Конспект урока пушкин зимнее утро 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным и дорогим его сердцу местам?

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии. В Тверскую губернию к своим знакомым Пушкин заехал (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

Обратимся к языку стихотворения. "Зимнее утро" – при всей своей простоте – не такое уж простое.

IV. Первичное восприятие.

V. Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро".

(слайд 12)

Чтение первой строфы:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге".

На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное "состояние безмятежного покоя".

Спустимся строчкой ниже. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самоё утреннюю зарю. По современным правилам должно быть Навстречу северной Авроре. А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая форма. Для Пушкина и его современников это была норма.

Скажем несколько слов о словосочетании Звездою севера явись. Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Здесь мы обратим внимание на слова вечор, мгла, нынче. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее". Слово нынче означает сегодня.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

В третьей нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

Четвёртая и пятая строфы

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".

– Понятно ли вам это предложение?

Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать.

Во времена Пушкина та и другая форма существовала, и форма запречь появилась у Пушкина для рифмовки со стоящим выше словом печь.

VI. Чтение стихотворения "Зимнее утро".

(слайд 13, по щелчку открывается запись, указывающая, как читать строфу)

– Давайте обратимся к прочтению стихотворения. Прочитайте про себя первую строфу.

– Как, с каким настроением надо её читать?

1 строфа – восторженность, призыв.

(Аналогично работаем с остальными строфами-абзацами).

2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.

3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.

4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.

5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

VII. Вывод.

Наше знакомство с произведением "Зимнее утро" подходит к концу. Это стихотворение настолько вдохновляет своими образами, что многих воодушевляет на написание музыки. Послушайте одну из таких композиций. (слайд 14, слайд 15)

Сколько зимних "утр" сменилось весенними днями, летними вечерами, осенними ночами, а "летучих дум небрежные созданья", как шутя, называл свои произведения Пушкин, до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомиться со стихотворением и проследить, как меняется настроение в стихотворении.

Обучающие: обучать умению делить текст на части, учить понимать смысл стихотворения и настроение героя;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя;

Воспитывающие: прививать любовь к природе.

– Ребята, вы любите зиму?

– Что больше всего вам нравится в зиме?

– Какой вы представляете себе зиму?( Холодной, снежной, морозной, волшебной, вьюжной.)

– Что вы себе представили? Какую картину вы представили?

– Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

3.Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие.

Чтение стихотворения учителем.

– Понравилось тебе стихотворение?

– Какое же настроение хотел передать поэт? ( Мнения расходятся, поскольку в стихотворении выражено много переживаний и настроений.)

– Мнения ваши различны.

4.Постановка учебной задачи.

– Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе и подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

На доске и у каждого ребёнка заготовлена таблица, которая заполняется в течение урока.

Утренняя радость, ликующее____________

Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.

– Как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении?

– Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью.)

– Что означает слово Аврора? (Богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда.)

– Что такое утро? (пробуждение ото сна ).

– Какие слова говорят об этом?(ты дремлешь, сомкнуты негой взоры ).

– Подберите синоним к слову сомкнуты? (Закрыты.)

– Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность.)

– Что поразило поэта? ( солнце, мороз! – день чудесный ).

– С каким цветом ассоциируется эта строка? (Яркий, солнечный, золотистый.)

– Каким настроением окрашена первая строфа? (Радость, восторг, восхищение).

– Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные.)

– Как будем читать первую строфу?

– Прочитайте первую строфу выразительно.

– Прочитайте про себя вторую строфу.

– Что означает слово вечор? (Вечер.)

– Заполним таблицу. (Дети вписывают недостающие слова во втором столбике.)

– Какую роль играют олицетворения в этой строфе? (Природа будто оживает.)

– Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное, грустное.).

– Заполните первую часть таблицы.

– Что изменится в интонации по сравнению с первой строфой?

– Как будем читать эту часть стихотворения?

– Прочитайте про себя третью строфу.

– О чем хочет сказать поэт? (Нет повода для грусти. То, что было, уже прошло, посмотри в окно…” )

– Герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно. Что же увидел он в окне?

– Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес “прозрачный” и “чернеет”?

– В этой строфе есть скрытое сравнение: “снег лежит” “великолепными коврами”.

Почему возникает такое сравнение?

– Какие чувства испытывает поэт в этой строфе? (Восторженное, восхищённое, противоположное настроению второй строфы.)

– Да. Вы правы. Настроение третьей строфы противоположно, противопоставлено настроению второй строфы. Как будем читать эту строфу?

– Прочитайте выразительно третью строфу.

– Прочитайте про себя четвёртую строфу. Куда переносятся действия? (В дом).

– Куда обращён взгляд героя, какое у него настроение?

– На какие слова, передающие настроение героя, вы обратили внимание?

– Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы представили? Почему “блеск” и “янтарный”?

– О чем говорят строки: “Приятно думать у лежанки, но знаешь…” (стремление к движению сохраняется; автор готов променять уют на движение )

– Какое настроение присутствует в этом описании? Заполним таблицу.

– Прочитайте последнюю строфу.

– Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”?

Конь – символ устремленности вперед (стремление ).

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).

– Как будем читать?

– Прочитайте последнюю строфу.

– Посмотрите на таблицу. Почему подобраны именно эти слова? (Отражают настроение.)

– Какое же настроение пытался передать поэт в стихотворении?

– Как передать все это многообразие в своем чтении?

– С каким чувством нужно читать такое стихотворение?

– Кому может быть посвящено стихотворение? ( женщине )

– Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент “Ноябрь. Тройка.” П.И.Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой.

– Прочитайте всё стихотворение под музыку.

– Мы посмотрели, как в стихотворении меняется настроение героя от строфы к строфе.

Назовите эти картины-настроения.

смотрит в окно и радуется морозному дню;

вспоминает с печалью вчерашний вечер;

снова смотрит в окно и любуется видом за окном;

смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;

мечтает навестить поля, лес и берег.

5.Любая из 3 последних строчек.

– Посмотрите внимательно на выбранные строки. Как вы думаете, что они отражают? (Настроение героя в каждой части.)

–Послушайте музыку и попытайтесь представить себе зимней пейзаж.

–Что вы себе п редставили? Ка кую карти ну вы представил и?

–Вы рассказали о своих зимних впеч атлениях, а какое настроение хотел

– Давайте вслу шаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то

3.Чтение сти хотворения у чителем. Первичное в осприят ие.

–Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворение м Пу шкина «Зимнее

–Какое же настроение хотел передать поэт ? ( Мнения расходятся, поскольку

в стихотворении в ыражено мног о переживани й и настроен ий.)

– Какие же настро ения ис пытывает герой Пу шкина? От чего зав исят ег о

чувства? Попробу ем разобратьс я в этом сложном вопр осе и подготовимс я к

На доске и у каждого ребёнка загото влена таблица, которая запо лняется в

Слова – подсказки: у тренняя радость, лику ющее, тоскливое, печаль ное,

восхищённое, восторжен ное, уютное, спокойно е, солнечное, бодрое,

–Как вы думаете, сколько часте й в этом стихотворении ?

–Прочитайте про себя первую строфу. Подчеркните слова, при помощи

–Как герой относится к красавице ? (Герой восхищается ей, сравнивает её с

утренней зарё й, со звездой. О н относитс я к ней с лю бовью и нежностью.)

–Что означает слово Аврора? (Богин я зари в римской мифол огии, Утренняя

–Какие слова гов орят об эт ом?(ты дрем лешь, сомк нуты нег ой взоры ).

–Как вы думаете, почему автор н е испол ьзовал глаго л закрыты? ( Исчезла бы

–С каким цветом ас социиру ется эта строка? ( Яркий, сол нечный, золот истый.)

–Каким настроен ием окрашена первая ст рофа? (Радость, восторг,

–Обратите внимание на первое и последнее предложени е этой строфы. Какие

–Заполним таб лицу . (Дети вписывают недостающие слова во втором

–Какую роль играют олицетворения в этой строфе? (Природа будто

–Какое настроен ие вызывают так ие цве та? (тосклив ое, печал ьное, грустное.).

–Что изменится в интонаци и по сравнению с п ервой стр офой?

–О чем хочет сказать поэт? (Н ет повода для грусти. То, что б ыло, уже

–Герой любуется красото й природы, солнечным днём, гля дя в окно. Что же

–Обратим внимание на то чность слов, использованных поэтом. Почему лес

–В эт ой строфе есть скрытое сравн ение: “снег лежит ” “великолепным и

–Какие цвета преобладают в этой ча сти стихотворения? («под голубыми

–Какие чувства испытывает поэт в этой строфе? (Восторженное,

восхищённое, противоположное н астроению вто рой строфы.)

–Да. Вы прав ы. Настроение третьей строфы противопол ожно,

противопоставл ено настроению второй строфы. Как будем читать эту

–Прочитайте про себя четвёртую строфу. Куда переносятся действия ? (В

–Куда обращён взгл яд героя, как ое у него настр оение ?

–На какие слова, передающие настроение ге роя, вы об ратили внимание ?

–Вновь обратим внима ние на мастерс тво поэта. Одной фраз ой он рисует

целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы

–О чем говорят строки: “Приятно думать у лежанки, но знаешь…”

(стремление к движению сохраняется; автор готов променять ую т на

–Какое настроен ие прису тствует в этом описании ? Заполним табли цу.

Прочитайте еще раз последние стро ки. Они звучат немного грустно. Почему?

–Посмотрите на таблицу . Почему подобраны именно эти слова? (Отражают

–Какое же настр оение пытался передать поэт в стихотворе нии?

–Как передать в се это многооб разие в своем чте нии?

–С каким чувств ом ну жно читать такое стихотв орение?

–Кому может б ыть посвящено ст ихотворен ие? ( женщи не )

Какую строфу будем читать осо бенно в ыразительно ? Почему ?

–Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент “ Ноябрь. Тройка.” П.И.Чайковского.

Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха

–Мы посм отрели, к ак в стихотворении меняется настроение героя от строфы

3. сн ова смотр ит в окно и лю буется ви дом за окном;

–Сейчас вы прослушаете 5 музыкальн ых отрывков. Ваша задача о заглавить

строкой из стихотв орения каждый о трывок. (Зву чат фрагменты из аль бома «

–Посмотрите внимательно на выбранные строки. Как вы д умаете, что они

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.



-75%

Повышение мотивации учеников к чтению (на материале программы по литературе для 5 класса)

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Обучение анализу стихотворения в 5 классе на примере стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" (77 KB)

Читайте также: