Переходные явления в области частей речи конспект

Обновлено: 05.07.2024

производн ых предлого в и т.д.) , это касается всех уча щихся. Но это одна с торона пр облемы. Ест ь и другая:

морфологи зированы), мы успеш нее формиру ем и пункту ационны е навыки . Вот почему у мение опред елять

выполнени и задани й повыш енной труд ности в тестах ЕГЭ и олимпиад , прио бщит к посил ьным н аучным

В предлагае мых мате риалах мы оста новимся только на фор мирован ии умения о пределят ь части речи и

связанн ых с ними ассо циативно сл овах, м едленно и постеп енно перехо дят из одной категории в другую.

Процесс это т вечен в я зыке, и в т ех случаях, когда про цесс для дан ного слова за кончен, когда [слово] у же

перешло в новую кат егорию, мы, конечно, никакой “п ереходности ” не видим. Но когда п ереход совер ш ается

на наших гла зах, когда длинн ый процесс п ерехода свое й середино й занял как раз пережи ваемую нами

153] Но им енно таки е случаи и стимул ируют нас к размышл ениям, заста вляют всмот реться в слово, увидеть

его новы е грани, понят ь, как бо гат и сложе н наш язы к, какие про цессы пр оисходят в н ем; какими но выми

Виноградо ва, «в живом русском яз ыке нет идеал ьной сист емы с од нообразным и, резкими и глубо кими

гранями м ежду разным и типами сло в. Граммат ические фа кты двигаю тся и пер еходят из од ной ка тегории в

морфологич ескими классами сло в нет непреодо лимых пр еград. В яз ыке все взаимодейст вует, гра ницы

синтаксичес кую функ цию. Это о собенно важ но в конфли ктных случаях , так ка к именно си нтаксичес кая

роль и помо гает опред елить морфо логическую п ринадлеж ность слова. Все разд елы наук и о языке наход ятся

в тесной и н еразрывно й связи, и все они оп ираются на синтак сис, поэтом у на фоне си нтаксичес кого строя

морфологич еское офор мление сло ва наиболее по нятно. Так, пер еход р азных часте й речи в раз ряд имен

подлежащ его или допо лнения, а во - вторых , по с пособности эт их слов им еть при с ебе определе ние (что

свойствен но всем сущ ествительн ым). Акаде мик А.А. Шах матов счит ал, что в существител ьное перехо дит

Рассмотрим на примера х, какие ча сти речи мо гут выступат ь в роли и мен сущ ествительных . Наибол ее

частотным и являются случаи пер ехода име н прилагател ьных в клас с существите льных. Это уже прив ычные

нам слова т ипа столова я, прихожая, насекомое , часовой, д елимое, сла гаемое, постовой, д ежурн ый,

снотворное , мастерс кая и т.п. Та кие примеры м ы встреча ем в пословиц ах, загад ках: Мокрый д ождя не

В роли сущ ествительн ых могут быт ь причасти я, которые начинают отвечать на во просы сущ ествительн ых

Количестве нные числ ительные суб стантивиру ются, когда о пускается с уществит ельное при них: Получил

только четв еро . Реж е субстантив ируются поря дковы е числитель ные: В этой ист ории ты третий лишний.

существит ельными. [7 ] Первое знач ение они имеют , если обоз начают число или кол ичество че го - то: К

тысяче ру блей приба вим еще трист а. Между нами прол егли тысячи в ерст. Состоя ние их рав нялось ш ести

миллионам ру блей. М ы с ним миллио н раз пору гались за л ето! У те бя, бабуш ка, миллион пр едрассуд ков!

Если сущест вительного рядом нет, п еред нами с убстантивац ия: Их т ам была ц елая тысяча. (Зд есь у быв шего

числительно го появило сь опред еление.) На этих операциях с недвижи мостью о н и нажил сво и миллион ы .

при сущест вительных , выполняют функцию о пределени й: Эти озера мы уже про езжали. О станов ились мы у

самого источ ника, где наканун е завтракал и. Всякий гри б берут, да не вся кий в корз ину кладут . Утром вс е

Вчера наш и выиграли у шведов. И ка ждый ду мал о своем , при помнив ту вес ну… А ходят в праздной су ете

разнообра зные не те . Все , что было не со мно й, помню. Мо и еще не в ернулись из о тпуска. Что э то у

Маяковск ий) Вчера н е догонишь , а от зав тра не уйдешь. Я и звлек вас и з вашего далек а . Вот те и

Служебные ча сти реч и и междом етия в особо й синтаксиче ской роли ( являясь пр едметом выс казывания)

признаки вида, врем ени, а усили ваются свойст ва прила гательных . Неред ко появляется перенос ное значени е

и второе опр еделение ря дом: подхо дящий мо мент (удо бный); танцу ющая по ходка (лег кая, грацио зная);

существит ельным - подл ежащим, т огда как наречия – к гла голам: Повед ение его б ыло странно . (Поведе ние

каково? стра нно, или было ст ранным – перед на ми краткая форма прил агательно го.) Выглядел он как -

Вызывают за труднен ия слова в форм е сравнит ельной степе ни. Школьн ики неред ко не могут различить

эти форм ы прилагател ьных и нар ечий. След ует помнит ь, что прила гательно е в таких случа ях от носится к

существит ельному и мо жет быть заменено по лной фо рмой: Эта в еревка крепче т воей. – Вере вка крепкая ,

крепче твое й.. Наречи е же относ ится к глаголу и мо жет быть зам енено только наречи ем: Крепче за баранку

В совр еменных школь ных учеб никах да ется поняти е о новой част и речи – словах категории со стояния. По

форме они по лностью со впадают с наречиями , однако отлич ие их в том, что о ни выполняют в пр едложен ии

функцию с казуемого. И з - за холод ной погоды меня тепло од ели. (Одели как? – тепло, это наречи е.) Мне в

холодной з емлянке те пло от твоей негасимой лю бви. (М не каково? какое сост ояние у меня ? – это слово

Имена сущ ествительн ые актив но пополняют класс нар ечий: без умол ку, зимо й, вглубь, на скаку, бегом,

вверх, до верху, сплеча, п о старин ке, без огляд ки, в от местку и т.п. Неумение от личить их с казывает ся затем

и на правопи сании: Обл аком волн истым пыль встает вдали . (Ф ет) В да ли голубой ст олбом уж крутился

песок золото й (Лермо нтов). В п ервом случае пер ед нами су ществител ьное с предлого м, во второ м –

наречие. В поход мы от правилис ь ранним утр ом . Я утр ом должен быть увере н, что с вами д нем увижу сь я.

(Пушкин) Что бы пра вильно опр еделить, какая перед нам и часть р ечи, оп ределим синта ксическую функцию

этих слов: ра нним утро м – это сущ ествительное с определяю щим его при лагательным , во второ м случае –

продолжен ие, в цел ях, нас чет, в связи, по мере и т.п. ), в междо метия ( у жас, батю шки, мату шки,

Дополнит ельный пр изнак: если со мнительно е слово т ребует после с ебя о пределенного па дежа, перед нами

сестренку . Выстрел ы раздались где? – впереди ; это наречи е; посадил и где? посад или впереди м еня (пер едо

мной) – зде сь слово ‘вп ереди’ – пр едлог. Вокру г ровным и рядами л ежит снег. – С нег лежит во круг дома.

Лежит где? – вокруг (в езде, поблизо сти; это наречие); л ежит вокру г чего? Ле жит вокруг до ма (пре длог, так

Явления пер еходности о бладает в ыразительн остью, что а ктивно испо льзуется в пословицах, а форизмах,

уйдешь. Бит ого , проли того да прожит ого н е воротишь. Из м ногих ма ло выходит од но большо е много .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний.

Форма урока : урок-исследование.

Образовательные:

– углубить знания обучающихся о таком способе словообразования, как переход слов из одной части речи в другую;

– познакомить с основными продуктивными видами переходных процессов в области частей речи;

– обучать самостоятельному разрешению поставленных проблем путем проведения собственного исследования, наблюдения над языковыми явлениями;

Развивающие:

– развивать исследовательские навыки обучающихся;

– развивать умение использовать в собственной речи слова, образованные путем перехода одной части речи в другую;

– совершенствовать умения учащихся по определению текстообразующих функций слов, образованных путем перехода из одной части речи в другую;

– развивать умение находить переходные явления в художественном тексте;

– развивать умение работать в группах;

– развивать навык работы с Этимологическим словарем русского языка;

Воспитывающие:

– содействовать воспитанию любви к русскому языку;

– воспитывать любовь к русской художественной литературе через обращение к текстам произведений В. В. Набокова.

I . Организационный момент.

На данном этапе учитель в течение 1-2 минут определяет готовность учеников к уроку, отмечает присутствующих, создает благоприятную атмосферу для дальнейшей работы.

II . Постановка проблемного вопроса, формулирование учебной задачи.

Учитель: Сегодня мы на уроке проведем исследование. Чтобы узнать, про что конкретно будем говорить, вам необходимо выполнить следующее задание:

Перепишите предложения. Разберите их по членам. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Каким способом образованы данные слова?

Учитель: На основе данного упражнения попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики: О переходных явлениях в области частей речи.

Учитель: Мы уже с вами определили, что в данных предложениях присутствует переход имени прилагательного в существительное ученый, существительного в наречие ночью и существительного в предлог в течение. Как вы думаете, переходные явления в области частей речи различаются по какому-либо признаку?

Ученики: Можно предположить, переходные явления могут различаться, например, в зависимости от того, в какую часть речи переходят слова.

Учитель: Действительно, исследователи выделяют различные виды переходных явлений в области частей речи. Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Виды переходных явлений в области частей речи.

Учитель: Мы должны определить, каким образом использование переходных явлений в области частей речи влияет на художественную речь В. В. Набокова. Это необходимо нам сделать в течение урока.

Учитель: Сформулируйте задачи нашего урока.

Ученики: Задачи: 1) рассмотреть основные виды продуктивных переходных процессов в области частей речи; 2) научиться использовать слова, образованные с помощью перехода одной части речи в другую, в собственной речи; 3) определить особенности использования переходных явлений в художественной речи В. В. Набокова .

III . Построение нового знания.

Предварительно учитель должен разделить класс на пять групп (научных лабораторий).

Учитель: Сейчас вам необходимо будет провести собственное исследование в каждой научной лаборатории. Вам необходимо выбрать научного руководителя, который будет контролировать ход исследования, сообщать о его результатах. Предположите, что нужно сделать, чтобы проанализировать то или иное переходное явление.

Ученики: Найти слово, которое образовано путем перехода. Определить, к какой части речи оно относится, из какой перешло. Отметить, какие признаки появились у слова, а какие утратило (Составляют план исследования).

Учитель: Правильно, ребята. При организации собственного исследования вы должны будете пользоваться планом, который мы составили.

Основные этапы исследования:

1. Какие слова в предложения образованы путем перехода одной части речи в другую?

2. В какую часть речи они перешли?

3. Какие части речи подверглись переходу?

4. Какие грамматические признаки слова приобрели, а какие утратили?

5. Выясните по Лингвистическому энциклопедическому словарю дополнительную информацию по части речи, в которую перешли слова. Предположите, как может называться данный вид перехода.

Задания группам.

1 группа.

1. На научно-практической конференции мне необходимо выступить по данной теме. 2. Жили в древности одни люди, известные в истории как вятичи. 3. Дело было ранней весной, когда только показались первые проталины, прилетели грачи.

После выполнения заданий один учащийся от каждой группы презентует результаты их исследования. Учитель подводит итоги работы каждой группы и обозначает терминологическое обозначение того или иного вида переходных явлений.

Краткий комментарий учителя к отчету групп.

1. Данный вид переходных явлений в области частей речи называется субстантивацией, которая подразумевает переход в имена существительные прилагательных, причастий, числительных, местоимений и др.

2. Данный вид переходных явлений в области частей речи называется адъективацией, которая представляет собой переход в имена прилагательные причастий, числительных, местоимений и др.

3. Данный вид переходных явлений в области частей речи называется адвербиализацией, которая подразумевает собой переход в наречия деепричастий, существительных и др.

4. Данный вид переходных явлений в области частей речи называется препозиционализацией, которая представляет собой переход в производные предлоги существительных, наречий, деепричастий и др.

5. Данный вид переходных явлений в области частей речи называется прономинализацией, которая подразумевает переход в местоимения существительных, числительных, прилагательных и др.

Учитель: Итак, как же влияют переходные явления на художественную речь В. В. Набокова?

Ученики: Использование переходных явлений позволяет писателю экономить языковой материал при обозначении того или иного предмета, явления, человека, также делает повествование живым и интересным.

IV. Применение полученных знаний для решения конкретных задач.

Упражнение 1.

Найдите слова, образованные путем перехода одной части речи в другую. Укажите, от какой части речи образовано данное слово. Определите вид переходного явления. Какую функцию они выполняют в предложении?

Упражнение 2.

Языковедами установлено: при переходе слов из одной части речи в другую, так или иначе, происходит сдвиг, т. е. изменяются одни свойства слова и появляются другие. Проанализируйте примеры, докажите, что данное утверждение справедливо. Отметьте те признаки, которые остались от старой части и появились от новой.

1. Поездка в лагерь оставила неизгладимые впечатления в моей памяти, особенно запомнился наш отрядный вожатый. 2. Студент на экзамене дал блестящие ответы на все дополнительные вопросы, что приятно удивило преподавателя. 3. Ивану Сергеевичу вчера пришло письмо следующего содержания: ему было необходимо срочно вернуться домой. 4. Ввиду сложившихся обстоятельств, выступление на конференции было невозможно. 5. Несмотря на проливной дождь, ребята отправились играть на футбольную площадку. 6. Днем на улице стало душно, и время от времени на небе появлялись облака.

Упражнение 3.

Составьте не менее семи предложений с использованием слов, образованных при помощи субстантивации, адъективации, прономинализации, адвербиализации, препозиционализации. Отметьте синтаксическую функцию этих слов в предложении. Сделайте полный синтаксический разбор одного предложения.

V . Подведение итогов урока, рефлексия.

На данном этапе подводятся итоги урока, дается ответ на проблемный вопрос, проводится анализ работы учащихся и каждой группы, выставляются оценки. Для организации работы на данном этапе учащимся целесообразно предложить ответить на следующие вопросы:

1. О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

2. Перечислите основные виды переходных явлений?

3. От каких частей речи они образуются?

4. Каким образом использование переходных явлений в области частей речи влияет на художественную речь В. В. Набокова? (Ввиду использования переходных явлений в области частей речи художественная речь В. В. Набокова становится лаконичной, но при этом понятной. Переходность обогащает язык писателя дополнительными значениями, помогает экономить языковой материал при обозначении того или иного явления, предмета, человека и т. д.)

5. Какие эмоции у вас оставил наш урок? Всё ли было понятно? Что показалось легким, а что сложным? Что было самым интересным на нашем уроке-исследовании?

VI . Домашнее задание.

В качестве домашнего задания детям рекомендуется предложить следующее:

Проанализировав полученные на уроке знания, придумайте мини-рассказ, где будут использованы переходные явления в области частей речи.

Лисовенко Светлана Сергеевна

Научно-исследовательская работа.Переходные явления в области частей речи. Субстантивация.

ВложениеРазмер
proekt_perehodnost.docx 42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Переходные явления в области частей речи. Субстантивация.

Авторы: Луковатая Ксения, Кондрашова Мария,

Руководитель: Лисовенко Светлана Сергеевна,

1. Переходные явления в области частей речи……………………………….5

2. Субстантивация …. 6

Список использованной литературы………………………………………….18

Это высказывание заставило задуматься над такими вопросами:

- Что такое переходные явления в области частей речи?

  • Почему возникает такое явление, как переходность?
  • Как происходит этот процесс?

- Как не ошибиться в определении части речи?

При выполнении различного рода заданий по русскому языку мы сталкиваемся с проблемой при определении морфологической принадлежности того или иного слова.

Цель исследования – рассмотреть переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные).

- рассмотреть основные понятия теории переходности в грамматическом строе русского языка;

- выявить причины, условия, признаки и следствия субстантивации;

  • рассмотреть явления, отражающие явление переходности, на примерах из художественной литературы для 5 класса.

Практическая часть работы представляет собой языковой анализ текстов художественной литературы для 5 класса.

Материал исследования - художественная литература для 5 класса.

Переходные явления в системе частей речи - достаточно частое явление. Однако школьные учебники дают об этом самое общее представление.

Для чего же нужны знания в области явления переходности?

Известно, что от умения установить морфологическую принадлежность слова зависит грамотное его написание. К тому же, правильно устанавливая связь слов в предложении, находя грамматическую основу, мы успешнее формируем и пунктуационные навыки. Не менее важным является развитие языкового чутья, внимание к языковой материи, углубление и расширение полученных знаний.

Вот почему умение определять части речи является одним из базовых.

1. Переходные явления в области частей речи

Слово, принадлежащее к определенной части речи, может утрачивать (или изменять) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, при этом оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции.

Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень оживленным. - Рабочий занял место у станка, где в зависимости от принадлежности к разным частям речи изменяется и роль слова в предложении. В первом предложении слово рабочий обозначает признак предмета и является прилагательным, выступая в роли определения. Во втором предложении это же слово получило самостоятельное значение предметности, т.е. перешло в категорию существительных, при нем возможно определение (старый рабочий, кадровый рабочий, подсобный рабочий и т.д.), оно употреблено в функции подлежащего .

Процессы перехода одной части речи в другую или транспозиции называют латинскими терминами.

В современном русском языке существует 12 видов транспозиции. Но самыми распространенными являются следующие:

  • субстантивация – переход в разряд имен существительных других частей речи,
  • адъективация – переход причастий в раздел имен прилагательных,
  • прономинализация – переход в местоимения,
  • нумерализация – переход в числительные,
  • адвербиализация – переход в класс наречий,
  • вербализация (оглаголивание).

Переходные явления обусловлены прежде всего потребностью в более экономном, но точном выражении информации о действительности.

К причинам явлений переходности относятся следующие:

1) отсутствие в языке нужных слов и конструкций для выражения мысли;

2) стремление к экономии языковых средств;

3) потребность самой структуры языка.

А.А. Потебня. Из записок по русской грамматике

Наиболее частотными являются случаи перехода имен прилагательных в класс существительных.

Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов ( Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно.

Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных.

К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная.

Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д.

Названия блюд: первое, второе, третье, горячее, холодное, жаркое, сладкое, а также обобщённые названия каких-то однородных видов еды :

мучное, хлебенное, мясное, рыбное, молочное, кроме этого постное, скоромное - всё это слова среднего рода и в своём основном значении они не имеют множественного числа .

Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий.

Субстантивированные прилагательные являются народно-разговорными синонимами к названиям зверей. ( Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый –лось.)

Слова субъективно-оценочного характера любимый, милый, родной, дорогой , единственный.

Канцеляризмы докладная, накладная, объяснительная используются в официально-деловом стиле.

Примеры субстантивации мы встречаем в пословицах, загадках: Мокрый дождя не боится. Злой с лукавым водились да оба в яму свалились. Торопливый делает одно дело дважды. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (загадка). Счастье всегда на стороне отважных. Добрые умирают, да дела их живут. Из малого строится великое .

При субстантивации меняются морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных, их значение. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное).

Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: " светлая гостиная " , " кооперативная пельменная " , " первоклассный портной " .

В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением (" Закусочная открывается в 10 часов" – "Открыли прекрасную закусочную ") .

Субстантивация бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: " дарственная надпись" – дарственная, " ванная комната"– ванная, " нищий старец"– нищий, " закусочная икра"– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Следствия субстантивации прилагательных таковы:

1) изменяется их лексико-грамматическое значение;

2) исчезают краткие формы и степени сравнения у качественных прилагательных;

3) у субстантивированных прилагательных отсутствует определяемое существительное;

4) изменяются категории падежа, рода и числа, которые становятся признаками существительных;

5) изменяется синтаксическая функция: из определений (зависимых членов) они становятся независимыми членами предложения;

6) Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной .

7) Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных .

8) появляются омонимия, синонимия и антонимия.

3. Практическая часть.

Практическая часть нашего исследования состояла в том, чтобы найти примеры субстантивированных прилагательных в учебнике литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной, рассмотреть толкование данных слов в словаре русского языка С.И. Ожегова и составить собственный словарь имен прилагательных, перешедших в имена существительные.

В учебнике литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной нами было найдено 25 прилагательных, частично или полностью перешедших в имена существительные. Это – военный, глухонемой, девичья, дурной, изробленный, леший, малый, мертвый, немой, нищий, окаянный, портной, прачечная, проезжий, прохожий, русские, рыжий, слепой, смелый, сонный, старший, старый, трудный, хлипкий, целковый.

Из них в словаре С.И. Ожегова 7 слов толкуются и как имена прилагательные, и как имена существительные (старший, военный, проезжий, портной, прохожий, русские, нищий). Слова прачечная, леший, девичья, целковый - имена существительные. Остальные 14 слов значатся как имена прилагательные и указаний на отношение к именам существительным в словаре не имеют.

1. ВОЕННЫЙ , -ая, -ое. 1. см, война. 2. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих. Военная промышленность. В. Врач (военврач). Военная форма, шинель, фуражка. В. человек (военнослужащий). В.городок (жилой комплекс, в к-ром живут военнослужащие). 3. Такой, как у военнослужащих, у армейцев, свойственный им. Военная выправка. Военная косточка (о человеке с крепкой воинской закалкой). 4. сущ. военный, -ого, м. Тоже, что военнослужащий .

Иные по одеянию казались военными (А. Погорельский, Черная курица, или Подземные жители)

2. ГЛУХОНЕМОЙ , -ая, -ое. Лишенный слуха и словесной речи. Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело. (И.С. Тургенев, Муму)

3. ДЕВИЧЬЯ , -ей, ж. Комната для женской прислуги в барских домах.

…А кастелянша встала да ушла в девичью (И.С. Тургенев, Муму)

4. ДУРНОЙ , -ая, -ое; дурен и дурен, дурна, дурно, дурны и дурны. 1. То же, что плохой (в 1 знач.). Д. вкус. Д. характер. Она дурна собой (некрасива). Д. признак (неблагоприятный). 2. Предосудительный, безнравственный. Дурные привычки. Д. поступок. 3. полн. ф. Глупый, придурковатый (прост.). Д. парень. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одно лишь дурное… (Андерсен, Снежная королева).

5. ИЗРОБЛЕННЫЙ , -ая, -ое; Этот и вовсе изробленный (сноска – инвалид) (П.П. Бажов, Медной горы Хозяйка)

6. ЛЕШИЙ , -его, м. В славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям.

7. МАЛЫЙ , -ая, ое; мал, мала; меньше. 1. То же, что маленький (в 1знач.). Платья на м. рост. С малыми потерями. Мал, да удал (посл.). С малых лет (с детства). Малая вода (самый низкий уровень воды при отливе). 2.только кр. ф. Недостаточный по размеру, узкий, тесный. Сапоги малы. Квартира мала для семьи. 3. То же, что малолетний (устар. и прост.). Дети малые. От мала до велика (все без различия возрастов; разг.). Мал мала меньше (о маленьких детях в многодетной семье: один меньше другого). Старый дам.(сущ.; о старом человеке и ребенке, находящихся вместе, вдвоем; разг.). 4.малое, -ого, ср. Нечто немногое или незначительное. Начать с малого. Довольствоваться малым. За малым дело стало (из-за пустяка дело останавливается).

– Не умрет, малый, - прошамкала Анисья. (К.Г. Паустовский, Заячьи лапы)

8. Мертвый лежит на траве, не шелохнется, и они сидят как мертвые (Л.Н. Толстой, Кавказский пленник)

9 . НЕМОЙ , -ая, -ое; нем, -а, -о. 1. Лишенный способности говорить. Н. отрождения. Обучение немых (сущ.) . Когда я ем, я глух и нем (шутл.). Нем какрыба (о том, кто не выдаст тайны, умеет молчать). 2. перен. Тихий, безмолвный (книжн.). Немая ночь. Немая пучина. 3. перен. Не обнаруживаемый, не высказываемый прямо, затаенный (книжн.).

Такова ходит молва о богатырской силе немого (И.С. Тургенев, Муму)

10 . НИЩИЙ , -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н.скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная ). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

… А вы разве …нищие? – спросил я упавшим голосом.

11. ОКАЯННЫЙ , -ая, -ое. 1. Отверженный, проклятый (устар.). О. грешник. 2.Употр. как бранное и осудительное слово (прост.).

Ох, окаянный! – облегченно вздыхает он, увидев перед собой огромный корень-выворотень. (В.П. Астафьев, Васюткино озеро)

12. ПОРТНОЙ, -огo, м. Мастер, специалист по шитью одежды. Мужской п. II ж.портниха , -и. II прил.портновский, -ая. -ое.

Копатель канав – вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин,

Под праздник молиться катит (Н.А. Некрасов, Крестьянские дети)

В доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи… (И.С. Тургенев, Муму)

13. ПРАЧЕЧНАЯ [шн], -ой, ж. Предприятие, занимающееся стиркой белья, а также помещение для стирки.

. всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную…(И.С. Тургенев, Муму)

14. ПРОЕЗЖИЙ , -ая, -ее. 1. Проезжающий мимо. Проезжие люди. Много проезжих(сущ.). 2. О пути: годный, предназначенный для езды. Проезжая дорога. Проезжая часть улицы.

Проезжие толкутся по дороге… (Н.В. Гоголь, Заколдованное место)

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу! (Н.М. Рубцов, Родная деревня)

15. ПРОХОЖИЙ , -ая, -ее. 1. Идущий мимо, проходящий куда-н. (устар.). П.народ . 2. прохожий, -его, м. Незнакомый человек, идущий по улице, дороге .

Случалось, тут целые дни пролетали, -

Что новый прохожий, то новый рассказ… (Н.А. Некрасов, Крестьянские дети)

Прохожий заснет под свои прибаутки…(Н.А. Некрасов, Крестьянские дети)

16 . РУССКИЕ , -их, ед. -ий, -ото, м. Народ, составляющий основное коренное население России.

Один сын остался и передался русским (Л.Н. Толстой, Кавказский пленник)

17. РЫЖИЙ , -ая, -ее; рыж, рыжа, рыже. 1. Цвета меди, красно-желтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3.рыжий, -его, м. То же, что клоун И вся деревня собралась к рыжему поминать покойника (Л.Н. Толстой, Кавказский пленник)

18. СЛЕПОЙ , -ая, -ое; слеп, слепа, слепо. 1. Лишенный зрения, способности видеть, незрячий. С. старик. Школа для слепых (сущ.). 2. перен.Безрассудный, действующий или совершающийся без разумного основания. Слепо(нареч.) верить кому-н. Слепая любовь. 3. Неотчетливый, плохо различаемый(спец.). С. шрифт. 4. Совершаемый вслепую, без участия зрения, без видимых ориентиров .

Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:

19. СМЕЛЫЙ , -ая, -ое; смел, смела, смело, смелы и смелы. 1. Не знающий страха, решительный. С. человек. С. поступок. Действовать смело (нареч.) и решительно. 2. Отличающийся новизной и оригинальностью, новаторский. Смелая мысль. Смелое решение. 3. перен. Выходящий за границы принятого, приличного, вызывающий. Смелая шутка. С. туалет. 4. смело, нареч. С легкостью, безпомехи, затруднений (разг.). За столом смело поместятся пять человек. 5.смело, нареч. С полной уверенностью (разг.)

Отыщется ль смелый на подвиг опасный? (В.А. Жуковский. Кубок)

20. СОННЫЙ, -ая, -ое; -нен, -нна. 1. см. сон. 2. Погруженный в сон, спящий. Разбудить сонных детей. В доме сейчас сонное царство (все спят; разг. шутл.). 3. Вялый от желания спать, находящийся как бы в полусне. Сонное состояние. Весь вечер он сидел с. 4. перен. Бездеятельный, неподвижный. Сонная жизнь. 5. То же, что заспанный. Сонные глаза. С. вид. Сонное лицо. 6.То же, что снотворный (в 1 знач.) (устар:). Сонные капли. Сонное зелье (также об отраве). 7. Находящийся в состоянии спячки.

Сонные - Проходит он между сонными к дворцу (В.А. Жуковский, Спящая царевна)

21. СТАРШИЙ , -ая, -ее; старше. 1. Имеющий больше лет сравнительно с кем-наиболее старый или самый старый по возрасту. Старшее поколение. С. брат. С. всемье. 2. сущ. старший, -его, м. То же, что взрослый (во 2 знач.). Слушаться старших. 3. Стоящий выше других по званию, должности, служебному положению.С. научный сотрудник. С. войсковой начальник. С. лейтенант. Пойдешь застаршего (сущ.). 4. Высший по степени, значению. Старшая карта. 5. О классе, учебной группе, ученике: близкий к выпуску, к окончанию учебного курса. …

Старших никого не было… (Саша Черный, Кавказский пленник)

22 . СТАРЫЙ , -ая, -ое; стар, стара, старо и старо. 1. Достигший старости. С.человек. И стар и млад (все без исключения - и старые и молодые; устар.). 2.Давний, существующий с давнего времени, долго. С. друг. С. долг. Старая истина. Старые пашни. 3. Долго бывший в употреблении. Покупка старых учебников. С. дом. Старое платье. 4. полн. ф. Уже не действительный, негодный. С. билет.. 5. Старинный, древний. Старые манускрипты. 6. Прежний, не современный, устаревший. С. порядок. Старые времена. С. режим. Старая мода. Смело ломать старое (сущ.). 7. полн. ф. Бывший прежде чего-н. другого, предшествующий. Вернуться на старую квартиру. Восстановить с. Вариант текста, о. полн. ф. Не являющийся новичком, давно где-н. находящийся, живущий, работающий. Старые ученики вместе с новичками. С. солдат (давнослужащий). 9. старо, в знай. сказ. О том, что давно известно, неново(разг.). Старо как мир (давно известно всем; книжн.).

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили – покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая (К.Г. Паустовский, Теплый хлеб)

23. ТРУДНЫЙ , -ая, -ое; -ден, -дна, -дно, -дны и -дны. 1. Требующий большого труда, усилий, напряжения. Трудная работа. Т. подъем. Больному трудно (взнач. сказ.) говорить. 2. Заключающий в себе затруднения, нелегкий. Трудное положение. Т. вопрос. Т. день. 3. С трудом поддающийся воздействию, доставляющий беспокойство. Г. ребенок. Т. характер. Т. человек. 4. То же, что тяжелый

Но самое трудное было еще впереди… (Д.Дефо, Робинзон Крузо)

24 . ХЛИПКИЙ , -ая, -ое; -пок, -пка и -пка, -пко (прост.). Слабый, хилый. X.юнец. Хлипкое здоровье Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! (В.П. Астафьев, Васюткино озеро)

Переходные явления возникают в результате взаимодействия частей речи, отражая системный характер грамматического строя русского языка. Переходность в области частей речи представлена в виде двух групп явлений:

1) переход слов из одной части речи в другую - результат морфолого-синтаксического способа словообразования и как следствие такого перехода - возникновение грамматических, или функциональных, омонимов. Например: У больногоребенка - в палате больного;идти на встречус писателем - идти навстречу;

2) переходные явления в пределах одной части речи - в области лексико-грамматических разрядов. Например, относительные прилагательные переходят в качественные, железная дверь - железныйкулак; абстрактные существительные в конкретные: движение поезда - размеренные движенияи т.д.

Подводя итог рассмотрению вопроса о классификациях частей речи в русском языке, подчеркнем, что морфология как наука имеет определенные достижения в этой области; позволяет поместить почти все имеющиеся в языке лексемы в подходящую рубрику.

Тема№2: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Частеречное значение, морфологические, синтаксические и деривационные признаки существительного как части речи.

Лексико-грамматические разряды имен существительных и их семантико-грамматические признаки.

Влияние семантических изменений на принадлежность существительного к лексико-грамматическому разряду.

Синкретичные явления в области лексико-грамматических разрядов.

Переходные явления возникают в результате взаимодействия частей речи, отражая системный характер грамматического строя русского языка. Переходность в области частей речи представлена в виде двух групп явлений:

1) переход слов из одной части речи в другую - результат морфолого-синтаксического способа словообразования и как следствие такого перехода - возникновение грамматических, или функциональных, омонимов. Например: У больногоребенка - в палате больного;идти на встречус писателем - идти навстречу;

2) переходные явления в пределах одной части речи - в области лексико-грамматических разрядов. Например, относительные прилагательные переходят в качественные, железная дверь - железныйкулак; абстрактные существительные в конкретные: движение поезда - размеренные движенияи т.д.

Подводя итог рассмотрению вопроса о классификациях частей речи в русском языке, подчеркнем, что морфология как наука имеет определенные достижения в этой области; позволяет поместить почти все имеющиеся в языке лексемы в подходящую рубрику.

Тема№2: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Частеречное значение, морфологические, синтаксические и деривационные признаки существительного как части речи.

Лексико-грамматические разряды имен существительных и их семантико-грамматические признаки.

Влияние семантических изменений на принадлежность существительного к лексико-грамматическому разряду.

Синкретичные явления в области лексико-грамматических разрядов.

Читайте также: