Северные безлесные зоны конспект урока 8 класс полярная звезда

Обновлено: 05.07.2024

География России: Природа. Население/ В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; под редакцией чл.-корр.РАО В.П. Дронова.-М.:Вентана-Граф, 2013.

Тема урока: Северные безлесные природные зоны

Тип учебного занятия — _Урок открытия нового знания:__урок-исследование

Конспект-сценарий урока.

Урок№41: Северные безлесные природные зоны

Формирование умения использования теоретических положений о северных безлесных зонах для решения учебных задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Воспитание уважения к Отечеству на основе формирования целостного мировоззрения о природе русского Севера.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формирование самостоятельных умений по определению цели, задач и планирования результатов своего обучения.

Формирование умений работать индивидуально и в группе.

Формирование и развитие ИКТ- компетенции.

Формирование умений по владению основами само и взаимооценки.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Исследование особенностей природных зон арктических пустынь, тундр, хозяйственной деятельности человека и ее влияние на окружающую среду.

Развитие картографической грамотности, развитие умений и навыков использования разнообразных источников географической информации для решения учебной проблемы.

Мотивационно - ориентировочный

Создание мотивационной установки .

Определение темы, цели урока и учебной проблемы

Учитель приветствует учеников .

Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.

-Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

-Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему!

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

Я рада вас видеть на уроке географии.

2.Эпиграфом к уроку мы возьмем слова великого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена:

Предлагает объяснить значение эпиграфа. Одобряет ответы учащихся

2.1.Вспомним, кто такой Марко Поло?

2.2. Какие черты русских людей выделяет путешественник?

2.3. Какая главная черта природы России им описывается? Почему?

2.4.Предположите проблему урока.

2.5.Какие природные зоны находятся на севере России?

2.6.Сформулируйте тему и цель урока.

Какие способы и методы будем использовать?

Какими источники будем использовать?

Обобщает ответы: анализируем тематические карты атласа, Goolge maps , текст учебного пособия, дополнительных источников информации в сети Интернет, выявляем географические закономерности природных компонентов для комплексной характеристики природной зоны для высказывания предположений по поводу решения данной учебной проблемы.

Желают друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок

Пытаются объяснить значение эпиграфа, предполагают о возникновении учебных трудностей при изучении новых территорий и поиска путей выхода из них

Читают фрагмент книги М.Поло

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему, цель и проблему урока.

Предлагают использовать разные источники информации: учебное пособие, географические карты, ресурсы сети Интернет, Goolge Планета Земля

для сбора и анализа информации о северных природных зонах

Личностные: нравственная ориентация

Регулятивные (целеполагание, ланирование),

Познавательные: общеучебные, логические, постановка проблемы. Коммуникативные

(владение диалогической и монологической формами речи)

Операционно-исполнительный

Учитель направляя работу обучающихся, предлагает им вспомнить комплексную характеристику природных зон.

Одобряет ответы учащихся:

Подводит итог: изучение природной зоны идет по природным компонентам, на основе этого мы можем выделить связи между ними, а затем создать целостный образ природной зоны.

Предлагает выбрать из плана –характеристики вопрос для изучения каждой группе.

Предлагает каждой группе по ходу выступления своих одноклассников систематизировать материал в виде кластера. Договариваются, что тема кластера - это обозначенная проблема.

Обращает внимание на правила групповой работы. Приложение2.

1 группа изучает ГП и рельеф арктической пустыни и тундры.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы группы, обращает внимание на правильные приемы показа географических объектов на карте.

Предлагает выполнить тренировочные задания в рабочей тетради №3 и №6 на стр.9-10

Направляет работу учащихся.

2 группа –климатические особенности (количество солнечной радиации, средние температуры января, июля, годовое количество осадков и их режим, увлажнение, циркуляционные процессы, климатические явления).

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы с показом показателей на интерактивной карте

Предлагает выполнить тренировочные задание в рабочей тетради: №1 и №7 .

Помогает корректировать ответы учащимся .

3 группа –Типичные свойства почв и их особенности.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы

4 группа – биологические ресурсы, их приспособленность к условиям, исчезающие и охраняемые виды.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы и использованием картин и схем электронного учебника.

Предлагает выполнить тренировочные задания в рабочей тетради №8.

Направляет работу учащихся.

5 группа – особенности хозяйственной деятельности. Экологические проблемы.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы с использование схем ЭУ.

Предлагает выполнить тренировочные задания в рабочей тетради №11.

Корректирует и одобряет ответы учащихся.

Перечисляют этапы изучения природной зоны.

Предполагают, что на основе поэтапного изучения формируется целостный образ территории.

Каждая группа выбирает отдельное задание в характеристике ПЗ.

Повторяют правила работы в группе.

Планируют работу в группе: распределяют роли, самостоятельно работают с источниками географической информации, обсуждают итоги работы, делают выводы по решению проблемы, составляют кластер.

Выступает представитель первой группы, выделяет как знания о ГП и рельефе помогут в решении учебной проблемы с показом на карте. Одноклассники задают вопросы.

Выполняют задания. Проговаривают правильные ответы.

Выступает представитель группы по характеристике климата с показом на интерактивной климатической карте.

Одноклассники дополняют кластер, задают вопросы.

Выполняют задания, Проговаривают правильные ответы.

Выступает представитель группы Одноклассники дополняют кластер, задают вопросы.

Выступает представитель группы. Использует ЭУ.

Одноклассники дополняют кластер по теме учебной проблемы. Задают вопросы.

Выполняют задания, Проговаривают правильные ответы.

Выступает представитель группы с использованием ЭУ.

Одноклассники дополняют кластер по теме учебной проблемы. Задают вопросы.

Выполняют задания Проговаривают правильные ответы.

Коммуникатиные(умение полно и точно выражать свои мысли)

Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации. смысловое чтение. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности пр и решении проблемы) . коммуникативные (инициативное сотрудничество по поиску и отбору информации. контроль, коррекция действий одноклассников,

владение формами речи. Полнота и точность)

Личностные логические дествия

Рефлексивно-оценочный этап

Обобщает ответы учащихся. Благодарит за работу.

Предлагает подвести итог групповой работы

Каждая группа представляет результат работы с кластером.

Обсуждают. дополняют, формулируют выводы, рекомендации для людей, живущих на севере.

Анализируют деятельность в группе

Определяют, что групповая работа делает процесс обучения более интересным, Занимательным, позволяет раскрыть различные точки зрения на проблему.

Рефлексия эмоционального состояния

В листе самоконтроля предлагает обвести один из смайликов, проанализировав свое эмоциональное состояние на уроке.

Учитель напоминает об оценивании учащихся: произвести самооценку и взаимооценку , проставив отметки в листе самоконтроля.

Анализируя свое настроение в листе самоконтроля обводят один из смайликов.

Самооценка и взаимооценка

Познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка результатов деятельности)

Домашнее задание

Параграф 35, ответить на вопросы и выполнить задания в рабочей тетради.

Дополнительное задание (по желанию или на выбор)

Опережающие задания:

1. Составить небольшую презентацию с использованием Google maps , на объяснение характеристик тайги по параграфу 36.

2.Просмотреть фильм о Тайге из серии фильмов о природе: ссылка

Подготовить небольшой просмотр из фильма (5-6 минут ) для учащихся, составить вопросы по содержанию фрагмента

Изучают таежную зону по параграфу 36 и другим источникам информации, используя Google maps , находят территории на карте, характеризующие особенности тайги, готовят небольшой рассказ.

Используют ссылки учителя или находят другое видео о Тайге в интернет – ресурсах, работают с видео- фрагментом по составлению вопросов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока № 39

Тема : Северные безлесные зоны.

Образовательные цели: сформировать образы арктических пустынь, тундры и лесотундры и необходимость бережного отношения к их природе;

Развивающие цели: раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, выявить их экологические проблемы; выявить особенности занятий населения тундры;

Воспитательные цели: формировать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описание жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

настрой на умственную работу.

домашнего задания.

Ученики отвечают на вопросы, пересказывая текст домашнего параграфа, высказывают свое мнение по предложенным вопросам, дополняют ответы друг друга .

Коммуникативные : умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения.

3.Содержательный этап.

В начале урока обучающиеся актуализируют знания о том, что такое климатический пояс, географический пояс, природная зона . Какому закону подчинено размещение природных зон?

Арктические пустыни, расположенные
на островах Северного Ледовитого океана

Главное отличие климата тундры от климата арктических пустынь — положительные летние температуры. Продолжительность безморозного периода достигает в среднем 40 суток.

Вопрос: чем вызвано безлесье тундры?

Важно подчеркнуть, что вследствие суровости климата все природные процессы в тундре протекают медленно, поэтому нарушенные ландшафты долго восстанавливаются.
Эта зона мало преобразована человеком. Однако в некоторых местах она изменена хозяйственной деятельностью (строительство трубопроводов, пастбищное оленеводство, добыча полезных ископаемых, испытания ядерного оружия).

Дают определение понятиям. Дополняют ответы друг друга

Под фотографией на стр. 128 учебника школьники зачитывают описание Арктики, данное географом Ю. К. Ефремовым, и переходят к изучению плана характеристики природных зон (задание 2 на стр.131 учебника).

Затем обучающиеся знакомятся с особенностями тундры и лесотундры.

Отвечают на вопрос, делают вывод, что это связано с сильными ветрами, избыточным увлажнением, холодным непродолжительным летом, распространением многолетней мерзлоты .

Используя текст учебника на стр. 130-131, обучающиеся выясняют, чем заняты коренные жители тундры; как они адаптированы к жизни в её природных условиях.

Познавательные : умение анализировать информацию: анализировать текст, карты, материалы интерактивного учебного пособия.

Личностны е: осознание значимости данной работы, для развития собственной личности.

4.Закрепление

В заключительной части урока обучающимся даётся задание: создать с помощью нескольких предложений образы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Как в жизни им пригодятся знания, полученные на уроке.

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры. Высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.

Познавательные: анализ карт.

Коммуникативные : уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Выставление оценок ученикам.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке.

§ 32; ответить на вопросы и выполнить задания 1, 3-6 на стр. 131 учебника.

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.

Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

3) Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
4) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.

ВложениеРазмер
урок географии 8 класс южные безлесные зоны России 30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Тема: Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни

Шахлович Анна Николаевна


Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.

Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

3) Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
4) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
Результаты обучения :

Личностные : прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать бережливость и охрану природы

Предметные : формировать представления о связи компонентов природы в степи, полупустыне и пустыне;

Применять практические умения по составлению характеристики природной зоны по предложенному плану.

Совершенствовать умения называть и показывать на карте области распространения данных природных зон, работать с картами.

Метапредметные : Развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с разными источниками информации.

Тип урока : комбинированный

  • Наглядный - при работе с картой, таблицей
  • Иллюстративный - при работе со схемами и видеоматериалами
  • Проблемный – при отборе материала и ответах на проблемные вопросы.
  • Исследовательский – при работе с картами
  • Технология коллективной деятельности
  • Технология развития критического мышления
  • Исследовательская
  • Информационные
  • Развивающее обучение

Формы организации познавательной деятельности

  • Смена нескольких видов деятельности
  • Использование различных видов памяти( образный, слуховой, эмоциональный, зрительный)
  • Гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса
  • Использование различных видов восприятия информации
  • Преобладание положительных эмоций учителя и ученика.

Индивидуальная карточка № 2.
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3.
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают субтропические древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии.

Индивидуальная карточка № 4.
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Рост оврагов, водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

1.Вспомните, что такое природная зона? Какие природные зоны расположены в России?

2. Назвать характерные черты природных зон тундры, тайги, широколиственных лесов ( по фото-слайду).
3. Показать на карте территорию России, занятой тайгой, смешанными и широколиственными лесами.

4. Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири?

5.Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?

6.Как лиственница приспособилась к условиям тайги?

7.Какую тайгу называют темнохвойной и светлохвойной?

8.Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?

  1. Географический диктант ( работа со слайдом)
    Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
    Признаки:
    1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.
    2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
    3. Средняя температура января достигает до -40С.
    4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
    5. Почвы подзолистые.
    6. В природной зоне деревья образуют один ярус.
    7. Мало певчих птиц.
    8. Деревья более холодоустойчивы
    9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
    10. Древесина- главное богатство этой зоны.

11. В зоне много болот.

12. Условия почв более благоприятны для земледелия.

13.Эта зона отсутствует в Сибири.

14. Средняя температура января изменяется от -4С до -16С.

15. Хищник зоны – рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

Ответы: (слайд) Взаимопроверка в парах.
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15
Смешанные и широколиственные лес-2,4 ,12,13,14

Итак, особенности каких природных зон мы повторили?

3. Изучение нового материала (20-25 мин)
Учитель: В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Найдите на карте природных зон, где в России расположена данная зона? В какой природной зоне находится большая часть Краснодарского края?

Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т.к. при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов).

Переходим к климату: обращаемся к климатической карте: назовите основные черты климата степи. В каком климатическом поясе и его части расположена степь?

По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень, клен, липа.

Почему деревья растут в понижениях рельефа?
На растительность степей влияет климат, который характеризуется среднегодовой температурой от+3С до +10С.

Выпишите себе в тетрадь растительный и животный мир степей. (слайды)

Закончите заполнение схемы: (учебник стр. 179)

Приспособление растений степной зоны к недостатку влаги:

- восковой налет на листьях

- выделение эфирных масел

Чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся)

Сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, а также арбузы, дыни, тыкву.

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Дайте определения этих явлений.

Засуха -это длительный период без осадков при высокой температуре.

Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
А теперь давайте подведем итоги и назовем основные признаки степей ( схема в учебнике (стр.182)и слайд).

Мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь.

Примерные ответы учащихся, с опорой на схемы в учебнике и слайды.
Полупустыни и пустыни :
1. Географическое положение: полупустыни - север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. Пустыни - юг Прикаспийской низменности.
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2 в полупустыне, а в пустыне Кувл =0,1)
3. Почвы: в полупустыне -каштановые, бурые пустынно-степные. В пустыне – сероземы, солонцы и солончаки.
4. Растительность: полынно-злаковая , полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
6. Хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

4.Закрепление: (5 мин)

Саксаул, солонцы и солончаки, эфемеры, такыры, сайгак, солянка.

2.Определить, какие из перечисленных признаков соответствуют зоне степей, а какие – зоне пустынь и полупустынь:

- В азиатской части России природная зона отсутствует.

- Величина испаряемости более чем в три раза превышает годовое количество осадков,

- Типичные представители растительности – типчак и ковыль,

- Распространены плодородные черноземные почвы,

- Большинство животных ведет ночной образ жизни,

- Высокая плотность сельского населения.

- В этой зоне преобладают почвы сероземы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: формировать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описание жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.
Метапредметные: формирование умений: искать и отбирать информацию по теме; подготавливать и обсуждать презентации; работать с текстом и географическими картами.

Регулятивные: сформировать умение оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные:

- раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно – территориального комплекса, их экологические проблемы;

- выявить особенности занятий населения тундры;

- формировать умение давать характеристику природно – хозяйственной зоны, описания жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

- учащиеся могут находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

- сформировать умение работать в группе
Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

1.Организационный момент (2 мин)

2. Настрой на умственную работу (8 мин)

Проверка домашнего задания.


2. Выберите верное утверждение:
а) плодородие почвы определяется величиной растительного опада;
б) плодородие почвы определяется количеством гумуса, содержащегося в ней;
в) плодородие почвы определяется количеством выпадающих осадков;
г) плодородие почвы зависит от количества внесённых минеральных удобрений.

3. Выберите верный ответ. Почва отличается от горной породы: а) увлажнением; б) рыхлостью; в) плодородием.


4. Охарактеризуйте главные особенности почв России. Какие почвы характерны для вашей области (края)?

5. Дайте определение понятиям климатический пояс, географический пояс, природная зона.

6. Что такое природно-хозяйственная зона.

Ученики отвечают на вопросы, пересказывая текст домашнего параграфа, высказывают свое мнение по предложенным вопросам, дополняют ответы друг друга.

3. Изучение новой темы (19 мин)

Главное отличие климата тундры от климата арктических пустынь — положительные летние температуры. Продолжительность безморозного периода достигает в среднем 40 суток.


Вопрос: чем вызвано безлесье тундры?

Вследствие суровости климата все природные процессы в тундре протекают медленно, поэтому нарушенные ландшафты долго восстанавливаются.
Эта зона мало преобразована человеком. Однако в некоторых местах она изменена хозяйственной деятельностью (строительство трубопроводов, пастбищное оленеводство, добыча полезных ископаемых, испытания ядерного оружия).

По карте определите географическое положение данной природной зоны.
Используя карты Приложения и атласа, дайте оценку климату зоны арктических пустынь.

Учитель: С чем связаны особенности тундры и лесотундры?

Учащиеся отвечают на вопрос, делают вывод, что это связано с сильными ветрами, избыточным увлажнением, холодным непродолжительным летом, распространением многолетней мерзлоты.

Учитель: Используя текст учебника скажите, чем заняты коренные жители тундры; как они адаптированы к жизни в её природных условиях.

4.Закрепление знаний (7 мин)

В заключительной части урока обучающимся даётся задание: создать с помощью нескольких предложений образы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры. Высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.

5.Домашнее задание (4 мин)

§ 32; ответить на вопросы и выполнить задания 1, 3-6 на стр. 131 учебника.

Читайте также: