Словарик иконописца краткий конспект

Обновлено: 05.07.2024

Словарь иконописца составлен на основе "СЛОВАРЯ ИЗОГРАФА" В,В. Филатова. Мы включили в словарь в основном те термины, которые касаются технической стороны иконописания. Богословская терминология опущена.

небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но все-таки, лучше знать мало обо всем, чем много ни о чём.
Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.

\до.сге/

'несколько словарных статей\\'

Адорации жест- в восточных религиях с древних времен означавший молитвенное обращение к Богу. В христианской иконографии Жест Богоматери Оранты, мучеников и преподобных: фронтально раскрытая ладонь с прямо поставленными четырьмя сомкнутыми пальцами (кроме большого). У Оранты — ладони, на уровне плеч; у мучеников и преподобных — ладони, раскрытые на уровне груди, когда левая ладонь на уровне груди, тогда в правой руке — крест (символ мученика).

Борода - Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, "брада доле Захарии пророка", могут быть такие дополнения как ". узка, концы маленько подво-и лися" или "брада Павла апостола", "брада Николина" — свт. Николая Мир Ликийских, "брада аки Сергиева" — св. прп. Сергия Радонежского, "брада аки Антипина" — епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: ". брада аки Козмина, кудрявата", и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста — "браду. малу и зело ретку, размесну велию", у Макария Александрийского — "брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли" (сведения по Б. см.: -"Иконописный подлинник" С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.

Венчик - Особая повязка или бумажная лента, возлагаемая, согласно обряду Православной Церкви, на лоб усопшего христианина. На В. изображаются Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча в иконографии деисусного чина. Употребление В. известно со времен Иоанна Златоуста (347-407 гг.), который объяснял, что почивший украшается В. как борец, с честью подвизавшийся на поле жизни.

Волны
Изображаются в иконографии в виде чешуйчатых бугорков, спиралей; в XVIIIв. известны усложненные их изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. Обязательны в композициях Крещение, Богоявление, в клеймах житий Николы в Акафисте Богоматери "Взбранной Воеводе. ".

Зерцало - Диск с монограммами Иисуса Христа в руке архангела или с изображением (поясным) Эммануила — Христа-отрока.

Круг славы- Фон в виде двух, чаще трех, кругов, вписанных один в другой для размещения полуфигуры (поясное изображение) святого. При изображении фигуры в рост (Христа, Богоматери) его преобразуют в эллипсы, которые принято называть итальянским словом — мандорла (миндалина). К.С. обычно расколеровывают в три тона: наружный светлый, средний темнее, внутренний наиболее темный.

Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём.

На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей.

Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.

  • — ссылки на книги и тексты
  • — на изображения (иконы, монументальная живопись и др.)
  • — на архитектурные сооружения
  • — на страницы и сайты в интернете

Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).

Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря.

Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.

Муштабель и вохрение: словарь иконописца

Сегодня иконописец Дарья Смирнова хочет познакомить вас с несколькими терминами, которые касаются технической стороны иконописания. На первый взгляд, слова могут показаться удивительными и необычными. Давайте вместе разбираться, что они означают!


Муштабель Легкая палочка из крепкой древесины (дуб, бук и т.д.) с шаровидным окончанием — она является опорой для правой руки художника. Муштабель держат левой рукой, а закругленным концом опирают его о поверхность иконы. Он даёт опору руке и возможность работать несколько часов, не повредив икону или роспись касаниями руки.



Это инструмент, с помощью которого художник готовит краску для написания иконы. По форме это конус, выточенный из твердого камня или мрамора, стекла или фарфора. Им перетирают и смешивают сухой минеральный порошок (который придаёт краске цвет), вместе с яичной эмульсией (жидкостью на основе яичного желтка) на плоской каменной плите или куске толстого стекла.


. или Тороки
Лента, похожая на античную диадему. На иконах она проходит над головой, а ее концы развеваются у висков и ушей. Эти ленты иконописцы рисуют на головах ангелов. Они — символ того, что ангелы слышат Бога и исполняют Его волю.


Слева — до вохрения, справа — после.


Со временем она перешла от монументальной живописи к сакральной миниатюре — иконе. Теперь Дарья создает неповторимые Образы на камне.

Краска черного или темно-серого тона. Обычно ее использовали во фреске и фреско-темперной живописи, завершаемой, в качестве подготовительного слоя под голубые и синие краски (голубцы) и реже в последующих слоях живописи. Для настенной живописи Р. составляли из толченого елового угля и известкового молока (жидкой процеженной гашеной извести). Еловый уголь придает слою холодный, синеватый оттенок. Пользовались и другими черными пигментами, напр., сажей, получая теплый серый тон живописи.

Источник: Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. для учащихся. М. - Просвещение, 1996. - 224 с.

Читайте также: