Имя существительное конспект урока 11 класс

Обновлено: 08.07.2024

Конспект урока-практикума. Русский язык 11 класс. Правописание существительных.

Содержимое разработки

Калиниченко Лариса Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

План – конспект урока в 11 классе

Учебник «Русский язык.11 класс для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации –М.: Русское слово, 2015. Автор учебника – И. В. Гусарова.

Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.

Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.

Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.

Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.

Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.

Необходимый для работы текстовый материал и используемые учебники.

Содержание урока:

Вступительное слово учителя

Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)

Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)

Раздел русского языка, изучающий звуки. (Фонетика)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов. (Орфография)

Как называются значимые части слова? (Морфемы)

Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)

Слова, близкие по значению, но разные по написанию. (Синонимы)

Что есть у дерева в лесу, и у слова “дерево” на бумаге? (Корень)

Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)

Какая часть речи имеет следующие морфологические признаки: род, склонение, падеж? ( Существительное)

Вступительное слово о значимости подготовки к ЕГЭ

Отработка задания 5 проверяет владение лексическими нормами русского литературного языка Б МАлюшкин с. 45

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.

1.Во дворе дома вырыли новый глубинный колодец.

2. Друзья совершенно не ожидали такого враждебного приема.

3. Младшие братья были настолько доверчивыми, что обмануть их было совсем нетрудно.

4. Актер обладал редким артистическим темпераментом, который легко подчинял себе зрителей

5.Сибирь- благодатный край.

Повторение изученного

Какие слова записаны с ошибкой: пара ботинков, пара носков, новых туфлей, килограмм яблок, знать о солярие, мечтать о посещении, отслужить в армие.?

Исправление ошибок: пара ботинок, пара носков, новых туфель, килограмм яблок, знать о солярии, мечтать о посещении, отслужить в армии

Задание вызвало некоторое затруднение . Почему?

Нужно знать грамматические нормы употребления существительных и правописание их окончаний, которое зависит от склонения и падежа существительного . Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.

II. Изучение нового материала

Повторим правило ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Анализ слайд – таблицы

Следует запомнить отдельную группу слов:

- 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя ) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, - ИЯ, -ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т.е. ИИ). Исключение: на остриЕ.

Самостоятельная работа с учебником, взаимопроверка в парах. Я оказываю консультативную помощь

Работа с учебником:
I. группа- № 89
II. группа - № 90

Справочный материал на стр. 160

3. Взаимопроверка в парах

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 16,17,18 Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов).

Правила, полностью регулирующеговыбор окончания –ы или –и, а также –ов,-ев,-ец пока нет, поэтому желательно обращаться к словарю и многое запомнить.

Работа со слайдом. Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, учащиеся называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование

Цели: повторить лексико-грамматической категории “имя существительное”; отработать умения производить морфологический разбор существительных; повторить правила о правописании падежных окончаний существительных.

I. Проверка домашнего задания

Учитель может предложить работу по карточкам у доски, проверочный словарный диктант.

Дальний Восток, созвездие Малая Медведица, мезозойская эра, гомерический смех, представители символизма, ветераны Великой Отечественной войны, Полтавская битва, крымское побережье, Белорусский государственный университет, решение Европарламента, абсолютный чемпион мира, булгаковский роман “Мастер и Маргарита”, Совет Безопасности ООН, Викин магнитофон, Всеобщая декларация прав человека, стиль барокко.

Бородинское сражение, туманность Андромеды, юрский период, знаменитый акмеист, Великая французская революция, Владимир Красное Солнышко, Крымская война, полтавские улицы, есенинская поэма “Анна Снегина”, Госдума, Иванова книга, премьер-министр Индии, мыс Доброй Надежды, Верховная рада Украины, ариаднина нить, тургеневская проза, Дворец конгресса, Книга рекордов Гиннесса.

II. Работа по теме урока

1. Фронтальная беседа.

— Что изучает морфология?

— По каким принципам слова распределяются по частям речи?

— Дайте определение грамматической категории.

— Сколько частей речи в современном русском языке?

(Учитель обращает особое внимание на грамматический статус причастий и деепричастий.)

2. Самостоятельное чтение учебника.

В процессе чтения учащиеся составляют схему “Лексико-грамматические разряды имен существительных”. После выполнения работы учитель дает образец схемы 5, учащиеся вносят исправления.

Лексико-грамматические разряды имен существительных


3. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

1. Выполнение упражнения 177 (устно).

Из предложенного предложения выпишите имена существительные и определите их лексико-грамматические разряды.

Едва утренний петербургский поезд, еще толком не вынырнув из клубов паровозного дыма, остановился у перрона Николаевского вокзала, едва кондукторы откинули лесенки и взяли под козырек, как из вагона первого класса на платформу спрыгнул молодой человек весьма примечательной наружности (Б. Акунин).

2. Выполнение упражнения 180.

— Подберите прилагательные к существительным первого абзаца. Поможет ли это вам определить род?

— Какая часть речи также позволяет определить род существительного? (Глаголы в форме прошедшего времени ед. ч.)

4. Знакомство с порядком морфологического разбора существительного (с. 116).

Работа в тетрадях и у доски: записать предложение, выполнить морфологический разбор подчеркнутых имен существительных:

Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими.

2. Приготовить комментарий к схеме “Лексико-грамматические разряды существительных”.

3. Упражнение 179.

4. Сделайте морфологический разбор трех имен существительных разных разрядов по выбору.

1) существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ишк-; -[j]я, -[j]е;

2) буквы е, ив окончаниях имен существительных;

3) склонение фамилий, населенных пунктов;

4) варианты падежных окончаний в И. п., род. п. и П. п.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном.

Задачи:

  • через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;
  • способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;
  • закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Оборудование: учебник, презентация.

Вид урока: урок-семинар.

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание повторить, вспомнить всё об имени существительном.

- Но сначчала давайте вспомним группы частей речи. Какие части речи входят в каждую группу (слайд 1)

- А теперь перейдём непосредственно к имени существительному (слайд 2)

- Каждая знаменательная часть речи характеризуется по трём параметрам. Каким? (слайд 3)

- Давайте ответим на вопросы, а потом остановимся на всём подробно.

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. Сколько падежей у имен существительных?
  3. Какой падеж с предлогами не употребляется?
  4. Что обозначает имя существительное?
  5. Какими бывают имена существительные?
  6. Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
  7. Какой падеж без предлогов не употребляется?
  8. Что называется склонением?
  9. Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
  10. Каким членом предложения являются имена существительные?
  11. Как образуются имена существительные?

- Итак, план повторения имени существительного будет представлен следующим образом: (слайд 4)

2. Повторение и обобщение.

Задание 1. Укажите имена существительные среди слов (слайд 5). Выпишите их в тетрадь.

1) соль
2) соление
3) солянка
4) солить
5) соленый
6) посолить
7) посоленный
8) подсаливая
9) рассольник
10) бессолевая
11) солильщик
12) соленость
13) солоно
14) солонка
15) солончаки
16) засолка
17) засолить
18) недосолить
19) рассол
20) насолить

Задание 2.

- Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса?

(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Вспомните, что такое собственные и нарицательные существительные.

- Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr?

2.1 Существительные бывают нарицательные и собственные.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

- Выполните задание письменно в тетради(слайд 6) . Если задание затруднительно, обратимся к теории(слайд 7).

Проверка (слайд 8)

2.2 Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник>,
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз),
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Посмотрим на слайд 9 и выполним задание устно(слайд10) . При затруднении выполнения задания обратимся к слайду 11.

1) русалка
2) леший
3) ладья (шахматная)
4) слон
5) страж
6) мертвец
7) тополь
8) тип (человека)
9) нарцисс
10) книга
11) слушатель
12) кошка
13) стол
14) существо
15) сокровище
16) чудище
17) человечище
18) коровища
19) ножища
20) волчище
21) дружище
22) осина

Задание 3.

Категория рода (слайд 12) .

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род
врач, пес
женский род
машина, Аня
средний род
окно, животное
общий род
пьяница, судья

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж.р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.).

Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т.д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т.к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

- Выполните задание, определив род существительных(слайд 13) . При затруднении обратимся к теории (слайд 14, 16 и 17)

Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу.

Проверка (слайд 15)

Задание 4.

Число имени существительного (слайд 18).

Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа.

Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные) : молодежь, детвора, ельник.

2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед, рожь, сталь.

3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна.

4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение.

5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга.

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы.

2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки.

3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки.

4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, сумерки.

5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

- Некоторые существительные сложно поставить в форму единственного или множественного числа. Правила очень сложны для запоминания.

4.1 Именительный падеж, множественное число (слайд19)

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного или винительного падежа множественного числа (слайд 20).

4.2 Родительный падеж, множественное число (слайд 21)

4.3 Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа (слайд 22)

- Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа (слайд 23).

Проверка (слайд 25).

- Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова (слайд 26).

Задание 5.

- Вспомните падежи имени существительного(слайд 27)

  • Именительный – кто? что?
  • Родительный – кого? чего?
  • Дательный – кому? чему?
  • Винительный – кого? что?
  • Творительный – кем? чем?
  • Предложный – о ком? о чём?

Задание 6.

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? (слайд 28)

Система склонения имен существительных

2-е склонение

3-е склонение

м. р. с окончаниями -а, -я
Например: папа Коля.
ж. р. с окончаниями -а, -я
Например: ваза, няня

м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)
Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.
Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце
Например: площадь, мелочь

- Есть в русском языке несклоняемые имена существительные (слайд 29)

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

6.1 Выполните задание письменно (сайд 30).

Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом.

- Есть у нас в языке особая группа существительных. Они называются разносклоняемые. Разносклоняемые имена существительные (слайд 33) склоняются по-особому и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя, время, знамя, племя, стремя, пламя, имя, темя, вымя, семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.

6.2 Выполните задание письменно в тетради (слайд 34)

Задание 7.Синтаксическая роль имен существительных.

- Что вы можете рассказать о синтаксический роли имени существительного.

- Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным.

Сегодня мальчики набрали в лесу целую корзину грибов.

- Сделайте вывод: каким членом предложения может бытьсуществительное в предложении?

(Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство)

- А может ли быть существительное в предложении определением и сказуемым?

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном.

8. Домашняя работа: повторить параграфы 35–41, упр. 199, 227.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока. Цели: - вспомнить и повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; - расширить знания об имени существительном; - умение определять род, число, падеж имени существительного; - совершенствовать навыки правописания имен существительных; - мотивация к учебному труду.

Тема 1. Части речи. Имя существительное.

Образовательная

вспомнить и повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи;

расширить знания об имени существительном;

умение определять род, число, падеж имени существительного;

совершенствовать навыки правописания имен существительных;

мотивация к учебному труду.

Студент должен знать:

части речи, их основные признаки и синтаксические функции;

имя существительное как часть речи;

лексико-грамматические разряды имен существительных;

особенности склонения имени существительного.

Студент должен уметь:

находить в тексте различные части речи;

характеризовать слово как часть речи;

определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи в предложении;

склонять и спрягать существительные;

выполнять морфологический разбор имени существительного;

правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки;

пользоваться орфографическими словарями.

Развивающая

развивать умение применять теоретические знания на практике;

способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

развивать внимание, память, орфографическую зоркость, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная

содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к предмету, чувство ответственности.

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.

Методическая:

стимулирование познавательной и творческой активности;

усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений, самопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история, спецпредметы.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

Дидактическое оснащение занятия:

1. Мультимедийная презентация темы

3. Раздаточный материал.

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: лексико-грамматические разряды; выполнение упражнений на определение рода и числа имен существительных; склонение; правописание падежных окончаний и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с конспектом, учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация 4-5 мин

3. Контроль уровня знаний 13-15 мин

4. Знакомство с новым материалом. 25-30 мин.

- проблемная постановка темы.

- самостоятельная работа с учебником.

- вопросы на восприятие

5. Закрепление изученного материала 20-25 мин.

- работа с текстом

- ответы на вопросы

7. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

8. Домашнее задание 2 мин

Организационный момент.

Объявление темы и ее мотивация.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы обсудим теоретические вопросы, затем во второй части вы выполните практические задания.

Но, прежде чем мы перейдем к новой теме мы проведем словарный диктант.

Контроль уровня знаний.

Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях, один ученик – у доски)

Варьировать, лосьон, объявление, обязанность, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кощей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.

- Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте.

(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).

4. Знакомство с новым материалом.

1. Проблемная постановка темы.

- К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоятельные части речи)

- Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности. Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)

- Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон? (Предметное)

- К какой части речи относятся слова с предметным значением? (Существительное)

- Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)

- Запишем тему урока.

Имя существительное как часть речи.

2. Самостоятельная работа с учебником.

3. Вопросы на восприятие:

Дайте определение имени существительного. (Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

Укажите лексико-грамматические разряды имени существительного - постоянные признаки. (Конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; Собственные (нарицательные, одушевленные/неодушевленные)

Нарицательные существительные являются обобщёнными названиями однородных предметов: кукла, солист, собака, планета, теплоход, произведение, балет, восстание, водоём.

Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей: Деревня, крестьянин, леопард, гладиолусы, удар, ножницы, сани, духи, жемчужина, снежинка.

К неконкретным существительным относят отвлечённые, вещественные и собирательные существительные: смелость, борьба, вязание, сметана, золото, пшеница, пролетариат, березняк, комарьё.

Одушевлённые существительные являются названиями лиц и животных: друг, сын, Всеволод, дежурный, водяной, баба-Яга, кошка, журавли, скворец, паучок.

Неодушевлённые существительные обозначают названия предметов и явления реальной действительности, не причисляемые к живым существам: лиственница, степь, растения, студенчество, народ, детвора.

Возможен ли переход одушевленных имен существительных в неодушевленные и наоборот? Какие при этом происходят изменения?

Какие существительные не имеют множественного числа? (собирательные)

По каким родам распределяются имена существительные? (ж,м,ср. и общий ряд)

К какому роду относятся несклоняемые имена существительные? (ср. род.)

Назовите слова исключения. (кофе – м.р.; цеце – ж.р. и др.)

Как определить род аббревиатур?

Зачем необходимо знать склонение существительных? (Чтобы грамотно писать). Что вы знаете о склонении существительных? (Есть 1,2,3 склонение, разносклоняемые и несклоняемые существительные).

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом. Сказки

2. Ответы на вопросы:

Определите тип и стиль текста.

О чем этот текст?

Как вы относитесь к сказкам?

Чему учит этот текст?

3. Выполнение заданий.

А) Просклоняйте подчеркнутые словосочетания.

И.п. что? русская культура, поэтическая форма

Р.п. чего? русской культуры, поэтической формы

Д.п. чему? русской культуре, поэтической форме

В.п. что? русскую культуру, поэтическую форму

Т.п. чем? русской культурой, поэтической формой

П.п. о чем? о русской культуре, о поэтической форме.

Б) У доски ученик выполняет морфологический разбор существительного о добре.

О добре 3 - о чем?, имя существительное, т.к. обозначает предмет;

П.п.: 1. Неодушевленное, 2. Нарицательное, 3. ср. р., 4. ІІ скл.

Н.п.: ед. ч., пр. п.; представление (о чем?) о добре - в предложении дополнение.

4. Упражнение № 165 (ученики у доски) 1 вариант конкретные, 2 – отвлеченные, 3- собирательные, 4 –вещественные.

6. Контроль уровня усвоения материала

1. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) шимпанзе (м. р.) В) кафе (ср. р.)

Б) ООН (м. р.) Г) атташе (м. р.)

2. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) растение, трое, возгорание, поле В) натрий, карий, алюминий, всякий

Б) каре, тире, варьете, вместе Г) манго, облако, древко, повидло

3. Какое существительное относится к среднему роду?

А) кофе В) повидло

Б) конферансье Г) плакса

4. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

А) договор. В) паспорт.

Б) вексель. Г) профессор.

5. В каком варианте представлены равноправные варианты?

А) рельс — рельса В) фильм — фильма

Б) ставень — ставня Г) туфель — туфля

6. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.) В) кимоно (ж. р.)

Б) алиби (ср. р.) Г) вуаль (ж. р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

А) бухгалтер. В) парус.

Б) округ. Г) отпуск.

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?

А) инженер. В) торт.

Б) приговор. Г) директор.

9. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?

А) грузин. В) солдат.

Б) армян. Г) сапер.

10. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну?

А) рощи — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

Б) уединенье — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

В) ночь — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе.

Г) звезды — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе.

1. B каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.) В) алиби (ср. р.)

Б) кимоно (ж. р.) Г) вуаль (ж. р.)

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

А) буйвол, воробей, зверь В) робот, покойник, туз

Б) черт, эгоист, леший Г) народ, труп, студенчество

3. Какое существительное относится к мужскому роду?

А) контральто В) тюль

Б) мышь Г) мозоль

4. Какое существительное относится к женскому роду?

А) бандероль В) бра

Б) толь Г) лебедь

5. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?

А) узбек. В) монгол.

Б) грамм. Г) татар.

6. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

А) десять килограммов яблок В) нет осенних туфлей

Б) отряд партизан Г) нет чистых блюдец

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

А) договор. В) паспорт.

Б) вексель. Г) профессор.

8. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?

А) сапер. В) солдат.

Б) армян. Г) грузин.

9. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

А) нет чистых блюдец В) десять килограммов яблок

Б) отряд партизан Г) нет осенних туфлей

10. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И.В. Репину стать выдающимся портретистом?

А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим.

Б) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

В) Репину — существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

Г) портретистом — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

Читайте также: