Систематика растений и животных конспект

Обновлено: 07.07.2024

Урок раскрывает многообразие органического мира и доказательства родства, общности происхождения и эволюции живых организмов на примере сопоставления отдельных систематических групп. Знакомит с основными систематическими группами органического мира и с современными взглядами на классификацию организмов

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Систематика, таксоны, царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, критерии вида, палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия, биогеография, филогенетические ряды, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.

Аналогичные органы - (греч. análogos — соответственный), органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

Рудименты - (от лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Атавизмы - (от лат. atavus — предок), появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции

Биогеография- наука на стыке биологии и географии; изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов.

Класс - (лат. classis, мн. ч. classes) — один из основных рангов иерархической классификации в биологической систематике. В иерархии систематических категорий класс стоит ниже типа и выше отряда (в зоологической систематике) и ниже отдела и выше порядка (в ботанической систематике).

Критерии вида - признаки вида, с помощью которых один вид можно отличить от другого Каждый вид организмов можно описать совокупностью характерных черт и свойств, которые называются признаками вида.

Отдел - таксономическая категория (ранг) в систематике растений. В отделы (иногда сначала в подотдел) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов. В систематике животных отделу соответствует тип.

Отряд - аксономическая категория (ранг) в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства волчьи, енотовые, куньи, кошачьи и др. образуют отряд хищных. Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд. В систематике растений отряду соответствует порядок.

Палеонтология - наука об ископаемых организмах, или — наука о древних организмах.

Порядок - систематическая категория ( ранг) в ботанике, объединяющая родственные семьи растений. Применена впервые, как таксономическая категория высшего ранга вместе с категорией ранга класса К. Линнеем в 1753 году

Род - (лат. genus, мн. ч. genera, от др.-греч. γένος) — один из основных рангов иерархической классификации в биологической систематике. В иерархии систематических категорий род стоит ниже семейства и трибы и выше вида. Например, род бабочек Огородные белянки (Pieris) — один из многих родов семейства белянок (Pieridae). В свою очередь, род Огородные белянки (Pieris) состоит из множества видов, один из которых — Капустница, или Белянка капустная (Pieris brassicae).

Семейство - (лат. familia, мн. ч. familiae) — один из основных рангов иерархической классификации в биологической систематике. В иерархии систематических категорий семейство стоит ниже отряда (порядка) и выше трибы и рода. Примеры: бабочка-капустница (Pieris brassicae) относится к семейству белянок (Pieridae).

Систематика - (от греч. systematikos— упорядоченный, относящийся к системе), раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по таксонам (группировкам) различного ранга

Сравнительная анатомия - (сравнительная морфология) — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза.

Тип - таксономическая категория (ранг) в систематике животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., типы хордовых включают классы земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и др.

Филогенетические ряды − ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.

Царство - (лат. regnum) — иерархическая ступень научной классификации биологических видов. Таксон самого высокого уровня среди основных.

Эмбриология- (от др.-греч. ἔμβρυον — эмбрион, зародыш + -λογία от λόγος — учение) — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Обязательная литература:

Дополнительныеисточники:

1. Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А.Б. Павлов, - М. Просвещение, 2000г., стр.6-42

2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. – М.:Эксмо, 2007.стр 97-105

3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А.А. Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник. - М.:Дрофа, 2018. Стр.152-162

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707—1778) шведский натуралист, врач. Основоположник принципов и методов систематики органического мира. Основатель и первый президент Шведской академии наук. Почетный член Санкт-Петербургской академии наук.

Карл Линней впервые ввел в науку систему двойных латинских названий живых организмов, так называемую бинарную номенклатуру, которая позволила установить порядок в описании новых видов. Введение латыни для научных наименований живых организмов существенно облегчило общение ученых разных стран. Каждый организм должен в соответствии с требованиями бинарной номенклатуры именоваться сначала родовым названием (пишется с прописной буквы), а затем видовым (пишется со строчной буквы).


Рис. 1. Млекопитающие плейстоцена.

1 — широконосый носорог (начало периода); 2 — носорог — эласмотерий (середина периода); 3 — гигантский броненосец — глиптодонт (конец периода); 4 — гигантский ленивец — мегатерий (конец периода); 5 — шерстистый носорог (конец периода); 6 — мамонт (конец периода, ледниковая эпоха); 7 — древний слон (середина периода); 8 — древний зубр, предок современного зубра и бизона (середина и конец периода); 9 — гигантский торфяной олень (середина периода); 10 — современный индийский слон

В разных районах нашей страны одного и того же зверька — степного сурка называют по-разному: байбак, бабак, бабачок, тарбаган, свиц, свистун, суур, сугур, эксачок. Научное же латинское название этого вида — Marmota bobak (сурок-байбак) — является единственным, которым пользуются зоологи.

Искусственная и естественная системы. Если нам нужно установить порядок в книгохранилище, то мы можем исходить из самых разных принципов. Можем классифицировать книги, например, по цвету обложки или формату. Подобная классификация книг искусственна, так как она не отражает главного — содержания книг.

Система Линнея была во многом искусственной. В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Но эти сходные признаки не всегда означают их общее происхождение. Линнею еще не были известны очень многие научные факты, позволяющие оценить степень родства тех или иных организмов. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, Линней в ряде случаев создал совершенно искусственные группы. Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, лебеду, колокольчики, смородину и калину. Из-за различий в числе тычинок ближайшие родственники, например брусника и черника, попали в разные классы. Зато в другом классе (однодомных растений) встретились осока, береза, дуб, ряска, крапива и ель. Однако, несмотря на эти очевидные просчеты, искусственная система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ. Когда К. Линней и его последователи группировали близкие виды в роды, роды — в семейства и т. д., они брали за основу внешнее сходство форм. Причины такого сходства оставались нераскрытыми.

Решение этого важнейшего вопроса принадлежит Ч. Дарвину, который показал, что причиной сходства может быть общность происхождения, т. е. родство. Со времен Дарвина систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог-систематик объединяет роды собак, лисиц и шакалов в единое семейство псовых, то он исходит не только из внешнего сходства форм, но и из общности их происхождения (родства). Общность происхождения доказывается изучением исторического развития и строения ДНК описываемых видов.

Для того чтобы построить систему той или иной группы, ученые используют совокупность наиболее существенных признаков: изучают ее историческое развитие по ископаемым остаткам, исследуют сложность анатомического строения современных видов, особенности размножения, сложность организации (неклеточные — клеточные, безъядерные — ядерные, одноклеточные — многоклеточные), сравнивают их эмбриональное развитие, особенности химического состава и физиологии, изучают тип запасающих веществ, современное и прошлое распространение на нашей планете. Это позволяет определить положение данного вида среди остальных и построить естественную систему, отражающую степень родства между группами организмов.

Система безъядерных организмов оставалась искусственной вплоть до второй половины XX столетия. Это объясняется тем, что в распоряжении ученых еще не было точных методов определения степени родства микроорганизмов. Применение современных методов молекулярной биологии позволило положить в основу систематики прокариот строение их геномов. Результаты оказались впечатляющими. Стало очевидным, что многие прокариоты, ранее объединявшиеся в те или иные систематические группы, совсем не родственны друг другу. Хорошо известная ранее группа экстре-мофильных (живущих в экстремальных условиях) прокариот оказалась настолько отличной от бактерий, что их пришлось выделить в отдельное царство — археи. Ранее включавшиеся в царство растений синезеленые водоросли оказались совсем не растениями, они составляют подцарство цианобактерий в царстве бактерий. Вот как выглядит упрощенная схема соподчинения систематических единиц, используемых для естественной классификации:

ИМПЕРИЯ (некпеточные и клеточные)

НАДЦАРСТВО (прокариоты и эукариоты)

ЦАРСТВО (растения, животные, грибы, бактерии, археи, вирусы)

ПОДЦАРСТВО (одноклеточные, многоклеточные)

ТИП (например, членистоногие или хордовые)

КЛАСС (например, насекомые)

ОТРЯД (например, бабочки)

СЕМЕЙСТВО (например, белянки)

РОД (например, белянка)

ВИД (например, капустная белянка)

Современная наука обладает очень многими фактами, доказывающими существование эволюционного процесса. Это данные биохимии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики, биогеографии, палеонтологии и многих других дисциплин.

Доказательства единства происхождения органического мира. Все организмы, будь то вирусы, бактерии, растения, животные или грибы, имеют удивительно близкий элементарный химический состав. У всех у них особо важную роль в жизненных явлениях играют белки и нуклеиновые кислоты, которые построены по единому принципу и из сходных компонентов. Особенно важно подчеркнуть, что высокая степень сходства обнаруживается не только в строении биологических молекул, но и в способе их функционирования. Принципы генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот (см. § 14–16) едины для всего живого. У подавляющего большинства организмов в качестве молекул-аккумуляторов энергии используется АТФ, одинаковы также механизмы расщепления сахаров и основной энергетический цикл клетки.

Крайне маловероятно, чтобы такое удивительное сходство в строении и функционировании живых организмов было следствием случайного совпадения. Оно результат общности их происхождения.

Эмбриологические доказательства эволюции. В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии.

Морфологические доказательства эволюции. Особую ценность для доказательства единства происхождения органического мира представляют формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Существование таких промежуточных форм указывает на то, что в прежние геологические эпохи жили организмы, являющиеся родоначальниками нескольких систематических групп. Наглядным примером этого может служить одноклеточный организм эвглена зеленая. Она одновременно имеет признаки, типичные для растений (хлоропласты, способность использовать углекислый газ) и для простейших животных (жгутики, светочувствительный глазок и даже подобие ротового отверстия).

Палеонтологические доказательства эволюции. Развитие, например, хордовых осуществлялось поэтапно. Вначале возникли низшие хордовые, затем последовательно во времени возникают рыбы, амфибии, рептилии. Рептилии, в свою очередь, дают начало млекопитающим и птицам. На заре своего эволюционного развития млекопитающие были представлены небольшим числом видов, в то время процветали рептилии. Позднее резко увеличивается число видов млекопитающих и птиц и исчезает большинство видов рептилий. Таким образом, палеонтологические данные указывают на смену форм животных и растений во времени.

Биогеографические доказательства эволюции. Ярким свидетельством произошедших и происходящих эволюционных изменений является распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Еще в эпоху Великих географических открытий путешественников и натуралистов поражало разнообразие животных в дальних странах, особенности их распространения. Однако лишь А. Уоллесу удалось привести все сведения в систему и выделить шесть биогеографических областей (рис. 56): 1) Палеоарктическую, 2) Неоарктическую (Палеоарктическую и Неоарктическую зоны часто объединяют в Голарктическую область), 3) Индо-Малайскую, 4) Эфиопскую, 5) Неотропическую и 6) Австралийскую. рм животных и растений во времени.

6. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).


система органического мира

Ключевые слова конспекта: многообразие живых организмов, систематика, биологическая номенклатура, классификация организмов, биологическая классификация, таксономия.

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Для упорядочении многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

Систематика — раздел биологии, задачей которого является описание и разделение по группам (таксонам) всех существующих ныне и вымерших организмов, установление родственных связей между ними, выяснение их общих и частных свойств и признаков.

Разделами биологической систематики являются биологическая номенклатура и биологическая классификация.

Биологическая номенклатура

Биологическая номенклатура заключается в том, что каждый вид получает название, состоящее из родового и видового имён. Правила присвоения видам соответствующих имён регулируются международными номенклатурными кодексами.

Для международных названий видов используется латинский язык . В полное название вида входит также фамилия учёного, описавшего данный вид, а также год публикации описания. Например, международное название домового воробья — Passer domesticus (Linnaeus, 1758), а полевого воробья — Passer montanus (Linnaeus, 1758). Обычно в печатном тексте названия видов выделяют курсивом, а имя описавшего и год описания — нет.

Животные. Систематика

Биологическая классификация

Классификация организмов использует иерархические таксоны (систематические группы). Таксоны имеют различные ранги (уровни). Ранги таксонов можно разделить на две группы: обязательные (любой классифицированный организм относится к таксонам этих рангов) и дополнительные (используемые для уточнения взаимного положения основных таксонов). При систематизировании различных групп используется разный набор дополнительных рангов таксонов.

система органического мира

Таксономия — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон искусственно выделенная человеком группа opганизмов, связанных той или иной степенью родства и. в то же время, достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определенную таксономическую категорию того или иного ранга.

систематика сравнение

В современной классификации существует следующая иерархия таксонов: царство, отдел (тип в систематике животных), класс, порядок (отряд в систематике животных), семейство, род, вид. Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т.д.

многообразие организмов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: Систематика растений и животных

Цель: продолжать формирование представлений о многообразии органического мира, закрепить знания учащихся об основных систематических группах живых организмов, сформировавшихся за миллионы лет эволюции.

Задачи: развивать умение выделять главное, умение анализировать; развивать умение учащихся оперировать понятиями, формировать научное мировоззрение.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

раскрыть значение работ К. Линнея для развитии биологии; на основе этого продолжить формировать интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя. Проблема, которую нам нужно будет решить, звучит так – Почему многообразие современного органического мира является результатом биологической эволюции? Что изучает систематика?

Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.

– К чему в итоге привел эволюционный процесс? (Приложение 1 Слайд 2).

Итак, в конце XVII в. – начале XVIII в. в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.

Цветов, деревьев, трав.

Я раньше по поляне

Шел, голову задрав.

Я с именами древними

Был шапочно знаком:

Деревья звал деревьями,

Цветок я звал цветком.

Был прав великий гений,

Цветам названья дав:

В отечестве растений

Нет безымянных трав.

К. Линней старался систематизировать все. (Приложение 1 Слайд 20). Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел нескольку названий. Это приводило к ошибкам и вызывало споры.

Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.

На самом деле пестик и тычинка – главные части цветка. Они участвуют в образовании плодов и семян. (Приложение 1 Слайд 8).

Учитель (ученики записывают в тетради). Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды.

Под видом он понимал группы организмов, происходящих отобщих предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.

Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.

Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно закрепил в науке.

Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) – название вида.

Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов, а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия видов.

Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных.

Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые предложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.

Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их родственных связей.

Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.

Всех животных Линней разделил на шесть классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые и черви) и каждому классу дал соответствующую характеристику.

Каждому животному он также дал родовое и видовое название: Синица большая, Синица болотная (гаечка), Синица черная (ковка); Воробей домовой, Воробей полевой и так далее.

Линней первый выделил классы млекопитающих и птиц причислил к млекопитающим кита (которого раньше принимали за рыбу) и отделил червей от насекомых.

Человека Линней поместил рядом с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина, обосновавшего происхождение человека. Но при этом Линней заметил, что близость в системе не говорит о кровном родстве.

– Какая наука занимается классификацией и описанием родственных организмов? (Систематика)

5. Слово учителя

Наибольшее развитие систематика получила в биологии, где её задачей является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, установление родственных отношений и связей между отдельными видами и группами видов. Стремясь к созданию полной системы, или классификации, органического мира, систематика опирается на данные и теоретические положения всех биологических дисциплин; по своему духу и характеру систематика неразрывно связана с теорией эволюции. Особая функция систематики состоит в создании практической возможности ориентироваться во множестве существующих видов животных (около 1,5 млн.), растений (около 350-500 тыс.) и микроорганизмов. Это относится и к вымершим видам. Систематика животных и систематика растений имеют одни задачи и много общего в методах исследования.

Дарвин предположил, что наблюдаемая таксономическая структура связана с их происхождением друг от друга. Так возникла эволюционная систематика, ставящая во главу угла выяснение происхождения организмов, для чего используются как морфологические, так и эмбриологические и палеонтологические методы.

Биологическая систематика – дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.

Предмет изучения систематики – описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов. (Приложение 1 Слайды 10-15).


В данном видеоуроке вы познакомитесь с историческим развитием науки систематики. Узнаете о том, что классификация живых организмов представляет собой иерархию, в которой таксоны подчинены друг другу, что современная систематика создаёт классификацию видов исходя из общности их происхождения, наличия родственных связей. А родство видов определяют, сравнивая их генетические, анатомические и биохимические свойства. В данном уроке приводятся следующие понятия: систематика, бинарная номенклатура.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Система растений и животных – отображение эволюции"

Для того чтобы распределить (классифицировать) множество организмов, обитающих на Земле, по группам (таксонам), необходимо их охарактеризовать и на основании отобранной информации идентифицировать. А затем привести всех изученных организмов в систему, то есть систематизировать.

Приведение организмов в систему является основной задачей одного из разделов биологии — систематики.


Систематика ― это наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами) ― популяциями, видами, родами, семействами и т. д.

Описанием растительного и животного мира занимались ученые с давних времен. Ещё до нашей эры древнегреческий философ Аристотель пытался систематизировать описанные им растения и животных, расположив их в определённом порядке: от примитивных к более сложным.

В эпоху Великих географических открытий люди стали находить все больше различных растений и животных.

Описаний новых видов накопилось так много, что появилась необходимость их классифицировать, связать в группы.

Эту задачу поставил перед собой шведский естествоиспытатель Карл Линней.


Он разделил природный мир на три царства: минеральное, растительное и животное.

Каждое царство он разделил на классы, порядки или отряды, роды и виды. Совокупность особей, сходных по строению, Линней назвал видом.

Вид ― это наименьшая единица классификации организмов. Многие виды были разделены на разновидности.

Линней установил, что соседние категории связаны не только сходством, но и родством: чем дальше расположены категории друг от друга, тем меньше степень их родства.

Растения Линней распределил по 24 классам, положив в основу классификации число, величину и расположение тычинок и пестиков. Классы, в свою очередь, делятся на порядки (отряды).


Карл Линней предложил двойное, или биноминальное, название видов, бинарную номенклатуру ― систему научного наименования растений и животных, которая существует около 200 лет.

Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, которыми описывались характерные видовые признаки.

Например, дуб красный называется дуб с глубоковыемчатыми, тонкими, блестящими листьями до 15–25 см, с четырьмя-пятью заострёнными лопастями с каждой стороны листа, при распускании красноватые, летом тёмно-зелёные, более светлые снизу, осенью, перед опадением, у молодых деревьев ярко-красные, у старых — буровато-коричневые.

Система Линнея оказалась практичной и позволяла определять растения даже любителям.

Например, что это за растение?

Листья очерёдные, сердцевидные, пильчатые, цветы собраны в виде ложных зонтиков, многочисленные тычинки у основания срастаются в пять пучков. Сверившись с таблицей Линнея, натуралист-любитель легко мог определить, что это липа европейская.


Созданная Линнеем система растительного и животного мира завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины 18 века.

Карл Линней заложил основы научной классификации живой природы.

В конце XVIII века французский ботаник Антуан Жюссьё ввёл категорию семейства, а в начале XIX века французский естествоиспытатель Жорж Кювье сформулировал понятие о типе животных.

К началу XX века в систематике сформировались основные таксономические категории. Любое растение или животное должно последовательно к ним принадлежать.

Каждая последующая категория отражает сходство все более и более общих характеристик, входящих в неё организмов.

Например, в класс млекопитающих входят позвоночные животные имеющие молочные железы для вскармливания детёнышей.

К отряду хищных причисляются звери, питающиеся животной пищей и имеющие для этого специальные приспособления (клыки, например).

По внешнему виду и образу жизни хищные распадаются на разные семейства. В данном случае лисица степная принадлежит к семейству псовых.

Сходные группы внутри семейства формируют роды, которые состоят из отдельных видов.

Таким образом, мы наблюдаем иерархическую последовательность причастия того или иного организма к системе классификации.

Современная систематика использует для классификации и описания организмов не только частные признаки, но и различные особенности строения, экологии, поведения, характеризующие организмы.

Например, сходство летучей мыши и птицы (летающих теплокровных позвоночных)

Летучая мышь ― живородящие животное, вскармливающее детёнышей молоком, поэтому относится к классу млекопитающих.

Таксон более высокого уровня объединяет организмы по самым крупным и существенным признакам.

Чем ниже уровень (ранг) таксона (например, класс), тем более частные признаки определяют объединение организмов в данный таксон.

Основным принципом объединения организмов в один таксон является степень их родства. Чем далее они отстоят друг от друга по своим родственным связям, тем большую таксономическую группу они образуют. Систематизируются организмы на основании разных признаков.

Таким образом, животных классифицируют по внешнему и внутреннему сходству, способам питания и ряду других признаков.

А растения классифицируют по строению тела, цветка, семени и по ряду других признаков.

Рассмотрим порядок классификации животного мира.

Для примера возьмём следующие виды: белку двухцветную, летягу обыкновенную, медведя бурого и панду большую.

За видом следует род. В него объединяются близкие разные виды. Белка двухцветная принадлежит к роду гигантских белок, а летяга обыкновенная к роду евразийские летяг. Медведь бурый ― к роду медведей, а панда большая ― к одноименному роду больших панд.

За родом следует семейство. Гигантские белки и евразийские летяги принадлежат к семейству беличьих. А медведи и большие панды к семейству медвежьи.

Помимо семейства беличьих и медвежьих, вы видите и другие семейства: заячьих, мышиных, кошачьих, псовых и куньих.

За семейством следует отряд. Семейство беличьи относят к отряду грызунов, а семейство медвежьих ─ к отряду хищных.

Далее за отрядом следует класс. В животном мире выделяют следующие классы:

ракообразные, паукообразные, насекомые, млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и другие.

Как вы думаете к какому классу принадлежат белка двухцветная, летяга обыкновенная, медведь бурый и панда большая? Правильно, к классу млекопитающих.

После класса идут типы, у животных их 35. Среди них простейшие, губки, кишечнополостные, иглокожие, моллюски, членистоногие, хордовые и другие.

В систематике типы располагают в порядке их усложнения, от низших, просто устроенных, к высшим, устроенным сложнее. Это отражает этапы исторического развития живого мира (этапы эволюции).

Традиционным научным языком считается латынь. Поэтому ботаники и зоологи использовали этот язык для названия организмов.

Например, липа европейская на латыни читается как Tilia Europaea (тилия еуропеа).

В настоящее время латынь относится к числу так называемых мёртвых языков, так как на нем не разговаривают, подобно древнеиндийскому (санскрит) и древнегреческому.

Однако современный Кодекс биологической номенклатуры требует, чтобы научные названия живых организмов были по форме латинскими, то есть были написаны буквами латинского алфавита и подчинялись правилам латинской грамматики, вне зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими видами.

Такая система классификации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации позволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Часто систематики выделяют дополнительные категории, используя для этого приставки под-, инфра-, над-, например: подцарство, инфракласс, надотряд.

Такие категории обязательными не являются, то есть при систематизации объекта их можно пропустить.

Большой вклад в развитие систематики внёс Чарлз Дарвин. До этого предложенные системы, можно сказать были искусственными, так как объединялись в группы на основании внешних признаков.

Например, можно найти внешнее сходство между медведем и росомахой, но с точки зрения зоологической номенклатуры они принадлежат к разным группам классификации. Как известно, росомаха является дальним родственником куницы, а вовсе не медведя.

Открытые Дарвином галапагосские вьюрки очень похожи друг на друга. Однако все они представлены тремя родами: земляные, древесные и славковые.

Представители рода земляных вьюрков гнездятся в засушливой зоне и кормятся на открытых местах, древесные — гнездятся в засушливой зоне и кормятся на деревьях,

а славковые — занимают разные местообитания.

Роды включают в себя несколько видов. Главный признак, по которому различают виды вьюрков, — это строение клюва.


Так, на цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у которого длинный клюв и расщеплённый язык. У большого земляного вьюрка толстый массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый древесный вьюрок получил своё название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая её в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое он выдолбил.

Различия в предпочтении пищи Дарвин объяснил тем, что параллельно с изменениями окружающей среды вьюрки адаптировались к месту своего обитания.

Он заключил что все вьюрки произошли от одного предка, но каждая из пород адаптировалась, чтобы легче добывать своё пропитание.

Дарвин предположил, что иерархия таксонов, связана с их происхождением друг от друга. Так возникла эволюционная систематика, ставящая во главу угла выяснение происхождения организмов, для чего используются как морфологические, так и эмбриологические и палеонтологические методы.

Учёные предполагают, что в настоящее время на планете обитает более \(10\) млн видов живых организмов. Поэтому очень важно их классифицировать, то есть распределить по группам в определённой последовательности.

Классификация — распределение объектов по соподчинённым группам в соответствии с определёнными признаками.

В современной систематике рассматриваются особенности происхождения и исторического развития, внутреннего и внешнего строения, размножения, эмбрионального развития и т. д.

В основе систематики живых организмов лежат два принципа: бинарная номенклатура и иерархичность (соподчинение).

Бинарная номенклатура предусматривает двойное название каждого вида. Оно состоит из существительного и прилагательного. Существительное показывает принадлежность вида к определённому роду, а прилагательное обозначает вид. Например, пчела медоносная, ярутка полевая.

Близкие (родственные) виды животных объединяются в роды , близкие роды образуют семейства , родственные семейства составляют отряды , отряды объединяются в классы , классы — в типы , а типы — в царство . При классификации бактерий, грибов и растений вместо отряда используется порядок , а вместо типа — отдел .

Иногда в систематике используют такую категорию, как империя . Выделяют два надцарства — эукариоты (ядерные) и прокариоты (доядерные), которые включаются в империю клеточных организмов . Вторая империя представлена неклеточными формами жизни — вирусами.

Читайте также: