Конспект урока вегетативные органы растений

Обновлено: 05.07.2024

- развитие приёмов мыслительной деятельности, таких как анализ-синтез, сравнение, обобщение.

- развитие личностных качеств обучающихся: любознательность, интерес к предмету

Формы контроля: индивидуальный, фронтальный

Тип урока: обобщения, систематизации и контроля знаний

Методы урока: словесные, наглядные.

Технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Домашнее задание: § 27,28 - повторить

Содержимое разработки

Предмет БИОЛОГИЯ, класс: 5

Тема урока: Вегетативные органы и их значение в жизни растения

Обобщить и систематизировать знания учащихся о вегетативных органах цветкового растения

Выявить уровень подготовки школьников по данной теме

- развитие памяти обучающихся (через повторение основных понятий темы);

- развитие приёмов мыслительной деятельности, таких как анализ-синтез, сравнение, обобщение.

- развитие личностных качеств обучающихся: любознательность, интерес к предмету

Формы контроля: индивидуальный, фронтальный

Тип урока: обобщения, систематизации и контроля знаний

Методы урока: словесные, наглядные.

Технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Домашнее задание: § 27,28 - повторить

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

метапредметные УУД

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии

Настроить учащихся на деловой ритм

Организация рабочего места, готовность к уроку

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивировать обучающихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала

Мобилизация учащихся на учебную работу

Психологически настраиваются на работу, занимают рабочие места.

Познавательные (выделение и формулирование познавательной цели)

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и умений.

1 - На какие группы делят органы цветкового растения?

2 - Какие органы относят к вегетативным?

3 - Корень. Фун-ии корня.

4 - Побег. Из каких органов он состоит.

Выделение существенных признаков в строении вегетативных органов и его компонентов

Познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи)

- Участвовать в коллективном обсуждении, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

1.Растение имеет вегетативные органы: корень и побег

2. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.

3. Побег развивается из почки

4. Почка – это зачаточный побег

5. Лист – часть побега

6. Листья разных растений имеют разное жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое.

7. Растения, имеющие листья с сетчатым жилкованием, относятся к классу…/двудольные/

8. Испарение воды листьями происходит через…./устьица/

9. Зеленые клетки мякоти листа содержат …/хлоропласты/

10. Для процесса фотосинтеза необходимы свет, вода и …/углекислый газ/

11. В результате фотосинтеза в растении образуются…/органические вещества и кислород/

12. Зеленое красящее вещество, входящее в состав хлоропластов…/хлорофилл/

13. Естественный процесс сбрасывания листьев у многолетних растений…/листопад/

Задание 2. Рассмотрите рисунок. Определите типы жилкования и форму у предложенных листьев. При ответе используйте рис. 58,59 учебника.

Тип листа по числу листовых пластинок

Форма листовой пластинки

Выводы: К основным частям листа относят основание, ___________, ____________, _____________. Простой лист имеет _____________ листовую пластинку, сложный лист отличается наличием ____________ листовых пластинок. У разных растений листья отличаются типом жилкования, выделяют _____________, _____________ , дуговое жилкования.

Простые листья характерны для таких растений, как ___________________________________________________________, сложные – ___________________________________________________ .

10.1.1. Систематизировать и закрепить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения вегетативных органов растения и взаимосвязи их строения и функций.

10.1.2. Актуализировать знания учащихся о функциях корня,
стебля и листа.

10.2.1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи при выполнении заданий. 10.2.2. Формировать навыки работы с натуральными объектами.

  1. Развивать коммуникативные навыки работы в парах.
  2. Развивать у детей интерес к изучению биологических явлений и понятий.

10.3.1. Воспитывать культуру общения.

10. 3.2 . Воспитывать уважительное отношение к ответам

10.3.3. Осуществлять экологическое воспитание

  1. Основной дидактический метод: частично поисковый
  1. Частные методы и приемы: побуждающий и подводящий диалоги, индивидуальные ответы, метод демонстрации слайдов, работа с натуральными объектами
  2. Дидактические средства: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация к уроку, гербарии, натуральные объекты

( побеги липы, черемухи и сирени).

14. Список использованных источников:

14.1. Пономарева И.Н. и др. Биология (растения, бактерии, грибы, лишайники): учебник биологии для бкл. оыцеобраз.учрежд./ И.И.Пономарева, О.А.Корнилова и др..- М: Вентана-граф,2004. -233с.

1.Организация начала урока

1.1 Приветствие учащихся и гостей

1.2 Подготовка учащихся к работе

2. Мотивация учебной деятельности

2.1 Постановка целей урока

3. Обобщение и систематизация знаний.

3.1 Орган. Вегетативные и генеративные органы растения

3.2 Строение корня

3.3 Строение побега

3.4 Вегетативные и генеративные почки.

3.6 Строение листа

3.7 Строение стебля

6. Оценивание работы на уроке.

7. Домашнее задание

7.1 Пояснение домашнего задания

8. Организованное завершение урока.

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок.

В течение нескольких уроков мы знакомились со строением, значением органов растения. На этом уроке мы обобщим изученный вами материал и закрепим все полученные знания.

Каждый человек соприкасается с живой природой – растениями, животными, микроорганизмами. Чтобы сохранить живую природу во всем ее многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы, в каких условиях они живут и развиваются, какую роль играют в природе, в чем их ценность для людей. Все это изучает наука - …..( биология ). Знакомство с этой наукой вы начали с изучения царства растений.

  1. Назовите общие признаки растений? ( имеют хлорофилл, образуют на свету органические вещества, почти все ведут неподвижный образ жизни)
  2. Как называется наука изучающая это царство?

СЛАЙД 3 Ботаника – это наука, которая занимается изучением растений .

Мир растений огромен и удивителен. Среди них есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы. Такие растения называют …. (низшими) Но есть растения, тело которых состоит из органов и такие растения называют … (высшими).

Нет корней, стеблей, листьев Есть корень, побег
(водоросли) (Мхи. Папоротники.
Голосеменные. Покрытосеменные)

СЛАЙД 4 . Таким образом, растения делятся на группы по наличию или отсутствию органов. Тогда что же называют органом?

Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую – либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме.

У растений органы делят на две большие группы – генеративные и вегетативные.

  1. Какие функции они выполняют? ( Вегетативные - это органы, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой. К ним относятся – корень и побег. Органы, отвечающие за размножения, называются генеративными. К ним относятся – цветок и плод с семенами.)

СЛАЙД 5 Вегетативные органы растения. (в тетради число и тему урока)

Давайте более подробно еще раз вспомним строение и значение вегетативных органов растения.

СЛАЙД 6. Корень и побег – главные вегетативные органы растения, делящие его на две части. Побег это НАДЗЕМНАЯ часть растения , Корень – ПОЛЗЕМНАЯ.

  1. Какая часть растения называется побегом? ( Стебель, с расположенными на нем листьями и почками.)
  2. Какая часть растения называется корневой системой? ( Все корни растения)

Корень – один из основных вегетативных органов растения

  1. Какие типы корневых систем вы знаете?
  2. Чем они отличаются друг от друга?
  3. Какие корни образуют корневую систему растения?

СЛАЙД 9. Найди ошибку ( поменять боковые с придаточными )

СЛАЙД 10. Внутреннее строение корня.

Какие зоны можно выделить во внутреннем строении корня и какое они имеют значение?

СЛАЙД 11. Строение корня напрямую связано с функциями, которые он выполняет. Корень имеет очень важное значение для растений. Какие функции выполняет корень?

  1. Закрепляет растение в почве.( якорная функция)
  2. Всасывает воду и растворенные в ней минеральные вещества.(проводниковая).
  3. Накапливает запасные питательные вещества.(запасающая)
  4. Вегетативное размножение растений.

СЛАЙД 12. Найдите лишнее.

Почему вы так считаете? ( луковица является видоизмененным побегом.

Побег, как и корень, - один из основных органов высшего растения.

Побег – часть стебля с расположенными на нем листьями и почками.

Ось побега растения.
Опора растения, проводит питательные вещества, осуществляет связь между корнями и листьями

Боковая часть побега.
Необходимы для дыхания, образования питательных веществ, испарения воды.

Зачаточный побег
(листовой и цветочный)

СЛАЙД 14. Какое строение имеет побег? У вас сна столах имеются три побега: сирени, липы, черемухи. В парах, негромко, повторите строение побега, определите тип листорасположения. Кто затрудняется может воспользоваться слайдом.

  1. Стебель состоящий из узлов и междоузлий.
  2. Лист
  3. Верхушечная почка
  4. Боковые почки.

СЛАЙД 15. Очень большую роль на побеге играет почка, так как представляет собой зачаток нового побега.

  1. Какие виды почек вам известны?
  2. Чем генеративная почка отличается от вегетативной?

( Кроме зачаточных листьев и почек в ней есть еще и зачаточные бутоны.

И они более крупные и округлые)

СЛАЙД 16. Физкультминутка.

Я вышла в сад, осенний сад (Ходьба на месте)

Качает ветер ветки (взмахи руками)

Я в руки яблоки беру –

Веселые, как лето ( потянуться вверх)

Закаты на одном боку

А на другом рассветы (Повороты туловища)

СЛАЙД 17. Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение на побеге.

Опишите внешнее строение листа? ( выполняют работу в тетрадях)

  1. Листовая пластинка
  2. Черешок
  3. Прилистники
  4. Основание листа
  5. Жилки

СЛАЙД 18. На какие группы можно разделить листья?( простые и сложные )

Чем они отличаются друг от друга? ( У простых листьев к черешку крепится одна листовая пластинка, а у сложных несколько)

У вас на столах лежат гербарии. Разложите предложенные вам растения по строению листьев.

СЛАЙД 19. Лист играет огромную роль в жизни растения. Он выполняет функции без которых на Земле бы остановилась жизнь. Давайте расшифруем значение основных его функций?

СЛАЙД 20. Не менее важную роль в жизни растения играет и стебель растения. Стебель – это осевая часть побега.

СЛАЙД 21. Вспомним внутреннее строение стебля на поперечном разрезе.

  1. Запишите в тетради из каких частей он состоит?

СЛАЙД 22 Найди лишнее.

Ребята, Вам надо не только определить, какой рисунок лишний, но и объяснить, почему вы так считаете.

1. Были ли задания урока для вас понятными?

2. Как вы чувствовали себя на уроке?

3. Какова ваша оценка урока?

Если вы чувствовали себя на уроке хорошо, вам были понятны все задания и вы знали на них ответы – поднимите оранжевые листочки.

Если вы чувствуете, что у вас остались пробелы

в знаниях и вы не на все вопросы знали ответы – поднимите зелененькие листочки.

  1. Комментирование оценок.
  2. Д/З. Составить кроссворд по любому из вегетативных органов.
  3. Организованное завершение урока.

Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена морфология корня, типы корневых систем, а также функции корня.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Корень - основной вегетативный орган растений, обладает неограниченным верхушечным ростом, имеет радиальное строение, никогда не несет листьев.

1. Закрепление растения в почве.

2. Поглощение воды и минеральных солей.

3. Запасание органических веществ.

4. Синтез аминокислот, гормонов.

5. Дыхание почвенное.

6. Симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями.

7. Вегетативное размножение.

Главный корень – корень, который развивается из зародышевого корешка.

Боковой корень – ответвление главного корня.

Придаточный корень – корень, который развивается от стебля или листа.

Типы корневых систем:

Стержневая корневая система – система с хорошо развитым главным корнем стержневой формы (двудольные растения).

Мочковатая корневая система – система, представленная придаточными корнями (однодольные растения).

Смешанная корневая система – система, состоящая из главного, придаточного и бокового корней (древесные формы растений) (рис.1).


Рис.1. Стержневая (А) и мочковатая (Б) корневые системы

Зоны корня - структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста корня в длину.

Корневой чехлик - защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.

Зона деления - конус нарастания, представлен верхушечной образовательной тканью, обеспечивает рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона растяжения (роста) - зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

Зона всасывания - перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы осуществляется при помощи корневых волосков.

Зона проведения - зона, где по сосудам передвигается вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы, покрыта пробковой тканью (рис.2).


Рис. 2. Зоны корня

Корнеплод - видоизмененный утолщенный главный корень несущий укороченный побег, выполняет функцию запасания питательных веществ (морковь, свекла).

Корневой клубень - видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняет функцию запасания питательных веществ (георгин, орхидея)

Корни присоски - имеют паразитические растения, служат для проникновения в тело растения-хозяина, высасывают необходимые вещества (омела белая).

Корневые отпрыски - служат для вегетативного размножения. Они развиваются в надземные побеги из образующихся на корнях придаточных почек (сирень, слива, осина, вьюнки, осот и др.) (см. рис.3).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вегетативные органы растений: строение и функции побега и корня растений, видоизменения побегов, листьев и корней.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

К вегетативным органам растений относятся: побег (состоит из стебля с листьями и почками) и корень.

1.1. Побег – надземный осевой орган растений. Обладает способностью к неограниченному росту. Первый (главный) побег растения образуется из зародышевого побега. Побеги второго, третьего и т.д. порядков развиваются из боковых почек.


5 – пазуха листа

6 – пазушная почка

7 – верхушечная почка

Узел – место прикрепления листа к стеблю. Междоузлие – расстояние между соседними узлами. Пазуха листа - угол между черешком листа и стеблем.

Ветвление стебля необходимо для увеличения площади соприкосновения со средой. Верхушечное ветвление (дихотомическое) – наиболее древнее, верхушка главной оси дихотомически ветвится и дает начало двум осям следующего порядка (многоклеточные водоросли, мхи, плауны).

Боковое ветвление – от главной оси отходят боковые оси: моноподиальное (ель), симподиальное (черемуха), ложнодихотомическое (клён).


Рис.2. Типы ветвления: А - дихотомическое, Б – моноподиальное, В – симподиальное, Г – ложнодихотомическое.

По характеру расположения в пространстве побеги бывают: прямостоячие (1), приподнимающиеся (2), ползучие (3), стелющиеся (4), вьющиеся (5), лазающие (6).


Рис.3. Типы побегов по характеру расположения в пространстве.

Почка – укороченный зачаточный побег. В зависимости от расположения на побеге различают почки: а) верхушечные – на концах главных и боковых побегов, обеспечивают удлинение и рост побегов; б) боковые или пазушные – развитие боковых побегов;

в) придаточные – образуются на взрослых частях стебля, корня и листа.

Спящие почки – могут оставаться нераскрытыми много лет, в случае повреждения растения возобновляют его рост.

Выводковые почки – вид придаточных почек, образуются на листьях некоторых растений, они падают на почву и развиваются во взрослое растение (например, каланхое).

В зависимости от внутреннего строения различают почки вегетативные (в них – зачаточный стебель и листья) и генеративные (цветочные) (имеют зачатки цветков или соцветий).


Рис.4. Виды почек: А – вегетативная, Б – генеративная, В – смешанная; 1 – зачаточный побег, 2 – почечные чешуи, 3 – зачаточные цветки, 4 – зачаточные листья.

1.2. Строение стебля древесного растения

На поперечном срезе стебля древесного растения различаются несколько слоёв (рис.5): наружный – кора, под корой – древесина, в центре – сердцевина. Молодые стебли снаружи покрыты кожицей – первичной покровной тканью, которая замещается пробкой – вторичной покровной тканью.



Рис. 5. Поперечный срез стебля древесного растения

Древесина – проводящая ткань, состоящая из сосудов и трахеид, а также в состав входят паренхима и волокна. Трахеиды – удлиненные мертвые клетки. Сосуды – мёртвые клетки, расположенные друг над другом, с отверстиями на поперечных стенках. Функция – восходящий ток веществ (растворов минеральных веществ от корня к другим частям растений).

Между лубом и древесиной находится камбий – слой клеток боковой образовательной ткани (боковой меристемы); обеспечивает рост стебля в толщину за счёт деления клеток. Годичное кольцо – прирост древесины по толщине стебля за год.


Рис. 6. Строение стебля древесного растения (поперечный срез)

Лист – один из основных вегетативных органов высших растений, выполняющий в типичном случае функцию воздушного питания; занимает боковое положение на стебле (оси побега).

Лист выполняет три основные функции:

фотосинтез – образование в хлоропластах при помощи солнечной энергии органических веществ (глюкоза) из простых неорганических соединений (СО2 и Н2О) с выделением свободного кислорода;

– дыхание (газообмен) – поглощение О2 и выделением СО2 и энергии в результате окисления органических веществ. Количество О2 выделяемое растением при фотосинтезе в 10 – 30 раз больше количества О2 поглощаемого при дыхании.

транспирация – испарение растениями воды.

Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Листья, имеющие черешок, называются черешковыми (клен, осина, сирень, тополь, лютик и др.), не имеющие его – сидячие (кукуруза). У большинства однодольных (сем. Злаковые, Орхидные, Осоковые) и некоторых двудольных (сем. Зонтичные) основание листа сильно разрастается, охватывает целиком побег и образует трубку – влагалище, которое защищает стебель и почки от проникновения вредных организмов, от неблагоприятных факторов среды.


Рис. 7. Типы листьев: А – черешковый, Б – сидячий, В – влагалищный; 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3,4 – прилистники, 5 – листовое влагалище.

В зависимости от количества листовых пластинок выделяют простые и сложные листья. Лист называется простым, если он имеет одну листовую пластинку. В отличие от простых у сложных листьев на одном черешке (рахисе) располагается несколько обособленных пластинок, с собственными черешками.


Рис. 8. Типы сложных листьев

По форме листовой пластинки различают (рис. 7.2, 7.3):

округлые (длина и ширина пластинки примерно одинаковы – осина, груша обыкновенная);

сердцевидные (с сердцевидным основанием и заостренной верхушкой, длина превышает ширину – липа мелколистная, сирень);

почковидные (округлые с тупой выемкой у основания, ширина больше длины – копытень европейский);

стреловидные (с острыми лопастями у основания направленными книзу – стрелолист обыкновенный);

копьевидные (с острыми лопастями основания, расходящимися в стороны под прямым углом – щавель малый, вьюнок полевой);

линейные (продолговатые, длина которых превышает ширину более чем в 10 раз – тимофеевка луговая, ежа сборная);

игольчатые (сосна обыкновенная, ель европейская) и др.


Рис. 9. Формы листовой пластинки. Особые формы листьев: 1 – игольчатый лист; 2 – сердцевидный; 3 – почковидный; 4 – стреловидный; 5 – копьевидный; 6 – серповидный лист.


Рис. 10. Морфологические признаки листовой пластинки

А – форма основания: 1 – клиновидная, 2 – округлая, 3 – сердцевидная, 4 – усеченная, 5 – стре­ловидная, 6 – копьевидная, 7 – неравнобокая, 8 – суженная.

Б – форма верхушки: 1 – тупая, 2 – усе­ченная, 3 – острая, 4 – за­ос­тренная, 5 – остроконечная, 6 – выемчатая.

В – форма края: 1 – цельный, 2 – зубчатый, 3 – пильчатый, 4 – двоякопильчатый, 5 – городчатый, 6 – выемчатый, 7 – волнистый.

Г – жилкование: 1 – дихотомическое, 2 – пальчатое, 3 – перистое, 4 – параллельное, 5 – дуговое.

В зависимости от расчленения листовой пластинки выделяют (рис. 11.):

лопастные – с лопастями с менее чем половина ширины полупластинки: тройчато- (печеночница благородная), пальчато- (калина обыкновенная, клен остролистный), перистолопастные (дуб обыкновенный, лапчатка серебристая)

раздельные – с долями глубже половины ширины полупластинки: тройча­то- (пустырник пятилопастной, ветреница дубравная), палъчато- (борец, герань лесная), перистораздельные (крестовник Якова, одуванчик лекарственный);

рассеченные – с сегментами доходящими до основания центральной жилки или основания листовой пластинки: тройчато- (лютик ползучий), пальчато- (герань луговая, лютик едкий), перисторассеченные (чистотел большой, пижма обыкновенная, полынь обыкновенная).


Рис.11. Типы листьев в зависимости от расчленения листовой пластинки

У некоторых растений (лютики, колокольчик круглолистный, короставник поле­вой) и особенно водных (стрелолист обыкновенный, кубышка желтая), средние листья отличаются между собой по форме, размерам, расчлененности и другим при­знакам. Это явление получило название гетерофилии (рис. 12.).


Рис. 12. Разнолистность: а – короставник полевой, б –стрелолист обыкновенный

В размещении листьев на стебле наблюдается определенная закономерность, благодаря которой достигается равномерная нагрузка в распределении ли­стьев на растении и в значительной степени исключается взаимное затенение.


Рис.13. Типы листорасположения

Листорасположение порядок размещения листьев на стебле.

Различают три основных типа листорасположения:

1) очередное, или спираль­ное каждый узел несет только один лист (береза, черемуха, яблоня);

2) су­противное – от каждого узла отходит по два листа – один напротив другого (представители сем. Губоцветные, сирень, бузина, клен);

3) мутовчатое – от одного узла отходит более двух листов (элодея канадская, вороний глаз четырех­листный, вербейник обы­к­но­венный).


Рис. 14. Листовая мозаика у плюща.

Листья могут размещаться в пространстве таким обра­зом, чтобы не затенять друг друга и в совокупности образуют сплошной зеленый экран, воспринимающий падающие солнечные лучи. Такое расположение листьев по отно­шению к источнику света называют листовой мозаикой (липа, плющ, копытень, вяз) (рис. 14).

Видоизменения листьев:

Кроме основных функций, лист у многих растений может выполнять функции:

запасающая – листья являются местом накопления питательных веществ (мясистые листья качана капусты, очитка, алое; сочные чешуи луковицы и др.);

защитная – листья защищают части растения от высыхания и загнивания (в почках и луковицах наружные чешуйчатые листья являются защитой для внутренних частей), от поедания животными (колючки у барбариса, кактусов);

прикрепление к опоре – при помощи усиков и прицепок листового происхождения (горох, чина);

вегетативное размножение – в редких случаях является органом вегетативного размножения (бегония, бриофиллум).


Внутреннее строение листа


Рис. 15. Анатомическое строение листа (поперечный разрез)\

1.5. Видоизменения побегов

Видоизменения надземных побегов:

Колючка — видоизмененный побег (боярышник, облепиха) или его часть, обычно верхушка (облепиха) или только лист (барбарис), которые выполняют защитную функцию.

Усик — видоизмененный побег (виноград, тыква) или лист (горох, горошек), выполняющий опорную (цепляющуюся) функцию.

У водозапасающих побегов функцию запаса воды выполняют ткани стебля (кактус) или ткани листьев (молодило).


Рис. 16. Надземные видоизменения побегов:

1 – стебель кактуса; 2 – колючка; 3 – филлокладий иглицы; 4 – кладодий спаржи; 5 – почка капусты; 6 – столоны (усы) земляники; 7 – усики винограда; 8 – укороченный побег вишни; 9 – цветочная стрелка одуванчика.

Видоизменения подземных побегов:

1) Корневище — многолетний подземный побег, удлиненный (пырей ползучий, горошек мышиный) или укороченный (чина весенняя, купена), с чешуевидными или зелеными листьями (или с теми и другими). Он выполняет функцию запаса питательных веществ, расселения и размножения растения, переживания неблагоприятного периода в году.

2) Клубень — побег с утолщенным стеблем и чешуевидными листьями. Выполняет функцию размножения, запаса питательных веществ, переживания неблагоприятного периода. Клубни свойственны картофелю, топинамбуру.

3) Луковица — побег с чрезвычайно укороченным стеблем — донцем, сочными листьями, выполняющими запасающую функцию; пазушные почки, видоизменяясь, превращаются в дочерние луковицы — детки; они обеспечивают размножение растения. В состоянии луковицы растение переживает неблагоприятный для вегетации период (лилия, гиацинт).


Рис. 17. Корневище: 1-верхушечная почка, 2- стебель, 3 – придаточные корни, 4 - чешуевидные листья


Рис. 18. Клубень: 1- подземный побег (столон), 2- клубень, 3- основание клубня, 4 – глазки,

5- верхушка клубня, 6 – кора, 7- древесина, 8 – сердцевина


Рис.19. Луковица: 1- сухие листья-чешуи, 2- сочные листья, 3- стебель (донце),
4 – придаточные корни, 5 - почки

Корень - осевой орган растения. Функции: а) укрепление растения в субстрате, б) поглощение из него воды и растворенных минеральных веществ. Кроме того, в корне синтезируются различные органические вещества (гормоны роста, алкалоиды и др.), которые затем перемещаются по сосудам ксилемы в другие органы растений или остаются в самом корне. Часто он является местом хранения запасных питательных веществ.


Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.

От него отходят боковые корни, способные к ветвлению.

Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.

Совокупность всех корней растения составляет корневую систему. Различают два основных типа корневых систем:

1) стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других (Двудольные); 2) мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней (Однодольные).


Рис. 20. Зоны корня

Корень растет в длину благодаря делению клеток верхушечной (апикальной) меристемы. Кончик корня покрыт в виде наперстка корневым чехликом (защита апикальной меристемы от механических повреждений и способствует продвижению корня в почве - клетки чехлика продуцируют обильную слизь, которая обволакивает корень, облегчая его скольжение между частицами почвы).

Зона деления находится под чехликом и представлена клетками апикальной меристемы. Ее длина около 1 мм. За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста) длиной всего несколько миллиметров. Рост клеток именно в этой зоне обеспечивает основное удлинение корня. Зона всасывания (зона корневых волосков) длиной до нескольких сантиметров начинается над зоной растяжения; функция данной зоны понятна из ее названия.


Рис. 21. Поперечный срез корня: (а — однодольного, 6 — двудольного растения): I— центральный (осевой) цилиндр; 2 — остатки эпиблемы (ризодермы); 3 — экзодерма; 4 — паренхима первичной коры; 5 — эндодерма; 6 — перицикл; 7 — флоэма; 8 — ксилема; 9 — пропускные клетки эндодермы; 10 — корневой волосок.

Эпиблема или ризодерма - первичная покровная ткань молодых корней растений.

Перицикл - образовательная ткань в молодых корнях и стеблях растений, расположенная вокруг центрального цилиндра.

Видоизменения корней:

1) Корнеплод - утолщенный главный корень, выполняет запасающую функцию (морковь, свекла).

2) Корневые клубни - утолщенные придаточные корни; выполняют запасающую функцию и нередко - функцию размножения.

3) Опорные (столбовидные) - придаточные корни, образующиеся на ветвях дерева. Они растут вниз, а достигнув почвы, углубляются в нее (фикус бенгальский).

4) Ходульные - отходят от нижней части стебля и служат дополнительной опорой (кукуруза).

5) Корни - прицепки обеспечивающие удержание побега на вертикальной поверхности: стене, заборе, стволе другого растения (плющ).

6) Воздушные корни эпифитов (растений, которые поселяются на других растениях и используют их как опору) впитывают влагу и растворенные в ней вещества из воздуха (представители семейства орхидных, ананасовых).

7) Корни-присоски, поглощающие питательные вещества из тканей другого растения (растения-паразиты – заразиха, погремок).

Данный урок разработан для 6 класса как обобщающий урок по морфологии растений. На уроке идёт повторение вегетативных частей растений, через разные формы выполнения работ. Эту разработку я применяю когда в старших классах мне нужно быстро повторить большой объём материала по ботанике.

Урок обобщения по вегетативным органам высших растений.

Цель: обобщить, систематизировать полученные знания при изучении вегетативных органов высших растений, повышение понимания и запоминания пройденного материала.

Задачи:

- достичь оптимального уровня усвоения и закрепления знаний при изучении вегетативных органов высших растений;

- включить каждого ученика в работу на уроке, для качественного повторения пройденного материала;

- воспитывать эстетическую культуру поведения в природе, зная особенности и значения растений.

Тип урока: урок обобщения

Методы урока:

работа с коллекцией

работа с текстом

Подготовительная работа: все задания распечатываются для каждого учащегося.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Эх, полным – полна копилка

Игр, заданий и затей,

Викторин, задач, загадок –

Начинаем урок скорей!

Устная работа по определениям: учитель называет термин – ученики дают понятие.

В деревьях музыки избыток,

Певучесть в линиях немых.

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров, -

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов.

(Л. Вышеславский “Ветки”)

необходимо распределить растения по типу ветвления:

из предложенных суждений выбрать верные суждения:

1. Наряду с корнем побег – основной орган высшего растения.

2. Побег не участвует в воздушном питании растений.

3. Спороносные побеги специализированы как органы обеспечивающие размножение.

4. Побеги растут только в определённый период жизни.

5. Побеги возникают из меристемы.

6. Вегетативный не видоизменённый побег состоит из стебля и листьев.

7. Стебель и листья – структурные элементы побега.

8. Первый побег растения – его второстепенные органы второго порядка.

9. Отличие побега от корня – его олиственность.

10. Побег состоит из нескольких узлов и междоузлий.

сравнить особенности морфологического строения простого листа и сложного листа. Результаты ответа оформить в виде таблицы:

схематически изобразить строение стержневой корневой системы и мочковатой корневой системы, подписать составные часть корневых систем, привести примеры растений на каждую корневую систему.

найдите биологические ошибки в тексте:

Разрастающаяся после оплодотворения завязь, превращается в специфическое образование, называемое плодом. Плоды у голосеменных крайне разнообразны. Основная функция плода – формирование, защита и распространение семян. Морфологической основой плода является андроцей. Созревание плода начинается с момента прекращения роста. В стенках плода сосредотачиваются различные пластические и энергетические вещества: белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины. Плоды разнообразны по размерам, форме, строению. Многообразие плодов просто удивляет своей неповторимостью. Плоды делят на сочные и не сочные, простые и сложные. Примером сочных плодов являются: ягода, боб, гранат, костянка, орешек.

из предложенной коллекции семян распределить семена на: однодольные и двудольные. Объяснить чем руководствовались при распределении семян на группы.

3. Итоги урока. Оценивание работы каждого ребёнка.

4. Рефлексия: как вы понимаете данные слова, свяжите их значение с нашим уроком:

Читайте также: