Современные онтологические представления конспект

Обновлено: 18.07.2024

Прочтите следующий текст «Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Рассмотрением бытия занимается такой раздел философии, как онтология.

Прочтите следующий текст Онтология (от греч. óntos — сущее и logos – слово), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). Каждая философская система опирается на определенные онтологические представления, составляющие её основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Соответственно, на такой вопрос философии, как происхождение и устройство мира, каждая философская система отвечала по-разному. Античная философия – мир происходит от одного из первоначал (земля, воздух, вода или огонь), средневековая философия – мир создан Богом (впоследствии уточнили – не ранее 5508 г. до н.э.), на современном этапе развития науки основополагающей считается теория Большого Взрыва, или постоянного расширения Вселенной.

Прочтите следующий текст Современные онтологические представления представляют мир многослойным, многоликим и разнонаправленным. В мире видится 4 слоя (снизу вверх): физически-материальный, органически живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из слоев развивается по своим законам и принципам. При этом более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично. Пространство – единого определения этого термина не существует. Пространство определяется математиками, физиками, художниками и т.д. Онтология считает, что пространство реально, не способно осуществлять какую-либо деятельность и в целом является ресурсом, применимым только к нашей Вселенной.

Прочтите следующий текст Время – закономерная координация сменяющих друг друга явлений. Онтология выделяет два разных класса времени: первый включает единственный объект – материальное, объективное, природное время со свойствами, определенными физическими законами; второй содержит множество различных нематериальных времен, свойства которых зависят от связанных с ними субъектов или сообществ (личное, психологическое, социальное, историческое, политическое и пр.). Общим онтологическим свойством всякого времени является способность обусловливать существование прошлого, настоящего и будущего и являть изменчивость, процессуальность, динамику, становление, развитие.

Прочтите следующий текст Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, модель которого представляется в качестве цели. Также целесообразность трактуют как целевую определенность или целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину. Понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда.

Ответьте на вопросы письменно 1. Дайте определение бытия. 2. Дайте определение онтологии. 3. Опишите вкратце теории происхождения мира. 4. Опишите современные онтологические представления.. 5. Как онтология представляет пространство? 6. Как онтология представляет время? 7. Дайте определение причинности. 8. Дайте определение целесообразности.

1 Хрестоматия по философии. М.,1997, с.396.

В современной науке пространство и время понимаются не как абсолютные, т.е. вечные и ни от чего не зависящие, в том числе друг от друга, а как отностельные (так понимает пространство и время теория относительности – отсюда и ее название). Пространство и время понимаются современной наукой как появившиеся вместе с материей, а свойства пространства и времени зависят как друг от друга, так и от свойств материи, которая существует в этих двух своих формах. Регистрируя с помощью приборов и органов чувств, ученый тем самым по теории отностельности может составить представление и о свойствах пространства и времени.

Теория относительности подтвердила правильность некоторых классических представлений о пространстве и времени: об их однородности, т.е. одинаковости свойств во всех точках при одинаковости условий; изотропности, т.е. одинаковости свойств во всех направлениях. И одновременно теория относительности коренным образом изменила представления о пространстве и времени, которые существовали в классической науке и обыденном сознании. Пространство и время перестали пониматься как вечные, т.е. существовавшие всегда. Они, как считает теория относителльнос-ти, возникли вместе с возникновением Вселенной. Свойства пространства и времени взаимосвязаны, и в этом смысле они не су-

ществуют сами по себе: пространство в трех измерениях – длина, ширина и высота, а время в одном – а представляют собой единый четырехмерный пространственно-временной континуум. Свойства пространства и времени зависят от характеристик материи, которая в них существует, а именно: при скоростях движения объектов, близких к скорости света, пространство, как утверждает теория относительности, сжимается в принципе до нуля, а время – замедляется в принципе до бесконечности, т.е. в пределе переставая течь. В неинерциальных системах, т.е. в системах, в которых движение происходит с ускорением, например, в гравитационных, пространство перестает быть плоским и искривляется, становясь римановым (в нем действуют соотношения одной из неевклидовых геометрий – римановой).

Материя и энергия в теории относительности также становятся относительными, и соотношение между ними определяется самой известной современной формулой Е = тс 2 , где Е – энергия, m – масса, с – скорость света. Тем самым в современной физике признаются утратившими силу два основных классических закона сохранения – закон сохранения материи (материя не возникает и не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое) и аналогичный закон сохранения энергии (энергия не возникает и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую, например, потенциальная в кинетическую и наоборот). И им на смену приходит закон сохранения материи-энергии, утверждающий постоянство материи и энергии, вместе взятых.




Современная наука существенно изменила и представление о материи как таковой. До XIX века наука знала один вид материи – вещество. Открывший закон всемирного тяготения Ньютон не мог ответить на вопрос, как же передается притяжение между телами, между которыми отсутствует контакт. В XIX веке был открыт новый вид материи – физическое поле (сначала гравитационное, потом электромагнитное). В XX веке много споров вызвала гипотеза биополя – поля вокруг живых тел. В настоящее время продолжается научная проверка этой гипотезы. Полевой подход применяется и к анализу понятий души и сознания. Тысячелетия ведется спор о том, что такое душа. Отсутствует и удовлетворительная физико-химическая модель сознания. Признание поля в качестве второго вида материи привело к гипотезам души и сознания как особых, пока еще не обнаруженных типов полей. Гипотезы полевой природы души и сознания могут оказаться

столь же полезными науке будущего, как представления Демокрита о неделимых частицах (атомах), лежащих в основе мироздания, – науке XVIII века.

1 Хрестоматия по философии. М.,1997, с.396.

В современной науке пространство и время понимаются не как абсолютные, т.е. вечные и ни от чего не зависящие, в том числе друг от друга, а как отностельные (так понимает пространство и время теория относительности – отсюда и ее название). Пространство и время понимаются современной наукой как появившиеся вместе с материей, а свойства пространства и времени зависят как друг от друга, так и от свойств материи, которая существует в этих двух своих формах. Регистрируя с помощью приборов и органов чувств, ученый тем самым по теории отностельности может составить представление и о свойствах пространства и времени.

Теория относительности подтвердила правильность некоторых классических представлений о пространстве и времени: об их однородности, т.е. одинаковости свойств во всех точках при одинаковости условий; изотропности, т.е. одинаковости свойств во всех направлениях. И одновременно теория относительности коренным образом изменила представления о пространстве и времени, которые существовали в классической науке и обыденном сознании. Пространство и время перестали пониматься как вечные, т.е. существовавшие всегда. Они, как считает теория относителльнос-ти, возникли вместе с возникновением Вселенной. Свойства пространства и времени взаимосвязаны, и в этом смысле они не су-

ществуют сами по себе: пространство в трех измерениях – длина, ширина и высота, а время в одном – а представляют собой единый четырехмерный пространственно-временной континуум. Свойства пространства и времени зависят от характеристик материи, которая в них существует, а именно: при скоростях движения объектов, близких к скорости света, пространство, как утверждает теория относительности, сжимается в принципе до нуля, а время – замедляется в принципе до бесконечности, т.е. в пределе переставая течь. В неинерциальных системах, т.е. в системах, в которых движение происходит с ускорением, например, в гравитационных, пространство перестает быть плоским и искривляется, становясь римановым (в нем действуют соотношения одной из неевклидовых геометрий – римановой).

Материя и энергия в теории относительности также становятся относительными, и соотношение между ними определяется самой известной современной формулой Е = тс 2 , где Е – энергия, m – масса, с – скорость света. Тем самым в современной физике признаются утратившими силу два основных классических закона сохранения – закон сохранения материи (материя не возникает и не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое) и аналогичный закон сохранения энергии (энергия не возникает и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую, например, потенциальная в кинетическую и наоборот). И им на смену приходит закон сохранения материи-энергии, утверждающий постоянство материи и энергии, вместе взятых.

Современная наука существенно изменила и представление о материи как таковой. До XIX века наука знала один вид материи – вещество. Открывший закон всемирного тяготения Ньютон не мог ответить на вопрос, как же передается притяжение между телами, между которыми отсутствует контакт. В XIX веке был открыт новый вид материи – физическое поле (сначала гравитационное, потом электромагнитное). В XX веке много споров вызвала гипотеза биополя – поля вокруг живых тел. В настоящее время продолжается научная проверка этой гипотезы. Полевой подход применяется и к анализу понятий души и сознания. Тысячелетия ведется спор о том, что такое душа. Отсутствует и удовлетворительная физико-химическая модель сознания. Признание поля в качестве второго вида материи привело к гипотезам души и сознания как особых, пока еще не обнаруженных типов полей. Гипотезы полевой природы души и сознания могут оказаться

столь же полезными науке будущего, как представления Демокрита о неделимых частицах (атомах), лежащих в основе мироздания, – науке XVIII века.

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Рассмотрением бытия занимается такой раздел философии, как онтология что означает "учение о сущем".

"Бытие" понимается по крайней мере в трех значениях:

1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум";

2 – под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это бытие определяется как Бог;

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала.

В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.

В Античной Греции первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее - это нечто реальное, оно "Есть"; ему противостоит небытие, несущее, "Не есть". Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.

Диалектический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 - 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял "истинное бытие" - "мир объективно существующих идей", которое противопоставлял "чувственному бытию". Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

В средневековой христианской философии выделяется "истинное бытие" - бытие Бога и "неистинное", сотворенное Богом бытие.

Философы-материалисты XVII - XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила "натурализация" бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как "субстанция", "свободная, чистая деятельность абсолютного "Я", "объективно развивающаяся идея" и т.д.

XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

В современной философии выделяются следующие различные, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

I. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на:

1) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

II. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие:

1) бытие духовного (идеального), которое делится на:

а) индиви­дуализированное духовное;

б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

2) бытие социального, которое делится на:

а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе исто­рии);

б) бытие общества.

Проблемы современной онтологии.

• Возникновение Вселенной. Это событие связывают с Большим взрывом и относят к периоду, отдаленному от нас на 15—20 млрд лет, т.е. датируют весьма приблизительно. Не вполне ясна и причина Большого взрыва, которую объясняют только как случайность.

• Остаются неясными и детали перехода от мира биологического к миру социальному, появление человека. Это величайшее событие универсальной эволюции по-разному объясняют эволюционная, трудовая, мутационная, сальтоционистекая и другие теории. Хотя в науке считается доказанным, что человек является продуктом развития природы, тем не менее и здесь есть проблемы. Важнейшая из них заключается в том, что у человека нет близких

родственников, которые по-прежнему остались бы детьми природы и с которыми могла бы быть установлена наша непосредственная генетическая связь. Даже признаваемые в качестве ближайших родственников человека сохранившиеся до сих пор шимпанзе и гориллы связаны с нами не непосредственно, а только общим предком, жившим более 7 млн лет назад.

Поэтому острые дискуссии по этим и некоторым другим ключевым онтологическим проблемам между креационистской и научной концепциями продолжаются до сих пор.

Вместе с тем, в соответствии с современными онтологическими концепциями, за пределами научного знания находятся такие представления, как:

• Высший разум (или Бог);

• неопознанные летающие объекты (НЛО);

• внеземные цивилизации, достоверность существования которых научно не установлена.

Однако современная наука, трезво оценивая свои достижения в познании бытия, осознает возможность таких тайн природы, о существовании которых люди еще даже и не подозревают. Эту мысль в несколько своеобразной форме выразил в одном из своих выступлений (2002) один из наиболее информированных современных политиков, министр обороны США Дональд Рамсфелд:

Но несмотря на имеющиеся пробелы в картине бытия, создаваемой современной онтологией, она тем не менее служит основой сложившейся сегодня системы наук: естественных, социальных, гуманитарных.

Важнейший онтологический вывод о единстве всех структур бытия, его целостности обеспечивает развитие следующих ведущих тенденций в современной науке:

• усиление развития смежных наук, таких как биофизика, биохимия, генная инженерия, кибернетика и др.;

• повышение роли ряда комплексных наук, таких как синергетика, информатика, общая теория систем.

Именно на основе современных онтологических представлений строятся и новейшие системы классификации наук, выделяются ее основные блоки. Эти основные отряды современной науки в соответствии с онтологическими представлениями о трехчленной структуре бытия выглядят следующим образом:

• естественные науки, исследующие природное бытие, живую и неживую природу, абиотическое и биотическое бытие;

• социогуманитарные науки, или науки о духе, исследующие проблемы познания и формулирующие оценки естественного и социального мира;

• технические науки, объектом которых является взаимодействие социальных систем с естественными, абиотическими и биотическими.

Пространство, время, причинность, целесообразность.

Современные онтологические представления представляют мир многослойным, многоликим и разнонаправленным. В мире видится 4 слоя (снизу вверх): физически-материальный, органически живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из слоев развивается по своим законам и принципам. При этом более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Пространство – единого определения этого термина не существует. Пространство определяется математиками, физиками, художниками и т.д. Онтология считает, что пространство реально, не способно осуществлять какую-либо деятельность и в целом является ресурсом, применимым только к нашей Вселенной.

Время – закономерная координация сменяющих друг друга явлений. Онтология выделяет два разных класса времени: первый включает единственный объект – материальное, объективное, природное время со свойствами, определенными физическими законами; второй содержит множество различных нематериальных времен, свойства которых зависят от связанных с ними субъектов или сообществ (личное, психологическое, социальное, историческое, политическое и пр.). Общим онтологическим свойством всякого времени является способность обусловливать существование прошлого, настоящего и будущего и являть изменчивость, процессуальность, динамику, становление, развитие.

Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, модель которого представляется в качестве цели. Также целесообразность трактуют как целевую определенность или целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину. Понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое онтология? Взаимосвязь онтологии и науки

2. Содержание современной онтологии: бытие и его формы.

3. Что такое диалектика, каковы ее основные законы?

5 Определите основные понятия в онтологии.

6. Оформите словарь, указав ведущие терминологические понятия.

Гносеология – учение о познании

Гносеология: основные разделы и принципы; формы познания

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира);

диалектика процесса познания;

общественная практика (основа познаваемости мира).

Учение об отражении;

учение о познании человеком объективного мира;

учение о происхождении и развитии познания;

учение о практике как основе познания;

учение об истине и критериях ее достоверности;

учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.

Основные формы познания

Проблема истины в философии: основные концепции, свойства, формы и виды.

Истина — — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек; соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; полезность полученного знания для практики.

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Истина есть практически полезное знание

Истина есть соглашение

Конкретность -зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность- содержание наших знаний, которое не зависит от человека или человечества

Обыденная или житейская

Виды истины

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;

знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами

Ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

3.Соотношение философии, религии и науки.

Существует несколько способов познания мира. Наряду с наукой – это искусство, философия, религия.

Как соотносятся между собой эти способы познания?

Наука создаёт мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики.

Искусство посредством художественных образов отражает реальность, создаёт эстетические ценности, выражает отношение к реальному миру.

Религия, в отличие от науки, создаёт мир трансцедентного (выходящего за пределы познаваемого) знания, в котором человек общается с Богом.

Философия (любовь к мудрости, впервые – у Пифагора) формирует знания человека о бытии, о месте человека в мире и о его собственном внутреннем мире.

Философии принадлежит особое место в структуре общественного сознания. Она связана со всеми ее формами, но не сводится к их сумме и не может быть сама сведена к какой-либо из форм общественного сознания.

Важным является вопрос о соотношении философии и науки. Философию часто рассматривают как один из разновидностей научного знания. Но не следует отождествлять науку и философию. Последняя выступает как особая форма общественного сознания. Так, она тесно связана с научным знанием, как и с другими формами общественного сознания, но имеет свою специфику, особый предмет изучения, характерные способы подхода к нему.

Наука формирует так называемую картину мира, которая является холодным, сухим сводом данных о мире, взятый сам по себе, без человека как человека. Философия есть теоретически выраженным мировоззрением, в котором "картина мира" является лишь моментом, это - стержень мировоззрения, выражает отношение человека к миру.

Это не просто знание, а знание, "одетое" в ценностные формы. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, а субъект, способный изменять мир и самого себя. Рассматривая отношения "человек - мир", философия стремится подняться к осознанию вопросов о цели и смысле жизни, о счастье и пути его достижения. Но решение этих вопросов обусловлено сложной системой общественного бытия и особенно тем, насколько коренные интересы социальных субъектов (индивидов, групп, классов) могут быть реализованы в существующей системе общественных отношений и насколько они совпадают или не совпадают с направлением действия законов общественного развития.

В этом плане философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной.

При этом она не теряет своей специфики - формы общественного сознания.

Наука, в свою очередь, требует философского осознания действительности. Она также может опираться на материалистическое или идеалистическое решение основного вопроса философии, осуществляя новые открытия в познании действительности, наращивая новые достоверные знания о ней. При этом философия выступает как методологическая основа научного познания. Подробно об этом будет идти речь дальше.

Одним из способов духовно-практического освоения мира является религия. Религия стремится дать оценку человеческим отношениям и поведению в сложном и противоречивом взаимоотношении добра и зла. Она обращается к вере как к эффективной формы освоения разнообразной реальности. Но современные религии, как правило, не отрицают достижений наука, в частности теорий, связанных со строением материи, и, тем более, практического использования достижений естествознания.

Священнослужители всегда подчеркивают, что сферой науки, ее первоочередным делом является исследование только физического мира, только сферы посюсторонней. А потустороннее - сфера религии и, возможно, философии. Главным для современных религий является обеспокоенность тем, чтобы человечество, увлекшись земными проблемами, не забывали, что над ним существуют высшие, вечные инстанции, осуществляющие неусыпный контроль и их суд.

Религия главным предметом своего внимания делает соотношение посюстороннего и потустороннего миров. Сфера человеческого и сфера божественного, земное и небесное - сердцевина религиозных размышлений. Связь их - чрезвычайно сложный и противоречивый - религиозное сознание стремится показать как упорядоченный и понятный человеческому разуму, но лучшим и приоритетнее прямое интуитивное постижение этой связи.

Наука строит картину мира вокруг объектов, которые понимаются как независимые от человеческой субъективности, от воздействия наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть и показать мир "таким, какой он есть", без, как уже отмечалось, человеческих украшений или, наоборот, навязанных ему негативов.

Главным в философских исследованиях является соотношение "человек - мир", которое рассматривается в онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельном аспектах. Поэтому, как правило, философские взгляды на мир разнообразные и не похожи между собой. Для них характерен интеллектуализм и постоянный сомнение в собственных утверждениях, критичность, незаспокойствие и динамичность мысли. Этим философские представления о мире резко отличаются от религиозных взглядов и сближают философию с наукой.

4 Научное познание. Методология научного познания.

Виды познания

Объективность, точность, универсальность, систематизированность, доказательность

Читайте также: