Сила явление тяготения сила тяжести 7 класс презентация перышкин конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сила_Явление_тяготения-7.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания. 1.Плотность льда 900 кг/м3. Это означает, что… 1. В объёме 1 м3 содержится лед массой 900 кг. 2. Лед массой 1 кг занимает объём 900 м3. 3. Лед массой 900 кг занимает объём 900 м3. 2. При записи формул плотность обозначают буквой …, массу - … и объём … 1. m, ρ, V. 2. ρ, V, m. 3. ρ, m, V. 4. V, m, ρ. 3. Чтобы определить плотность вещества, надо… 1. Его массу разделить на объём. 2. Его объём разделить на массу. 3. Его массу умножить на объём. 4. Цистерна вместимостью 20 м3 наполнена керосином, масса которого 16 000 кг. Вычислите плотность керосина. 1. 320 000 кг/м3; 2. 800 кг/м3; 3. 0,05 кг/м3; 4.1,3 кг/м3; 5. 320 кг/м3. 5. Плотность мрамора 2700 кг/м3. Выразите её в г/см3. 1. 2,7 г/см3; 2. 0,27 г/см3; 3. 27 г/см3; 4. 270 г/см3.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Примеры взаимодействия тел Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами. Сила – это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.

Сила – мера взаимодействия тел: в результате воздействия силы тела могут изменить скорость или деформироваться; Сила – физическая величина: ее можно измерить; Сила – векторная величина: она характеризуется направлением

Явление тяготения Что произойдет, если. Мы уронили поклажу из рук… Мы подбросили вверх мяч… Мы бросили в горизонтальном направлении палку… Какова будет траектория движения?

Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Обозначение силы тяжести: Fтяж Направление силы тяжести: вертикально вниз

Fтяж– сила тяжести, Н g– коэффициент силы тяжести, Н/кг m– масса тела, кг Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе этого тела. Во сколько раз увеличится m, во столько же раз увеличится Fтяж. Во сколько раз уменьшится m, во столько же раз уменьшится Fтяж. Если массы тел одинаковы, то одинаковы и действующие на них силы тяжести. m1 = m2, то Fтяж1 = Fтяж2

Домашняя работа. пп.24,25

Выбранный для просмотра документ сила тяжести.doc

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания.

1 слайд: Тест.

1.Плотность льда 900 кг/м 3 . Это означает, что…

1. В объёме 1 м 3 содержится лед массой 900 кг.

2. Лед массой 1 кг занимает объём 900 м 3 .

3. Лед массой 900 кг занимает объём 900 м 3 .

2. При записи формул плотность обозначают буквой …, массу - … и объём …

1. m , ρ, V . 2. ρ, V , m . 3. ρ, m , V . 4. V , m , ρ.

3. Чтобы определить плотность вещества, надо…

1. Его массу разделить на объём.

2. Его объём разделить на массу.

3. Его массу умножить на объём.

4. Цистерна вместимостью 20 м 3 наполнена керосином, масса которого 16 000 кг. Вычислите плотность керосина.

1. 320 000 кг/м 3 ; 2. 800 кг/м 3 ; 3. 0,05 кг/м 3 ; 4. 1,3 кг/м 3 ; 5. 320 кг/м 3 .

5. Плотность мрамора 2700 кг/м 3 . Выразите её в г/см 3 .

1. 2,7 г/см 3 ; 2. 0,27 г/см 3 ; 3. 27 г/см 3 ; 4. 270 г/см 3 .

III. Изучение нового материала.

2 слайд: Причиной изменения скорости тела является действие на него другого тела, точнее, взаимодействие тел. Но как описать взаимодействие тел количественно? В ходе этого урока вы узнаете, что физическая величина, описывающая взаимодействие тел, называется силой. Также вы познакомитесь с одним из видов сил – силой тяжести.

Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Когда тела взаимодействуют друг с другом, то их скорость может меняться. Тело может начать движение, остановиться, изменить направление своего движения. При этом мы часто даже не упоминаем, какое из тел оказало воздействие на данное тело. Мы просто говорим, что скорость тела изменилась под воздействием силы.

Сила – это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.

Существует четыре признака того, что на тело действует сила.

1. У тела может измениться значение скорости.

2. У тела может измениться направление движения.

3. Может измениться размер тела.

4. Может измениться форма тела.

4 слайд: Обратите внимание, что скорость может меняться не у всего тела, а только у некоторых его частей. Но это означает, что изменяется расстояние между отдельными частями тела, то есть изменяется его размер и форма. Такой процесс называется деформацией тела.

Деформация – это изменение взаимного положения частиц тела, связанное с их перемещением друг относительно друга.

Кроме того, скорость – векторная величина. Поэтому как изменение величины скорости, так и изменение ее направления означает изменение вектора скорости. Поэтому все четыре перечисленные выше признака действия силы можно свести к одному.

Под действием силы происходит изменение скорости всего тела или его частей.

Сила – мера взаимодействия тел: в результате воздействия силы тела могут изменить скорость или деформироваться;

Сила – физическая величина: ее можно измерить;

Сила – векторная величина: она характеризуется направлением

Сила обозначается буквой со стрелочкой, а ее модуль той же буквой F , но без стрелочки. Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке тела приложена действующая на него сила.

Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

Что произойдет, если.

Мы уронили поклажу из рук…

Мы подбросили вверх мяч…

Мы бросили в горизонтальном направлении палку…

Рассмотрим, как движется тело, брошенное горизонтально. Обратим внимание на то, что траектория движения шарика – не прямая линия, а величина скорости шарика не остается постоянной. Это означает, что на шарик действует сила. Что это за сила?

7 слайд: Все тела, находящиеся на поверхности Земли и вблизи нее, притягиваются к Земле. Человек, подпрыгнувший над поверхностью Земли, предмет, поднятый над поверхностью Земли, самолет, летящий над Землей, искусственный спутник, движущийся по орбите вокруг Земли, и даже Луна, – все эти тела притягиваются к Земле.

8 слайд: Земля не только притягивает к себе все тела, но и все тела притягивают к себе Землю.

Дважды в сутки на морях и океанах поднимаются волны. Они называются приливными волнами. Причина их возникновения – притяжение Земли и ее водной оболочки Луной.

Итак, все тела взаимодействуют друг с другом. Сила, которая является мерой этого взаимодействия, называется силой всемирного тяготения.

9 слайд: Английский физик Исаак Ньютон утверждал, что все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Он установил также, что чем больше масса взаимодействующих тел, тем больше сила, с которой они взаимодействуют. Ньютон также установил, что, чем больше расстояние между телами, тем сила их взаимодействия меньше.

10 слайд: Для всех живущих на Земле особенно важное значение имеет сила притяжения тел к Земле.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Таким образом, сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения.

Различные тела притягиваются к Земле с различной силой. Чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него.

Сила может быть больше и меньше. Следовательно, сила – это физическая величина. Кроме того, у силы есть направление. Например, сила тяжести направлена вертикально вниз (к центру Земного шара).

11 слайд: Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе этого тела.

Во сколько раз увеличится m , во столько же раз увеличится F тяж.

Во сколько раз уменьшится m , во столько же раз уменьшится F тяж.

Если массы тел одинаковы, то одинаковы и действующие на них силы тяжести.

Единицей измерения силы в системе СИ является ньютон (Н). Подробнее о единицах измерения силы и о приборе для ее измерения пойдет речь на следующих уроках.

Итак, взаимодействие тел описывается с помощью векторной физической величины, которая называется силой. Сила является причиной изменения скорости всего тела или его частей (во втором случае тело деформируется). На все тела, находящиеся на поверхности Земли или вблизи нее действует одна из разновидностей силы – сила тяжести. Сила тяжести – одно из проявлений силы всемирного тяготения, свойства которой открыл Исаак Ньютон.

графически изображать зависимость одной величины от другой.

ВложениеРазмер
yavlenie_tyagoteniya.sila_tyazhesti.docx 30 КБ
urok_sila_tyazhesti.ppt 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Явление тяготения. Сила тяжести.

Цель урока: явление тяготения, сила тяжести,

установить зависимость силы тяжести от массы тела;

научить решать задачи по формулам Fт = mg и m =

графически изображать зависимость одной величины от другой.

Приемы и методы

1.Постановка задач урока. Вводная беседа.

3.Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала.

7.Проверка усвоения темы

Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание

Групповое решение качественных и графических задач, фронтальный опрос.

Выставление оценок, записи на доске и в дневниках

3.Проверка домашнего задания:

1.В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.

2.Что такое сила?

3.От чего зависит результат действия силы на тело?

4.Как изображают силу на чертеже?

5. Используя план –памятку рассказать о силе .

1.В чем проявляется всемирное тяготение?

2.Какую силу называют силой тяжести?

II.Учитель: С явлением тяготения каждый знаком с детства. Примеры такого явления — падение капель дождя; падение мяча, подброшенного вверх; шарика после пережигания нити и т.д.

Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?

Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?

Почему падает вниз вода фонтанов, водопадов и листья деревьев?

  • Падение тела подброшенного вверх;
  • Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.

Учитель: Долгое время люди верили в религиозное учение о твердыни небесной, на которой бог будто бы поставил небесные светила. Луна и звезды якобы потому и не падают на Землю, что прикреплены к чему-то твердому наверху. Наука доказала, что никакой твердыни нет на самом деле Луна движется вокруг Земли. Почему же Луна движется вокруг Земли, а не уходит от нее прочь. Ответ был дан после открытия закона всемирного тяготения.

Важно , что сила притяжения существует между любыми телами. Правда, эти силы в повседневной жизни практически себя не проявляют.

Тела притягиваются не только к Земле, но и к другим планетам, небесным телам.

Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается как Fт. (З апись в тетради)

Если сопротивление воздуха мало, то движение тел при падении на Землю, называется свободным падением. Таким образом, если тело движется только под действием силы тяжести, — оно свободно падает.

Как зависит сила тяжести, действующая на тело , от массы тела? Как это можно определить?

III. Работа в группах

Оборудование: набор грузов по 0,1 кг; динамометр.

Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра.

Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1кг, 0,2кг, 0,3 кг, 0,4кг.

Задание 3. Заполнить таблицу.

2.Ответить на вопросы:

1) Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза?

2) При увеличении массы груза в 2 раза, сила тяжести увеличилась в … раза

3) При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести ….. в … раза

4) Как называется такая зависимость в математике?

Вывод: между силой тяжести, действующей на тело, и массой тела существует прямая пропорциональная зависимость, т.е. чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него: Fт ~ m.

1.Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fт (m).

2.Ответить на вопрос:

Что представляет собой этот график?

Вывод: графиком является прямая линия, следовательно, сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна его массе.

IV.Демонстрация : Опыт с трубкой Ньютона.

Вывод: все тела, независимо от формы и массы за единицу времени увеличивают свою скорость на одинаковую величину.

Учитель на доске:

Image2753

= = =

= = = = 10 Коэффициент пропорциональности приблизительно равен 10 , обозначается буквой g: g = 10 .

Это приближенное значение, связанное с погрешностью измерений. Более точное значение g = 9,8 Н/кг. Этот коэффициент называется ускорением свободного падения. Точные измерения в разных точках земного шара показали, что значения постоянной g зависят от широты местности. Так, на полюсе g = 9,832 Н/кг, на экваторе g = 9,78H/кг. По мере удаления от Земли в космос сила тяжести ослабевает, т.е. уменьшается значение g.

V. Работа в группах

Задание 5. Записать формулу для вычисления силы тяжести.

Учитель: Из курса математики известно, что такая зависимость y от x, при которой увеличение x в некоторое число раз сопровождается увеличением y в такое же число раз, называется прямой пропорциональной зависимостью. В виде формулы она записывается так: y = kx. Величина k является некоторым постоянным числом, коэффициентом пропорциональности. В нашем случае таким коэффициентом является g. Сила тяжести зависит от массы тела. Следовательно, Fт = mg.

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется.

Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

Кроме того, следует отметить, что не только Земля притягивает к себе тела, но и любое тело притягивает к себе Землю с такой же по величине силой.

5. Закрепление пройденного материала.

I. Работа в группах (все группы решают одинаковые задачи, проверка у доски )

1. Используя план –памятку рассказать о силе .

2.На мопед МП-047 действует сила тяжести, равная 392 Н.какова масса мопеда?

3.Определите силу тяжести , действующую на тело массой 600 г?

4.Чему равна сила тяжести, действующая на зайца, волка, медведя, носорога, слона, если их массы соответственно равны: 6 кг, 40 кг, 400 кг, 2 т, 4 т?

II. Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая зависимость называется прямой пропорциональностью?
  • Как она записывается в виде формулы?
  • Что представляет из себя величина k?
  • Под действием какой силы брошенный горизонтально мяч падает на землю?
  • Что такое сила тяжести?
  • От чего зависит притяжение тел к Земле?
  • Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?
  • Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это не заметно?
  • Сформулируйте вывод из опытов.
  • Как этот вывод записать формулой?
  • В каких единицах измеряется g?
  • От чего зависит значение ускорения свободного падения?

7. Контроль усвоения темы:

Тест “Хорошо ли вы знаете силу тяжести?” (Ответы “да, нет”)

А. Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела.

Б. Сила тяжести зависит от места наблюдения.

В. Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле.

Г. Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.

Д. Сила тяжести не действует на плавающие тела.

А. Сила тяжести измеряется динамометром.

Б. Сила тяжести действует на любое тело.

В. Сила тяжести всегда направлена вниз.

Г. Сила тяжести на Земле везде одинакова.

Д. Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается.

8. Домашнее задание: §24 учебника, вопросы к параграфу.

Если на уроке осталось немного времени, можно предложить ученикам разгадать кроссворд.

1. Причина изменения скорости тела или его формы.

2. Единица массы, содержащая 1000кг.

3. Наука о неживой природе.

4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка.

5. Прибор для измерения объема тела.

6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.

7. Вещество, которое делается ластичным при небольшом нагревании.

8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.

Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Явление тяготения. Сила тяжести. Учитель: Шишкина Надежда Павловна, учитель физики и информатики, I квалификационная категория, МОУ Медяковская СОШ 7 класс

Контрольные вопросы 1.В чем проявляется всемирное тяготение? 2.Какую силу называют силой тяжести?

Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?

Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?

Почему падает вниз вода фонтанов и водопадов?

Почему падает вниз листья деревьев?

Наблюдения за природными объектами показывают, что все окружающие тела ощущают притяжение к Земле.

Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается как Fт.

Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к центру Земли.

Как зависит сила тяжести, действующая на тело , от массы тела? Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра. Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1кг, 0,2кг, 0,3 кг, 0,4кг. Задание 3. Заполнить таблицу. Ответить на вопросы: 1) Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза? 2) При увеличении массы груза в 2 раза, сила тяжести увеличилась в … раза 3) При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести ….. в … раза 4) Как называется такая зависимость в математике? Задание 4. 1.Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fт (m). 2.Ответить на вопрос: Что представляет собой этот график?

Коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела – называют ускорением свободного падения.

Решение задач: 1.На мопед МП-047 действует сила тяжести, равная 392 Н.какова масса мопеда? 2.Определите силу тяжести , действующую на тело массой 600 г? 3.Чему равна сила тяжести, действующая на зайца, волка, медведя, носорога, слона, если их массы соответственно равны: 6 кг, 40 кг, 400 кг, 2 т, 4 т?

1 вариант А. Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела. Б. Сила тяжести зависит от места наблюдения. В. Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле. Г. Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду. Д. Сила тяжести не действует на плавающие тела. 2 вариант. А. Сила тяжести измеряется динамометром. Б. Сила тяжести действует на любое тело. В. Сила тяжести всегда направлена вниз. Г. Сила тяжести на Земле везде одинакова. Д. Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается . Тест “Хорошо ли вы знаете силу тяжести?” (Ответы “да, нет”)

Цели по содержанию:

Развивающие:развивать логическое мышление; применение технических приемов умственной деятельности уточнения, углубления, осознания и упрочения знания интерес к учению и исследовательским процессам., развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Воспитывающие:воспитывать внимательность, сосредоточенность, настойчивость в достижение цели. Силы воли, любознательности, помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знать и понимать смысл значения сила, объяснять значение сила тяжести и явления тяготения

метапредметные:

Регулятивные- ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.

Коммуникативные- вступать в диалог. Уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.

Познавательные- анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно , осознано и произвольно речевые высказывания в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствие с целью и соблюдения нормы построения текста; выделение существенное.

Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии: технология критического мышления , технология обучения в сотрудничестве , информационно-коммуникационная технология.

Информационно- технологические ресурсы:

Список использованных источников и литературы:

2. Лукашникв.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждении- М: просвещение

3. ЦОР по физике 7 класс

Тип урока Изучение нового материала

Методы обучения Беседа. Демонстрация опытов. Записи на доске и в тетрадях. Дедуктивное применение теоретических знании.

ВложениеРазмер
Разработка урока 28.06 КБ
Презентация 1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе: Старкова Евгения Евгеньевна

Учебный предмет: Физика

Цели по содержанию:

Развивающие : развивать логическое мышление; применение технических приемов умственной деятельности уточнения, углубления, осознания и упрочения знания интерес к учению и исследовательским процессам., развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Воспитывающие : воспитывать внимательность, сосредоточенность, настойчивость в достижение цели. Силы воли, любознательности, помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знать и понимать смысл значения сила, объяснять значение сила тяжести и явления тяготения

Регулятивные - ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.

Коммуникативные - вступать в диалог. Уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.

Познавательные - анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно , осознано и произвольно речевые высказывания в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствие с целью и соблюдения нормы построения текста; выделение существенное.

Личностные : сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии : технология критического мышления , технология обучения в сотрудничестве , информационно-коммуникационная технология.

Информационно- технологические ресурсы :

Список использованных источников и литературы :

Тип урока Изучение нового материала

Методы обучения Беседа. Демонстрация опытов. Записи на доске и в тетрадях. Дедуктивное применение теоретических знании.

1 Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Давайте посмотрим в глаза друг другу, мысленно пожелаем успеха на уроке и улыбнемся. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться!

2. Актуализация знаний

Наш урок я начну с эпиграфа (эпиграф на доске):

Владея опытом естественных наук,

Изучим все, что есть в подлунном мире,

Тогда лишь станет ясным все вокруг,

И понимание человеческое шире.

Ребята как вы думаете, почему именно с этого стихотворения я начала сегодняшний урок?

Ребята: ведь, изучая естественные науки (а физика – естественная наука) мы познаем мир, каждый день открывая для себя что-то новое.

Учитель: Правильно! Вот и сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной. Но, прежде чем приступить к изучению новой темы мы с вами вспомним понятия и величины, которые вы уже знаете.

Перед вам на столе лежат слова.

1.Из приведенных слов составьте два определения физических величин:

сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел

(Сила – характеристика взаимодействия тел, масса – мера инертности)

2.найдите закономерности и разделите на две группы термины:

мензурка, масса, объём, килограмм, кубический метр, весы

( масса, весы, килограмм; объём, мензурка, кубический метр).

Молодцы! А теперь ответим на тестовые вопросы:

1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А. Может. Б. Не может . В. Иногда может

2. Изменение скорости тела происходит…

А. Без действия на него другого тела.

Б. Пока на него действует другое тело .

В. До того, как подействует на него другое тело.

3. При взаимодействии двух тел…

А. Оба тела имеют одинаковую скорость

Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой.

В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой

Какой вывод по заданиям теста можно сделать? Что является причиной изменения скорости тела: сила!

Хорошо! А чем сила характеризуется:

• направлением в пространстве;

3 этап. Объяснение нового материала.

Давай те и мы посмотрим небольшой фрагмент.

Ученики: другая сила, притяжение со стороны Земли.

Учитель: теперь, я думаю, что вы поняли цель нашего урока, что мы будем изучать сегодня? (Мы познакомимся с силой притяжения или силой тяжести).

А какие цели мы ставим перед собой:

Изучить понятие силы тяжести и от чего она зависит.

Что является источником физических знаний?

Ученики: наблюдения и опыты.

Учитель: вот и мы проведем с вами ряд опытов:

  • Возьмём теннисный шарик в руки и отпустим его, что произойдет?
  • Возьмём теннисный шарик в руки и подкинем его, что произойдет?

Что является причиной изменения скорости движения шарика в этих случаях?

Ответ: Другое тело. Земля.

Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.

Учитель: Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

Прочтите определение этой силы на стр.71

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Она обозначается буквой F c индексом Fтяж. и направлена к центру Земли.

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется: сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д. Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. А вы, чувствуете притяжение Земли?

Я с детства падал столько раз.

С болью и ушибами подчас.

И у меня уж нет сомнения,

Что это сила притяжения.

Давайте попытаемся побороться с силой притяжения - Динамическая пауза:

Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)

В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)

С притяжением Земли

Мы бороться не смогли.

Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)

Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

Продолжаем наши исследования:

  • лист бумаги сминают в комок и кидают одновременно с ластиком

Вывод ребят: сила притяжения зависит от массы тела.

Учитель: про тело с большей массой говорят: оно тяжелее. Тело с меньшей массой будет легче.

Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.

Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести? (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

Оказывается, притяжение существует не только между Землёй и телами на ней.

Притяжение существует и между планетами Солнечной системы.

Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Поэтому ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ ДРУГ К ДРУГУ НАЗВАНО ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ.

Согласно этому закону, установленному И. Ньютоном : силы притяжения между телами тем больше, тем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Таким образом, сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения.

Силу тяжести, как и любую физическую величину, можно измерить, т.е. сравнить с силой, принятой за единицу.

Вы знаете, что сила является причиной изменения скорости тела. Именно по этому за единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

В честь английского физика И. Ньютона это единица называется ньютоном Н.

Попытаемся определить величину силы в 1 Н. Установлено, что 1 Н приблизительно равен силе тяжести, которая действует на тело массой 1/9.8 кг т.е. около 102 г.

Известно, что, во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести действующее на второе тело. Таким образом, если на тело массой 1/9.8 кг действует сила тяжести 1 н, то на тело 2/9.8 будет действовать сила тяжести равная 2 н. поэтому на тело массой 9.8/9.8 кг = 1 кг на тело действует сила тяжести равная 9.8н.

Значит силы тяжести действующей на тело массой 1 кг можно записать так: 9.8 н/кг

Значит , если на тело массой 1 кг действует сила, равная 9.8, то на тело массой 2 кг действует сила в 2 раза большая = 19,6н.

Таким образом, что бы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, необходимо 9,8 н/кг умножить на массу этого тела.

g-ускорение свободного падения.

Найдите свою силу тяжести.

Значение ускорения свободного падения на разных космических телах различно, на пример на луне оно равно 1,6 Н/кг. Найдите какую силу тяжести вы бы испытывали находясь на поверхности Луны. И во сколько раз это значение меньше чем на Земле.

Ребята давайте вспомним все о чем говорилось на уроке и подведем итог. Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:

1. Сегодня на уроке я узнал….

2. Самым трудным для меня было…

3. Самым интересным мне показалось…

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Найти значения силы тяжести на каждой планете?

(Под действием силы притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Закон всемирного тяготения_Лекта.mp4

Сила. Инфоурок 4 мин.mp4

Явления тяготения Сила тяжести.Инфоурок 4 мин.mp4

Выбранный для просмотра документ Сила Изображение сил на графике Явление тяготения Сила тяжести.pptx

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Вспомним…

1. С какой физической величиной мы познакомились на прошлом занятии? 2. Что т.

1. С какой физической величиной мы познакомились на прошлом занятии? 2. Что такое плотность вещества? 3. Какой буквой обозначается плотность? В каких единицах измеряется плотность в СИ? 4. Как узнать чему равна плотность какого либо вещества (например, меди, стали, сосны, стекла)?

5. Плотность чугуна равна 7000 кг/м³. Что это означает? 6. Плотность бетона 2.

5. Плотность чугуна равна 7000 кг/м³. Что это означает? 6. Плотность бетона 2,3 г/см³. Какова масса 1 см³ бетона? 7. Определите массу 1 м³ пробки. 8. Определите массу медного листа размером 140 см x 100 см и толщиной 1 мм.

Решим задачи на повторение

Решим задачи на повторение

Задача 1. Найдите массу соснового бруска, имеющего такие же размеры, как и ду.

Задача 1. Найдите массу соснового бруска, имеющего такие же размеры, как и дубовый массой 40 кг. Ответ: 23 кг Ответ: 12,46 кг Задача 2. Определите массу медного листа размером 140 см x 100 см и толщиной 1 мм. Задача 3. Сколько кирпичей размером 250мм х 120мм х 65мм можно перевезти на машине, грузоподъемность которой равна 4 т? Ответ: 1139 шт

Почему тела приходят в движение? Почему изменяются их скорости? А можно ли пр.

Почему тела приходят в движение? Почему изменяются их скорости? А можно ли привести эти тела в такое же движение, но иным способом? Всегда ли нам важно при рассмотрении движения знать тело, которое приводит данное тело в движение? Ответьте на вопросы:

 В результате чего и как изменяется скорость тела?

В результате чего и как изменяется скорость тела?

Вывод: Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами,

Вывод: Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами,

или просто говорят: на тело действует сила или к нему приложена сила Вывод:

или просто говорят: на тело действует сила или к нему приложена сила Вывод:

Сила – это физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел ЧТО ТАКОЕ.

Сила – это физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел ЧТО ТАКОЕ СИЛА?

Четыре признака того, что на тело действует сила: У тела может измениться зна.

Четыре признака того, что на тело действует сила: У тела может измениться значение скорости. У тела может измениться направление движения (удар кия по бильярдному шару). Может измениться размер тела (удар по мячу). Может измениться форма тела (сжатие резинки).

Вывод: под действие силы происходит изменение скорости всего тела или некотор.

Вывод: под действие силы происходит изменение скорости всего тела или некоторых его частей


Деформация – это любое изменение формы и размера тела.

Деформация – это любое изменение формы и размера тела.

Виды деформации: 1. Упругая – исчезает после прекращения действия силы и тело.

Виды деформации: 1. Упругая – исчезает после прекращения действия силы и тело полностью принимает первоначальные размеры и форму. 2. Неупругая (пластическая) – остается после прекращения действия силы и тело не принимает первоначальные размеры и форму

Сила – мера взаимодействия тел: в результате воздействия силы тела могут изм.

от величины (модуля) силы От направления силы, От точки приложения силы. От.

от величины (модуля) силы От направления силы, От точки приложения силы. От чего зависит действие силы?

Изображение силы на чертеже

Изображение силы на чертеже

Изображение силы на чертеже

Изображение силы на чертеже

Как правильно изобразить силу на чертеже? - Единичный отрезок Попробуем изобр.

Как правильно изобразить силу на чертеже? - Единичный отрезок Попробуем изобразить силу на чертеже … 1. Выбрать единичный отрезок Пусть на наше тело действует сила 2 Н, направлена сила вправо и приложена к точке А А

Явление тяготения. Сила тяжести.

Явление тяготения. Сила тяжести.

Что произойдет, если… Мы уронили сумку из рук… Мы подбросили вверх мяч… Мы бр.

Что произойдет, если… Мы уронили сумку из рук… Мы подбросили вверх мяч… Мы бросили в горизонтальном направлении мяч… Какова будет траектория движения?

В чём причина наблюдаемых явлений? Если мяч бросить в горизонтальном направле.

В чём причина наблюдаемых явлений? Если мяч бросить в горизонтальном направлении, то он не летит прямолинейно. Его траектория – кривая линия. ПОЧЕМУ?

В чём причина наблюдаемых явлений?

В чём причина наблюдаемых явлений?

В чём причина наблюдаемых явлений? Искусственный спутник, запущенный с Земли.

В чём причина наблюдаемых явлений? Искусственный спутник, запущенный с Земли, так же летит не по прямой, а движется вокруг Земли. ПОЧЕМУ?

В чём причина наблюдаемых явлений? Приливы и отливы

В чём причина наблюдаемых явлений? Приливы и отливы

В чём причина наблюдаемых явлений? Земля и другие планеты движутся вокруг Сол.

В чём причина наблюдаемых явлений? Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг к другу

В чём причина наблюдаемых явлений? Полёт кометы

В чём причина наблюдаемых явлений? Полёт кометы

Подведём итоги: Земля притягивает к себе все тела: дома, людей, Луну, Солнце.

Подведём итоги: Земля притягивает к себе все тела: дома, людей, Луну, Солнце, воду в морях и океанах и т.д. В свою очередь, и все эти тела притягивают к себе Землю. Притяжение существует не только между Землёй и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу.


Закон всемирного тяготения Силы притяжения между телами тем больше, чем больш.

Закон всемирного тяготения Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется Всемирным тяготением Вс.

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется Всемирным тяготением Все планеты притягиваются друг к другу и к Солнцу, Солнце притягивается ко всем планетам

Сила, которая является мерой этого взаимодействия, называется - СИЛОЙ ВСЕМИРН.

Сила, которая является мерой этого взаимодействия, называется - СИЛОЙ ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ Чем больше расстояние между телами, тем сила взаимодействия меньше; чем больше массы тел, тем сила взаимодействия больше.


Сила притяжения к Земле Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, на.

Сила притяжения к Земле Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, называется силой тяжести Сила тяжести частный случай силы всемирного тяготения

Сила тяжести притягивает все тела находящиеся на поверхности Земли и вблизи н.

Сила тяжести притягивает все тела находящиеся на поверхности Земли и вблизи нее. Сила тяжести возникает вследствие взаимодействия тела и Земли.

Характеристики силы тяжести:

Характеристики силы тяжести:

2. Чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него. 3. На т.

2. Чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него. 3. На тела с одинаковой массой действуют одинаковые силы тяжести. Характеристики силы тяжести:

В каждой точке сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к центру Земли.

В каждой точке сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к центру Земли Направление силы тяжести

Направление силы тяжести Сила тяжести действует на все тело, поэтому изобража.

Направление силы тяжести Сила тяжести действует на все тело, поэтому изображаем ее из центра тела Fтяж

Направление силы тяжести

Направление силы тяжести

Обозначение силы тяжести на чертеже

Обозначение силы тяжести на чертеже

Обозначение силы тяжести на чертеже F Fтяж F тяж

Обозначение силы тяжести на чертеже F Fтяж F тяж

Некоторые примеры действия силы притяжения к Земле (силы тяжести)

Некоторые примеры действия силы притяжения к Земле (силы тяжести)

Задачи для закрепления материала Два тела одинаковой массы, но разного объема.

Задачи для закрепления материала Два тела одинаковой массы, но разного объема находятся на поверхности стола. На какое тело действует большая сила тяжести? Два тела одинаковой массы: одно - в воде, другое – на столе. На какое тело действует большая сила тяжести? Приведите примеры тел, на которые действует сила тяжести. Почему капельки дождя подают на землю, а не летят обратно?

Домашнее задание § 24, 25. Ответить на вопросы после параграфов.

Домашнее задание § 24, 25. Ответить на вопросы после параграфов.

Краткое описание документа:

Презентация содержит вопросы и задачи на повторение предыдущей темы "Плотность. Расчет плотности вещества". Вводится понятие "Сила. Единицы измерения силы", графическое представление силы, в так же что такое "Явление тяготения" и "Сила тяжести".

В архиве вместе с презентацией так же включены видео ролики, которые используются непосредственно в презентации.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 273 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.10.2020 553
  • RAR 44.3 мбайт
  • 77 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Черданцева Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: Дать понятие явления тяготения, сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.

Задачи:

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – знать и понимать смысл значения сила, объяснять значение сила тяжести и явления тяготения.
  • метапредметные:
    • Регулятивные - ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.
    • Коммуникативные - вступать в диалог. Уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позицию других.
    • Познавательные - анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

    Методы и методические приемы: беседа, объяснение материала с использованием презентации, выполнение экспериментов.

    Оборудование: металлические шарики, ластики, теннисные шарики, пружина с грузами, штатив, шарик на нити с штативом, компьютер, медиапроектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Давайте посмотрим в глаза друг другу, мысленно пожелаем успеха на уроке и улыбнемся. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться!

    2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности

    Учитель: Наш урок я начну с эпиграфа (эпиграф на доске):

    Владея опытом естественных наук,
    Изучим все, что есть в подлунном мире,
    Тогда лишь станет ясным все вокруг,
    И понимание человеческое шире.

    Ребята, как вы думаете, почему именно с этого высказывания я решила начать сегодняшний урок?

    Ребята: Изучая естественные науки (а физика – естественная наука) мы познаем мир, каждый день открывая для себя что-то новое.

    Учитель: Правильно! Вот и сегодня мы с вами узнаем новое, но, прежде чем приступить к изучению новой темы мы с вами вспомним понятия и величины, которые вы уже знаете.

    3. Актуализация знаний

    • Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? (Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют)
    • Приведите примеры взаимодействия тел.

    А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста:

    1.Может ли тело само изменить свою скорость без действия на него других тел?
    А. Может
    Б. Не может
    В. Иногда может

    2. Изменение скорости тела происходит …
    А. Без действия на него другого тела
    Б. Пока действует на него другое тело
    В. До того, как подействует на него другое тело

    3. При взаимодействии двух тел…
    А. Оба тела имеют одинаковую скорость.
    Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой
    В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой

    А теперь сделаем вывод: Что является причиной изменения скорости движения тел? (Сила)

    Что объединяет картинки на слайде?

    Все тела падают. Почему. На них действует сила тяжести Земли.

    Запишите тему урока в своей рабочей тетради.

    А теперь давайте сформулируем цель нашего урока:

    • Познакомиться с физической величиной - силой.
    • Рассмотреть природу одной из самых ярких сил в природе - силы тяжести.

    4. Первичное усвоение новых знаний

    Эксперимент 1. На столе перед вами машинка.

    - Чему равна её скорость относительно стола?

    - Почему она не движется? (На нее не действует сила)

    - Что необходимо сделать, чтобы она изменила свою скорость? (приложить силу)

    Давайте изменим ее скорость, ускорьте движение, замедлите, остановите. Под действием чего машина меняет свою скорость? (В результате действия на машину некоторой силы ее скорость изменяется)

    Эксперимент 2. Как изменить направление скорости машины? Продемонстрируйте.

    Сила - причина изменения скорости тел.

    Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила.

    Эксперимент 3. Возьмите ластик и приложите к нему силу. Теперь приложите силу к кусочку пластилина. Что вы наблюдаете? Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. Деформация – это любое изменение формы и размера тела. Приведите примеры проявления деформации в жизни.

    Эксперимент 4. Посмотрите на пружины, к которым подвешены грузы разной массы. Где пружина растянулась больше? Что вы можете сказать о силах, действующих на пружины? Разные по значению, могут быть больше или меньше. Сила является мерой взаимодействия тел. Вы знаете, что сила является причиной изменения скорости тела. Именно поэтому за единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

    F – сила, измеряется в ньютонах (Н), в честь великого английского учёного 17 века Исаака Ньютона, внёсшего огромный вклад в развитие физики.

    Сила – векторная величина. Что это означает?

    Приложите силу к своей тетради. А почему они у вас двигаются по - разному? Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

    Графически силу обозначают в виде отрезка прямой со стрелочкой. Рассмотрим тело на поверхности стола. Изобразим силу, приложенную к телу (сделать рисунок в тетради).

    Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

    Эксперимент 5. На нити висит шарик. Что произойдет, если нить перерезать? Почему?

    Эксперимент 6. Возьмите теннисный шарик в руки и отпустите его, что произойдет?

    Подбросьте его вверх. Почему он падает вниз? (действует притяжение Земли)

    Что является причиной изменения скорости движения шарика в этих случаях? (Другое тело. Земля)

    Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

    Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.

    С явлением тяготения каждый знаком с раннего детства. Приведите примеры такого явления (падение капель дождя; листьев с деревьев; течение воды в реках) Притяжение существует не только между Землей и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу. Планеты солнечной системы, ИСЗ, приливы и отливы в морях и океанах (Земля и Луна)

    Всемирным тяготением называют притяжение всех тел Вселенной друг к другу. Первым доказал и установил закон всемирного тяготения Исаак Ньютон. Согласно этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

    Особенно важное значение для всех тел, живущих на Земле, имеет сила тяжести.

    Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Fтяж – сила тяжести, всегда направлена вертикально вниз (сделать запись в тетради). Зарисовать в тетради.

    Эксперимент 7. Возьмите в руки металлический шарик, а затем теннисный шарик. На какой шарик действует большая сила притяжения к Земле? (У которого масса больше.)

    Значит, сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.

    Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

    Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести?

    Видео (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.)

    ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

    Сила тяжести зависит:

    1) от расстояния между центром Земли и телом;

    2) от массы тела.

    Первичная проверка понимания.

    1. Почему сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе? А на вершине горы несколько меньше, чем у ее подножия?

    2. Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю?

    3. Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это не заметно?

    4. Что является причиной изменения скорости тела?

    5. Как называют изменение формы и размера тела?

    6. От чего зависит результат действия силы на тело?

    7. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

    8. Под действием какой силы брошенный горизонтально мяч падает на землю?

    9. Что такое сила тяжести? Как она обозначается? В чем измеряется? Куда направленна сила тяжести?

    10. Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе воробья? на перышко, выпавшее из его крыла?

    11. Действует ли сила тяжести на деревянный шар, плавающий на поверхности воды?

    12. Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?

    5. Применение новых знаний

    Ребята самостоятельно выполните тест, выписывая правильные ответы в строчку.

    1. Что такое всемирное тяготение?
    И) притяжение планет к солнцу
    Б) притяжение планет друг к другу
    Н) притяжение всех тел друг к другу
    Г) притяжение всех тел к Земле

    2. Как тяготение тел зависит от их массы?
    Ю) не зависит
    А) чем больше масса тел, тем их притяжение друг к другу меньше
    Ь) чем больше массы тел, тем их притяжение сильнее
    Е) здесь нет правильного ответа

    3. Силой тяжести называют силу, с которой:
    А) тело притягивает к себе Землю
    Ю) тело притягивается Землёй
    В) тело притягивается Солнцем
    П) тело взаимодействует с другими телами

    4. Какая сила вызывает приливы в морях и океанах Земли?
    Е) сила атмосферного давления.
    Т) сила тяготения.
    В) сила давления воды на дно морей и океанов.
    Н) здесь нет правильного ответа

    5. Сила тяжести направлена:
    М) вертикально вверх
    О) вертикально вниз
    А) влево
    Г) вправо

    6. Выберите правильное утверждение:
    Н) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.
    Б) сила тяжести не зависит от массы тела.
    И) сила тяжести обратно пропорциональна массе тела.

    Учитель: В ответе у вас получилась фамилия учёного. (НЬЮТОН)

    6. Домашнее задание

    §.24, 25. Упр.9 стр.69

    7. Рефлексия

    • Какую цель мы ставили в начале урока?
    • Достигли мы своей цели?

    Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

    1. Я сегодня на уроке открыл для себя…

    2. Мне понравилось на уроке то, что…

    3. Я удовлетворён своей работой, потому что…

    Читайте также: