Союз 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ Верхурюмская СОШ

Разработка открытого урока

Автор разработки: Шушарина О.А

Цели: научить узнавать служебные части речи; сформулировать представление о роли союзов в русском языке. Формирование УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что не известно.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход занятия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный момент

Здравствуйте, начинаем урок.

Приветствуют учителя и друг друга.

Повторение ранее изученного.

На доске запись

Задание: среди известных вам частей речи найдите часть речи, которая не относится к самостоятельным частям речи, запишите в тетрадь.

Улетели, и, молния, густые, а, саду, но, терпенье, одеяло.

-По каким признакам вы определили, что данные слова не относятся к самостоятельным ч.р?

-К какой группе частей речи относятся данные слова?

Применяют полученные раннее знания.

Строят полные ответы, ведут дискуссию, дополняют ответы друг друга.

Проводят анализ и отбирают слова по заданию.

Способность классифицировать предмет по признакам.

3. Изучение новой темы

1.Сформулируем проблему урока в виде вопроса.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Строят сотрудничество по вопросу сбора информации.

Постановка вопроса – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учатся формулировать проблему в виде вопроса.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно.

1.Служебная часть речи.

2. Нельзя задать вопроса.

3. Не является членом предложения.

Подбор признаков для класса союзов как служебной части речи.

Отбирают признаки для союза как ч.р

Оценка того, что уже усвоено.

3. Упражнение на нахождение союзов.

Задание: на доске записаны предложения. Можно ли утверждать, что в данных предложениях есть союзы?

1). День был ветреный и душный.

2). Полил сильный дождь, но быстро перестал.

3). Ночью ударил мороз, цветы к утру замёрзли.

-Какую функцию они выполняют?

1). Находят союзы: и, но, и.

2). Определяют функцию союзов: служат для связи однородных членов, а также простых предложений в составе сложных.

Учатся на основе приведенного материала систематизировать, обобщать и делать выводы.

Самостоятельно анализируют полученные знания, делают обобщение и выводы.

Учатся строить полные предложения.

Методы продуктивного общения.

Отбирают материал по проблеме урока

Сбор важной информации для получения знаний.

Сравнивают и корректируют определение.

Формулируют определение самостоятельно на основе наблюдений, учатся сравнивать и делать выводы.

Из общего материала отбирают материал по теме урока.

Поиск и выделение необходимой информации.

6.Составьте 1 предложение, используя союзы, запишите. При затруднении найдите предложение в учебнике, запишите его.

Составляют предложения самостоятельно либо находят примеры в учебнике.

Обмен знаниями по теме.

4. Работа с лингвистическим текстом.

1. Работаем с лингвистическим текстом на с. 56 учебника.

Задание: прочитайте лингвистический текст, обозначенный голубым цветом в учебнике на с. 56, затем сформулируйте вопросы к тексту, запишите в тетрадь.

Формулируют вопросы к тексту:

1.Когда перед союзами и, или, да =и запятая не ставится?

2.Перед какими союзами всегда ставится запятая?

Применение методов информационного поиска.

2. Что вы должны вспомнить, используя данный теоретический материал?

1. Что такое ОЧ?

2. Какие предложения называют сложными?

3.Какие источники помогут вспомнить, что такое ОЧ и сложное предложение?

4. Найдите в учебнике нужную информацию.

Работа с дополнительными источниками, умение ориентироваться в материале, отбирать материал по теме урока.

5. Тренировочные упражнения.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Упражнение 153 (1,2).

Знакомимся с заданием, даем комментарий.

6. Рефлексия

1. Над какой проблемой мы работали в течение урока?

3. Занесите, что узнали по теме урока в таблицу, над заполнением которой мы работали в начале урока.

4. Сравните, изменились ли знания с начала занятия к концу урока?

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание

С. 56 определения выучить, упр. 154.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 327 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 24. Служебные части речи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.10.2017 5477
  • DOCX 22.5 кбайт
  • 142 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шушарина Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить части речи; закрепить умение определять части речи; прививать навыки морфемного разбора; развивать умение формулировать определение понятия, предмета; расширение лексического запаса слов учащихся; пропедевтическое знакомство с новыми частями речи; развитие умения осмысленного прочтения и прослушивания текста, умения определять основную мысль текста; развивать нравственные качества учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать части речи, объяснять языковые явления; применять приёмы получения информации.

На дом было задано: вспомнить устные определения известных частей речи, приготовить литературные примеры в составе предложений.

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

Оборудование урока:

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, таблицы).

1. Организационный момент:

У: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Вы, как всегда, очень дружно меня поприветствовали, так давайте же начнём наш урок с одной весёлой и дружной игры, а заодно и проверим ваше устное домашнее задание: повторить определения известных вам частей речи. Обратили внимание, что в классе прикреплены таблички с названиями разных частей речи? У вас на партах лежат карточки со стихотворными строками. Ваша задача: как можно скорее определить все части речи слов в предложении и встать возле той таблички, слов какой части речи у вас окажется больше остальных. Задание понятно?

Дети выполняют задание, распределяются по группам.

У: Готовы! Давайте проверим: все ли правильно нашли своё место? (дети в группах зачитывают строки и говорят, слов какой части речи больше, вместе вспоминают известных авторов строк, названия стихотворений).

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания:

«1. Часть речи.

2. Значение, вопрос.

У: А сейчас по этому плану вам нужно будет рассказать о тех частях речи, которые вы повторили дома. Полминутки на подготовку.

Опрос: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

У: А о каких частях речи вы еще слышали или знаете? А как вы определяете, к какой части речи относится слово? Учитель приводит примеры, если будут названы предлоги и союзы, если нет – напоминает о них: Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты (поговорка). Доброхот (устар.) – доброжелатель. Союз – а, предлог в.

3. Работа по теме урока.

Встав чуть свет,

Мы чинили табурет.

Мама гвозди нам дала.

Пять минут - и все дела!

Ножки я пилил подряд,

Молотком работал брат.

Мы чинили табурет.

Табурета больше нет.

У: Какое настроение создаёт это стихотворение?

Д: Весёлое, шутливое.

У: Вот такие бывают помощники. А к каким частям речи относятся выделенные слова, сейчас определят мои помощники.

1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

У: Записываем: Упражнение семьдесят два.

У: Чертим таблицу из четырёх столбцов: имена существительные, местоимения, глаголы, наречия. Давайте сразу ответим на вопрос: слова какой части речи – склоняются, какой – спрягаются, а какой – не изменяются совсем, и подпишем в столбцах под названиями частей речи.

1-й ученик: Склоняются – имена сущ., местоимения, спрягаются – глаголы, наречия - не изм.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 256

Конспект урока в 5 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна

Конспект урока в 5 классе по теме:

Цель: учить различать служебные части речи, знать роль союзов в предложении и речи, первичное знакомство с простыми и составными, сочинительными и подчинительными союзами.

Индивидуальная работа у доски (упр. 150, 153) – 2 уч-ся.

Опрос по материалу § 10 (слайд № 2)

- Какие служебные части речи вы знаете?

- Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

- Что такое предлог? Какова его роль в предложении?

3. Проверка д/з ( упр. 143)

- Чем предлоги отличаются от союзов?

4. Работа по основной теме урока (слайд № 3)

Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

По строению союзы бывают простыми и составными. По значению делятся на сочинительные и подчинительные.

5. Закрепление материала.

(Слайд № 4) Какое значение имеют выделенные союзы?

Что связывают эти союзы в тексте? Запишите стихотворение, укажите союзы.

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

6. (Слайд № 5) Это интересно!

Слово И – один из самых древних союзов русского языка

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)

7. Проверка работы у доски (слайд № 6)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Белка песенки поёт и орешки все грызёт.

Едет с грамотой гонец и приехал наконец.

Союз И может соединять (что?)… .

(Слайд № 7) – упр. 153

Гроза прошла, и тучи разошлись.

Клен роняет оранжевые листья, и земля покрывается ковром.

На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими.

Союз И может соединять части (чего?) … .

8. Тренировочные упражнения: 152, 149.

9. Итог урока. (слайд № 8)

- Какова роль союза в предложении и речи?

- Какими бывают союзы по строению и значению?

10. Д/з § 11, упр 154

Русский язык.Практика. 5класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; - 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010




Очень хороший ресурс, качественная презентация, интересный урок. Короткая аннотация, желательно писать о разработке 5-10 предложений. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: