Слон и моська конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Задачи урока:

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

- О ком пишет поэт?

- Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет

- Есть ли интересные дополнения о баснописце?

2) Викторина по изученным басням.

- Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен.

3) Повторение о басенном жанре.

- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?

- Напомните, что такое басня?

- Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)

- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)

III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).

По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа.

- Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.

- Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки.

- Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу лисицу.

- Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели сдвинуть воз.

- Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.

Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.

IV. Постановка проблемной задачи урока.

V. Работа над басней.

1) Прогнозирование содержания.

- Как вы думаете, о ком эта басня?

- Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?

- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи)?

- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)

- Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

2) Самостоятельное чтение басни.

- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

3) Словарная работа.

- Встретились ли вам незнакомые слова?

- Объясните значения данных слов (Приложение 2).

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

4) Работа над содержанием басни.

- Повторное чтение басни отдельными учениками.

- Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.

- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?

- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?

- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?

- Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.

Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.

Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске.

- Как называются такие слова?

б) Работа над образными выражениями.

- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 3):

  1. 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
  2. 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
  3. 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
  4. 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
  5. 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
  6. 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)

в) Выборочное чтение.

- Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски вразнобой).

- Восстановите последовательность событий басни.

- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.

- А как вы относитесь к Моське?

- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

5) Чтение мастером художественного слова.

- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)

- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

6) Чтение по ролям.

- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.

- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Слушание детей. Оценивание.)

VI. Итог урока.

- Какова же мораль басни?

VII. Рефлексия.

- У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое, синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине.

- Что вам напоминает получившийся рисунок?

- Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра)?

VIII. Домашнее задание.

- Выберите для себя задание:

а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська".

Тип урока: комбинированный урок.

-формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.

Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).

Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.

Воспитывать положительные моральные качества.

компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;

иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;

аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Формы организации учащихся : индивидуальная, фронтальная, парная.

Организационный момент.

Нам пора начать урок.

Всем пойти он должен впрок.

Басни с вами мы читали.

Сколько нового узнали!

Сколько басен разных есть.

Всех их нам не перечесть.

Не хотите ли опять

О баснях новое узнать?

- Ребята, у вас на столах лежат жетоны, которые вы будете получать за правильные и полные ответы. В конце урока по количеству жетонов вы получите оценки. Поэтому будьте на уроке внимательными и активными.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

-Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

- О ком пишет поэт? СЛАЙД И.А. Крылов.

- Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. И нам помогут мои помощники-исследователи:

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Его басни знали люди всей планеты. Но он оставался скромным человеком. Великому баснописцу поставили памятник в Санкт-Петербурге, в Летнем саду. Он был сооружён на деньги, собранные по всей Руси. У памятника всегда цветы.

2) Викторина по изученным басням.

- Нам уже знакомы некоторые произведения Ивана Андреевича Крылова, т.к. на прошлом уроке у нас было внеклассное чтение по его произведениям. Вам надо было нарисовать рисунки к понравившимся произведениям. Вспомним их.

1. Мартышка, к старости слаба, глазами стала;

А у людей она слыхала,

-Что посоветовал Муравей Стрекозе?

-Какие недостатки высмеивает автор?

-Какая пословица подходит к данному произведению? СЛАЙД

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

-А почему воз остался на месте?

-Какие недостатки высмеивает автор?

-Чему учит эта басня? (Быть дружными, должна быть одна цель. )

-Какие недостатки высмеивает автор?

-Какие недостатки высмеивает автор?

- Молодцы, ребята! Спасибо. Рисунки на выставку.

3. Проблемный вопрос .

-К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова? (басня)

-Какие литературные жанры вы ещё знаете?

Давайте выясним, что такое басня используя опорный текст? СЛАЙД

-Помощнику-исследователю было задание: найти определение по словарю Ожегова. Стр. 43

Басня – краткий, нравоучительный рассказ, в котором высмеивают недостатки людей или одобряют достоинства человека, персонажами являются животные.

- Что такое мораль басни? Помощник по словарю.

(это вывод или поучение, это главная мысль басни)

-Как называется приём, который используют баснеписцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Иносказание.)

-Иносказание придумал древнегреческий поэт Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случились с животными. Каждое произведение чему- то учит. В каждой басне есть мораль.

4. Постановка проблемного вопроса :

- Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 . Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.

-Прочитайте слова, которые у вас написаны на карточках.

Разбейте их на две группы.

-Работа в парах. СЛАЙД

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

( Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность)

– Послушав ваши ответы, я с вами соглашусь. СЛАЙД

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают недостатки и одобряют достоинства людей.)

-Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.

IV. Постановка проблемной задачи урока.

Знакомство с баснями мы продолжаем,

Но вывод их не сразу понимаем.

Внимательно басни надо читать,

V. РАБОТА НАД БАСНЕЙ .

1) Прогнозирование содержания.

- Предположите, о ком эта басня? Кто такая Моська?

-Какими вы представляете Слона, Моську?

Можете воспользоваться опорными словами, которые у вас находятся на столе.

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2 )Первичное жужжащее чтение.

- Подчеркните непонятные вам слова.

- Оправдались ли ваши предположения о героях басни. ( работа по словам)

3) Словарная работа. СЛАЙД

- Встретились ли вам незнакомые слова? Какие? (перечислить слова)

-Я тоже выбрала слова, которые у вас могли бы вызвать затруднения.

- Давайте объясним значения данных слов.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

4) Чтение мастером художественного слова.

- Сядьте поудобнее, следив по тексту, послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.

-Заметили разницу при чтении? Почему?

VI . ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

-Какое качество человека мы видим у кота Леопольда?

5) Работа над содержанием басни.

– Где происходит действие?

-Почему слона водят по улицам? СЛАЙД

-Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

-Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

- Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

- Какой вы представляете Шавку?

6) Беседа. Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитайте:

-Как себя ведет Моська при виде слона? (ну на него метаться…)

-Что советует Шавка Моське? (Соседка…….)

- Прочитайте, зачем Моська напала на слона?

(что я, совсем без драки..)

-Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (хвастовство)

- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

8) Работа над образными выражениями. СЛАЙД

- Найдите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:

-Как называются эти слова? (крылатые)

Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)

Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)

Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)

Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)

Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)

Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)

- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни?

VI I . ИТОГ УРОКА. СЛАЙД .

-С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

- Кто является героями басен?

- Какова же цель басни? (осмеяние человеческих недостатков)

-Какие недостатки высмеиваются в баснях? (Зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть)

-Чему учат нас басни? (быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту).

-И так, что такое басня?

Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….) (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

-Актуальна ли басня в наши дни?

– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

VIII . ОЦЕНКИ.

- Сколько у вас жетонов.

-Вы обратили внимание, что жетоны, я вам сегодня не раздавала, а вы брали их сами.

-Почему? (проверить нравственные качества человека-честность)

IX . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД

Выучить басню Крылова “Слон и Моська”

X . РЕФЛЕКСИЯ.

-Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами.

По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука.

И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

-У нас на доске нарисован шаблон сердца.

Давайте его заполним нашими сердечками, на которых вы напишите , чему учат вас басни И.А.Крылова.


Конспект урока по литературному чтению по басне И.А. Крылова "Слон и Моська". Конспект урока разработан по всем требованиям ФГОС НОО.

Содержимое разработки

Обучающая - учить детей искать в произведении смысл, понимать главную мысль, определять настроение произведения, выявлять мораль в басне, работать с интерактивным материалом.

Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать навыки чтения; обогащать речь учащихся;

Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку.

Формирование УУД:

Познавательные:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

- умение ориентироваться на развороте страниц учебника.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с учебником.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2. Речевая разминка.

3. Актуализация знаний

4. Открытие новых знаний

Подведение итогов. Рефлексия.

- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

- На уроке литературного чтения мы читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу.Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила. Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы.

-Ребята, вспомним, какие же качества Крылов одобряет в баснях, которых мы изучаем, а какие высмеивает? (Слайд). Посмотрите на экран, вам даны 2 столбика и те качества, которые должны попасть в подходящий столбик. По поднятой руке выходим по одному и переносим слова в столбик.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

Одобряет
доброта
правдивость
храбрость
трудолюбие

-Подберите пословицу к этой басне? (Слайд)

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

-(Слайд «Слон и Моська)
Посмотрите на картинку. Вы знаете эту басню?

-Как вы думаете, о чём она?

-Хотите убедиться в ваших предположениях?

4. Узнать значение новых слов.

-Ребята, давайте послушаем басню.

-Понравилась вам басня и оправдались ли ваши догадки о её содержании?

- О ком в басне идёт речь?

-Посмотрите на текст и подчеркните красным маркером слова, которые вам не понятны. (Слайд)

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

-Хорошо, прочтите басню самостоятельно по цепочке.
-Молодцы. Где происходит действие?

-Кто изображён на иллюстрации?

- Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением. Назовите действующих ли в басне?

-Как ведёт себя Моська?

-Как Слон к этому отнёсся?

-Какой вы представляете Моську?

-Как представили Шавку?

-Найдите в тексте и прочтите, что посоветовала Шавка Моське?

-За что Шавка осуждает Моську?

-Прочитайте, зачем Моська напала на Слона?

-Над чем же смеётся автор в этот раз?

-Давайте и мы прочтём басню по ролям. Сколько нам нужно человек для чтения?
-Не забываем соблюдать правильную интонацию!
-Ребята, какова мораль басни? Прочтите её?

-Когда в жизни можно употребить эти слова?

-Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

-Посмотрите на экран. Я предлагаю вам посмотреть электронную книгу со всеми иллюстрациями к басне.

-Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке и что узнали?

-Вспомните цели, которые вы поставили перед собой. Достигли ли вы их? Кто достиг, покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз.

-Вспомним план работы, который нам нужно было выполнить! (Слайд)

-Мы всего достигли и всё узнали?

-Посмотрите на доску, вы видите 2 колонки. Первая колонка с тучкой, вторая с солнышком. Если ваше настроение хорошее и вы довольны уроком, подойдите к доске и поставьте + в колонку с солнышком. Если нет, то – в колонку с тучкой.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

— Прочитайте небылицу с ворчащей интонацией (с удивлением; весело; быстро).

III. Проверка домашнего задания

— Откройте учебники на с. 48. Прочитайте название басни. Рассмотрите иллюстрацию к ней.

— Как вы думаете, о чем басня?

— В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Слон — огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прежде чем мы познакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

— Прочитайте определение басни на с. 45.

— Почему слова Слон и Моська написаны с заглавной буквы? (Это герои басни.)

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Понравилась вам басня?

— Каким вы видите Слона? Опишите его.

— Какой вы представляете Моську?

— Можно ли сказать, что в басне эти герои противопоставляются друг другу?

— Какими качествами обладает каждый из них?

- Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.

- За что Шавка осуждает Моську?

— Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.

— Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

— Чем смешна Моська?

— Прочитайте басню самостоятельно.

— Найдите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям.

• Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)

• Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)

• Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)

• Откуда-то внезапно появится. (Отколь ни возьмись.)

• Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)

• Придает смелости. (Вот то-то мне и духу придает.)

— В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

— Как вы понимаете эти строки? (Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для него никакой опасности и он не будет с ней сражаться.)

— Да, Моська - хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

— Поработайте в паре. Прочитайте басню выразительно.

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить главных героев, читая басню.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем вы занимались на уроке?

— Кто такой И.А. Крылов?

— С какой басней вы познакомились?

— Кто в этой басне вам нравится?

— Чье поведение вызывает осуждение?

— Кого из героев следует одобрить?

— Что высмеивает автор в басне?

— Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Читайте также: