Схаплок гиса кагирович конспект

Обновлено: 07.07.2024

Выражаем, глубокое и искреннее соболезнование родным, близким, друзьям Гучипса Схаплока.
Он был потрясающий исследователь культуры и традиции своего этноса, которому посвятил всю свою творческую деятельность. Мы коллеги будем помнить его как великолепного человека, настоящего адыга и патриота своей родины. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Данный ролик был создан в 2013гду в честь 70-летия Гучипса. (Автор ролика Зухра Гучетль).
ГъучIыпс, утхэмытыжьми утщыгъупшэнэп! УиIофшIэгъухэр!


скачать dle 11.3

Мы живем в новом времени. Все вокруг поменялось: жизнь людей, их взгляды. Есть то, что должно всегда присутствовать в нашей жизни. Это память. Ведь память народа -это его история.

Хотя наблюдаю везде войну против исторической памяти о ВОВ. Но это удар по нашему будущему. Почему все они не хотят думать о нас?

В этом учебном году я принимал участие во многих мероприятиях: акции "Открытку ветерану", " Класс доброты", "Георгиевская лента"; шествие Бессмертного полка; автопробег 74-ой годовщине Победы в ВОВ, митинг в а. Пчегатлукай.

В прошлом году я участвовал во Всероссийском конкурсе "Доброволец России 2018" в номинации "Уверенные в будущем", где стал финалистом и был награжден дипломом. В 2018 г. начал собирать сведения о Г.К. Схаплоке и запечетлеть эти сведения в виде собственной книги, название которой "Легендарный человек Г.К. Схаплок". Ведь в поисковой работе все пропускается через собственные руки и душу. Это и есть реальный и действенный патриотизм. Таким образом происходит изучение и сбережение отечественной истории. Свою работу по поиску данных о земляке и начал с изучения материалов, хранящихся в музеях, бесед с родственниками.

Гисса Кагирович родился в ауле Пчегатлукай, Республика Адыгея. Учился актерскому мастерству в первой адыгейской студии ГИТИС в Москве, набранной в 1936 г. Он усердный и трудолюбивый за, что все годы учебы получал Сталинскую и стипендию им. Станиславского. Вернувшись в г. Майкоп после окончания студии, Гисса активно включился в театральную жизнь, создал яркие, запоминающиеся образы в спектаклях. Это был 1941 год. Началась война, и Гисса Схаплок, как и большинство ровесников ушел на фронт.

Он вступил в бой пехотинцем, затем стал танкистом и прошел путь от Скверного Кавказа до Берлина. Тут-то проявились его стойкий характер и высокое чувство патриотизма.

За мужество и героизм, проявленные на полях сражений, Гисса Кагирович был награжден: орденом "Красное Знамя" (трижды), медалями: "За оборону Москву", "За оборону Кавказа", "За взятие Берлина", "За победу над Германией. ". Имеет ряд благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за отличные боевые действия на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

В боях с немецкими захватчиками за город Берлин с 22 по 29 апреля 1945 г. проявил себя тактически грамотным офицером. 27 апреля 1945 г. при форсировании реки Шпрея - последнего рубежа к Берлину рота под командованием Схаплока уничтожила: 3 танка "Тигр", 2 самоходные пушки, 6 орудий, 9 минометов, 17 пулеметов, 24 точки с фауст-патронами и до 120 солдат и офицеров противника. В результате героического поступка Г. К. Схаплока река Шпрея была форсирована и достигнут центр города Берлина.

Ведь Берлинская операция является завершающей и одной из крупнейших военных операций Советских Вооруженных Сил в ВОВ.

Теперь у меня имеется документ, подтверждающий, что Г.К.Схаплок был представлен к званию "Героя Советского Союза".

Я считаю, что мною собран большой и важный материал об участнике ВОВ Г.К. Схаплоке. Вся информация систематизирована и оформлена в книгу памяти, в которой имеются материалы о ветеране: фотографии, копии, удостоверений, военного билета, наградных листов, приказов о награждении.

Также участвовал при создании стенда и музея, который дает представление о героческом, трудовом и боевом пути Гиссы Схаплока.

Мне хотелось бы, как я и писал в прошлой моей работе, чтоб в нашем ауле также возвели памятник другому нашему герою-земляку: Г.К. Схаплоку. Для меня была бы самой великой наградой, если бы Владимир Владимирович Путин посодействовал в пересмотрении присуждения Героя Советского Союза Гиссе Кагировичу Схаплоку в предверии 75 годовщины окончания Великой Отечественной Войны .

Краснодарский край, Адыгейская АО, Теучежский р-н, а. Пчегатицкай|аул Пчегатлукай, Теучежский район, Республика Адыгея|Краснодарский край, Адыгейская АО, а. Пчегатлукай|а.Пчегатлукай Теужеского р-на ААО|Адыгейская АО, а. Плегатлукай|а.Пчегатлукай, ААО

Место призыва: Майкопский РВК, Краснодарский край, Адыгейская АО, Майкопский р-н|Теучежским РВК|Адыгейский ОВК

С 03.42 по 12.42г командир стр.отделения 62 морской стр. бригады 9 армии Южного фронта.|49 тбр 1 БелФ; 62 гв. мор. бр. 9 А ЮжнФ|Кавказ,Москва,штурм и взятие Берлина|Место службы: 49 гв. тбр 12 гв. тк|49 гв. тбр 2 гв. ТА 1 БелФ|бт и мв гсовг

гв. мл. лейтенант|мл. лейтенант|рядовой|лейтенант|воинское звание на момент награждения: мл. лейтенант|сержант

Орден " За взятие Берлина"," За оборону Кавказа"," За оборону Москвы"

Пн - ТЕХНИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Вт - Пн - 10:00 — 19:00
Сб - Вс - 09:00 — 21:00

Посетители музея обязаны соблюдать настоящие Правила, выполнять требования работников музейного комплекса в части обеспечения общественного порядка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по адыгейской литературе предназначена для обучения учащихся 11 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. – Майкоп, 2011.;

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе

в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. № 576.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программой предусмотрено 4часа на развитие речи, 2 тестовые работы.

Основная цель программы:

- познакомить учащихся с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

- активизировать читательский интерес детей, по знакомить их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создать условия для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;

- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

Содержание тем учебного курса

Художественный мир адыгейской литературы (18 часов)

Художественный мир Исхака Шумафовича Машбаша. Жизненный и творческий путь писателя и поэта.

В основе романа лежит историческая правда. Бзиюкская битва-восстание шапсугских тфокотлей с бжедугскими князьями и орками в XVIII веке - трагедия народа. Классовая борьба в романе.

Сочувствие и военная поддержка со стороны императрицы Екатерины князьям и оркам Бжедугии. Героизм, мужество и стойкость тфокотлей Шапсугии, Темиргойи, Абадзехии, Убыхии, Бесленеи, Махошии в борьбе против произвола, жестокости и несправедливости.

Братская помощь крестьян из Турции оружием. Образы героев, погибших в неравном бою. Братья Хагуры. Образ матери Ляшина. Идеи дружбы, взаимопонимания, согласия и равноправия народа в романе.

Тема объединения всех адыгских племен в единое государство - Черкесию -основная тема романа Машбаша. Сафербий Зан и Хан-Гирей - патриоты своего народа. Идеи объединения всех адыгских племен в единое государство со своим государственным строем и знаменем.

Творческий практикум. Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.

Тема войны в лирике и прозе Ашинова. Человек в трагических условиях. Дружба и ее функции в стихотворении.

Система образов произведения. Сравнительный анализ образов отца Заура и Хаджимета.

Художественный мир Хамида Яхьевича Беретаря. Слово о поэте.

Беретаря. Трагический пафос.

Драма как род литературы, ее особенности. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Трагическая история любви и ее авторская оценка. Символические образы.

Художественный мир Пшимафа Карбечевича Кошубаева

Тема нравственного возрождения человека в повести. Великая Отечественная война и ее отголоски.

Композиция повести - образ дождя. Глубина нравственной проблематики и психологизма повести.

Художественный мир Джафара Базруковича Чуяко. Жизненный и творческий путь поэта и писателя.

Военная лирика Д. Чуяко, посвящение произведений ветеранам - фронтовикам и героям, не вернувшимся с войны. Мастерство в создании характеров героев.

Художественный мир Бреджиба Адшесовича Мамия

Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии, реалистические черты характеров.

Художественный мир Сафера Ильясовича Панеша

Трагические события военных лет в произведениях Панеша. Тема предательства, нравственного падения человека, ранее пользовавшегося уважением окружающих и горячо пропагандировавшего существующую власть и ее порядки.

Влияние на судьбы детей ошибок, совершенных родителями. Мир и человек в прозе Панеша. Трагическое звучание темы любви. Творческий практикум. Литературно-критическое эссе.

Тема Великой Отечественной войны. Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции, детали. Творческий практикум. Семинар, дискуссия, рецензия на поэму.

Художественный мир Каплана Гайсовича Кесебежева. Слово о поэте.

Военная лирика Кесебежева. Воспоминания автора, надежда на мир и светлое будущее. Призыв помнить погибших воинов. Приемы изображения действительности в стихах. Особенности стихосложения.

Художественный мир Хусена Хаджимосовича Хурумова. О поэте.

Основные темы и мотивы лирики X . Хурумова. Своеобразие и функции художественных средств. Новаторские поиски в области языка, словотворчество. Творческий практикум. Ролевая дискуссия, реферат.

II . Современная адыгейская поэзия (6 ч.)

Художественный мир Мугдина Исмаиловича Тлехаса. О поэте.

Выражение боли, страдания за уничтожение природы. Воспевание рождения нового аула, красоты черкешенки. Призыв к людям планеты сохранить живую природу.

Совершенство стихотворной формы. Символы природных стихий. Музыкальные принципы поэтической речи и их реализация в творчестве поэта.

Художественный мир Санят Арамбиевны Гутовой. Жизненный, творческий путь поэтессы.

Поэтический мир С. Гутовой. Отличие данной поэзии от традиционной лирики. Писательское мастерство. Творческий практикум. Классная дискуссия.

Художественный мир Сайды Ахмедовны Хунаговой

Жизненный и творческий путь С. Хунаговой.

Проблема национальных истоков. Воспитание молодёжи и её будущее -основная тема лирики Хунаговой. Осуждение падения нравственных ценностей.

Традиции и новаторство в современной прозе. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Современная адыгейская поэзия.

Художественный мир Шихамбия Исмагиловича Куева. Жизненный и творческий путь поэта.

Художественный мир Заремы Индрисовны Хакуновой-Хуаз. Жизненный и творческий путь поэтессы.

Глубокий смысл и лиричность стихов Хакуновой-Хуаз. Поэтическое мастерство.

Художественный мир Тимура Исмаиловича Дербе. Жизненный и творческий путь поэта.

Творческий практикум.Итоговая читательская конференция. Общее и особенное в стихах молодых поэтов.

III . Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей и поэтов (11 часов)

Творческий практикум. Поэтический мир адыгейских поэтов. Классная дискуссия.

Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. Реферат.

Русский национальный характер в изображении адыгских писателей. Сочинение-размышление по произведениям И. Ш. Машбаша. Сочинение-рассуждение по произведениям А. М. Гадагатля. Итоговая читательская конференция. Адыгские писатели и поэты XIX и XX веков.

Жизненный и творческий путь литературоведов и критиков адыгейской литературной науки на современном этапе: Магомета Шамсудиновича Кунижева, Абубачира Адышесовича Схаляхо, Казбека Гиссовича Шаззо, Руслана Галимовича Мамия, Туркубия Нуховича Чамокова, Учужука Масхудовича Панеша, Аслана Китовича Тхакушинова, Хамеда Гиссовича Тлепцерше.

Читайте также: