Сибирские страницы жизни георгия гребенщикова конспект

Обновлено: 06.07.2024

К 130-летию Георгия ГРЕБЕНЩИКОВА в Усть-Каменогорске опубликованы уникальные документы из его личного фонда. Архивные письма, открытки, фотографии позволяют прикоснуться к судьбе талантливого литератора.“В людях”

Имя Георгия Гребенщикова стало литературным феноменом последнего двадцатилетия. В советское время о писателе почти ничего не было известно – он не принял революцию, эмигрировал на Запад. Только с падением идеологического занавеса о нем заговорили как о самородке, творчество которого целиком посвящено Алтаю: природе этого края, его людям, истории, ценностям…

Для Восточного Казахстана Георгий Гребенщиков – знаковая фигура. Он уроженец здешних мест. Его малая родина – поселок Николаевский Рудник в Шемонаихинском районе, которого теперь нет на карте. С десяти лет мальчика отдали “в люди”: он был помощником в аптеке, работал санитаром в больнице, осваивал лесоводство, служил писарем в суде… Все знания и жизненный опыт литератор получил в “народном университете”.

– Гребенщиков, не имевший классического образования вообще, сделал себя сам, – говорит опытнейший восточноказахстанский архивист Ирина ДУРНОВО. – Грамоте научился, переписывая аптечные рецепты, освоил одно ремесло, другое… В последние годы в Америке он был профессором русской словесности в колледже, имел степень доктора философских наук. О таких говорят: сделал судьбу своими руками.

В этом году в Усть-Каменогорске вышла книга Ирины Дурново “Сквозь призму документа”, в ней представлены архивные фотографии Гребенщикова, письма, почтовые открытки. В том числе письмо от 1927 года семипалатинскому издателю Прокофию ПЛЕЩЕЕВУ. В нем эмигрировавший уже писатель рассказывает, что перебрался из Нью-Йорка за город и передает совет некоему Коле Щербакову (очевидно, семипалатинцу), решившему учиться в США и загодя выучить английский:

– Пусть учит язык, ведь здесь это дорого.

Казалось бы, просто фраза. Но как много она говорит о характере человека: с одной стороны, деятельном, с другой – практичном, знающем цену деньгам.

Небезопасная переписка

Личный фонд Георгия Гребенщикова в Восточно-Казахстанском областном госархиве относительно небольшой. По словам Ирины Васильевны, ценные документы были переданы государству вместе с архивом знаменитого усть-каменогорского мичуринца ПАНКРАТЬЕВА – с ним Гребенщиков был дружен:

– В 1963 году казахстанский поэт Семен Анисимов написал дочке Панкратьева, что его интересует личность Гребенщикова, который, прожив 44 года вдали от родины, остался алтайским мужиком. В ответ она пояснила, что у нее сохранились пять открыток и писем писателя к отцу. И, как потом выяснилось, сохранилась икона Абалакской Божьей Матери, которая была послана Гребенщиковым незадолго до смерти. Георгий Дмитриевич умер в 1964 году, его жена – в 1965-м.

Хранятся в областном госархиве и подлинные фотографии писателя, специалисты называют их уникальными: Георгий Дмитриевич в так называемой комнате под сводами – землянке в американской деревне Чураевке, на тракторе в лесу, в повозке возле дома владельца кожевенного завода в Усть-Каменогорске, фото бюста писателя работы знаменитого скульптора КОНЁНКОВА…

– Основной архив Гребенщикова, доставленный из США, хранится в Барнауле, – пояснила краевед. – Там прошли самые плодотворные годы писателя. В Усть-Каменогорске только малая часть документов. Но каких! Это письма на родину вплоть до 1930 года. Потом за связь с теми, кто живет за границей, ввели статью. Я слышала от внучатых племянниц писателя, что послания от Гребенщикова приходили в Шемонаиху, но с начала 30-х годов получать их стало небезопасно.

В книге Ирины Дурново опубликован весьма красноречивый документ – отрывок стихотворения, написанного Гребенщиковым в 1950 году во Флориде. В нем Георгий Дмитриевич вспоминает, как в 1943 году передал через советского пилота-полярника письмо для родного брата, как надеялся получить ответную весточку:

– Сердце так тогда хотело, чтоб весть моя с ним долетела до недоступного предела. Но, видимо, судьбу письма могильная покрыла тьма иль задержалось оно где-то – от брата не было ответа.

Приют для великих

Сегодня творчество писателя возвращается на родину. Неспешно. Небольшими тиражами книг. Часть произведений выложена в Интернете. В литературных журналах о Гребенщикове пишут как о баяне Сибири, первом из череды писателей-деревенщиков, увидевших в селе основу государственности. Семь лет назад в Барнауле вышел главный труд писателя – восьмитомный роман “Чураевы”. Книжная деревня Чураевка по описанию – копия восточноказахстанского села Выдриха. Прототип главного героя романа Фирса Чураева – реальная историческая личность, купец-старообрядец из Выдрихи Александр ФИРСОВ. В книге, как и в жизни, купеческий дом стоял на берегу реки, когда Чураев смотрел на противоположный берег, видел свой маральник. У Фирсова за Убой действительно был маральник с заимкой, из него потом выросло село Маралиха. Лет тридцать пять назад в кампанию укрупнения колхозов оно исчезло.

Гребенщиковская Чураевка – отдельная легендарная история. В книге “Гонец. Письма с Помперага” писатель вспоминает:

– 18 апреля 1925 года я стал твердою ногой на кусок дикой, но теплой земли в штате Коннектикут. Забивая первый колышек, помню, обратился к востоку и вместо молитвы крепко подумал: да, будет здесь, в Америке, сибирский скит!

Первые 16 акров под свою деревню Гребенщиков купил у внука Льва ТОЛСТОГО, затем приобрел еще 100 акров. Со временем здесь выросло поселение из 30 домов. В американской Чураевке бывали Сергей РАХМАНИНОВ, Федор ШАЛЯПИН, балетмейстер Михаил ФОКИН, авиаконструктор Игорь СИКОРСКИЙ… Действовало издательство “Алатас”. Когда в Москве большевики решили разрушить храм Христа Спасителя, в Чураевке возвели часовню, чтобы молиться за святыню. Эскиз и чертежи сделал Николай РЕРИХ.


Сейчас деревня Чураевка вместе с часовней является историческим памятником США. Дом Гребенщикова и святилище отреставрировали. На родине писателя в Шемонаихе традицией стали ежегодные международные Гребенщиковские чтения. И тем ценнее для истории подлинные документы из жизни писателя, которые сумели найти и сохранить специалисты госархива Восточного Казахстана.


Примечания
1) Необходимо отметить, что разные источники, включая анкеты и автобиографические статьи Гребенщикова разных лет, указывают разные годы рождения (метрические книги из Николаевской церкви села Николаевский Рудник, в которой крестили Гребенщикова, не сохранились): 1882, 1883, 1884.
2) Гребенщиков Г. Из моей жизни. Странички автобиографии // Зарница. Нью-Йорк, 1929, май.
3) Гребенщиков Г. Автобиографические заметки 1922 г. // Возрождение. Париж, 1957, № 70.
4) Гребенщиков Г. Серёжа Есенин // Зарница. Нью-Йорк, 1926, февраль С. 12.
5) Гребенщиков Г. В просторах Америки // Новый журнал. Нью-Йорк, 1943, № 4. С. 44.
6) Сохранившаяся до наших дней Чураевка занесена в государственный реестр исторических памятников США. Она стала местом паломничества русских туристов.
7) Москва. Чикаго, 1929, ноябрь. С. 119.

Сибирские страницы жизни Георгия Гребенщикова

Вл. Правдухину.
12 сентября 1924 г.

Вы вправе на меня сердиться. Не мог прислать Вам ни какого рассказа и даже не писал более года. "Перегной" Вашей талантливой жены прочел давно. Большой талант, и смелый и зоркий. Хорошо бы ей избегнуть чрезмерной обнаженности. А нарочитое прославление политических тенденций тоже не украшение, а ослабление ее вещей. Свою книгу (новую) "Былина" посылал Вам и П. И. Макушину и в университет -- не знаю: дошли ли? Знаю, что некоторые не получили из-за орфографии. Присылайте, если можно нам Ваш журнал сюда по адресу "Алатаса". Только напишите подробнее, как идет журнал. Вашу статью о "Чураевых" читал. Этот роман только теперь начинают понимать по-настоящему. Притом это начало семитомной эпопеи, над которой теперь работаю. Обратите внимание на название частей "Василия Чураева". Очень, очень хочется мне быть понятым на родине как должно. Лишь тогда захочется вернуться и работать вместе с новыми и сильными людьми. Чужим возвращаться не желаю, рабом -- тем менее. Хотел бы видеть истинную широту и глубину новой Сибирской интеллигенции, а не разухабистую "революционную" крикливость.

Жму Вашу руку. Жду отклика.

Гребенщиков Георгий Дмитриевич [23.4(5.5).1882 (по др. сведениям - 24.4(6.5). 1883), с. Николаевский рудник Змеиногорского у. Томской губ.— 11.1.1964, Лейкленд, штат Флорида, США] — русский прозаик, драматург, журналист, общественный деятель.

Родился в многодетной семье горного рабочего. Мать — из сибирских казаков; кроме Гребенщикова, в семье было еще 3 сына и 2 дочери.

В 1894 году отец забрал Георгия из четвертого класса училища на лесозаготовки, поэтому будущий писатель так и остался с неоконченным начальным образованием.

С 1894 года — в Семипалатинске: работал учеником штемпельного мастера, мойщиком посуды, мальчиком в аптеке, санитаром в городской больнице. Попытка поступить в Омскую фельдшерскую школу не удалась, и Гребенщиков вернулся домой.

В 1899 году поступил письмоводителем к мировому судье П.Е.Цвилинскому, сыгравшему исключительную роль в его интеллектуальном развитии.

Затем, поработав у мирового судьи писарем, а также у семипалатинского нотариуса - письмоводителем, Гребенщиков к 1903 г. получил знания по истории и литературе, приобрел опыт литературного труда и получил некоторую независимость.

Крупнейшим событием в биографии Гребенщикова были его поездки в 1910-1911 годах на Алтай с целью бытовых и этнографических наблюдений.



Социалистическую революцию в России писатель не принял, хотя однозначно об этом не высказывался. Гребенщиков свое отношение выразил тем, что в 1920 году уехал из страны вместе с покидающими Крым войсками Врангеля.

Стараясь держаться подальше от политики и партийных дрязг, он эмигрировал в Турцию, затем во Францию. Гребенщиков и на чужбине будет сторониться принимать участие в политике.

В конце 1930-х Гребенщиков получил должность профессора русской литературы и истории в колледже Южной Флориды. Активно печатался в русскоязычной прессе Америки и Европы, участвовал в общественной жизни русской диаспоры.

После юношеского религиозного индифферентизма Гребенщиков увлекся космизмом рериховского толка и стал его ревностным пропагандистом (Н.К.Рерих // Сибирские огни. 1927. №2; Зов Азии // Рерих Н.К. Гималаи. Нью-Йорк, 1926).

К концу 1930-х Гребенщиков вернулся в лоно традиционного православия.


Читайте также: