Сервировка стола для чаепития конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Обогащение практического опыта учащихся, через научение детей накрыванию стола.

  1. Развитие общей моторики, внимания обучающихся при выполнении задании на протяжении всего урока.
  2. Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, коммуникативных способностей.
  1. Воспитывать стремление к аккуратному выполнению сервировки стола для чаепития во время практической части.
  2. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

1. Организационный момент Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с нашей выставки. Как назвать то, что мы изготовили на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках мы изготавливали чайную посуду). Учитель. Где такая посуда может быть использована? (Такую посуду можно использовать при игре с куклами). Учитель.

Когда в жизни мы используем посуду? (Посуду мы используем: во время завтрака, во время обеда, во время полдника и ужина и когда бываем в гостях). Учитель. Сегодня у нас необычная встреча. К нам на урок пришли гости. А когда приходят гости, хозяева должны быть гостеприимными. Ребята, а к вам гости приходят? (Да, к нам приходят гости). Учитель.

Учитель. Найдите на картине лишнее. (Дети внимательно рассматривают картину и находят лишний предмет). Учитель. Почему вы решили, что это лишнее? 3. Постановка цели урока. Учитель. А чтобы наши гости остались довольны, мы должны правильно накрыть стол. И сейчас мы с вами вспомним, что же нам нужно для чаепития?

4. Работа над темой.

  1. А теперь найди, пожалуйста, этот предмет (чайник) на этом столе и поставь его на другой стол. (Находит предмет на столе и переставляет на другой стол).

Учитель. Вы хорошо потрудились, правильно выбрали посуду. А сейчас я вас научу, как правильно сервировать стол. На доску вывешивается по очереди каждое правило.

Правило первое. Стол накрыть скатертью.

(Когда приходят гости, стол нужно накрыть красивой чистой скатертью).

Правило второе. Торт ставят в центр стола.

(Торт освободить от коробки положить на блюдо и разрезать на кусочки).

Правило третье. Вокруг торта ставят остальные предметы. (Вокруг торта положить чайную пару с чайной ложкой, сахарницу, чайник заварочный).

  1. Внимательно посмотреть и выбрать нужный предмет!
  2. Друг друга не толкать.
  3. Работаем коллективно, и помогаем друг другу. Накрываем на стол.

Повторите за мной. (Каждый ребенок берет чайную пару и ставит на стол). Чего не хватает на нашем столе? (Дети перечисляют) Учитель. Поставьте их на наш стол. 7. Итог урока. Учитель.

Ребята, вам нравится, как мы сервировали стол? Чтобы вы смогли сервировать стол для своих гостей, давайте еще раз повторим правила. А для этого нужно занять свои места. (Повторение, зачитывание правил с доски).

1. Учить детей сервировать стол для чая.

3. Развивать организационные умения: продолжать учить готовиться к работе, отбирать необходимую посуду для данной сервировки.

4. Воспитывать желание овладеть трудовыми умениями, умение добиваться промежуточных результатов; формировать навыки самоконтроля.

5. Воспитывать аккуратность, доброжелательность.

Приборы и материалы:

Салфетки тканевые, бумажные, тарелка плоская, блюдце, чашка, чайная ложечка, угощения.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, обсуждение предстоящей работы, беседа, наблюдение за деятельностью воспитателя, образец перед работой, упражнение, объяснение, пояснение, поощрение, ответы детей, руководство деятельность, контроль, обобщающая беседа, оценка результата.

Работа с родителями. Родителям можно порекомендовать устраивать домашние праздничные чаепития с пирогом, который испекла мама или бабушка. Такие чаепития создают дружескую семейную обстановку, в которой ребенок еще раз закрепляет правила поведения за столом и накапливает положительные эмоции: и вкусно, и весело, и все вместе. В такой ситуации дошкольник старается проявить себя с лучшей стороны.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нашей куклы Кати день рожденья, и она пригласила своих друзей в гости. Пока она будет печь торт поможем ей?

Дети: Да! А что мы будем делать?

Воспитатель: Мы будем сервировать стол.

Воспитатель: Сейчас я вас научу. Ребята, а что нам необходимо, для того чтобы начать? Для начала мы должны знать, сколько будет приглашенных гостей.

Дети: Катя сколько у тебя будет гостей?

Кукла Катя: Ко мне придет медвежонок, зайчонок и щенок.

Воспитатель: И сколько же приборов мы должны поставить?

Воспитатель: Правильно на 4 прибора на 4 персоны.

Воспитатель: В сервировки стола на чай существуют такие правила:

Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней — блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки пи-рожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные — каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар — в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, — на тарелке.

Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара — щипцы, для лимона — маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся, когда берем угощение с общего блюда. Если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.

На столе стоят два фарфоровых чайника: большой — для кипятка, маленький — для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Дети сервируют стол. Воспитатель контролирует деятельность детей.

Кукла Катя: Большое спасибо вам, ребята, вы очень мне помогли, посуда красиво расставлена и моим гостям будет очень приятно сидеть за таким столом. А вот и гости пожаловали. Ребята, идемте вместе с нами пить чай.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Баранова Татьяна Ивановна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 14.43 Kb

Конспект открытого урока

по занимательному труду

в 3 классе МКС(К)ОУ С(К)ОШ

Цель: Научить детей накрывать стол для чаепития.

Обогащение практического опыта учащихся, через научение детей накрыванию стола.Обогащение активного словаря через работу в практической части.Коррекционно-развивающие:

Развитие общей моторики, внимания обучающихся при выполнении задании на протяжении всего урока. Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, коммуникативных способностей.Воспитательные:

Воспитывать стремление к аккуратному выполнению сервировки стола для чаепития во время практической части. Воспитывать познавательный интерес к предмету.Форма урока: урок-практика.

Форма работы: коллективная.

Методы: повторение, объяснительно-иллюстративный, практическая работа.

1. Организационный момент

Сегодняшний урок я хочу начать с нашей выставки.

Как назвать то, что мы изготовили на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках мы изготавливали чайную посуду).

Где такая посуда может быть использована? (Такую посуду можно использовать при игре с куклами).

Когда в жизни мы используем посуду? (Посуду мы используем: во время завтрака, во время обеда, во время полдника и ужина и когда бываем в гостях).

Сегодня у нас необычная встреча. К нам на урок пришли гости. А когда приходят гости, хозяева должны быть гостеприимными. Ребята, а к вам гости приходят? (Да, к нам приходят гости).

Когда ко мне приходят гости, я их всегда угощаю чаем. А что вы делаете, когда к вам приходят гости? (Мы тоже угощаем чаем).

И я сегодня предлагаю вам накрыть стол к чаю для наших гостей.

Найдите на картине лишнее. (Дети внимательно рассматривают картину и находят лишний предмет).

Почему вы решили, что это лишнее?

3. Постановка цели урока.

А чтобы наши гости остались довольны, мы должны правильно накрыть стол. И сейчас мы с вами вспомним, что же нам нужно для чаепития?

4. Работа над темой.

Давайте внимательно посмотрим на плакат. Сейчас я по одному буду вызывать к доске. Вы будете выбирать один из предметов, который нам нужен. (Ребенок выходит к доске, находит предмет на плакате).

2. Для чего это? (Он нужен для …. )

В классе стоят три стола: Первый стол – с посудой. Второй стол – для выбранной посуды. Третий стол – для накрывания стола.

А теперь найди, пожалуйста, этот предмет (чайник) на этом столе и поставь его на другой стол. (Находит предмет на столе и переставляет на другой стол).Учитель.

Ребята, как вы считайте, правильно выбрал Аркаша? (Да, Аркадий выбрал правильно).

Дети выходят по очереди к доске и проделывают эту работу.

Вы хорошо потрудились, правильно выбрали посуду. А сейчас я вас научу, как правильно сервировать стол.

На доску вывешивается по очереди каждое правило.

Правило первое. Стол накрыть скатертью.

(Когда приходят гости, стол нужно накрыть красивой чистой скатертью).

Правило второе. Торт ставят в центр стола.

(Торт освободить от коробки положить на блюдо и разрезать на кусочки).

Правило третье. Вокруг торта ставят остальные предметы.

(Вокруг торта положить чайную пару с чайной ложкой, сахарницу, чайник заварочный).

6. Практическая работа.

Инструктаж перед работой.

Внимательно посмотреть и выбрать нужный предмет!Друг друга не толкать. Работаем коллективно, и помогаем друг другу. Накрываем на стол.Первое и второе правило зачитывают учащиеся и проделывают работу.

Третье правило зачитывает сам учитель, показывает, куда и как ставить чайную пару.

Повторите за мной. (Каждый ребенок берет чайную пару и ставит на стол).

Чего не хватает на нашем столе? (Дети перечисляют)

Поставьте их на наш стол.

Ребята, вам нравится, как мы сервировали стол? Чтобы вы смогли сервировать стол для своих гостей, давайте еще раз повторим правила. А для этого нужно занять свои места. (Повторение, зачитывание правил с доски).

Раздаются карточки для закрепления пройденного материала.

Я надеюсь, что вы все научились сервировать стол, и все ваши гости будут довольны.

8. Оценка работы.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


Старшая группа

Задачи:

  • познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
  • учить детей заваривать чай;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1. CD проигрыватель, диск.

2. Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3. Презентация чайной церемонии.

4. Для оформления праздничного стола:
– белая скатерть;
– чайная посуда;
– хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

– заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5. Пластилин, шаблоны, влажные салфетки.

6. Физическая карта мира.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать чайный стол к приходу гостей.

3 Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию.

В стране восходящего солнца тоже оче6нь любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар поет – гудит

Только с виду он сердит

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар

4. Заваривание чая.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?

Как называется посуда, из которой мы пьем чай?

Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

5. Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)

В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

— Какие виды чая вы знаете?

— Ребята, а какие пословицы вы знаете о чае?

Выпей чайку – забудешь тоску.

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Чай не пьёшь, откуда силу возьмёшь?

Чай не пить, так на свете не жить.

С чая лиха не бывает.

Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

— А теперь отгадайте загадки:

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья.

3. Цветом жёлт и ароматен

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он.

4. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

5. На голове — пуговица,

Одна рука — и та на спине.

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

(Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу,

(хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

(Прыжки на месте)

7. Продуктивная деятельность (лепка)

— Следующая загадка на внимание.

На подносе стоят предметы чайной посуды, но одного не хватает.

— Мы с вами сейчас выполним чашку в технике пластилиновой

живописи. Пластилин наносим скользящими, растирающими

движениями по всему шаблону.

— Вот и готов наш чайный сервиз, есть много чашек, и можно

пригласить гостей.(Дети вытирают руки влажными салфетками)

8. Сервировка стола, этикет.

— Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.

— Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть.

В центр стола ставим самовар, бумажные салфетки, сахарницу, заварник, угощение, лимон. Перед сидящим ставим чашку с блюдцем,

Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Тканевую салфетку кладём слева от блюдца с чашкой ( сервировка стола ).

— Сейчас я познакомлю вас с основными правилами поведения за столом во время чаепития.

1) Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку.

2) Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце.

3) Для лимона кладётся специальная вилочка.

4) Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.

5) Торт кладут на тарелку специальной лопаткой, есть нужно десертной вилкой или ложкой.

6) За столом не следует делать замечания другим.

7) Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.

8) После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.

9) Поблагодарите хозяев.

9. Приглашение к столу

— Вот стол и накрыт.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

И конфеты и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар-

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

10. Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Приглашаем гостей к столу.

11. Итог.

— Наше путешествие подошло к концу.

— О каких странах мы сегодня говорили?

— Что вы узнали нового?

— Сегодня вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.

Читайте также: