Состояние мира и расстановка действующих лиц в грозе конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: Способствовать развитию следующих компетенций:

  • лингвистическая компетенция: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать);
  • коммуникативная компетенция: способствовать обогащению словарного запаса);
  • языковая компетенция: развивать у учащихся способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка).

Методическая цель: использование приемов активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Ход урока

I. Мотивация, целеполагание.

– Наш урок я хочу начать с притчи.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли старые люди.
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Молодое поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А на каком языке вы говорите?
— Все старшее поколение говорит на тарабарском.
— А молодые жители?
Задумались старые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

II. Изучение нового материала.

На доске записан эпиграф:

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

Создание народного театра

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Периодизация творчества

В творчестве А.Н. Островского можно выделить несколько периодов:

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)

Творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)

Документальный фильм об Островском.

  • Роль Островского в становлении русского театра.
  • Какую роль в творческой судьбе Островского сыграло биографическое обстоятельство – жизнь в Замоскворечье? (на доске записаны).

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

– Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне.

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

III. Словарная работа.

– А теперь приступаем к выборочному чтению и анализу произведения. Но перед этим познакомимся со словарем языка писателя. Когда вы читали произведение, то вы, конечно же, столкнулись со словами, значение которых вы не знаете или имеете не совсем полное представление, поскольку многие из них являются уже устаревшими. Перед вами лежат листы, так называемые Словари языка писателя (Приложение 2), давайте прочитаем значение некоторых слов. Сегодня мы познакомимся только с двумя словами, которые мы встретим при чтении 1 действия (Перпету – мобиль, ханжа, иезуит, мещанин, приказный).

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

Вопросы:

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину.

V. Заполнение таблицы

– В чем же заключается конфликт в пьесе?

– Дома вы сделали большую работу, а именно, выписали цитаты, диалоги, характеризующие действующих лиц. Поэтому работаем следующим образом. Сначала вы зачитываете, потом мы даем общую характеристику и вписываем в таблицу (Приложение 5).

Дома вы работали с данной книгой на электронном носителе и должны были выбрать правила, которые характеризуют взаимоотношения в семье, отношения между родителями и детьми, женами и мужьями. (Зачитывание текстов).

– Конечно, порядки были строгие, но правильные и необходимые. Как вы думаете почему? (Я хочу, чтобы вы понимали все правильно, в принципе, в этих законах нет ничего плохого, поскольку они помогали сохранить семью, наладить взаимоотношения между членами семьи, приспособиться друг к другу. Просто в сущности русского человека заложена особенность – довести все до абсурда, до крайности, например, как у Кабанихи, не просто почитать родителям, а преклоняться перед ними, даже в прямом смысле этого слова (прощание Тихона с матерью).

VI. Подведение итогов

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф)

– И последнее, перед вами лежат листы достижений (Приложение 1), которые помогут сориентироваться в следующем: добились ли мы поставленных целей на уроке. Эти небольшие таблицы помогут сформулировать новые правильные учебные цели мне, а вам дадут толчок к новым открытиям. (Студенты сдают листы достижений.)

Катерина Петровна Кабанова – жена Тихона Кабанова. Мечтательная и красивая молодая женщина. Из-за несчастной любви топится в речке.

Тихон Кабанов – кроткий и безвольный маменькин сынок. Во всем слушается деспотичную мать и не имеет своего мнения.

Варвара Кабанова – дочь Марфы Игнатьевны, делает вид, что повинуется капризам матери, но на самом деле осуждает ее крутой нрав.

Марфа Игнатьевна Кабанова – озлобленная купчиха, сумасбродная и эгоистичная старуха. Любила руководить окружающими и устанавливать свои порядки.

Дикой Савел Прокофьевич – сумасбродный купец, жестокий и капризный человек, которому сложно угодить.

Борис Григорьевич – племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Нерешительный человек.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

Социальный конфликт в драме Гроза


В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.

Во-первых, это конфликт поколений. Наиболее важными людьми в городе Калинов, где разворачивает действие пьеса, являются Марфа Игнатьевна Кабанова (свекровь Катерины) и Савел Прокофьевич Дикой. Оба состоятельные купцы, представители старшего поколения, выросшего на патриархальных устоях и нравах, которые уже устарели. И Кабаниха, как ее называют в городе, и Дикой чувствовали, как меняется мир вокруг них, меняется общество, поэтому и давили на всех остальных еще больше своим авторитетом, они не хотели терять власть, основанную на материальных возможностях и слепому подчинению старшим.

К самоубийству главной героини своего произведения А.Н.Островский относится с состраданием, так как он понимает, что только одна Катерина смогла выступить против того патриархального уклада, царившего в Калинове. Только она смогла выразить свое мнение деспотичной Кабанихе, которую остерегались все в городе, а также она отличалась от остальных жителей города своей совестливостью и честностью. Катерина являлась настоящим лучом света во тьме.

События данной поэмы происходят на землях Руси почти тысячу лет назад. В образе князя Игоря автор собрал качества всех правителей Читать далее…

Учителем быть непросто. Это очень сложная, ответственная и благородная должность. Для того, чтобы стать настоящим учителем, человек должен очень многому Читать далее…

Все мы любим лето. Для многих лето – самое любимое время года. Ведь именно летом мы можем хорошо отдохнуть, получить новые Читать далее…

Анализируя окружающий мир, многие из нас нередко задаются вопросом: всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? Существует огромное количество разных Читать далее…

В наше время проблема потребления – одна из самых актуальных и достаточно серьезных. На сегодняшний день утвердившаяся в нашей великой Читать далее…

Я думаю, что у любого человека должно быть какое-то увлечение. Любимое занятие делает нас более добрыми и светлыми, открывает в Читать далее…

Популярные сочинения

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 78 364 раз

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.


Урок познакомит учащихся с историей создания пьесы "Гроза" и её действующими лицами, позволит определить тему, идею, основной конфликт произведения.

Описание разработки

Цели уроки:

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр. 147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

Конспект урока литературы А.Н.Островский Гроза

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления) :

- Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

- Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

- Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур

1.Вступительное слово учителя

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр.147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Обращение к словарю урока:

Мещанин-1.мелкий торговец, ремесленник, 2.человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором, безразличный к интересам общества.

(Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный)

- На чем основано самодурство таких людей как Дикой?

Борис претендует на часть наследства, поэтому вынужден терпеть оскорбления, ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы)

- Охарактеризуйте Бориса, Кулигина, Кудряша.

(Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления)

- В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. (Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы)

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ( не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке)

– Самостоятельно сделайте выводы о характере Кабанихи (на оценку зачитать)

В) Анализ 7, 8, 9 явлений.

- Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? (выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих)

- Чем отличается от других персонажей? (Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания)

В 7 явлении происходит разговор Катерины с Варварой. Прочитаем фрагмент этого явления по ролям. «Отчего люди не летают. )

- Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

- В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? (в родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку)

- В чем она признается Варваре?

- Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

- Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

- Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

- Чем заканчивается 1 действие? (пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы)

- Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? (считает свои мысли грешными)

4. Подведение итогов.

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, деспотичными, крепостническими социально-бытовыми принципами, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.

Наша задача на следующих уроках – накапливать материал о героях пьесы, подойти к раскрытию конфликта драмы.

Читайте также: