Конспект урока по теме обобщение по теме деепричастие 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели:

- показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;

- воспитывать любовь к родному слову.

Ход урока

I. Организация класса.

III. Работа над обобщением знаний о деепричастии.

1. Орфографическая зарядка.

Задание: обозначьте орфограммы, объясните смысл пословиц.

• Не взявши топор, избы не срубишь.

• Не работая, сыт не будешь.

2. Словарная работа,

Учитель дает толкование словарных слов, дети записывают сами слова.

• Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон здания. (Галерея.)

• Автобус, идущий с высокой скоростью и с остановками только на крупных станциях. (Экспресс.)

• Расстояние, промежуток между чем-нибудь. (Дистанция.)

• Испускать сияние. (Сиять.)

• Сочетание, взаимное расположение чего-нибудь. (Комбинация.)

• Совокупность притоков реки, озера и т. п., а также площадь стока поверхностных вод в водоемах. (Бассейн.)

Взаимопроверка. Словарные слова написаны на доске, учащихся сверяют с записями в тетрадях.

б) Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают рассказы, написанные дома с использованием в тексте словарных слов.

3. Работа с текстом.

Текст записан на плакате, у учащихся на столе тексты стихотворения.

Лодорский водопад

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- В чем необычность стихотворения?

(Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?

(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

Работа по группам:

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия:

• 1 группа - по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремля);

• 2 группа - зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

• 3 группа - движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);

• 4 группа - аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

- Какие художественные приёмы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту?

(Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки: шипя, шурша, морщинясь, дрожа).

- Поэты и писатели активно используют деепричастия, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста. Я попросила вас, чтобы вы дома нашли стихотворения русских поэтов, которые в своих произведениях употребляют деепричастия.

Дети читают стихотворения, находят деепричастия.

- Однако деепричастия употребляются не только в художественном или публицистическом стиле. В разговорной речи употребительны фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы - одно из самых ярких средств выразительности. Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете?

4. Задание. Объясните смысл следующих фразеологизмов. Найдите в них деепричастия.

Делать что-либо спустя рукава.

Еле волоча ноги.

Сидеть сложа руки.

Работать не покладая рук.

Бежать не чувствуя под собой ног.

5. а) Выборочный диктант.

Низко согнувшись, поджав под себя ноги, усердно трудиться, легко скользя, постепенно замирая, напившись воды, разгораясь на солнце, положив документы.

Дети выписывают в 2 столбика деепричастия несовершенного вида и деепричастия совершенного вида.

б) Работа по карточкам.

Карточка 1.

Обозначьте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Но тихо дремлют кедры, свесив сучья вниз. 2. В поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе. 3. Отражаясь, березы ломались в пруду. 4. Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин.)

Карточка 2.

Спишите. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

1. Как поработала зима! Какая ровная кайма, не нарушая очертаний, легла на кровли стройных зданий. (С. Маршак.)

2. И ветер, играя листвою, смешал молодые березки. (И. Бунин.)

3. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

Карточка 3.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Или не радуясь возврату

Погибших осенью листов,

Мы помним горькую утрату,

Внимая новый шум лесов.

Карточка 4.

Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Гром грохотал (не)переставая. (К. Станюкович.) 2. Дождь барабанит по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. 3. В саду за окнами (не)умолкая ни на секунду кричали воробьи и сороки. (А. Чехов.)

6. Работа с перфокартой.

1) Сильно не переживая; совсем не думая; не шевелясь; не размышляя; чуть не задев нос.

2) Не умолкая; не чувствуя усталости; недомогая со вчерашнего дня; вошел, не зажигая свет; работал целую неделю, не отдыхая.

3) Не узнавши о подробностях; страшно негодуя; не сделавши ничего плохого; ненавидя лицемерие; не здороваясь с друзьями.

4) Не ответив никому; не побывав в Крыму; недоумевая от досады; услышав гудок; не доходя до завода; ехал не останавливаясь; не доезжая до станции.

5) Не раздумывая, пожал руку; шел, не отвлекаясь на крик; не встретив поддержки; не страшась невзгод, стоял не двигаясь и не дыша.

Мне случайно в руки попала объяснительная записка.

Недосмотрова И. И.

Объяснительная записка

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

Тяжелый парус поднимая, я побежал домой.

Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов.

Правильный вариант: Не помня себя от восторга, я побежал домой. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Медленно, ровно качаясь, в гавани спят корабли. Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает детям ответить на вопрос:

- Что удалось повторить на уроке?

Домашнее задание.

Согласны ли вы с изречением известного поэта? Напишите свои размышления по этому поводу, используя в своем сочинении одиночные деепричастия с НЕ и деепричастные обороты.

Урок систматизации и обобщения по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке учащихся к ЕГЭ ( задание типа А4)

ВложениеРазмер
skhema_konspekta_uroka.docx 35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог Исалиева Людмила Николаевна .

Предмет русский язык Класс 7 .

ЦЕЛЬ ЭТАПА: психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

доброжелательный настрой учителя и учащихся;

готовность класса и оборудования к уроку;

быстрое включение класса в деловой ритм;

кратковременность организационного момента;

озвучивание темы и цели урока.

МЕТОД: словесно - наглядный.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение и постарайтесь определить слова какой части речи преобладают в нем.

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь. Смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! (Ответы уч-ся)

- С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

- Хорошо. Я согласна с вашими высказываниями. Спасибо.

- А теперь попробуйте определить, какая задача стоит сегодня пред вами?

( Учащиеся определяют цели урока)

- Результатом нашей работы должны стать хорошие оценки, полученные за работу на уроке

- Итак, запишите в тетрадях дату и тему нашего урока. Начинаем работу.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Задачи: отличать деепричастия от других частей речи;

правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания;

употреблять деепричастия в речи.

- Теорию вы знаете, а вот умеете ли применять свои знания на практике?! Перед вами текст ( СЛАЙД №3).

1 . Работа с текстом.

Цель: развивать навыки анализа текста

Прочитайте текст и выполните задания

1.Мы выходим на л…д покр…тый снегом ступаем на берег. 2.Скользя по осыпа…щимся камням поднимаюсь на нас…пь протянувшуюся вдоль бер…га. 3.Поправив за спиной ружьё застегнув плотно куртку б…рясь с дующим с лицо ветром, иду берегом.4. Я смотрю на камни, грудой свалившиеся с берега в м…ре. 5.Солнечный луч прорвавшись осв…щает край н…висшей тучи. 6.Подн…мая бинокль вгл…дываюс…. в сверкающее поле. 7.Чуждый окружающему миру ма…ча в сн…говой д…мке застыл "Седов".
(По И. Соколову-Микитову)

1) В каком предложении заключена главная информация текста?

2) Определите стиль, тип текста. Докажите.

4) Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы

5) Определите вид деепричастий.

- Для чего нам нужны в речи деепричастия? (Делают нашу речь более точной, выразительной, деепричастие дописывает, дорисовывает основное действие)

- Как называют деепричастие с зависимыми словами? ( Ответы учащихся)

2. Комментированное выполнение задания А4 ЕГЭ по русскому языку.

Цель: подготовка к ЕГЭ.

- Основное действие, выраженное сказуемым, и добавочное действие, выраженное в деепричастном обороте, выполняет одно лицо. Именно это и проверяется в задании А4 на ЕГЭ по русскому языку.

Следующее задание выполним письменно в тетрадях (задания на слайдах)

1. Прочитайте и выберите из 4 вариантов ответ, где дано грамматически правильное продолжение предложения. Запишите ответ, а затем обменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4)мы имели в виду главным образом его словарный запас.

  • 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
  • Исполняя эту пьесу,
  • 1)было чувство радости.
  • 2) я старался передать свое настроение.
  • 3) должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

3. Игра “Подскажи словечко”. ( СЛАЙД № 13)

Цель: уметь правильно подбирать и употреблять деепричастия в предложениях

-Ребята, а теперь немного поиграем. Перед вами пословицы, прочитайте и постарайтесь их восстановить, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.

  • Дружба как стекло, … не сложишь. (Разбив)
  • Не … броду, не суйся в воду. (Зная)
  • Не … несчастья, счастья не увидишь. (Узнав)
  • Не … семени, хлеба не добудешь. (Посеяв)

4. Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. ( Слайд №14 )

(Глядя вдаль, она грустит). ( Слайд № 15)

2. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. ( Слайд № 16)

(Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни). ( Слайд №17)

3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. ( Слайд № 18)

(Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке).

Цель: подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Пролетел и наш урок,

Скоро прозвенит звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь,

Отвечали, не теряясь,

В работе приняли активное участие.

Скажем спасибо …. ( Деепричастию). Дети отвечают хором.

Вот и закончился наш урок, давайте подведём итоги

- А теперь, ребята, пришел и ваш черед поделиться своими впечатлениями об уроке и для этого нужно составить предложения, используя деепричастия: ( СЛАЙД № 21 ).

Тип учебного занятия: повторительно– обобщающий урок.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): презентация PowerPoint.

Средства обучения: компьютерная презентация, (Приложение 3) раздаточный материал. (См. Приложение 1), маршрутные листы с дидактическим материалом, тесты. (См. Приложение 2)

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к работе по теме урока.

Прочитайте выразительно по очереди эпиграфы к уроку (древнекитайскую мудрость “Только начав учиться, узнаёшь о собственном несовершенстве” и поэтические строки Еврипида:

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая – побеждать.

– Найдите деепричастия. (По каким признакам вы определили, что это деепричастия?) Поясните, как вы поняли мудрые изречения древних?

Справка: Еврипимд (также Эврипид, 480–406 до н. э. ) – древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии.

Учитель. Мы отправляемся в город Деепричастинск русской морфологии, где живёт дружная семья частей речи нашего языка, и посетим сегодня достопримечательности города Деепричастинск. Как и во всяком музее, чтобы лучше ознакомиться с экспонатами и запомнить интересные факты, нам понадобится внимание, сосредоточенность и, конечно же, гид – человек, который будет пояснять какие– то сложные для понимания моменты. В роли гидов сегодня будете выступать вы все. Представьте себе, что перед вами человек, который ещё не знаком с деепричастием, и помогите ему поближе познакомиться с этими особенными словами нашей речи.

– На столах, за которыми расположились команды, лежат таблички с названиями команд. (Команда основного действия, Команда добавочного действия.)

– Как вы думаете, почему сегодня подобраны именно такие названия команд? Дети говорят о том, что обозначают деепричастия (обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом).

3. Повторение и обобщение изученного.

– Дайте определение деепричастию как части речи.

А сейчас первая достопримечательность города – это Панорама орфограмм!

1. Панорама орфограмм. Приложение 2

1.1. Задание. Распределить слова в три колонки. (Задание выполняет каждый самостоятельно, проверка коллективная)

Несделанная работа, не шуметь, не терпя возражений, сильно недоумевая, не сделанная вовремя работа, не читал, ничем не укреплённый берег, ненавидеть, стол не накрыт, недомогая с утра, ненаписанное сочинение, ненавидя ложь, не поеду, нисколько не думая, ненавидя ложь, не исследованное до сих пор явление, нездоровится, неистовствуя от досады, не изучаемый в школе предмет, говорить не думая, не развязав мешок.

2. Аллея словообразовательная.

– Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Признаки глагола:

  1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными.
  2. Совершенного и несовершенного вида.
  3. Распространяются, как глаголы.

Признаки наречия:

  1. Деепричастия – неизменяемые слова.
  2. В предложении является обстоятельством.

1.2. Образуйте деепричастия совершенного вида и несовершенного, запишите в два столбика, обозначьте суффиксы. (Выполняет каждый самостоятельно, проверка по командам.)

Приготовлять, располагать, размолоть, баловать, предполагать, удалить, распечатать, пахать, восстанавливать, привязать, вырастить, увидеть, принести, пересадить.

– От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?

– В какой форме стоят исходные глаголы?

– При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?

1. Морфемный разбор деепричастий. (Задание выполняют по цепоке на доске)

1. Глядя, принёсши, крича, замахнувшись, испёкши, прищурясь, нахмурясь, услыша.

– Назовите возвратные глаголы.

2. Спишите, заменяя выделенные глаголы в прошедшем времени деепричастиями того же вида и расставляя пропущенные знаки препинания. 2 деепричастия разобрать морфологически.

(Задание выполняют по цепочке на доске)

– Как обособляется деепричастный оборот на письме?

1. От реки шёл туман и окутывал прибрежные кусты. 2. Турист быстро шагал по тропинке и весело посвистывал. 3. Тропинка извивалась змейкой и вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника и постоянно оглядывалась. 5. Тетерев тяжело взмахнул крыльями, поднялся и полетел. 6. Утки покружились над озером и сели на воду около тростника.

Проверка. 1. От реки шёл туман, окутывая прибрежные кусты.2. Турист быстро шагал по тропинке, весело посвистывая.3. Тропинка, извиваясь змейкой, вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника, постоянно оглядываясь. 5. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел. 6. Утки, покружившись над городом, сели на воду около тростника.

Окутывая – деепричастие, шёл (как?) окутывая, неизм. Ф., несов. Вид, невозврат., обстоят.

Взмахнув – деепричастие, поднялся (как?) неизм., сов. Вид., невозврат., обсоят.

(Задание выполняется в каждой команде коллективно)

Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций.

3.1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 4. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

3.2. Когда я возвращался из школы, меня застала гроза. Когда мы подъезжали к деревне, у машины спустилось колесо. Когда я сделал уроки, у меня заболели глаза. Когда читаешь эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

4. Галерея уникальных деепричастий.

1. Задание “Замените слова и обороты синонимичными фразеологизмами” позволит вам показать, как вы умеете использовать деепричастия в обыденной речи. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические обороты, содержащие деепричастия.

(Правильный ответ называет каждая команда по очереди) (Приложение 1)

Самопроверка и отчёт капитана команды.

6. Физкультминутка.

А сейчас творческое задание “Изобразите русскую пословицу”.

Изобразите пословицу, в составе которой есть деепричастный оборот, дайте толкование этой русской пословице.

(Пословицы даны на карточках, которые по жеребьёвке достаются командам.)

  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Не убив медведя, шкуры не продают.
  3. Не работая, сыт не будешь.

Представители команд инсценируют пословицу, а противоположная команда угадывает, что это за пословица и даёт пояснения в значении.

– Расскажите о том, в каком стиле и типе речи чаще всего используются деепричастия?

Задание “Этимологическая справка” заключается в следующем: по данной этимологической справке угадайте фразеологизм, являющийся одновременно деепричастным оборотом.

(Задание на быстрый ответ)

А что же такое этимология?

Этимология – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних – учение об “истинном” (“первоначальном”) значении слова.

1. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: “хлебать с солью” считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как “сладко есть”. Случалось, что в богатом доме почетные гости “хлебали солоно”, а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).

2. Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью).

4. Парад деепричастий. (Выполняется коллективно)

Прочитайте текст и определите его тему. Докажите, что это повествование. Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания. Выпишите причастные и деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят. Укажите вид деепричастий.

Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю мохового болота мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак, он стал готовиться.

Откашлявшись и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и, закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль ,и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.

У верного спутника моего по лесным охотам, деревенского охотника Васи, выходило очень похоже. Подражая старому волку, Вася заводил глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню, низко нагнувшись над землёю. От натуги покраснели его лицо и шея, надулись жилы на лбу. Тотчас, не дав ему окончить, отозвался в чащобе выводок молодых волчат. Казалось, весь наполнился их голосами.

Мы стояли не шевелясь, выжидая, пока молодые волки совсем затихнут, и, когда замолкли последние звуки, стали отходить очень тихо. Теперь нам было известно, что выводок волков на месте.
(По И. Соколову– Микитову)

5. Станция Контрольная. (Каждый ученик самостоятельно выполняет тест)

Итог: проверьте себя и поставьте оценку:

Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать.

Закончите предложение: Я уже хорошо умею. но мне нужно потренироваться в ….

Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право

7. Разноуровневое задание на дом:

1-й уровень. Составьте текст из 12–15 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем Славянки – нашей малой Родины.

2-й уровень. Обозначить графически все деепричастные обороты, указав определяемые слова и деепричастия.

3-й уровень. Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом и морфологический разбор одного деепричастия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: обобщение и закрепление знаний о деепричастии;

- создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся в групповой работе;

- формировать навыки работы в группах для выполнения заданий разной сложности;

- развивать умение пользоваться справочным материалом;

- воспитать настойчивость и терпение при выполнении работы.

I . Организация урока.

Объяснение предстоящей работы в группах.

Все задания распечатаны для каждой группы на разноцветных листах для удобства, чтобы не перепутать. Каждая группа выполняет задания по порядку. Выполнив задание, ребята сдают работу, а учитель проверяет. Ученики могут посмотреть свои отметки в процессе работы, могут задать вопросы учителю. Общая оценка выставляется в конце урока. Это будет средний балл.

II . Задания на повторение и обобщение изученного материала о деепричастии.

Закончите фразы.

- Деепричастие отвечает на вопросы…

- Деепричастие образуется от… с помощью …

- Деепричастия имеют постоянный признак…

- В предложении деепричастия бывают…

- От наречий у деепричастий…

- От глагола у деепричастий…

- Деепричастие с зависимыми словами называется…

- Из частей слова у деепричастия отсутствует…

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом И запятая.

Из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом, выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1) Сентябрьской ночью я выбежал на крыльцо.

2) Услышал крики пролетающих диких гусей.

Образуйте деепричастие с НЕ от следующих глаголов.

Не собирать, невзлюбить, не ограничивать, недослышать, ненавидеть, не рассчитывать, неволить, не считать, негодовать, не мириться.

Выписать из предложений деепричастия и определить их вид.

1) Убегая от дыма, не бросайся в огонь. 2) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 3) Затаив дыхание, дети слушали стихи. 4) Он, читая строки романа, улыбнулся. 5) Деревья, окутанные инеем, дремали. 6) Мы остановились, оглядываясь назад.

Расставьте знаки препинания в предложениях, постройте схемы.

Фонарь мигал тускло освещая вагон.

Снег падал на землю одевая её лёгким покрывалом.

Белка прыгая по веткам распушила хвост.

Воробей растопырив крылышки сжался весь от страха.

Взяв рюкзак я надел кеды.

В тексте найдите деепричастие и сделайте его морфологический разбор.

Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбила крышку люка, отнесла её в сторону. Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик и опирался на палку.

Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у воды. Он сторожил люк, чтобы в него никто не провалился. Через десять минут прибежали люди и закрыли его.

Мальчик зашагал по лестнице, как человек, который много проработал.

Разберите слова по составу.

Проснувшись, вскрикивая, приехавши, облизываясь, затормозив.

III . Обобщение по уроку. Подведение итогов: выставление оценок.

Характеризует, раскрывает, помогает

Оно, как прилагательное для существительного

Дома: подготовиться к диктанту, повторить изученный материал о деепричастии, найти текст с деепричастными оборотами (100-120 слов), списать, графически выделить деепричастия и деепричастные обороты .

Закончите фразы.

- Деепричастие отвечает на вопросы…

- Деепричастие образуется от… с помощью …

- Деепричастия имеют постоянный признак…

- В предложении деепричастия бывают…

- От наречий у деепричастий…

- От глагола у деепричастий…

- Деепричастие с зависимыми словами называется…

- Из частей слова у деепричастия отсутствует…

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом И запятая.

Закончите фразы.

- Деепричастие отвечает на вопросы…

- Деепричастие образуется от… с помощью …

- Деепричастия имеют постоянный признак…

- В предложении деепричастия бывают…

- От наречий у деепричастий…

- От глагола у деепричастий…

- Деепричастие с зависимыми словами называется…

- Из частей слова у деепричастия отсутствует…

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом И запятая

Закончите фразы.

- Деепричастие отвечает на вопросы…

- Деепричастие образуется от… с помощью …

- Деепричастия имеют постоянный признак…

- В предложении деепричастия бывают…

- От наречий у деепричастий…

- От глагола у деепричастий…

- Деепричастие с зависимыми словами называется…

- Из частей слова у деепричастия отсутствует…

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом И запятая…

Из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом, выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1) Сентябрьской ночью я выбежал на крыльцо.

2) Услышал крики пролетающих диких гусей.

Из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом, выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1) Сентябрьской ночью я выбежал на крыльцо.

2) Услышал крики пролетающих диких гусей.

Из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом, выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1) Сентябрьской ночью я выбежал на крыльцо.

2) Услышал крики пролетающих диких гусей.

Из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом, выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1) Сентябрьской ночью я выбежал на крыльцо.

2) Услышал крики пролетающих диких гусей.

Из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом, выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1) Сентябрьской ночью я выбежал на крыльцо.

2) Услышал крики пролетающих диких гусей.

Образуйте деепричастие с НЕ от следующих глаголов.

Не собирать, невзлюбить, не ограничивать, недослышать, ненавидеть, не рассчитывать, неволить, не считать, негодовать, не мириться.

Образуйте деепричастие с НЕ от следующих глаголов.

Не собирать, невзлюбить, не ограничивать, недослышать, ненавидеть, не рассчитывать, неволить, не считать, негодовать, не мириться.

Образуйте деепричастие с НЕ от следующих глаголов.

Не собирать, невзлюбить, не ограничивать, недослышать, ненавидеть, не рассчитывать, неволить, не считать, негодовать, не мириться.

Образуйте деепричастие с НЕ от следующих глаголов.

Не собирать, невзлюбить, не ограничивать, недослышать, ненавидеть, не рассчитывать, неволить, не считать, негодовать, не мириться.

Образуйте деепричастие с НЕ от следующих глаголов.

Не собирать, невзлюбить, не ограничивать, недослышать, ненавидеть, не рассчитывать, неволить, не считать, негодовать, не мириться.

Выписать из предложений деепричастия и определить их вид.

1) Убегая от дыма, не бросайся в огонь. 2) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 3) Затаив дыхание, дети слушали стихи. 4) Он, читая строки романа, улыбнулся. 5) Деревья, окутанные инеем, дремали. 6) Мы остановились, оглядываясь назад.

Выписать из предложений деепричастия и определить их вид.

1) Убегая от дыма, не бросайся в огонь. 2) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 3) Затаив дыхание, дети слушали стихи. 4) Он, читая строки романа, улыбнулся. 5) Деревья, окутанные инеем, дремали. 6) Мы остановились, оглядываясь назад.

Выписать из предложений деепричастия и определить их вид.

1) Убегая от дыма, не бросайся в огонь. 2) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 3) Затаив дыхание, дети слушали стихи. 4) Он, читая строки романа, улыбнулся. 5) Деревья, окутанные инеем, дремали. 6) Мы остановились, оглядываясь назад.

Выписать из предложений деепричастия и определить их вид.

1) Убегая от дыма, не бросайся в огонь. 2) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 3) Затаив дыхание, дети слушали стихи. 4) Он, читая строки романа, улыбнулся. 5) Деревья, окутанные инеем, дремали. 6) Мы остановились, оглядываясь назад.

Выписать из предложений деепричастия и определить их вид.

1) Убегая от дыма, не бросайся в огонь. 2) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 3) Затаив дыхание, дети слушали стихи. 4) Он, читая строки романа, улыбнулся. 5) Деревья, окутанные инеем, дремали. 6) Мы остановились, оглядываясь назад.

Расставьте знаки препинания в предложениях, постройте схемы.

Фонарь мигал тускло освещая вагон.

Снег падал на землю одевая её лёгким покрывалом.

Белка прыгая по веткам распушила хвост.

Воробей растопырив крылышки сжался весь от страха.

Взяв рюкзак я надел кеды.

Расставьте знаки препинания в предложениях, постройте схемы.

Фонарь мигал тускло освещая вагон.

Снег падал на землю одевая её лёгким покрывалом.

Белка прыгая по веткам распушила хвост.

Воробей растопырив крылышки сжался весь от страха.

Взяв рюкзак я надел кеды.

Расставьте знаки препинания в предложениях, постройте схемы.

Фонарь мигал тускло освещая вагон.

Снег падал на землю одевая её лёгким покрывалом.

Белка прыгая по веткам распушила хвост.

Воробей растопырив крылышки сжался весь от страха.

Взяв рюкзак я надел кеды.

Расставьте знаки препинания в предложениях, постройте схемы.

Фонарь мигал тускло освещая вагон.

Снег падал на землю одевая её лёгким покрывалом.

Белка прыгая по веткам распушила хвост.

Воробей растопырив крылышки сжался весь от страха.

Взяв рюкзак я надел кеды.

Расставьте знаки препинания в предложениях, постройте схемы.

Фонарь мигал тускло освещая вагон.

Снег падал на землю одевая её лёгким покрывалом.

Белка прыгая по веткам распушила хвост.

Воробей растопырив крылышки сжался весь от страха.

Взяв рюкзак я надел кеды.

В тексте найдите деепричастие и сделайте его морфологический разбор.

Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбила крышку люка, отнесла её в сторону. Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик и опирался на палку.

Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у воды. Он сторожил люк, чтобы в него никто не провалился. Через десять минут прибежали люди и закрыли его.

Мальчик зашагал по лестнице, как человек, который много проработал.

В тексте найдите деепричастие и сделайте его морфологический разбор.

Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбила крышку люка, отнесла её в сторону. Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик и опирался на палку.

Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у воды. Он сторожил люк, чтобы в него никто не провалился. Через десять минут прибежали люди и закрыли его.

Мальчик зашагал по лестнице, как человек, который много проработал.

В тексте найдите деепричастие и сделайте его морфологический разбор.

Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбила крышку люка, отнесла её в сторону. Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик и опирался на палку.

Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у воды. Он сторожил люк, чтобы в него никто не провалился. Через десять минут прибежали люди и закрыли его.

Мальчик зашагал по лестнице, как человек, который много проработал.

Разберите слова по составу.

Проснувшись, вскрикивая, приехавши, облизываясь, затормозив.

Разберите слова по составу.

Проснувшись, вскрикивая, приехавши, облизываясь, затормозив.

Разберите слова по составу.

Проснувшись, вскрикивая, приехавши, облизываясь, затормозив.

Разберите слова по составу.

Проснувшись, вскрикивая, приехавши, облизываясь, затормозив.

Разберите слова по составу.

Проснувшись, вскрикивая, приехавши, облизываясь, затормозив.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 632 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2016 3876
  • DOCX 61 кбайт
  • 133 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зверева Тамара Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью данного урока с использованием информационных технологий становится развитие способностей учащихся в ходе групповой работы, которая дает ученикам опыт разнообразного общения, создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества. Задания урока-викторины пробуждали самостоятельность суждений, уверенность в своих силах, развивали творческое воображение. Работа в группах придает уверенность даже слабоуспевающим.

Российская Федерация

Краснодарский край

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Елфимова Т.А.

Тип урока : обобщающий

Цели урока: 1.Обучающие:

обобщение и систематизация знаний, умений и навыков,

полученных при изучении темы «Деепричастие как часть

способствовать развитию навыков самостоятельной работы,

совершенствовать умение находить деепричастия в контексте;

3.Воспитательные:

воспитывать и формировать трудовые, нравственные,

эстетические качества учащихся,

воспитывать коллективизм, гражданское самосознание;

воспитание интереса к изучению русского языка, к

- обеспечение практического использования лингвистических

знаний и умений в социальной среде;

- создание условий для развития эмоционального потенциала

личности, способствующих успешности при выполнении работ

- расширение воспитательного поля за счет введения

краеведческого материала, на основе которого осуществляется

опыт самопознания и становления личности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, опорные конспекты, карточки с индивидуальными и общими заданиями, жетоны-звёздочки.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя о целях и задачах урока.

Команды, займите свои места. Капитаны жеребьёвкой определяют

названия команд (Команда основного действия, Команда добавочного

III. Переход к теме урока. (Разминка)

На столах, за которыми расположились команды, лежат таблички с названиями команд (Команда основного действия, Команда добавочного действия).

2. Как вы думаете, почему сегодня подобраны именно такие названия команд? Дети говорят о том, что обозначают деепричастия (обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом)

Прочитайте выразительно по очереди эпиграфы к уроку :

и поэтические строки Еврипида:

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!

Карточка №1 (2 - по количеству команд)

1.Какая основная мысль объединяет эти мудрые изречения? Поясните в 1-2 предложениях, как вы поняли мудрые изречения древних?

2.Найдите деепричастия. (По каким признакам вы определили, что это деепричастия?)

Пока ребята в командах работают на карточках письменно, представители команд (2 человека) делают морфемный разбор деепричастий рассыпаясь, подыскивая. ( Как вариант можно использовать морфемное лото: перемешанные карточки с морфемами для составления 2-3 деепричастий каждому представителю команды – кто быстрее составит возможные варианты деепричастий)

За правильные и быстрые ответы выдаются жетоны.

IV.Повторение и обобщение знаний. (Конкурсные задания)

Ваша задача – назвать лишнее в ряду деепричастие и указать, по какому принципу оно из ряда исключается. / Ответы: (1)ждя – отсутствие подобной словоформы в русском языке, (2)черпая – только в этом слове орфоэпическая норма с ударением на первом слоге, (3) ненавидя – слитное написание, без не не употребляется; (4)возвратясь – деепричастие совершенного вида, остальные – несовершенного./

/ Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций. Открывая дверь, она громко скрипнула. – Когда я открыл дверь, она громко скрипнула./

Возвращаясь домой, шёл дождь.

Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Вам необходимо с опорой на рисунки отгадать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Ребята отгадывают фразеологизмы и поясняют значения устойчивых сочетаний.

Физкультминутка.

Изобразите пословицу, в составе которой есть деепричастный оборот, дайте толкование этой русской пословице (пока представители команд готовятся, остальные учащиеся поясняют значение пословиц).

Пословицы даны на карточках, которые по жеребьёвке достаются командам.

НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.

НЕ УБИВ МЕДВЕДЯ, ШКУРЫ НЕ ПРОДАЮТ.

НЕ РАБОТАЯ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

Представители команд инсценируют пословицу, а противоположная команда угадывает, что это за пословица.

(А что же такое этимология?)

Выражение №1

Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).

Выражение № 2

Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью).

Карточка № 2 (2 - по количеству команд)

Благоухая сохли травы дымясь курились облака (И. Бунин)

И не пуская тьму ночную на золотые небеса одна заря сменить другую спе­ шит дав ночи полчаса (А. Пушкин).

Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат (А. Фет)

Каждая команда получает карточку с заданием. Все работают на своих местах. Какая команда правильнее поставит все знаки препинания?

По завершению работы карточки сдаются учителю. Учащиеся проверяют задание с помощью правильных вариантов на слайде, рассказывают о постановке запятых при деепричастии и деепричастном обороте.

Карточка № 3 (2 - по количеству команд)

1. Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан. 1. Не смыкая глаз

2.Бригада энергично взялась за работу. 2. Скрепя сердце

3.Ты последнее время работаешь небрежно. 3.Не солоно хлебавши

4.Просители ушли, ничего не добившись. 4. Спустя рукава

5.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке. 5. Засучив рукава

6.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. 6. Затаив дыхание

Взаимопроверка команд и отчёт каждого капитана команды.

А в это время 2 представителя команд выполняют отдельное задание.

В одну корзинку попали все грамматические признаки деепричастий (на карточках). Ваша задача - рассортировать их на общие с глаголом и общие с наречием грамматические признаки. Самопроверка представителями противоположных команд. Делается общий вывод о морфологических признаках деепричастия.

А теперь вам раздаётся контрольный тест (каждому учащемуся), и вы выполняете задания на листах контроля, обозначая в них правильные ответы.

Карточка № 4 (Тест) (раздаётся каждому учащемуся)

1.Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса:

2.НЕ пишется слитно в примере:

3.Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

2)Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

3)Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.

4)Саша обидевшись на друга и не захотел с ним разговаривать.

4.Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1)Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2)Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3)Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4)Когда начал дуть ветер, роща ожила.

5.В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1)Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и

стала смотреть в окно.
2) Успокоившись, люди вышли на открытое место и долго стояли здесь

рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.
3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

4) Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину.

Что объединяет данный текст? Какое слово можно поставить вначале и

?…Это слово звучит для меня какой-то особенной музыкой: музыкой детства, колыбельной песней, первым школьным звонком, шумом прибоя и шелестом листьев на ветру.

Всё соединяется в единый оркестр и навевает воспоминания…

Будучи совсем маленькой, я с семьёй часто путешествовала по родной Кубани.

Из окна машины я любовалась необъятными кубанскими полями: то ярко-зелёными, то солнечно-жёлтыми. Проезжая через станицы и хутора, я видела небольшие аккуратные домики, которые прятались, утопая в зелени и цветах, речушки, где купалась местная детвора. Останавливаясь у природных источников чистейшей воды, мы любовались ивами, склонёнными над водой.

Где бы я ни бывала, всюду мне чего-то не хватает, чего-то особенного - того, что есть только дома. Наш край уникальный. Здесь много солнца, много улыбок и хорошего настроения, много замечательных людей.

Каждый из нас является творцом будущего. В наших силах поднять родной край на самые высокие ступени развития. И мне почему-то кажется, что перемены к лучшему очень близки…

И какое оно, это близкое будущее Кубани? На этот вопрос вы ответите дома.

V. Разноуровневое задание на дом:

VI. Подведение итогов урока.

Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике. Капитаны, какие умения мы должны и дальше использовать, встречаясь с этой непростой глагольной формой-деепричастием? (Выводы).

А теперь оцените свои результаты, подсчитав жетоны-звёздочки, полученные за правильные ответы. Награждение победителей.

Что, по вашему мнению, необходимо было для победы? Правильно! Старание и знания. Все активно работали и поэтому - молодцы!

Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право на знание.

Читайте также: