Природа вокруг нас наблюдаем и исследуем конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Класс: 5

Учитель: Ловцова А.Р.

Цели по содержанию:

обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать, что такое методы изучения природы.

Метапредметные:

регулятивные - оценивать свои достижения на уроке

коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.

познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.

Информационно-технологические ресурсы: Биология: 5-6 классы. Учебник для ООУ/Т.С Сухова, В.И. Строганов.-М.:Вентана-Граф,2012г-176с., лабораторное оборудование-микроскоп, штатив, стакан, спиртовка, термометр, линейка, весы, пробирка, колба. ПК.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Учитель - стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

– Какие знания и умения приобретём?

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Обсуждают данную информацию, вопросы

Записывают определение в тетрадь.

слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Работа в парах и малых группах

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме

умеютизвлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?

– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?

– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.

– Итак, кто как думает?

– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.

– Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру.


Обучающиеся обсуждают вопросы, самостоятельно пытаются сформулировать и записать тему урока

Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.

отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Коммуникативные

Работа в партнёрстве

Регулятивные

- Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.

-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.

-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить

- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы -лупа, световоймикроскоп.С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп ( демонстрация слайда презентации).

-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.(ЕЖ)

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (ЛИСА)

Учитель открывает слайд презентации с картинками животных.

названий и устройства
Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах.


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Учитель даёт задание: Кто может стать исследователем?

Неживая природа – это….

Признаки живой природы - …..

Методы изучения природы - ……

Регулятивная


Учитель организует работу обучающихся на 2-х уровнях – базовом и повышенном.

Обучающиеся выполняют. Анализируют

Познавательные

(каждый выбирает задания по возможности)

Регулятивные

Задаётся д/з: параграф 1; стр.5, Проведи дома исследования.

– Какие открытия сделали?

– Какие методы позволяют нам изучать природу?

- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?

– С каким настроением вы уходите с урока?

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получать возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать о методах изучения природы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентностность): овладеют способностями осознать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседникаи вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабороторным оборудованием.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстрационный; групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

Сухова, Т. С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. М.: Вента-Граф, 2014.

Оборудование

Лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовка, пробирка, колба; измерительные приборы: термометр, линейка, напольные весы.

Наглядно-демонстрационный материал

Зрительный ряд: рисунки с изображением методов изучения природы (опыт, наблюдение), слайды пейзажей, изображений электронного микроскопа, животных

Основные понятия и термины

Опыт, наблюдение, описание, измерение.

Организационная структура (сценарий) урока

Есть одна планета-саду

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,-

Ведь другой, похожей, нету!

-Живая природа задает вопросы. Не на все есть готовые ответы. Я надеюсь, что мы изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значения знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

-Но природа не сразу и не во всем открывает свои тайны. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили.

-Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?

-А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?

-Попробуйте записать, что вы думаете об этом в своих тетрадях.

-Рассмотрите в учебнике рисунок 1. Как вы думаете, на каком рисунке изображен опыт?

-Из учебника выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов.

-Представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?

-Сложный вопрос? Поможет нам на него ответить учебник, на странице 4 найдите ответ.

-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На уроках будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.

-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?

-Не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Демонстрация лупы, светового микроскопа) С этими увеличительными приборами вы познакомитесь в этом учебном году. Научным работникам требуется более мощный прибор – это электронный микроскоп.

-А теперь послушайте загадки и попытайтесь их отгадать:

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами

За жуками и мышами.

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я загадывала загадки, использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.

Познавательные: составляют речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; извлекают существенную информацию из разных источников, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний, ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

III Итог урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

-Вот и подошел к концу первый урок биологии. Что вы узнали о нем?

-Какие открытия сделали?

-Какие методы позволяют нам изучить природу?

-Кому открывает свои тайны природа?

-С каким настроением вы уходите с урока?

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работу выполнила: учитель биологии и экологии Матюнина Надежда Константиновна

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО

Урок №1-Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Планируемые образовательные результаты

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

получат возможность научиться:

работать с учебником;

организовывать рабочее место;

узнают, что такое методы изучения природы.

(компоненты культурно-компетентностного опыта или приобретенная компетентность):

овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

слушают собеседника и ведут диалог;

оценивают свои достижения на уроке;

умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Природа, методы изучения природы (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Организационная структура урока

Демонстрационный, лабораторный эксперимент

Элементы технологий, техники

Личностные,

регулятивные, познавательные,

коммуникативные.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово.

*Учитель читает стихотворение (показ слайдов презентации)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

– Какие знания и умения приобретём?

– Какие открытия сделаем? (Ответы детей.)

- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что, изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.

(Беседа по вопросам, с использованием слайдов презентации)

Что изучает природа? (Ответы детей)
Что изучает биология? (Ответы детей)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

работают в парах;

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;

слушают, принимают участие в диалоге с учителем.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

технология учебных ситуаций

Актуализация субъективного опыта

– Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

в устной и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)

– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения. опыт от описания? …опыт от измерения?

(Ответы детей)

– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.

– Итак, кто как думает?

(Учитель подводит итог выводам детей).

– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.

(учащиеся изучают иллюстрации и текст учебника, записывают ответы в рабочую тетрадь).

– Используя информацию и иллюстрацию учебника, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов. Запишите по одному

(Обучающиеся изучают текст и иллюстрации к учебнику, записывают ответы в рабочую тетрадь);

*Проводит физкультминутку.

В ясный солнечный денек (закрыть глаза)

Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).

Рассмотреть большой пенек (развести руками),

Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).

Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),

Опыт с ними проведем:

Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?

Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть).

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

в устной и письменной форме о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.

Первичная проверка понимания

*Беседа по вопросам. (Использование слайдов презентации)

– Ребята, представьте, что вы ставите опыт или наблюдаете за явлением в природе. По какому плану вы будете работать? Составьте его основные пункты. (Беседа с учащимися). Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.

-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?

(Ответы детей)

Регулятивные: ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

других участников образовательного процесса.

Личностные:

понимают значение знаний о природе и умений исследовательской деятельности.

Коммуникативные:

работают в парах;

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;

слушают, принимают участие в диалоге с учителем.

Познавательные: слушают учителя.

*Ознакомление с лабораторным оборудованием

(использование слайдов презентации).

-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование (учитель демонстрирует лабораторное оборудование): штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.

- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Учитель демонстрирует лупу, световой микроскоп). С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп (учитель демонстрирует слайд презентации).

*Я и природа родного края (демонстрация слайдов презентации)

- Какие животные охраняются в Белгородской области? (Ответы детей)

- Какие растения охраняются в Белгородской области? (Ответы детей)

- Какие методы изучения растений и животных использует человек?

(Беседа с учащимися)

Регулятивные: ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

других участников образовательного процесса.

Личностные:

понимают значение знаний о природе.

Коммуникативные:

работают в парах;

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;

слушают, принимают участие в диалоге с учителем.

Познавательные: слушают учителя.

*Ознакомление с лабораторным оборудованием

штатив, стакан, спиртовка, пробирки, плоскодонные и круглодонные колбы.

Обобщение полученных на уроке сведений.

-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:

1.Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(При правильном ответе учитель открывает слайд презентации с картинками животных).

- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь, и оцените правильность ответа.

(Обучающиеся готовят описание устно и оценивают правильность ответа - работа проводится в группах или парах).

*Домашнее задание (демонстрация слайдов презентации): 1.Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете эксперимент по растворению соли или сахара в воде. Сделайте выводы о растворимости этих веществ.

2.Выполните творческое задание.

Составьте загадку о природе!

Регулятивные: ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

других участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

работают в парах;

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель биологии: Захаркина Любовь Петровна МБОУСОШ №7 г. Заринск.

Конспект урока в 5 классе (ФГОС ООО)

Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Цель урока: создание условий

-для формирования представлений об изучаемом предмете;

-для знакомства с учебником: авторами, условными обозначениями;

-для ознакомления с основными методами изучения природы(уметь видеть черты сходства, отличия);

-для изучения необходимого лабораторного оборудования;

-для развития учебно-познавательного интереса к новому предмету.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в процессе организации различных форм работы получить возможность

приобрести первые навыки организации исследовательской работы, с лабораторным оборудованием, освоить методы изучения природы, проводить наблюдение и эксперимент.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока, формулировать учебную проблему, ставить цель, обобщать собственные представления, оценивать свои достижения на уроке, осуществлять контроль за своими действиями и действиями своих сверстников, устанавливать рабочие отношения в группе на основе соотрудничества.

Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе методов изучения природы,

анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету.

Читайте также: