и острые кромки. Их опиливают напильниками разной формы. Для выразительности рельефа нужно прочеканить элементы с тыльной стороны выколоточным молотком или чеканами, которые придадут изделию небольшую объемность и дополнительную прочность. Также с помощью чекана нанесем на листовом металле всевозможные декоративные углубления и выступы, имитируя заклепки.

в) Готовые изделия сгибают по линиям разметки с помощью оправок и собирают при помощи клепки. Изделие отшлифовывают наждачной бумагой и покрывают защитной пленкой. Стальные изделия можно покрыть натуральной олифой, а затем обжечь паяльной лампой (не забывая о пожарной безопасности) до появления на поверхности металла коричневого или черного цвета, обычно эту операцию производит учитель.

4. Практическая часть урока:

Итак, сегодня на уроке мы выполним каркас нашего проектного изделия - светильника в форме навесного фонаря в технике пропильного металла.

Дежурный выдает инструменты, заготовки и эскизы с изображением легендарного крылатого коня, заранее разработанные под руководством учителя. Эскиз и чертеж представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Эскиз светильника Рисунок 2 – Чертеж каркаса светильника

5. Инструктаж по ТБ и этапам практической работы представлен в виде инструктивной карточки для учащихся в таблице 1

Таблица Г 1 - Инструктивная карточка для учащихся№ этапаСуть технологической операции

Инструменты

ТБ

1Нанести по эскизу рисунок на выданную заготовку Карандаш, чертилка, шаблон Осторожно! Острые края металла.

2Выполнить просечку рисунка Молоток, сечки Соблюдайте точность ударов, аккуратность при работе с острыми режущими инструментами

3Зачистить заусеницы и острые кромки Напильник Осторожно! Острые края металла.

4Выполнить чеканку ажурного орнамента Молоток, чеканы Правила ТБ при работе с молотком и чеканами

5 Нанести декоративные выпуклости согласно эскизу Молоток, чеканы

Правила ТБ при работе с молотком и чеканами

6Сдать работу учителю на проверку и хранение до дальнейшей работы над проектом

6. Рефлексия – первичное закрепление знаний по вопросам:

(Нанесение рисунка эскиза на заготовку листового металла, просекание листового металла сечками, удаление заусениц и острых краев при помощи напильника, шлифование изделия наждачной бумагой и покрытие его олифой, затем обжиг паяльной лампой до появления коричневого или черного цвета)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Домашнее задание: 1) прочитать параграф 29 страницы 102-105;

Конспект урока технологии, 7 класс

Автор Кабанов Д.Е.

Предмет: технология

Класс: 7

Цель урока – сформировать у учащихся умение создавать изделие в технике пропильного металла.

обучающие – научить технологическим приемам художественной обработки металла, изготовлению изделия в технике пропильного металла;

развивающие – продолжить развитие политехнического кругозора учащихся;

воспитывающие – воспитывать точность, акккуратность, ответственность при индивидуальной работе над частью общего изделия;

профориентационные – продолжить знакомство учащихся с техническими профессиями мастеров художественной обработки металла

Тип урока: комбинированный урок

организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

перцептивные методы – словесные (лекция учителя), наглядные (использование интерактивных плакатов), практические (демонстрация технологических приемов художественной обработки металла);

логические методы – аналитические;

управление учением – практическая работа под руководством учителя; самостоятельная работа обучающихся: с информационными материалами на карточках, с учебником, письменная работа в рабочих тетрадях;

стимулирование и мотивация учения:

стимулирования долга и ответственности к учению - убеждение в значимости освоения технологии художественной обработки металла, приобретение опыта предков , поощрение за ответственно выполненную работу;

контроль и самоконтроль в обучении:

устный контроль – индивидуальный и фронтальный опрос.

Форма проведения урока: урок - практикум с мультимедийным сопровождением

Дидактические средства:

материалы и инструменты для художественной обработки металла: эскизы, заготовки листового металла, сечки, напильники;

Объект работы: составные части светильника в технике пропильного металла

1. Организационный момент

Приветствие учителя, отчет дежурного (дата, отчет об отсутствующих)

а) Что такое чеканка? (Чеканка – вид художественной обработки листового металла.) Инструменты для выполнения чеканки. Этапы технологии выполнения чеканного изделия.?

б) Назовите инструменты для выполнения чеканки. ( Инструменты для выполнения чеканки – это чеканы, они бывают деревянные и металлические)

в) Расскажите, из каких этапов состоит технология выполнения чеканки на резиновой подкладке? (

3.Формирование новых знаний

Тема урока записывается на доске.

(Из глубокой древности дошли до нас металлические изделия мастеров, которые до сих пор хранятся во многих музеях мира и радуют наши глаза неповторимостью своей красоты. Художественные работы с металлом были широко распространены и на территории нашей страны. Прежде всего, следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII - IV в. в. до н. э.

Листовой металл, обладавший высокой пластичностью, древние мастера использовали для изготовления боевых доспехов, посуды и различных декоративных украшений. Особенно разнообразной была столовая и кухонная утварь, которую старались сделать эстетически привлекательной. Значительное место в декоративной отделке изделий занимала чеканка, с помощью которой создавались орнаментальные и сюжетные рельефы.

К наиболее простым видам художественной обработки металла можно отнести технику просечного металла, другие названия пропильный металл, просечная чеканка, ажурная чеканка, ажурная просечка. В XV-XVII веках на Севере, особенно в Вологодской области, технику ажурной просечки листового металла применяли при изготовлении многих предметов быта. Листами и полосками с просечными узорами обивали деревянные сундуки, подголовники, шкатулки и ларцы. Часто просечными узорами украшались выполненные из листового металла подсвечники и другие светильники. В конце XIX века листовой металл стал распространенным кровельным материалом, особенно в городах. И в работе с ним сказалась извечная потребность народных мастеров творить красоту. Если плотники и резчики украшали дом разным декором, то мастера-жестянщики создавали ему в лад не менее выразительное убранство из кружевной жести. Оно не только дополняло деревянный декор, но и было своеобразным венцом всего архитектурного сооружения.

Традиции художественной обработки листового металла продолжают жить и в наше время почти во всех уголках нашей страны, где кровельным материалом служит листовая прокатная сталь. Поэтому не редкость встретить на крышах современных домов гребни, идущие по коньку и фронтону, дымники, флюгеры и воронки водосточных труб, декорированные ажурной просечкой.)

б)) Объяснение нового материала учителем по плану:

Материалы для просечных работ:

( по ходу объяснения демонстрирую учащимся)

Материалом для просечных работ служит листовой металл различной толщины. Наиболее часто просечные изделия выполняются из тонкой листовой стали, называемой в быту кровельным железом. Обычно кровельная сталь имеет толщину 0,35-0,8 мм, ширину – 510-1250 мм, и длину 710-2500 мм. Поскольку в ней содержится мало углерода, она обладает достаточно высокой пластичностью – легко гнется, режется ножницами и просекается стальными сечками. Для изготовления различных бытовых предметов применяют и другие цветные металлы: латунь, медь и алюминий.

Инструменты для просечных работ

Листовой металл просекают специальными сечками, которые нужно изготовить самим. Сечка представляет собой остро заточенный инструмент в виде небольших долот и зубил. Полотно сечек изготавливают из инструментальной стали У8, У10. Рабочую часть закаливают. Ширина рабочей части инструмента может быть разной в зависимости от выполняемых работ. Для наших работ подойдут также инструменты, изготовленные из списанных сверл, метчиков. Затачиваются сечки на наждачном круге. Чтобы инструмент не терял своей твердости нужно следить за тем, чтобы он не перегревался. Так как мы будем работать с относительно мягким материалом, сечки изготавливаются с острыми углами заточки. Нужно изготовить сечки с прямыми, полукруглыми и желобчатыми лезвиями. После окончательной заточки режущих кромок с лезвия инструмента снимаются заусенцы на оселке или на наждачной бумаге мелкой зернистости.

Технология просечных работ

( по ходу объяснения демонстрирую интерактивный плакат)

Перед началом резания и просекания листовой металл необходимо очистить от грязи и ржавчины, затем подвергнуть отжигу для снятия внутрикристаллического напряжения, которое обычно возникает в процессе обработки на прокатном стане. Правку металла проводят по необходимости, следя за тем, чтобы на листовом металле не образовались различные выбоины, вмятины от ударов молотка. Разметка готового рисунка представляет собой одну из ответственных операций, т. к. от точности линий рисунка зависит красота будущего изделия. Разметку рисунка на листовом металле можно выполнить разными способами:

1.На заготовку кладем копировальную бумагу, сверху – рисунок. Твердым карандашом или авторучкой рисунок переводим на металл. После перевода рисунок закрепляем прозрачным лаком.

2.Прикрепляем бумагу к металлическому листу пластилином. Переводим рисунок с помощью чекана-канфарника или кернера. Боек инструмента ставится на линию и наносится точный, но не сильный удар для получения небольшой вмятины-точки. Закончив кернение, соединяем точки с помощью стальной чертилки до образования контуров рисунка на заготовке.

3.Металл обезжириваем раствором пищевой соды, наносим тонкий слой белой гуашевой краски. После высыхания краски переводим рисунок и закрепляем быстросохнущим лаком или клеем.

4.На рисунке, выполненном на прочной бумаге, при помощи ножа-косяка удаляется фон. Таким образом, получается шаблон для перевода рисунка на лист металла. Линии контура можно выполнять карандашом или стальной чертилкой, обводя контуры шаблона. Правильность рисунка на заготовке проверяется при помощи этого шаблона по мере просекания изделия, что является одним из достоинств этого способа. Этот способ мы и применим для выполнения нашего изделия.

5. Просекают листовой металл на торце массивного березового кряжа. Но не всегда бывает под рукой такой материал. Поэтому для этих целей мы используем кусок ДСП, облицованный березовым шпоном (от старых школьных парт), который укладывается на ровном и прочном основании. Просекание листового метала сечками выполняется в следующей последовательности:

а) Устанавливаем кончик лезвия сечки на контур рисунка, придаем сечке вертикальное положение и ударяем по торцу молотком. Сила удара должна быть достаточной, чтобы металл был рассечен с первой попытки. По мере просекания сечку передвигаем дальше и убедившись, что лезвие установлено точно, продолжаем работу. Для сложных контуров удобно использовать сечки с полукруглым лезвием. Прямые или слегка скругленные линии просекаем полукруглыми сечками, имеющим широкие лезвия, а мелкие проемы со сложными кривыми линиями – узкими сечками. Сечки с прямыми лезвиями используем для просекания прямых отрезков линий, а также углы ажурных проемов. Закругленные мелкие детали и круглые отверстия просекаем желобчатыми сечками. Металл от просечных работ деформируется, мешая продолжению просекания и точности выполнения линий контура. Чтобы избежать этого, следует постоянно выполнять правку изделия несильными ударами киянки. Следует помнить, что нельзя полностью выравнивать вогнутость металла, т. к. она придает изделию определенную рельефность и объемность элементов орнамента.

б) На краях просечного металла образуются заусенцы и острые кромки. Их опиливают напильниками разной формы. Для выразительности рельефа нужно прочеканить элементы с тыльной стороны выколоточным молотком или чеканами, которые придадут изделию небольшую объемность и дополнительную прочность. Также с помощью чекана нанесем на листовом металле всевозможные декоративные углубления и выступы, имитируя заклепки.

в) Готовые изделия сгибают по линиям разметки с помощью оправок и собирают при помощи клепки. Изделие отшлифовывают наждачной бумагой и покрывают защитной пленкой. Стальные изделия можно покрыть натуральной олифой, а затем обжечь паяльной лампой (не забывая о пожарной безопасности) до появления на поверхности металла коричневого или черного цвета, обычно эту операцию производит учитель.

4. Практическая часть урока:

Итак, сегодня на уроке мы выполним каркас нашего проектного изделия - светильника в форме навесного фонаря в технике пропильного металла.

Дежурный выдает инструменты, заготовки и эскизы с изображением легендарного крылатого коня, заранее разработанные под руководством учителя. Эскиз и чертеж представлены на рисунках 1 и 2.


Рисунок 1 – Эскиз светильника


Рисунок 2 – Чертеж каркаса светильника

5. Инструктаж по ТБ и этапам практической работы представлен в виде инструктивной карточки для учащихся в таблице 1

Читайте также: