Совесть как внутренний закон индивида конспект

Обновлено: 05.07.2024

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

  • Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

Ожидаемые результаты:

Ход урока

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

А) - Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) - Что такое стыд?

В) Работа с текстом учебника.

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в паре.

- Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

- Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

- Мы ответили на второй вопрос урока.

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

- Кот Базилио и Лиса Алиса;

Ж) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

  • заставляет размышлять о своих поступках,
  • критически оценивать свои поступки,
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
  • игнорирует хитрые оправдания,
  • заставляет говорить о себе правду.

- Что значит поступать по совести?

- Работа с пословицами.

  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Совесть без зубов, а грызет.

- Чему учат нас эти пословицы?

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

и) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 2, 3 абзацы.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека.

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  • Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  • Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  • Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  • Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  • Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

Как понять выражения:

  • меня мучает совесть;
  • бессовестный человек;
  • совестливый человек;
  • моя совесть молчит;
  • моя совесть чиста?

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Согласны ли вы с утверждениями:

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)

  • Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

- Кто выиграл в наших соревнованиях?

- Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

- Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия.Оценка.

  • Урок сегодня был удачный,
  • Не прошёл для вас он зря.
  • Вы все очень постарались.
  • Вам понравилось, друзья?

1. Закончи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Урок дал мне для жизни…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Что такое хорошо

И что такое плохо? - демонстрация слайда

Что такое хорошо?

Что такое плохо?

Почему одни люди поступают хорошо, а другие плохо?

III. Изучение нового материала

Совесть - это …(ученики говорят)

Слайды: Совесть – божественный закон

Совесть – зритель и судья добродетели.

Совесть – способность личности: 1.самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательности ; 2. осуществлять нравственный самоконтроль.

Совесть : 1. внутренняя убежденность в том, что является добром и злом; 2.сознание нравственной ответственности за свое поведение.

(Комментарий: 1.осознание и 2.контроль)

Основой совести является чувство стыда.

Слайды: Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. - (Сервантес)

Народная мудрость:
Есть слезы – есть и совесть.

Жизнь дана на добрые дела.

Худые дела не доведут до добра.

Умел грешить – умей и каяться.

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель

О совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

Хочу предложить вам оригинальную точку зрения на возникновение совести и понимание её.
Представьте себе, что вы искренне верующий в Бога человек. Вы уверены - Бог есть! И всё, что написано в Библии - истина. Кому-то легко это сделать, кому-то не очень. Но постарайтесь.

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто её не видел. Но с того момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди поступают вопреки своей выгоде или удовольствию не перечислить.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который его, то упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство и называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Совесть – незваный гость, докучный собеседник… - слайд

Недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины, отчаяние.

Приведем примеры из Библии: - (слайды)

1.Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерениями скрыться от Бога. (Быт. 3:7-10).

2. Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий. (Быт.4:14)

3. Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид вместо того, чтобы отомстить ему за зло, пощадил его жизнь. (Цар.26 гл.)

4. Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину- прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, на которые указал Христос. (Иоанн, 81 гл.).

В Священном Писании совесть еще называют сердцем. Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие.

IV.Выводы:

Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она – совесть - действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития!

Слайд или фрагмент мультфильма:

Мальчик радостный пошел

«Буду делать хорошо

V.Рефлексия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОВЕСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ЗАКОН ЖИЗНИ

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном качестве человека – о совести и узнаем, какие правила помогут вам жить в ладу со своей совестью.

А что такое совесть?

А как толкуют значение этого слова авторы словарей.

БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

Совесть (по Ушакову) - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Существует много высказываний знаменитых людей.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Денис Иванович Фонвизин. (русский писатель)

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце.
Мигель де Сервантес (испанский писатель)

Существует много пословиц и поговорок о совести, с некоторыми из них мы познакомимся, выполнив задания.

Соедините части предложений так, чтобы получилась пословица.

Как не мудри, а совести не перемудришь.

Совесть без зубов грызет.

От человека утаишь, а от совести нет.

Поступать вопреки своим убеждениям (поступать против совести).

Жить честно, справедливо (жить по совести).

Делать что–либо хорошо (делать на совесть).

Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести (жить со спокойной совестью).

Поступать без стыда, без стеснения (без зазрения совести).

Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, то говорят этот поступок …(на его совести).

— Я беден и слаб, а вы молоды. И ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Дети мои, есть способ добыть деньги - просто взяв их. Ведь мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны для вас ничего не стоит отнять кошелек у богача. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги.

— Отправимся прямо сейчас!

— Другие мои ученики горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.

— Прости, учитель! Но твоё предложение невыполнимо!

— Нет такого места, где никто не увидит. Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю себе воровать.

— Счастлив я, если среди моих учеников хотя бы один понял слова мои!

- Учитель мы поняли смысл твоего испытания и впредь, когда у нас возникнет соблазн совершить плохой поступок, мы будем вспоминать твои наставления.

Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели.

Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

Недоброе чувство, мысль или дело.

Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

Состояние полной, высшей радости.

У каждого из вас есть маленькое сердце, на котором вы указываете то качество, которое, по вашему мнению, поможет жить по совести. Давайте все вместе создадим сердце, т. е. совесть класса.

— Я беден и слаб, а вы молоды. И ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Дети мои, есть способ добыть деньги - просто взяв их. Ведь мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны для вас ничего не стоит отнять кошелек у богача. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги.

— Отправимся прямо сейчас!

— Другие мои ученики горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.

— Прости, учитель! Но твоё предложение невыполнимо!

— Нет такого места, где никто не увидит. Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю себе воровать.

— Счастлив я, если среди моих учеников хотя бы один понял слова мои!

- Учитель мы поняли смысл твоего испытания и впредь, когда у нас возникнет соблазн совершить плохой поступок, мы будем вспоминать твои наставления.

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.

Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.

Обучающая задача: формирование мыслительно - речевой деятельности детей школьного возраста с о. в. з.

ВложениеРазмер
sovest_-_vnutrenniy_sudya_cheloveka.docx 28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Логинова Т. Ф.

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.

Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.

Обучающая задача: формирование мыслительно - речевой деятельности детей школьного возраста с о. в. з.

- Встали, ребята! Поприветствовали гостей, которые пришли посмотреть как вы умеете работать на занятии. Посмотрите- к нам пришли те, кого вы все хорошо знаете. Это наши воспитатели и учителя. Поэтому настраиваемся на спокойный лад и начинаем работать.

(Цель: настрой на предстоящую работу).

-Садитесь, пожалуйста! Устройтесь удобно на стуле. Расслабтесь и закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Открываем глаза , приготовились внимательно слушать и отвечать полным ответом. ( Цель: ослабление напряжённости).

3. Работа по теме занятия.

-Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о важнейшем нравственном понятии- -о совести- внутреннем судье человека. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. Это понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром, а что злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей извечной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни добра, ни совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

Совесть называют высшим законом и судьёй.

Воспитанный человек, совершив плохой поступок, испытывает чувство вины, угрызения совести.

-Постарайтесь понять, почему о совести говорят тогда, когда возникает вина человека за что- то.

Почему совесть называют высшим законом и судьёй.

_Приходилось ли вам переживать за содеянное, оставаясь наедине с

собой? ( Ответы детей).

-Ребята, расскажите пословицы, поговорки и высказывания, которые вы подготовили к нашему занятию и постарайтесь объяснить их своими словами, как вы их понимаете .

- Когтистым зверем, скребущим сердце, называл совесть А. С. Пушкин.

Сколько мук испытали совестливые люди после совершения поступка, который принёс кому- то ущерб, кого- то унизил! Эти муки называются угрызениями совести. Именно они скребут своими когтями сердце.

- Чего, по –вашему, надо стыдиться в жизни и почему ?

-бедности своих родителей;

- аккуратной, но не модной одежды;

- пренебрежения к окружающим;

- грубости по отношению к людям;

-чего- то ещё ( огрызаться на замечание; ударить слабого, беззащитного).

Вот например такой случай:

-Как вы считаете, может ли не действие, а бездействие быть преступлением? Приведите примеры, когда угрызения совести могут мучать человека не за то, что он сделал, а за то, чего не сделал?

Совесть многих людей спит, иногда вечным сном. Она умерла, не родившись. Но у очень многих людей она может проснуться. И лучше, если это произойдёт пораньше, когда ещё можно насладиться общением с ней, а не мучиться угрызениями под старость.

Послушайте историю и подумайте.

-Как, вначале, поступил сын по отношению к матери?

- Почему мы не можем назвать этого мальчика закоренелым негодяем? Что произошло с ним в конце концов?

( В нём проснулась совесть).

- Какие известные вам пословицы и выражения можно подобрать к этой истории?

Воспитатель на доске помещает задание.

- Определите лишнее слово: стыд, раскаяние, искупление , страх, чувство вины, угрызение, прощение, сожаление.

-А почему именно страх? Почему это лишнее слово?

- Правильно! Страх- это не раскаяние о плохом поступке.

Ему не стыдно, а просто страшно, что накажут.

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

-А сейчас тихонечко сели и продолжим работу.

У Антона Семёновича Макаренко есть слова:

- А что значит – поступать по совести?

Цель: развивать умение анализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения.

-Проанализируйте следующие ситуации:

1. В школьном коридоре Вадим нашёл кошелёк, в котором , как оказалось , было 50 рублей. Кроме Вадима , в коридоре никого не было . Как вы думаете он должен поступить?

-Каким был Буратино? ( Грубым, капризным).

-Можно сказать, что он был бессовестным по отношению к папе Карло и к Пьеро? Приведите примеры ,как Буратино разговаривал с папой Карло и с Пьеро.

-Проснулась ли совесть у Буратино? Докажите.

3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил . Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

4.Можно ли воспитать в себе совесть?

-Думайте, анализируйте, размышляйте о том , что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

-Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

-Ребята, что нового вы узнали на этом занятии?

- Над чем задумались впервые?

- Что вам помогло осмыслить понятие совесть?

-Что понравилось на занятии?

- Что не понравилось?

-Что показалось самым важным и полезным?

- Какие мысли приходили в голову?

-Ребята, вы все сегодня молодцы! Все хорошо работали! Особенно мне понравились ответы…

-Хочу выразить благодарность тем, кто выучил пословицы и высказывания к нашему занятию, ребятам, которые подготовили сценку.

Всем большое спасибо! На этом наше занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Совесть - внутренний судья человека


Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений.


Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку.


"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть.


"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть.


Цели: развивать стремление к осмыслению себя, своих поступков в поведении.- совершенствовать навыки культуры общения через речевые упр.

Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"

Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести.

Читайте также: