Социальная мобильность конспект урока 8 класс

Обновлено: 09.07.2024

Социальная мобильность – это любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано человеком или испытало на себе его влияние, из одной социальной позиции в другую.

Виды социальной мобильности

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность, представляющая собой добровольное перемещение в рамках со­циальной иерархии, и мобильность, диктуемая изменениями в структуре общества (например, индустриализацией и демографи­ческими факторами).

В первом случае человек прилагает усилия для того, чтобы изменить свое положение в обществе. Например, он получает об­разование, которое традиционно не получают люди его положе­ния, и тем самым повышает свою позицию.

Примером второго типа мобильности могут служить измене­ния, которые происходят по мере развития индустриального об­щества и становления постинудстриального общества. При урба­низации и индустриализации увеличивается значимость профес­сий, что приводит к изменениям в требованиях к профессиональ­ной подготовке. Вследствие этого наблюдается увеличение объема рабочей силы, занятой в индустриальном производстве и управле­нии, и уменьшение численности сельскохозяйственных рабочих.

Существуют два основных типа социальной мобильности: го­ризонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход че­ловека или социально значимого предмета из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером горизонтальной мобильности может служить переме­щение человека из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при разводе или при повторном браке, с одного места работы на другое при сохранении им своего профессионального статуса. Во всех этих случаях перемещение может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения человека или соци­ального объекта в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумева­ются те отношения, которые возникают при перемещении инди­вида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух основных формах. Во-первых, это проникновение индивида из одной социальной группы в другую, занимающую более высокое положение в социаль­ной иерархии. Во-вторых, это создание людьми новой группы, которая обладает более высоким положением в социальной струк­туре общества. В этом случае проникновение в более высокий пласт происходит потому, что новая группа имеет более высокое положение в обществе.

Нисходящие течения также имеют две формы. Первая заклю­чается в падении индивида из более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Вторая форма проявляется в дег­радации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с ко­рабля, во втором – погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту.

Вопросы и задания

1. Что такое социальная стратификация?

2. Как связаны понятия "социальная стратификация" и "социальное неравенство"?

3. Социальная стратификация – это: а) наличие в обществе различных сфер; б) разделение общества на социальные группы; в) поддержка малообеспеченных групп населения; г) повышение социального статуса.

4. Какие виды стратификации вы знаете?

5. Охарактеризуйте основные исторические типы стратификации.

6. Какие критерии стратификации выделяет западная социология?

7. Охарактеризуйте основные страты современных обществ.

8. Каковы особенности социальной стратификации России?

9. Что такое социальная мобильность людей?

10. Каковы социальные сдвиги в современных обществах?

11. В средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример … а) социальных взглядов; б) социального неравенства; в) социальной адаптации; г) социальной мобильности.

12. Возвышение А.Д. Меньшикова, сподвижника Петра I, от денщика до генералиссимуса – это пример … а) социальной стратификации; б) социальной адаптации; в) социальной мобильности; г) социализации.

13. Что является примером горизонтальной социальной мобильности? а) повышение по служебной лестнице; б) разжалование офицера в солдаты; в) получение второй рабочей специальности; г) понижение в должности.

14. Почти треть президентов США – выходцы из бедных или средних семей. Этот пример – проявление … а) горизонтальной социальной мобильности; б) вертикальной социальной мобильности; в) социальной стратификации; г) социальной адаптации.


Приведём различные мнения по поводу того, какие изменения в жизни индивида и социальных групп можно считать социальной мобильностью. Охарактеризуем виды социальной мобильности, выделенные по различным критериям.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "03.1. Социальная мобильность"


Впервые этот термин ввёл в научный оборот работавший в США русский социолог Питирим Сорокин в тысяча девятьсот двадцать седьмом году.


Питирим Сорокин (1889–1968)

Он выделил два типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую, который не приводит к изменению социального статуса. Если учитель обществознания переедет в другой город и устроится на работу в школу в той же должности, то он не выйдет за пределы своей основной страты.


Некоторые социологи считают, что подобные изменения социальной позиции, строго говоря, нельзя считать социальной мобильностью. Социальная структура общества иерархична: есть высшие слои, есть низшие. Если человек остаётся на прежней ступеньке социальной лестницы, то меняются его жизненные обстоятельства, а не его положение в обществе. В общем, это дискуссионный вопрос.

С вертикальной мобильностью всё более определённо. Легко догадаться, что речь идёт о такой смене социальной позиции, которая приводит к повышению или понижению социального статуса. В первом случае это будет восходящая вертикальная мобильность, во втором – нисходящая. Представим себе некого гражданина Х, который начал свою трудовую деятельность подсобным рабочим на стройке. Затем поступил в строительный колледж. Закончив его, стал работать мастером. Продолжал заочно учиться, обнаружил незаурядные организаторские способности, продвигался по карьерной лестнице и возглавил крупную строительную фирму. Но во время кризиса заказов стало гораздо меньше и фирма разорилась. Наш гражданин Х потерял работу и долго не мог найти другую, равноценную. Решив, что работа по найму больше не для него, он начал оказывать услуги по ремонту квартир и офисов, затем основал небольшую компанию. Высокое качество работ и скрупулёзное выполнение условий договора привлекало клиентов и увеличивало прибыль фирмы.


Всё, что происходило с гражданином Х, – пример внутрипоколенной мобильности. Это изменения в его жизни, в его социальном статусе. Но мобильность бывает и межпоколенной. Скажем, если родители гражданина Х были наёмными промышленными рабочими, а он стал крупным менеджером, затем бизнесменом. Ну, или другая ситуация. Его папа – олигарх, владелец нефтяной корпорации, а сын – всего лишь менеджер и предприниматель средней руки.


Или структурные изменения в системе общественного производства.


В индустриальном же обществе позиции ремесленного производства сильно пошатнулись.

Многие примеры социальной мобильности можно отнести к нескольким её типам. Так и в случае с ремесленниками. Это не только групповая, но ещё и структурная мобильность. Она связана с объективными, независящими от воли и сознания людей изменениями в жизни общества. Ремесленники не выдерживали конкуренции с машинным производством, многие разорялись и вынуждены были работать по найму, становится пролетариями.

Также выделяют организованную социальную мобильность. Когда перемещения индивидов с одной социальной позиции на другую вызываются целенаправленной политикой государства. При этом оно может считаться или не считаться с волей людей. Вспомним два примера из советской истории. Массовые вербовка крестьян на стройки пятилеток, принудительная коллективизация и раскулачивание.


Итак, существуют различные типы социальной мобильности. Обществ, где переходов с одной социальной позиции на другую абсолютно нет, не существует. Другой вопрос, насколько легко каждый отдельный индивид может их осуществлять. Но об этом поговорим отдельно.

Цель: узнать о социальной мобильности, её видах и формах проявления как об основном механизме изменения социальной позиции и статуса человека.

Личностный результат: создать условия для осознания возможности изменения социального положения человека в обществе для его самореализации и улучшения жизненного благосостояния.

Эмпирический уровень

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Представление о неравенстве людей в обществе в зависимости от занимаемого социального статуса

Объясняет особенности каждого вида социальной мобильности

Устанавливает причинно-следственные связи между видом социальной мобильности и занимаемым статусом как результатом подвижности человека в социальной структуре общества

Регулятивный блок – организует свою работу на уроке в работе с текстом параграфа,

Коммуникативный блок – отвечает на вопросы учителя, рассуждает, вступает в спор/ дискуссию, доказывает свою точку зрения

Познавательный блок – способен проанализировать жизненные ситуации, связанные с социальной мобильностью и назвать соответствующий её вид; рассуждает о том, как и в каких случая социальная мобильность имеет положительные, а в каких отрицательные последствия, приводит примеры

создать условия для осознания возможности изменения социального положения человека в обществе для его самореализации и улучшения жизненного благосостояния.

Структурный компонент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверка домашнего задания

Если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?

Отлично. Молодцы! Теперь давайте обратим внимание на доску, где ребята нам представят свои схемы

По желанию двое учащихся выходят к доске и составляют схемы.

Понятие страта гораздо шире и объемнее понятия социальная группа, поскольку представляет собой группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев

Комментируют полученные схемы на доске

Показывает фрагмент м/ф

Итак, давайте теперь ответим на наши вопросы.

Опираясь на всё вышесказанное, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слушают учителя, задают вопросы

- Сегодня мы будем говорить о том, как можно повысить свой социальный статус в обществе, а также, наоборот, узнаем какие факторы влияют на его понижение

Итак, кто-нибудь готов продемонстрировать свою схему на доске?

Молодец! Абсолютно верно. Давайте теперь разберемся в видах.

Горизонтальная мобильность – это мобильность, связанная с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты. Например, учитель биологии стал учителем географии.

Вертикальная мобильность – это….

У вас у всех на столах я вижу гаджеты, ваша задача найти 10 примеров проявления горизонтальной и вертикальной мобильности в различных сферах жизни общества и зафиксировать в тетрадь. I вариант ищет проявления горизонтальной мобильности, II вариант – вертикальной. Затем мы поделимся друг с другом результатами проделанной работы.

Прошло достаточное количество времени, чтобы запастись примерами. Давайте обсудим, что у вас получилось, при этом каждый дописывает наиболее понравившийся пример недостающего вида социальной мобильности, чтобы у каждого в тетради оказались примеры на оба вида социальной мобильности.

Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании?

Абсолютно верно, только в обществознании такие лифты называют социальными. Из текста параграфа выпишите определение данного термина.

А теперь прослушайте фрагменты песен и определите, о каких социальных лифтах поётся в песне ( Верка Сердючка – брак ; Песня студента – образование ; Песня про президента – политическая карьера )

Теперь, когда мы изучили с Вами теоретический материал нашей темы урока, давайте попробуем применить наши знания на практике. Для этого нам необходимо разделиться на мини-группы для выполнения заданий в кейсе – устроим мозговой штурм по решению некоторых задач.

Делит класс на мини-группы, раздает задание в кейсе, озвучивает критерии оценивания и само задание.

Каждая мини-группа получила задание. Теперь ваша задача разобрать и решить ситуации, предложенные в тексте, а точнее в ерно определить виды социальной мобильности по примерам героев сказок и мультфильмов.

Слушает выступления мини-групп, оценивает, задает конкретизирующие вопросы.

Итак, ребята, мы провели с Вами огромную работу

Записывают в тетрадь понятие

Читают текст параграфа, составляют схему в тетради.

По желанию выходит к доске и чертит схему.

Слушают учителя и фиксируют в тетрадях виды социальной мобильности.

Ищут с помощью гаджетов в интернете проявления горизонтальной и вертикальной мобильности и записывают примеры в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, делятся полученными результатами работы, фиксируют недостающий материал в тетрадь.

- Процесс можно ускорить, если воспользоваться лифтом

Делятся на мини-группы.

Вначале урока мы с вами сформулировали цель занятия. Давайте, вернемся к ней и оценим насколько мы справились с работой.

Вы абсолютно правы.

Возможность изменять свой социальный статус, влечет за собой и многие другие изменения – образа жизни, условий, окружения, манере общения, поведения. Как вы думаете, каждый ли человек может эффективно адаптироваться к этому? А если не каждый, то какой? Какие качества помогают ему это сделать?

Замечательно! Благодаря нашей совместной и плодотворной работе, мы узнали сегодня много важных и интересных фактов.

Возвращаются к цели урока, убеждаются, что изучили понятие мобильность, знают признаки и её виды.

Отвечают на вопросы учителя, анализируя схему, приводя свои рассуждения по этому поводу.

Систематизация и обобщение

Итак, одной из наших задач было – определить роль и значение социальной мобильности в жизни человека. Но решать данную задачу, мы будем путем составления кластера, где нами будут выделены плюсы и минусы социальной мобильности.

Плюсы социальной мобильности

- возможность продвижения вверх, т.е. увеличение количества получаемых им социальных благ, реализация личных данных индивида, делает его более пластичным и многосторонним.

- возможность создания новых групп, идей, приобретение нового опыта.

- Двиижение вниз, т.е. рост самосознания, более реалистическая самооценке индивида и соответственно более реалистический выбору цели, включая менее оплачиваемую, но более интересную работ.

Минусы социальной мобильности:

- к отрицательным результатам мобильности как вертикальной, так горизонтальной относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, но именно этот процесс способствует вступлению в новую группу.

Какой вывод можно сделать, опираясь на данные нашего кластера?

Отлично. Надеюсь, вы также как и я довольны нашей работой и каждый из вас вынесет для себя важный урок.

Что было самым полезным для вас сегодня на уроке? Что вызывало трудности? С чем мы справились, по вашему мнению, на 100 %? Чему нам нужно еще подучиться?

конспект урока по обществознанию в 8 классе (УМК Боголюбова) с презентацией (без аудио и звуковых вложений: фрагменты песен В Сердючка "Даже если вам немного за 30", "Песня студента", С Слепаков "Быть президентом", видео - о соц слоях)

ВложениеРазмер
urok.docx 23.76 КБ
sots_struktura.pptx 1.03 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Социальная структура общества

ЦЕЛЬ : дать целостное представление о социальной структуре современного общества.

3. Охарактеризовать многообразие социальных групп

4. Выявить причины, последствия и значение социальных конфликтов.

Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности

Предметные : научатся определять, что такое социальная структура общества, социальная мобильность, характеризовать социальные группы и социальные конфликты.

Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: прием аналогия, технология решения ситуационныхзаданий

  1. Социальная структура
  2. Социальная мобильность
  3. Многообразие социальных групп
  4. Социальные конфликты

Приветствует учащихся, настраивает класс на работу

Приветствуют учителя, Настраиваются на работу

тема нашего урока – Социальная структура общества.

Давайте определим, что означает термин общество? Что такое структура? Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте - социальная структура – это система построения общества.

Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (слои почвы) А можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (слои или, страты)

Итак, что нам предстоит изучить на уроке?

- и почва и общество состоят из различных слоев

Из чего состоит общество, состав общества…

1.Посмотрите видео-фрагмент и скажите, о каких слоях общества в нем идет речь .

Графической моделью структуры общества могут служить пирамида или ромб, где есть небольшой по численности верхний слой, затем следуют более многочисленные средние классы и большинство – низшие классы.

О чем говорит такое расположение социальных групп?

По каким признакам общество делится на слои (страты)? (картинки-подсказки)

2. Можно ли переместиться из одной страты в другую?

Такое перемещение людей или целых групп называют социальной мобильностью (слайд)

Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность

Вертикальную мобильность можно сравнить с движением вверх и вниз по лестнице (слайд)

Горизонтальная мобильность – это прежде всего, географические перемещения, социальный статус не меняется. (примеры на слайде)

Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании?

В обществе такие способы называют социальными лифтами.(слайд)

Прослушайте фрагменты песен и определите, о каких соц лифтах идет речь.

1 Верка Сердючка – брак

2 Песня студента – образование

3песня о президенте – политическая карьера

3.Может ли человек прожить в обществе в одиночку? Почему это сложно? Как люди поступают?

Понятие группа вам знакомо.

У вас на столах есть примеры групп. Я предлагаю вам определить, как они взаимосвязаны между собой. Объедините их по смысловому признаку. (карточки с примерами соц групп).(Разъяснить, по каким критериям люди объединяются в соц. Группы)

По каким признакам можно определить,что данное объединение именно группа?

Проверим ваши предположения (слайд с признаками)

Поработайте с текстом учебника с 110-111 и определите, какие бывают группы

Сравните две группы: семья и россияне. Что общего? Что различного? (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная)(слайд)

А если сравнить семью и полит партию

4.Вы уже знаете, что структура общества неоднородна. Люди занимают различное положение. К чему это может привести?

Как вы думаете,чем различаются межличностные конфликты и социальные?

Я предлагаю вам стать участниками такого конфликта (на слайде). 1 ряд- подумайте, какие действия можно предпринять для того,чтобы была построена детская площадка; 2 ряд- предположите, как решить проблему со строительством гаражей.

Как разрешился конфликт?

Перед вами примеры конфликтов (в картинках):локальный, масштабный, глобальный. Предположите, чем они различаются?

Читайте также: