Слушаем на уроке слушаем целый день риторика 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

4. Воспитывать тала нтливого слу шателя и талантлив ого собеседника.

- Ребята, сейчас я вк лючу музыку , а вы внимательн о послу шай те и о

ч ём - нибу дь подумайте, или что - нибу дь представьте.

Дети обмениваю тся впечатлени ями. (Не каж дый смог высказ ать свою

Мы послу шали отрывок из му зыкального произве дения. Это был один из

А как вы думаете, для чего мы слу шали? Чем бу дем занима ться на уроке?

- Да , сегодня м ы с вами поговор им об очень важно м умении – об

ум ении слу шать, о том, что знач ит быть внимательным сл ушателем, о том,

что помогает не только у слышать, но и верно передавать информацию

- Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте и

постарайтесь запомнить. ( Сразу с просить одного че ловека )

Расскажите п ор покупки. Про какие, про покупки? Пр о покупки,

2- й раз – с нараста нием скорости ( ме дленно – быстр ее – ещё быстре е);

- А сейчас мы п оиграем . С тоя, с красивыми движениями, а ртистично

проговорим скор оговорку с душой, с чувством, красив о!

- Ребята, наша т ема такая бог атая, что сл ово слушать имеет с только

Прослушать ( произведение или прослушать к ого - то, одно и то же слово

Прислушать ся ( к кому - то, к до брому слову или, чт обы что - то услышат ь )

Заслушаться ( когда говорят инт ересно, речь к расивая, грамотная ).

К кому - то прислу шиваться, чт о - то прослушать или ког о - то выслу шать?

На этом у роке мы подробно остан овимся на этих 2 сл овах слушать и

В толковом сл оваре есть объясне ние этих дву х слов. Обратимся к не му

Поверхностн ое – слушаем и не слыш им (приводит к о пасному

Выборочное – слу шаем то, что нам инт ересно, очень важно или необходим о.

( Дети пытаются о бъяснить сами, уч итель закре пляет ответы д етей )

- Ребята, а какой в ид слу шания самый п олезный? ( Эффективны й )

- Почему мы так гов орим? Чему учит первое выск азывание ? ( Надо

- Почему нам п редлагают боль ше слушать? Что происх одит во время

слушания ? (Узнаём что - то новое. Чем больше слу шаем, тем больше у знаём).

- О каком виде слу шания это в ысказывание ? (О первом виде –

- Чему у чит второе высказывание ? ( Не надо слушать глупы е слова ).

Верно, есть вещ и, которые над о уметь не слыш ать. Это бы вают обидные

слова, сказанные невзначай. Если вы о братите вн имание на ни х, то может

возникнуть обида. Поэтому лу чше их не у слышать, не придавать з начения.

- К какому виду слушания относит ся это высказыва ние? ( И

выборочное, к огда надо вни мательно слушать осн овную речь).

- Чему у чит третье высказыва ние? ( Надо слу шать всех одинаково,

чтобы не об ижать собеседника, но при этом ра ссуждать, гд е правда, а где

- А как растолк овать следу ющее высказыван ие? ( Не обращать

- Следую щее высказывание ? ( Слушать что - либо не понимая, не

- А теперь скаж ите, нужны ли чел овеку второй и третий ви ды

Развитие вниман ия, связанного с к оординац ией слухового и двигатель ного

Испытуемые вы ходят из класса и входят по пр иглашению у чителя. Ваша

задача – как можн о точнее пере дать информа цию следу ющему у частнику

Задача иссле дователей – понять, поче му происходит иска жение информа ции.

 Нужно у меть запоминать и выделять существен ные моменты.

 Я очень надеюсь, что наш класс бу дет самым дружным.

А теперь, давайте настроимся и послу шаем выступления ре бят. Затем

определим, с чем о ни обращаются друг к дру гу? (С прось бой, с требованием

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста.

ВложениеРазмер
urok_ritoriki_2_klass.docx 124.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слушаем и стараемся понять.

Учить понимать текст, воспринимаемый на слух;

Определять тему звучащего текста;

Определять его основную мысль;

Спрашивать о том, что непонятно в звучащем тексте;

Развивать монологическую речь.

Дети стоят в кругу.

-Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

-Какое настроение вызывает у вас такая погода?

-А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

-Надо просто улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами и гостями.

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

-Ребята, поприветствуем наших гостей:

Скажем , здравствуйте руками.

Скажем, здравствуйте глазами.

Скажем , здравствуйте мы ртом,

Станет радостно кругом.

-Ребята, и снова с нами наш знакомый-мальчик Риторик.

-Чему же он нас учит?

-Начнём мы с вами работу с речевой разминки. Разомнём мышцы языка, губ, щёк, чтобы они хорошо двигались при говорении.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры-у мальчиков шары.

Ро-ро- ро- у нас новое ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

Мышка сушек насушила.

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

*прочитать про себя;

*прочитать в быстром темпе;

*прочитать на одном дыхании;

-Ребята, что мы с вами произносили?

Приятно общаться с весёлым человеком, не правда ли?

-Ребята, кто напомнит, как называется новый раздел риторики , с которым мы знакомимся вместе с Риториком?

-В чём разница в значениях слов слушать и слышать?

-Я очень рада, что вы правильно понимаете значения этих слов.

-Так уж ли это важно для нас, слушать?

-Для чего мы слушаем?

-А как мы можем определить , что нас слушают?

Да , специальные сигнала- помощники в этом нам помогают: поза, мимика, жесты, взгляд.

-А теперь покажите своей позой, взглядом , что вы готовы внимательно меня слушать. Молодцы.

4.Работа над новой темой.

-Я вам прочитаю небольшой текст, а вы постарайтесь понять, о ком этот рассказ и что в нём самое главное.

-Что самое главное утверждает автор?

Я выслушала ваши мнения , но своего пока не выскажу .

Прочитайте текст рассказа и проверьте себя.

-Какова тема рассказа и что в нём самое главное?

-Что вам помогло быстро определить тему текста?

-Какие предложения в нём помогли определить основную мысль?

-Что же надо самое главное понять в услышанном?

Слайд 9. (О чём говорят?, что именно?, что самое важное?)

-Ребята, если мы слышим одно предложение или слово, то нетрудно понять их смысл, но когда мы слушаем целый текст, то его пониманию надо учиться.

-Чему мы с вами будем учиться?

Слушать и стараться понять то , что услышали.

5.Анализ звучащего текста . (текст на стр. 63 учебника )

-Послушайте ещё один текст сказки и попробуйте определить- о чём эта сказка?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ презентация к занятию риторика.ppt

 Учусь слушать. *

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Учусь слушать. *

Ра-ра-ра – начинается игра. Ры- ры- ры –у мальчиков шары. Ро-ро- ро –у нас н.

Ра-ра-ра – начинается игра. Ры- ры- ры –у мальчиков шары. Ро-ро- ро –у нас новое ведро. Ру- ру- ру – продолжаем мы игру.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубы.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали.

 В чём разница? Слушать. Слышать.

В чём разница? Слушать. Слышать.

 прислушиваться, вслушиваться, понимать к нам обращённую речь.

прислушиваться, вслушиваться, понимать к нам обращённую речь.

обладать слухом, различать речь.

обладать слухом, различать речь.

 понять узнать научиться запомнить откликнуться(просьба, чувства)

понять узнать научиться запомнить откликнуться(просьба, чувства)

*

Когда слушаешь, очень важно понять, что тебе говорят: о чём что именно что са.

Когда слушаешь, очень важно понять, что тебе говорят: о чём что именно что самое главное


*

Выбранный для просмотра документ урок риторики 2 класс.docx

Тема: Слушаем и стараемся понять.

Учить понимать текст, воспринимаемый на слух;

Определять тему звучащего текста;

Определять его основную мысль;

Спрашивать о том, что непонятно в звучащем тексте;

Развивать монологическую речь.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

-Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

-Какое настроение вызывает у вас такая погода?

-А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

-Надо просто улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами и гостями.

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

-Ребята, поприветствуем наших гостей:

Скажем , здравствуйте руками.

Скажем, здравствуйте глазами.

Скажем , здравствуйте мы ртом,

Станет радостно кругом.

-Ребята, и снова с нами наш знакомый-мальчик Риторик.

-Чему же он нас учит?

2.Речевая разминка .

-Начнём мы с вами работу с речевой разминки. Разомнём мышцы языка, губ, щёк, чтобы они хорошо двигались при говорении.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры-у мальчиков шары.

Ро-ро- ро- у нас новое ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

Мышка сушек насушила.

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

*прочитать про себя;

*прочитать в быстром темпе;

*прочитать на одном дыхании;

-Ребята, что мы с вами произносили?

Приятно общаться с весёлым человеком, не правда ли?

3.Воспроизведение изученного.

-Ребята, кто напомнит, как называется новый раздел риторики , с которым мы знакомимся вместе с Риториком?

-В чём разница в значениях слов слушать и слышать?

-Я очень рада, что вы правильно понимаете значения этих слов.

-Так уж ли это важно для нас, слушать?

-Для чего мы слушаем?

-А как мы можем определить , что нас слушают?

Да , специальные сигнала- помощники в этом нам помогают: поза, мимика, жесты, взгляд.

-А теперь покажите своей позой, взглядом , что вы готовы внимательно меня слушать. Молодцы.

4.Работа над новой темой.

-Я вам прочитаю небольшой текст, а вы постарайтесь понять, о ком этот рассказ и что в нём самое главное.

-Что самое главное утверждает автор?

Я выслушала ваши мнения , но своего пока не выскажу .

Прочитайте текст рассказа и проверьте себя.

-Какова тема рассказа и что в нём самое главное?

-Что вам помогло быстро определить тему текста?

-Какие предложения в нём помогли определить основную мысль?

-Что же надо самое главное понять в услышанном?

Слайд 9. (О чём говорят?, что именно?, что самое важное?)

-Ребята, если мы слышим одно предложение или слово, то нетрудно понять их смысл, но когда мы слушаем целый текст, то его пониманию надо учиться.

-Чему мы с вами будем учиться?

Слушать и стараться понять то , что услышали.

5.Анализ звучащего текста . (текст на стр. 63 учебника )

-Послушайте ещё один текст сказки и попробуйте определить- о чём эта сказка?

-Что самое главное в этой сказке, какова её основная мысль? Выберите.

На доске: 1)надо уметь охотиться на зайцев;

2) пустые мечты не сбываются;

6.Работа по памятке.

-Какие советы даёт вам, ребята, Риторик?

7.Итог занятия.

-Чему вас научил сегодня наш друг – Риторик?

-Что нового для себя вы , ребята, узнали?

Краткое описание документа:

Данный урок по детской риторике для 2 класса находится в разделе «Учусь слушать.«Цель данного урока- научить детей понимать текст , воспринимаемый на слух, определять тему и основную мысль текста.Ход урока сопровождает презентация.В начале урока дети эмоционально настраиваются на урок.Включена речевая разминка.Вспоминают значения слов-слышать и слушать, их необходимость в жизни человека. В ходе урока дети выполняют разнообразные задания. Идёт работа с текстом, работа с памяткой «Как слушать, чтобы понять звучащий текст?«Включена в середине урока физминутка. В конце урока рефлексия.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 858 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.02.2013 10229
  • RAR 1.3 мбайт
  • 143 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савина Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- Приятно общаться с веселым человеком, не правда ли? Улыбнитесь нам с Риториком. Молодцы!

Повторение.

1) – Ребята, а если богиня Пейто спросит, зачем нам нужна риторика, почему мы ее изучаем, что вы ей ответите?

Дети: – Для развития человеческого дара слов, средств общения, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

2) – Посмотрите, богиня Пейто нас услышала и приглашает войти в храм.

Открывается створка доски и дети, читают тему занятия: “Учимся слушать. Прослушали”.

- Дети, что мы должны сделать, чтобы нас приятно было слушать?

Дети: Надо говорить четко, ясно, понятно, громко. Упражняться надо, произносить скороговорки..

- Правильно! Давайте познакомимся со скороговоркой:

Сколько ножек
У двух сороконожек.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Работа над скороговорками.

- Произнесите по слогам, затем медленно проговорите, затем быстро, еще быстрее.

4) – И тогда ваши слова будут понятны для всех. Слово может многое значить в жизни. Давайте вспомним стихотворение о словах Якова Козловского, прочитайте хором:

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

- Спасибо, ребята! Я думаю, люди при разговоре хорошо будут понимать вас.

5) – А теперь подумайте и скажите, в чем разница в значениях глаголов “слышать” и “слушать”.

Дети: “слышать” – воспринимать на слух, обладать слухом, различать речь. “Слушать” – значит прислушиваться, вслушиваться, понимать обращенную к нам речь.

Учитель: Я очень рада, что вы правильно, понимаете значение глаголов, “слышать и слушать”.

А теперь богиня Пейто приглашает в зал высказываний великих ораторов. (Открывается 2 створка доски).

“Если не умеешь говорить, научись слушать”.

“Искусство слушать, почти равносильно искусству говорить”.

- Ребята, а что, значит быть внимательным слушателем?

Уч-ся: важен взгляд, мимика, жесты, поза, словесные сигналы, понимание…

- Риторик хочет вас проверить – понимаете ли вы, как важно внимательно слушать.

Вот его задания:

а). Как вы понимаете смысл поговорки “Слышал краем уха”?

Уч-ся: Так говорят о человеке, который случайно услышал кем-то сказанную реплику, но до конца ее не осмыслил;

Физминутка “Привет сосед”.

Поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя друг другу в глаза, произносят следующие слова:

Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

б). Задания учебника: на рисунке малыш пробует зажечь спички – он прослушал предупреждение мамы и пожарного на телеэкране и т.д.

Вывод: Неумение внимательно слушать может привести к самым разным нежелательным неприятным результатам;

Например: прослушал как нужно решать задачу – не решил ее, не прочитал задание к упражнению- не выполнил правильно, прослушал как нужно выполнять домашнюю работу по чтению- не справился с заданием.

Прослушал прогноз погоды, обещавший дождик, – промок под дождем.

Учитель: Ребята, но ведь бывает, когда невнимательное слушание может быть и намеренным, специальным.

Прочитайте смешной разговор из сказки “Кашица из топора”.

Пришел солдат с похода на квартиру и говорит хозяйке:

- Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха в ответ:

- Вот там на гвоздике повесь!

- Али ты совсем глуха, что не чуешь?

- Где хошь, там и заночуешь!

Как вы думаете, действительно ли старуха плохо слушала (прослушала), что говорил солдат, или дело совсем в другом?

Уч-ся: Старуха из сказки “Каша из топора” не слушала и не понимала солдата, потому что была жадной, скупой, не хотела накормить солдата.

Уч-ль: Обычно о человеке, который намеренно делает вид, что ничего не слышит, отзываются иронически; “На одно ухо оглох, а вторым ничего не слышит”.

Раздается стук в дверь.

- Ребята, удачная это клоунада? Почему нам смешно? Клоуны действительно не понимают друг друга или только делают вид, что не понимают?

Вывод: Оказывается, можно делать вид, что ты слушаешь невнимательно, с определенной целью, чтобы рассмешить собеседника, слушателей, зрителя.

7).- Общение не всегда предполагает явного собеседника. Когда это происходит, ребята?

Уч-ся: – При чтении книги – когда мы мысленно находимся с героями, соглашаемся с ними или спорим, общаемся сами с собой, с автором произведения; при общении с животными -мы понимаем, чего хотят наши четвероногие друзья. При встрече с искусством – с картиной, скульптурой, при слушании музыки.

Уч-ль: – Давайте подумаем, что мы “читаем”, когда перед нами картина И. Грабаря “Зимний пейзаж”.

Уч-ся: – Художник хотел нам сказать и показать, как красива зимняя природа, каким красивым бывает снег, показал красоту русской березки.

Уч-ль: – Что мы слышим, когда звучит музыка?

- Мы учились слушать, что композитор нам хотел сказать.

Вот произведение П. Чайковского “Времена года”.

Уч-ль: – Мы говорим сегодня о том, как важно быть внимательным, услышать другого человека и помочь ему, понять его, ответить ему. Но недостаточно хотеть быть внимательным, надо еще и уметь быть внимательным.

Давайте поиграем. Я предлагаю вам загадку, но не просто отгадать ее, а запомнить и перечислить все признаки, которые описывают предмет. (Комар).

Дополнительно.

- Я прочитаю “Скрюченную песенку” (в пер. К. Чуковского), а вы запомните , какие скрюченные герои живут в ней и сколько их. Запоминайте только людей и животных.

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.

Итог занятия.

Уч-ль: – Чем мы сегодня занимались?

- Мы еще раз убедились, как важно внимательно слушать собеседника.

- Повторили, зачем нужна риторика.

- Узнали в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением не слушать собеседника.

- Учились следовать за мыслями великих людей.

- Учились “вести разговор” с композитором, художником , с поэтом.

Спасибо вам, ребята, за приятное общение, за интересный урок. Занятие окончено. Я вами очень довольна.

Читайте также: