Сокращение текста план тезисы конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической и письменной речи учащихся.

Оборудование: учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват.учреждений: базовый уровень. М., 2012; карточки с раздаточным материалом.

Тип урока: урок формирования новых умений и навыков прочтения текста.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся выделять тезисы из текста

I. Проверка домашнего задания

II. Объявление темы и целей

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тезис, чем он отличается от плана, научитесь составлять тезисы, выскажите свои мнения.

III. Знакомство с видами сокращения текста

Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое план, тезисы?).

IV. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

— Прочитайте материал учебника (стр. 98, 99) и выпишите определение понятий план, тезисы.

Вам даны притчи (подготовленные учителем заранее карточки), вы должны прочитать и составить тезисы к концу урока.

V. Подведение итогов (тезисы зачитываются и обсуждаются).

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Составьте план и тезисы по упр. 132.

Образец выполнения упр. 132 на стр.101-102.

Задание: Выделите тезис.

«Однажды человек обвинил мудреца в том, что его речи непонятны и не приносят пользы. Мудрец достал из шкатулки драгоценный камень и сказал:

- Отнеси его мелким торговцам и посмотри, сможешь ли ты получить за него сотню фунтов.

Никто из них не дал человеку больше сотни серебряных монет.

- А теперь подойди к настоящему ювелиру и посмотри, что он даст тебе за этот камень.

Человек был несказанно удивлен, когда ювелир предложил ему 10 тысяч золотых монет. Мудрец заметил:

Задание: Выделите тезис

« Я проходил по улице…меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны…О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку…Он стонал, мычал о помощи. Я стал шарить у себя в карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка…Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

- Не взыщи, брат, нет у меня ничего брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Задание: Выделите тезис.

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.


При работе с письменными источниками важно уметь систематизировать и структурировать материалы. Рассмотрим сегодня инструменты, помогающие этого добиться.

Что такое тезис

Тезис — это краткое содержание нескольких абзацев текста, которое позволяет вникнуть в содержание материала и понять его ключевые идеи.

Тезисный план универсален и подходит для разных видов литературы.

Обычно тезисы пишутся к сочинению, курсовой, диплому. Иногда содержатся в введении либо в качестве самостоятельной статьи к научной работе. Включают описание предмета, задач, целей, ФИО автора, источники исследования, актуальность и полученные результаты.

Как составить

  • Внимательно прочитать текст и выяснить замысел и цель автора. По итогу сформулировать ключевой тезис, отражающий суть прочитанного.
  • Ответьте для себя на вопрос, какую мысль пытается донести до читателя автор. Ответ запишите.
  • Сопоставьте выделенные автором идеи со структурой текста.
  • Выделенные абзацы — основа для тезисов, обращайте на них внимание.
  • Отложите текст и перескажите идеи своими словами
  • Выделите подпункты (дополнительные тезисы), для этого следует прочитать каждый абзац еще раз и составить для него тезис. Как правило, одному абзацу соответствует одно утверждение.
  • Еще раз все изучить и сверить составленный план с текстом, доработать несоответствия.

Частые ошибки при написании:

  • Не путать цитату и тезис. Цитата — дословное использование выражений из текста, а тезис — самостоятельно составленное утверждение или отрицание.
  • Учащиеся читают лишь часть текста, из-за чего возникает неверное восприятие. Материал нужно прочитать целиком и несколько раз.
  • Длинные тезисы мешают понять суть и сложнее воспринимаются. Оптимальная длина — несколько предложений. На каждую тысячу знаков рекомендуют делать один тезис.

Что такое конспект

Конспект

Конспект — это краткое письменное изложение фактических данных, пересказ первоисточника. Позволяет автору в полном объеме восстановить в памяти тему и данные.

  • План-конспект. Строится на основе плана к лекции, по ходу выступления преподавателя обрастает комментариями и превращается в цельный текст. Используется как практический инструмент для подготовки к семинарам.
  • Схематический. Подойдет для детальной проработки текста. Устанавливает связь между элементами речи и структурирует информацию.
  • Текстуальный. Довольно сложное изложение, содержащее выдержки из источников, ключевые выводы, сделанные студентом и схемы. Используются во время обучения на гуманитарных специальностях, где важно сохранять авторские цитаты.
  • Свободный. Может объединять признаки всех вышеназванных конспектов, пишется в свободной форме.

Что такое план

План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.

Виды:

  • Вопросительный (к тексту задаются вопросы).
  • Назывной (выделяют главные словосочетания).
  • Опорная схема (подбираются из абзацев ключевые слова, по нему легко воспроизвести текст, подойдет как памятка при устных выступлениях). Включены только самые важные факты и цифры.
  • Тезисный (сами отвечаем на вопросы к прочитанному).

Алгоритм составления плана:

  • Понять содержание и задачи текста.
  • Определить, какие данные нужны для решения этих задач.
  • Предоставить информацию в виде пунктов плана.
  • Расположить пункты в логической последовательности.

Критерии качественного плана:

  • Логичность.
  • Отсутствие повторов.
  • Завершенность (включает всю нужную информацию).
  • Краткость и лаконичность (объем не более 5-7 пунктов).

Чем отличаются тезисы от конспекта

План

Различие — в объеме, определении и цели использования. Тезисы — это краткие высказывания, отражающие суть текста небольшого размера. Они не предназначены полностью посвятить слушателя в глубину темы. Их цель — быстро ознакомить с отдельными моментами и идеями. В свою очередь конспект — это объемная письменная работа, подробно излагающая весь материал, а не отдельные его идеи.

Разница между тезисом и планом

Тезисы — это совокупность главных идей написанного или увиденного, а план — смысловых элементов, направленных на подготовку новой письменной работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом

Конспект и план являются совершенно разными понятиями. Отличаются объемом, так как план более лаконичен. Кроме того, конспект представляет собой пересказ прочитанного или увиденного, а план — формулировку подготовительных этапов для написания какой-либо работы или сочинения. Цели и задачи у них различаются. Конспект призван помочь систематизировать текст и восстановить его в памяти в будущем, а план, наоборот, помогает подготовить новый проект.

Образец плана, тезисов и конспекта

Пример конспекта тезисов и плана можно скачать тут.

Разобраться даже в самых трудных понятиях студенту всегда поможет ФениксХелп.

Сокращение текста. План. Тезисы

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.
Мне трудно припомнить 2 все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался 2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.


На этом уроке мы узнаем, как правильно сокращать текст. Выясним, какими бывают планы. И потренируемся составлять план.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сокращение текста. План"

· Научимся сокращать текст.

· Узнаем, как правильно составить план.

· Поговорим о том, какими бывают планы.

В школе, да и вообще в жизни нам часто приходится работать с текстами. Представьте, что вам нужно составить текст для выступления, а информации слишком много. Или нужно написать изложение – как запомнить последовательность событий? Наконец, вам нужно подготовиться к экзамену и запомнить огромное количество информации!

Во всех случаях придётся как-то упростить и сократить тексты.

Особенно часто мы имеем дело с сокращением текстов.

И вот у нас есть какой-то текст – неважно, какой. С чего бы начать?

Как минимум, мы должны разбираться в том, что сокращаем. Значит, нам нужно сначала понять суть текста.

Для этого мы должны внимательно прочитать текст. А потом поднапрячься и вникнуть в него.

То есть, мы определяем тему. Выявляем идею и основную мысль. И определяем части, которые образуют так называемый смысловой каркас текста. В художественном произведении важнее всего сюжет.

Но понять текст как следует не получится, если в нём есть какие-то непонятные для нас детали. Часто бывает так: мы смотрим в текст, а там есть слова или выражения, значения которых нам неясно. И мы можем из-за этого упустить что-то важное. Так что нужно заранее воспользоваться словарём или поиском в Интернете.

И составить небольшой список примечаний и пояснений – что именно обозначает то или иное непонятное слово или выражение.

Дальше нам нужно выделить ключевые слова и моменты. Придётся вооружиться маркером!

Мы должны отыскать в тексте те слова – чаще всего существительные – которые составляют самую основу, фундамент текста.

Ключевые слова – это в некотором смысле перечисление того, что есть в тексте. Например, в тексте о дуэли и смерти Пушкина ключевыми словами наверняка будут Пушкин, Дантес, дуэль, трагедия, смерть поэта и так далее.

Именно по ключевым словам мы ведём поиск в Интернете.

И определить эти слова нам так важно, потому что они обязательно останутся в нашем тексте после сокращения.

Дальше мы составляем подробный план текста. Заметьте, подробный! Это значит, что мы выносим в план вообще все значимые части: и вступление, и описание природы, и размышления героя, и воспоминания.

При этом если текст небольшой, то можно ориентироваться на абзацы. Если текст крупный – нужно ориентироваться на важные части содержания, которые мы уже выделили до этого.

И вот мы выполнили всю подготовительную работу и можем наконец приступить к сокращению текста! Но тексты можно сокращать по-разному.

Во-первых, мы можем исключить из текста некоторые части.

Ведь не все части одинаково важны. В таком случае наша цель – оставить лишь то, что действительно важно и нужно для понимания текста.

При этом мы обычно выбрасываем описания обстановки или природы. Можем пожертвовать действиями, которые кажутся нам маловажными. Можно выбросить и какие-то не несущие ключевого смысла размышления и диалоги.

При этом при исключении частей текста мы ориентируемся на план. То есть, полностью убираются какие-то части, которые указаны в плане.


При сокращении книг из них иногда могут исключать даже целые главы.

Из неё обычно исчезает четвертая глава, в которой профессор Преображенский оперирует Шарика.


В этой главе операция описывается слишком натуралистично. И эти описания не очень влияют на сюжет, так что главу исключают.

Но есть и ещё один вариант сокращения текста.

Мы можем сократить изложение каждой части. При этом все части, которые мы отметили в плане, остаются на месте. Но каждая из них становится короче. Потому что мы выбрасываем из каждой части предложения, которые кажутся несущественными. Обычно такое можно делать с текстами большого или среднего размера.

Наконец, есть и третий вариант. Мы можем сокращать предложения. При этом мы вообще не трогаем план текста, мы просто заменяем сложные предложения в тексте более простыми.

Выглядит это так:

Владимир, волнуясь и запинаясь, наконец-то попросил у бабушки прощения, и тяжкий груз свалился с его души.

Что тут важно? Герой, его действие и то, что он почувствовал облегчение.

Владимир попросил у бабушки прощения, и ему полегчало.

Фразеологизм в конце предложения мы заменили более простым глаголом.

Однако очень часто способы сокращения текста объединяются. В конце концов, мы вполне можем сначала выбросить всё ненужное из текста и из плана. Потом сократить то, что осталось. А потом ещё взглянуть на предложения и сократить и их тоже.

Главное – не увлекаться сокращениями слишком сильно и не сокращать тексты до той стадии, когда длинные романы или повести пересказываются в два-три предложения. Всё-таки наша задача – сохранить и передать суть текста! Так что нельзя выбрасывать что-то важное.


Итак, что нужно, чтобы сократить текст?

Для начала внимательно его прочитать, определить тему, идею, основную мысль.

Пояснить все непонятные слова и выражения.

Выделить ключевые слова, потому что эти слова останутся в тексте.

Дальше нужно составить подробный план. И помнить, что способы сокращения текста бывают самыми разными.

А теперь давайте вернёмся на исходную позицию. Допустим, у нас есть какой-то текст, и нам нужно запомнить его содержание. Но только в самых общих чертах!

Кажется, нам срочно нужен план!

Но что вообще мы подразумеваем под этим словом?

План – это логическая схема текста.

В плане мы пользуемся обычно краткими формулировками.

План небольшого рассказа может выглядеть примерно так:

Неудачное утро

Встреча Васи и Серёжи.

Рассказ Серёжи

Так где же кот?

Пропажа найдена!

Здесь сразу же можно увидеть, что в плане чаще всего используются назывные или вопросительные предложения. Такой план называется тематическим, каждый его пункт – название темы.

Но что нужно для составления плана?

Мы читаем текст. И привычно делим его на важные смысловые части.

Для этого мы можем воспользоваться так называемыми микротекстами – абзацами, о которых мы уже говорили.

Однако иногда нам приходится объединять несколько абзацев по смыслу, чтобы получилась более крупная смысловая единица.

И потом мы даём каждой части заглавие. Это то же самое, что озаглавить текст – мы выделяем для этого самое главное в части. Нужно примерно обобщить всю информацию, которая даётся в этой части текста. И выразить в паре слов.

Возьмём вот такой абзац.

Бывают иногда совершенно неудачные дни. В эти дни автобусы приезжают невовремя, дождь начинается, как раз когда ты выходишь из дома, а магазины коварно подкарауливают тебя, чтобы закрыться на переучёт.

Какое заглавие этой части текста мы дадим в плане?

Бывают неудачные дни? Но это двусоставное предложение, а нам нужно назывное. Не везёт? Слишком расплывчато. Неудачные дни. Это вполне отражает то, о чем сказано в тексте.

Составление плана – то, через что мы обязательно проходим при создании устного или письменного текста.

Но получается, что текста у нас тогда ещё нет, ведь мы только готовимся его создать. Как же составить план?

Но ведь мы все равно примерно представляем, в каком порядке и о чем мы будем говорить. У нас появляются какие-то идеи о речи и о её структуре.

Так что очень часто план может существовать только в нашей голове в виде какой-то последовательности: сначала мы хотим рассказать об одном, потом о другом и так далее.

Однако есть жанры, где план просто необходим. Это, например, реферат, любой учебник, курсовая или дипломная работа… Ведь именно план потом отразится в оглавлении!

К слову, планы могут быть разными.

Мы расскажем, что такое кот.

Дадим описание кота.

Расскажем, чем коты питаются.

Уделим внимание их привычкам.

И наконец, поговорим о том, как кота выбрать.


То, что у нас получилось, называется простым тематическим планом. В нём мы просто отобразили основные пункты того, что мы собираемся сказать или написать.

Но план может быть и сложным!

В таком случае он даёт представление о логике и композиции текста. Почти каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается детально.

Например, в первом пункте мы можем указать признаки кота. И историю котов как домашних животных.

Описание кота получит такие подпункты: внешние признаки и внутреннее строение.

А в привычках мы можем указать, например, мурчание, вражду с пылесосом и любые другие важные для нас пункты.


Конечно, план получился шуточным, но он хорошо показывает, что представляют собой сложные планы.

Для того, чтобы составить сложный план, нужно знать тему в совершенстве.

Есть и третий вид – тезисный план. Мы ведь можем записать пункты примерно так:


Питание, привычки, выбор – все эти пункты тематического плана мы можем развернуть в полноценные предложения, чтобы нам было легче ориентироваться.

План сразу стал подробнее.

В тезисном плане каждый пункт представлен двусоставным предложением и отражает основную мысль части текста.

Итак, план – это логическая схема текста.

Для составления плана мы выделяем самые важные части текста. После этого каждой части даётся заглавие. Обычно мы озаглавливаем пункты плана при помощи назывных предложений.

Есть несколько видов планов. Чаще всего мы встречаемся с простым планом, где указываются только основные пункты.

В сложном плане уже отражена логика изложения и композиция речи. Сложный план содержит подпункты.

Наконец, есть ещё тезисный план. Он составляется из двусоставных предложений.

Тезисы, план и конспект: чем различаются и что общего

Любая научная или творческая работа начинается с возникновения идеи. Чтобы ее развить и раскрыть, нужно написать план или тезисно обозначить основные моменты. Иногда необходимо сделать конспект источников. Мы расскажем, чем различаются план, тезисы и конспект и для каких задач их лучше использовать.

Различия между планом, тезисами и конспектом

Чтобы понимать, когда нужно составить план, когда — написать тезисы, а когда — законспектировать источник, разберемся в значении понятий.

Как отличить тезисы от плана

Планирование — первый этап написания творческих и научно-исследовательских работ:

  • изложений и сочинений;
  • эссе и статей;
  • курсовых и дипломных.

Обычно план записывается в виде нумерованного списка, каждый пункт из которого — название части работы.

Тезисы считают расширенным вариантом плана.

  1. Ключевые положения научной работы.
  2. Краткое содержание документа.

Слово употребляют в первом значении, когда речь идет о публикациях в сборниках конференций, докладов и пр. Второе значение характерно для работы с документами или подготовке выступления, на котором нужно лаконично изложить информацию.

В таком случае студент обычно пишет план, в котором выделяет основные части, а потом для каждого пункта записывает отдельное положение. Это и будут тезисы.


Чужие материалы конспектируют, а для своей работы пишут план и тезисы

Чем отличаются тезисы от конспекта

Конспект – краткий пересказ источника.

Чем отличается план от конспекта

Главные отличия плана от конспекта в объеме и форме. План представляет собой названия частей, конспект — последовательное изложение информации, максимально близкое к источнику.

План обычно занимает 1-3 страницы, объем конспекта ограничен только размерами первоисточника.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Когда что нужно писать: тезис, план или конспект?

Понять разницу между планом, тезисами и конспектом проще, если знать, что когда лучше применять.

План понадобится на этапе подготовки научной или творческой работы, выступления и пр. Это краткая последовательность смысловых частей работы или доклада.

На основе плана можно написать тезисы, которые отразят главную мысль каждого пункта. В то же время, тезисы можно составить и на основе конспекта, отразив в них ключевые идеи записанного.

Конспект пишут, когда необходимо систематизировать и обобщить информацию большого объема. Обычно такие выписки получаются в виде идей-тезисов и их обоснований.

Составить правильный план для курсовой или подготовить лаконичные тезисы бывает сложно. В таких ситуациях на помощь приходит студенческий сервис. Его эксперты легко справляются с любым видом студенческих работ и не оставят вас один на один с требовательным преподавателем.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: