Слова со сходным значением которые по разному звучат и пишутся 2 класс пнш конспект

Обновлено: 05.07.2024

2. Определение задач урока.

3. Проверка домашнего задания

4. 1. Учитель: Что изображено на картинке из трех частей?

(Изображена вьюга (метель, буран)

– Прочитайте задание к отрывку из стихотворения.

(Важно, чтобы школьники поняли, что все три слова означают одно и то же, но не являются

родственными, к каждому из них можно подобрать свои родственные слова: вьюга

вьюжный , метельметельный , буранбуранный .

4.2. Поиск в Толковом словаре слов АЗБУКА, БОЕЦ, СТРАЖ и т. д. – (показать, как

используются синонимы для объяснения значения слов).

Не подсказываем страницы для поиска слов в словаре!

6.1. Цель упражнения 85 – дать минимальный контекст (но настоящий, поэтический, а не

искусственно сконструированный) для того, чтобы дети смогли обнаружить синонимы. В этом

упражнении дети должны найти два слова, близкие по значению, которые не являются

6.2. Цель упражнения 86 – учить детей подбирать синонимы (в основном к глаголам и к

внимание на выделенные жирным шрифтом слова и подыскивают им синонимы: хохочут

смеются ; перезябнешьзамерзнешь ; бредешьидешь ; ветхую * – потрепанную , старую ;

скинешьснимешь ; заберешьсязалезешь .

Сначала мы устно обсуждаем найденные детьми варианты, потом записываем.

Дойдя до слова ветхий , прерываем начатую работу, чтобы уточнить значение этого слова в

Среди слов, с помощью которых объясняется значение слова ВЕТХИЙ, дети как раз и

обнаруживают слова, близкие по смыслу: старый , изношенный .

Обратите внимание, что у слова ВЕТХИЙ в словаре есть и другое значение: немощный ,

Учитель : «Может быть, поэт использовал слово ВЕТХИЙ ( ветхую шубенку ) как раз в этом,

Пусть учатся доказывать свое мнение.

Дети: читают плакат Мыши о словах-синонимах.

8. 1. Учитель : Откройте оборотную сторону обложки учебника, посмотрите, как она может

помочь в работе с теми трудными явлениями в нашем родном языке, с которыми мы с вами

(многозначные слова, омонимы, синонимы)

8.2. Завершает урок по этой теме анализ лексики шуточных отрывков из стихотворений

Якова Козловского, которые входят в упражнение 87. Цель этого упражнения та же, что и в

упражнениях 83 и 84: сопоставить две пары омографов и добиться различения их значений;

показать важность постановки слов в начальную форму – именно начальные формы этих

омографов помогают понять то, что это разные слова.

Детям необходимо записать выделенные слова-омонимы ( правилправил ) в начальной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 48 Дата по плану14.11.2013г.

Тема: Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

ЦЕЛИ

1. познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить слова со сходными значениями, подбирать синонимы .

2. Развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей, их творческие и познавательные способности.

3. Воспитывать любовь к родному языку и слову, чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – презентация.

Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.

Формы работы: коллективная, фронтальная, групповая, парная.

Основные термины и понятия: синонимы

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Оборудование: учебники, тетради, словари, компьютер, проектор, презентация, карточки с текстом.

Формируемые УУД на уроке

Познавательные УУД: умение работать со словарями, общеучебные — формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: наблюдать и делать выводы, развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение оформлять мыс-

ли в устной форме с достаточной полнотой

умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

II. Мотивация учебной деятельности

Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. Я шла на работу и думала об этом. Вот, например, в русском языке есть слова, которые состоят их 100 букв. Может быть вы такие знаете? Отгадайте ребусы. 100н, 100л, 100й – слайд 1

III.Актуализация знаний.

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. Люблю я овсянку!

- И я люблю! Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

(слайд 2)

Какое слово в рассказе имеет разный смысл¸ но слышится и пишется одинаково?- Как в русском языке называют такие слова? Почему?(Слайд 3)

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка. Слайд 4

Чем отличаются эти слова, чем похожи.

Как вы думаете, с какими словами мы сегодня будем работать на уроке?

- Со словами похожими по смыслу, но разными по звучанию и написанию

На уроке узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи.

V. Изучение нового

- Откройте учебник русского языка (1 часть) на странице 115 и прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима.

- Найдите слова сходные по значению (близкие по смыслу).

- Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их?

(вьюга, метель, пурга)

VI.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Прочитайте текст на странице 116.

- К какому словарю предлагают обратиться Миша и Маша?

Прочитайте словарную статью о нём.

- Найдите в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга (слово со сходным значением, близкое по смыслу).

- Продолжите работу с Толковым словарём по командам (по рядам).

(взаимопроверка)

VII.Динамическая минутка.

Покажите мне то. Что я буду называть.

Дело, работа, труд, занятие (4 слова)

Большой, громадный, огромный, гигантский, крупный (5 слов)

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться (5 слов)

Умный, неглупый, толковый, разумный, смышлёный, мудрый, сообразительный, смекалистый (8 слов)

Волшебник, кудесник, колдун, маг, чародей, фокусник (6слов)

Красивый, прекрасный, великолепный, восхитительный, божественный, пленительный, роскошный (7слов)

Почему вы показывали одинаково, хотя я называла разные слова

Прочитайте в учебнике на стр. 118 подсказку Летучей мыши (правило в учебнике стр. 118)

и вы узнаете, как называются слова в русском языке близкие по смыслу?

С И Н О Н И М Ы

- Какие слова называют синонимами?

VIII. Закрепление нового

Упражнение 86, стр.117

- Прочитайте его. Все ли слова понятны?

- Подберите к выделенным словам синонимы. Запишите их парами.(Слайд 5)

- Почему поэт употребил именно эти слова?

- Назовите слова – названия действий.

- Назовите слова – названия признаков.

IX.Обобщение, проверка усвоения материала- Рассмотрите картину, какое настроение вызывает у вас этот пейзаж. Прочитайте строки под иллюстрацией. Как вы можете их назвать? (ХОККУ) (Слайд 6)

Подберите слова синонимы, с помощью которых можно описать этот дивный сад и эту картину?

Запишите получившееся предложение в тетрадь, используя 2,3 синонима. Подчеркните слова – признаки волнистой линией. Проверьте в парах правильность написания и выполнения задания.

X. Рефлексия.

Какими словами можно описать вашу работу на уроке, а ваше настроение?. Подберите несколько слов схожих по смыслу. Как называются эти слова? (СИНОНИМЫ)- Зачем нужны слова – синонимы в нашей речи?

- Какие задания были интересны вам?- Что вызвало затруднение?

Спасибо за работу на уроке умным, талантливым, сообразительным, умелым ребятам!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по русскому языку 2кл ПНШ.docx

1. Знакомство со словами со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

2. Повторение словарных слов, развитие навыка грамотного письма

3. Развитие и умение находить слова-синонимы в тексте, употреблять их в своей речи

4. Развитие умения работать в паре в группе

Формирование УУД: приемы работы с учебником, следование точной инструкции учителя при выполнении заданий, развитие коммуникативности, навыков самоконтроля.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса, настрой на урок

Прозвенел звонок, начинается урок

И мы все постараемся сегодня показать,

Что мы уже знаем и умеем

Работа по изучению нового материала

Чем эти слова похожи?

Определение темы урока и его задач (Слайд №3)

О каких же словах мы будем сегодня говорить на уроке?

Проверим свое предположение

Поставьте задачи, которые нам необходимо будет сегодня решить на уроке. В этом вам помогут предложения на следующем слайде (Слайд №5)

Работа по теме урока

- Работа по учебнику, стр.116, ч.1

- Работа со стихотворением стр.116 упр. 85, ч.1

Вывод правила (Слайд №6)

- Работа в группах

Проверка работы по слайду (Слайд №7)

Как называются такие слова?

Подведение итогов урока, рефлексия (Слайд №9)

У вас есть два смайлика. Если урок вам понравился, было интересно работать, поднимите смайлик с улыбкой. Если было неинтересно, то поднимите смайлик с грустным выражением лица.

Домашнее задание: ч.1 учебник стр.118, правило; тетрадь на печатной основе ч.1 упр.45

Дети открывают тетради, записывают дату, вид работы

Дети выполняют задания по карточкам, отгадывая загадки. Проверка работы осуществляется по слайду №2

Дети читают отрывок из стихотворения и отвечают на вопросы учителя

Читают название темы урока и сравнивают со своими ответами (Слайд №4)

Продолжают предложения, напечатанные на слайде

Работа в толковом словаре, находят значения слов: азбука, боец, страж, смелый. Делают вывод можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет?

Находят в стихотворении слова, близкие по значению, делают вывод, являются ли они родственными и почему

Выполняют задания в тетради на печатной основе: ч.1, стр.35, упр.42

Проверяют свою работу в группе, используя записи на слайде

Подбирают синонимы к словам

Они близки по смыслу, но звучат и пишутся по-разному.

Дети показывают смайлики

Дети записывают домашнее задание в дневники

Выбранный для просмотра документ Проверь себя.docx

Говорят, они воришки,

Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы,

Серый зверек через кочки – скок!

Легкие ножки и хвоста немножко.

Кто меняет молоко на сено?

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

Рядом с дворником всегда я.

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

Выбранный для просмотра документ Русский язык открытый урок 2 класс.ppt

Урок русского языка 2 класс (ПНШ) Тема: «Слова со сходным значением, которые.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка 2 класс (ПНШ) Тема: «Слова со сходным значением, которые.

Проверьте работу своей пары! Воробей заяц корова собака лопата

Проверьте работу своей пары! Воробей заяц корова собака лопата

Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите слова со сходным значением. Вью.

Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите слова со сходным значением. Вьюги, вьюги на земле Взвились, завертели. Снегу, снегу в феврале Намели метели! Скучно зверю в холода. Вьёт пурга до ночи. Даже белка из гнезда Вылезать не хочет.

Русский язык Тема урока: « Слова со сходным значением, которые по- разному зв.

Сегодня на уроке Я научусь… Я узнаю… Я смогу…

Сегодня на уроке Я научусь… Я узнаю… Я смогу…

Вывод Слова, близкие по смыслу, называются синонимами

Вывод Слова, близкие по смыслу, называются синонимами

Проверьте работу группы ! Разговор- беседа Конь- лошадь Сверкать- блестеть Ур.

Проверьте работу группы ! Разговор- беседа Конь- лошадь Сверкать- блестеть Ураган- буря Дорога- путь

Я узнал… Я смогу… Я умею… Мне ещё трудно… Мне надо повторить…

Я узнал… Я смогу… Я умею… Мне ещё трудно… Мне надо повторить…

Домашнее задание У. с.118, правило, Т. с.38, упр.45 Спасибо за хорошую работу.

Домашнее задание У. с.118, правило, Т. с.38, упр.45 Спасибо за хорошую работу на уроке!

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Данный архив содержит: конспект урока, презентацию к данному уроку и карточки для парной работы учащихся.

Весь урок строится с соблюдением требований к системно-деятельностному методу работы на уроке.

Ученики с помощью учителя и выполняя различные практические задания подходят к выводу о том, какие слова в русском языке называются синонимами.

На уроке используются разные формы работы: парная, групповая, фронтальная.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 426 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2014 4035
  • RAR 141.6 кбайт
  • 18 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Прокофьева Марина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Изучение нового материала по теме "Слова со сходным значением, которые по -разному звучат и пишутся". Использование технологии: "Проблемно-диалогическое обучение".

Содержимое разработки




-75%

Читайте также: