Состав воздуха его значение для жизни организмов конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Выберите верные утверждения, характеризующие свойства воздуха:

а. сжимаем и упруг
б. им нельзя дышать
в. плохо проводит тепло

2. Устройство для выполнения подводных работ называется:

3. Газ, поддерживающий горение и дыхание называется:

4. Газ, составляющий наибольшую часть воздуха:

5. Воздушная оболочка Земли называется:

6. Газ, защищающий все живое от солнечной радиации:

Ответы: 1 – а, в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – б.

  1. Воздух сжимаем и упруг.
  2. Воздухом нельзя дышать.
  3. Воздух – смесь газов.
  4. Азота в воздухе 21%.
  5. Угарный газ необходим для дыхания.
  6. Озон защищает живые организмы от радиации.

Ответы. Схема: азот/ кислород/ углекислый газ/ инертные газы/ пары воды, пыль, сажа.

3. Взаимопроверка (Ответы записаны на доске). Ответы озвучить.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала. 20-25 мин.

1. Проблема: Можно ли жить и не дышать?
………………..

– Проделаем простой опыт. Задержите дыхание, отметьте время начала эксперимента, а затем время, когда вы снова сделали вдох. Посчитайте, сколько секунд вы смогли не дышать?

1) работать самостоятельно, по часам;
2) работать под руководством учителя.

  • Почему мы должны дышать постоянно, даже когда спим?
  • Вероятно, организм расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.
  • Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Ребята, что вы об этом уже знаете? А что бы вы хотели узнать?(Субъектный опыт)

3. Цель сегодняшнего урока узнать какое значение воздух имеет для живых организмов, как изменяется состав воздуха при дыхании, как связаны процессы, протекающие в живых организмах и окружающей их среде обитания.

4. Мотивация

– Ребята, а зачем нам надо изучать эти вопросы?
– Знание этих вопросов поможет при изучении физики, химии, биологии, экологии; поможет сохранить свое здоровье, здоровье окружающих; правильно относиться к окружающей нас природе.

5. Изучение нового материала с помощью раздаточного материала

А. Изменение состава воздуха

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?
Чтобы проверить это, можно провести опыт. В две пробирки наливают известковую воду, которая будет изменяться в присутствии углекислого газа. В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но его немного. Прибор устроен так, что вдыхаемый воздух поступает в пробирку № 1, а выдыхаемый — в пробирку № 2. Чем больше в воздухе углекислого газа, тем сильнее изменяется цвет известковой воды. Человек дышит в трубочку: вдох — выдох, вдох — выдох.
Жидкость в пробирке № 2 станет белой, в пробирке № 1 — слегка мутной.

Запиши вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало . , чем было во вдыхаемом.


Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Б. Значение воздуха для живых организмов

1) В организме расходуется кислород и образуется углекислый газ. Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется газообменом. Он происходит в каждом живом организме.


2) Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амёба, например, получает его из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ.


У живых организмов, состоящих из одной клетки, газообмен с окружающей средой происходит через поверхность клетки.

3) Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны "помощники", которые будут обеспечивать каждую клетку кислородом и выносить из неё углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются органы дыхания и кровь.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а потом и из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.

4) Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворённый в воде, другие — из атмосферного воздуха.


Рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ.
Жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выделяет углекислый газ.
У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.
Тюлень может оставаться под водой до 15 мин. При нырянии в дыхательной и кровеносной системах животного происходят значительные изменения: сосуды сужаются, а некоторые сжимаются полностью. Кровью снабжаются только самые важные для жизни органы: сердце и мозг. Кислород расходуется экономно, что позволяет животному долго пробыть под водой.


5) А как дышат растения?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ. Клетки корня получают кислород из почвы. В листьях большинства растений газообмен происходит через устьица (щели
между особыми клетками), а у стебля – через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре). Воздух находится в пространстве между клетками — в межклетниках.


Итак, все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? (Для дыхания каждой клетки.)
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ.
Что же происходит? Случайно ли мы и едим несколько раз в день, и дышим постоянно? Не существует ли какой-то связи между постоянным расходованием питательных веществ и расходованием кислорода?

  • В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б), так как каждая живая клетка должна питаться.
  • Из этих веществ а и б клетка образует для жизни свое вещество АБ.
  • В каждую клетку поступает кислород.
  • Кислород действует на вещество АБ, при этом из него выделяется энергия.


а, б, АБ – вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки (питательные вещества);
в, г – вещества, вредные для клетки (продукты распада);
О – энергия, содержащаяся в различных веществах.

Миллиарды лет всё живое поглощает кислород, а выделяет в окружающую среду углекислый газ. Растение само нуждается в кислороде для дыхания. Что же получается? Одно и то же растение и поглощает кислород, и выделяет его.
Как же пополняется запас кислорода на Земле?
Что происходит в листьях растений на свету?

Запишите: в растениях образуется органическое вещество. При этом в окружающую среду выделяется кислород.
И днем и ночью растение дышит. Кислорода образуется больше, чем его тратится на дыхание.

В. Выполни задание письменно

1). В каждый живой организм для дыхания поступает . , а выделяется .. Этот процесс обмена газами называется .
2) Поступая в каждую клетку, кислород расходуется для получения необходимой энергии. Поэтому во время бега, когда необходима энергия, человек и животные дышат. , чем в состоянии покоя.
3) Кислород действует на . вещества, находящиеся в клетке, в результате чего организм получает необходимую для жизни .
4) Чем больше тратится энергии, тем больше необходимо организму . и питательных веществ.
5) Человеку, который ведёт подвижный образ жизни, необходимо больше . веществ и .
6) Кислород и питательные вещества для жизни все живые организмы получают из . среды.
7) Загрязнение воздуха, продуктов питания и воды может повлечь за собой гибель . .
8) Растения обеспечивают все живые организмы . и . .

  • Кислород, углекислый газ, газообмен.
  • Чаще.
  • Органические вещества, энергию.
  • Кислорода.
  • Питательных веществ и кислорода.
  • Окружающей среды.
  • Живых организмов.
  • Питательными веществами и кислородом.

Г. Дополнительно: Объясни рисунок. Соотнеси цифры и буквы, определи время суток.



1 2 3

а. Растение поглощает кислород, выделяет углекислый газ, то есть дышит
б. Растение поглощает . , выделяет …, образуя на свету органические вещества для питания.
в. Растение поглощает кислород, выделяет … , то есть дышит.

Ответ: 1а днем; 2б днем поглощает углекислый газ, выделяет кислород; 3в ночью выделяет углекислый газ.

IV. Закрепление (5 мин.)

1. Обсудите с соседями по парте, что необходимо предпринять для того, чтобы вы могли комфортно чувствовать в кабинете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Значение воздуха

Образовательная:

Повторить и закрепить знания учащихся о воздухе, его составе и свойствах. Расширить и углубить знания учащихся о воздухе и его значении для растений, животных и человека.

Коррекционная:

Корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение практических работ.

Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.

Воспитательная:

Повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации по теме урока, учебники, рабочие тетради,

Тип урока: урок формирования новых знаний.

1. Организационный момент

Настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.

Будем слушать и читать,

На вопросы отвечать

И друг другу помогать.

2. Проверка домашнего задания

- Что изучали на прошлом уроке?

- Почему воздух называют смесью газов?

- Какие газы входят с состав воздуха?

- Откуда поступает кислород в воздух?

- Откуда поступает углекислый газ в воздух?

- Где применяют углекислый газ?

- Почему углекислый газ применяют при тушении пожаров?

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг. (природа)

Сегодня мы будем говорить о природе.

Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)

Как вы думаете, что это? (Сундук сокровищ)

Давайте посмотрим, что в этом сундуке? (Вода, еда, солнце)

-А еще что там? (ничего)

- А я с вами не согласна, здесь ещё что-то осталось не менее дорогое.

- А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем ,

Ведь он нам необходим.

Что же это? (Воздух.)

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

3. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.

Мы уже многое знаем о воздухе, давайте поиграем и вспомним основные моменты

(На облаках изображены (нарисованы) свойства воздуха. Учащиеся вспоминают свойства воздуха и их применение человеком)

hello_html_m342ddf5b.jpg

Физкультминутка

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс готов!

Значение воздуха.

1) Что такое воздух?

- Всем растениям и животным для жизни нужны не только тепло и свет, но и воздух. Все они живут в воздухе. Воздух, как одеяло, окутывает нашу планету. Оно спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли.

Из чего состоит воздух? Воздух - это смесь различных газов. Вы уже знаете, что в воздухе есть газы: кислород и углекислый газ. Кислород используют для дыхания почти все живые организмы. Углекислый газ нужен зеленым растениям.

Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют атмосферой.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.

Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей - невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.

Что нового узнали об атмосфере? ( Защищает от метеоритов. Предохраняет от перегрева и от морозов. Защищает от губительных солнечных лучей. Следит за климатом на планете.)

2) Воздух и животные.

- Воздух - место обитания многих живых организмов. Птицы и насекомые имеют замечательные приспособления для полетов - крылья. В воздухе они не только передвигаются, но и ищут себе пищу, спасаются от врагов. Воздух помогает летать.

3) Воздух и растения.

- Не только животные, но и многие растения перемещаются воздухом.

У многих деревьев и трав нет ярких цветков. Они цветут невзрачными мелкими цветочками. им не нужно привлекать насекомых. Свою пыльцу они доверяют ветру.

- Почему береза цветет до распускания листьев?

- Облачка пыльцы летают над полями, где растут рожь, пшеница, ячмень, овес и другие злаковые растения.

Не только пыльцу, но и плоды, семена некоторые растения доверяют ветру.

Демонстрация иллюстраций семена деревьев и трав.

Итак, о свойстве воздуха мы с вами поговорили и опыты проделали. Теперь, я посмотрю, что вы знаете о воздухе.

4.Закрепление материала.

- Какое самое главное значение имеет воздух для всего живого на земле?

- Как вы считаете, много воздуха на планете? Хватит ли его всем людям? Откуда берется чистый воздух?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Атмосфера Земли: состав и значение воздуха.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цели: ознакомление учащихся с составом и значением воздуха; развитие мышления и связной речи; воспитание познавательной активности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить решение учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

– использовать в общении правила вежливости;

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другие мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания.

Планируемые результаты:

Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Анализировать диаграмму состава воздуха.

Выявлять значение воздуха в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от космических тел).

положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, к предметно-исследовательской деятельности, понимание причин собственной успешности (не успешности), чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке, выполнять учебные действия в устной и письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем источниках информации, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, воспринимать другие мнения и позицию.

Основные: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 2 класса, часть 2.

Дополнительные: карточки слов-понятий, диаграмма состава воздуха, таблицы (по количеству учащихся), презентация, проектор, экран, ноутбук, смайлики для самооценки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие

Представление

Проверка готовности

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

Проверьте, чтобы на столе лежали…

Проверяют готовность к уроку.

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Вступительное слово учителя

2. Разгадывание загадки

Мы в далекие края.

В царство Зевса - великана,

Узнать все тайны океана.

Целью курса является формирование у воспитанников, на интеллектуальной и эмоционально- чувственной основе сознательного,нравственно-этнического отношения к окружающей среде.

Организация начала урока

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

С ними нам вдвойне теплей,

Я желаю вам удачи,

И успешности в придачу!

Постановка темы и цели урока

Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)

Учитель демонстрирует пустую коробку.

- А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем,

Ведь он нам необходим.

- Что же это? (Воздух.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.

Сегодня у нас необычный урок.

Конференция (от лат. конферо –собираю в одно место) – собрание, совещание представителей каких – либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных (часто теоретических) вопросов.

-На конференции будут присутствовать ученые различных отраслей знаний. Позвольте представить:

1 группа – химики (ученые, изучающие состав, строение и свойства веществ и их превращения)

2 группа – экологи (ученые, изучающие взаимодействие природы и человека).

3 группа ученых – географы (ученые, изучающие географическую оболочку Земли)

. Давайте скажем правила работы в группе.

1. Работать надо дружно.

2. Спокойно высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, не перебивая.

3. Вместе находить правильное решение.

Цель нашей сегодняшней конференции – изучить свойства воздуха и значение его для человека, растений и животных. Ученые должны ответить для чего нам нужен воздух и как его беречь.

-Чтобы хорошо разобраться в изучаемом вопросе, нужно изучить все, что касается воздушной оболочки. Каждая группа ученых расскажет о воздухе с точки зрения представленной ими науки. Слово представляется химикам, которые расскажут о составе и свойствах воздуха.

Как вы думаете, из чего состоит воздух?

(ТАБЛИЧКА СОСТАВ ВОЗДУХА)

Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего 78%, кислорода поменьше 21%, а углекислого газа – совсем мало 1 %.

Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

- Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)

- Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?

Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.

Азот жизненно необходим растениям для правильного развития, в первую очередь, корневой системы.

Все обменные процессы, происходящие в организме растения, такие как усвоения витаминов активизируются благодаря азоту. Недостаток азота может привести к неполноценному урожаю или даже гибели растения.

Азот содержащийся в атмосферном воздухе, не все растения способны поглощать это вещество в газообразной форме. Здесь на помощь приходят бактерии, которые могут усваивать азот в молекулярном виде непосредственно из воздуха и затем переводить его в подходящий для питания растений вид. Данные бактерии в большом количестве содержатся в корнях бобовых культур.

Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т. е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.

Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.

- Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т. е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.

- Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные (малоактивные)

- Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.

Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.

В среде аргона производят электросварку металлов.

Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.

Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.

А теперь, лаборанты покажут наглядно какими свойствами обладает воздух.

- Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.

Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.

- Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.)

- Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда они появились? (В воде есть воздух.)

Бросить в банку с водой комочек земли.

- Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)

- Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)

- Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

- Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

- Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)

- Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)

- Правильно. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.

Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету

- Наберите в пакет воздух и закрутите его. Сравните цвет листа бумаги и воздуха внутри пакета. Какого цвета воздух? (Он бесцветный.)

(На доску прикрепляется карточка.)

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.

Что вы видите вверху?

Мы привыкли называть воздушный океан – небом.

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Посмотрите сквозь пакет на доску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, воздух прозрачный.)

(На доску прикрепляется карточка.)

- Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? (Ничем.) А как же получается, что когда готовят завтрак на кухне, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

(На доску прикрепляется карточка.)

Учащиеся зажимают нос и стараются не дышать. Учитель засекает время.

- Без воздуха вы не смогли прожить даже одной минуты. Зачем нам нужен воздух? (Воздух необходим для жизни.) Кому еще он нужен? (Животным и растениям.)

На столе у меня разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

-Возьмём кусочек резины и опустим его в чашку с водой. (он утонул)

- А теперь опустим в воду резиновую игрушку. (она не тонет)

- Почему, ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)

воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

При нагревании воздух расширяется

- Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.

- На колбу натянем шарик и поднесем к огню. Через некоторое время мы увидим, что шарик стал надуваться. Почему?

Вывод! При нагревании воздух расширяется.

При охлаждении воздух сжимается

- Уберем колбу с огня. Что заметили? Правильно. Воздух остыл в колбе и шарик сдулся.

- Зажигаю 3 свечи. Одну закроем стаканом, вторую – банкой, в третью оставим открытой. Что мы увидели? Какая свеча потухла быстрее?

Свеча под стаканом быстро гаснет, под банкой - позже, а неприкрытая свеча продолжает гореть. Почему?

- Под стаканом воздуха очень мало и свеча быстро потухла. Под банкой больше и свеча горела дольше, но и она потухла. А открытая свеча сгорает полностью.

- О чем это говорит?

Воздух поддерживает горение.

- Сколько случаев было в нашем городе пожаров? Из-за чего происходят пожары?

- Чтобы в нашем доме не случилась беда, нужно внимательно следить за электрическими приборами, соблюдать правила безопасности при пользовании газовыми баллонами, печами и не играть со спичками и горючими веществами.

- Чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету : засыпать песком, накрыть одеялом, покрыть пеной из огнетушителя.

Итак, изучив все, что касается воздуха, мы подошли к главному вопросу нашей конференции :

Как загрязняется воздух и об охране воздуха.

В этом нам поможет группа Экологов.

ЭКОЛОГ - это ученый, который исследует невидимые связи природы и человека.

Что такое ЭКОЛОГИЯ?

- Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны в нём жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые связи как раз и исследует наука экология.

Ребята, людям и животным, заводам и машинам- всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Группа экологов приготовила для нас информацию о том, как и чем загрязняется воздух.

Атмосферный воздух сильно загрязняется в результате увеличения в воздухе примесей, например углекислого газа. Его становится в воздухе все больше и больше! Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов. Выражение "нечем дышать" все чаще встречается в разговорах большинства горожан.

Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Обратите внимание (на доску прикрепляется модель машины, рядом с ней – карточки с цифровыми данными) : один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

-Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Послушаем репортаж с одного из комбинатов по производству химических материалов.

Мы находимся рядом с химическим комбинатом. Вокруг него почти нет растительности, погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ при сжигании топлива. При сгорании 10 тонн угля выделяется 1 тонна сернистого газа, при этом на 1 км за сутки выпадает 1 тонна пыли. Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы.

-Какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных? К чему это приводит?

У меня такие данные для вас. В 1986 году в Голландии была поражена кислотными дождями 1/3 (ОДНА ТРЕТЬ) деревьев. В разгар лета вдруг опала листва, отмерли корни, деревья пожелтели, посохли, исчезла рыба в озерах. На юге Норвегии в половине озер рыбаки не могли поймать рыбу. Из-за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Но самое главное – страдает здоровье человека.

-Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?

Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так выпадает кислотный дождь.

- Кто же виноват в том, что происходят указанные причины загрязнения?

-А вы считаете, только человек загрязняет воздух?

Существуют и естественные загрязнения воздуха- пожары, извержения вулканов, пыль, пыльца, выделения животных.

- Если бы вы были президентом, что вы бы предприняли, чтобы защитить атмосферу?

В Республике Дагестан ведется работа по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Республиканским управлением экологии и биоресурсов осуществляются проверки предприятий и организаций по выполнению требований Закона Российской федерации "Об охране атмосферного воздуха". По фактам нарушений предъявляются штрафы, иски о возмещении предприятиями ущерба, нанесенного окружающей природной среде, выдаются предписания об устранении загрязнителей.

Благодарю Вас за репортаж. Всего доброго,до свиданья.

А теперь 3я группа - Географы расскажут нам о строении атмосферы

Вся планета Земля окутана невидимым покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - движение воздуха.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называют АТМОСФЕРОЙ.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинаковая. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от изменений солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.

Прежде чем мы перейдем к результатам нашей конференции, давайте сделаем физическую паузу.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс готов!

Итак, мы подошли к главной части нашего урока. Вы должны вынести резолюцию по вопросу конференции.

Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией (например, Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций или же Генеральной конференцией ЮНЕСКО).

Группа географов представляют свои проекты!

Тест на закрепление:

Ответьте на вопросы и выберите правильный вариант.

1. Самый распространненый в воздухе газ?

2. Какой газ жизненно необходим человеку?

3. Какую форму имеет воздух?

4. Какого цвета воздух?

5. Какой газ поглощают растения?

6. Чем пахнет воздух?

Не имеет запаха

7. Откуда в воздухе кислород?

Прилетает из космоса

Испаряется из воды

Изготавливается на заводе

8. Какое изобретение человека стало злейшим врагом природы?

9. Сколько времени может прожить человек без воздуха?

10. При нагревании воздух имеет свойство :

• Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.

• Чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу.

• Для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой.

• Вокруг нас должно быть много растений)

- Этот урок мне хочется закончить такими словами:

На планете год от года

Человек вредит природе.

И не понял он, чудак,

Что природа- не пустяк!

Он привык всё покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь её не будет,

Всё живое он погубит!

Перед вами две картинки- солнышко и тучка.

Если урок вам понравился и все было понятно поднимите солнышко.

Если урок был для вас скучным и что то было не понятно – поднимите облачко.

Давайте споем песню о нашей богатой разными сокровищами Земле!

ДИВЬЯ РОСА- МОЯ ЗЕМЛЯ!

Прикреплённые файлы:

Читайте также: