Шрифт 7 класс изо конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Материалы: лист формат А3, карандашный клей, ножницы, домашние заготовки из нарезок различных шрифтов из газет и журналов,тушь,маркер.

Здравствуйте ребята, тема нашего урока – шрифт. Что-бы приступить к выполнению нашего задания – необходимо познакомиться с понятием шрифта и его видами.

Урок наш будет состоять из нескольких частей. В первой части мы поговорим с вами о том, что такое шрифт и какие виды шрифтов бывают. Во второй части мы будем выполнять шрифтовую композицию из домашних заготовок. Проведем анализ шрифтов и сформулируем цели и задачи необходимые нам для выполнения итоговой композиции. После выполнения композиции мы оценим свою работу и проанализируем насколько хорошо мы справились с поставленными целями и задачами. Это содержание первого нашего урока, во время второго урока мы с вами будем переносить нашу композицию из нарезанных шрифтов на лист а3 и выполнять ее тушью или маркером.

Шрифт— графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.

Вам всем было дано домашнее задание- вы должны были дома сделать подборку всевозможных шрифтов из доступных вам газет и журналов. Давайте попробуем классифицировать те шрифты, которые вы принесли. Я буду давать описание шрифта, а вы отбирать те ваши нарезки, которые подходят к озвученной мной классификации.

1. Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

4. Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

5. Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

7. Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Шрифт – это произведение искусства и важнейший элемент полиграфического изображения. Для освоения этой темы дается своеобразное задание.

1.Учащиеся делают нарезки шрифтов различного размера и написания из газет и журналов, чем интереснее и разнообразнее шрифтовые нарезки, тем оригинальнее будет итоговая работа.

2. Учащиеся выстраивают целостную, законченную композицию из этих нарезок, использовать можно как горизонтально-вертикальное решение композиции, так и диагонали. Желательно при помощи шрифтов выполнить надпись – авторство написания данной шрифтовой композиции. После выполнения композиции, учащиеся с помощью карандашного клея приклеивают на формат А3 шрифтовые нарезки.

После того, как работы выполнены происходит анализ композиций. Отбираются наиболее удачные, ищутся плюсы и минусы каждой композиции. Ученики сами проводят оценку своих работ.

Что мы понимаем под шрифтами? Это своеобразные письменные знаки, передающие определённую информацию.

Где в нашей жизни мы их можем встретить? Шрифты окружают нас повсюду: книги, газеты, журналы, объявления, буклеты, билеты различного назначения /кино, театр, лотерея и др./, плакаты, афиши, и конечно же компьютер. Современную жизнь вообще невозможно представить себе без такой необходимости, как шрифт. (Слайд 1)

Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. И задачей шрифта является передача информации в письменном виде во времени и пространстве.Но чем разнообразнее его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры, классификации и истории развития. Поэтому сегодня мы ознакомимся с вами с эволюцией шрифта.

Как вы думаете, рассуждая логически, когда мог возникнуть шрифт, т.е. когда и как человек начал передавать какую-либо информацию? (Слайд 4)

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Рисунок знаков претерпел сложный и длительный путь прежде, чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое. (Слайд 5)

Рассмотрим пример пиктографического письма.

Что первобытный человек чаще изображал? Скорее то, чем он жил, а именно – охота, рыболовство и т. д.

Что двигало человека рисовать зверей? Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое-то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную, желтую. Черную краску добывали из угля, белую – из известняка, желтую и красную – из глины. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. (Слайд 6)

Давайте прочтём современную интерпретацию пиктографии…(Слайд 7 – 8) В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку.

Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" – "священный", "глифы" – "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма – "идеографическое"). (Слайд 9)

Однако сколько же приходилось помнить иероглифов! Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д. (Слайд 10)

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало, так называемое, слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала – это расчленение фразы на слова, затем – свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг – расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье: древние египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии –Японии, Китае, Корее. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии). (Слайд 11)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое буквенно – звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Оно появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки, в зависимости от произношения, могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего, надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое, наконец, произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно. (Слайд 12)

Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом играйте сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ,
А за ними АГРОНОМ..
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС.
Сверху лётчику видна
Вся родная СТОРОНА.

ГАСТРОНОМ: астроном, маг, гном, агроном, мост, гром, матрос, трос, сторона, ас, нос, мор, ром, оса, нога, стог, мотор, сон, рот, морс, трон, март, нота, тор, рог, гора, нора,… (Слайд 13)

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском – 21, буква, в русском – 33, в чешком – 39, в армянском – 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н.э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. (Слайд 14)

От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII-VIII вв. до н.э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита. Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо – письмо древних римлян (III в. до н.э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным. (Слайд 15)

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры – братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название "кириллица". Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое письмо. Новая азбука была распространена по всему государству. Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. (Слайд 16-17)

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо – вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента. (Слайд 18)

С возникновением типографии упрощается работа с изданием книг, которые выпускались уже множественными тиражами.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. (Слайд 19 – 20)

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. (Слайд 21)

Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские шрифты строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом).

В наше время мы не можем представить свою жизнь без компьютера. Он создаёт удобство в работе со шрифтами. Мы можем набрать любой текст и перенести его на бумагу с помощью домашней типографии – принтера. (Слайд 22)

Раньше не было государственных стандартов, но у каждой эпохи был свой шрифт, как была и своя музыка, своя поэзия, свои вкусы. И никак не перепутать эпохи Пушкина и Маяковского, даже шрифты, которые характеризуют их искусство. И стандарты, слава богу, до сих пор не коснулись рукописных и рисованных шрифтов, применяемых для декоративно-оформительских работ, с которыми мы сейчас с вами и поработаем.

Обратите внимание, каким образом решается образ шрифта. Здесь объединяются рисунок и буквы, в результате чего создаётся образ слова. т. е. образуется воссоединение шрифтов двух эпох – пиктографии и буквенно-звуковой письменности. (Слайд 23 – 25)Сейчас мы с вами выполним данное задание со словами: солнце, книга, полёт. Задание: Выполнение пиктографическо-буквенно-звукового шрифта.

(Образ слова через воссоединение рисунка со шрифтом). (Слайд 26)

Цели: познакомить учащихся с искусством и историей шрифта; поговорить о слове и строке как об элементах плоскостной композиции.

Материалы: книги, журналы, иллюстрации различных видов шрифтов; цветная бумага (или картон), клей, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Слово учителя

В жизни мы постоянно встречаемся с буквами. Каждая буква – это изображение, своеобразная картинка. В древности, когда не было письменности, люди передавали всю информацию при помощи рисунков. Затем они преобразовались в буквенные символы, которые и стали фундаментом для создания современных букв. Шрифт – это буквы, объединенные общим стилем графического начертания. Графический стиль буквы зависит от содержания текста. Обратите внимание: каждая буква представляет собой совокупность линий – прямых, волнистых, плавных и резких. Важную роль в искусстве шрифта играет и цвет. Он является важным выразительным средством при создании плакатов, афиш, газет.

Русский шрифт X–XVII вв.

Развитие русской письменности во многом отличается от путей развития латинской. Азбуки, ставшие основой для славянского письма, называются глаголица и кириллица. Если вы посмотрите на глаголицу, то заметите, что формы букв довольно необычны. Знаки часто состоят из деталей, расположенных как бы друг на друге. Простые и округлые формы практически отсутствуют.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Все связано между собой лишь прямыми линиями. Глаголица западных славян (чехов, поляков и др.) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на кириллицу.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново. Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Его отличительная черта – отчетливость и прямолинейность начертаний. Большинство букв угловаты и имеют довольно тяжеловесный характер, и стоят отдельно друг от друга.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Начиная с XIV столетия, развивается второй вид письма – полуустав. Он впоследствии вытесняет устав. Этот вид письма гораздо округлее устава, буквы мельче, довольно много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания.

Обратите внимание, что буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями. Полуустав использовался в XIV–XVIII вв. наряду с другими видами письма в основном со скорописью и вязью. Писать полууставом было намного проще.

В XV столетии, во времена правления великого русского князя Ивана III, в России появляется новый стиль письма – скоропись. Это связано с тем, что Москва становится не только политическим, но и культурным центром страны. Возникла необходимость в упрощенном, более удобном стиле письма.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Буквы в скорописи имеют всевозможные крючки и прибавки, и все письмо сильно отличается от предыдущих стилей. В XV в. буквы скорописи выполняются с некоторыми удлинениями. В дальнейшем прямые и кривые линии приходят в равновесие, и буквы становятся более симметричными и округлыми.

3. Творческое задание

Посмотрите на виды русского шрифта. Какой из них вам наиболее симпатичен? Сегодня предлагается создать композицию, где будут преобладать именно буквы. Можно использовать как современный алфавит, так и древнерусский. Для работы понадобится цветной картон или цветная бумага. Вырежьте и наклейте буквы на фоновый лист (буквы должны быть разного цвета). Постарайтесь создать интересную и гармоничную композицию.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Что такое шрифт?
– Как вы думаете, какую роль играет буква в искусстве?

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

рисованный шрифт

Мной создана модифицированная программа “Искусство шрифта на уроках ИЗО” по развитию оформительских навыков и умений выполнять шрифтовые работы в рамках стандартных программ по изобразительному искусству (1-9 классы) под редакцией Неменского Б.М. и Кузина В.С. В системе блоков -заданий отражаются все ступени познавательной и практической деятельности учащихся по овладению как основными, теоретическими знаниями, так и практическими навыками в оформительско– дизайнерской работе. Предлагаемый блок уроков – один из многих, включённых в эту программу…

Читайте также: