Научный подход в проектировании изделий конспект урока в 10 кл
Обновлено: 25.07.2024
Презентация на тему: " Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА." — Транскрипт:
1 Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА
2 Технология. 10 класс. "Основы художественного проектирования изделий" С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Дизайн-процесс как единая система 2.Стадии, компоненты дизайн-проектирования 3.Обобщённый алгоритм дизайн-проекта 4.Модель дизайн-процесса 5.Алгоритм выполнения дизайн-проекта 6.Учебный дизайн-проект: структура, организация, задачи
3 АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА Дизайн-процесс как единая система Понятие дизайн-процесса многогранно и многослойно. Оно объединяет воедино: - мыслительную деятельность дизайнера, - трансформацию проектируемого объекта от гипотетической идеи до реального проекта изделия (проекта, позволяющего изготовить реальную вещь на промышленном оборудовании с использованием разных материалов и промышленных технологий). Для образного изображения дизайн-процесса мы выбрали этот абстрактный рисунок, символизирующий единство и замысловатое переплетение всех составляющих этого процесса.
4 Стадии, компоненты дизайн-проектирования Всё, что появляется в мире для удовлетворения потребностей человека, от момента зарождения до момента своего появления проходит несколько стадий: Возникновение и осмысливание потребности Определение методов и способов её удовлетворения с учетом различных факторов Разработка проекта объекта (изделия), реализующего методы и способы удовлетворения потребности Изготовление по проекту изделия (объекта), который удовлетворяет человеческую потребность В процесс дизайн-проектирования вовлечены: человек (субъект), изделие (объект), нормативно-ограничительные факторы технологические операции 1 234
5 Дизайн-процесс как стадийная трансформация объекта проектирования Объектное представление о дизайн-процессе 1 Стадии трансформации объекта во время дизайн-проектирования: Техническое описание …………_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________________ Техническое описание …………_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________________ Эскизный рисунок Чертеж Модель (макет) 2345 ПРОИЗВОДСТВО Это объектное представление о дизайн-процессе.
6 Дизайн-процесс как стадийная трансформация объекта проектирования Это субъектное представление о дизайн-процессе. Рождение идеи Творческое развитие идеи Воплощение замысла Познавательная мотивация Критичность (оценка) Преобразовательная нацеленность Что движет процессом
7 Нормативное представление о дизайн-процессе СТАНДАРТЫ НОРМАТИВЫ И ПРАВИЛА ИНСТРУКЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДИКИ Это нормативное представление о дизайн-процессе.
8 Проектирование - основа дизайн-процесса При проектировании предполагается: Выдвижение новой идеи и разработка новой функциональной структуры Рациональное выполнение новой идеи Гармоничное и выразительное стилистическое оформление
9 Дизайн-конструирование Основа принципов конструирования – единство утилитарных, эргономических и эстетических требований функциональность, конструктивность, надежность, долговечность, технологичность, экономичность и др. удобство управления, обслуживания и ремонта, выбор небольших усилий, необходимых для управления красота, изящество, выразительность, образность
10 Представление результатов Выбор оптимального решения проблемы Разработка технологии Обоснование решения Реализация технологии Обобщённый алгоритм дизайн-проекта Анализ и осознание проблемы
11 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (проектное задание, заказ и т.п.) АНАЛИЗ И ВЫБОР СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕНЕРИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ ИДЕЙ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ДИЗАЙН-АНАЛИЗ МАКЕТ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ Модель дизайн-процесса (гипотетическая)
12 Дизайн-проект в технологическом образовании Под проектом в технологическом образовании понимается самостоятельная работа обучающихся, выполненная под руководством педагога, которая включает в себя: составление обоснованного плана действий элементы деятельности по маркетингу элементы деятельности по конструированию элементы деятельности по технологическому планированию изготовление изделия (реальный результата) продажу (реализацию) изделия
13 ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ДИЗАЙН-АНАЛИЗ: эстетический, конструктивный, технологический, экономический, аспекты с учетом эргономики Эскизное воплощение композиционного и цветового решения Разработка цветового решения Выбор композиционного решения Воплощение дизайнерского решения с помощью программ компьютерной графики ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: композиционное и цветовое решение, эскизирование, компьютерное моделирование ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП III Алгоритм выполнения дизайн-проекта II I I
14 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Научить формулировать постановку задачи, находить и внятно обосновывать как принятые, так и отвергнутые варианты её решения Развить объемно-пространственное воображение, научить эскизному изображению формы или композиции на этапе выбора возможных вариантов Научить создавать в рамках проекта не реальные, а виртуальные модели объектов. Цель: чтобы ограниченные технологические возможности не ограничивали фантазию ученика как проектировщика, и чтобы научить все рутинные работы передавать компьютеру УЧЕБНЫЙ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ Структура, организация, задачи учебного дизайн-проекта
15 Типы методик выполнения дизайн-проекта По наглядному образцу Проектирование целесообразной формы Каноническая методика На основе предпроектный исследований
16 - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта
17 -по наглядному образцу - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта
18 - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта
19 - проектирование целесообразной формы Методика выполнения дизайн-проекта
20 - каноническая методика Методика выполнения дизайн-проекта
21 - на основе предпроектный исследований Методика выполнения дизайн-проекта
Образовательная: дать элементарные представления о современном проектировании, о его компонентах;
Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.
- Организационная часть
- Актуализация прошлого материала
- Новый материал
Особенности современного проектирования
Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск аргумеигированных и доказатеьных решения применилельно к данным ус-ловиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.
Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятельности людей (технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной). Примеры различных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, процедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация питания детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые, объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм.
Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:
- не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации:
- не считать метод проб и ошибок рациональным;
- расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
- стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;
- подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
- считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.
Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.
Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного. Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.
В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.
Планирование к учебнику ?Технология?, 10 класс, Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Терентьева Т.И. и др.
Поурочное планирование к учебнику ?Технология?, Матяш Н.В., Терентьева Т.И., Шипицын Н.П., Очинин О.П.: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288с.:ил.
[Карточка ресурса]
Урок 28. Научный подход в проектировании изделий. Материализация проекта
Дополнительный материал для самостоятельного изучения. Развивает у учащихся эстетический вкус, дизайнерские способности
Использовать при объяснении нового материала, а также может использоваться для более подробного изучения учеником во время выполнения домашнего задания
Фото, рисунки макетов будущих автомобилей или зданий, интерьера помещений и т.п. Использовать при объяснении нового материала, а также может использоваться для более подробного изучения учеником во время выполнения домашнего задания
Научно-культурные направления, составляющие теорию дизайна - техническая эстетика, художественное моделирование и художественное проектирование изделий. Использовать при объяснении нового материала, а также может использоваться для более подробного изучения учеником
Дополнительный материал для самостоятельного изучения о системах "Человек-машина" или о психологии труда - электронная публикация (формат для изучения в электронной форме или последующей распечатки.
Поддержка ресурса
Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 - 47492 от 25.11.2011
При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.
Презентация к уроку Технология, 10 класс. Тема урока: Проектирование. Проектирование один из главных способов создания изделий, техники и сооружений. Если взять историю, то проектирование возникает внутри сферы изготовления (домостроение, кораблестроение, изготовление машин, градостроения. Это была часть работы, связанная с расчетами и изображением на чертежах внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия.
10 класс, Технология
10 класс, Технология
10 класс, Технология
Работа с объектом, который до его создания ещё не имеет материального выражения (не существует), принципиально отличает проектирование от моделирования. С точки зрения этапности, проектирование может быть как финальной фазой стадии исследования, так и начальной фазой стадии производства (строительства). Но современное проектирование процесс многообразный и многоплановый, имеющий свою специфику и правила в каждой отдельной отрасли: начиная с проектирования систем управления и заканчивая проектированием в строительстве. И, поскольку развитие отраслей меняет условия рабочих процессов, правила проектной деятельности тоже со временем претерпевают изменения.
10 класс, Технология
10 класс, Технология
Всякое инженерное проектирование берёт начало в выраженной общественной потребности, направленной на необходимость возникновения тех или иных технических объектов. К таким объектам относятся результаты строительной деятельности, промышленные изделия, программное обеспечение, процессы и др. И первым этапом любого проектирования становится выражение этой потребности в виде технического задания или разработки технического предложения.
10 класс, Технология
Чаще всего техническое задание фигурирует в виде документа (или документов), представляя собой исходное первичное описание объекта. На выходе авторы получают итоговый комплект документации, в котором содержатся сведения, достаточные для изготовления объекта в тех или иных условиях. В узком смысле слова, такую документацию, представляющую собой окончательное описание, и называют проектом. Поэтому часто современное проектирование и описывают как процесс перехода исходного описания объекта в итоговое путём выполнения комплекса исследовательских, расчётных и конструкторских работ.
10 класс, Технология
Такой процесс преобразования обуславливает возникновение ряда промежуточных описаний, каждое из которых подводит некие итоги решения этапных задач. В некоторых моделях проектирования (например, при итерационных подходах) такие промежуточные итоги зачастую становятся основой при обсуждении вопросов о необходимости продолжения проектирования и о направлениях развития процесса в случае одобрения промежуточных результатов. В других моделях (например, в классической поэтапной модели проектирования в строительстве) промежуточные описания (эскизных проект, инженерные изыскания и др.) становятся обязательной вехой в создании полного пакета документации.
10 класс, Технология
Как часть инженерной деятельности современное проектирование имеет ряд особенностей, которые отражают содержание этого процесса. Итерационная особенность проектирования. Объект проектирования до его воплощения рассматривается в виртуальном (идеальном, знаковом) контексте. До того, как он будет осуществлён, нет возможности создать исчерпывающее описание, поэтому неизбежны исправления и уточнения, что предполагает итерационный характер работы над проектом. С завершением каждого итерационного витка описание становится полнее и точнее.
10 класс, Технология
10 класс, Технология
Коллективный характер. Проектирование сложных технических объектов и объектов строительства требует привлечения специалистов множества специальностей. Так один из самых перспективных и быстроразвивающихся подходов к строительному проектированию – 3D BIM(Информационное объёмное моделирование) – в качестве важнейшего преимущества содержит возможность различных специалистов взаимодействовать в режиме реального времени с обеспечением согласованности и безошибочности действий. Тем не менее, особенно сложные инновационные объекты с малым количеством типовых элементов создаются долго даже с учётом синхронизированной и настроенной работы коллектива специалистов. Так, например, проектным временем создания двигателя самолёта называют период в 89 лет. Столько же отводится на создание современного комплекса электронного оборудования.
10 класс, Технология
Типизация и унификация. Типизации подвергаются как проектные решения, так и средства проектирования. Многовариантность решений. Разнообразие решений обуславливает жёсткая конкуренция в условиях глобализации. Поиск новых привлекательных и конкурентных проектных решений рождает многовариантность. Многовариантность методов. Существуют не только различные проектные задачи, но и разные методики, технологии и алгоритмы для решения каждой из них. Отдельные методы имеют ограничения по условиям применения и по степени точности в обеспечении процессов. Реализацию разных методов помогает осуществлять вариативный поход в выборе информационного и программного обеспечения.
10 класс, Технология
По тому, используется или не используется в процессе осуществления проектной деятельности специализированное программное обеспечение и ручной труд, выделяют: автоматизированное проектирование, основанное на взаимодействии ЭВМ и человека, автоматическое проектирование, выполняемое на промежуточных этапах без участия человека, ручное. Подавляющее большинство проектов пока осуществляется по автоматизированному типу, а автоматическое проектирование применимо к относительно несложным объектам. Но и в этом соотношении доля участия компьютера постоянно растёт.
Читайте также: