Сентябрь первый месяц осени 1 класс 21 век конспект урока с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Обороудование: интерактивная доска, проектор, гербарий листьев деревьев местности, электронная презентация, пьеса “Сентябрь” из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим увлектельное путешествие в мир природы.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

- А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)

- Поможем Незнайке разобраться, найдите ошибки и исправьте их.

- Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие времена года вы знаете, назовите. (Слайд № 3)

Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы -
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спчку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

- Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- К какому времени года они относятся? (К осени)

- Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень. Какой месяц осени сейчас наблюдаем? Назовите. (Сентябрь)

- Сегодня на уроке будем говорить о первом месяце осени — сентябре.

3. Работа по теме урока.

(Звучит пьесса “Сентябрь” из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский)

- Вы прослушали музыку, посвящённую Сентябрю, великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? Почему?

- Первый месяц осени — сентябрь. Его зовут “запевалой осени” и “златосветом”. Подумайте, почему?

- Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. (Слайд № 5)

(Читает подготовленный ученик)

Повязала Осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

- В начале сентября выдаются тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист и прозрачен. В нём летаеют серебристые нити паутины. Такие дни называют “Бабьим летом”.

“Коли ясно, то и осень прекрасна” - говорит русская народная пословица.

Итак, какие дни сентября называют “Бабьим летом”?

Отгадайте загадки: (слайд № 6)

Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья)

На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина)

Без рук, а холст ткёт. (Паук)

- Какие признаки осени уже проявили себя в сентябре? Подумайте. Вам помогут подсказки. (Рис.: солнце, небо, ветер, земля, вода, деревья, трава, птицы, звери)

- В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась опускается на землю.

По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В сентябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. (Слайд № 7)

- В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

- Итак, какая погода в сентябре?

(Читает подготовленный ученик)

Закружила Осень
Рыжие метели.
Золотые листья
С клёнов полетели.
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.

4. Экскурсия в школьный парк.

- Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

- Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в школьный парк. Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них.

А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?

Затём вернёмся в класс и продолжим работу.

(Учитель берёт с собой на экскурсию гербарий из листьев деревьев берёзы, клёна, рябины, дуба)

Во время экскурсиии проводится игра “Найди дерево по листочку”.

5. Закрепление знаний.

- Вот мы и вернулись в класс. Сейчас я проверю, были ли вы наблюдательными и внимательными во время экскурсии.

Какие деревья мы видели в школьном дворе? Назовите.

- Какие из них осенью остались зелёными? Почему?

- Какого цвета вы видели небо?

- Были ли на небе облака?

- Выполните задание в тетеради на с. 9.

- Листья каких деревьев вы дорисовали? (Дуба, клёна, осины)

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем зелёным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

(С. Маршак)

6. Дифференцированная работа.

Задание для читающих детей на стр. 17 в учебнике. Самостоятельная работа. Проверка: ответ на вопрос учебника.

- Рассмотрите внимательно рисунок на стр. 10 в тетради.

- Кто и куда спрятался от дождя? Назовите. (Девочка-зонт, лягушка-гриб, мышь-камень)

Работа со слайдом № 8. Приметы сентября. Фронтально.

7. Итог, рефлексия.

- А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали изменения в природе происходящие в каком месяце осени? (В сентябре)

- Деревья в сентябре. (меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать).

- Небо в сентябре. (бледно-голубое).

- Солнце светит. (уже не так ярко как летом).

- Птицы. (готовятся к отлёту).

- В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют. (“Бабьим летом”).

- Молодцы! (слайд № 9) Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение Что мы называем окружающим миром?

Повторение Что мы называем окружающим миром?

Повторение Собери схему из карточек: Неживая природа Живая природа Объекты пр.

Повторение Собери схему из карточек: Неживая природа Живая природа Объекты природы Окружающий мир Человек Предметы, сделанные человеком

Повторение

Отгадай и размести на схеме Из горячего колодца Через нос водица льётся.

Отгадай и размести на схеме Из горячего колодца Через нос водица льётся.


Повторение

Отгадай и размести на схеме Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и.

Отгадай и размести на схеме Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.


Повторение

Отгадай и размести на схеме Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий к.

Отгадай и размести на схеме Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море.


Отгадай и размести на схеме Без языка живёт, Не ест, не пьёт, А говорит и поёт.

Отгадай и размести на схеме Без языка живёт, Не ест, не пьёт, А говорит и поёт.


Повторение

Отгадай и размести на схеме Чёрен – да не ворон, Рогат – да не бык, Шесть ног.

Отгадай и размести на схеме Чёрен – да не ворон, Рогат – да не бык, Шесть ног – да без копыт.


Повторение

Отгадай и размести на схеме Белые горошки На зелёной ножке.

Отгадай и размести на схеме Белые горошки На зелёной ножке.


Повторение

Отгадай Он белёсый и сырой, Опустился над землёй. Словно облако упало, И домо.

Отгадай Он белёсый и сырой, Опустился над землёй. Словно облако упало, И домов не видно стало. Над рекою он плывёт, А с рассветом пропадёт.


Отгадай Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во м.

Отгадай Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле.


Отгадай Вышла туча на прогулку И взяла с собой шкатулку. Туча бегала, резвила.

Отгадай Вышла туча на прогулку И взяла с собой шкатулку. Туча бегала, резвилась, И шкатулочка открылась, И рассыпался вниз – ох! – Круглый, ледяной горох.


Отгадай Прошла Маланья – Зажглося пламя; Пришёл Пахом – Затрясся дом.

Отгадай Прошла Маланья – Зажглося пламя; Пришёл Пахом – Затрясся дом.


Отгадай Дождь прошёл. Раздвинув тучи, К нам пробился солнца лучик. И буквальн.

Отгадай Дождь прошёл. Раздвинув тучи, К нам пробился солнца лучик. И буквально на глазах Мост возник на небесах.


Отличия объектов природы от явлений природы Объекты в природе присутствуют по.

Отличия объектов природы от явлений природы Объекты в природе присутствуют постоянно, а вот явления природы наступают и проходят.



О какой природе идёт речь? Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

О какой природе идёт речь? Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

О какой природе идёт речь? Паутинки стелются по растениям – к осеннему теплу.

О какой природе идёт речь? Паутинки стелются по растениям – к осеннему теплу.

О какой природе идёт речь? Облака низко идут – ожидай стужи.

О какой природе идёт речь? Облака низко идут – ожидай стужи.

Физминутка Выросла я, липка, тоненькой и гибкой – Не ломай меня! Медоносным ц.

Физминутка Выросла я, липка, тоненькой и гибкой – Не ломай меня! Медоносным цветом зацвету я летом – Береги меня! В полдень подо мною спрячешься от зноя – Вырасти меня. Я тебя листвою от дождя укрою – Поливай меня!

Какие признаки осени передал художник?

Какие признаки осени передал художник?

С какого дерева упал каждый лист? У каждого дерева листья особой формы, Напри.

С какого дерева упал каждый лист? У каждого дерева листья особой формы, Например, у берёзы — с мелкими зубчиками.

Что можно наблюдать осенью?

Что можно наблюдать осенью?

Объясните смысл народной приметы. Если в сентябре листья на деревьях дер- жат.

Объясните смысл народной приметы. Если в сентябре листья на деревьях дер- жатся крепко — зима будет поздней (на- ступит поздно).








Самооценка

Самооценка

Самооценка

Самооценка

Самооценка

Итог О чём мы с вами говорили на уроке? Что самое важное необходимо запомнить.

Итог О чём мы с вами говорили на уроке? Что самое важное необходимо запомнить? О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями хотели бы поделиться?

Задание Изобразить осень такой, какой вы её увидели сегодня на уроке.

Задание Изобразить осень такой, какой вы её увидели сегодня на уроке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 651 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.09.2016 12661
  • PPTX 13.1 мбайт
  • 1875 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Туран Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока к предмету окружающий мир для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", автор Н.Ф.Виноградова. Материал из диска "Поурочное планирование для начальной школы" издательство "Учитель".


СЕНТЯБРЬ – ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования понятий живая и неживая природа, выявления имеющихся знаний об изменениях в природе с наступлением осени, представления об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы; способствовать развитию наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать понятия живая и неживая природа, определять понятия листопад, золотая осень, последовательность времен года (начиная с любого), кратко характеризовать сезонные изменения, устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: карточки для схемы, изображения объектов
(см. п. I урока).

I. Повторение изученного материала.

– Вспомните, что мы называем окружающим миром? (Окружающий мир – это всё, что нас окружает: растения, животные, люди, предметы, которые человек делает своими руками, и т. д.)

Таблички разложены на столе, ребята собирают схему, комментируя своё решение.


– Распределите данные рисунки на схеме, найдя объект, о котором говорится в загадке:

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море.

Без языка живёт,

А говорит и поёт.

Чёрен – да не ворон,

Рогат – да не бык,

Шесть ног – да без копыт.

На зелёной ножке.

– Что ещё мы с вами не назвали? (В случае затруднения ребятам даётся подсказка.)

– Что такое туман, дождь, град, гром, молния, радуга? (Это явления природы.)

– В чём их особенность, отличие от объектов природы? (Объекты в природе присутствуют постоянно, а вот явления природы наступают и проходят.)

II. Изучение нового материала.

– Ещё задолго до наступления настоящей осени в природе чувствуется её приближение. Мы с вами были на экскурсии в парке. Как вы почувствовали наступление осени? (В парке, где летом звучали птичьи голоса, теперь стало значительно тише. Птицы готовятся к отлёту. Деревья и кустарники постепенно приобретают осеннюю окраску – яркую и разнообразную. Начали опадать листья, теперь они шуршат у нас под ногами.)

 Гром в сентябре предвещает тёплую осень. (О неживой.)

 Паутинки стелются по растениям – к осеннему теплу. (О живой.)

 Облака низко идут – ожидай стужи. (Речь идёт о неживой природе.)

– Какие изменения в неживой природе вы заметили с приходом сентября? (Солнце всё больше прячется за тучами, всё чаще дует ветер, становится холоднее, идут частые дожди.) Оказывают ли влияние изменения, происходящие в неживой природе, на живую природу? Обоснуйте своё мнение.


Физкультминутка

Цели:
уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе; развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ.


Рекомендации:






Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе. "Начальная школа 21 века". ФГОС. Тип урока: урок открытия новых знаний(УОНЗ)

Цели:
уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе; развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ.

Читайте также: