Сольфеджио 1 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

6 Преподаватель: Да, движение мелодии не изменилось, да и ритм такой же. Правда? Учащиеся: Да! Преподаватель: Вот только изменилась высота, поменялась тональность. Мелодия взяла и переехала из одной тональности в другую, и в этом нам помог транспорт. Ребята, вы знаете, что такое транспорт? Учащиеся: Да, это автобусы, трамваи, машины. Преподаватель: Правильно, транспорт нам помогает переехать из одного места в другое. В музыке тоже есть транспорт. Он переносит мелодию из одной тональности в другую. И это в музыке называется транспонирование. Транспонирование это переезд мелодии из одной тональности в другую. А теперь давайте попробуем подобрать на фортепиано попевку «Вверх по ступенькам поднимись от ноты ре. Для этого все подойдите к инструменту, встаньте так, что всем было видно клавиатуру. Кто попробует подобрать? Аэлина, давай ты. ( Ребѐнок игрет песенку от ноты ре). Ребята, а песенка звучит так же? Учащиеся: Нет. Она звучить не так. Преподаватель: А что звучит не так? Затрудняетесь ответеть? Давайте поступим так, я буду играть эту мелодию, а вы, когда услышите что где-то звучит не так, будете хлопать в ладоши. Ну что, где мелодия звучала не так как нужно, по другому? Учащиеся: На ноте фа и до. Преподаватель: А как эти ноты звучали? Учащиеся: Низко. Преподаватель: Правильно, а что нам нужно чтоб повысить эти ноты? Какой знак? Учащиеся: Знак диез. Преподаватель: Правильно. Это тональность Ре мажор. И в Ре мажоре, ребята есть два ключевых знака фа диез и до диез.

7 Сейчас, сядьте все на места и давайте вместе напишем новую тональность - Ре мажор. ( Учащиеся пишут в нотных тетрадях, а преподаватель на доске). Вот мы написали гамму Ре мажор, а теперь давайте вспомним: сколько в гамме всего степенек? Учащиеся: Семь, а восьмой звук повторенье. Преподаватель: Правильно, давайте споѐм нашу попевку в нашей гамме семь ступенек.( Поѐм все вместе попевку). А теперь, кто мне скажет какой звук, какая ступень самая главная в тональности? Учащиеся: первая ступень. Преподаватель: Правильно! А это какая нота в Ре мажоре? Учащиеся: Ре. Преподаватель: Молодцы, вы всѐ говорите правильно. Теперь давайте споѐм гамму Ре мажор вверх и вниз, показывая на клавиатуре. (Поѐм гамму) А теперь споѐм вот в таком ритме: вверх четверть и две восьмые, а вниз четыре восьмые. Сейчас возьмите карточки со ступенями. Я буду играть ступеньки в Ре мажоре, а будете пальчиками показывать эти ступеньки. III. Закрепление пройденного материала. Цель преподавателя: Закрепить и проверить на практике освоение учащимися новой темы. Цель для учащихся: Закрепить пройденный материал Задачи: 1) Закрепить и систематизировать полученные знания и умения; 2) Оценить уровень усвоения нового материала; 3) Выявить пробелы и неверные представления и их скорректировать. Методы: - беседа, - письменная работа, - наглядно - иллюстативный.

8 Критерии усвоения: Учащиеся справились с заданием, активно принимали участие в проверке этого задания. Преподаватель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена девочка мелодия. Алина, скажи пожалуйста, в какой она тональности? Алина: В Фа мажоре. Преподаватель: Как ты определила, что это Фа мажор? Алина: По последней ноте и ключевому знаку. Последняя нота фа, она устойчивая и ключевой знак си бемоль. Такой знак в Фа мажоре, значит тональность Фа мажор. Преподаватель: Правильно, молодец! Давайте сейчас споѐм это мелодию с тактированием. (Поѐм мелодию все вместе). А теперь мы будем петь этот номер по цепочке, каждый поѐт по одному такту, друг за другом. (Поѐм мелодию по цепочке). Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь, давайте поможем мелодии переехать из Фа мажора в Ре мажор. Что нам для этого нужно? Учащиеся: Транспорт. Преподаватель: Правильно, давайте, транспонируем мелодию. Кто пойдѐт к доске? Ильсур, давай попробуешь ты. Ребята, Ильсур выполняет на доске, а вы в нотных тетрадях. (Учащиеся самостоятельно выполняют это задание). Ну что, справились? Учащиеся: Да! Преподаватель: Теперь, давайте все вместе проверим. А для этого я сыграю эту мелодию в Ре мажоре, как написал Ильсур. (Преподаватель играет написанную на доске мелодию) Ну что, мелодия звучит так же, как в Фа мажоре? Учащиеся: Нет, она звучит грустно. Преподаватель: А почему? Учащиеся: Ильсур забыл написать ключевые знаки.

9 Преподаватель: Да, Ильсур, ты написал ноты и ритм правильно, молодец. Только вот знаки забыл. Ильсур какие у нас ключевые знаки в Ре мажоре? Ильсур: Фа диез и до диез. Преподаватель: Правильно, поставь теперь эти знаки при ключе. Вот теперь правильно, молодец! Давайте споѐм еѐ в Ре мажоре все вместе. (поѐм мелодию в Ре мажоре) IV. Задание на дом. Цель преподавателя: Организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания. Цель учащихся: Написать домашнее задание и понять как его выполнять. Задачи: 1) Сообщить учащимся домашнее задание. 2) Разъяснить методику выполнения 3) Мотивировать необходимость и обязательность этой работы. Методы: - беседа, - объяснение. Критерии усвоения: Учащиеся поняли как нужно выполнять домашнее задание, об этом свидетельствует их активное Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Первое задание будет в рабочей тетрадке страница а. Гузель, прочти, пожалуйста, задание. Гузель: Транспонируйте данную мелодию из исходной тональности в Ре мажор. Преподаватель: Хорошо, спасибо Гузель. Здесь вы должны будете перенести мелодию из Соль мажора в Ре мажор. Так же, как мы делали в классе. Всем понятно? Учащиеся: Да!

10 Преподаватель: Хорошо, следующее задание: петь гамму Ре мажор вверх и вниз. При этом вы не будете забывать о чѐм? Учащиеся: Называть ключевые знаки. Преподаватель: Правильно! И последнее задание: учебник Баева Н., Зебряк Т. страница петь с тактированием. Этот номер тоже в Ре мажоре. Поэтому очень хорошо вначале попойте гаму, несколько раз. Учащиеся: Хорошо. Преподаватель: Вот подошѐл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать, большое спасибо! До свидания! Учащиеся: До свидания!

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – игра.

Цель: Формирование и р азвитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии на основе практических форм работы.

- Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить учащихся с первоначальными теоретическими понятиями и формами работы на уроках сольфеджио.

- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка.

- Способствовать развитию аналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские через инновационные формы работы на уроке.

- Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

– Воспитывать в детях организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, ответственность.

- Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных образов и слуховых впечатлений.

1. Приветствие. Задания на знание нот.

  1. Теоретическая разминка: закрепление понятий темп, метр, ритм, размер, тон, полутон, гамма, строение мажорной гаммы, тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени
  2. Практическая работа. Построение мажорного лада от ноты фа

4.Сольфеджирование и чтение с листа с предварительным анализом мелодических моделей.

Методы и приемы обучения:

Наглядные пособия: лесенка, столбица, таблички теоретических терминов, учебные карточки, карточки песен, нотные и цифровые карточки, ритмические таблицы.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слаженно и внимательно.

  1. Задание: Вспомнить считалочку и назвать ноты, расположенные на нотоносце и показанные преподавателем в разных темпах. (Учащиеся – проговаривают ноты, преподаватель – стихотворный текст).

Фа, до, соль, ре, ля, ми, си - ноты в памяти носи!

Си, ми, ля, ре, соль, до, фа – их запомни навсегда!

II.Теоретическая разминка. Теоретическая разминка .

Преподаватель: Я начинаю, а вы, ребята, продолжаете:

1). Чтобы в нотный дом войти,

Надо ключ приобрести.

Ключ красивый, завитой,-

Называется ключ. ( Соль)

2). Ровные шаги в музыке называются … МЕТР

3). Узоры музыкального времени образуют… РИТМ

4). Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4 , 4/4. Что это …РАЗМЕР,

Сколько долей будет в такте,

нам верхняя цифра покажет,

Длительность каждой доли –

нижняя цифра укажет.

- Какой длительности равна доля – шаг? (четверть)

- Сколько восьмых нот в четверти? (две)

- Сколько восьмых в половинной ноте? (четыре)

6). Ритмическое задание

7). Преподаватель : Что такое полутон, тон, назвать строение мажорной гаммы.

Преподаватель показывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся, они отвечают:

Преподаватель: до – ре – это тон?

Ученики: до – ре – это тон.

Преподаватель: ре – ми – это тон?

Ученики: ре – ми – это тон, и т.д.

Практическая деятельность: Построение мажорного лада от ноты фа

Пропеть построенную гамму

Вокально - интонационные упражнения.

  1. Ребята, какие длительности вы знаете?
  2. Назовите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени.
  3. Правило построения мажорного лада.
  4. Все вместе повторим стишок, который выучили в начале урока.

Преподаватель: Наш урок окончен. До свидания.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока: урок – игра.

Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии на основе практических форм работы.

- Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить учащихся с первоначальными теоретическими понятиями и формами работы на уроках сольфеджио.

- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка.

- Способствовать развитию аналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские через инновационные формы работы на уроке.

- Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

– Воспитывать в детях организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, ответственность.

- Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных образов и слуховых впечатлений.

На уроке были показаны основные формы работы – интонационные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ, творческие задания. Эти формы работы находились во взаимосвязи и основывались на определенных теоретических знаниях. За исключением одного ученика ввиду его длительного отсутствия, учащиеся работали активно, с интересом, показали практическое применение теоретических терминов (термины запоминают, потому что ими все время приходиться оперировать), знание нот на нотоносце и клавиатуре, осознание ритма через дидактические игры.

На уроке не всё запланированное успели сделать, т.к. в процессе работы пришлось больше времени уделить на работу над метроритмом.

В дальнейшем следует продолжить работу над метроритмом: определять на слух ритмическую пульсацию, сильную долю метра, закрепить навык группировать длительности в разных размерах. Больше уделить внимания ежедневному планированию урока.

Особое внимание следует уделять интонированию, слушать себя при пении, следить за качеством звука (точности высоты по отношению к строю, протяженности, силы звука).

В целом учащиеся с поставленными задачами справились, их музыкальный кругозор постепенно расширяется при помощи вопросов и посильных задач, постепенно формируется мышление.

Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”.

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.

Форма занятия: Групповая

Методические приёмы: Объяснение педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры, работа с наглядными пособиями.

Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы).

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Вводная часть – 3 минуты
  3. Основная часть – 35 минут
  4. Заключительная часть – 3 минуты
  5. Подведение итогов занятия – 2 минуты

Ход занятия

Организационный момент.

Вводная часть.

Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио” (Приложение 1)

Основная часть.

  1. Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие
  2. Пение песенок – попевок (Приложение 2)
  3. Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”.
  4. Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur (Приложение 3).
  1. Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм.
  2. Дидактическая игра “Ритмохлопы” (Приложение 3).
  3. Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов.
  1. Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.
  1. Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов
  2. Исполнение: “Песенка про интервалы” (Приложение 1)
  3. Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек.
  1. Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки.
  2. Дидактическая игра “Динамический поезд” (Приложение 3)

Заключительная часть.

Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” - канон (Приложение 1)

Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера).

Подведение итогов занятия.

В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов.

Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме.

Использу емый материал: иллю стративный мате риал (ко нверт с письмом,

1. Здравству йте! Сегодня мы на у роке с вами вс помним все что изучили, что

2. Поздороваемся с вами по особенному – на нотках до, ре, ми, которые

Однажды, когда Алеша жил на даче, рано утром кто - то т ихо п остучал в его

окошко: тук - тук - тук (преподаватель озвучивает ) , затем громче: ту к -

Поднимите руку, кто может повторить у слышанный зву к.

- Молодцы! А ка к это в му зыке называется, что у слышал Ал еша.

Преподаватель: П родолжаю сказку дальше. Алеша вначале по думал, что эт о

ветер пошевел ил ветко й дерева. Но стук повто рился громч е и настойчивее:

- Поднимите руку, кто сможет повторит ь этот ритм ический рису нок.

Преподаватель: Прод олжаю сказку дальше. Алеша испугался, но

любопытство заставило его встать и выглянуть в окно. И что же он у видел.

Преподаватель: Продолжаю сказку дальше. В окошко стучал д ятел, которого

очень обрадовался г остю и стал ему в ответ простукивать по стеклу, причем

старался повто рить тот ритм, кото рый высту кивал а птица. Дятлу, видимо,

понравилось такое об щение с Алешей, и он стал прилетать каждое утро. А

Алеша мальчик очень у мный, каждый раз пыталс я догадаться, что хотел

сказать ему дятел, и для этого стал переводить его сту к в слова.

4. Однажды у тром дятел прилетел особен но радостный и сообщил Алеше

следующее. (На доске написан ритмиче ский рису нок и варианты с ообщения).

которые дятел мо г сообщить мальчику. Како е из сообще ний с оответству ет

Читайте также: