Научный подход в проектировании изделий конспект урока в 10 кл

Обновлено: 25.07.2024

Презентация на тему: " Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА." — Транскрипт:

1 Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА

2 Технология. 10 класс. "Основы художественного проектирования изделий" С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Дизайн-процесс как единая система 2.Стадии, компоненты дизайн-проектирования 3.Обобщённый алгоритм дизайн-проекта 4.Модель дизайн-процесса 5.Алгоритм выполнения дизайн-проекта 6.Учебный дизайн-проект: структура, организация, задачи

3 АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА Дизайн-процесс как единая система Понятие дизайн-процесса многогранно и многослойно. Оно объединяет воедино: - мыслительную деятельность дизайнера, - трансформацию проектируемого объекта от гипотетической идеи до реального проекта изделия (проекта, позволяющего изготовить реальную вещь на промышленном оборудовании с использованием разных материалов и промышленных технологий). Для образного изображения дизайн-процесса мы выбрали этот абстрактный рисунок, символизирующий единство и замысловатое переплетение всех составляющих этого процесса.

4 Стадии, компоненты дизайн-проектирования Всё, что появляется в мире для удовлетворения потребностей человека, от момента зарождения до момента своего появления проходит несколько стадий: Возникновение и осмысливание потребности Определение методов и способов её удовлетворения с учетом различных факторов Разработка проекта объекта (изделия), реализующего методы и способы удовлетворения потребности Изготовление по проекту изделия (объекта), который удовлетворяет человеческую потребность В процесс дизайн-проектирования вовлечены: человек (субъект), изделие (объект), нормативно-ограничительные факторы технологические операции 1 234

5 Дизайн-процесс как стадийная трансформация объекта проектирования Объектное представление о дизайн-процессе 1 Стадии трансформации объекта во время дизайн-проектирования: Техническое описание …………_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________________ Техническое описание …………_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________________ Эскизный рисунок Чертеж Модель (макет) 2345 ПРОИЗВОДСТВО Это объектное представление о дизайн-процессе.

6 Дизайн-процесс как стадийная трансформация объекта проектирования Это субъектное представление о дизайн-процессе. Рождение идеи Творческое развитие идеи Воплощение замысла Познавательная мотивация Критичность (оценка) Преобразовательная нацеленность Что движет процессом

7 Нормативное представление о дизайн-процессе СТАНДАРТЫ НОРМАТИВЫ И ПРАВИЛА ИНСТРУКЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДИКИ Это нормативное представление о дизайн-процессе.

8 Проектирование - основа дизайн-процесса При проектировании предполагается: Выдвижение новой идеи и разработка новой функциональной структуры Рациональное выполнение новой идеи Гармоничное и выразительное стилистическое оформление

9 Дизайн-конструирование Основа принципов конструирования – единство утилитарных, эргономических и эстетических требований функциональность, конструктивность, надежность, долговечность, технологичность, экономичность и др. удобство управления, обслуживания и ремонта, выбор небольших усилий, необходимых для управления красота, изящество, выразительность, образность

10 Представление результатов Выбор оптимального решения проблемы Разработка технологии Обоснование решения Реализация технологии Обобщённый алгоритм дизайн-проекта Анализ и осознание проблемы

11 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (проектное задание, заказ и т.п.) АНАЛИЗ И ВЫБОР СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕНЕРИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ ИДЕЙ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ДИЗАЙН-АНАЛИЗ МАКЕТ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ Модель дизайн-процесса (гипотетическая)

12 Дизайн-проект в технологическом образовании Под проектом в технологическом образовании понимается самостоятельная работа обучающихся, выполненная под руководством педагога, которая включает в себя: составление обоснованного плана действий элементы деятельности по маркетингу элементы деятельности по конструированию элементы деятельности по технологическому планированию изготовление изделия (реальный результата) продажу (реализацию) изделия

13 ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ДИЗАЙН-АНАЛИЗ: эстетический, конструктивный, технологический, экономический, аспекты с учетом эргономики Эскизное воплощение композиционного и цветового решения Разработка цветового решения Выбор композиционного решения Воплощение дизайнерского решения с помощью программ компьютерной графики ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: композиционное и цветовое решение, эскизирование, компьютерное моделирование ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП III Алгоритм выполнения дизайн-проекта II I I

14 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Научить формулировать постановку задачи, находить и внятно обосновывать как принятые, так и отвергнутые варианты её решения Развить объемно-пространственное воображение, научить эскизному изображению формы или композиции на этапе выбора возможных вариантов Научить создавать в рамках проекта не реальные, а виртуальные модели объектов. Цель: чтобы ограниченные технологические возможности не ограничивали фантазию ученика как проектировщика, и чтобы научить все рутинные работы передавать компьютеру УЧЕБНЫЙ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ Структура, организация, задачи учебного дизайн-проекта

15 Типы методик выполнения дизайн-проекта По наглядному образцу Проектирование целесообразной формы Каноническая методика На основе предпроектный исследований

16 - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта

17 -по наглядному образцу - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта

18 - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта

19 - проектирование целесообразной формы Методика выполнения дизайн-проекта

20 - каноническая методика Методика выполнения дизайн-проекта

21 - на основе предпроектный исследований Методика выполнения дизайн-проекта

Образовательная: дать элементарные представления о современном проектировании, о его компонентах;

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

  1. Организационная часть
  2. Актуализация прошлого материала
  3. Новый материал

Особенности современного проектирования

Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск аргумеигированных и доказатеьных решения применилельно к данным ус-ловиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.

Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятельности людей (технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной). Примеры различных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, процедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация питания детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые, объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм.

Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:

  • не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации:
  • не считать метод проб и ошибок рациональным;
  • расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
  • стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;
  • подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
  • считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.

Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.

Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного. Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.

В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.

Планирование к учебнику ?Технология?, 10 класс, Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Терентьева Т.И. и др.

Поурочное планирование к учебнику ?Технология?, Матяш Н.В., Терентьева Т.И., Шипицын Н.П., Очинин О.П.: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288с.:ил.
[Карточка ресурса]

Урок 28. Научный подход в проектировании изделий. Материализация проекта

Дополнительный материал для самостоятельного изучения. Развивает у учащихся эстетический вкус, дизайнерские способности

Использовать при объяснении нового материала, а также может использоваться для более подробного изучения учеником во время выполнения домашнего задания

Фото, рисунки макетов будущих автомобилей или зданий, интерьера помещений и т.п. Использовать при объяснении нового материала, а также может использоваться для более подробного изучения учеником во время выполнения домашнего задания

Научно-культурные направления, составляющие теорию дизайна - техническая эстетика, художественное моделирование и художественное проектирование изделий. Использовать при объяснении нового материала, а также может использоваться для более подробного изучения учеником

Дополнительный материал для самостоятельного изучения о системах "Человек-машина" или о психологии труда - электронная публикация (формат для изучения в электронной форме или последующей распечатки.

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 - 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

10 класс, Технология

Презентация к уроку Технология, 10 класс. Тема урока: Проектирование. Проектирование один из главных способов создания изделий, техники и сооружений. Если взять историю, то проектирование возникает внутри сферы изготовления (домостроение, кораблестроение, изготовление машин, градостроения. Это была часть работы, связанная с расчетами и изображением на чертежах внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

 Работа с объектом, который до его создания ещё не имеет материального выражения (не существует), принципиально отличает проектирование от моделирования. С точки зрения этапности, проектирование может быть как финальной фазой стадии исследования, так и начальной фазой стадии производства (строительства). Но современное проектирование ­ процесс многообразный и многоплановый, имеющий свою специфику и правила в каждой отдельной отрасли: начиная с проектирования систем управления и заканчивая проектированием в строительстве. И, поскольку развитие отраслей меняет условия рабочих процессов, правила проектной деятельности тоже со временем претерпевают изменения.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

 Всякое инженерное проектирование берёт начало в выраженной общественной потребности, направленной на необходимость возникновения тех или иных технических объектов. К таким объектам относятся результаты строительной деятельности, промышленные изделия, программное обеспечение, процессы и др. И первым этапом любого проектирования становится выражение этой потребности в виде технического задания или разработки технического предложения.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

 Чаще всего техническое задание фигурирует в виде документа (или документов), представляя собой исходное первичное описание объекта. На выходе авторы получают итоговый комплект документации, в котором содержатся сведения, достаточные для изготовления объекта в тех или иных условиях. В узком смысле слова, такую документацию, представляющую собой окончательное описание, и называют проектом. Поэтому часто современное проектирование и описывают как процесс перехода исходного описания объекта в итоговое путём выполнения комплекса исследовательских, расчётных и конструкторских работ.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

 Такой процесс преобразования обуславливает возникновение ряда промежуточных описаний, каждое из которых подводит некие итоги решения этапных задач. В некоторых моделях проектирования (например, при итерационных подходах) такие промежуточные итоги зачастую становятся основой при обсуждении вопросов о необходимости продолжения проектирования и о направлениях развития процесса в случае одобрения промежуточных результатов. В других моделях (например, в классической поэтапной модели проектирования в строительстве) промежуточные описания (эскизных проект, инженерные изыскания и др.) становятся обязательной вехой в создании полного пакета документации.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

Как часть инженерной деятельности современное проектирование имеет ряд особенностей, которые отражают содержание этого процесса. Итерационная особенность проектирования. Объект проектирования до его воплощения рассматривается в виртуальном (идеальном, знаковом) контексте. До того, как он будет осуществлён, нет возможности создать исчерпывающее описание, поэтому неизбежны исправления и уточнения, что предполагает итерационный характер работы над проектом. С завершением каждого итерационного витка описание становится полнее и точнее.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

10 класс, Технология

Коллективный характер. Проектирование сложных технических объектов и объектов строительства требует привлечения специалистов множества специальностей. Так один из самых перспективных и быстроразвивающихся подходов к строительному проектированию – 3D BIM(Информационное объёмное моделирование) – в качестве важнейшего преимущества содержит возможность различных специалистов взаимодействовать в режиме реального времени с обеспечением согласованности и безошибочности действий. Тем не менее, особенно сложные инновационные объекты с малым количеством типовых элементов создаются долго даже с учётом синхронизированной и настроенной работы коллектива специалистов. Так, например, проектным временем создания двигателя самолёта называют период в 8­9 лет. Столько же отводится на создание современного комплекса электронного оборудования.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

Типизация и унификация. Типизации подвергаются как проектные решения, так и средства проектирования. Многовариантность решений. Разнообразие решений обуславливает жёсткая конкуренция в условиях глобализации. Поиск новых привлекательных и конкурентных проектных решений рождает многовариантность. Многовариантность методов. Существуют не только различные проектные задачи, но и разные методики, технологии и алгоритмы для решения каждой из них. Отдельные методы имеют ограничения по условиям применения и по степени точности в обеспечении процессов. Реализацию разных методов помогает осуществлять вариативный поход в выборе информационного и программного обеспечения.

10 класс, Технология

10 класс, Технология

По тому, используется или не используется в процессе осуществления проектной деятельности специализированное программное обеспечение и ручной труд, выделяют:  автоматизированное проектирование, основанное на взаимодействии ЭВМ и человека,  автоматическое проектирование, выполняемое на промежуточных этапах без участия человека,  ручное. Подавляющее большинство проектов пока осуществляется по автоматизированному типу, а автоматическое проектирование применимо к относительно несложным объектам. Но и в этом соотношении доля участия компьютера постоянно растёт.

Читайте также: