Соединительные о и е в сложных словах 6 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово

Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

II. Актуализация знаний (Слайд 4)

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Веселые стихи

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов)

III. Новый материал

Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

1. Исследовательская работа

На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

О/А
сам .. лет
пар . воз
Пар . ход

Е/И
каш . вар
стал . вар
кон . вод
мор . ход

- Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

- Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

- Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

- Какие слова называются сложными?

- Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

- Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

IV. Закрепление полученных знаний

Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

2. Словарная работа (Слайд 9)

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

5. Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

Любая профессиональная деятельность требует от человека:

  • Человек, который любит труд.
  • Человек, который любит знания.
  • Люди, которые помогают взаимно.
  • Человек, который стремится к цели.

6. Подбери антоним (Слайд 13)

Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)

7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

1. Вод . провод, земл . трясение, гром . отвод.
2. Вод . мерка, дожд . мер, земл . делие.
3. Жизн . описание, картоф … лекопалка, книг . печатание.

9. Работа с карточками. Проверь себя

10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

Печка на колёсах.

Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

Печка на колёсах.

V. Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Что нового вы узнали?

- Достигли ли мы цели урока?

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

Урок направлен на формирование умения правильного написания сложных слов с соединительными о, е, умения составлять сложные слова из данных, а также на развитие интеллектуальных умений: анализировать, обобщать, систематизировать, работать по алгоритмам.

ВложениеРазмер
soedinitelnye_glasnye_o_i_e_v_slozhnyh_slovah.docx 31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся навыка правильного написания соединительных О и Е в сложных словах

  • повторить особенности образования слов способом сложения;
  • познакомить с понятием сложного слова и правилами написания соединительных О и Е в сложных словах;
  • научить правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е;
  • развивать умение образовывать сложные слова от данных слов и объяснять условия выбора орфограмм в сложных словах; развивать речевую и мыслительную деятельность, применять полученные знания на практике;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  • воспитывать навыки сотрудничества; формировать навыки самостоятельной и групповой работы; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологии : личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации

Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.

1. Организационный момент

2. Этап целеполагания и мотивации

3. Этап актуализации знаний

4. Этап изучения нового материала

5. Этап закрепления знаний и умений

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

7. Этап объяснения домашнего задания

Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в рабочую тетрадь.

  1. Этап целеполагания и мотивации
  1. - Сегодня мы должны научиться правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е. Как вы думаете, что мы должны для этого знать?
  2. (Познакомиться с правилами написания сложных слов с соединительными гласными О и Е.)

Значит, нашими целями сегодня будет ( продолжите данные высказывания) :

1. Познакомиться с…………

2. Правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е)

1.Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах …

Как образованы слова-отгадки? (Способом сложения).

2. Выразительно прочитайте текст на карточках.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

3. Найди в тексте слово, образованное способом сложения. Слабым обучающимся даётся подсказка: В последней строчке найти слово, образованное способом сложения. ( Желтолистая – сложение с суффиксацией)

Выполните словообразовательный разбор этого слова в тетрадях (слабым обучающимся даётся карточка-инструкция с порядком разбора).

IV. Этап изучения нового материала

- Прочитайте лингвистическую сказку на карточках, которые лежат у вас на партах.

И вот многие слова решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловить , вода – с падать . А буквы О и Е решили им помочь соединиться. Так появились сложные слова.

- Скажите, как образуются сложные слова?

(Слова могут образовываться с помощью соединительной гласной и без соединительной гласной)

кро в ообращение

ово щ ехранилище

- Как вы думаете, почему в одних сложных словах пишется соединительная гласная Е , а в других — О?

- Верно. После твердых основ пишется О , после мягких основ и основ на шипящую — Е .

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная О , а после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительная Е.

Например: зве р о лов [р ] пут е провод [т’ ] пеш е ход [ш ] птиц е фабрика [ ц].

Составим алгоритм действия при написании сложных слов

  1. От каких слов образуется данное сложное слово?
  2. На какой звук заканчивается основа первого слова?
  3. Если основа заканчивается на твердый согласный — пишем О; если на мягкий согласный: на шипящий или Ц – пишем Е
  1. Этап закрепления знаний и умений

Задание. Перепиши слова, вставляя соединительную гласную о или е, выделите орфограмму.

Книг..(люб), огн..(тушитель), каш..(вар), стал..(вар), общ..(житие), сам..(свал), сорок..(ножка), пчел..(вод), дом..(сед), гром..(отвод), кин..(театр), птиц..(фабрика).

Задание. Творческая работа. Замените словосочетание одним сложным словом, подчеркните соединительную гласную.

Задание. К данным словам подберите и запишите антонимы (слова с соединительной гласной). Объясните выбор соединительной гласной.

Слова для справок : многообразное, добросовестный, доброжелательное, легкомысленный, рукописный.

VI. Рефлексия. Соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.

Ребята, допишите предложения:

Сегодня на уроке

у меня получилось…..

мне было трудно……

У вас на партах листы самооценки. В таблице поставьте + напротив того утверждения, которое соответствует вашему ощущению от сегодняшнего урока

1 Урок русского языка в 6 классе Соединительные О и Е в сложных словах Учитель МОУ Учитель МОУ Хреновская СШ 1 Хреновская СШ 1 Кольцова Елена Николаевна Кольцова Елена Николаевна

2 Цели и задачи урока: 1. Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. 2. Уметь верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах. 3. Уметь образовывать сложные слова с помощью соединительных гласных О и Е.

3 Распределительный диктант Запишите слова в два столбика слова с проверяемой слова с чередующейся гласной в корне гласной в корне гласной в корне гласной в корне Загр..жжение, к..сательная, поб..режье, зав..нить, ср..слизь, прил..гать, опг..рели, упр..стоить, кв..стоун, расст..лать, зат..реть, л..стопад. Загр..жжение, к..сательная, поб..режье, зав..нить, ср..слизь, прил..гать, опг..рели, упр..стоить, кв..стоун, расст..лать, зат..реть, л..стопад.

4 загражжение касательная загражжение касательная побережье срослизь побережье срослизь завинить прилагать завинить прилагать упростоить опгорели упростоить опгорели квастоун расстилать квастоун расстилать листопад затереть листопад затереть

6 шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников- согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход. шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников- согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.

8 Волшебный квадрат ст ао мх орла опт Специалист по садоводству.

9 Волшебный квадрат садовод ао мх орла опт Паровой двигатель на колёсах.

10 Волшебный квадрат садовод паровоз мх орла опт Канал для выхода дыма из печи.

11 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход орла опт Русская народная игра с пением и пляской.

12 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод рл аё пт Лес, поваленный бурей.

13 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод бурелом аё пт Стихийный ход дела.

14 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод бурелом самотёк пт Скорострельное автоматическое оружие.

15 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод бурелом самотёк пулемёт

16 Отгадайте загадки, напишите отгадки, обозначьте орфограммы. 1. Он с хоботом резиновым, Желудком парусиновым, Желудком парусиновым, А загудит мотор – А загудит мотор – Глотает пыль и сор. Глотает пыль и сор. 2. Сверху дыра, снизу дыра, А в середине огонь и вода. А в середине огонь и вода.

17 3. На что ни глянет этот глаз – Все на картинке передаст. Все на картинке передаст. 4. Поднимает кверху кузов – Избавляется от грузов. Избавляется от грузов.

18 Пылесос самовар фотоаппарат самосвал

19 ЗАПОМНИ! внимательный прилежный

20 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание. 1. Иван Андреевич Крылов великий русский басни..писец. 2. Звезды ч..данными узорами спл..таились (на)д..леком неб..склоне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Соединительные е и о в сложных словах для Короховой Е. С..docx

Конспект урока

русского языка в 6 классе

учитель русского языка и литературы

Демина Елена Алексеевна

Цель: сформировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умения правильно писать соединительные гласные О и Е

Образовательные :

совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

Развивающие :

развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;

развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;

Воспитательные :

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

осознание значимости отобранного материала;

формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;

формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

- - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

формировать умение находить общее решение при работе в группе;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах

формулирование общего вывода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения ( работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация деятельности

Включение учащихся в деятельность

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

К чему призывает автор стихотворения?

Этим мы сегодня и будем заниматься на уроке.

Подготовка класса к работе.

Приглядываться, удивляться, делать новые открытия .

II.Актуализация знаний.

Постановка темы урока .

III. Выявление места и причины затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Поиск и решение проблемы.

Осознание потребности к новым знаниям

Цель : выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы

Цель: открытие нового знания

Откройте тетради, запишите число. Оставьте строку для написания темы урока.

Слайд 1 (оформление тетради)

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?

- Что можете сказать о словах второго столбика?

- Что такое корень?

- Как называются слова, имеющие два корня?

- Ребята, замените предложения сложным словом и запишите их

Как называется ферма, на которой разводят птиц? (птицеферма) Как называется место, где разводят зверей? (звероферма)

- Если при написании слова возникнет трудность, остановись! В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

А ещё какая трудность?

Какова функция этих гласных в слове?

Давайте сформулируем тему урока и запишем (Соединительные о и е в сложных словах )

Слайд 3(написана тема урока)

- Почему? В чём проблема возникла?

- Какую цель мы с вами ставим?

Прослушайте сказку (рассказывает заранее подготовленный ученик ) В некотором царстве жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.
О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб.
Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде.
И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.

Сформулируйте правило правописания соединительных гласных о и е в словах

(Приём “Своя опора“)
- Давайте проверим: совпадают ли ваши выводы с выводами авторов учебника. (Ученики изучают правило)
Учитель:
- Какие слова называются сложными?

-Назовите гласные, которые могут быть соединительными?

От чего зависит написание соединительных гласных в словах?

Давайте вернёмся к словам птицеферма и звероферма. Объясните написание соединительной гласной в них.

Читайте также: