Солженицын а и цикл крохотки конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: определить основные темы и идеи миниатюр, показать их роль в раскрытии духовно- нравственного содержания.
Развивающий аспект цели: развитие речи, познавательных и творческих способностей учащихся, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора.
Образовательный аспект цели: формирование навыков анализа текста.
Воспитательный аспект цели: воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания, любви к Родине.
Оборудование: портрет Солженицына, презентация, выставка книг.

4. Работа с литературоведческими терминами.

Что такое тема и идея произведения? (ответы учеников)
Сравните свои ответы с определениями словаря.

- А мы ценим глоток чистого воздуха? Или, чтобы понять это, нужно лишиться свободы? Важен для автора и окружающий мир. В ма- леньком садике он перестаёт слышать ужасные звуки большого города. Почему же мы не стараемся защитить наши души от этого жуткого шума? Почему не спешим насладить свободным дыханием, общаясь с природой? Это ли не настоящее счастье?

Физкультминутка (упражнения на дыхание под музыку)

Возможна работа с репродукциями картин известных художников
в качестве иллюстраций. Обосновать свой выбор.

-Какие способы выражения авторской идеи вы обнаружили?
(Часто она выражается в последнем абзаце, или предложении, или слове. Но цена этим завершениям-необычайно велика!)

Урок построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Вместе с учителем обучающиеся работают над концептом произведения, выстраивают ассициативный ряд, определяют смысловое значение образов, авторскую позицию. Урок имеет огромное воспитательное значение, так как помогает формировать гражданскую позицию обучающихся, чувство патриотизма.

ВложениеРазмер
"Боль за Россию". 16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: обучающая: определение проблематики произведения;

развивающая: формирование коммуникативных компетенций;

воспитательная: формирование гражданской позиции.

Миниатюры крохотки были созданы А.И.Солженицыным в конце 60-ых годов прошлого века.

Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия.

-Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?

-О чем размышляет автор? О чём предлагает задуматься?

( О вере и безверии, о памяти и беспамятстве, о силе красоты природы, о главной ценности жизни – свободе).

-А что объединяет все миниатюры?

Яблоня – символ свободы.

Утенок – превосходство творения природы над творением человеческого разума.

Гроза - символ обновления, перерождения.

Вязовое бревно – стремление живого к жизни вопреки всему.

Бурный поток – поиск истины.

Старое ведро – бескорыстная фронтовая дружба, забытая сейчас.

Рюкзак – символ трудной жизни крестьянина-кормильца.

Зарядка – культ тела, а не духа.

Церковь – символ надежды, веры, возрождения.

-Слышим ли мы голос автора? Какие интонации в нем?

И в каждой миниатюре – голос патриота, разделившего со своим народом все испытания.

В основном вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.

Да, сбиты с церквей уродливые вывески, снова слышен над Россией колокольный звон.

Люди возвращаются к вере, к истокам своим.

Наконец-то и у нас появился День поминовения погибших воинов.

Да, меняются наши жизненные ценности, меняется наша Россия. И как много для этого сделали такие люди, как Александр Исаевич.

Но как много нам ещё предстоит работать над собой! А делать это вам, молодым.

Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони.

Крохотки - это и капельки росы, отражающие солнце.

Крохотки – это и сокровища человеческой души.

Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств.

По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни.

По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время.

Вот оно какое ёмкое - это слово крохотки!

Вопросы на уточнение восприятия произведения.

Аналитическая работа над произведением

Учитель. Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.

Выделим основные проблемы произведений русской литературы.

  1. Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа)
  2. Проблема взаимоотношения власти и человека
  3. Идейно-нравственные проблемы.

– Какие ключевые проблемы можно выделить в лирических произведениях А.И. Солженицына? (Проблемы взаимоотношения человека и власти, взаимоотношения человека и природы, отношения людей и др.)

– Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чем предупреждает нас Солженицын?

Работа по группам

Каждой группе даются произведения для анализа, близкие по тематике, и задания.

1-я группа.

2-я группа

3-я группа

Задания для групп.

Выступления учащихся по группам.

Заключение

Литература

1. Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000.
2. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая стихотворения в прозе А.Солженицына, размышляя над их содержанием, ученики попробовали и свои силы.

В МАЛОМ КРОЕТСЯ БОЛЬШОЕ

Вдовина Т.Ф.,

учитель русского языка и литературы

«Всякое произведение – велико оно или мало – всегда зависит от того,

как оно плотно, то есть, как оно соответствует своему назначению.

А. И. Солженицын

Рассказы-миниатюры “Крохотки” условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Впервые первая часть “Крохоток” была опубликована в журнале “Грани” во Франкфурте в 1964 году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале “Новый мир”. В письме в “Новый мир” автор писал: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…”.

Рассказы-миниатюры “Крохотки” условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Впервые первая часть “Крохоток” была опубликована в журнале “Грани” во Франкфурте в 1964 году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале “Новый мир”. В письме в “Новый мир” автор писал: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…”.

 С чего начать разговор о рассказах-миниатюрах Солженицына? Думается, с определения жанровой формы “Крохоток”. Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе. Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь.

С чего начать разговор о рассказах-миниатюрах Солженицына? Думается, с определения жанровой формы “Крохоток”. Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе.

Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь.

… Они самые обыкновенные, но это только на первый взгляд. Ничто не ускользает от пристального взгляда писателя. Жизненные ситуации, положенные в основу миниатюр, приводят к глубоким философским раздумьям…

Наступает время, когда человек сам за себя отвечает. И, даже если он этого не осознает, он строит свой характер ежедневными мелкими поступками, ежедневными маленькими решениями — дома, в классе, на улице. Так, выбор за выбором, мы формируем свой характер…

Наступает время, когда человек сам за себя отвечает. И, даже если он этого не осознает, он строит свой характер ежедневными мелкими поступками, ежедневными маленькими решениями — дома, в классе, на улице. Так, выбор за выбором, мы формируем свой характер…

учащимся было предложено

Выбор Сидела я как- то на скамейке в парке. Идёт мимо меня бабушка старенькая, на палочку опирается, а позади её мужичок идёт. Смотрю: у бабушки из сумки тысячная купюра выпадает, а мужичок хвать её - и в карман. Вот так люди поступают: лишь бы им хорошо было. Андреуца Наталья

Сидела я как- то на скамейке в парке. Идёт мимо меня бабушка старенькая, на палочку опирается, а позади её мужичок идёт. Смотрю: у бабушки из сумки тысячная купюра выпадает, а мужичок хвать её - и в карман.

Вот так люди поступают: лишь бы им хорошо было.

Андреуца Наталья

 Случай с мячом Жил обычный мальчик по имени Вова , рос, как все обычные дети в его возрасте. Как - то раз пошёл он гулять со своими друзьями. И решил Вовочка взять свой новый мяч, который ему подарили на день рождения. Идёт он по тротуару, несёт мяч , но внезапно падает , и мяч катится прямо на проезжую часть. Не думая, мальчик побежал за мячом. Но тут он видит, что на него мчится машина . К счастью, водитель успел затормозить. А если он бы не успел. . Как часто от одного движения может зависеть вся жизнь. Сухоновская Анастасия

Случай с мячом

Жил обычный мальчик по имени Вова , рос, как все обычные дети в его возрасте.

Как - то раз пошёл он гулять со своими друзьями. И решил Вовочка взять свой новый мяч, который ему подарили на день рождения. Идёт он по тротуару, несёт мяч , но внезапно падает , и мяч катится прямо на проезжую часть. Не думая, мальчик побежал за мячом. Но тут он видит, что на него мчится машина . К счастью, водитель успел затормозить. А если он бы не успел.

. Как часто от одного движения может зависеть вся жизнь.

Сухоновская Анастасия

 Своя высота - у каждого В природе существует много птиц. Многие рождены для полета. Разница между ними в том, что одни летают низко над землей, а другие взлетают высоко, в самое небо. Все они летают, но каждая видит с той высоты, на которую поднялась. И та, низкая птица, рано или поздно становится жертвой высоко летающих птиц. Шевченко Дарья

Своя высота - у каждого

В природе существует много птиц. Многие рождены для полета. Разница между ними в том, что одни летают низко над землей, а другие взлетают высоко, в самое небо. Все они летают, но каждая видит с той высоты, на которую поднялась.

И та, низкая птица, рано или поздно становится жертвой высоко летающих птиц. Шевченко Дарья

 Лисёнок Гуляя по лесу, я случайно встретил беспомощного лисёнка. Он был один. Ну я и отнёс его домой. Целыми днями его кормил бумажками, так моя сестра делала куклам кашу. А сам при этом жевал бабушкины пирожки. Очень вкусные, кстати! Только вот не понимаю, почему лисёнок на меня смотрит щенячьими глазами? Да вообще перестал на это обращать внимание! Как-то в один прекрасный летний день взял я свой большущий игрушечный танк, посадил туда лисёнка и погнали на прогулку. Всё было хорошо. Но это я так думал, пока не обернулся и не увидел вдалеке силуэт: мама белка прыгает по веткам со своими детёнышами. Только тогда я вдруг почувствовал какую-то лёгкость при передвижении танка. Тут меня осенило, что лисёнок убежал.. И внезапно услышал:

Лисёнок Гуляя по лесу, я случайно встретил беспомощного лисёнка. Он был один. Ну я и отнёс его домой. Целыми днями его кормил бумажками, так моя сестра делала куклам кашу. А сам при этом жевал бабушкины пирожки. Очень вкусные, кстати! Только вот не понимаю, почему лисёнок на меня смотрит щенячьими глазами? Да вообще перестал на это обращать внимание! Как-то в один прекрасный летний день взял я свой большущий игрушечный танк, посадил туда лисёнка и погнали на прогулку. Всё было хорошо. Но это я так думал, пока не обернулся и не увидел вдалеке силуэт: мама белка прыгает по веткам со своими детёнышами. Только тогда я вдруг почувствовал какую-то лёгкость при передвижении танка. Тут меня осенило, что лисёнок убежал.. И внезапно услышал: "Я хотел лишь от тебя свободы!"

Интересно, кто это сказал?

Прилипухова Катя

 Случай в лесу Однажды осенью мы с папой пошли в лес. Я взяла корзинку для грибов и ягод, а папа взял с собой ружье для охоты. Через некоторое время, проходя лесную опушку, мы услышали шуршание в кустах. Приглядевшись, мы увидели крольчиху. Она недоверчиво посмотрела на нас, но, к нашему удивлению, не убежала. Отец стал заряжать ружье в то время, как я увидела, что кто-то прячется за зайчихой. Я в ужасе остановила папу, а зайчиха даже не шелохнулась. Пройдя ближе, я увидела за спиной маленьких зайчат. Зайчиха с благодарностью смотрела на меня. Именно в этот момент я поняла, что зайчиха была готова жертвовать собой ради своих детей. Я была счастлива, что мне удалось спасти заячью семью, и была поражена отвагой зайчихи. Смирнова Мария

Случай в лесу Однажды осенью мы с папой пошли в лес. Я взяла корзинку для грибов и ягод, а папа взял с собой ружье для охоты. Через некоторое время, проходя лесную опушку, мы услышали шуршание в кустах. Приглядевшись, мы увидели крольчиху. Она недоверчиво посмотрела на нас, но, к нашему удивлению, не убежала. Отец стал заряжать ружье в то время, как я увидела, что кто-то прячется за зайчихой. Я в ужасе остановила папу, а зайчиха даже не шелохнулась. Пройдя ближе, я увидела за спиной маленьких зайчат. Зайчиха с благодарностью смотрела на меня. Именно в этот момент я поняла, что зайчиха была готова жертвовать собой ради своих детей.

Я была счастлива, что мне удалось спасти заячью семью, и была поражена отвагой зайчихи.

Смирнова Мария

Цикл "Крохотки" - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
11 декабря 1918 года в Кисловодске родился С.А.Исаевич. Мальчик еще в школе увлекался литературой. Но то, что он хочет быть писателем, четка понял к окончанию университета. Почти сразу же возникла идея писания серии романов о революции. А.С.И принялся за работу, но в октябре 1941 его призвали в армию, а к концу войны арестовали.
Солженицын крохотки краткое содержание 12 февраля 1974г писателя вновь арестовали, обвинили в государственной измене.

Закрепление:
1) Почему был арестван Солженицын?
2) В каком году Солженицын вернулся на Родину?

Читайте также: