Природа вокруг нас наблюдаем и исследуем конспект
Обновлено: 05.07.2024
Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Класс: 5
Учитель: Ловцова А.Р.
Цели по содержанию:
обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать, что такое методы изучения природы.
Метапредметные:
регулятивные - оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.
Информационно-технологические ресурсы: Биология: 5-6 классы. Учебник для ООУ/Т.С Сухова, В.И. Строганов.-М.:Вентана-Граф,2012г-176с., лабораторное оборудование-микроскоп, штатив, стакан, спиртовка, термометр, линейка, весы, пробирка, колба. ПК.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Учитель - стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
– Какие знания и умения приобретём?
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Обсуждают данную информацию, вопросы
Записывают определение в тетрадь.
слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Работа в парах и малых группах
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме
умеютизвлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?
– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?
– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.
– Итак, кто как думает?
– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.
– Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру.
Обучающиеся обсуждают вопросы, самостоятельно пытаются сформулировать и записать тему урока
Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.
отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Коммуникативные
Работа в партнёрстве
Регулятивные
- Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.
-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить
- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы -лупа, световоймикроскоп.С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп ( демонстрация слайда презентации).
-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.(ЕЖ)
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (ЛИСА)
Учитель открывает слайд презентации с картинками животных.
названий и устройства
Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Учитель даёт задание: Кто может стать исследователем?
Неживая природа – это….
Признаки живой природы - …..
Методы изучения природы - ……
Регулятивная
Учитель организует работу обучающихся на 2-х уровнях – базовом и повышенном.
Обучающиеся выполняют. Анализируют
Познавательные
(каждый выбирает задания по возможности)
Регулятивные
Задаётся д/з: параграф 1; стр.5, Проведи дома исследования.
– Какие открытия сделали?
– Какие методы позволяют нам изучать природу?
- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?
– С каким настроением вы уходите с урока?
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Тип урока
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получать возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать о методах изучения природы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентностность): овладеют способностями осознать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседникаи вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабороторным оборудованием.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстрационный; групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
Сухова, Т. С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. М.: Вента-Граф, 2014.
Оборудование
Лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовка, пробирка, колба; измерительные приборы: термометр, линейка, напольные весы.
Наглядно-демонстрационный материал
Зрительный ряд: рисунки с изображением методов изучения природы (опыт, наблюдение), слайды пейзажей, изображений электронного микроскопа, животных
Основные понятия и термины
Опыт, наблюдение, описание, измерение.
Организационная структура (сценарий) урока
Есть одна планета-саду
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,-
Ведь другой, похожей, нету!
-Живая природа задает вопросы. Не на все есть готовые ответы. Я надеюсь, что мы изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают и принимают значения знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
-Но природа не сразу и не во всем открывает свои тайны. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили.
-Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?
-А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?
-Попробуйте записать, что вы думаете об этом в своих тетрадях.
-Рассмотрите в учебнике рисунок 1. Как вы думаете, на каком рисунке изображен опыт?
-Из учебника выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов.
-Представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?
-Сложный вопрос? Поможет нам на него ответить учебник, на странице 4 найдите ответ.
-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На уроках будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?
-Не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Демонстрация лупы, светового микроскопа) С этими увеличительными приборами вы познакомитесь в этом учебном году. Научным работникам требуется более мощный прибор – это электронный микроскоп.
-А теперь послушайте загадки и попытайтесь их отгадать:
Лесом катиться клубок,
У него колючий бок.
Он охотиться ночами
За жуками и мышами.
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я загадывала загадки, использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.
Познавательные: составляют речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; извлекают существенную информацию из разных источников, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний, ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
III Итог урока. Рефлексия деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
-Вот и подошел к концу первый урок биологии. Что вы узнали о нем?
-Какие открытия сделали?
-Какие методы позволяют нам изучить природу?
-Кому открывает свои тайны природа?
-С каким настроением вы уходите с урока?
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Работу выполнила: учитель биологии и экологии Матюнина Надежда Константиновна
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО
Урок №1-Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Планируемые образовательные результаты
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
получат возможность научиться:
работать с учебником;
организовывать рабочее место;
узнают, что такое методы изучения природы.
(компоненты культурно-компетентностного опыта или приобретенная компетентность):
овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
слушают собеседника и ведут диалог;
оценивают свои достижения на уроке;
умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.
имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Природа, методы изучения природы (опыт, наблюдение, описание, измерение)
Организационная структура урока
Демонстрационный, лабораторный эксперимент
Элементы технологий, техники
Личностные,
регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово.
*Учитель читает стихотворение (показ слайдов презентации)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
– Какие знания и умения приобретём?
– Какие открытия сделаем? (Ответы детей.)
- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что, изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.
(Беседа по вопросам, с использованием слайдов презентации)
Что изучает природа? (Ответы детей)
Что изучает биология? (Ответы детей)
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
технология учебных ситуаций
Актуализация субъективного опыта
– Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме
о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)
– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения. опыт от описания? …опыт от измерения?
(Ответы детей)
– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.
– Итак, кто как думает?
(Учитель подводит итог выводам детей).
– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.
(учащиеся изучают иллюстрации и текст учебника, записывают ответы в рабочую тетрадь).
– Используя информацию и иллюстрацию учебника, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов. Запишите по одному
(Обучающиеся изучают текст и иллюстрации к учебнику, записывают ответы в рабочую тетрадь);
*Проводит физкультминутку.
В ясный солнечный денек (закрыть глаза)
Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).
Рассмотреть большой пенек (развести руками),
Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).
Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),
Опыт с ними проведем:
Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?
Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть).
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.
Первичная проверка понимания
*Беседа по вопросам. (Использование слайдов презентации)
– Ребята, представьте, что вы ставите опыт или наблюдаете за явлением в природе. По какому плану вы будете работать? Составьте его основные пункты. (Беседа с учащимися). Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?
(Ответы детей)
Регулятивные: ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
других участников образовательного процесса.
Личностные:
понимают значение знаний о природе и умений исследовательской деятельности.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.
*Ознакомление с лабораторным оборудованием
(использование слайдов презентации).
-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование (учитель демонстрирует лабораторное оборудование): штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Учитель демонстрирует лупу, световой микроскоп). С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп (учитель демонстрирует слайд презентации).
*Я и природа родного края (демонстрация слайдов презентации)
- Какие животные охраняются в Белгородской области? (Ответы детей)
- Какие растения охраняются в Белгородской области? (Ответы детей)
- Какие методы изучения растений и животных использует человек?
(Беседа с учащимися)
Регулятивные: ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
других участников образовательного процесса.
Личностные:
понимают значение знаний о природе.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.
*Ознакомление с лабораторным оборудованием
штатив, стакан, спиртовка, пробирки, плоскодонные и круглодонные колбы.
Обобщение полученных на уроке сведений.
-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:
1.Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(При правильном ответе учитель открывает слайд презентации с картинками животных).
- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь, и оцените правильность ответа.
(Обучающиеся готовят описание устно и оценивают правильность ответа - работа проводится в группах или парах).
*Домашнее задание (демонстрация слайдов презентации): 1.Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете эксперимент по растворению соли или сахара в воде. Сделайте выводы о растворимости этих веществ.
2.Выполните творческое задание.
Составьте загадку о природе!
Регулятивные: ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
других участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
Учитель биологии: Захаркина Любовь Петровна МБОУСОШ №7 г. Заринск.
Конспект урока в 5 классе (ФГОС ООО)
Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Цель урока: создание условий
-для формирования представлений об изучаемом предмете;
-для знакомства с учебником: авторами, условными обозначениями;
-для ознакомления с основными методами изучения природы(уметь видеть черты сходства, отличия);
-для изучения необходимого лабораторного оборудования;
-для развития учебно-познавательного интереса к новому предмету.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в процессе организации различных форм работы получить возможность
приобрести первые навыки организации исследовательской работы, с лабораторным оборудованием, освоить методы изучения природы, проводить наблюдение и эксперимент.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока, формулировать учебную проблему, ставить цель, обобщать собственные представления, оценивать свои достижения на уроке, осуществлять контроль за своими действиями и действиями своих сверстников, устанавливать рабочие отношения в группе на основе соотрудничества.
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе методов изучения природы,
анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету.
Читайте также: