Сферы производства и разделение труда 8 класс технология конспект урока презентация
Обновлено: 09.07.2024
Презентация на тему: " Разделение и специализация труда в процессе профессиональной деятельности. 1.Разделение труда: его сущность и формы." — Транскрипт:
1 Разделение и специализация труда в процессе профессиональной деятельности. 1. Разделение труда: его сущность и формы
2 Разделение труда Первобытнообщинный строй Скотоводство Земледелие Обособление ремёсел и торговли Рабовладельческий строй Умственный труд Физический труд Ремесленная мастерская Ремесленники-универсалы Появление мануфактур Заводы и фабрики (появляются рабочие )
3 Специализация труда – это форма общественного разделения труда (отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта).
4 Специализация труда рациональнее используются факторы производства монотонность и непривлекательность специализированного труда появляется возможность механизации производства полная зависимость производителей друг от друга растет эффективность производства однообразие продукции специализированного труда Преимущества Недостатки
5 Формы разделения труда Умственный и физический труд Квалификационная специализация Профессиональная специализация Функциональная специализация Отраслевая специализация Предметная специализация Подетальная специализация Стадийная (технологическая) специализация
6 Формы разделения труда Примеры Физический труд Умственный труд Отрасли материального производства Отрасли непроизводственной сферы Предметная специализация Подетальная специализация Технологическая специализация Функциональная специализация Квалификационная специализация
7 Формы разделения труда Примеры Физический труд Дворник, лесоруб … Умственный труд Учёный Отрасли материального производства Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, лесное хозяйство и др. Отрасли непроизводственной сферы Наука, образование, медицина, торговля, юридическая деятельность и др. Предметная специализация Автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех, хлебозавод, конфетная фабрика… Подетальная специализация Развивается в автомобилестроении, тракторостроении, авиационной промышленности. Технологическая специализация Выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (заготовки для автомобилестроения ит.п.) Функциональная специализация Рабочие (основные рабочие, обслуживающие, вспомогательные) и служащие (руководители, специалисты и технические исполнители). Квалификационная специализация Разряд, класс, категория работника внутри профессиональной группы
8 Разделение и специализация труда Профессия - род трудовой деятельности, требующих специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.
Приемы обучения:
1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;
2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;
3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;
4. выставление оценок за урок.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.
Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска
Тема урока: Разделение труда
8 класс ОВП. Урок №17.
Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.
Тип – урок изучения нового материала.
Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).
Формы учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);
- индивидуальная (во время работы с заданием).
Приемы обучения:
1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;
2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;
3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;
4. выставление оценок за урок.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин
Приветствие, контроль посещаемости
2. Теоретическая часть – 15 мин.
2.1. Постановка задачи урока
2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)
В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.
Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, а на их основе – промышленности.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).
В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей. Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.
По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда. (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)
В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:
между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры – ответы уч-ся: тяжелая и легкая промышленность;
между городом и деревней. Приведите примеры – ответы уч-ся: промышленность и сельское хозяйство;
между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры – ответы уч-ся: – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.
Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на
добывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: угольная, горнорудная;
обрабатывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.
Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.
Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.
Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений ( между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).
В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда, которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных ( наладчики оборудования, погрузчики…).
Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей: слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.
Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация. Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.
Если и дальше происходит усложнение и совершенствование трудовых операций, то появляются специалисты разрядной квалификации (1, 2, 3 разряды). Чем выше разряд, тем сложнее выполняемые работы.
Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.
Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).
Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.
Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).
3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.
4. Подведение итогов урока – 7 мин.
Как вы понимаете разделение труда?
Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
Приведите примеры профессии, специальности, должности.
5. Выставление оценок – 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?
8 класс ,ОВП
Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Сферы производства и разделение труда.pdf
Сфера материального производства – это все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Промышленность. Сельское хозяйство.
Лесное хозяйство. Рыбное хозяйство.
Транспорт (грузовой) и связь. Строительство.
Торговля и общественное питание.
Материально-техническое снабжение и сбыт. Заготовки. Информационно-вычис-
лительное обслуживание. Операции С недвижимым имуществом. Общая коммерческая деятельность по обе-
спечению функционирования рынка.
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
Специальность
Квалификация
Род трудовой деятельности,
специальных знаний и опыта и
Комплекс приобретённых путём специальной
подготовки и опыта работы знаний,
умений и навыков, необходимых для
определённого вида деятельности в
рамках той или иной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей.
Ø учитель технологии; Ø токарь;
Ø учитель математики; Ø фрезеровщик; Ø учитель биологии; Ø сверловщик;
Ø учитель начальных классов. Ø шлифовщик.
Специальность
Квалификация
Род трудовой деятельности,
специальных знаний и опыта и
Комплекс приобретённых путём специальной
подготовки и опыта работы знаний,
умений и навыков, необходимых для
определённого вида деятельности в
рамках той или иной профессии.
человека к тому или
иному виду трудовой деятельности,
совокупность знаний и умений,
выполнения труда заданной сложности.
Труд различается по содержанию и сложности
Основные виды разделения труда
Общее разделение Частное разделение Единичное
труда труда разделение труда
Обособление различных видов деятельности в
сельское хозяйство, сфера услуг и т. д.)
Обособление отдельных отраслей в
рамках крупных родов производства
(например, автомобилестроение, парикмахерские услуги и т. д.)
Обособление различных видов
(организации) или его подразделения
Формы разделения труда
Технологическое
Квалификационное
Функциональное Профессионально- квалификационное
Обособление отдельных групп работников в
производственных функций: служащие, рабочие,
обслуживающий персонал, ученики и пр.
Деление работников по профессиям и специальностям, распределение
работ в зависимости от их сложности
между работниками разных
по видам работ, например
сварочные, малярные работы
профессиональног о мастерства,
производственного опыта, личных способностей
ü сформировать представление о профессиональной деятельности, сферах производства и разделения труда;
ü раскрыть понятия профессии,
ü выяснить какую роль играет выбор профессии в жизни человека
§24 прочитать, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом будет зависеть, как сложится дальнейшая судьба человека.
Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни
Выбранный для просмотра документ Сферы производства и разделение труда.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока:
сформировать представление о профессиональной деятельности, сферах производства и разделения труда;
раскрыть понятия профессии, специальности, квалификации;
выяснить какую роль играет выбор профессии в жизни человека
Профессиональное самоопределение
Самоопределение личности – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нём.
Профессиональное самоопределение
добыча пищи
добыча огня
изготовление одежды
защита от опасностей
Профессиональное самоопределение
освящённый
(духовенство)
служивый (военная и государственная служба)
торговый (купцы, их ещё называли гостями)
земледельный (крестьяне)
Профессиональное самоопределение
Компетентность – это совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Профессиональное самоопределение
Профессиональная компетентность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний и сформированных компетенций при решении профессиональных задач.
Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.
Профессиональная деятельность
Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством производимой продукции, предметом и орудиями труда, технологией и организацией производства.
Профессиональная деятельность
Сфера производства – совокупность отраслей, объединённых по определённому признаку.
Профессиональная деятельность
Промышленность. Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Рыбное хозяйство. Транспорт (грузовой) и связь. Строительство. Торговля и общественное питание. Материально-техническое снабжение и сбыт. Заготовки. Информационно-вычислительное обслуживание. Операции С недвижимым имуществом. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
Сфера материального производства – это все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Профессиональная деятельность
Наука. Образование. Искусство. Культура Здравоохранение. Торговля. Общественное питание. Жилищно-коммунальное хозяйство. Финансы. Система массовых коммуникаций и пр.
Непроизводственная сфера — совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные (кроме производства материальных благ) потребности людей и общества в целом.
Профессиональная деятельность
Профессия
Специальность
Квалификация
Род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Профессиональная деятельность
Профессия
учитель
Профессия объединяет группу родственных специальностей.
Профессия
станочник по металлообработке
учитель технологии;
учитель математики;
учитель биологии;
учитель начальных классов.
токарь;
фрезеровщик;
сверловщик;
шлифовщик.
Профессиональная деятельность
Профессия
Специальность
Квалификация
Род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.
Профессиональная деятельность
Труд различается по содержанию и сложности
Простой — сложный
Профессиональная деятельность
Разделение труда – это разграничение деятельности людей в ходе производственных процессов.
Профессиональная деятельность
Правильное разделение труда позволяет предоставить всем участникам производственного процесса рабочие места с учётом их личных особенностей, профессиональных и деловых качеств.
Профессиональная деятельность
Основные виды разделения труда
Общее разделение труда
Частное разделение труда
Единичное разделение труда
Обособление различных видов деятельности в масштабе всей страны (например, промышленное производство, сельское хозяйство, сфера услуг и т. д.)
Обособление отдельных отраслей в рамках крупных родов производства (например, автомобилестроение, парикмахерские услуги и т. д.)
Обособление различных видов деятельности в рамках предприятия (организации) или его подразделения
Профессиональная деятельность
Формы разделения труда
Функциональное
Профессионально-квалификационное
Технологическое
Обособление отдельных групп работников в зависимости от выполняемых ими производственных функций: служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал, ученики и пр.
Деление работников по профессиям и специальностям, распределение работ в зависимости от их сложности между работниками разных квалификационных групп
Предметное, подетальное, пооперационное;
по видам работ, например сварочные, малярные работы
Квалификационное
Определяется уровнем профессионального мастерства, производственного опыта, личных способностей
Подведение итогов
§24 прочитать, ответить устно на вопросы
в конце параграфа.
Домашнее задание
сформировать представление о профессиональной деятельности, сферах производства и разделения труда;
раскрыть понятия профессии, специальности, квалификации;
выяснить какую роль играет выбор профессии в жизни человека
Закрепление нового материала
Итоги урока
Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом будет зависеть, как сложится дальнейшая судьба человека.
Цель урока:
сформировать представление о
профессиональной деятельности,
сферах производства и разделения
труда;
раскрыть понятия профессии,
специальности, квалификации;
выяснить какую роль играет выбор
профессии в жизни человека
Профессиональное самоопределение
Самоопределение личности – это осознание своего отношения к миру,
утверждение своей позиции в нём.
Профессиональное самоопределение
торговый (купцы, их ещё
называли гостями)
служивый (военная и
государственная служба)
освящённый
(духовенство)
земледельный
(крестьяне)
Профессиональное самоопределение
Компетентность – это совокупность компетенций, наличие знаний и опыта,
необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной
области.
Профессиональное самоопределение
Профессиональная компетентность — способность успешно действовать
на основе практического опыта, умений и знаний и сформированных
компетенций при решении профессиональных задач.
Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей
профессии и специальности в определенной сфере и отрасли
производства.
Профессиональная деятельность
Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий,
производств, организаций, характеризующаяся единством производимой
продукции, предметом и орудиями труда, технологией и организацией
производства.
Профессиональная деятельность
Сфера производства –
определённому признаку.
совокупность
отраслей,
объединённых
по
Профессиональная деятельность
Сфера материального производства – это все виды деятельности,
создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме
перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других
функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Промышленность. Сельское хозяйство.
Лесное хозяйство. Рыбное хозяйство.
Транспорт (грузовой) и связь. Строительство.
Торговля и общественное питание.
Материально-техническое снабжение и
сбыт. Заготовки. Информационно-вычислительное обслуживание. Операции С
недвижимым имуществом. Общая
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Геология и разведка недр, геодезическая и
гидрометеорологическая службы
Профессиональная деятельность
Непроизводственная сфера — совокупность отраслей народного
хозяйства,
удовлетворяющих
разнообразные
(кроме
производства
материальных благ) потребности людей и общества в целом.
Наука. Образование. Искусство. Культура
Здравоохранение. Торговля. Общественное
питание. Жилищно-коммунальное
хозяйство. Финансы. Система массовых
коммуникаций и пр.
Профессиональная деятельность
Профессия
Специальность
Род трудовой
деятельности,
требующий
специальных знаний
и опыта и
обеспечивающий
условия
существования
человека.
Комплекс
приобретённых путём
специальной
подготовки и опыта
работы знаний,
умений и навыков,
необходимых для
определённого вида
деятельности в
рамках той или иной
профессии.
Квалификация
Профессиональная деятельность
Профессия объединяет группу родственных специальностей.
Профессия
учитель
учитель технологии;
учитель математики;
учитель биологии;
учитель начальных классов.
Профессия
станочник по металлообработке
токарь;
фрезеровщик;
сверловщик;
шлифовщик.
Профессиональная деятельность
Профессия
Специальность
Квалификация
Род трудовой
деятельности,
требующий
специальных знаний
и опыта и
обеспечивающий
условия
существования
человека.
Комплекс
приобретённых путём
специальной
подготовки и опыта
работы знаний,
умений и навыков,
необходимых для
определённого вида
деятельности в
рамках той или иной
профессии.
Степень
подготовленности
человека к тому или
иному виду трудовой
деятельности,
совокупность знаний
и умений,
необходимых для
выполнения труда
заданной сложности.
Профессиональная деятельность
Труд различается по содержанию и сложности
Простой — сложный
Основной — вспомогательный
Умственный — физический
Ручной — автоматизированный
Научный — практический
Управленческий — исполнительский
Технический — экономический
Профессиональная деятельность
Разделение труда – это разграничение деятельности людей в ходе
производственных процессов.
Профессиональная деятельность
Правильное разделение
труда позволяет
предоставить всем
участникам
производственного
процесса рабочие
места с учётом их
личных особенностей,
профессиональных и
деловых качеств.
Профессиональная деятельность
Основные виды разделения труда
Общее разделение
труда
Частное разделение
труда
Единичное
разделение труда
Обособление
различных видов
деятельности в
масштабе всей
страны (например,
промышленное
производство,
сельское хозяйство,
сфера услуг и т. д.)
Обособление
отдельных отраслей в
рамках крупных родов
производства
(например,
автомобилестроение,
парикмахерские
услуги и т. д.)
Обособление
различных видов
деятельности в
рамках предприятия
(организации) или
его подразделения
Профессиональная деятельность
Формы разделения труда
Функциональное
Обособление
отдельных групп
работников в
зависимости от
выполняемых ими
производственных
функций:
служащие,
рабочие,
младший
обслуживающий
персонал,
ученики и пр.
Профессиональноквалификационное
Деление работников
по профессиям и
специальностям,
распределение
работ в зависимости
от их сложности
между работниками
разных
квалификационных
групп
Технологическое
Квалификационное
Предметное,
подетальное,
пооперационное;
по видам работ,
например
сварочные,
малярные работы
Определяется
уровнем
профессиональног
о мастерства,
производственного
опыта, личных
способностей
Подведение итогов
сформировать
представление
о
профессиональной деятельности, сферах
производства и разделения труда;
раскрыть
понятия
профессии,
специальности, квалификации;
выяснить какую роль играет
профессии в жизни человека
выбор
Домашнее задание
§24 прочитать, ответить устно на вопросы
в конце параграфа.
Итоги урока
Выбор
профессии
–
это
первый шаг к самостоятельной
жизни, от которого во многом
будет зависеть, как сложится
дальнейшая судьба человека.
Правильно
выбрать
профессию – это значит найти
своё место в жизни
Цель: познакомиться со сферами производства и видами разделения труда.
Задание:
1. Посмотреть видеоурок.
2. В тетрадь записать определения и схемы, которые представлены на этой странице ниже. Фото готовой работы прислать учителю на электронную почту.
3. Выполнить практическую работу.
Ход урока:
1. Посмотреть видеоуроки:
2. Конспект записать в тетрадь:
Профессиональная деятельность - это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере о отрасли производства.
Специализация труда - форма общественного разделения труда.
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких - либо конкретных отраслей экономики.
3. Выполнить практическую работу:
1. Предлагаем тебе определить к каким видам деятельности у тебя есть склонности . Тест
2. Ознакомься с матрицей выбора профессии. Начать
Читайте также: