Драгунский заколдованная буква конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

3.содействовать активизации творческой деятельности, воспитанию дружелюбия и терпимости.

Оборудование: мультимедиа, аудиозапись, листы оценивания, закладки с видами чтения,

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Мне приятно видеть вашу готовность к уроку и лучики любознательности в ваших глазах. Хочется пожелать вам на уроке хорошего настроения, активности и творчества.

Расширение поля зрения (готовим к работе наши глазки)

Взгляд фиксируем на центральном числе с эффектом узнавания соседей по ряду.

2.Проверка домашнего задания

-Какой теме посвящены все произведения, изучаемого раздела? ( Теме дружбы) Для чего изучаем?

-Какое произведение готовили дома? Кто автор?

Выборочное выразительное чтение отрывков

-Что помогает нам действительно стать умным? (Книги) Какие?

3. Постановка целей урока

Книга - самое удивительное чудо. В ней происходит волшебство и колдовство, колдовство звуков, слов, мыслей, поступков. А ощутить это нам помогает автор.

-Обратите внимание на экран. Книги какого писателя вы видите? слайд 3

Давайте знакомые книжки откроем слайд 4

Мы снова пойдём от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

-Определите главные, ключевые слова. Поставьте задачу, которую будем решать на уроке.

-Мы встретимся с новыми героями, постараемся оценить их поступки, подружиться. А ещё будем работать с текстом, рассуждать о прочитанном, делать выводы, учиться красиво и правильно говорить. (для чего?)

4.Изучение нового материала

Подготовка к восприятию

Сведения об авторе (заранее готовят ученики) слайд 5

Послушайте, что интересного узнали ваши одноклассники о В. Драгунском1-ый ученик

А ещё Виктор Драгунский любил ужей, ящериц, лягушек. Часто отпускал в небо воздушные шарики – нельзя держать на ниточке того, кто умеет летать. Очень нравилось болеть ветрянкой – тебя всё время мажут зелёнкой, и ты похож на зелёного леопард

А ещё его с детства беспокоил один вопрос: как же можно съесть крокодила, если он жёсткий и в панцире? Его же нипочём нельзя пережевать! Даже, если сварить. И тогда он пошёл в цирк, потому что верил, что проглотить крокодила под силу только фокуснику, и остался там на много- много лет работать цирковым клоуном.

-Каким был в детстве?

Речевая разминка слайд 7

Чтобы выразительно и правильно читать поработаем язычком, губками, зубками. Разработать ротик поможет скороговорка?

- А что такое скороговорка? (рифмованное предложение, которое надо говорить правильно и быстро).

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

- С удивлением (по рядам)

-Объясняя друг другу (в парах)

Не забываем отчётливо произносить звуки [с] и [ш].

-словно смеемся над кем-то (читаем по рядам)

- Кто попробует пропеть эту скороговорку?

- Ребята, проговорим скороговорку, меняя силу голоса? Начинаете тихо, а заканчиваете громко. Будьте внимательны. Следите за моими руками.

- Мы немного размяли свои губки и язычки для того, чтобы на уроке у Вас было отчетливое, выразительное чтение.

Стадия вызова (Заколдованная буква) слайд 8

Прочитайте название произведения

-Можем предположить, к какому жанру относится?

-Рассмотрите иллюстрацию, предположите о ком это произведение?

-Какого возраста? Почему так решили? Что делают дети?

Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем позже.

5.Первичное восприятие текста слайд 9

У нас есть возможность послушать произведение в исполнении самого автора Виктора Драгунского. Ваша задача: внимательно слушать, уловить интонацию героев и понять, почему так назван рассказ?

-Понравился рассказ? Какой он? (весёлый, юмористический, смешной)

-Что совпало с нашими предположениями?

-От чьего имени написан рассказ?

-Почему так назван рассказ? Как звали детей?

– Какую букву не выговаривали дети?

- Какое слово не могли произнести?

-Необходимо восстановить кадры диафильма в той последовательности, в каторой развивались события.

-Какая иллюстрация лишняя?

-Расположить оставшиеся по порядку.

-Каким должно быть звуковое оформление фильма?

Словарная работа слайды 11-14

Прежде чем начнём читать, потренируемся в чтении непонятных и трудных слов

До-мо- уп- рав- ле- ни-е

Домоуправление – это организация, которая управляет домами.

Поставить на попа- прямо

небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью

устаревшее слово то же, что и шпиль – острый кончик верхушки

Физкультминутка слайд 15

6. Чтение и анализ произведения

Работа по учебнику слайд 16

Читать будем по частям

1-ая часть до слов: А мы остановились возле ёлки.

-Где происходят события?

-Кто главные герои?

-Прочитайте, как шофёр с дворником выгружали ёлку?

-Какие ошибки в их речи вы заметили?

-Почему они так говорили? Исправьте ошибки.

-Как назовём эту часть? 1. Привезли ёлку.

-Попробуем пересказать. слайд 17

2-я часть до остановки учителем – Сыски! Хыхки! Сыски!

2.Как смеялись дети

Беседа с элементами выборочного чтения

-Прочитайте, какая была ель в рассказе. Почему в тексте ёлка?

- Как отреагировали дети?

Сравним отношение к ёлке рабочих и детей.

Вывод: для рабочих – обыкновенная работа, для детей – радость.

-Кто первый увидел шишки? (Алёнка)

-Как она их назвала?

-Прочитайте, как смеялись мальчики.

- Почему Мишка стал смеяться громче? (чтоб пересмеять всех)

-Кому было обидно за Алёнку? Почему она не выговаривает букву?

- А как у Мишки это слово получилось?

- Почему Алёнка закричала ура? (Мишка тоже произнёс неправильно)

3 часть- самостоятельно про себя и скажите, что подумал 3 мальчик? (что оба не правы) 3.Все не правы слайд 20

-Какая черта проявилась у автора? (напористость, упрямство, стремление быть первым, неумение признать свою ошибку)

-Чему учит данное произведение? (Не смеяться над другими)

-Какова главная мысль? ( Не нужно осуждать других, когда сам этого сделать не можешь.)

-Предполагали ли мы, что так развернутся события?

-Почему никто не мог сказать слово правильно?

7.Домашнее задание по выбору слайд21

2. чтение по ролям

3.пересказ понравившейся части

8.Закрепление изученного. Тест- опросник

Дети гуляли во дворе? (+)Ёлку привезли на тракторе?(-)

Рабочих было трое?(-)

Ёлка пахла морозом? (+)Дети сидели и улыбались? (-)Дети не выговаривали букву ш? (+)

Алёнке шесть лет?( -)

У Мишки выпало три зуба?(+)

Плакали Мишка и Алёнка?(+)

Нельзя осуждать людей.(+)

Самопроверка. Взаимопроверка. слайд 22

1+ 2- 3- 4+ 5- 6+ 7- 8+ 9+ 10+

9.Рефлексия - оценивание. Подведение итогов урока.

-Кто доволен своей работой? (похлопайте)

-Кому было интересно? ( встаньте)

-На чьей стороне симпатии?

- С каким настроением заканчиваете урок?

- Какой смех люди часто называют злым? Почему же автор смеется по-доброму над ребятами? (Он их любит, любуется ими)

- Я надеюсь, что юмористический рассказ вам понравился, и вы захотите познакомиться и с другими замечательными произведениями В. Драгунского.

-Мне понравилась ваша работа, я увидела в вас не просто учеников, а ещё и читателей, думающих и умеющих рассуждать.

Поэт Я.Аким слайд 23

1 группа.Ехал дядя без жилета

Заплатил он штраф за это.

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

На глазах у детворы

Крысу красят маляры.

Ещё одно большое чудо, божий дар - человеческая речь. Наша речь должна быть понятной и доступной. Вы, наверное, знаете, как и где этого можно достичь?

Урок по литературному чтению во 2 классе по учебнику О.В.Кубасовой: "Любимые страницы".

Цель урока: познакомить с творчеством В.Драгунского и рассказом "Заколдованная буква".

  • образовательная: совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения, формирование навыков поискового чтения, активация словарного запаса;
  • развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;
  • воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения друг с другом.

Оборудование: презентация, карточки со словами, толковый словарь, книга с перепутанными страницами, иллюстрации к произведению "Заколдованная буква".

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Правильно. Ребята, автор с которым мы будем сегодня знакомиться Виктор Драгунский. Я подготовила выставку его книг.

- Не читая его произведения, что можете сказать об авторе?

- Кому эти книги адресованы?

- Какие произведения пишет, веселые или грустные?

- А что еще? (Название произведения.)

- Зачем автор указывает название произведения? (Чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении)

Открываю на своей книге.

- Прочитайте название нашего произведения. (Заколдованная буква) На доску вышиваются таблички предположениями.

- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве)

Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (все выдумано)

- По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?

- Кто главные герои? (да, дети)

- Какого возраста они? (маленькие)

- Почему так решили?

Разработать ротик нам поможет скороговорка.

- Кто знает, что такое скороговорка? (рифмованное предложение, которое говорить надо правильно и быстро)

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Прочитайте ее про себя. Кто может прочитать вслух быстрее. Теперь проговорим все вместе шепотом. Теперь хором голосом и чуть быстрее.

Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е

Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.

- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).

Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.

ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' Хором прочитаем.

- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)

Посмотрим. Маша прочитает значение этого слова.

У слова "шпиц" есть два значения.

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.

- Какое нам из значений подходит? (2)

Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ

Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ

Дружно встали все на раз,

Глубоко вздохнем на два

Руки к верху мы подняли,

И на три все помахали.

На четыре - руки шире.

Пять - руками повертеть.

Шесть - движение обратно.

Семь - осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

- У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.

Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

Слушаем. Включается запись рассказа.

- Какие ваши впечатления от рассказа? Сверим наши предположения. Обратите внимание на записи.

Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановилось возле елки. Достаточно.

- О чем вы прочитали?

- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)

- Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?

- чем закончилась эта часть?

Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".

Какая большая часть, о чем здесь говориться?

- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка?( Хыхки)

- Чем закончилась эта часть?

- Почему они заплакали?

Завершающий этап чтения

- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.

- А за счет чего? (смешных слов)

- Найдите смешные слова:

Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)

Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)

Воспаление мозга :.(болит голова)

Полезло на ухо . (мимическое выражение лица)

Давай реветь. (громко спорить)

- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы.

- Что еще не хватает в нашей книге? (иллюстраций) Верно. Ребята моего класса, прочитав этот рассказ, нарисовали вот такие иллюстрации. Найдите отрывки из текста к ним.

- Мне понравилось, как вы работали на уроке.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока чтения по рассказу В.Драгунского "Заколдованная буква". В разработке приведены занимательные виды работ, направленные на лучшее усвоение материала.

Урок чтения 1 класс Учитель: Волкова И.Н. Дата: 10 марта

Тема. В. Ю. Драгунский. ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА.

Оборудование: ноутбук, презентация

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Ход урока:

I. Орг. момент

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, …не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо …руку поднимать

II. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

Взаимооценка. Индивидуальный опрос пяти уча­щихся.

III. Объяснение новой темы

Вызов. Введение в тему.

1. Выполнение задания Волшебницы Речи.

а) - Работа с чистоговорками и скороговорками ( дополнительный материал).

Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шу-шу-шу - Мише я пишу.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши - наши дети хороши.
Ша-ша-ша - уложили малыша.
Шу-шу-шу - шапку новую ношу.

- У Сашки в кармашке шишки да шашки.

- Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

б) Загадки

Что это за дерево, отгадайте:

- Ее всегда в лесу найдем,
пойдем гулять и встретим,
стоит колючая, как еж,
зимою в платье летнем. (Ель).

- Дети, а как по-другому модно назвать ель? (елка, елочка).

На высоких стройных елках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клест

Ими лакомиться. Прост

Мой вопрос для вас, детишки:

– Что едят они все? – …! (Шишки)
К роду елей относятся 45 видов елей, растущих по всему свету. Есть ели с голубоватой, синевато-белой и золотисто-жёлтой хвоей. Стволы у некоторых елей достигают 2 м в диаметре, а высота деревьев - 40-50 м. Живёт ель до

500 лет. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. Хвоинки колючие, четырёхгранные, острые. Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы они открываются и оттуда вылетают семена. Крылатые семена подхватывает ветер и уносит далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные ёлочки. Ель считают вечнозелёной. Но хвоя у неё не вечная. Иголочки каждые 7-9 лет опадают.

Шишки у ели узкие и длинные. Шишки у ели коричневого цвета. У шишки есть чешуйки под ними прячутся семена. Семена мелкие с крылышками. Из них вырастают маленькие елочки и их любят птицы. Дятел, белка, мышка, клесты любят семена ели.

г) Осмысление. Работа с книгой.

Ответы на вопросы.

Как называется рассказ, который мы прочитали?

О чём мы прочитали?

Кто герои это рассказа?

Опишите Алёнку, аргументируя словами из текста.

Опишите Мишку, аргументируя словами из текста.

Кто нам рассказывает историю?

IV. Закрепление.

1.Чтение рассказа учащимися.

2. Размышление.

Ответы на вопросы.

-Кто гулял во дворе?

-Что привезли на грузовике?

-Что увидели ребята на елке?

-Какой звук не могли произносить ребята?

Вы догадались, какое слово не могли сказать дети?

3. Повторное чтение рассказа, пересказ содержания с позиций Аленки, Мишки.

5. Речевая разминка.

Назовите рассказ по-другому.

Составьте срочную телеграмму ребятам.

Какое определение лишнее: елка большая, мохнатая, с красивыми шишками, косматая.

6. Творческая работа. Развитие мышления, воображения.

Чтобы окончательно расколдовать букву, выполним последнее задание.

Решите филфорд. Найдите слова среди букв. В каждой строке одно слово.

Читайте также: