Ситуация общения 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок по русскому языку в 6 классе разработан к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

ВложениеРазмер
Технологическая карта 18.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 6 В,Г классе

Тип: Комбинированный урок

деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

по достижению метапредметных результатов: развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий

по достижению предметных результатов: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.

Универсальные учебные действия, работа с текстом

1.Самоопреде- ление к деятельности

Включает в деловой ритм.

Настраиваются на восприятие учебного материала, записыва ют дату, классная работа

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника ми

ция знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Запись слов в тетрадь, исправление ошибок.

Ответы на вопросы

Познавательные: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные: выполнение пробного задания

-фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии;

-волевая саморегуляция в затруднении

3. Постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему урока. ( Язык - важнейшее средство общения.)

Предлагают и согласовывают тему и цели урока.

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуника ции

4.Построение проекта выхода из затруднения

Активизирует знания учащихся.

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 — устное выполнение.

Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-
тарии учителя.

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.

5. Упр. 8 - подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение каждого задания.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

5.Первичное закрепление нового знания

Устанавливает осознанность восприятия:

— Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 12 — коллективное выполнение.

Запись в тетрадях, у доски.

Познавательные: Использование знаково- символических средств, поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Работа в тетрадях

Коммуникативные: Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Регулятивные: Контроль и оценка своих знаний, знаний партнера

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…
  2. Сегодня на уроке мы говорили о …
  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок.

Участвуют в обсуждении итогов урока

Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

1.§ 2-3, упр.10, 13 (по выбору).

2. Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.

Урок русского языка № 4 по теме

Урок для обучающихся 6 класса. Цель урока: создание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся. Задачи урока: 1.Дать представление о простом анализе речевых ситуаций; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации. 2.Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.

Тема урока: Ситуация общения.

Цель урока: с оздание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся.

Задачи урока:

1. Дать представление о простом анализе речевых ситуаций ; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации.

2. Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи , привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях.

3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.

Планируемые результаты

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

1.Приветствие. Этап эмоционального вхождения в урок.

Эпиграф на доске : У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. (С. Аверинцев.)

На экране понятие речевой этикет и его определение.

Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.

- Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

Произносить он не привык.

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нём.

Вам этот школьник не знаком?!

-Почему автор заканчивает стихотворение таким вопросом? (Ответы детей.)

2.Постановка учебной задачи.

– Прочитайте ещё один эпиграф к нашему уроку:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)

– Как вы понимаете слова поэта? (Ученики отвечают на вопрос.)

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Учитель читает текст:

Что значит здороваться? Это, прежде всего, пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.

В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.

Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.

3.Работа по теме урока.

-Представьте себе такую ситуацию.

- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.

- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (Ученики рассуждают, отмечают манеру общения.)

-Итак, мы с вами познакомились с компонентами речевой ситуации:


1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию?

2.Как называют того, кто слушает, получает информацию?

-В каких ситуациях уместно использовать слова собеседник, партнёр, корреспондент? Дело в том, что обстановка, в которой происходит общение, может быть официальной (деловой, служебной) и неофициальной (бытовой, повседневной). Давайте попробуем самостоятельно в этом разобраться.

На доске слова: привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, произошло недоразумение, пока, до встречи, будьте любезны.

Задание для 1-го варианта: укажите слова, уместные в официальной обстановке. (Добрый день, здравствуйте, извините, произошло недоразумение, будьте любезны.)

Задание для 2-го варианта: укажите слова, уместные в неофициальной обстановке. (Привет, салют, не сердитесь, пока, до встречи.)

-Итак, очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:

(Учитель проговаривает заданные ситуации, дети после обсуждения предлагают свой вариант ответа, могут доказывать свою точку зрения.)

1.Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?

2.Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?

3.Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?

-Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.


4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что такое ситуация общения?

-Почему мы не говорим всегда и со всеми одинаково?

-Почему необходимо учитывать ситуацию общения?

-Какие правила ведения диалога вы знаете?

-Умеете ли вы слушать собеседника? Как вы оценили бы себя в качестве собеседника?

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно забытых слов.

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить смог.

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.

И так же срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба речи принята:

Касаются веков литые грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши добрые слова.

5.Домашнее задание:

Вам предстоит дома поработать с небольшим текстом, оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти. старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Использованные ресурсы:

4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7-11.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования навыков культуры общения у обучающихся; дать представление о простом анализе речевых ситуаций; способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, навыков работы с учебником и справочной литературой;
содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные : понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, высказывания-эпиграфы

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Работа по карточкам и на доске

Самостоятельная работа №2

Учащиеся совместно с учителем проверяют работу одноклассников.

I. Постановка учебной задачи: работа с эпиграфом

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер

– Как вы понимаете слова поэта?

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения через обсуждение, инсценировку, дискуссию. Поэтому нам следует разделиться на группы, чтобы работа была более продуктивной и каждый смог принять участие в общем результате урока

Комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта.


Оценить 6710 0

Ситуация общения.

– анализировать речевую ситуацию; определить компоненты реч. сит., редактировать тексты, воспитывать речевую культуру

Проверка д/з, проверка готовности (теоретическая тетр 48 л)

Инд. задание Карандаш на стол_, сидит на ветк_, сидела в платк_, на вершин_ горы, в старой деревн_, подошел к коров_, лежит на печ_, ветка ел_.

Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.

-С кем можно общаться? Где? Зачем?

-От чего зависят высказывания?

Инсценировка ситуации общения

- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.

- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (манера общения, не проанализировал ситуацию)

- Как вы бы назвали ситуацию, в которой возникает общение между говорящим и слушающим? (ситуация общения)

- Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока (анализировать ситуации общения, корректировать, познакомиться с компонентами удачной ситуации общения; На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты. )

-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что Важно учитывать? кому ты говоришь, о чембудешь говорить и что скажешь – удачное общение.

– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, Вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения.

– Если вы будете кричать при обращении, удачная сиуация общения сложится? Какой еще компонент важен? КАК говорить.

– Подытожим. Из каких компонентов состоит ситуация общения, попробуйте составить схему (несколько на доске). Сравните ваши схемы с учебником с.9 упр7.

– Назовите ситуации общения, в которые вы сегодня попали. В чем была их особенность?

Читайте также: