Смешное и грустное рядом или уроки чехова а п чехов хамелеон проблематика рассказа конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- Нравится ли вам читать рассказы А.П.Чехова? Чем они вас привлекают?

- Какие литературоведческие понятия определяют смешное в ра ссказа х Чехова ?

При обсуждении понятий юмор и сатира целесообразно использовать диаграмму Вена.

Сегодня на у роке мы с вами должн ы провести небольшое исследование и выяснить,

только ли смешное п рису тств ует в ра ссказе, прослеживаем ли мы элементы грусти, с чем

Мы поп ытаемс я выяснить, каков же рассказ Чехова по своему н астроению, какие при ёмы

использовал автор для создания целостного восприятия произведения?

(В ходе урока в тетради заполняется таблица, в левой части которой у казываются приемы,

используемые Чеховым, а в правой форму ли ру ем то, на что напра влены эти приёмы.

- Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие

фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Следовательно, Чехов использует приём говоря щ их фамилий , х арактеризу я ими своих

Работа в группах. Класс делится на 6 гру пп, каждая группа получает карточку и проводит

свое небольшое исследование. На эту работ у отводится 5 мин у т у рока, п осле чего

Найдите говорящие детали в рассказе. Какую роль они выполняют?

При обсуждении работы этой гр у ппы обращается внимание на такие детали, как новая

шинель Оч у мелова, узелок в его руках, ре шето с кон фискованным крыжовником в руках

толкование слова конфисковать ( Конфисковат ь – принудительно и безвоз мездно и зъять

деньги или имущес тво частного лица в пользу государства )

- Как вы думаете, в польз у ли государства к онфискован к рыжовн ик? Обрати те вни мание

- С у дя по поспевшему крыжовник у , на дворе лето. Почему же Очумелов н е расстаётся со

своей шин елью? Ем у ведь, наверное, жарко. ( Шинель для него – символ власти. Пока на

нём ши нель, да ещё и новая, он чувствует себя всем ог ущим. А вот без шинели он – никто,

полное ничтожество. Отними у Оч у мелова шинель, форменную одежд у – кто приз нает за

ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать ). Особый комизм создаётся

сочетанием новой шин ели и узелка в р уке. Ка к вы д умаете, что в этом узелке? Наверное,

тоже что - нибудь конфискованное далеко не в пользу госу дарства.

На йдите описание внеш ности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?

Портретные зарисовки даны всего ли шь несколькими штрихами, но очень яркими и

колоритными. Ситц евая к рахмальная рубаха и расстёгнутая жилетка только дополняют

полупьяное лиц о золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется

привычный обыватель , который н ичего интересного из себя не п редставляе т, но

претендует на нечто изысканное. (Работа над словом обы ватель . Обыватель – человек,

живущий мелкими, личным и интересами) П однятый вверх палец, который « имеет вид

Внешность Очумелова почти не описана. Но одна фраз а в к онце рассказа о многом

говорит. Обратите внимание, когда и сче зает начальственная строгость и его лицо

братца нет на месте происшествия, зато есть ихняя собака, и, стало быть, она з аслу живает

Как Чехов описывает нам дви ж ение Очумелова? Как ие глаголы, выражения он при

снова надевая на себя маску важности. Использ у емые автором синон имиче ские

конструкции подчеркивают высокомерие, зазнайство, показну ю важность полицейского,

как бы дополн яя грозный вид, который придаёт ему новая шинель. Он доволен собой и н е

Проследите за тем .как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его ре чь?

Об суждая выводы, сделанные учениками, подчеркиваем неоконченн ость синтаксических

конструкций: «По как ому это сл учаю т у т? .. Почему т у т? Это ты зачем п алец. Кто

подобных господ , не желающих п одчиняться постановлениям ! Как оштрафую его,

вседозволенность по отн ошению к нижестоящим п оказывает нам, что власть нужна ем у

только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается

подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Проследите за тем .как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лесть ю( « Их благородие

фразы подчеркивают глу п ость, ограниченность персонажа.

Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем э т о связано?

Перед тем, как делать выводы по работе над этой карточкой классу задаётся вопрос:

- А на чём строится рассказ Чехова? Что легло в основ у рассказа? Почему какой - то

случайный эп изод вызвал такой пере полох? ( Попутно идет лекс ическая работа над

6 раз Очумелов меняет своё мнение! В связи с чем это происходит?

Перед нами повествование. Мы с вами знаем, как он о строится. Однако Чехов постоянно

держит читателя в н апряжении, и м ы с ва ми 6 раз можем увидеть к у льмин ацию в

рассказе! Развязка же вынесена за ра мки п овествования. Перед нам и отк рытый финал.

Таким образом, мы види м, что и композиция работает на и дею рассказа, у силивая ко миз м

- А что мы у знаём о жизни города, в котором происходит действие, по тем

немногословным, но ярким штрихам, которые ри су ет н ам Чехов? Дело в том, что

А.П.Чехов не раз посещал свой родной Таганрог. Вот какое описание этого города мы

« Я в Таганроге… Все дома п риплюсну ты, давно не шт у катурены, крыши не крашены,

ставни затворены… С Полицейской у лицы начинается засыхающая, а потом у вязкая и

бугристая, грязь, п о которой можно ех ать шагом, да и то с опаской… Я мог убедиться, как

грязен, п у ст, ленив, безграмотен и скучен Та ганрог. Нет ни одной грамотной вывески и

лень, у мение довольствоваться грошами и неопределенным б у д ущим – всё это воочию так

противно, что мне Москва со своею грязью и сыпным тифом кажется симпатичной … Что

Далее проводится словарная работа над синонимичными понятиями:

Вывод: Мы видим перед содой случайно собравших ся людей, которые ск у ки ради вышли

поглазеть на происше ствие. Они не пытаю тся разобраться в прои сходящем, не имею т

собственного мнения и согласны с любым р ешением сильных мира сего. Это усиливает

создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоу правства.

смысл? К ого мы можем назвать хамелеоном? Только ли Очумелова , который меняет своё

Это и Очумелов, и Хрюкин, и городовой, и прохожие, собравшиеся на площади.

Это п онятие перерастае т в понятие хамелеонство , которое означает угодничество,

- А кого по - настоящему жалко в рассказе? Кому вместе с нами сочувствует а втор?

Конечно, читать рассказ смешно. Автор постарался сделать этот коротк ий рассказ ярким,

насыщенным, изобилующим юмористическими приёмами. Мы чу вс твуем авторс кий смех.

А п раво на этот смех писателю дали постоянный тр у д, б еспощадная требовательность к

себе и ок ру жающим. Но если мы проанализ иру ем, н а что направлены используемые

Чеховым приёмы, то, конечно же, становится очень грустно. Писатель будто указывает

нам н а то, как у низительно в человеке рабство, к ак важно сохранять в себе человеческое

достоинство, самоуважение, порядочность. А ведь каждого из нас есть за что уважать!

Однажды Антон Павлович пол у чил письмо от своего брата, в котором тот назвал себя

На эту фразу в ответном письме Чехов отреагировал очень бурно:

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, к расотой,

природой, н о не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты

не мошенник, честный человек? Ну и ува жай в себе честного мало го и знай, что честный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Углубить представление учеников о комическом в литературе;

2.Совершенствование навыков работы по комплексному анализу текста, развитие речи;

3.Воспитание чувства уважения к людям.

Методические приемы: работа по учебнику, рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

I .Орг. момент

Слово учителя.

Читает учитель. Потом по цепочке сами учащиеся.

III . Работа над рассказом

Словарная работа: анализ слов в сносках

Хамелеон – вид ящериц, способных быстро менять окраску (цвет кожи) в зависимости от окружающей среды; переносное значение – человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.

Городовой (устарелое) – в царской России: низший чин городской полиции.

Конфискованный – здесь: отобранный у торговца на базаре.

Не пущай (просторечное) – не пускай.

Борзой щенок – щенок собаки охотничьей породы.

Золотых дел мастер (устарелое) – мастер по изготовлению предметов из драгоценных металлов, ювелир.

Мировой (устарелое) – в царской России: судья, разбиравший мелкие дела.

Лягавый – относящийся к особой породе охотничьих собак.

Вестимо (устарелое, просторечное) – конечно, известно, разумеется.

Шинель – это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.

Пальто – это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

Аналитическая беседа

- Смысл названия рассказа, дать определение: кто такой хамелеон.

- Кто герои рассказа?

- О каком событии повествует рассказ?Ученик:( Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное – человека укусила собака.)

- Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении – это художественный деталь. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем?(чтение первого абзаца).

Комментарий учителя:

Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов – от слова очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества.

- А узелок и конфискованный крыжовник, что означает эти детали?(Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Очень важная деталь – крыжовник – мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован (отобран)).

Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

- Еще какими способами раскрывается образ героя?(Его поступками.)

- Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

- В чем сущность характера Очумелова?

Ученик:(Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстоит перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести.)

- В какой форме написан рассказ?

Ученик:(В форме диалога.)

Слово учителя

- Ребята, вы, наверно, устали. Давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку.

Поверните голову направо, потом налево;

Наклонитесь вперед – назад;

направо-налево;

вперед-назад.

Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

- Достаточно ли знать только прямое значение слова?

(Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон – это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.)

IV . Итоги урока

- Опираясь на сегодняшнюю нашу беседу, сделайте вывод. Если бы вы были на месте Очумелова, как бы вы поступили и почему?

- Как с помощью речи героев определяется их характер?

Домашнее задание

- Дома еще раз прочитать рассказ и подготовиться к тестированию.

- Нарисовать портрет Очумелова.

Выставление оценок

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)

Запись темы урока в тетради

III. Первичное восприятие текста

– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2)

Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

IV. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? ( Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)


– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

VI. Чтение рассказа по ролям

VII. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Технология проблемного обучения.

Метод группового взаимодействия.

Сформировать у учащихся представление о личности русского писателя А. П. Чехова.

обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения.

развивающие – развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.

воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.

здоровьесберегающие – сохранение здоровья учащихся и учителя, создание комфортной атмосферы на уроке

Таблица выразительного чтения.

Последовательность отдельных этапов урока.

Организация – 1 мин.

Мотивация – 1 мин.

Объявление темы, цели урока, запись в тетради – 1 мин.

Знакомство с новым материалом и его усвоение – 33 мин.

Просмотр презентации – 5 мин.

Самостоятельная работа по карточкам – 3 мин.

Работа по схеме-опоре к рассказу – 5 мин.

Физминутка – 1 мин.

Выразительное чтение эпизода рассказа – 5 мин.

Языковедческая работа с текстом – 5 мин.

Сочинение по готовому началу – 5 мин.

Физминутка для глаз – 1 мин.

Проверка сочинения – 3 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Выставление оценок – 1 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Объявление темы, цели урока.

Запись в тетради.

Знакомство с новым учебным материалом и его усвоение.

Беседа по вопросам.

1.Какие произведения А. П. Чехова вы знаете?

2. Какие традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина продолжает А. П. Чехов в своих рассказах?

Трудолюбие, талант, артистичность, доброта, любовь к людям.

Какие качества, черты характера А. П. Чехова помогли ему стать великим русским писателем?

Работа по карточкам (14карточек).

Что разоблачает А. П. Чехов в современной ему действительности, какие человеческие пороки высмеивает, с какой целью?

Выразительное чтение фрагмента рассказа (оценивание по таблице выразительного чтения).

б) Оценка иллюстраций.

Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).

Языковедческая работа с текстом.

1) Юмор – изображение смешного в жизни людей и общества.

3. Какие новые слова узнаем?

У А. П. Чехова я учусь…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

Проверка сочинения и его оценивание.

а) закончить предложения:

1. Я сегодня задумался (лась) о …

2. Мне сегодня понравилось …

3. Я изменил (а) мнение о …

4. Я научился (лась)…

б) оценки за урок.

Учебник: страницы 305 – 309, вопросы на странице 309.

Приложение к уроку.

Определите жанр произведения:

Это комическая сценка?

Это бытовая зарисовка?

Определите тему произведения (о чем или о ком говорится в рассказе)?

Сформулируйте идею рассказа.

-Какие человеческие пороки(недостатки) высмеивает автор:

- Передайте сюжет произведения одним предложением.

(например, кто что делает и как делает это в рассказе)

(Каково отношение А.П. Чехова к этим героям рассказа?)

Какова роль художественной детали в рассказе?

Сколько раз Очумелов снимает и надевает шинель и в какие моменты это делает?

Каково значение этой личности, если в ней наиболее заметна шинель?

- Дайте характеристику речи Очумелова.

- Как меняется речь Очумелова, когда он обращается к подчиненным и когда разговор касается генерала и его брата?

Юмористический или сатирический?

Веселый или грустный?

Приведите примеры из текста.

Приведите примеры из текста.

Карточка №11(индивидуальная работа)

Карточка №12(индивидуальная работа)

Распределите роли: Очумелов, Хрюкин, автор (+голос из толпы).

Подготовьте выразительное чтение по ролям (стр.301-302).

Отрывок начинается со слов:

И заканчивается словами:

Подумайте, как автор относится к этим персонажам и постарайтесь это передать в своем чтении.

В чем проявилось новаторство А.П. Чехова? Выпишите тезисы (основные мысли) из учебника литературы стр. 297-300.

Читайте также: