Современные выдающиеся композиторы конспект урока музыки

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Добрый день, дорогие ребята!

Прослушивание отрывка из симфонической сказки

Во второй половине 20 и вначале 21 веков всё больше композиторов сочиняют музыку для детей. Это детские песни композиторов Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Струве, А. Кудряшова, инструментальные миниатюры Ю. Весняка, В. Коровицына, В. Веденского, Н. Тороповой и многих других композиторов наших современников

Сегодня мы подробнее познакомимся с Александром Ермоловым.

Александр Ермолов - современный композитор. Родился в 1977 году в посёлке Заречье Московской области. Окончил Зареченскую музыкальную школу по классу фортепиано, а затем обучался в Высшем музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова на двух отделениях – фортепиано и теория музыки. В 2001 году окончил Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по композиции.

Прослушивание отрывка из музыкальной сказки

Основное внимание в своем творчестве А. Ермолов уделяет песне. Песня – это тот самый жанр, в котором он может в наиболее доступной форме выразить и передать свои мысли, чувства, эмоции, переживания, настроения. Песен написал более 200 штук.
Кроме этого, он сочиняет серьезную академическую музыку, и уже успел написать концерт для фортепиано с оркестром, две сонаты для фортепиано, два струнных квартета, различные камерно-инструментальные сочинения, романсы, пьесы для фортепиано и др.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему СОВРЕМЕННЫЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ КОМПОЗИТОРЫ. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Даже в XXI веке важно уметь наслаждаться и той музыкой, которая способна увлекать слушателя без помощи слов и модных битов. При этом необязательно с ходу погружаться в длительные симфонии Бетховена, Моцарта и Баха – можно обратить внимание на более простую для восприятия, привычную по хронометражу и по-своему прекрасную музыку, которую пишут современные композиторы. О некоторых из этих талантливых и знаменитых на весь мир современников мы поговорим далее. Даже в XXI веке важно уметь наслаждаться и той музыкой, которая способна увлекать слушателя без помощи слов и модных битов. При этом необязательно с ходу погружаться в длительные симфонии Бетховена, Моцарта и Баха – можно обратить внимание на более простую для восприятия, привычную по хронометражу и по-своему прекрасную музыку, которую пишут современные композиторы. О некоторых из этих талантливых и знаменитых на весь мир современников мы поговорим далее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущий - Здравствуйте, друзья. Сегодня на уроке мы вспомним и расскажем о самых известных детских композиторах. Сейчас прозвучит песня. Если вы ее слышали хотя бы раз, поднимите руку.

- Да, вы правы. Эту песню знают практически все дети в нашей стране, потому что именно с нее начинается каждый учебный год. Кто из вас может назвать композитора, который написал музыку этой песни?

- Правильно, это Владимир Яковлевич Шаинский. (слайд №2)

И сейчас я хочу чтобы вы немного рассказали о нем, а потом проверить, как хорошо вы знаете его песни.

Кузнецова Анна

Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве. Сейчас ему 92 года. Володя рос озорным, непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что было связано с музыкой. Эту любовь он сохранил навсегда. Музыка – это вся жизнь Владимира Шаинского. (слайд №3)

С 1936 года Владимир Шаинский занимался по классу скрипки в музыкальной школе, однако начавшаяся война прервала учебу, семья была эвакуирована в Ташкент.

Николь Красникова

После войны Владимир Шаинский поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет, по ее окончании три года работал в оркестре Леонида Утесова. Потом преподавал, работал оркестровщиком, композитором и музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.

Спасибо девочки за прекрасный рассказ

- А теперь для вас задание. На экране вы увидите мультипликационного персонажа и должны мне сказать, что за песня перед вами, ну а потом под музыку мы споём фрагмент этой песни .

-Молодцы, давайте сами себе поаплодируем. А каких детских композиторов вы еще знаете?

Посмотрите на экран. Может кто-нибудь сказать, кто этот человек? (Слайд №14)

На этой фотографии еще один из самых известных детских композиторов России – Евгений Павлович Крылатов. Послушайте немного о нем. (Слайд №15) Я приглашаю к доске Араева Сашу и Вову Роптанова.

Евгений Павлович Крылатов родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьва Пермской области, в рабочей семье. В семье любили и понимали музыку. Отец Евгения Крылатова еще подростком на первые же заработанные деньги купил скрипку и вскоре начал брать уроки у известного педагога. Он самостоятельно выучился игре на рояле, неплохо пел, собирал пластинки с произведениями Шопена, Бетховена и других выдающихся композиторов. Мама прекрасно пела народные песни. Для маленького Жени она всегда была олицетворением высокой духовности, интеллигенции.

Вова Роптанов.

Тяга к музыке у будущего композитора проявилась рано. Ребенком он любил слушать патефон. В 8 лет Евгений Крылатов сам попросил родителей записать его в Дом пионеров, в фортепианный кружок. Тогда же он начал сочинять свои первые музыкальные пьески.

С 1959 года и до настоящего времени Евгений Павлович Крылатов проживает в Москве. Сейчас ему 83 года. ( Слайд №15)

-- Уже не одно поколение растет на замечательных песнях композитора. И мы сейчас тоже встретимся с этими волшебными песнями.

- И снова внимание на экран.

- Сейчас будет звучать фрагмент песни. Каждому классу нужно будет назвать фильм или мультфильм, в котором звучит эта песня.

- Ребята, вы хорошо потрудились сегодня. Что же вы запомнили о В.Я. Шаинском?

А о Е.П. Крылатове?

Вы большие молодцы. Завтра будут подведены итоги предметной недели по музыке, будут награждены победители и активные участники музыкального праздника. А сейчас для вас поют ваши одноклассницы Аня, Вера и Наташа.


Цель: Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной обработке.

Задачи:

Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

-представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;

-этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;

-восприятия нравственного содержания музыки классической и её современной интерпретации.

Метапредметные УУД

-инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией;

-осуществление поиска нужной информации, используя ИКТ;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Базовый: понятие о классической музыке. Умение и готовность участвовать в коллективной работе (пении).

Повышенный: понимание музыки Баха, как о актуальное явление сегодняшней жизни и понимание исполнения в эстрадной(современной) обработке - как явления классического. умение опознавать музыку Баха в современной жизни и объяснять –почему? потому-что обладает высоким эмоциональным уровнем.

Высокий: современная музыка становится классикой. Представление о музыкальной жизни современного социума.

Тип урока: формирование новых знаний.

ТСО: ПК, синтезатор, музыкальный центр, фонограммы, видеоматериалы

презентация, карточки с алгоритмом анализа произведения.

Музыкальное приветствие.

2.Актуализация.

(Ответы детей.)

Слайд - классика

сКЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры.

- А что такое классическая музыка?

Слайд классическая музыка-понятие

- классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.

Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации?

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Показ слайда с изображением портрета И-С Баха

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

В мелодии всё скрыто также,

Как зашифровано письмо.

И разговор мелодий даже

Будет известен всё равно.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

Безусловно, И.С. Бах классический композитор, живший более 300 лет назад и с музыкой, которую он сочинил мы неоднократно знакомились на наших уроках, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением великого Баха. Это – токката ре-минор.

Что означает слово токката?

Слайд с определением токката

(итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме

Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это И-С Бах и Виктор Зинчук. Не случайно говорю о них одновременно, так как Виктор исполняет классические произведения многих композиторов, в т.ч. и Баха.

Слайд Зинчук

Виктор Иванович Зинчук (род. 8 апреля 1958) — российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России. Ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина

Показ портрета В. Зинчука слайд фото

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

Небольшая беседа о характере музыки

-Ребята, как вы думаете каким был человек, сочинявший такую музыку?

-Вы, наверное, все обратили внимание как Бах относился к музыке, любил её любил учить, и как был смел в своих высказываниях и умел отстаивать своё мировоззрение.

-Как вы думаете, был ли Бах созвучен своему времени?

-Я думаю, что его не все понимали, он шел впереди своего времени, он был первой ласточкой, звездой!

-В музыке Баха слышится не: укротимость,­ смирение, покорность, а устремленность к жизни. Мы только приближаемся к Баху, но пока он еще недосягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха музыкальный язык изменил­ся. Появились другие инструменты, другие ритмы, но нить времен не оборвалась.

- А теперь мы посмотрим и прослушаем ещё один фрагмент всё той же токкаты, только уже

(Слушание и просмотр на DVD) в исполнении Виктора Зинчука.

Читайте также: