Совершенствование техники метания гранаты конспект

Обновлено: 07.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: в данном уроке представлена техника метания учебной гранаты на дальность как с места, так и с бросковых шагов. Мы подробно рассмотрим технические нюансы разбега, отведения и броска гранаты на дальность.

Граната – легкоатлетический метательный снаряд.

Бросковые шаги – шаги разбега перед броском снаряда.

Разбег – ускорение перед метанием для придания снаряду максимальной скорости.

Угол вылета – это траектория движения снаряда после покидания руки метателя.

Факторы – это определенные условия, от которых зависит результат.

Беговые шаги – бег для набора скорости перед бросковыми шагами.

Бросковые шаги – шаги, при которых выполняется отведение снаряда и его бросок.

Основная литература:

  • Лях В. И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Метание гранаты часто используется как вспомогательное упражнение для отработки броска, отведения и бросковых шагов.

В технике метания гранаты на дальность можно выделить несколько обязательных частей. Удержание снаряда, разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска.

На этом уроке мы рассмотрим все эти части, а также разберем бросок на дальность с места.

Итак, чтобы приступить к тренировке броска на дальность, стоит разобраться в факторах, непосредственно влияющих на дальность полета снаряда.

Основные факторы: угол вылета, начальная скорость вылета снаряда, высота точки, в которой снаряд покидает руку, а также сопротивление воздушной среды.

Начальная скорость вылета снаряда зависит от усилия, приложенного метателем к снаряду, от длины пути, пройденного снарядом в руке метателя, и от времени, за которое снаряд проходит этот путь.

Скорость снаряда можно увеличить с помощью силы и скорости, при этом сократив время воздействия на него. Можно сказать, что путь отведения снаряда имеет не менее важное значение, чем финальное усилие.

Важен и угол вылета снаряда, который также влияет на дальность полета. Практика показывает, что наилучший угол для достижения наибольшей дальности составляет от 30 до 43°.

Сопротивление воздушной среды уменьшает горизонтальную скорость и дальность полета снаряда.

Воздушная среда также может повлиять на дальность полета, так как сопротивление воздуха создает подъемную силу и увеличивает время нахождения снаряда в воздухе. Однако этот показатель не значителен.

Метание гранаты с места.

Метание гранаты на дальность с места выполняется по нижней дуге, или замахом вперед-вниз-назад по кругу, во время которого на снаряд действует наибольшая сила и он развивает наибольшую скорость.

Необходимо встать перед контрольной линией, отставляя правую ногу назад (или с шагом левой ногой вперед), держа руку с гранатой перед собой в согнутой под прямым углом правой руке.

Затем, одновременно приседая на правой ноге, отводя правое плечо вправо, начать быстрым движением опускать руку со снарядом, выпрямляя ее, провести снаряд по кругу назад.

Выпрямляя ногу и отталкиваясь ей, подавая корпус вперед, нужно бросить гранату, пронося ее маховым движением руки над плечом.

Далее будет рассмотрена подробная техника метания и броска гранаты на дальность с разбега.

В начале разбега граната удерживается в согнутой руке, выше уровня плеча, перед собой.

Разбег состоит из двух частей:

а) предварительная часть начинается от стартовой линии и заканчивается на контрольной отметке. Длина дистанции составляет 16—20 м, или 8—10 беговых шагов.

б) заключительная часть начинается на контрольной отметке и заканчивается на ограничительной планке. Дистанция составляет 7—10 м, или 4—5 бросковых шагов.

В предварительной части разбега набирается оптимальная скорость для выполнения движений в заключительной.

Граната держится свободно, рука не напрягается, туловище вертикально. Скорость набирается равномерно, и достигает 2/3 от максимальной перед контрольной отметкой. Темп последних шагов должен повышаться, а длина шагов оставаться прежней.

Слишком высокая скорость разбега является ошибкой, приводящей к неудачному броску.

После попадания ноги на контрольную отметку начинается заключительная часть разбега, которая состоит из бросковых шагов – т.е. шагов, во время которых начинается отведение гранаты и выполняется бросок.

С первым бросковым шагом начинается отведение гранаты по максимально большей дуге, а корпус поворачивается левым боком по направлению метания.

В четвертом шаге главное – это занять растянутое положение для броска (поза натянутого лука) и затормозить скорость движения вперед. Для этого шаг удлиняется, стопа ставиться немного левее от центральной линии.

Именно последний бросковый шаг, работа левой ноги способствует передачи скорости от метателя к снаряду.

Если левая нога сгибается в коленном суставе и ставится на грунт под углом более 60°, то вся энергия разбега гасится, работа стопорится, что приводит к слабому броску.

Финальное усилие броска гранаты выполняется совместными усилиями ног, туловища и рук, а не только одной рукой.

Сохранение равновесия после броска: чтобы сократить влияние инерции после броска за кратчайший отрезок пути, нужно поставить носок правой ноги по направлению влево – т.е. тормозящий шаг.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Элементы разбега

Соедините элементы разбега в соответствии с содержащимися в них шагами.



1. Совершенствование техники метания гранаты на точность

Метание гранаты стоя с места. Взять гранату в правую руку; отставляя правую ногу назад (или с шагом левой ногой вперед), сделать замах рукой вверх по дуге; отталкиваясь правой ногой и подавая корпус вперед, бросить гранату, пронося ее маховым движением руки над плечом.
По целям, находящимся на расстояниях более 30 м, метание гранаты производится с замахом по дуге вниз назад.

Метание гранаты стоя с места с замахом вверх назад

Метание гранаты в движении (граната в полусогнутой руке перед лицом). Не останавливаясь, с шагом левой ноги начать замах, опуская руку с гранатой вперед вниз; со вторым шагом правой ногой, разворачивая ее носком вправо, продолжать замах назад; со следующим шагом левой ногой закончить поворот корпуса и замах, отводя руку с гранатой с одновременным поворотом корпуса и отклонением его назад в крайнее положение; вслед за постановкой левой ноги, используя скорость движения, бросить гранату в цель.

Метание гранаты в движении

Метание гранаты с колена. Взять оружие в левую руку (положить на бруствер) и, отводя руку с гранатой вниз или вверх назад, сделать замах, поворачивая корпус вправо. Разворачиваясь грудью к цели, бросить гранату в цель.

Метание гранаты с колена

Метание гранаты из положения лежа. Взять гранату в правую руку, подтянуть руки к груди и опереться ими о землю; отталкиваясь руками и отставляя правую ногу назад, встать на левое колено и произвести замах, отводя руку с гранатой назад; отталкиваясь правой ногой, повернуться грудью к цели и, падая вперед, метнуть гранату в цель.

Метание гранаты из положения лежа

Метание гранаты из траншеи (люка танка, колодца). При метании гранаты из глубокой траншеи встать ногами в выемки или на выступы крутостей траншеи и сделать замах вверх назад; выпрямляя правую ногу и поворачивая корпус в сторону метания, бросить гранату в цель.

Метание гранаты из траншеи

Метание противотанковых гранат. Производится из-за укрытий маховым движением руки над плечом. Замах и особенно начало метания должны быть плавными, постепенно ускоряющимися к концу броска. После броска немедленно укрыться.

Выполнение упражнения оценивается:

2. Тренировка упражнения № 43 (бег на 100 м)

Упражнение 43. Бег на 100 м.

С увеличением скорости наклон туловища уменьшается до оптимального и завершается переход на маховый шаг.
Стартовый разгон на коротких дистанциях заканчивается, как правило, на 25–30 метрах дистанции.

Нормативы по ускоренному передвижению и легкой
атлетике

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие
менее 6 месяцев

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие 6
месяцев и более

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метание гранаты. Виды и техника метания. Особенности.

Способы метания гранаты

Таковых всего два — на дальность и на точность. Снаряд , используемый для метания — это учебная граната весом 0,5 кг для юниоров и 0,7 кг для взрослых спортсменов. Для солдат устанавливаются особые требования к экипировке: это должна быть полевая форма и автомат. Головной убор снимать ни в коем случае нельзя, а вот расстегнуть воротник или слегка ослабить ремень допустимо.

Бросок на дальность

Brosok na dalnost

Этот способ метания наиболее распространен. По решению организаторов сдачи нормативов спортсмен выполняет бросок снаряда либо с места, либо с разбега. Если метание гранаты производится с места, то площадка оборудуется специальной планкой либо проводится 4-метровая линия. Для броска с разбега необходима дорожка протяженностью 25 м и шириной 1,5 м по всей длине и 4 м. около планки.

Участники делают по 3 подхода. Результат засчитывается при выполнении следующих условий:

· Граната приземлилась внутри коридора, не выйдя за ее пределы по ширине.

· Атлет при разбеге не вышел за пределы дорожки, не допустил заступа за линию и не коснулся частью тела, экипировкой или снаряжением пространства за ней.

· Спортсмен не задел планку и не наступил на нее.

Замеряется дальность следующим образом:

· След от снаряда внутри коридора отмечается колышком.

· Рулеткой с точностью до сантиметра определяют расстояние от планки до колышка.

При оценке результатов имеется один нюанс: замер производится не после каждого броска, а после трех подходов. В протоколе фиксируется только наибольшая дальность броска.

На армейских, школьных или иных состязаниях при наличии нескольких участников с одинаковыми показателями для определения победителя выполняются дополнительные броски. Если же выявление победителя не имеет принципиального характера, считается, что спортсмены с равными результатами разделили те или иные места между собой.

Метание гранаты на точность

Производятся также с разбега или с места. Площадка для метания оборудуется следующим образом:

· В 40 м от места броска расчерчивается мишень, состоящая из 3-х кругов: центральный радиусом 0,5 м, второй — 1,5 м и третий — 2,5 м.

· Центр мишени отмечается красным флагом высотой 30 см от поверхности земли.

· Для обеспечения безопасности при метании гранаты за мишенью устанавливается ограждение из металлической сетки.

Метание гранаты на меткость ставит перед спортсменом задачу поразить самый центр мишени. При этом попадание в каждый из кругов оценивается определенным количеством очков. Поразить центральный круг труднее всего, поэтому за такое попадание присуждается больше всего баллов — 115. За попадание во второй круг начисляется 75 баллов, в третий — 45. За поражение флажка в центре спортсмен получает еще 115 очков.

Для того, чтобы продемонстрировать свою меткость, метателю предоставляется аж 15 зачетных попыток плюс 3 пробных. Однако время их выполнения ограничено: на тренировку отводится 1 мин., а на сдачу норматива — 6 мин.

Расстояние до цели после броска оценивается судьей: он фиксирует результат каждого подхода, озвучивает его и выставляет оценку. Только после этого атлет может приступить к новой попытке.

В личном первенстве победитель определяется по наибольшей сумме заработанных очков. Если есть участники с равными результатами, то призовое место достается тому, у кого больше попаданий в центральный круг, а затем во второй и третий. В командном зачете рассчитывается средний результат от суммы очков всех участников.

Техника метания гранаты

Снаряд удерживают так, как показано на рисунке:

Metanie granaty 3

Ручку берут четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец находился у самого ее края. Продольная ось снаряда при этом проходит по линии предплечья. При разбеге его поднимают над плечом в полусогнутой руке, которая движется в такт бега.

Разбег можно условно разделить на 2 части:

1. Атлет движется прямо, набирая скорость.

2. Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.

То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства спортсменов. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.

На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.

Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.

На четвертом шаге спортсмен производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх. Таким образом, спортсмен принимает положение натянутой тетивы. Атлет производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.

Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.

Metanie granaty 4

Типичные ошибки в технике

При обучении метанию гранаты часто возникают следующие ошибки:

· Опускание кисти метающей руки слишком низко при отведении снаряда назад.

· Запоздание в работе ног (нижние конечности не успевают за верхними).

· Высокий прыжок при выполнении скрестного шага.

· Остановка перед осуществлением броска.

· Метание гранаты только с помощью руки.

· Опускание локтя в момент броска.

· Наклон корпуса влево при броске.

· Сгибание левой ноги при выбросе снаряда.

Указанные выше ошибки снижают результативность метания. Однако при помощи регулярных тренировок и выполнения специальных упражнений они вполне устранимы.

Основой совершенствования техники метания многие специалисты считают развитие координации броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Предлагают также добавить в финальное усилие резкий выдох, позволяющий значительно повысить силу броска и, соответственно, скорость полета гранаты. Кроме того, все профессионалы сходятся в одном: чтобы метание гранаты было продуктивным, необходимы ритм и свобода движений спортсмена.

1. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе: методические рекомендации для учителей. Выпуск 6: Легкая атлетика. Советский спорт. 2005г.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Москва. Владос. 2004г.

3. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. Ростов-на-Дону. Феникс,2005г.

4. Озолин Н.Г., Воронкин В.И., Примаков Ю.М. Учебник по легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

5. Тутевич В.Н. Теория спортивных метаний. - М.: Физкультура и спорт, 1969.

Обучение студентов выполнению физических упражнений, совершенствование изученных упражнений, а также развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.

ВложениеРазмер
metod_razrabotka.docx 50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение технике метания гранаты способствует развитию силы мышц рук и плечевого пояса, мышц спины и брюшного пресса, а также мышц ног.

Повышает общую выносливость, работоспособность и совершенствует физические способности, укрепляет здоровье.

Образовательная - обучение студентов выполнению физических упражнений, совершенствование изученных упражнений, а также развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.

Студенты должны иметь представление:

- о ТБ и поведении при выполнении;

- о выполнении физических упражнений;

- о технике разгона;

- о технике выполнения метания гранаты.

- Способствовать развитию мышления;

- Развивать искусство общения;

- Способствовать саморазвитию личности.

Воспитательная: развитие у студентов внимания, дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, воли, решительности, смелости, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ

Возможность их формирования на занятиях через содержание деятельности студентов

подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков

При подготовке к занятию

высокий уровень развития жизненных сил

При общении с преподавателем, друг с другом

Непосредственно при занятии физической культурой

нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие

При ответах, комментариях к ответам других студентов

После изучения данной темы:

Студенты должны знать :

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

Студенты должны уметь владеть техникой метания гранаты.

Время урока – 90 минут

Гранаты 500гр. и 700гр.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Краткое описание деятельности преподавателя

Проверяет присутствие студентов

Построение в шеренгу

Сообщает задачи урока

Изложение темы и ее обоснование

Сообщает тему занятия

Объясняет важность и значимость темы

Определение цели занятия

Определяет цели занятия, пути достижения поставленных целей.

Ознакомление с техникой метания гранаты

Рассказывает и показывает студентам технику метания гранаты

Проводит опрос студентов по вопросам темы

Самостоятельная работа студентов

Имитация техники метания гранаты

Подведения итогов занятия

Объявляет оценки студентам, обсуждение ошибок

Задает домашнее задание к следующему занятию

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

Упражнения для тренировки

1. Броски и ловля мяча.

2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.

3. То же, что и 2, но другой рукой.

4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.

5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.

6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).

7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.

8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.

9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.

10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.

11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.

12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.

13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.

14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.

15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.

16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.

17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.

18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.

19. Метание мяча изученными способами на дальность.

20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.

Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).

При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.

Факторы, влияющие на результат в метаниях

От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда.

В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Места для проведения

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА СТУДЕНТОВ

1.Сколько весит мужская/женская граната?

2.Что такое сектор метания?

3.ТБ при метании гранаты?

4.Где можно проводить метание гранаты?

5. От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Развитие силы, ловкости, быстроты в домашних условиях (бег, подтягивание, отжимание, прыжки через скакалку). Совершенствование техники метания гранаты.

1. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. -237с.

2. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014. -255 с.

Читайте также: