Солженицын а и цикл крохотки конспект урока 9 класс
Обновлено: 06.07.2024
Цель: определить основные темы и идеи миниатюр, показать их роль в раскрытии духовно- нравственного содержания.
Развивающий аспект цели: развитие речи, познавательных и творческих способностей учащихся, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора.
Образовательный аспект цели: формирование навыков анализа текста.
Воспитательный аспект цели: воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания, любви к Родине.
Оборудование: портрет Солженицына, презентация, выставка книг.
4. Работа с литературоведческими терминами.
Что такое тема и идея произведения? (ответы учеников)
Сравните свои ответы с определениями словаря.
- А мы ценим глоток чистого воздуха? Или, чтобы понять это, нужно лишиться свободы? Важен для автора и окружающий мир. В ма- леньком садике он перестаёт слышать ужасные звуки большого города. Почему же мы не стараемся защитить наши души от этого жуткого шума? Почему не спешим насладить свободным дыханием, общаясь с природой? Это ли не настоящее счастье?
Физкультминутка (упражнения на дыхание под музыку)
Возможна работа с репродукциями картин известных художников
в качестве иллюстраций. Обосновать свой выбор.
-Какие способы выражения авторской идеи вы обнаружили?
(Часто она выражается в последнем абзаце, или предложении, или слове. Но цена этим завершениям-необычайно велика!)
Урок построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Вместе с учителем обучающиеся работают над концептом произведения, выстраивают ассициативный ряд, определяют смысловое значение образов, авторскую позицию. Урок имеет огромное воспитательное значение, так как помогает формировать гражданскую позицию обучающихся, чувство патриотизма.
Вложение | Размер |
---|---|
"Боль за Россию". | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: обучающая: определение проблематики произведения;
развивающая: формирование коммуникативных компетенций;
воспитательная: формирование гражданской позиции.
Миниатюры крохотки были созданы А.И.Солженицыным в конце 60-ых годов прошлого века.
Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия.
-Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?
-О чем размышляет автор? О чём предлагает задуматься?
( О вере и безверии, о памяти и беспамятстве, о силе красоты природы, о главной ценности жизни – свободе).
-А что объединяет все миниатюры?
Яблоня – символ свободы.
Утенок – превосходство творения природы над творением человеческого разума.
Гроза - символ обновления, перерождения.
Вязовое бревно – стремление живого к жизни вопреки всему.
Бурный поток – поиск истины.
Старое ведро – бескорыстная фронтовая дружба, забытая сейчас.
Рюкзак – символ трудной жизни крестьянина-кормильца.
Зарядка – культ тела, а не духа.
Церковь – символ надежды, веры, возрождения.
-Слышим ли мы голос автора? Какие интонации в нем?
И в каждой миниатюре – голос патриота, разделившего со своим народом все испытания.
В основном вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.
Да, сбиты с церквей уродливые вывески, снова слышен над Россией колокольный звон.
Люди возвращаются к вере, к истокам своим.
Наконец-то и у нас появился День поминовения погибших воинов.
Да, меняются наши жизненные ценности, меняется наша Россия. И как много для этого сделали такие люди, как Александр Исаевич.
Но как много нам ещё предстоит работать над собой! А делать это вам, молодым.
Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони.
Крохотки - это и капельки росы, отражающие солнце.
Крохотки – это и сокровища человеческой души.
Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств.
По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни.
По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время.
Вот оно какое ёмкое - это слово крохотки!
Вопросы на уточнение восприятия произведения.
Аналитическая работа над произведением
Учитель. Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.
Выделим основные проблемы произведений русской литературы.
- Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа)
- Проблема взаимоотношения власти и человека
- Идейно-нравственные проблемы.
– Какие ключевые проблемы можно выделить в лирических произведениях А.И. Солженицына? (Проблемы взаимоотношения человека и власти, взаимоотношения человека и природы, отношения людей и др.)
– Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чем предупреждает нас Солженицын?
Работа по группам
Каждой группе даются произведения для анализа, близкие по тематике, и задания.
1-я группа.
2-я группа
3-я группа
Задания для групп.
Выступления учащихся по группам.
Заключение
Литература
1. Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000.
2. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997.
Изучая стихотворения в прозе А.Солженицына, размышляя над их содержанием, ученики попробовали и свои силы.
В МАЛОМ КРОЕТСЯ БОЛЬШОЕ
Вдовина Т.Ф.,
учитель русского языка и литературы
«Всякое произведение – велико оно или мало – всегда зависит от того,
как оно плотно, то есть, как оно соответствует своему назначению.
А. И. Солженицын
Рассказы-миниатюры “Крохотки” условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Впервые первая часть “Крохоток” была опубликована в журнале “Грани” во Франкфурте в 1964 году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале “Новый мир”. В письме в “Новый мир” автор писал: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…”.
С чего начать разговор о рассказах-миниатюрах Солженицына? Думается, с определения жанровой формы “Крохоток”. Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе.
Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь.
… Они самые обыкновенные, но это только на первый взгляд. Ничто не ускользает от пристального взгляда писателя. Жизненные ситуации, положенные в основу миниатюр, приводят к глубоким философским раздумьям…
Наступает время, когда человек сам за себя отвечает. И, даже если он этого не осознает, он строит свой характер ежедневными мелкими поступками, ежедневными маленькими решениями — дома, в классе, на улице. Так, выбор за выбором, мы формируем свой характер…
учащимся было предложено
Сидела я как- то на скамейке в парке. Идёт мимо меня бабушка старенькая, на палочку опирается, а позади её мужичок идёт. Смотрю: у бабушки из сумки тысячная купюра выпадает, а мужичок хвать её - и в карман.
Вот так люди поступают: лишь бы им хорошо было.
Андреуца Наталья
Случай с мячом
Жил обычный мальчик по имени Вова , рос, как все обычные дети в его возрасте.
Как - то раз пошёл он гулять со своими друзьями. И решил Вовочка взять свой новый мяч, который ему подарили на день рождения. Идёт он по тротуару, несёт мяч , но внезапно падает , и мяч катится прямо на проезжую часть. Не думая, мальчик побежал за мячом. Но тут он видит, что на него мчится машина . К счастью, водитель успел затормозить. А если он бы не успел.
. Как часто от одного движения может зависеть вся жизнь.
Сухоновская Анастасия
Своя высота - у каждого
В природе существует много птиц. Многие рождены для полета. Разница между ними в том, что одни летают низко над землей, а другие взлетают высоко, в самое небо. Все они летают, но каждая видит с той высоты, на которую поднялась.
И та, низкая птица, рано или поздно становится жертвой высоко летающих птиц. Шевченко Дарья
Лисёнок Гуляя по лесу, я случайно встретил беспомощного лисёнка. Он был один. Ну я и отнёс его домой. Целыми днями его кормил бумажками, так моя сестра делала куклам кашу. А сам при этом жевал бабушкины пирожки. Очень вкусные, кстати! Только вот не понимаю, почему лисёнок на меня смотрит щенячьими глазами? Да вообще перестал на это обращать внимание! Как-то в один прекрасный летний день взял я свой большущий игрушечный танк, посадил туда лисёнка и погнали на прогулку. Всё было хорошо. Но это я так думал, пока не обернулся и не увидел вдалеке силуэт: мама белка прыгает по веткам со своими детёнышами. Только тогда я вдруг почувствовал какую-то лёгкость при передвижении танка. Тут меня осенило, что лисёнок убежал.. И внезапно услышал: "Я хотел лишь от тебя свободы!"
Интересно, кто это сказал?
Прилипухова Катя
Случай в лесу Однажды осенью мы с папой пошли в лес. Я взяла корзинку для грибов и ягод, а папа взял с собой ружье для охоты. Через некоторое время, проходя лесную опушку, мы услышали шуршание в кустах. Приглядевшись, мы увидели крольчиху. Она недоверчиво посмотрела на нас, но, к нашему удивлению, не убежала. Отец стал заряжать ружье в то время, как я увидела, что кто-то прячется за зайчихой. Я в ужасе остановила папу, а зайчиха даже не шелохнулась. Пройдя ближе, я увидела за спиной маленьких зайчат. Зайчиха с благодарностью смотрела на меня. Именно в этот момент я поняла, что зайчиха была готова жертвовать собой ради своих детей.
Я была счастлива, что мне удалось спасти заячью семью, и была поражена отвагой зайчихи.
Смирнова Мария
Цикл "Крохотки" - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
11 декабря 1918 года в Кисловодске родился С.А.Исаевич. Мальчик еще в школе увлекался литературой. Но то, что он хочет быть писателем, четка понял к окончанию университета. Почти сразу же возникла идея писания серии романов о революции. А.С.И принялся за работу, но в октябре 1941 его призвали в армию, а к концу войны арестовали.
Солженицын крохотки краткое содержание 12 февраля 1974г писателя вновь арестовали, обвинили в государственной измене.
Закрепление:
1) Почему был арестван Солженицын?
2) В каком году Солженицын вернулся на Родину?
Читайте также: