Составление простейших планов местности урок 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

знания основ ных понятий и изученн ых географич еских объ ектов.

• Выявить умения учащихся по работе с географиче ской картой и

Оборудовани е: Раздаточный мат ериал: атласы, карточки с названиями

команд, карточки с заданиями конкурсов. Ко мпасы, мультимедийное

Команды занимают свои места. Объяснение правил игры,

Обу ча ющиеся п олучают конверт с буквами, из которых они соби рают

1 команда “ Нивелир” (прибор дл я измерени я относитель ной высот ы ).

2 команда “ Компас” (приб ор для опре деления сто рон горизонта).

2. Отгадайте загадку: Он на листок бумаги похож, нашей Земли оче нь умный

5.Как определить на плане местн ости, где овраг, а г де холм?

1. Как можно сор иентировать ся в лесу , если нет компаса ?

2. Чему равна отмет ка, начал о отсчета абс олютной высот ы?

Листы бумаги, ра зграфленные на квадраты, как шахматное поле (36

Жил на Руси б огатырь славный Алеша Попович, и умел он только на печи

лежать, да с Тугариным Змеем воеват ь. Отправился он однажд ы золото

народное из лап ту гаринс ких высвобождать. Путь его лежал через лес

березовый, мимо гнилого болота, через кот орое т ропинка была. Зашел

Алеша в самую чащу леса и видит живопис ное озеро, а возле него дом

лесника. Спрашивает он лесника, как попасть ему к р еке, где тугаринское

войско расположи лось. А старик ему отвечает, путь далекий тебе

предстоит. Сна чала пой дешь по гру нтовой дороге, сверне шь в сосн овый

лес. Там у видишь колодец, смело от него ступай к роднику, у родника

есть глу бокий овраг, перейдешь его и увидишь лу г, на том лугу стоит

одинокое дерево. Подойдешь к н ему, Тугарин сам и появится. И

Зайчишка Пушишка рос непослу шным ребенком. Как - то раз, когда мама

собирала яблоки в саду , а папа ловил на реке рыбу, решил он их перехитрить

скатился в карьер , перебежал через луг и оказался на опу шке редколесья .

Автостопом по шоссе добрался до горелого леса , который вскоре перешел в

смешанный лес . К этому времени зайч ишка порядком устал и стал думать,

где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел озеро, которое уже в

некоторых местах зарастало и превращ алось в болото . Пушишка засп ешил к

нему. Но о н не заметил пеньков, которые остались о т вырублен ного леса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока географии 6 класс

Урок №7. Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПЛАНОВ МЕСТНОСТИ.

Практическая работа №3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о глазомерной съемке местности; создать условия для формирования умения составлять простейший план небольшого участка местности методом глазомерной маршрутной съемки

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

Способы глазомерной съемки местности.

Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки местности и способами его применения.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Глазомерная съемка: полярная, маршрутная

Научатся называть и показывать полярный и маршрутный методы глазомерной съемки.

Получат возможность научиться составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной съемки

Познавательные : оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные : умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные : владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока, определяют цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа и индивидуальная работа

II. Актуализация знаний

Беседа, работа с рисунками на доске

1. Организует беседу по вопросам:

1) Сравните планы с аэрофотоснимками и рисунками одной местности, используя материал электронного приложения.

2) Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабах

1 : 35000; в 1 см - 6 км?

3) Как определяется относительная высота? Что называют рельефом?

4) Что такое абсолютная высота? Для чего используют горизонтали?

2. Организует беседу по вопросам к рисунку на доске (Приложение 1)

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

III. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника, с. 24-26, по составлению плана глазомерной съемки (Приложение 2)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, систематизируют и обобщают знания

Индивидуальная и фронтальная работа с текстом учебника

Устные ответы, запись плана в тетрадь

Беседа по рисункам 14, 15, 16, 17, с. 24-26

Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала:

- Что общего и в чем различия у полярной и маршрутной съемок?

- В каких случаях нужно использовать каждую из съемок?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Составляют план местности

Работа в группах

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Оценивание работы учащихся на уроке

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Вопросы к рисунку 1:

1) Покажите СП и ЮП, экватор, ось.

2) Как в каждом направлении вращается Земля?

3) Как освещен СП 22 июня, 22 декабря?

Вопросы к рисунку 2:

1) Укажите стороны горизонта.

2) Определите азимут.

3) Назовите условные знаки.

Приложение 2

Составление плана-памятки глазомерной съёмки

- Вы знаете, что такое масштаб и для чего он необходим, умеете определять стороны горизонта и азимут. Знаете, как изображаются предметы и рельеф на бумаге. Как использовать имеющиеся знания и умения для построения планов местности?

Для составления топографических планов необходимо знать, как выполняются съемки местности.

Задание . Используя текст учебника, с. 24-25, составьте план для всех типов глазомерной съемки (полярная, маршрутная). (Можно использовать следующий метод работы: ученики читают по очереди текст учебника, отмечают пункты плана устно.По завершении работы учитель предлагает сравнить составленный коллективно план с планом практикума на местности, с. 26 в учебнике; обращает внимание детей на самые важные пункты плана.)

План глазомерной съемки

1. Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки, циркуля-измерителя, карандаша.

2. Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3. Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю планшета.

4. При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности объекта.

5. Выбрать и отметить точку наблюдения на бумаге.

6. Нанести на бумагу линии направления на объекты.

7. Отметить расстояние.

8. Географические объекты обозначить условными знаками

1. Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки, циркуля-измерителя, карандаша.

2. Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3. Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю планшета.

4. При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности объекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Научиться составлять простейший план местности по её описанию методом полярной съёмки.

2. Научиться оформлению своей работы в тетради.

Задачи урока:

Образовательные:

- актуализация знаний, полученных в ходе изучения темы;

- расширение кругозора, пополнение интеллектуального багажа.

Развивающие:

- развитие умения работать с компасом;

- обучение навыку составления простейшего плана местности;

- умение объективно оценивать свою работу.

Воспитательные:

- воспитание ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование и материалы:

 снимки полярной съемки;

- компасы, линейки, простой и цветные карандаши, ластик.

I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

III. Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке. Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы вспомним основные понятия, изученные на прошлом уроке. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов.

2. Что необходимо знать, чтобы прочитать план местности и суметь на ней сориентироваться?

3. Какой прибор помогает сориентироваться по сторонам горизонта?

4. Что такое азимут? Как его определить?

5. Как определить расстояние на местности с помощью масштаба?

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Составить план местности (или произвести съёмку местности) – значить изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

1. Выбор масштаба плана. Так как необходимо изобразить участок местности протяжённостью примерно 500 м, а ширина листа для плана 10 см, то выбираем масштаб в 1 см 50 м. Подпишите масштаб в нижнем правом углу плана.

Мы с вами находимся в лучших условиях, чем герои романа, у нас есть компасы. Вспомним, что верхний край плана всегда северный. Нарисуйте в верхнем левом углу планшета стрелку, указывающую на север.

4. Определение направлений на обозначаемые на плане объекты. На план, кроме мельницы, нужно нанести четыре главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья, мостик через него и ближний угол распаханного поля. Чтобы наш план стал ещё более точным, можно добавить ещё несколько точек: юго-западный угол огорода, пересечение тропинок, границу между полем и огородом. Вы уже знаете, что такое азимут и умеете его определять. В таблице на с 25 рабочей тетради уже приведены азимуты объектов от мельницы. Мы будет пользоваться этими значениями при нанесении точек на карту.

5. Измерение расстояний, перенос на план расстояний, измеренных на местности.

Вопрос учащимся: какими способами можно измерить расстояния на местности при отсутствии необходимых приборов)? (Шагами).

Здесь необходимо использовать правило: измеренное на местности расстояние, поделенное на именованный масштаб плана (в 1 см– 50 м), даёт длину отрезка на плане (в см). Например: 150 м : 50 м = 3 см. В таблице на с 25 рабочей тетради имеются значения расстояний на местности от мельницы до объекта. Сейчас вашей задачей будет высчитать расстояние до объектов на плане и записать их в таблицу. (Учащиеся делают расчёты самостоятельно, затем производят самоконтроль при помощи таблицы)

6. Перенесение точек местности на план. Чтобы перенести на план любую точку местности, необходимо отметить направление на неё и расстояние до неё точки, с которой производится съёмка. Например, нанесём на план точку 2 – исток ручья Глицериновый.

- с помощью компаса, зная азимут – 200 о , определяем направление на объект - проводим тонкую линию простым карандашом;

- откладываем на ней расстояние, высчитанное нами – 2 см ;

- ставим точку, обозначаем её цифрой 2;

- аккуратно ластиком стираем лишние штрихи;

Эту же процедуру проделываем с остальными шестью точками.

7. Оформление плана.

7.1. Соединяем плавной линией точки 1, 2 и 3 и продлеваем эту линию в северном направлении. У вас получится схематичное очертание озера Гранта.

7.2. Рисуем Глицериновый ручей, вытекающий из озера Гранта, проведя линию от его истока (точка 2) к мостику (точка 4) и далее на юго-восток.

7.3. Дорогу к загону для скота и к мельнице обозначаем знаком просёлочной дороги.

7.4. Чтобы обозначить поле и огород, где островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать прямоугольник, переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу (длина стороны поля и огорода на местности – 200 м) .

7.5. Убираем все вспомогательные линии с помощью ластика .

7.6. Подписываем географические названия и заголовок плана .

7.7. Закрашиваем озеро Гранта в голубой цвет, при помощи условных знаков обозначаем, чем занята поверхность (луг, пашня, огород).

Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель: Итак, ребята, мы проделали новую для вас работу. Возможно, она удалась не всем, но все очень старались, поэтому, несомненно, заслуживают благодарности.

Домашнее задание.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности"

Наша земная поверхность неодинакова. На ней выделяются участки суши как поднятия: горы, возвышенности, так и понижения: низменности, впадины. Совокупность всех таких неровностей земной поверхности называют рельефом.

Чтобы изобразить рельеф на плане местности, необходимо измерить высоту возвышенностей или глубину впадин.

Такие высоты или глубины измеряют специальным геодезическим прибором – нивелиром, который показывает превышение высоты одной точки над другой.


Не очень высокий рельеф можно измерить и при помощи простейшего нивелира. Он состоит из 2 реек, отвеса и имеет высоту 1 метр.


Принцип работы с нивелиром следующий: прибор устанавливают у основания холма так, чтобы горизонтальная рейка нивелира была параллельна подошве холма. Далее определяют, в какой точке горизонтальная рейка соприкоснется с холмом. В этом месте забивается колышек. Нивелир переносится в точку, где вбит колышек, и горизонтальную рейку прибора снова устанавливают параллельно подошве холма, определяя точку соприкосновения рейки со склоном. Так поступают, пока не дойдут до вершины холма.


Так как высота нивелира 1 метр, а переносили его 7 раз, то в нашем случае высота холма равна 7 метрам.

Вычисленная высота показывает, насколько метров вершина холма превышает его подошву. Такую высоту называют относительной высотой точки.

Таким образом, можно определить относительные высоты возвышенностей или впадин.

Однако встречаются такие случаи, когда холмы, овраги, берега имеют разную высоту подошвы, а значит, вычислить верно относительную высоту вершины нельзя. Поэтому в таких случаях ученые договорились вычислять высоты точек от некоторого постоянного уровня – уровня моря. Превышение высоты точки над уровнем моря называют абсолютной высотой точки. Из-за того, что поверхность Мирового океана в разных точках неодинакова, абсолютную высоту отсчитывают от разных уровней моря. В России, например, абсолютную высоту отсчитывают от уровня Балтийского моря у Кронштадта.


На планах местности абсолютные высоты точек указывают цифрами. Такие обозначения называются отметкой высоты. Так на данном плане местности абсолютная высота равна 32,1 м.


На планах отображаются не только отметки высот, но и еще понижения или повышения рельефа. Для их изображения используют линии – горизонтали. Горизонтали – это условные линии, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой. На данном плане местности горизонтали соединяют точки местности с одинаковой абсолютной высотой в 25 и 30 метров.

Для того, чтобы определить, возвышенный или низменный рельеф изображен, у горизонталей указывают черточки – бергштрихи. Если бергштрих нарисован с внутренней стороны горизонтали, то такая форма рельефа соответствует понижению. Если бергштрих нарисован с внешней стороны горизонтали, то такая форма рельефа соответствует повышению.


Расположение горизонталей указывает нам не только на форму рельефа, но и еще перепады высот. Так, если расстояние между двумя соседними горизонталями небольшое, то перепады высот велики, а значит рельеф крутой. Если же расстояние между двумя горизонталями большое, то перепады высот невелики и рельеф местности более пологий.


Знание условных знаков, сторон горизонта и способов отображения форм неровностей земной поверхности позволяет составлять простейшие планы местности. Сделать это можно при помощи способа глазомерной съемки. Для проведения такой съемки понадобится планшет, компас, визирная линейка, циркуль и карандаш.

Для того, чтобы составить план местности при помощи глазомерной съемки, сначала необходимо сориентировать планшет. Для этого нужно, чтобы стрелка компаса, указывающая на север, совпала с направлением стрелки на север, нарисованной на планшете. Далее на бумаге указывается начальная точка, от которой будет производиться съемка.

При глазомерной съемке от начальной точки при помощи визирной линейки определяют направление на объект местности и производят вычисление его расстояния от начальной точки, например, парами шагов. Полученное расстояние указывают на планшете в выбранном масштабе. Таким образом, наносят все объекты местности. Такой вид глазомерной съемки, когда план местности составляется из одной точки, называется полярным.


Если же глазомерная съемка проводится не с одной точки, а по маршруту, то такой способ составления плана называется маршрутным. Его проводят по такому же принципу, как и полярную съемку, только не из одной точки, а по маршруту пути движения.


Подведём итоги.

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности. Для того, чтобы изобразить возвышенность или низменность на плане местности, необходимо измерить ее высоту при помощи нивелира. Превышение высоты вершины над подошвой, называют относительной высотой точки. Когда относительную высоту невозможно верно определить, то в таких случаях определяют абсолютную высоту точки – превышение высоты точки над уровнем моря. Для того, чтобы изобразить на плане местности рельеф, используют горизонтали. Расстояние между горизонталями позволяет определить крутизну склонов, а бергштрихи – возвышение или понижение рельефа.

Для составления простейших планов местности используют глазомерную съемку: полярную – когда нанесение объектов местности производится из одной точки, и маршрутную – когда нанесение объектов местности производится по маршруту.

Читайте также: